Зяещроннъш научно-методичесщй яуршя,
Омского TfltyИ®
Голенкова В.К., Гончаренко Л.Н. Направления совершенствования учета выпуска готовой продукции в ОАО «Сибирский хлеб» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№4 (15) октябрь -декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/4/00649.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК: 657.222
Голенкова Валентина Константиновна
Магистрант
ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Гончаренко Лариса Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Направления совершенствования учета выпуска готовой продукции
в ОАО «Сибирский хлеб»
Аннотация. В представленной статье рассмотрены понятия «Готовая продукция», организация учета готовой продукции на примере конкретной организации - ОАО «Сибирский хлеб» г. Омска. Проведен анализ выпуска готовой продукции, в результате которого выявлено, что основным видом номенклатуры готовой продукции является - хлеб. В ходе исследования организации бухгалтерского учета готовой продукции были выявлены недостатки в организации учета выпуска продукции и разработаны направления по его совершенствованию.
Ключевые слова: готовая продукция, бухгалтерский учет, себестоимость, выручка.
Производство и реализация продукции в настоящее время современными
хлебопекарными предприятиями осуществляются в условиях жесткой конкуренции.
Неэффективная рекламная политика, ошибки логистики и продвижения торговых марок
могут привести к потере доли рынка и снижению объемов продаж продукции [5, с. 511].
В целях недопущения подобных рисков, предприятиям, занимающимся производством хлебобулочных изделий, необходимо постоянно повышать их качество, внедрять новые виды продукции с улучшенными потребительскими свойствами. Но получить при этом запланированный финансовый результат возможно только при жестком контроле за издержками [6, с. 135].
В таблице 1 представлены определения понятия «Готовая продукция».
Таблица 1
Определения понятия «Готовая продукция»
ФИО автора Название источника Определения
Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов «ПБУ 5/01» [3] Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
М.М.Ивлева, аудитор Электронный журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации», 2016 г., N 1 Готовая продукция является частью материально-производственных запасов (МПЗ), которая предназначается для продажи.
В.И. Бережной, доктор экономических наук, профессор «Бухгалтерский учет: учет оборотных средств», 2016 г. Готовой называется продукция, которая полностью закончена обработкой, принята техническим контролем, сдана на склад или принята заказчиком согласно акту приемки.
Таким образом, можно обобщить данное понятие: «Готовая продукция» - это изделия или полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам [7, с. 246].
Исследование организации бухгалтерского учета выпуска готовой продукции было проведено на материалах конкретного предприятия - ОАО «Сибирский хлеб», основным видом деятельности которого, является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.
Хлеб является основной номенклатурной позицией, его удельный вес в общем объеме продаж составляет более 70 процентов на протяжении всего анализируемого периода, что подтверждается результатами проведенного анализа, представленными в таблице 2.
Таблица 2
Структурная динамика продаж в ОАО «Сибирский хлеб», 2015 - 2017 гг.
Наименование укрупненной номенклатуры Объем продаж, тонн Структура, % Темп роста, %
2015 2016 2017 2015 2016 2017 2016 2017
Хлеб 29228 28321 32038 73,26 70,76 74,43 96,90 113,13
Булочные изделия 6850 7653 6242 17,17 19,12 14,5 111,71 81,56
Кондитерские изделия 2494 2870 3431 6,25 7,17 7,97 115,09 119,55
Тесто 1325 1181 1334 3,32 2,95 3,1 89,14 113,02
Итого 39896 40024 43045 100 100 100 100,32 107,55
Темп роста продаж в натуральном выражении в течение всего анализируемого периода превышает 100 процентов (100,32% и 107,55% в 2016 и 2017 гг. соответственно). Положительный темп роста на протяжении всего периода наблюдается только у кондитерских изделий (115,09% и 119,55% в 2016 и 2017 гг. соответственно). Булочные изделия имели положительный темп роста в 2016 году (111,71%), в 2017 году продажи данной номенклатурной группы снизились по сравнению с 2016 годом на 18,44% (темп роста составил всего 81,56%). Объемы реализации хлеба на протяжении в 2016 году имели отрицательный темп роста (96,90%), тогда как в 2017 году - положительный (113,13%).Производство теста на продажу в 2016 году снизилось по сравнению с 2015 годом на 10,86%, тогда как в 2017 году, наоборот, увеличилось на 13,02%.
