УДК 332.1(470+571) ББК 65.049(2Рос) Г 62
М.И. Голубова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и налогообложение, Пятигорского филиала Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск. Тел.: (8793)33-11-32, e-mail: [email protected]. Д.С. Паштова
Преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик. Тел.: (8662)42-35-45, e-mail: shogenov_ [email protected].
НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ
МОДЕЛИ РОСТА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье исследованы перспективные направления осуществления структурных преобразований в региональной экономике на современном этапе развития России, для которого свойственны процессы, характерные для исчерпания возможностей прежней модели роста. Рецессия, наличие внешних ограничений, обесценение прежних конкурентных преимуществ ставит перед теорией региональной экономики задачу разработки качественно новой структурной организации, дополнительно актуализируемую в условиях динамичных и глубоких технологических сдвигов в мировой экономике. Установлено, что структурные преобразования предполагают корректную систематизацию элементов структуры региональной экономики, а возрастающие бюджетные ограничения формируют потребность в разработке и применении качественно новых инструментов реструктуризации, адаптированных к потребностям и возможностям субъектов территориального бизнеса. Предложены перспективные направления структурных преобразований региональных экономик Юга России.
Ключевые слова: структурные, преобразования, стагнация, мезо-уровень, рост, направления, модель, смена, направления.
M.I. Golubova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance and Taxation Department, Pyatigorsk Affiliate of North-Caucasian Federal University. Pyatigorsk. Ph.: (8793)33-11-32, e-mail: [email protected]. D.S. Pashtova
Lecturer of Management Department, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik. Ph.: (8662)42-35-45, e-mail: [email protected].
AREAS OF STRUCTURAL TRANSFORMATION OF THE REGIONAL ECONOMY IN THE CONDITIONS OF THE GROWTH MODEL CHANGING
Abstract. The paper studies the perspective directions of the structural changes in the regional economy at the present stage of development of Russia. They are peculiar to the processes of exhausting of the possibilities of the previous growth model. The recession, the availability of external constraints, the competitive advantages of previous impairment confronts the task of developing a qualitatively new structural organization, further actualized in dynamic and profound technological changes in the global economy before the regional economy theory. The authors substantiate that structural changes suggest the cor— 89 —
rect ordering of elements of the regional economy structure. Increasing budget constraints form the need for the development and application of qualitatively new restructuring tools adapted to the needs and opportunities of the territorial subjects of business. The scientific article reveals perspective directions of structural transformation of regional economies in southern Russia.
Keywords: structural transformation, stagnation, the meso-level, growth, direction, pattern, change, direction.
Современная кризисная ситуация в экономике России коренным образом отличается от дефолта 1998 г. и глобального кризиса 2008—2009 гг., поскольку для нее характерны совершенно иные признаки, свидетельствующие об исчерпании ресурсов прежней модели роста и неэффективности действующих организационных механизмов; речь идет об изменении самого способа развития национальной экономики. Негативные изменения на макро-уровне транслируются на мезо-уровень, причем с известным усилением, что обусловлено хроническим дефицитом собственных ресурсов развития региональных экономик. В результате такой форсированной трансляции совокупный региональный долг за последние три года растет значительно быстрее, чем ВРП и бюджетные доходы территорий, что чревато формированием условий финансовой несостоятельности, как известно, не прописанной в российском законодательстве и не имеющей механизмов разрешения [1].
При смене модели роста на первый план выходят задачи осуществления рациональных структурных преобразований, в том числе выделения и фокусированной поддержки перспективных для региональной экономики сфер и отраслей, способных обеспечить устойчивую конкурентоспособность. Главное затруднение здесь состоит в том, что на мезо-уровне отсутствуют необходимые государственные средства для инвестирования и институциональной поддержки необходимых структурных преобразований, что обусловливает необходимость в привлечении федеральных ресурсов и обеспечении заинтересованного участия частных инвесторов. При этом приходится принимать во внимание эффекты, порожденные существенным сжатием мировых рынков энергетических ресурсов и сырьевых товаров, что ограничивает возможности привлечения для структурных преобразований традиционных средств,
получаемых от добычи, первичной переработки и экспорта сырья и топливно-энергетических ресурсов. Многие эксперты отмечают, что указанное сжатие носит стратегический характер и тесно связано с глубокими технологическими сдвигами в современной мировой экономике, уходящей от индустриальных механизмов, и связанного с ними высокого спроса на сырье и энергетические ресурсы; в условиях нарастающих постиндустриальных преобразований ожидать возврата к прежним уровням цен на нефть, газ и иные природные ресурсы уже не приходится. Современная кризисная ситуация подводит определенную черту под длительным этапом последовательного наращивания добычи и продажи запасов национальной природной кладовой в целях обеспечения достаточного уровня потребления населения страны и ее регионов [2].
