DOI 10.47576/2949-1878_2023_9_26 УДК 332
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Махмудов Даниял Рустамович,
аспирант, Институт мировой экономики, г. Дербент, Россия Мукаилов Амиран Умарович,
аспирант, Институт мировой экономики, г. Дербент, Россия
Гаджимурадов Ахмад Гаджимурадович,
аспирант, Институт мировой экономики, г. Дербент, Россия
В статье представлены основные направления формирования рынка туристических услуг, определена экономическая суть факторов развития предпринимательства в сфере туризма, рассматриваются особенности развития рынка туристических услуг под влиянием различных факторов.
Ключевые слова: рынок туристических услуг; предпринимательская деятельность; туристический продукт; турист; туристский спрос; туристическое предложение; сфера туризма; инвестиции; туристический потенциал.
UDC 332
DIRECTIONS FOR IMPROVING THE MANAGEMENT OF TOURISM
INDUSTRY ENTERPRISES
Makhmudov Daniil Rustamovich,
Postgraduate student, Institute of World Economy, Derbent, Russia Mukailov Amiran Umarovich,
Postgraduate Student, Institute of World Economy, Derbent, Russia
Gadzhimuradov Ahmed Gadzhimuradovich,
PhD student, Institute of World Economy, Derbent, Russia
The article presents the main directions of the formation of the tourism services market, defines the economic essence of the factors of entrepreneurship development in the tourism sector, examines the features of the development of the tourism services market under the influence of various factors.
Keywords: tourism services market; entrepreneurial activity; tourist product; tourist; tourist demand; tourist supply; tourism sector; investment; tourism potential.
Стратегической целью развития туризма в России является обеспечение на мировом рынке конкурентоспособной туристической отрасли на основе максимально полного удовлетворения спроса туристов, эффективного осуществления производственно-продуктовой деятельности, рационализации использования рекреационных ресурсов, поступления валютных средств. Обозначенные параметры возможно достичь на основе глубоких знаний законов и закономерностей рыночной экономики, а также особенностей
предпринимательской деятельности в туризме.
Современный туристический рынок, выполняя ряд специфических функций (реализации стоимости и потребительской стоимости туристского продукта; организация процесса доведения туристского продукта к потребителю (туристу); согласование производства и потребления туристического продукта и др.), активизирует предпринимательскую деятельность, и способен принести положительный результат в обеспечении
устойчивого развития отечественной туристской отрасли.
Для создания благоприятных условий реализации программ повышения эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий сферы туризма необходимо, с одной стороны, эффективно использовать факторы производственно-продуктовой деятельности, стремиться к получению прибыли, а с другой - реализовы-вать творческий человеческий потенциал, внедрять современные предпринимательские технологии.
Проблемы и особенности осуществления предпринимательской деятельности в современных условиях хозяйствования находят свое отражение в научных экономических исследованиях. Например, принципы предпринимательства, классификация форм и видов субъектов предпринимательства в туризме, организация и планирование туристической деятельности в рыночных условиях отражаются в научных публикациях отечественных ученых, среди которых В. А. Балабан, В. С. Боголюбов, В. А. Квартальнов, Т. И. Михайло -ва, Д. В. Петров, И. П. Филиппов и др.
Как показывает практика, несмотря на наличие достаточно большого количества исследований в сфере туризма, тем не менее отсутствует комплексный подход к решению вопросов управления предпринимательской деятельностью субъектов туристического бизнеса.
Следовательно, вопрос совершенствования управления предпринимательской деятельностью не утратил своей актуальности для предприятий туристической сферы, и требует дальнейших системных исследований с учетом современных условий хозяйствования, отраслевых особенностей и норм отечественного законодательства.
На практике каждое предприятие самостоятельно решает задачи организации управления и выбора эффективных технологий предпринимательской деятельности. В настоящее время отечественные туристические предприятия недостаточно активны в основных сферах их деятельности. Так, в финансовом отношении нет поиска наиболее выгодных источников финансирования, организационная форма не всегда обоснована относительно размера и объемов деятельности, материально-техническое обеспечение
не соответствует современным требованиям. В туризме отсутствует действенный механизм поддержки предпринимательства со стороны государственных органов, который бы отвечал современным потребностям. Вышеуказанная проблемная ситуация побуждает к поиску методов активизации предпринимательской деятельности отечественных туристических предприятий.
