УДК 331
DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0026
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
© 2019
Ходиев Дадахон Абдуллоевич, доцент кафедры менеджмента и маркетинга
факультета экономики и управления Ганиева Ситора Баходуровна, аспирант кафедры менеджмента и маркетинга факультета экономики и управления Таджикский национальный университет (734025, Республика Таджикистан, Душанбе, проспект Рудаки, 17, e-mail: faridun61@mail.ru)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения качества образовательных услуг в вузах Республики Таджикистан. Обоснованы теоретические положения развития качества образовательных услуг в условиях нестабильности на рынке труда с учетом обеспечения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений. Выделены основные проблемы измерения качества образовательных услуг в современных условиях, отражающие приоритетность таких показателей как соответствие учебных планов требованиям рынка труда, качество профессорско-преподавательского состава вузов, образовательной инфраструктуры, местоположение вузов, библиотечный потенциал и др. Анализ показал, что по многим критериям вузы Республики Таджикистан не способны обеспечить высокий уровень качества образовательных услуг. Особенно тревожной остается ситуация по таким важным показателям как обеспеченность вузов квалифицированными кадрами, качество учебных планов, нехватка учебников на государственном языке, отсутствие должной мотивации у преподавателей и др. Сложившаяся ситуация требует системного изучения проблем обеспечения высокого качества образовательных услуг в республике. Автором предлагается создания соответствующего механизма контроля и обеспечение качества образовательных услуг на уровне Министерства образования и науки Республики Таджикистан во взаимодействие с вузами страны.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, образовательные услуги, конкурентоспособность вузов, рынок труда, инновация.
THE DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
© 2019
Hodiyev Dadakhon Abdulloyevich, associate professor of management and marketing of Faculty of Economics and Management Ganiyeva Sitora Bakhodurovna, graduate student of department of management of Faculty of Economics and Management Tajik National University (734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17, e-mail: faridun61@mail.ru)
Abstract. In article problems of improvement of quality of educational services in higher education institutions of the Republic of Tajikistan are considered. It is proved theoretical provisions of development of quality of educational services in the conditions of instability in labor market taking into account ensuring competitiveness of graduates of higher educational institutions. The main problems of measurement of quality of educational services in modern conditions reflecting priority of such indicators as compliance of curricula to requirements of labor market, quality of the faculty of higher education institutions, educational infrastructure, location of higher education institutions, library potential, etc. are allocated. The analysis showed that by many criteria higher education institutions of the Republic of Tajikistan are not capable to provide high level of quality of educational services. The situation especially disturbing remains on such important indicators as security of higher education institutions with qualified personnel, qualities of curricula, the shortages of textbooks in a state language, lack of due motivation at teachers, etc. Developed a situation demands system studying of problems of quality ensuring educational services in the republic. The author offers creations of the corresponding mechanism of control and ensuring quality of educational services at the level of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tajikistan in interaction with higher education institutions of the country.
Keywords: education market, educational services, competitiveness of higher education institutions, labor market, innovation.
С целью успешной организации своей деятельности, обеспечения функционирования и привлечения большого количества абитуриентов высшие учебные заведения страны нуждаются в постоянном контроле качества предоставляемых услуг и совершенствования структуры предоставляемых образовательных программ. Обеспечение высокого качества образовательных услуг также необходимо для удовлетворения потребностей рынка труда в высококвалифицированных специалистах, что в свою очередь требует повышения рейтинга вузов, снижения затрат на предоставление образовательных услуг и повышения степени удовлетворенности студентов. Высшим учебным заведениям страны необходимо постоянно принимать соответствующие меры для повышения профессионального опыта и навыков своего персонала, использования современных образовательных технологий в своей педагогической деятельности, чтобы иметь конкурентные преимущества среди других университетов [1].
Поставщикам образовательных услуг необходимо постоянно оценивать свое конкурентное положение по качеству предоставляемых образовательных услуг,
а также его адаптации к изменившимся потребностям рынка труда и восприятию студентов. Качество услуг высшего образования следует рассматривать как стратегический ресурс социального и технологического развития, а также экономического роста. Высокое качество образовательных услуг выступает залогом поэтапного перехода к экономике, основанной на знаниях [2].
В настоящее время Министерство образования и науки Республики Таджикистан тратит много усилий, чтобы добиться высокого и признанного мировым сообществом уровня образования за счет поддержания и улучшения системы контроля качества образования в высших учебных заведениях страны с принятием соответствующих положений, регулирующих образовательную деятельность вузов. Кроме того, министерство и вузы страны предпринимают значительные шаги в направлении улучшения качества образования на основе совершенствования качества образовательных программ, усиления профессорского-преподавательского состава вузов, совершенствования системы внутреннего управления, разработки и принятия управленческих решений. Однако независимо от всего этого качество об-
Hodiyev Dadakhon Abdulloyevich, Ganiyeva Sitora Bakhodurovna THE DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF QUALITY ...