Осуществляя поиск перспективных направлений структурных преобразований в региональной экономике, необходимо учитывать накопленный территориями опыт хозяйственного развития и опираться на реальные предпосылки структурных изменений, отказываясь от явно надуманных «новаций», не опирающихся на объективно существующие условия. Отсюда — концептуальные ориентиры поиска новых возможностей структурной организации региональных экономических систем в условиях смены модели роста. Для эффективного распоряжения имеющимися в данном отношении возможностями целесообразно сосредоточиться на двух взаимосвязанных задачах:
во-первых, на выборе наиболее перспективных для региональной экономики сфер и видов деятельности, способных обеспечить формирование необходимых конкурентных преимуществ, обеспечивающих;
во-вторых, на согласовании интересов возможных участников структурных преобразований, расширении доверия
между ними, что необходимо для обеспечения успеха.
В структурных преобразованиях чрезвычайно важна преемственность — полный разрыв с историческими традициями, попытки осуществления институционально-хозяйственных революций не могут быть эффективны. Так, для ряда регионов Юга России одним из наиболее перспективных направлений структурных преобразований является фокусированное развитие функциональных подсистем оздоровительного профиля, опирающихся на значительный опыт и традиции в сферах рекреации, туризма, организации познавательных поездок, организации фитнес-клубов и др. [3]. Приведем необходимые пояснения и аргументы.
Ускорение постиндустриальных преобразований, взаимодействие интеграции и дифференциации хозяйственных связей, развитие пространственной конкуренции обусловливают потребность поиска новых, эффективных форм организации региональной экономики, обеспечивающих задачи роста, конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности. Исчерпание ресурсов прежней модели роста дополнительно актуализировало данную задачу, сфокусировав внимание исследователей на возможностях создания качественно новых субрегиональных локализаций, ориентированных с учетом доминирующих тенденций глобального хозяйственного развития [4].
Необходимо учитывать, что указанные локализации могут сложиться лишь на основе совокупности достаточных материальных и идеальных предпосылок; здесь должен быть в полной мере учтен разносторонний опыт формирования кластеров и ОЭЗ, преобразования индустриальных зон региональных городов и др. [5].
Доминирующая роль человеческого капитала на современном этапе развития формирует задачу создания субрегиональных локализаций, обеспечивающих воспроизводство мезо-уровневого базиса данного капитала — потенциала здоровья территориального сообщества. В эвристическом плане конструктивным для решения данной задачи является объективное противоречие:
— с одной стороны, ресурсы и факторы воспроизводства потенциала здоровья
распределены по различным секторам региональной экономики и находятся под контролем различных экономических субъектов;
— с другой стороны, формирование конкурентных преимуществ в процессе развития человеческого капитала на мезо-уровне предполагает комбинирование и переплетение указанных ресурсов и факторов с целью создания продуктивных капитальных комбинаций и извлечения синергетического эффекта [6].
Для разрешения указанного противоречия необходим синтез его сторон, что может быть обеспечено посредством интеграционного взаимодействия между секторами региональной экономики, включенными в процесс воспроизводства потенциала здоровья территориального сообщества. Результаты качественного анализа предпосылок такого взаимодействия приведены в таблице 1.
Обобщение результатов анализа данных, представленных в таблице 1, позволяет сформулировать вывод о том, что на мезо-уровне сложились определенные ценностные, организационные и институциональные предпосылки интеграционного взаимодействия между секторами региональной экономики, включенными в процесс воспроизводства потенциала здоровья территориального сообщества. Вместе с тем, указанные предпосылки не обладают потенциалом самореализации, что предполагает выдвижение соответствующей идеи интеграционного взаимодействия и разработку соответствующей политики.
Обобщение приведенных положений позволяет выдвинуть научную идею целевой ориентации интеграционного взаимодействия между анализируемыми секторами региональной экономики на формирование и развитие хозяйственных локализаций оздоровительного профиля для обеспечения потребностей формирования на мезо-уровне потенциала здоровья людей, играющего фундаментальную роль в воспроизводстве человеческого капитала.
