Научная статья на тему 'Направления совершенствования региональной политики развития туристского бизнеса в условиях финансовой нестабильности'

Направления совершенствования региональной политики развития туристского бизнеса в условиях финансовой нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / TOURIST BUSINESS / DEVELOPMENT / REGIONAL POLICY / FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Ольга Юрьевна

В статье проводится глубокий анализ методов и инструментов региональной политики развития туристского бизнеса, содержатся предложения по государственной поддержке туристского бизнеса в период кризисных явлений, рекомендации по определению приоритетных видов развития туристского бизнеса; выделены основные направления совершенствования региональных инструментов развития туристского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of the regional policy perfection of the tourist business development in the conditions of financial instability

In the article the deep analysis of methods and tools of a regional policy of the tourist business development is carried out, offers on state support of tourist business within the crisis conditions, recommendation on definition of priority kinds of development of tourist business are presented; basic directions of perfection of regional tools of tourist business development are allocated.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования региональной политики развития туристского бизнеса в условиях финансовой нестабильности»

держки, молодежный центр инноваций, виртуальный бизнес-инкубатор, центр развития инновационного малого бизнеса, центр маркетинговых исследований. На первом этапе включение крупных корпоративных структур, способных обеспечить инновационный прорыв, маловероятно. Скорее с их стороны будет вестись пассивное наблюдение. Но по мере появления <^ай-ир»-ов, научных разработок, идей, пригодных для дальнейшей коммерциализации, неизбежно будет наблюдаться процесс активизации участия и крупных организаций. В конечном итоге мы реально получим виртуальную часть научного системного интегратора, который будет готовить «посевной» материал для производственных предприятий.

Эффективность такой формы организации информационной поддержки инновационной деятельности региона очевидна. При минимальных финансовых затратах будет получена инновационно-информационная

структура с высоким синергетическим эффектом.

1. Сведения об инновационной деятельности организаций Липецкой области за 2007 год / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Липецк, 2008.

2. Инновационное развитие России: необходимые действие. URL: http://onexim-group.live journal.com/76278.html. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 15.06.2009 г.

Ioda E.V., Korneva Zh.V., Krivykh N.N. Informational component of the regional innovative infrastructure. In the article the urgency and prospect of development of the informational component of regional innovative system is considered. On the basis of the analysis of tendencies of innovative development of the Lipetsk region the theoretical model of the virtual innovative centre is offered.

Key words: innovative climate; strategy of innovative break; regional innovative system; techno-hub.

УДК 330.331+796.5

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

© О.Ю. Тарасова

В статье проводится глубокий анализ методов и инструментов региональной политики развития туристского бизнеса, содержатся предложения по государственной поддержке туристского бизнеса в период кризисных явлений, рекомендации по определению приоритетных видов развития туристского бизнеса; выделены основные направления совершенствования региональных инструментов развития туристского бизнеса.

Ключевые слова: туристский бизнес; развитие; региональная политика; финансовый кризис.

Регионы Российской Федерации обладают огромным природным и историко-культурным потенциалом развития туризма и рекреации. В опубликованном в начале 2009 г. рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума Россия заняла всего лишь 59-е место из 133 стран мира (в 2008 г. - 64-е место).

Специфическим преимуществом туризма, по сравнению со многими другими сферами деятельности, выступает тот факт, что туристская деятельность может выступать

как экспортно-ориентированная, при этом не приводящая к истощению исчерпаемых природных ресурсов и проявляющая большую устойчивость в условиях нестабильной ситуации на мировых рынках.

Потенциал туристской деятельности в национальном хозяйстве России практически не раскрыт, в то время как она характеризуется более высокими темпами роста, чем производственные отрасли в условиях стабильной экономики. Кризисные явления формируют двойственные условия для реализации потенциальных возможностей тури-

стской деятельности: с одной стороны, снижение уровня жизни населения создает предпосылки для переориентации вектора потребительского спроса в сторону внутреннего туризма, а с другой - снижение объемов бюджетных расходов ставит под вопрос реализацию целевых программ развития туризма и диктует необходимость задействования иных источников финансирования, где огромное значение приобретает предпринимательский ресурс. Таким образом, совершенствование региональной политики по развитию предпринимательства в туризме в силу названных обстоятельств обеспечит необходимые конкурентные преимущества ряда регионов России в посткризисный период.