разовательных услуг в большинстве вузов страны зависит от совершенствования системы образования в целом с учетом изменения образовательной среды на международном и национальном уровне и быстро растущей озабоченности работодателей по поводу качества высшего образования. Исходя из этого, оценка качества высшего образования в Республике Таджикистан и предложение соответствующих мер по его совершенствованию является весьма актуальным вопросом.
Вузам страны необходимо активнее участвовать в процессе проведения образовательных реформ, происходящих под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды, которые в основном связаны с глобализацией, технологической революцией, спросом и предложением, вопросами конкуренции и повышением ответственности образовательных учреждений перед обществом. Обеспечение выживания вузов в условиях усиления конкуренции и доля каждого из них на рынке образовательных услуг во многом зависит от улучшения качества предоставляемых услуг на основе удовлетворения потребностей студентов, как важного показателя рейтинга вуза на национальном и международном уровне [3].
Качество образовательных услуг оценивается по различным критериям и показателям [4-12]. Среди них важное значение приобретает оценка влияния внешних и внутренних факторов на качество образования, степень удовлетворенности работодателей, знание и умение выпускников вуза, трудоустройство работников, соответствие образовательных программ с государственными стандартами и стандартам ИСО 9000 и др.
В нашей статье для оценки качества образовательных услуг и его совершенствования, мы посчитали целесообразным использовать Модель оценки качества высшего образования, которая состоит из трех уровней иерархии, включающих восемь основных показателей оценки качества образовательных услуг и ряд критериев. Восемь основных показателей включают в себя следующие элементы: учебный план, персонал, перспективы карьерного роста, инфраструктура, электронный сервис, услуги библиотеки, административные услуги, местоположение вуза (табл. 1).
Таблица 1 - Модель оценки качества высшего образования
ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН - план повышения квалификации студентов и возможности самореализации; - наличие реквизитов определенных курсов; еженедельное расписание; - разнообразие модулей по выбору / модулей по специализации областей.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗА - академические квалификации; профессиональный опыт; - научно-исследовательская работа; - соответствующие академические консультации; - навыки коммуникации.
ВОЗМОЖНОСТИ КАРЬЕРНОГО РОСТА - перспективы профессиональной карьеры; - ссылки учреждения с бизнесом; - повышение технических навыков; повышение навыков общения; - лингвистические навыки; - возможности трудоустройства в рамках программ дневной работы; - возможности для продолжения учебы за рубежом - наличие программ обмена с другими институтами.
ИНФРАСТРУКТУРА - современные и высококачественные классы и лаборатории; - услуги общественного питания d3; - спортивные сооружения;- медицинское оборудование; - высокое качество администрирования университетских зданий; - доступность услуг для проведения социальных и культурно-массовых мероприятий; общежитие студентов.
ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕРВИС - сайт предоставляет академические и администратора услуги. - эффективные, точные и быстрые услуги. - быстрая техническая поддержка. - e-service доступность по-разному, e-service через социальные сети.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - наличие учебников и журналов по отдельным специальностям; - доступность библиотечных услуг в электронном виде; - электронная библиотека; - достаточные места, чтобы сидеть и читать в рабочие часы; - библиотекари высокой квалификации.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ УСЛУГИ - достаточное рабочее время; - наличие административных услуг на веб-сайте университета; - наличие технической поддержки передних услуг; - дружелюбие; - наличие ADV. материалы для услуг; - четкие инструкции и советы.
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ - доступность; - доступность транспортных услуг (вне кампуса); - стоимость транспортировки; - транспортные услуги среди университетских зданий (в университетском городке);
Составлено автором на основе: [13].
Для достижения и поддержания качества разработки и реализации учебных программ, высшим учебным заведениям необходимо поощрять академическое превосходство в области исследований, которое позволяет членам кафедр участвовать в разработке и реализации учебных программ. Право вузов на изменение содержания образования, определенного учебными планами необходимо для того, чтобы разработать процедуру окончания (высшего) учебного заведения, повысить возможности трудоустройства выпускников, расширить доступ обучающихся к новым источникам знаний и обеспечить возможности карьерного роста.