В основание данной научной идеи положены следующие принципы:
А. Комбинирование возможностей экономической политики на мезо-уровне и естественных сил рыночного притяжения в условиях концентрации хо-
Таблица 1
Анализ предпосылок интеграционного взаимодействия между секторами региональной экономики России,
включенными в воспроизводство потенциала здоровья
Сектора, включенные в воспроизводство потенциала здоровья Ценностные предпосылки интеграционного взаимодействия Организационные предпосылки интеграционного взаимодействия Институциональные предпосылки интеграционного взаимодействия
Медицинский сектор Утверждение системного характера ценности потенциала здоровья на мезо-уровне Диверсификация сектора, развитие страховой медицины, формирование конкурентной среды в секторе Обновление нормативной базы, поддержка конкурентной среды
Санаторно-курортный сектор Потребность в возвышении ценности услуг рекреации Острая необходимость привлечения инвестиций Преобразование отношений собственности в секторе
Спортивно-оздоровительный сектор Индивидуализация системной ценности потенциала здоровья Формирование системы менеджмента, востребованной другими секторами Утверждение рациональных форм поведения экономических субъектов
Сектор общественного питания Закладка фундаментальных основ системной ценности потенциала здоровья Развитие организационных связей с другими секторами Воспроизводство устойчивых контрактных связей с другими секторами
Сектор обучения основам здорового образа жизни Подкрепление системной ценности потенциала здоровья соответствующими компетенциями Зависимость сектора от заказов, поступающих из других секторов Утверждение рациональных форм поведения экономических субъектов
Сектор специальной инфраструктуры Инфраструктурная поддержка системной ценности потенциала здоровья на мезо-уровне Острый дефицит элементов специальной инфраструктуры, который может быть восполнен при развитии взаимодействия Региональные нормы и проекты, предполагающие реализацию совокупности инфраструктурных проектов
зяйственных связей в компактной зоне развития (силы рыночного притяжения складываются на основе спецификации активов, контрактов и форм поведения участников регулярно воспроизводимых транзакций).
Б. Расширенное воспроизводство человеческого капитала региональной экономики, что обусловливает потребность в адекватном развитии потенциала человеческого здоровья, из которого исходит человеческий капитал [7].
В. Формирование в соответствующих секторах региональной экономики эффективных капитальных комбинаций, ориентированных на формирование фундамента здоровья человеческого капитала региональной экономики, что позволяет рассчитывать на извлечение необходимых эффектов [8].
Определяя системный компонент региональной экономической политики, необходимую для реализации выдвинутой научной идеи, раскроем императивы формирования и развития хозяйственных локализаций оздоровительного профиля на мезо-уровне:
— использование возможностей государственно-частного партнерства в целях расширенного воспроизводства человеческого капитала региональных экономик, что консолидирует государственные и частные ресурсы развития потенциала здоровья территориального сообщества;
— инвестиционная и инструментальная поддержка процесса интеграционного взаимодействия функционально связанных секторов региональной экономики, ориентированных на развитие потенциала здоровья;
— фокусированное развитие естественным образом возникающих территориальных локализаций оздоровительного профиля, способных обеспечить необходимый уровень собственной конкурентоспособности и конкурентоспособности региональной экономики;
— организационная и институциональная поддержка спецификации активов участников локальных рынков, ориентированных на воспроизводство потенциала здоровья, с учетом определяющей роли спецификации в формировании системного качества взаимодействия между указанными участниками;
— осуществление системной модернизации секторов региональной экономики, ориентированных на развитие потенциала здоровья, курс на преодоление накопленного ими отставания, с опорой на реально имеющиеся ценностные, организационные и институциональные предпосылки преобразований [9].
Складываясь в хозяйственном пространстве региона, те или иные функциональные локализации проходят через процесс воспроизводства, что обеспечивает следующие результаты их становления и развития:
— закрепление одних субрегиональных образований в движении территориального хозяйства и распад других образований, не обеспечивших необходимого уровня конкурентоспособности и, соответственно, не получивших общественного (рыночного) признания;
— выявление основных ресурсов, необходимых для обеспечения потребностей утвердившихся субрегиональных образований, а также специфических функций, реализуемых ими по отношению к региональной экономической системе, во внутренней среде которой такие образования возникли;
— институциональное упорядочивание отношений в утвердившихся субрегиональных образованиях, что обеспечивается с помощью совокупности мезо-уровневых норм права и традиций, контрактов локальных рынков, а также статусов и форм экономического поведения их участников.
Характер заявленной научной проблемы предполагает подкрепление познавательного потенциала системного подхода соответствующими возможностями ряда современных направлений экономической науки, выбор которых обусловлен основными аспектами воспроизводства в региональных локализациях оздоровительного профиля:
— характеристики воспроизводства в таких локализациях, отношение данного процесса к определенному типу воспроизводства, его устойчивость;
— ориентация исследуемого процесса на развитие фундамента человеческого капитала, связь его с ключевым активом новой экономики;
— участие региональных локализаций оздоровительного профиля в про-
странственной конкуренции, формирование ими новых конкурентных преимуществ и участие в обеспечении конкурентоспособности на мезо-уровне;
— обобществление экономических отношений в ходе воспроизводства потенциала здоровья территориального сообщества, которое приводит к возникновению новых организаций и пространственных систем;
— комбинирование и переплетение ресурсов, интеграционное взаимодействие участников формирования региональных локализаций оздоровительного профиля, создание ими систем более высокого порядка;
— возникновение и развитие сил рыночного притяжения между участниками указанных локализаций, которое приводит к спецификации их активов, контрактов и форм рыночного поведения.