С учетом этого мы рассматриваем туристскую деятельность как устойчивый элемент региональной социально-экономической системы, способный стабилизировать ее развитие даже в условиях дотационного характера хозяйственной деятельности.

В современных условиях финансовой нестабильности возрастает роль регионального детерминизма развития национального хозяйства. Диспропорции в региональном развитии особо остро проявляются в период кризисных явлений. Рост безработицы в депрессивных районах, спад производства, уменьшение доходов, гиперурбанизация, серьезные экологические проблемы в регионах требуют модернизированного подхода к решению региональных вопросов. Поэтому принципы, методы и инструменты регионального управления выходят на первый план.

Условия финансовой нестабильности ставят перед региональным управлением новые задачи:

- необходимость перехода к самообеспеченности регионального хозяйства;

- регулирование регионального рынка, управление собственностью;

- решение важнейших социальных задач.

Представляется очевидным, что для развития любой сферы предпринимательства в регионах важно также изменение самого характера государственного управления, т. е. усиление практического применения косвенных методов, ослабление прямого административного давления, придание большего значения стратегическим инструментам регионального развития.

Проблема развития туристского бизнеса в национальном хозяйстве России является актуальной задачей современной региональной политики, и при ее решении следует учитывать специфику той или иной территории, наличия ресурсного, инфраструктурного и иных потенциалов.

Таким образом, в условиях кризисных явлений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом происходящих процессов децентрализации экономики, обуславливающих потребность укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц, изменения и перераспределения функций между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В текущий момент стратегическими ориентирами государственной региональной политики являются следующие:

- создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности;

- формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения);

- активное содействие местному самоуправлению;

- воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений;

- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для России;

- оказание государственной поддержки депрессивным регионам [1].

Базовый способ реализации региональной экономической политики состоит в распределении различных видов предпринимательской деятельности между регионами таким образом, чтобы избежать неполной занятости трудовых или капитальных ресурсов в слаборазвитых территориях и нежелательной перегрузки более устойчивых территорий, что придает особое значение в региональной

политике возрождению территорий, которые находятся в промышленном упадке, стимулируя развитие новых отраслей региональной хозяйственной системы.

Таким образом, центральным направлением регулирования регионального развития является создание благоприятных условий для формирования обоснованных внутренних территориальных пропорций на базе стимулирования развития предпринимательства и использования сравнительных преимуществ территорий.

Это служит основой определения последующих потенциальных направлений роста на уровне региона, выявления отраслей, которые смогут поднять экономику региона и оказать мультиплицирующее воздействие на развитие сопряженных секторов регионального хозяйства.

В данном контексте приоритетной представляется поддержка предпринимательства в отраслях, создающих эффект мультипликатора, стимулируя рост смежных секторов экономики, поскольку производство промежуточной продукции, которая может быть использована в иных сферах, является более фундаментальным видом экономической деятельности, чем просто производство потребительских товаров, удовлетворяющих нужды домашних хозяйств.

Туризм и рекреация являются одним из основных локомотивов экономического роста в постиндустриальном обществе. Обеспечение должного уровня развития этой сферы позволяет решать широкий спектр важнейших социально-экономических задач восстановления здоровья населения и расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, роста благосостояния и улучшения качества жизни, сохранения и приумножения культурного наследия.

Для научно обоснованной оценки внутренних проблем туристского бизнеса в регионе необходимо ввести понятие «региональный туристский потенциал».

Представляется, что туристский потенциал региона означает исходные возможности экономики и туристских ресурсов региона, входящих в его состав структурных подразделений (районов и городов), способность к внедрению технологических и управленческих инноваций, совершенствованию внутренних подсистем туристской индустрии.

Следовательно, организация регионального хозяйства туристской индустрии как самостоятельного субъекта экономики -многогранное явление, которое требует соответствующей региональной политики по регулированию туристского бизнеса, при осуществлении которой всегда происходит преднамеренное перераспределение ресурсов от одних экономических субъектов к другим ради снятия структурных диспропорций и противоречий.

