БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
УДК 336.22 (470.326)
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ КАК ЭЛЕМЕНТА РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Г. Л. ПОПОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества Б-таИ: galina2011.popova@yandex. ш Тамбовский государственный технический университет
В статье на примере Тамбовской области анализируется воздействие налогов регионального и местного уровня на финансово-экономическое состояние региона. Представлено исследование возможностей роста региональных налоговых доходов за счет активизации использования регулирующей функции налогов. Предложен аналитический расчет возможного формирования налоговых доходов.
Ключевые слова: бизнес, налоги, регион, бюджет, анализ, тенденции, оценка, инвестиционный климат.
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема формирования региональных и местных бюджетов. Их налоговая наполняемость связана с развитием территорий, бизнеса, улучшением качества жизни в регионе. В последние годы наблюдается увеличение количества региональных и местных бюджетов, которые являются дотационными.
Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предоставляет органам власти регионов, местным органам самоуправления широкий круг полномочий по формированию бюджетных доходов. В комплекс этих возможностей входит
законодательное регулирование региональных и местных налогов в части установления налоговых ставок и системы налоговых льгот. Действия региона в области налогообложения законодательно закрепляются в региональной налоговой политике. С ее помощью региональные и местные органы власти могут оказывать влияние на развитие экономики территорий.
К основным направлениям региональной налоговой политики Тамбовской области [6] относятся:
• организация эффективного взаимодействия с предприятиями региона по улучшению финансово-экономического состояния, увеличению темпов производства, росту налогооблагаемой базы;
• дальнейшая актуализация мер, направленных на легализацию заработной платы и прибыли;
• осуществление оптимизации состава региональных налоговых льгот с позиций их социальной и бюджетной эффективности;
• реализация мероприятий, направленных на снижение объемов недоимки налоговых платежей;
• оказание содействия дальнейшему развитию субъектов малого предпринимательства в
области как источника налоговых доходов в
региональный бюджет.
Приоритетные направления налоговой политики Тамбовской области в среднесрочной перспективе включают формирование на территории региона благоприятного инвестиционного климата, организацию контроля за финансовыми результатами деятельности убыточных организаций.
К региональным налогам относят налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (ст. 14 НК РФ], а к местным налогам — земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ). Налоги, уплачиваемые по специальным налоговым режимам, также поступают в доходы местных бюджетов. Доходы консолидированного бюджета Тамбовской области за последние годы были покрыты за счет собственных доходных источников только на 49—60 %, а остальную часть доходов региона составляли безвозмездные поступления.
Недостаток собственных доходных источников региона для формирования доходов регионального бюджета является одной из ключевых проблем, сдерживающих региональное развитие. Для ее решения необходимо разработать и последовательно проводить региональную налоговую политику, нацеленную на рост налоговых поступлений в бюджет региона.
Современная наука выделяет четыре основные функции налогообложения: фискальную, социальную, регулирующую и контрольную. Их эффективное применение может оказать положительное влияние на развитие регионального бизнеса.
Фискальная функция налогообложения ориентирована на рост налоговых доходов в бюджеты различных уровней. Но ориентация на максимальное увеличение налоговых потоков за счет максимизации налоговой нагрузки не является эффективным решением, ведь повышенное налоговое бремя будет сдерживать развитие бизнеса, ориентировать его на сокрытие части доходов, уход в «тень». Любая из перечисленных реакций бизнес-организаций на рост налоговой нагрузки способна привести к снижению налоговых поступлений в бюджетах различных уровней, что негативно скажется на объемах финансирования различных социальных программ на региональном уровне. Другое крайнее направление — снижение налоговой нагрузки до минимума (как показал опыт США в 1980-х гг.) [9] — также
способно негативно отразиться на региональном развитии, сокращении объемов финансирования расходов регионального бюджета. Таким образом, речь может идти об оптимизации налоговой нагрузки на региональный бизнес.
