которых в значительной мере контролируется кредитором;
• группа 4 — «нормальные» предприятия-дебиторы с постоянным оборотом и функционирующим бизнесом;
• группа 5 — предприятия с нулевым оборотом в течение одного года;
• группа 6 — «новые» дебиторы, по которым не было оплаты задолженности или невозможно сделать однозначный вывод о тенденции их поведения при оплате долгов.
Группировка дебиторов позволяет более обоснованно приводить анализ задолженностей, учитывая и оперируя при этом их специфическими чертами. Например, для предприятий 2-й и 5-й групп наиболее вероятным путем погашения просроченной задолженности является возбуждение дела
в арбитражном суде; для предприятий 3-й группы должна быть выработана предприятием-кредито-ром специфическая кредитная политика, учитывающая общие экономические интересы в бизнесе; предприятия 1-й группы требуют специального исследования на предмет значимости допущенной дебиторской задолженности для экономики предприятия-кредитора (количество дебиторов, объемы задолженности, удельный вес продаж дебиторам этой группы в общем объеме продаж предприятия-кредитора).
Список литературы
1. Агропромышленный комплекс России в 2007 году. Стат. сб. — М.: МСХ РФ, 2008.
2. Яковлева, И.Н. Дебиторская задолженность и кредитная политика компании / И.Н. Яковлева. — Справочник экономиста. — № 10. — 2008.
УДК 338.434
Н.Е. Зимин, доктор экон. наук, профессор
Н.О. Дидманидзе, соискатель
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
направления управлением дебиторской задолженностью
Для выработки эффективных решений по снижению дебиторской задолженности определяющее значение имеет выявление мотивов дебиторов и причин задержки ими платежа. Среди многообразия вариантов хозяйственной практики в качестве основных могут быть следующие:
• не планирование возврата задолженности вообще, что попадает под ряд статей Уголовного кодекса. Как правило, это неизвестные компании, недавно образованные, которые не возвращают деньги не за первую поставку, а за третью или четвертую, при этом увеличивая объем закупок. Достигнув критической массы долга, дебитор может уйти в другой бизнес;
• формирование оборотных средств за счет поставщиков. Как правило, у таких дебиторов несколько поставщиков однотипной продукции, и они «ходят по кругу», пока всех не обойдут. Сделав это и оплатив первым в списке, начинают новый круг. Рассматриваемая мотивация и механизм возврата долгов в настоящее время достаточно распространены на продовольственных рынках и рынках товаров массового потребления. Подобное явление характерно, если конкретный вид товара имеет множество аналогов или у его заменителей различия недостаточно ярко выражены. Для предприятий-поставщиков хождение по кругу дебитора мо-
100
жет закончиться превращением просроченной задолженности в безнадежную, так как кому-нибудь из обозначенного дебитором круга поставщиков не хватит денег заплатить по своим долговым обязательствам;
• сезонные разрывы финансовых потоков, связанные с сезонным производством или спросом продукции. Типичными представителями дебиторов с рассматриваемой причиной неплатежей являются предприятия агропромышленного комплекса. Начальным этапом формирования элементов кредитной политики предприятия и его поведения относительно дебиторов является оценка дебиторской задолженности в целом, а также по срокам возникновения. Для этих целей составляются следующие отчеты:
1. Отчет по расчетам с дебиторами (табл. 1). Его назначение состоит в отражении информации по погашению задолженности в соответствии с договорными условиями. Этот вид отчета может составляться один раз в неделю в разрезе выставленных счетов на оплату.
2. Отчет (реестр) старения дебиторской задолженности (табл. 2), который отражает распределение задолженности по срокам неплатежа каждого дебитора, процентную долю этого неплатежа в разрезе рассматриваемого срока и в общей сумме задолженности. Этот вид отчета целесообразно со-
Таблица 1
Отчет по расчетам с дебиторами
№ п/п Покупатель продукции Счет или накладная Дата отгрузки Сумма к оплате Нормативная дата оплаты Период просрочки Дата фактического платежа
1 2 3 4 5 6 7 8
1 1-й
2 2-й
3 3-й
Таблица 2
Реестр старения дебиторской задолженности
№ п/п Покупатель продукции Распределение задолженности по срокам Общая сумма задолженности, тыс. р. Доля в общем объеме, %
до 30 дней 31-60 дней 61-90 дней св. 90 дней
тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 Итого 1-й 2-й 3-й 100
ставлять не реже одного раза в месяц для последующего рассмотрения динамики за квартал и за год.