При этом исходной предпосылкой подобной селективной политики является расстановка приоритетов. Исходя из этого, в целом региональная политика развития туристского бизнеса может быть определена как совокупность мер регулирующего воздействия, направленных на рационализацию структуры экономики за счет создания привлекательных условий туристскому бизнесу со стороны органов региональной власти или при их участии.

Региональная политика развития туристского бизнеса должна содержать четкие государственные приоритеты и фокусировку на изменение «стихийного течения событий». Подобными приоритетами представляются: повышение конкурентоспособности экономики; увеличение вклада туристской индустрии в ВВП (и ВРП); укрепление региональных и местных бюджетов; решение социальных проблем (в частности занятости населения); усиление инвестиционной привлекательности отраслей индустрии туризма; стимулирование предпринимательской активности; повышение качества жизни населения.

Региональная политика развития туристского бизнеса как составная часть общеэкономической политики государства имеет свои особенности: во-первых, она имеет собственные специфические объекты воздействия; во-вторых, включает разнообразные действия, инструменты для создания благоприятных условий; в-третьих, содействует реализации социально-экономической стратегии развития; в-четвертых, состоит из ряда взаимосвязанных структурных компонентов; в-пятых, может носить общесистемный и селективный характер.

В целях развития туризма в целом, безусловно, необходима активизация политики, осуществляемой из федерального центра в совокупности с интересами и потенциальны-

ми возможностями в определении и реализации политики конкретных регионов. Это обусловлено тем, что от состояния и развития туристского бизнеса во многом зависит образ и уровень жизнедеятельности населения и хозяйственных субъектов; часть имущества предприятий, организаций, учреждений данной сферы находится в собственности субъектов федерации и находящихся на их территории муниципальных образований; региональные органы управления обладают всей полнотой информации о специфическом потребительском спросе и имеющихся ресурсах (кадровых, финансовых, бюджетных, научных, организационных, производственных) на своих территориях. Кроме того, региональные органы власти располагают реальными рычагами влияния на различные стороны общественных и экономических процессов.

Следовательно, основными задачами региональной политики развития туристского бизнеса являются: стимулирование предпринимательства; расширение инновационной деятельности; освоение новейших современных видов услуг и форм обслуживания; активизация «точек роста»; интенсивное привлечение инвестиций; углубление маркетинга; развертывание сети предприятий и подразделений; использование новых факторов постиндустриального развития; динамизация внутрифирменного и регионального управления.

К основным принципам формирования современной региональной политики развития туристского бизнеса можно отнести следующие: регламентация региональной политики и правовое закрепление основных положений в соответствующих программных стратегических и нормативных документах; всесторонний и полноценный учет и анализ условий функционирования сферы сервиса, состояния и перспектив развития; сочетание общесистемной и селективной поддержки хозяйствующих субъектов; определение

приоритетов для осуществления селективной поддержки; обоснованный выбор инструментов проводимой политики; многогранная оценка позитивных и негативных процессов и явлений, прогноз ожидаемых последствий, определение составляющих социально-

экономического эффекта; организация органами регионального управления системного

мониторинга хода реализации и фактических результатов региональной политики.

При определении приоритетных видов развития туристского бизнеса в регионе может быть использована система из следующих базовых критериев, оптимизирующих этот выбор: продукт или услуга туристского бизнеса (или группа товаров и услуг) должны иметь стабильный потребительский спрос; туристский бизнес должен быть ориентирован на въездной и внутренний туризм в связи с необходимостью его диверсификации и решения задач экспортно-ориентированной экономики; мультипликативный эффект развития смежных отраслей региональной экономики.

При этом не менее важным представляется выделение приоритетных направлений организационно-управленческой деятельности в рамках региональной политики развития туристского бизнеса.

Анализ общих тенденций и проблем развития туристского бизнеса позволяет определить следующие приоритетные направления организационно-управленческой деятельности региональных администраций: поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса прямых и смежных отраслей туристской индустрии; внедрение современных технологий организации туристского бизнеса для повышения доступности туристского продукта и максимизации удовлетворения запросов потребителей; создание на местах системы многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификационного уровня туристских кадров; осуществление государственной информационно-консультационной поддержки маркетинговой, инновационной и экспортной деятельности субъектов туристского бизнеса.