Среди факторов развития туризма большинства стран, и Россия не является исключением, важную роль играют предпринимательство и субъекты, которые его осуществляют, - предприниматели. Термин «предпринимательство» впервые ввел в начале XVIII в. английский экономист Р. Канти-льон, определяя его как самостоятельную деятельность, направленную на получение дохода (прибыли) и связанную с хозяйственным риском. Научная экономическая литература рассматривает предпринимательство с разных позиций: как экономическую категорию, метод ведения хозяйства и тип экономического мышления [1; 3; 4; 7].
Например, П. П. Герасимов рассматривает предпринимательство в качестве экономической категории, представляющей собой особый тип хозяйствования, где «...главным субъектом является предприниматель, который рационально комбинирует факторы производства на инновационной основе и собственной ответственности, организует и руководит производством с целью получения предпринимательского дохода» [2]. В представленном определении указываются два основных признака предпринимательства: во-первых, это особый тип субъекта хо -зяйствования со своими новаторскими способностями; во-вторых, успех построен на инновационной деятельности.
В данном случае к предпринимательству целесообразно отнести и практику по предоставлению туристических услуг, выступающих объектом деятельности туристических предприятий.
Таким образом, под туристическим предпринимательством целесообразно понимать деятельность, связанную с производством и реализацией турпродуктов и отдельных туристических услуг, необходимых для удовлетворения познавательных и рекреационных потребностей туристов, с целью получения прибыли.
Экономической предпосылкой предпринимательства является частная собственность на средства производства. Однако для развития предпринимательства в туризме необходимы не только частная собственность, но и ряд условий, основными среди которых являются:
- политическая, экономическая и социальная стабильность в регионе;
- льготный налоговый режим для социальных видов туризма;
- развитая туристическая инфраструктура;
- интеграция страны в мировые экономические структуры и гибкий механизм участия туризма в глобализационных процессах.
Предпринимательская деятельность в сфере туризма характеризуется следующими особенностями:
- для потребления турпродукта или отдельных туристических услуг турист должен лично прибыть в место их предоставления;
- обособленность спроса и предложения туруслуг требует тщательного планирования предпринимательской деятельности в туризме;
- для развития туристического предпринимательства необходимо создание развитой индустрии туризма, которая появилась благодаря массовому спросу на туристические услуги. Индустрия туризма представляет собой совокупность различных субъектов туристической деятельности (гостиницы, туристические комплексы, кемпинги, мотели, пансионаты, предприятия питания, транспортные, учреждения культуры и т.п.), обеспечивающие прием, обслуживание и перевозку туристов;
- осуществление предпринимательства в туризме обычно связано с тем, что туристиче -ское обслуживание несет в себе культурологическую направленность, познавательный аспект, а туристическая услуга производит глубокое эмоциональное впечатление (высокая познавательная сила влияния рассказа экскурсовода);
- предпринимательская деятельность в туризме осуществляется на основе договора купли-продажи тура, согласно которому одна сторона (туроператор, турагент) за согласованную плату обязуется обеспечить предоставление другой стороне (туристу) комплекса туристических услуг;
- использование в процессе предпринимательской деятельности скидок или других льгот для туристов с целью стимулирования сбыта туристических услуг. Туристические услуги не могут накапливаться и храниться для дальнейшего потребления (места в отеле, каюте на круизном лайнере, купе в поезде). Если продажа не состоялась, туристическое предприятие терпит убытки [5].
В свою очередь, структура туристической отрасли предполагает сосуществование различных по размерам предприятий, объективной основой которых являются формы организации производственно-продуктовой деятельности. Предпринимательская деятельность осуществляется в различных масштабах, и ее субъекты подразделяются на малые, средние и крупные. В нормативных актах России используются два основных критерия классификации предприятий по размеру: количество работников и объем валового дохода. Современная практика хозяйствования свидетельствует: разные по размеру предприятия взаимно дополняют друг друга. Благоприятные условия для развития различных по масштабам деятельности предприятий дают хорошие результаты на общеотраслевом уровне.
Поэтому экономика ряда зарубежных стран базируется на крупных организационно-хозяйственных структурах, которые обеспечивают ее стабильность и лучшую управляемость, создают потенциал для крупномасштабной реализации инноваций, и на предприятиях малого бизнеса, способствующих гибкости операционной деятельности и индивидуализации обслуживания потребителей, созданию конкурентной среды и повышению интенсивности конкуренции, что приводит к прогрессивному развитию отрасли и экономики в целом.
Анализируя развитие предпринимательства на рынке туристических услуг в России следует отметить, что предприятия-субъекты туристической деятельности преимущественно относятся к категории малых. Согласно данным ФСГС доля малых предприятий в общем количестве туристических предприятий на 01.01.2023 года составила 94,7 %.