3. Для сельскохозяйственных предприятий, имеющих выраженную сезонную продажу продукции, рассмотренные отчеты целесообразно дополнить ведомостью непогашенных остатков (табл. 3). В этом случае более рельефно будет показано процентное соотношение дебиторской задолженности в зависимости от сезонности отгрузки продукции, что позволяет прогнозировать ее величину.
Для исследования складывающихся закономерностей изменения дебиторской задолженности в течение продолжительного периода (более чем 1 год) необходимо использовать следующие показатели [1, 2, 3, 4, 5]:
удельный вес дебиторской задолженности в объеме продаж Удз и в оборотных активах предприятия уд
у в _ Д з . У о _ Д з
дз - В > да - 0-’
где Д — среднегодовая величина дебиторской задолженности; В — годовая выручка от продаж продукции; О — среднегодовая величина оборотных активов предприятия.
Ведомость непогашенных остатков платежа
коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
К _ В..
* _ Д
средняя длительность оборота в днях (средний период инкассации) дебиторской задолженности
— ДЗ — 360
Тдз_ ВТ или Тдз_ Т~ ’
Вд К дз
где Вд = В / 360 — дневная выручка от продаж продукции при расчетной годовой длительности продаж в 360 дней;
коэффициент просроченной дебиторской задолженности
Таблица 3
Месяц, квартал Выручка от продаж продукции, тыс. р. Дебиторская задолженность, возникшая в данном месяце
тыс. р. %
1 2 3 4
Январь Февраль Март I квартал сумма сумма
Дп
К _ з
пдз _ ~Д *
При использовании рассмотренных показателей динамики дебиторской задолженности предоставляется возможность выявить замедление (ускорение) оплаты отгруженной продукции, что может служить индикатором привлечения (высвобождения) в оборот дополнительных денежных средств и иллюстрацией платежного поведения покупателей продукции. В зависимости от полученных результатов анализа качества дебиторской задолженности (объемы, длительность отсрочки платежа), предприятию-поставщику необходимо иметь ясный ответ на вопрос: что следует изменить в технологии взаимодействия с дебиторами по снижению
отрицательных экономических последствии для себя? Ответ на поставленный вопрос связан с тактическими приемами и целями принятои кредитнои политики предприятия.
Если предприятие ставит целью захватить максимальную долю рынка, то экономические потери от отсрочки платежа следует рассматривать как плату за принятое решение. С другой стороны, жесткая регламентация требований к предприятиям — потребителям продукции (введение штрафов за несвоевременное погашение задолженности, судебные разбирательства) может привести к их потере, снижению оборачиваемости оборотных средств в целом, демотивации дебиторов в своевременном погашении долгов. Как показывает зарубежная и отечественная практика, в настоящее время наибольшее распространение получила гибкая кредитная политика, предусматривающая:
• установление предельного срока платежа, исходя из которого определяются дополнительные издержки, которые включаются в цену товара;
• вместо цены, повышающейся с удлинением сроков платежа, устанавливают скидки с цены. Они предоставляются, если оплата производится в течение так называемого льготного периода, который существенно меньше фактически сложившегося периода возврата дебиторской задолженности.
В этом случае устанавливается определенная зависимость цены продажи товара от сроков платежа за него: самая низкая — при предоплате или в день отгрузки; самая высокая — в конце фактического срока платежа, превышающего установленный. Использование скидок с цены более предпочтительно, чем надбавок, так как скидки уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Кроме того, поощрение всегда действует эффективнее, чем наказание.
В качестве примера рассмотрим продажу продукции на 100 тыс. р. с 30-дневной отсрочкой платежа (Т = 30) и 10-дневным льготным периодом (t = 10). Установим скидку с цены на этот период в 5 % (q = 5). Это условие продажи принято записывать как «q / t; net 30» или «5/10 до 30», которое предоставляет покупателю выбор: оплатить в 10-дневный срок 95 тыс. р. или в последующие 20 дней со дня отгрузки продукции — 100 тыс. р. по установленной цене.