Отметим, что для создания указанных функциональных подсистем необходима системная и углубленная оценка ресурсов развития воспроизводства в региональных локализациях оздоровительного профиля, поскольку комбинирование и переплетение в одной зоне развития и на одной инфраструктурной платформе совокупности коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальных пред-
принимателей, включенных в процесс репродукции потенциала здоровья людей, относящихся к различным территориальным общностям, создает как новые потребности в ресурсах, так и соответствующие возможности ресурсного обеспечения в рамках хозяйственной локализации. При этом имеет место выходящий за пределы исследуемой локализации внешний эффект в виде существенного преобразования всей ресурсной базы региональной экономики [10].
Подведем итоги исследования, осуществленного в данной статье. Глубина кризиса в региональной экономике свидетельствует об исчерпании возможностей действующих механизмов и институтов хозяйственного развития, что предполагает осуществление глубоких структурных преобразований. В данном отношении востребованы особые механизмы формирования и развития функциональных подсистем региональной экономики, в основе которых — взаимодействие естественно складывающихся сил рыночного притяжения и адресного воздействия возможностей региональной экономической политики. На Юге России в качестве таких функциональных подсистем региональной экономики выступают подсистемы оздоровительного профиля.
Примечания:
1. Рисин И.Е. Региональная кластерная политика: содержание и механизм реализации. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2014.
2. Ермоленко A.A. Методология политической экономии в исследовании неоднородных экономических систем // Научная мысль Кавказа. 2012. № 2.
3. Нуреев P.M. Периферия мирового хозяйства // Terra economicus. 2014. № 1.
4. Тамов A.A. Методологические аспекты исследования внутрирегиональной социально-экономической ассиметрии проблемных регионов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. Вып. 4 (130). С. 189-193.
5. Прохорова В.В., Кравченко Н.П. Особая экономическая зона как инструмент развития территории // Бизнес в законе. 2010. № 3. С. 322-325.
6. Клочко E.H., Межлумова В.Р. Раскрытие принципов оптимизации взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2015. Вып. 1(155). С. 189-195.
7. Слепаков С.С. Модернизация кластера «курорт-рекреация» в агломерационной системе. Детерминанты и стратегические перспективы. Саарбрюккен: LAP & Co.KG, 2011. 304 с.
8. Симонян Г.А. Стратегическое управление организациями сферы услуг. Сочи: Изд-во СНЦ РАН, 2009.
9. Иншаков О.В. Модернизация экономики Юга России. М.: Наука, 2008.
10. Ермоленко A.A., Ермоленко Анд.А. Крутизна движения России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2013. Вып. 4(127). С. 15-19.
References:
1. Risin I.E. Regional cluster policy: content and mechanism imple-tion. Voronezh: SGMP 2014.
2. Ermolenko A.A. The methodology of the study of political economy inhomogeneous economic systems// Scientific Thought of Caucasus. 2012. № 2.
3. Nureyev R.M. The periphery of the world economy // Terra economicus. 2014. № 1.
4. Tamov A.A. Methodological aspects of the study of intra-regional economic and social asymmetry problem regions // Bulletin of the Adyghe State University Ser. Regional Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies. 2013. Issue 4 (130). Pp. 189-193.
5. Prokhorova V.V., Kravchenko N.P. The special economic zone as an instrument of development of the territory // Business-in-law. 2010. № 3. Pp. 322-325
6. Klochko E.N., Mezhlumova V.R. Disclosure principles to optimize the interaction of scientific and educational processes in the modernization of educational services of the Russian Federation // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2015. Issue 1 (155). Pp. 189-195.
7. Slepakov S.S. Modernization of the cluster «resort-recreation» in the sintering system. Determinants and strategic perspective. Saarbrtcken: LAP & Co.KG, 2011. 304 pp.
8. Simonyan G.A. Strategic management of service organizations. Sochi: SSC RAS, 2009.
9. Inshakov O.V. Modernization of the economy of the South of Russia. M.: Nauka, 2008.
10. Ermolenko A.A. Ermolenko And. A. The slope of the motion in Russia // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2013. Issue 4 (127). Pp. 15-19