Хлеб занимает наибольший удельный вес в общем объеме продаж и составляет: 73,26%, 70,76% и 74,43% в 2015, 2016 и 2017 гг. соответственно. Второй по значимости позицией являются булочные изделия (17,17%, 19,12% и 14,50% от общего объема продаж в 2015, 2016 и 2017 гг. соответственно). На долю кондитерских изделий и теста приходится менее 10 процентов от общего объема продаж (кондитерские изделия - 6,25%, 7,17% и 7,97% в 2015, 2016, 2017 гг. соответственно, тесто - 3,32%, 2,95% и 3,10% в 2015, 2016 и 2017 гг.).
Рассмотрим также темп роста прибыли от продажи готовой продукции за 2016 -2017 год в таблице 3.
Таблица 3
Темп роста прибыли от продажи готовой продукции ОАО «Сибирский хлеб»
Группа 2016 год 2017 год Темп роста
Булочные изделия 12 395 165,84 20 147 656,68 163
Кондитерские изделия 992 633,90 1 310 641,17 132
Полуфабрикаты 337 645,06 592 954,24 176
Хлеб 41 900 392,91 82 897 994,57 198
Сухарь-гренка -2 222 882,52 -5 725 188,80 -258
Таким образом, мы видим, что темп роста в 2017 году по сравнению с 2016 годом значительно вырос, и первое место занимает Хлеб 198%. И сразу можем вспомнить пословицу «Хлеб-всему голова», которая это только подтверждает. Но также есть и снижение группы Сухарь-гренка на 258%, это говорит о том, что в 2017 году продажа данной продукции шла хуже по сравнению с 2016 годом.
Рассмотрим далее учет готовой продукции в ОАО «Сибирский хлеб». Отметим основные пункты учетной политики исследуемой организации в отношении учета готовой продукции:
- метод списания ТМЦ - по средневзвешенной себестоимости;
- метод калькулирования продукции - усеченная себестоимость (счета 25,26 в конце месяца закрываются счет 20, счет 40 на счет 43, счета 44,43,23 - на счет 90);
- учет готовой продукции ведется с применением счета 40, по фактической себестоимости;
- распределение общепроизводственных расходов осуществляется пропорционально прямым материальным затратам.
Синтетический учет готовой продукции в исследуемой организации ведется с применением счета 43 «Готовая продукция». На рисунке представлена схема корреспонденции счета 43 за 2017 г. в ОАО «Сибирский хлеб», составленная на основе отчета «Анализ счета 43» и «Карточка счета 43» за 2017 г., полученного из 1С: Предприятие версия 7.7. Аналитический учет готовой продукции в ОАО «Сибирский хлеб» ведется по номенклатуре и местам хранения.
Рассмотрим далее схему движения бухгалтерской информации по счету 43 «Готовая продукция» в ОАО «Сибирский хлеб» (рис. 1).
Рис. 1. Схема движения бухгалтерской информации по счету 43 «Готовая
продукция»
Проанализировав теоретически, какое движение бухгалтерской информации должно вестись по законодательству и сравнив с ОАО «Сибхлеб», можно сделать вывод, что ведется все правильно.
Для целей учета готовой продукции организации Планом счетов предусмотрен счет 43 «Готовая продукция». Счет 43 «Готовая продукция» активный. По дебету отражается оприходование готовой продукции, а по кредиту - списание готовой продукции [4, с. 39].
Для того, чтобы подтвердить достоверность учета готовой продукции на исследуемом предприятии, нужно составить корреспонденцию счетов на основании анализа счета по счету 43 «Готовая продукция» (рис.2).
Д_43.1 «Готовая продукция» батон «Подмосковный» нарезной 0,35 кг_К
S 'на 01.01.2017 г. = 452 руб. -
Дт 43.1 Кт 40 - 420 425 - получены материалы из переработки Дт 43.1 Кт 43.1 - 483 047 - перемещение готовой продукции с одного склада в другой Дт 43.1 Кт 43.1 - 489 268 - перемещение готовой продукции с одного склада в другой Дт 44.2 Кт 43.1 - 35 - списана готовая продукция на расходы Д т90.2.1 Кт 43.1 - 414 323 - отгружено со склада
ОД = 903 472руб. ОК = 903 626 руб.
на 31.12.2017 г. = 298 руб.
Рис.2. Схема корреспонденции счетов по счету 43 «Готовая продукция» за 2017 г. в ОАО «Сибирский хлеб» На рисунке 4 мы видим, сальдо на начало месяца, обороты по дебету и кредиту и сальдо на конец года. Сальдо на конец года = 298 рублей, полученное из: сальдо на начало года 452 руб.+ оборот по дебету 903472 руб.- оборот по кредиту 903626 руб. Затем счет 43 «Готовая продукция» при закрытии месяца закрывают на счет 90 «Продажи».