Заметим, что среди малых предприятий в туризме, по данным статистики, преобладали микропредприятия, у которых среднее
количество работников за отчетный год не превышало 10 человек, а годовой доход от реализации услуг не превышал сумму в 3-10 млн руб. Однако количество турфирм за
2010-2022 гг. на рынке туристических услуг постоянно увеличивалось, за исключением периода, вызванного пандемией коронави-русной инфекции (2020 г.) (рис. 1).
Рисунок 1 - Количество турфирм на рынке туристских услуг в России (2010-2022 гг.) (ед.) [9]
Несмотря на то что объективно ситуацию в отечественной туриндустрии можно объяснить тем, что туристические предприятия в полной мере ощущают на себе бремя экономической и политической нестабильности бизнес-среды, тем не менее в 2010-2022 гг.
на отечественном рынке туруслуг, по данным Федеральной службы государственной статистики, наблюдается рост как числа реализованных населению турпакетов, так и их стоимость (рис. 2-3).
Рисунок 2 - Количество реализованных населению турпакетов (2010-2022 гг.), ед. [9]
В частности, в 2010 г. в среднем на одну турфирму приходилась реализация 477 турпакетов, 2016 г. - 270 и в 2022 г. - 387.
По стоимости также в среднем исчислении в 2010 г. одной турфирмой приходилось получить 18383,8 млн руб. дохода, в 2016 г. -15538,5 млн руб. и в 2022 г. - 32539,6 млн руб.
То есть на рынке туриндустрии за последние 10 лет объем услуг и полученных от них доходов увеличился почти в два раза (176,8%).
Данная тенденция обусловлена тем, что в группу средних по объему предприятий входят туроператоры массового рынка, деятельность которых направлена на обслуживание
значительных туристических потоков в попу- турагентства по характеру осуществляемых
лярные туристические центры и курорты, что в свою очередь, обеспечивает им более массовую реализацию турпакетов, хотя и по более низким ценам. В то время как основные представители группы малых предприятий -
операций являются розничными продавцами и реализуют услуги непосредственно конечным потребителям-туристам для их личного использования.
Рисунок 3 - Стоимость реализованных населению турпакетов (2010-2022 гг.), млрд руб. [9]
На глобальном уровне в мире наблюдается союз двух направлений развития рынка туристических услуг:
1) интенсивный (развитие индустрии туризма «вглубь»), направленный на разнообразие предложений на рынках всех уровней и ответными ведущими позициями на мировом и региональном рынках;
2) экстенсивный (развитие индустрии туризма «вширь»), направленный на освоение в сфере туризма новых территорий (регионов, стран и отдельных их частей), которые на этом этапе имеют значительные относи-
тельные преимущества, к мировому туристическому процессу путем создания индустрии туризма по мировым стандартам [6].
В данном случае анализ въездного и выездного потоков туристов в России свидетельствует о доминировании выездных туристских мероприятий в другие страны населением страны, причем если, например, в 2014 г. разница составляла 168 % в пользу выездных туров, то в 2022 г. данная тенденция увеличилась более чем на 100 п.п. и составила 272,8 %. (рис. 4).
Рисунок 4 - Динамика въездных и выездных турпотоков в России (2014-2022 гг.), тыс. [9] ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Необходимо отметить тот факт, что развитию туристического предпринимательства в России на 70 % территорий страны препятствует ряд факторов: политическая нестабильность, неблагоприятные экологические факторы, неразвитость туристической инфраструктуры, несоответствие комфортности проживания большей части гостиниц для приема граждан ценам на гостиничные услуги; рост цен на гостиничные и туристические услуги, падение реальных доходов населения, отсутствие должного развития внутреннего туризма, несовершенство законодательной базы, отсутствие средств на реконструкцию памятников истории и архитектурного искусства и продвижение возможных туристических маршрутов, ограниченный ассортимент услуг.
Многообразие туристических услуг могут предложить преимущественно туристические предприятия в крупных городах, общепризнанных зонах рекреации и туризма, некоторых исторических и культурных центрах, в то время как в большинстве регионов России можно развивать промышленный, оздоровительный, экологический, даже экстремальный и другие виды туризма. По сути, туризм в России можно признать на начальной стадии развития [8].
Для решения указанных проблем необходима стабильная поддержка государства.
В данном случае Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2439 принята государственная программа развития туризма с изменениями от 14.07.2023, предусматривающая развитие туристического потенциала страны и создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и иностранных граждан в туристических услугах.
