doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-94-98
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
НОСАЧЕВСКАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВО «Юго-Западного государственного университета», г. Курск, Российская Федерация, e-mail: 08082007@mail.ru
В статье рассматривается приоритетность непрерывного повышения качества подготовки кадров для обеспечения инновационного развития региональной экономики. Ключевой идеей исследования является идея о том, что при грамотном использовании геополитических и геоэкономических возможностей развития региона существует объективная возможность эффективного воздействия на экономику региона с применением инструментов кадровой политики. В этой связи при выборе наиболее перспективного направления в области управления развитием кадрового потенциала обоснована необходимость осуществления постоянного анализа ситуации в сфере подготовки и трудоустройства кадровых ресурсов, выделены приоритеты подготовки и трудоустройства кадров. Также в исследовании получил отзыв вопрос воспроизводства кадрового потенциала региона, требующий выработки обоснованных направлений совершенствования, основным из которых названо установление в работе научных учреждений стратегического вектора, направленного на технологический прорыв экономики субъектов Российской Федерации, улучшение уровня технологического состояния отраслей экономики, в том числе посредством ускоренной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, развития трудового потенциала. В результате исследования определены особенности процесса научного обоснования развития кадрового потенциала на региональном уровне в современных условиях. Обоснована актуальность необходимости активного участия органов государственной власти в реализации программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в части мероприятий, связанных с кадровым обеспечением процессов, направленных на повышение производительности труда, рост объема произведенной в регионе инновационной продукции и в целом конкурентоспособности территориально-хозяйственных комплексов.
Ключевые слова: научное обеспечение, региональная экономика, кадровый потенциал, экономический рост, территория
В течение длительного периода времени преобладало экспертное мнение, что в основе экономического прогресса территорий находятся, прежде всего, материальные факторы роста: земля, производственный капитал, финансовые ресурсы. Вместе с тем, по мере становления информационного общества возрастает роль нематериальных факторов в обеспечении развития экономики. В первую очередь, к этим факторам относятся информация, знания и, конечно, носители знаний -кадры [1].
В отечественной и зарубежной научной литературе разных временных периодов уделялось особое внимание проблематике приоритетности интеллектуальных способностей человека в обеспечении максимально эффективного социально-экономического развития территории.
Новые тенденции в развитии экономики и возрастающая роль человеческого фактора значи-
тельно расширили возможности формирования кадрового потенциала территорий. Инвестиции в человеческий капитал, возрастающая потребность производства в квалифицированных и опытных специалистах определяют необходимость в подготовке менеджеров с инновационным типом мышления с целью интенсивного развития реального сектора экономики.
В нормативных документах, определяющих приоритетные направления социально-экономического развития Российской Федерации, ключевая роль принадлежит вопросам, связанным с производительностью труда и кадровым потенциалом страны [2].
На региональном уровне существуют предпосылки для качественного развития трудового потенциала. Однако скоординированной со всеми заинтересованными участниками рынка труда, образовательных услуг программы действий по
развитию кадрового потенциала в большинстве субъектов Российской Федерации нет. Вместе с тем, анализ действующих региональных программ развития кадровых ресурсов свидетельствует о том, что в ряде регионов России недостаточно проработан механизм информационного взаимодействия региональных органов государственной власти, представителей бизнеса, научных и образовательных организаций в процессе формирования и реализации государственной региональной кадровой политики.
Рационально используя геополитические и геоэкономические возможности развития каждого региона, есть возможность с помощью инструментов кадровой политики эффективно воздействовать на траекторию развития региона, учитывая интересы всех заинтересованных сторон [3].
В связи с этим в настоящее время особого внимания заслуживают пути достижения наиболее эффективного использования имеющихся трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала. Данные процессы требуют соответствующего научного обоснования. В современных условиях эффективное использование мощного научного потенциала позволяет поддерживать развитие региональной экономики на должном инновационном уровне. Речь идет о формировании представителями образовательных и научных организаций во взаимодействии с бизнес-сообществом, органами государственной власти направлений и механизмов совершенствования подготовки кадров, а также структуры регионального рынка труда.
Кадровый потенциал региона представляет собой совокупность персонала, профессиональная деятельность которого в той или иной степени направлена на достижение целей социально-экономического развития территории.
С достаточной степенью обоснованности в числе основных задач развития кадрового потенциала регионов России можно назвать:
- формирование в регионе благоприятной среды, стимулирующей развитие способностей кадровых ресурсов;
- устранение несоответствия между региональными возможностями профессионального совершенствования кадров и функциональными потребностями системы управления;
повышение производительности труда и квалификации трудовых ресурсов, в том числе подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать, и внедрять высокотехнологичные проекты;
- и другие [4].
