Направления в развитии региональной экономики и занятости населения
Государственное регулирование региональной экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными госучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социальноэкономической системы к изменяющимся условиям. Это защита научных интересов, формирование инфраструктуры, контроль базовых параметров денежного обращения и т.д. В связи с этим, важнейшей задачей государственного регулирования экономики является обеспечение экономической безопасности страны и ее регионов.
Применительно к Республике Дагестан (РД) выход его из депрессивного состояния и создание региона с развитой, социально направленной рыночной экономикой может происходить параллельно с выходом из кризиса России.
Рынок труда РД характеризуется трудоизбыточностью, в социальном и экономическом отношении является отсталым, депрессивным регионом, и от того, насколько он будет развитым, будет зависеть благосостояние населения, уровень преступности, психологический климат [1].
В настоящее время по ряду экономических, политических, социальных и иных оснований в Дагестане перестали существовать условия и стимулы развития, в силу чего республика не может рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации, поэтому республике необходима специально организованная поддержка со стороны государства, в том числе и в форме реализации специальных программ развития региональной экономики и содействия занятости населения.
Политика в области развития экономики и занятости населения должна быть интегрирована в общую систему макроэкономической политики государства.
Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более эффективное и рациональное использование работников и трудовых ресурсов является главным приоритетом регионального развития.
Необходимо четко определиться в том, какие процессы в сфере занятости и на рынке труда надо активизировать с тем, чтобы трудовая сфера не была тормозом экономического развития. Прежде всего, это антикризисные и стабилизационные действия по преодолению бюджетного и финансового кризиса через активизацию инвестиционной деятельности; проведение институциональной и структурной перестройки в экономике; разрешение неотложных социальных проблем населения.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, требуется: 1) Появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых
ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; 2) Привлечение внутренних и иностранных инвестиций; 3) Обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы; 4) Увязать заработок работников с рентабельностью производства; 5) Искоренить уравнительные тенденции, значительно снижающие трудовую мотивацию работников; 6) Соблюдение и реализация мер по квотированию рабочих мест для слабо защищённых категорий граждан.
Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого хозяйственного рыночного механизма в сочетании с государственным механизмом регулирования. Здесь, необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей.
Дагестан имеет немало резервов для изменения положения к лучшему - это расширение сферы услуг, в том числе и на базе развития малого бизнеса, улучшение взаимоотношений производителей и бюджетов различных уровней в результате увеличения производства, привлечения инвестиций в основной капитал, подъема строительной индустрии [2].
Объективно возникает необходимость в «разработке и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающей через реструктуризацию и структурную перестройку республиканского хозяйства, его адаптацию к местным условиям и рыночным отношениям». В этом направлении, по мнению В.З. Петросянца, усилия органов власти региона должны быть направлены на увеличение инвестиционной активности в регионе [3].
Для сокращения уровня дотационности бюджета РД (по состоянию на 2008 год свыше 70%), развития региональной экономики и занятости населения, необходимо выделить основные приоритеты государственного воздействия на развитие республики, на которых следует акцентировать внимание: 1. Легализация теневого сектора экономики; 2. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата; 3. Поддержание приоритетных направлений развития экономики региона; 4. Усиление государственного контроля за соблюдением законодательства; 5. Реструктуризация реального сектора экономики; 6. Поддержка сектора самозанятости, расширение деятельности малого бизнеса во всех сферах экономики.
Целенаправленное воздействие государственного регулирования на экономические процессы регионов предполагает обеспечение их пропорциональности развития. Тем самым возникает задача создания таких соотношений отраслей, сфер деятельности и производств, при которых достигаются наиболее быстрые темпы роста в длительной перспективе, сбалансированность промышленного производства, развитие всех видов рынка. Поэтому, эффективное воздействие госу-
дарства на развитие регионов становится одним из важных условий совершенствования государственного регулирования социально-экономической политики.
Реализация вышеупомянутых условий, на наш взгляд, приведут к сокращению централизованных дотаций в республиканский бюджет вдвое и более, сформируют предпосылки для перевода экономики и социальной сферы региона на режим самодостаточности.
Литература
1. Кутаев Ш.К. Направления по флексибилизации рынка труда в регионе // Вестник ИНЖЭКОНа, серия: Экономика. - 2008. - № 3 (22) - С. 392-395.; 2. Основные положения Программы социально-экономических преобразований в Республике Дагестан на период до 2010 г. (в 3-х частях). Махачкала, 2005.; 3. Петросянц В.3. Модель национальной экономики Дагестана // Вестник ДНЦ. - 2000. - №8. - С. 85-91.