Так как готовая продукция ведется с использованием счета 40 «Выпуск продукции», то представляет интерес рассмотреть на примере продукции батон «Подмосковный» нарезка 0,35 кг, схему бухгалтерских записей (рисунок 3).
_Д_40 «Выпуск продукции»_К_
S 'на 01.10.2017 г. = 0 -
Дт 40 Кт 20 - 6 570 164,56 - списана фактическая себестоимость продукции, сданной на склад Дт 43 Кт 40 - 6 570 164,56 - готовая продукция оприходована на складе по фактической себестоимости
ОД = 6 570 165,56 руб. ОК = 6 570 165,56 руб.
на 31.10.2017 г. = 0
Рис.3. Схема корреспонденции счетов по счету 40 «Выпуск продукция» за 2017 г. в ОАО «Сибирский хлеб»
Рассмотрев анализ счета по счету 40 «Выпуск продукции» и составив схему корреспонденции счетов, можно сделать вывод, что данный счет ведется правильно, сальдо на начало и конец месяца =0 и обороты по дебету и кредиту между собой равны 6570165,56 рублей.
В ходе исследования организации бухгалтерского учета выпуска готовой продукции были выявлены недостатки и предложены мероприятия по их устранению, которые направлены на совершенствование данного участка учета (таблица 4).
Таблица 4.
Выявленные недостатки и рекомендации по совершенствованию учета готовой продукции в ОАО «Сибхлеб».
Недостатки учета Нормативные документы Совершенствования
1) Ведение счета 40 «Выпуск продукции» в учетной политике не отражено. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально- производственных запасов» ПБУ 5/01 Список изменяющих документов (в ред. Приказов Минфина России от 27.11.2006 N 156н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 N 132н, от 16.05.2016 N 64н). Необходимо доработать приказ об учетной политике, так как она должна полно отражать систему ведения учета [2]
2) Отсутствует график документооборота Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402- ФЗ [1] Необходимо разработать и утвердить график документооборота, а именно по данному участку учета.
3)Открытие дополнительных субсчетов к счетам 20,25,40,43 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (приказ Минфина от 31.10.2000 г. № 94н) Введение субсчетов в Приказе об учетной политике ОАО «Сибирский хлеб»
Мы рассмотрели преимущества и недостатки учета выпуска готовой продукции в ОАО «Сибирский хлеб». Выявленные недостатки необходимо корректировать и исправлять. Это позволит организации корректно вести бухгалтерский учет, заполнять и проверять документы, а также благодаря дополнительным субсчетам будет четкое разнесение данных.
Список литературы
1. Федеральный закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 [Электронный ресурс]. - М., [2016] Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» 1/2008, утвержд. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н [Электронный ресурс]. - М., [2016]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» 5/01, утвержд. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н [Электронный ресурс]. - М., [2016]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Голова Е.Е., Гончаренко Л.Н., «Совершенствование механизма формирования и распределения затрат на предприятии молочной промышленности» Фундаментальные исследования. 2018. № 8. С. 37 - 41.
5. Епанчинцев В.Ю., Хабарова А.В., «Планирование и организация аналитической работы на предприятиях АПК» В сборнике: Теория и практика современной аграрной науки сборник национальной (Всероссийской) научной конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. 2018. С. 510 - 513.
6. Епанчинцев В.Ю., Агафонова А.А., Зиновьева Е.А., «Методические аспекты бизнес-планирования малого предпринимательства в пищевой промышленности» Вестник Омского государственного аграрного университета. 2018. № 1 (29). С. 134 - 141.
7. Мозжерина Т.Г., Аверченко К.О., «Бухгалтерский учет готовой продукции и ее продажи в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)» В сборнике: Проблемы научно-технологической модернизации сельского хозяйства: производство, менеджмент, экономика сборник трудов Международной науч.-практ. конф. обучающихся в магистратуре. Институт экономики и финансов ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина. 2014. С. 244-248.
V. Golenkova
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
L. Goncharenko
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
The Direction of Improvement of Accounting of Finished Products of JSC "Siberian Bread»
Annotation. In the present article we consider the concept of" Finished products", the organization of accounting of finished products in JSC" Siberian bread " Omsk. Finished products-a product of the production activities of the enterprise, products and products, the processing of which is completed at the enterprise, they meet the established standards and specifications, put in stock (accepted by the customer). Then we will draw a conclusion about what shortcomings are present in this organization and offer recommendations to address these shortcomings. Keywords: finished products, accounting, cost, revenue.