В целях эффективного управления развитием кадрового потенциала выбор наиболее перспективного направления целесообразно осуществлять на основе постоянного анализа ситуации в сфере подготовки и трудоустройства кадровых ресурсов. При этом среди приоритетов подготовки и трудоустройства кадров можно назвать:
- обеспечение информационной поддержки как самого образовательного процесса, так и организационно-методической деятельности работы педагогов;
повышение эффективности использования различных образовательных ресурсов, в том числе с применением информационных технологий;
- расширение возможностей подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников в соответствии с потребностями социально-экономического развития территории;
проведение мониторинга трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, а также оценки востребованности кадров на региональном рынке труда, выявление заинтересованности работодателей в тех или иных отраслевых специалистах [5];
привлечение менеджеров современных предприятий и институтов инновационной деятельности к оценке профессиональных компетенций обучающихся;
- обеспечение соответствия научных разработок потребностям экономики с целью привлечения инвестиций из разных источников;
- осуществление поддержки формирования и развития территориальных научно-промышленных единиц, связанных между собой разработкой, испытанием и производством разных видов инновационной продукции;
- и другие.
Отдельно обратим внимание на трудоустройство выпускников вузов как показатель востребованности подготовленных кадров реальным сектором экономикии в целом как источник получения наиболее объективной информации о качестве образования.
Минобрнауки России осуществляет мониторинг результатов трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования, завершивших обучение по различным направлениям подготовки и специальностям. Анализ соответствующих данных показал, что количество выпускников российских вузов, трудоустроившихся после окончания учебы в 2013 г., составляет порядка 75 %.
При этом наблюдается неравномерность значений данного показателя в разрезе субъектов
Е. А. К08АСЫЕУ8КАУА
Российской Федерации и отдельных направлений подготовки. По результатам мониторинга текущего года наиболее востребованными на рынке труда в большинстве российских регионов являются инженерные направления подготовки.
Наибольшее число нетрудоустроенных выпускников обучалось по специальностям укрупненных групп направлений подготовки «Экономика и управление» и «Юриспруденция». Эти результаты во многом свидетельствуют о необходимости приведения объемов подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного рынка труда [5].
Выявление особенностей и современные тенденции воспроизводства кадрового потенциала региона имеют особое значение и требуют выработки обоснованных направлений совершенствования. Необходимо восстановить в работе научных учреждений стратегический вектор, направленный на технологический прорыв экономики субъектов Российской Федерации, улучшение уровня технологического состояния отраслей экономики, в том числе посредством ускоренной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, развития трудового потенциала.
С учетом изложенного в качестве основных особенностей научного обеспечения развития регионального кадрового потенциала в укрупненном виде можно выделить:
способность науки выявлять кадровый потенциал конкретной территории и обеспечивать организационно-методическое, аналитическое сопровождение его эффективной реализации;
возможность научного обоснования наиболее эффективных направлений использования кадрового потенциала региона.
Управление кадровым потенциалом является частью сложного интеграционного процесса управления региональным комплексом. Рынок образовательных услуг в регионе и рынок труда не всегда способны адекватно отреагировать на изменение спроса на трудовые ресурсы.
В связи с этим необходимым условием эффективного развития механизма управления кадровым потенциалом в регионе может выступать организация подготовки и переподготовки кадров через организации высшего образования и формирование базы данных кадрового резерва. То есть подразумевается специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных кадров, обладающих определенными профессиональными и морально-психологическими качествами [6].
Важным инструментом управления региональным кадровым потенциалом является воз-
можность установления заказа на подготовку кадров, с помощью которого можно корректировать профессионально-квалификационную структуру кадрового потенциала в регионе в соответствии с потребностями местной экономики и целями развития территории.
Другим инструментом согласования интересов в области кадров является обеспечение функционирования на регулярной основе организационных структур по проблемам подготовки кадров с привлечением представителей органов государственной власти, бизнес-сообщества, образовательных и научных организаций. Также важно периодически проводить исследования, направленные на выявление текущих и перспективных потребностей экономики региона в кадрах. Это достаточно сложная прогнозная работа, поскольку шаг опережения в подготовке специалистов, особенно новых специальностей и направлений деятельности составляет около пять лет. Причем, чем быстрее происходят изменения в технике, тем быстрее должна адаптироваться к ним система образования [7].
В целом процесс управления развитием кадрового потенциала региона представляет собой обоснованную совокупность социально-экономических и организационных мероприятий по:
разработке и реализации долгосрочных целевых программ, направленных на формирование и развитие системы региональной кадровой политики;
формированию кадрового потенциала и резерва с учетом перспектив развития управления, а также образовательных и возрастных изменений в составе кадров;
- формированию и развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, повышению эффективности и качества профессионального обучения и развития.
Таким образом, к основным направлениям совершенствования научного обеспечения кадрового потенциала региона можно отнести:
- развитие системы непрерывного образования;
внедрение в образовательные программы образовательных организаций высшего образования дополнительных модулей в сфере инновационной деятельности;
разработку образовательных программ для реализации инноваций в формирующихся основных кластерах региона;
- расширение и создание новых механизмов привлечения и закрепления в науке и инновационных производствах молодых специалистов, пре-
доставления им прямой или косвенной финансовой поддержки;
- мобильность и гибкость региональной системы подготовки кадров, ее ориентацию на индивидуальные квалификационные потребности производства [4].