Законодательство оставляет право за регионом не только регулировать налоговую нагрузку по группе налогов, но также и использовать дифференцированный подход, что означает возможность применения регулирующей функции налогообложения. Эта функция предполагает целенаправленное влияние на региональное развитие бизнеса через налоговые механизмы — воздействие на инвестиционные процессы, регулирование объемов производства в совокупности и по отдельным секторам.
Проведем исследование возможностей регулирования механизмов налогообложения на региональном уровне.
Налог на имущество. Федеральным законодательством определено, что налоговая ставка по налогу на имущество организаций не может превышать 2,2 %, но допускается на уровне субъекта РФ «установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения» (ст. 380 НК РФ). Согласно ст. 2 закона Тамбовской области «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» в последующих редакциях на территории области установлена максимальная ставка по налогу на имущество организаций в размере 2,2 % [4].
Принятая налоговая ставка несет в себе существенную налоговую нагрузку для организаций, особенно для промышленных и перерабатывающих предприятий, на балансе которых числится имущество на значительные суммы. В этой связи для повышения активности бизнеса рекомендуется снизить ее для данной категории налогоплательщиков до уровня 1,8—2,0 %. Прогнозируемые сокращения налоговых поступлений по налогу на имущество организаций составят не более 10 % от ожидаемой суммы налоговых поступлений. Полученную дополнительную прибыль организации смогут направить на реконструкцию или модернизацию действующего оборудования, на инвестиции и инновационные разработки.
Транспортный налог. В ст. 361 НК РФ закреплены налоговые ставки, определяемые в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного
Таблица 1
Сравнение некоторых налоговых ставок по транспортному налогу, принятых согласно нк РФ и закону Тамбовской области от 28.11.2002 № 171-З «о транспортном налоге в Тамбовской области»
Транспортное средство Налоговые ставки, руб.
нк РФ Закон ТО*
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5 10
— свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 3,5 25
— свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно 5 30
— свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 7,5 65
— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 15 135
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
— до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 1 4
— свыше 20 до 35 л. с. (свыше 14,7 до 25,74 кВт) включительно 2 8
— свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 5 10
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
— до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 5 40
— свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 10 80
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5 25
— свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 4 40
— свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно 5 50
— свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 6,5 60
— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 8,5 75
* Закон ТО — закон Тамбовской области от 28.11.2002 № 171-З «О транспортном налоге в Тамбовской области» [1].
двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ, причем законодательство оставляет возможность субъектам РФ их увеличить (уменьшить), но не более чем в десять раз.
На территории Тамбовской области действуют налоговые ставки, принятые согласно Налоговому кодексу РФ и закону Тамбовской области от 28.11.2002 № 171-З «О транспортном налоге в Тамбовской области» [1], которые представлены в табл. 1.
Согласно статистическим данным на территории Тамбовской области в 2011 г. насчитывалось 360,6 тыс. транспортных средств, из которых 71 % составляли легковые автомобили. Тенденция устойчивого роста численности легковых автомобилей в регионе в последние годы наглядно продемонстрирована на рис. 1. В 2010 г. она возросла по сравнению с 2009 г. на 3,55 %, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. — на 12,24 %. По статистическим данным, наибольшей концентрации численность автомобилей достигает в областном центре — г. Тамбове.
Налоговые ставки на грузовые автомобили, действующие в Тамбовской области, существенно превышают налоговые ставки (табл. 1), закрепленные в Налоговом кодексе РФ (до 10 раз). На легковые автомобили рост ставок составляет до 4—7 раз. Несмотря на значительное превышение ставок на легковые автомобили по сравнению с федеральным уровнем, в 2009—2011 гг. наблюдается тенденция роста численности данной группы транспортных средств. За анализируемый период число легковых автомобилей возросло на 35,8 тыс. шт., или на 16,25 % (рис. 1).