В сущности покупателю предоставляется товарный кредит на 30 дней в сумме 95 тыс. р., плата за кредит составляет p = 5 тыс. р. Определим простую годовую ставку процента rn, которую называют «издержками пользования товарным кредитом», из выражения:
5ООО
95000 • гп • 30 360 100 ‘
Она будет равна гп = 63,16 % в год, что свидетельствует о высокой стоимости кредита и является аргументом в пользу оплаты продукции в течение срока действия скидки.
Установленная годовая ставка должна быть сопоставлена с уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту. При процентной ставке банковского кредита ниже полученного уровня покупателю будет выгоднее воспользоваться этим кредитом и рассчитаться за продукцию в конце установленного договорного срока платежа.
Предоставление рассмотренной скидки может быть невыгодным для предприятия-продавца. В этом случае должен быть проведен мониторинг величины скидки, продолжительности льготного периода (периода действия скидки) и общего срока кредита. Задача мониторинга заключается в установлении компромисса между снижением выручки от продаж и экономией, связанной с сокращением дебиторской задолженности. Максимальная величина скидки дшах может быть определена по зависимости вида [6]:
г + 360
9 тах _ Га : \ _ ? >
где га — уровень годовой ставки альтернативного дохода, %; Т — срок кредита, дни; ? — срок действия скидки, дни.
Для условий рассматриваемого примера при га = 15 % (уровень ставки банковского кредита) дшах будет равна:
а _ 0,15: 0,15 + 360 _ 0,008, или 0,8 %. тах 30 _10
Если понизить уровень скидки с 5 до 0,8 % при сохранении сроков кредитования (10 и 30 дней), годовая ставка покупателя составит гп = 9,67 % (опре-
опп 99200 • гп • 30, ,
делена из равенства 800 _---------п----), что будет
360 10
невыгодно покупателю. В этих условиях необходимо менять параметры кредитования: размер скидки или сроки льготного или общего кредита.
Определим величину скидки при га = гп, сохранив при этом сроки льготного и общего кредита. Предельный размер скидки для покупателя составит р = 1234 р. [определено из равенства
p
(100000 - p )-15-30
360 10
], что составляет 1,23 %
1234 100 100000
к стоимости продукции.
Таким образом, в условиях рассматриваемого примера покупателю должна быть предоставлена скидка не ниже 1,23 %. В этом случае он будет находиться в равновесии экономических интересов (ра-
венство доходности при оплате в течение 10 дней или использование банковского кредита для оплаты продукции на 30-й день после ее отгрузки). Потери предприятия-продавца в размере 0,43 % (1,23 - 0,8) от цены продукции являются платой за рыночный принцип экономических взаимоотношений «потребитель всегда прав», или продавец должен повысить цену продажи продукции на величину возможных потерь.
Одним из новых для российского рынка способов платежа и форм расчетов является факторинг. Это специфическая, малоизвестная для аграрной экономики финансовая услуга предусматривает покупку требований поставщика продукции к покупателю и инкассацию денежных средств за определенное вознаграждение.
Анализ зарубежной практики показывает, что факторинговые операции ускоряют поступление платежей поставщику продукции, уменьшают его потребность в кредите, снижают риск несвоевременного поступления платежа, так как его берет на себя банк или факторинговая компания. Однако использование предприятиями прогрессивных форм расчетов не снимает основного вопроса, решаемого в процессе совершенствования кредитной поли-
тики: возрастут ли доходы от продаж продукции в большей мере, чем совокупные издержки на ее производство и инкассацию денежных средств? При использовании факторинговых услуг их стоимость значительно выше кредитных. Поэтому в условиях затрудненного доступа отечественных сельхозтова-ропроизводитей к банковским ресурсам внедрение в практику факторинга для настоящего периода затруднено и является делом отдаленного будущего.
Список литературы
1. Батурина, Н.А. Способы оценки дебиторской задолженности с учетом инфляционного фактора / Н.А. Батурина // Справочник экономиста. — 2009. — № 1.
2. Бланк, И.А. Управление использованием капитала / И.А. Бланк. — Киев: Эльга, 2002.
3. Зимин, В.С. Оценка дебиторской задолженности. http://www.ValNet.ru
4. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Н.Е. Зимин, В.Н. Солопова. — М.: КолосС, 2007.
5. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Под ред. М.А. Вахруши-ной. — М.: 2008.
6. Яковлева, И.Н. Дебиторская задолженность и кредитная политика компании / И.Н. Яковлева // Справочник экономиста. — 2008. — № 10.