Учитывая изложенное, в случае реализации данных мероприятий кадровый потенциал региона будет способен к ускоренному технико-технологическому обновлению и производству инновационной продукции, обеспечит рост производительности труда и объема произведенной в регионе инновационной продукции.
Литература
1. Носачевская Е. А., Казаков К. В. Научное обеспечение региональной экономики в условиях развития информационных технологий. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2014.
2. О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры России на 2014-2020 годы: постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 424. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Протасова Е. В. О развитии стратегического партнерства в процессе управления кадровым потенциалом региона // Актуальные вопросы экономических наук: мат-лы VII Всерос. конф. Новосибирск. 2009. С. 104-108.
4. Романова Л. И., Шамьенова Г. Р. Перспективы кадрового потенциала инновационного развития регионов России // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. № 2 (56). Вып. 2. С. 276-279.
5. Официальный сайт Минобрнауки России. URL: http://минобрнауки.рф
6. Рубан Д. А. Пространственная динамика региональной инновационной активности в России: анализ основных трендов // Известия ВУЗов. Серия Экономика, финансы и управление производством. № 3 (25). 2015. С. 42-47.
7. Седлецкая Т. В. Взаимодействие науки, образования и производства в процессе подготовки кадров в региональном вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Вып. 4. С. 21 -27.
References
1. Nosachevskaya E. Â., Kazakov K. V. Nauchnoye obespecheniye regional'noj ekonomiki v usloviyakh razvi-tiya informatsionnykh tekhnologij [Scientific providing regional economy in the conditions of development of information technologies]. M.: Izdatel'skij dom «Delo» RÀNKhiGS. 2014.
2. O federaTnoj tselevoj programme «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskiye kadry Rossii na 2014-2020 gody: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 21 maya 2013 g. № 424 [About the federal target program «Scientific and the research and educational staff of Russia for 2014-2020: the resolution of the Government of the Russian Federation from May 21, 2013 № 424]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Ga-rant».
3. Protasova E. V. O razvitii strategicheskogo part-nerstva v protsesse upravleniya kadrovym potentsialom regiona [About development of strategic partnership in process of management of the human resources of the region] // mat-ly VII Vseros. konf. «Âktual'nye voprosy eko-nomicheskikh nauk». Novosibirsk. 2009. S. 104-108.
4. Romanova L. I., Sham'enova G. R. Perspektivy kadrovogo potentsiala innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii [Prospects of human resources of innovative development of regions of Russia] // Vestnik Saratovskogo go-sudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2011. № 2 (56). Vypusk 2. S. 276-279.
5. Ofitsial'nyj sajt Minobrnauki Rossii [Official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. URL: http://minobrnauki.rf
6. Ruban D. Â. Prostranstvennaya dinamika regional'noj innovatsionnoj aktivnosti v Rossii: analiz osnovnykh trendov [Spatial dynamics of regional innovative activity in Russia: analysis of the main trends] // Izvestiya VUZov. Seriya Ekonomika, finansy i upravleniye proizvodstvom. № 3 (25). 2015. S. 42-47.
7. Sedletskaya T. V. Vzaimodejstviye nauki, obra-zovaniya i proizvodstva v protsesse podgotovki kadrov v regional'nom vuze [Interaction of science, education and production in the course of training in regional higher education institution] // Vestnik Leningradskogo gosu-darstvennogo universiteta im. Â. S. Pushkina. 2013. Vyp. 4. S. 21-27.
* * *
DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF SCIENTIFIC ENSURING DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES AT THE REGIONAL LEVEL
NOSACHEVSKAYA EKATERINA ALEKSANDROVNA
Southwest State University, Kursk, the Russian Federation, e-mail: 08082007@mail.ru
In article the author considered priority of continuous improvement of quality of training for ensuring innovative development of regional economy. Key idea of research is the idea that at competent use geopolitical and
E. A. NOSACHEVSKAYA
geoeconomic opportunities of development of the region the objective possibility of effective impact on region economy with use of instruments of human resources exists. In this regard the choice of the most perspective direction in the field of management of development of human resources proved a need of implementation of the constant analysis of a situation for the sphere of preparation and employment of human resources and allocated priorities of preparation and employment of shots. The question of reproduction of human resources of the region demanding development of the reasonable directions of improvement also received a comment, establishment in work of scientific institutions of the strategic vector directed on technological break of economy of subjects of the Russian Federation, improvement of level of a technological condition of branches of economy including by means of the accelerated preparation and retraining of qualified staff, development of labor potential which is basic. As a result of research the author defined features of process of scientific justification of development of human resources at the regional level in modern conditions and proved the relevance of need of active participation of public authorities in implementation of programs of social and economic development of subjects of the Russian Federation regarding the actions connected with staffing of the processes directed on labor productivity increase, growth of volume of the innovative production made in the region and in general to competitiveness of territorial and economic complexes.
Key words: scientific providing, regional economy, human resources, economic growth, territory