Рост численности автомобилей сопровождается увеличением числа аварий, возросшая плотность транспортного потока создает трудности перемещения на дорогах региона, и особенно в г. Тамбове, осложняемые аварийными ситуациями на дороге. Согласно статистическим данным в I квартале 2012 г. наблюдался рост числа дорожно-транспортных происшествий на 24,6 % (рис. 2) [10].
Сложившиеся тенденции указывают на возможность повышения в регионе налоговых ставок на легковые автомобили на 10—20 %. Этот несущественный рост (при неизменности прочих налоговых ставок) позволит увеличить объемы налоговых поступлений в региональный бюджет на 7,1—14,2 %.
Рис. 1. Динамика численности транспортных средств в Тамбовской области в 2009—2011 гг., тыс. шт. [10]
Рис. 2. Динамика численности дорожно-транспортных происшествий в Тамбовской области в 2010—2012 гг.
Кроме того, учитывая сложившуюся динамику ежегодного увеличения числа легковых автомобилей в среднем на 8,12 %, можно ожидать роста объемов налоговых поступлений по транспортному налогу на 7,68—15,35 %.
Земельный налог. Налоговые ставки по этому виду налогов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать согласно ст. 394 НК РФ: • 0,3 % — для земельных участков, которые отнесены «к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства»; землям, занятым «жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса... или приобретены (предоставлены) для жилищного строительства», либо землям, используемым «для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства»;
• 1,5 % — в отношении прочих земельных участков.
Закон также разрешает применять дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка.
Действующие налоговые ставки по земельному налогу на территории Тамбовской области принимают значения, близкие к максимально установленным федеральным законодательством. Но налоговая нагрузка на налогоплательщиков является существенной и в составе регионального бюджета области она составляет свыше 5 %. Для снижения налоговой нагрузки возможно снижение налоговой ставки по этому налогу на 10 %.
При определении налогооблагаемой базы по ЕНВД согласно ст. 346.29. «Объект налогообложения» НК РФ для определения налоговой базы применяется корректирующий коэффициент К2, который устанавливается для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и может варьироваться в пределах от 0,005 до 1 включительно.
В Тамбовской области действует коэффициент К2, установленный еще с 01.11.2010 [5]. Несмотря на широкий диапазон возможности применения значений коэффициента, на территории г. Тамбова коэффициенту К2 не были присвоены значения ниже 0,3. Например, в г. Тамбове это значение было присвоено только для деятельности, связанной с оказанием услуг общественного питания в учебных заведениях без реализации алкогольной, табачной продукции и пива. Для всех остальных видов деятельности принимаются более высокие значения коэффициента К2. Видам деятельности, связанным с розничной торговлей в киосках, торговых автоматах, реализацией изделий из натурального меха и кожи, мебели, ковровых изделий, а также развозной торговлей, услугам по перевозке пассажиров на такси соответствует максимальное значение К2 — 1.
В районах Тамбовской области установлены более низкие значения действующих коэффициентов. Так, в Бондарском районе Тамбовской области значение К2, равное 0,07, было присвоено для деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг по химической чистке, крашению и прачечным
РЕгионАльнАя экономика: теория и практика 49
работам. Также низкие значения коэффициента К2 были отнесены к деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг по перевозке пассажиров автобусами и маршрутными такси: в Бондарском районе К2 принимает значение 0,16, в Тамбовском и Инжавинском районах — 0,2.
В составе регионального бюджета поступления по налогам на совокупный доход вносят заметный вклад в его формирование. По информации УФНС России по Тамбовской области, в 2011 г. в региональный бюджет поступило 1 071,4 млн руб. налогов на совокупный доход, что составило 7,2 % от общего объема налоговых поступлений [7]. Вклад по этой группе налогов в составе регионального бюджета является существенным, но представляется возможным его дальнейший рост.