В данном контексте следует отметить роль малых и средних предприятий, совокупность и масштабы роста которых выступают своеобразными индикаторами уровня развития рыночных отношений, т. к. именно субъекты малого и среднего бизнеса в туризме создают объективно требуемую эффективную конкурентную среду, необходимую для увеличения ассортиментного перечня предоставляемых туристских продуктов и услуг, повышения уровня туристского сервиса, повсеместного внедрения инноваций.

Изучение общемировых тенденций показывает, что высокая конкурентоспособность той или иной страны базируется на формировании особого сектора экономики, опирающегося на тесную связь между наукой и производством, на сотрудничестве и симбиозе крупных и средних предприятий с малыми, часто сращивающимися в разнообразные специфические системы и структуры, создающими инновационную среду и пользующиеся платежеспособным спросом услуги [2].

Региональная политика развития приоритетных отраслей народного хозяйства располагает различными методами и инструментами, применение которых осуществляется в зависимости от выбора типа проводимой политики: пассивного, где стремление к содействию территориальных органов управления по развитию той или иной сферы фиксируется в каких-либо правовых или нормативных документах (постановлениях, распоряжениях, общих концепциях, программах); или активного, предполагающего помимо согласования интересов сторон в процессе разработки стратегических планов предусматривать создание и использование широкого комплекса региональных инструментов воздействия на деятельность и развитие хозяйствующих субъектов в требуемых направлениях.

Представляется, что при формировании концепции региональной политики развития туристского бизнеса в период кризисных явлений необходимым условием выступает наличие тщательно обоснованной стратегии действий, учитывающей основные и дополнительные, прямые и косвенные, позитивные краткосрочные и долгосрочные цели и задачи, а также перспективные не только желаемые, но и возможные негативные последствия.

Для достижения целей развития туристского бизнеса в регионе, поставленных в рамках региональной политики, требуется внедрение в региональную экономическую политику ряда новых и модернизации существующих инструментов и механизмов, обеспечивающих эффективность региональной политики в сфере туризма при максимально полном использовании имеющихся преимуществ федеративного государственного устройства России.

При этом решение перспективных задач обеспечения конкурентных преимуществ в

посткризисный период сопряжено с необходимостью выполнения ряда условий в настоящее время, включающих в себя создание и бесперебойное функционирование новых инструментов региональной экономической политики развития туристского бизнеса.

Региональное экономическое пространство функционирования и развития туристского бизнеса представляет собой систему экономических и межотраслевых связей, постоянно укрепляющихся и расширяющихся в процессе их взаимного дополнения и отвечающих требованиям экономической целесообразности хозяйствующих структур,

обеспечивающих территориальное разделение труда.

В условиях финансовой нестабильности важнейшими направлениями государственной перспективной поддержки туристского бизнеса являются: вовлечение субъектов туристского бизнеса в эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы на взаимовыгодных условиях; поддержка и стимулирование роста по всем составляющим туристского бизнеса; проведение инновационной политики; регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков; регулирование общего социально-экономического развития региона.

Среди методов регулирования предпринимательской деятельности в целом выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных методов, инструментов и конкретных мероприятий экономической политики.

Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:

- административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;

- правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и

организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);

- рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического) [3].

Административные методы направлены на применение мер принуждения в отношении участников хозяйственной деятельности, нарушающих установленные государством правила.

С помощью названных методов региональные и местные органы управления регулируют процессы отношений собственности, решают задачи привлечения иностранного капитала и инвестиций, использования региональных природных и культурных ресурсов, а также вопросы социальной сферы.

Применение одних административных методов не обеспечивает в должной мере эффективное решение проблем, связанных с функционированием туристского бизнеса на подведомственной территории, что обусловливает необходимость их сочетания с экономическими методами регулирования региональной экономики.

Применительно к предпринимательству, содержание экономических методов состоит в косвенном регулировании через экономические интересы субъектов рынка с помощью таких инструментов, как налоговые ставки и льготы, кредитная процентная ставка, субвенции, дотации и др., по возможности без прямого вмешательства территориальных органов управления, но в установленных этими органами рамках. В основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций - субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона. Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственноотраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных

инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность адаптации к национальным условиям положительного опыта зарубежных стран.