Нуждаются в разработке и внедрении прогрессивные методы и стандарты туристического обслуживания, необходимо обеспечивать государственную поддержку предпринимателей малого бизнеса и самозанятых граждан, оказывающих услуги в сфере туризма, повышать эффективность использования рекреационных ресурсов и объектов культурного наследия, укрепить материально-техническую базу туризма. Среди важных
направлений работы по вопросам развития туризма является создание положительного имиджа России как туристического государства и активное продвижение турпродукта за рубежом.
Условиями устойчивого развития сферы туризма могут стать повышение уровня конкурентоспособности услуг туристических предприятий путем расширения номенклатуры услуг, использование новых методов обслуживания туристов, разработка стандартов туристического обслуживания в соответствии с международными требованиями, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития туризма, создание организационно-экономических условий для развития малого бизнеса в туристической сфере, развитие туристических дестинаций, повышение уровня комфортности обслуживания путем осуществления реконструкции материально-технической базы с привлечением внутренних и внешних инвестиций, создания общегосударственной информационной туристической сети и ее интеграция в мировую информационную систему, содействие развитию международного сотрудничества в сфере туризма, популяризация нашего государства в мире и продвижение отечественных туристических продуктов в мировом информационном пространстве.
Преодоление негативных тенденций, создание благоприятных условий для развития туризма должны стать приоритетными направлениями ускорения экономического и социального роста страны.
По результатам исследований можно сделать вывод, что развитие туристического предпринимательства может оказать положительное влияние на становление и развитие туристической отрасли. Это возможно проследить через призму функций предпринимательства, которые выполняются им в случае становления стабильной экономической ситуации и государственного регулирования его развития. Туристический кластер России представлен преимущественно малыми туристическими предприятиями (94,7%), которые функционируют в постоянно меняющихся условиях и играют значительную роль в формировании экономики туризма страны. Негативная динамика показателей деятельности туристических предприятий в 2020-2021 гг. стала результа-
том влияния кризисных явлений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции и недостаточного развития туристической инфраструктуры. Для преодоления негативных тенденций предпринимательской деятельности в туризме важно улучшение туристического потенциала, усиление маркетингового компонента в экономике туризма, развитие туристической инфраструктуры и проведе-
ние работы по повышению качества услуг, предоставленных субъектами предпринимательской деятельности в туризме.
От умения внедрять современные предпринимательские технологии зависит уровень достижения туристическими предприятиями цели их деятельности и высоких финансовых результатов.
Список литературы _
1. Балабан В. А., Елисеева Т. И. Организация и менеджмент гостиничного хозяйства. Владивосток, 2018. 213 с.
2. Герасимов П. П. К вопросу об экономической сущности и содержании предпринимательства // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8 (75). С 115-126.
3. Квартальнов В. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М., 2018. 265 с.
4. Корсун Т. А. Предпринимательство как сфера реализации способностей собственников в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Вестник ВСГУТУ), 2016. № 6 (63). С. 125-131.
5. Михайлова Т. И. Управление туристским предприятием. М. : КноРус, 2016. 176 с.
6. Петров Д. В. Методы и модели управления туризмом. М. : Экономистъ, 2018. 160 с.
7. Федорова Т. А. Управление рисками и страхование в туризме : монография. Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2020. 192 с.
8. Филиппова И. П. Менеджмент туристического предприятия. М. : КноРус, 2017. 256 с.
9. Развитие туриндустрии в России: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat. gov.ru (дата обращения: 01.05.2023).
References -
1. Balaban V. A., Eliseeva T. I. Organization and management of the hotel industry. Vladivostok, 2018. 213 p.
2. Gerasimov P. P. On the question of the economic essence and content of entrepreneurship. Almanac of modern science and education. 2013. No. 8 (75). pp. 115-126.
3. Kvartalnov V. Strategic management in tourism: modern management experience. M., 2018. 265 p.
4. Korsun T. A. Entrepreneurship as a sphere of realization of the abilities of owners in modern conditions. Bulletin of the East Siberian State University of Technology and Management (Bulletin of VSGUT), 2016. № 6 (63). Pp. 125-131.
5. Mikhailova T. I. Management of a tourist enterprise. M. : KnoRus, 2016. 176 p.
6. Petrov D. V. Methods and models of tourism management. M. : Economist, 2018. 160 S.
7. Fedorova T. A. Risk management and insurance in tourism : monograph. Moscow : Master's degree : INFRA-M, 2020. 192 p.
8. Filippova I. P. Management of a tourist enterprise. M. : KnoRus, 2017. 256 p.
9. Development of the tourism industry in Russia: Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru (accessed: 01.05.2023).