Согласно данным Росстата (рис. 3), заработная плата по региону на 8 328,3 руб., или на 39,75 % ниже среднего уровня по ЦФО. Следует учесть, что большинство облагаемых ЕНВД видов деятельности ориентированы на конечного потребителя. Наверное, было бы целесообразно снизить значения коэффициента К2 по тем видам деятельности, где потребителем является население с низким уровнем доходов. К этой категории следует отнести розничную торговлю, оказание бытовых и ветеринарных услуг. В настоящее время в сфере торговли происходит жесткая конкурентная борьба. Микро- и малым предприятиям приходится конкурировать не только друг с другом, но и с крупными магазинами («Магнит», «Линия», «Улей», «Эльдорадо» и др.).
Возможно, снижение налоговой нагрузки в ближайшем будущем не принесет желаемых результатов, но в перспективе позволит создать более
12 623,9
2010
2009
2008
200'
2006
2005
■ Тамбовская область
□ Центральный федеральный округ
■ Российская Федерация
Рис. 3. Динамика среднемесячной заработной платы на территории Российской Федерации, Центрального федерального округа и Тамбовской области в 2005—2010гг, руб. [8]
Рис. 4. Количество малых предприятий в Тамбовской области в 2004—2010 гг, тыс. ед. [7]
льготные условия для развития малого бизнеса. Предлагаемые изменения регионального налогового законодательства будут способствовать росту уровня конкурентоспособности, выживаемости и дальнейшему развитию малого бизнеса в сложившихся финансово-экономических условиях. В свою очередь развитие малого бизнеса в регионе будет способствовать формированию стабильных налоговых доходов регионального бюджета по этой категории налогов.
Так, снижение значения коэффициента К2 на 20—40 % приведет согласно прогнозу к сокращению удельного веса налоговых поступлений в региональный бюджет на 0,66—1,32 %. В то же время ожидается рост числа предприятий, уплачивающих ЕНВД, на 14,84 % (согласно среднегодовым темпам роста численности малых предприятий за последние годы), что должно увеличить ожидаемые налоговые поступления на 14,84 % (рис. 4). В таком случае с учетом всех ожиданий рост налоговых поступлений в бюджет региона должен будет составить 14,18—13,52%.
Федеральное законодательство при определении порядка налогообложения по специальному налоговому режиму — УСН (если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов) оставляет за субъектами РФ право регулирования налоговых ставок. Налоговые ставки могут быть установлены дифференцированно, в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ). Региональным законодательством Тамбовской области с 01.01.2009 была установлена минимальная налоговая ставка 5 % для некоторых категорий налогоплательщиков [2]. К льготным категориям по налогообложению были отнесены следующие виды предпринимательской деятельности:
1) производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
2) добыча полезных ископаемых;
3) строительство;
4) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
5) управление недвижимым имуществом;
6) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
7) научные исследования и разработки;
8) разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;
9) деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.
Налоговые ставки по УСН для предприятий малого бизнеса снижены до минимального уровня для определенных видов деятельности. Единственным способом снижения налоговой нагрузки для других категорий бизнеса, находящихся в данной системе налогообложения, является сокращение налоговой ставки до 10 %. Необходимость создания благоприятных условий в сфере регионального налогообложения вызвана сложившейся финансово-экономической ситуацией в регионе. Предлагаемые налоговые нововведения могут положительно сказаться на формировании его инвестиционного климата. Ожидаемое сокращение налоговых поступлений в связи со снижением налоговых ставок в составе доходов регионального бюджета может составить 5,1 %, но, учитывая существующие тенденции ежегодного роста численности малых предприятий в среднем на 14,84 % (которые, очевидно, могут быть дополнительно простимулированы
предлагаемыми мерами по снижению налогового бремени), следует ожидать роста налоговых поступлений на 10—12 %.
Следует отметить, что в 2011 г. наблюдалась следующая структура налоговых доходов на совокупный доход: УСН — 51,16 %, ЕНВД — 46,63 %, УСХН — 2,21 %. С учетом сложившейся структуры налоговых поступлений можно ожидать среднего роста налоговых поступлений в размере 12,5 %.
В результате осуществления предложенных совершенствований налоговых механизмов можно ожидать ряда изменений в структуре налоговых поступлений в составе регионального бюджета Тамбовской области (табл. 2).