Таким образом, в рамках настоящей статьи целесообразно уделить внимание рассмотрению инструментов региональной экономической политики развития туристского бизнеса. Мировой опыт развитых туристских регионов доказал эффективность таких инструментов, как: инвестиционные; налоговые; финансово-кредитные; валютные; таможенные.

Следовательно, можно определить механизм регулирования туристского бизнеса в регионе как совокупности оптимального комплекса инструментов, способных обеспечить его поддержку, содействие, стимулирование и развитие.

Изложенное позволяет выделить следующие основные направления совершенствования региональных инструментов развития туристского бизнеса: совершенствование налогообложения; совершенствование финансовых взаимоотношений и региональной кредитной системы; разработка приоритетов инвестиционной политики с учетом потребительской направленности (стимулирование въездного и внутреннего туризма); развитие системы информационного обеспечения деятельности туристских предприятий и организаций региона.

При этом стратегической целью создания конкурентоспособнных туристских предпринимательских структур в посткри-зисный период должна выступать переориентация внутренних, а затем и привлечение внешних туристских потоков за счет создания новых и модернизации существующих туристских центров в тех регионах, которые обладают необходимыми природно-климатическими, историко-культурными, бальнеологическими, рекреационными и иными, в т. ч. человеческими, ресурсами и, наряду с этим, требуют решения вопросов обеспечения территориального устойчивого развития.

1. Лексин В. Федеральные программы в системе новой российской региональной политики: предложения по упорядочению разработки и реализации. Новосибирск, 2000.

2. Гуляев В., Фролов Н. Организация и технология предпринимательства в туризме. Подготовка кадров для малого бизнеса. М., 1997.

3. Бутов В., Игнатов В., Кетова Н. Основы региональной экономики. М., 2000. С. 243-277.

Поступила в редакцию 10.07.2009 г.

Tarasova O.Yu. Directions of the regional policy perfection of the tourist business development in the condi-

tions of financial instability. In the article the deep analysis of methods and tools of a regional policy of the tourist business development is carried out, offers on state support of tourist business within the crisis conditions, recommendation on definition of priority kinds of development of tourist business are presented; basic directions of perfection of regional tools of tourist business development are allocated.

Key words: tourist business; development; regional policy; financial crisis.

УДК 33

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© В.Ю. Мелихов, Г.А. Соседов

В статье рассмотрены особенности развития рынка труда в Российской Федерации сквозь призму социально-трудовых отношений в сфере образования. Внимание к данной проблеме определяется все возрастающей ролью рынка образовательных услуг, потребностями развития современного образовательного пространства, общецивилизационными тенденциями научно-образовательных технологий.

Ключевые слова: экономическая политика; рынок труда; экономика образования.

Развитие рынка труда является одним из важных показателей экономической модернизации экономики России, фактором стабилизации социальных отношений, динамичного развития трудовых ресурсов, устойчивости социально-политических институтов государства. Совершенно очевидно, что в условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социальноэкономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия.

Глобальный экономический кризис не мог не отразиться на экономических процессах в Российской Федерации, вызвав негативные явления в социальной сфере, ухудшение макроэкономических показателей, повлиял на динамику устойчивого и стабильного развития российской государствен-

ности. Не случайно руководство России проводит активную экономическую политику, способствует смягчению воздействия кризисных явлений на экономику и социальнотрудовые отношения в современной России. Так, Президент России Д.А. Медведев, проводя в мае 2009 г. обсуждение проблем развития рынка труда в Российской Федерации, выразил озабоченность ростом безработицы и задолженности по заработной плате. Было указано на необходимость принятия адекватных мер для стабилизации на рынке труда и сохранения кадрового потенциала. Глава государства дал поручение Правительству подготовить предложения по развитию сети федеральных университетов и об учреждении в России национальных исследовательских центров [1]. Кроме того, Президент указал на необходимость создания единой системы кадрового мониторинга и информации о вакансиях, а также гибкой, ориентированной на рынок труда системы образования. Таким образом, российское руководство демонстрирует внимание к уровню развития социально-трудовых отношений и их воздействию на общее состояние экономики, соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.