Прогнозируется, что рост налоговых поступлений будет связан с увеличением объемов поступлений по транспортному налогу и налогов на совокупный доход на 12,5 и 15,35 %, соответственно. Одновременно возможно сокращение налоговых поступлений по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Сокращение этой группы налогов приведет к снижению расходов организаций и росту налога на прибыль, который ожидается в размере 10 %. Из расчетов следует, что в результате налоговых нововведений рост налоговых доходов должен составить 407,43 тыс. руб., или 2,72 %.
В представленных расчетах ожидаемых налоговых поступлений не учтено влияние более благоприятных условий налогообложения на развитие регионального бизнеса и рост его инвестиционного потенциала. Это основание позволяет утверждать, что ожидаемые оценки налоговых поступлений
Таблица 2
Налоговые доходы Тамбовской области до и после совершенствования налоговых механизмов
налоговые поступления До изменения (по данным 2011 г.) После изменения отклонение
Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. %
Налог на доходы физических лиц 6 521,1 43,6 6 521,1 42,43 0 —
Налог на прибыль 4 303,8 28,8 4 734,18 30,81 430,38 10
Налог на имущество организаций 1 452,5 9,7 1 307,25 8,51 —145,25 —10
Налоги на совокупный доход 1 071,4 7,2 1 205,33 7,84 133,93 12,5
Земельный налог (с учетом поступлений по обязательс- 857,7 5,7 771,93 5,02 —85,77 —10
твам, возникшим до 01.01.2006)
Транспортный налог 483,0 3,2 557,14 3,63 74,14 0,22
Акцизы на подакцизную продукцию 163,0 1,1 163,0 1,06 0 —
Прочие налоги и сборы (налог на добычу полезных 108,2 0,7 108,2 0,70 0 —
ископаемых, налог на имущество физических лиц, пос-
тупления в счет погашения задолженности по отменен-
ным налогам и др.)
Итого... 14 960,7 100 15 368,13 100,0 407,43 2,72
в бюджет региона являются заниженными и возможный рост налоговых доходов может составлять свыше 5 % (в ценах 2011 г.).
Разработанные механизмы налогового регулирования развития бизнеса ориентированы на долгосрочную перспективу, стимулирование активизации бизнеса в регионе, улучшение налоговой, финансовой, экономической и прочих составляющих потенциала региона.
Список литературы
1. О транспортном налоге в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 28.11.2002 N° 171-З (в ред. от 19.11.2004 № 251-З, от 28.10.2005 № 371-З, от 25.11.2005 № 388-3, от 23.12.2006 № 126-З, от 26.10.2007 № 282-3, от 02.07.2008 № 396-3, от 31.03.2009 № 508-3). URL: http://tambov. news-city. info.
2. Об установлении дифференцированных налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения: постановление Тамбовской областной Думы от 27.02.2009 № 1363 // УФНС по Тамбовской области. URL: http://www. r68.nalog. ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области: в ред. законов Тамбовской области от 23.04.2004 № 203-3, от 30.11.2004 № 272-3, от 28.10.2005 № 368-3, от
03.10.2007 № 260-3, от 25.12.2007 № 323-3, от
10.11.2008 № 445-3, от 27.11.2009 № 583-3, от 29.04.2010 № 640-3. URL: http://zakon. scli. ru.
5. О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Тамбовской области / УФНС по Тамбовской области. URL: http://www. r68.nalog. ru.
6. Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: постановление Администрации Тамбовской области от 01.01.2011 № 1141. URL: http://fin. tambov. gov. ru.
7. Официальный сайт УФНС по Тамбовской области. URL: http://www. r68.nalog. ru/statistic/68_ post/68_reg/god_2011/3888287.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.
9. Соколов М. Фантом в теории, или кривая Лаффера // Экономист. 2010. № 2. С. 45—53.
10. Управление ГИБДД УМВД по Тамбовской области. URL: http://68.gibdd. ru.