Начиная с 1990-х годов по настоящее время, содержание образования в Республике Таджикистан, отраженное в учебных планах и программах, часто становится объектом обсуждения и изменения по инициативе Министерства образования и науки Республики Таджикистан. Однако эти изменения, часто являются произвольными и не всегда обоснованными, и не основываются на четком пересмотре всего содержания образования (учебного плана). В Таджикистане реформа содержания высшего образования проводилось более 8-ми раз. Проведенные изменения в основном касались пересмотра перечня предметов в содержании учебного плана. Часто снимаются отдельные предметы и заменяются новыми. Проведенные изменения содержания учебного плана в Республике Таджикистан нельзя рассматривать как существенное изменение и улучшение содержания высшего образования, так как - цели учебного плана сохранили декларативный характер, и наблюдаются незначительные изменения в рамках учебной программы или образовательной философии. На самом деле содержание учебного плана по-прежнему является чрезмерно энциклопедическим и информационно-ориентированным, и не направлено на развитие у студентов навыков критического мышления, уверенности в себе и выработки отношения к формированию установок и навыков учения. Структура учебных планов, до сих пор, не нацелена на формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность студентов на внутреннем и внешнем рынке труда.
Учебные программы разработаны и утверждены министерством в централизованном порядке. Группы разработчиков учебных планов высшего образования состоят в основном из ученых профессоров универси-
тетов или исследователей. При этом, отсутствует горизонтальная координация между различными группами, работающими в различных областях обучения. Участие педагогов в процессе разработки учебных планов минимально, и поэтому реформы в большинстве случаев не учитывают интересы профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
Особо отметим, что служебный персонал и кадровое обеспечение, а именно педагогический, научно-исследовательский и административно-управленческий персонал играют первостепенную роль в обеспечении высокого качества образовательных услуг.
Высшие учебные заведения, которые смогли привлечь высокоспециализированный профессорско-преподавательский состав в состоянии играть значительную роль в формировании личностных качеств студентов и хорошо их мотивировать к приобретению соответствующих профессиональных навыков. Хорошее отношение преподавателей, как в аудитории, так и вне аудитории существенно повышает степень удовлетворенности студентов в образовательном процессе. Методики обучения, применяемые преподавателями, также являются важным показателем качества предоставляемых образовательных услуг. При этом, чем выше интеллектуальные способности преподавателей, тем выше уровень овладения знаний у студентов.
Необходимо отметить, что качество профессорско-преподавательского состава вуза во многом зависит от статуса вуза как научного и учебного центра, готовности преподавателей к саморазвитию и продвижению педагогического потенциала вуза, а также овладения преподавательским составом инновационными методами обучения, новыми образовательными технологиями и др.[14].
Исследование структуры профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Республики Таджикистан (табл. 2) показывает, что из 3593 педагогического состава высших учебных заведений 294 человек (или 8,8%) имеют ученую степень доктора наук и 728 (20,28%) человек ученую степень кандидата наук. Численность работников основной научно-технической деятельности высших учебных заведений Республики Таджикистан в 2008г. составил 5196 человек, из которых 274 (13,93%) человек имели ученую степень доктора наук и 822 (15,8%) человек ученую степень кандидата наук. Снижение числа профессорско-преподавательского состав за последние 5 лет в основном связано с сокращением учебной нагрузки в вузах страны, а также с уменьшением количества студентов в вузах.
Таблица 2 - Динамика численности работников основной (научно-технической) деятельности высших учебных заведений Республики Таджикистан
2009 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017/2009,%
Всего, человек 5196 2537 3511 3389 3593 3704 3894 3720 71,59
в т.ч., -доктора на\тс 274 223 263 257 294 328 307 293 106,93
- кандидаты наук 822 615 758 743 728 748 767 731 88,93
Источник: [15, 68].
Ознакомление с составом научно-педагогических кадров вузов Республики Таджикистан позволяет сделать вывод о том, что служебный персонал вуза сегодня в состояние повлиять на формирование соответствующих компетенций студентов, овладение ими профессиональных знаний, умений и практических навыков на протяжении всего периода обучения.
Независимо от существенного повышения качества профессорско-преподавательского состава вузов страны за годы независимости здесь наблюдается также некоторые проблемы. В частности в последние годы наблюдается рост числа преподавателей вузов, не имеющих ученой степени и не владеющих знаниями в области инновационных методов обучения и образовательных технологий.
Определенная часть преподавателей в процессе обучения в основном старается давать прочные системные
знания студентам, а не развивать их личностные качества и деловые навыки с целью подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
На наш взгляд, для повышения качества профессорско-преподавательского состава вуза необходимо принимать меры по совершенствованию профессионального мастерства преподавателей, стимулировать их деятельность по саморазвитию, позволяющую быть в курсе современного состояния преподаваемой дисциплины и обеспечивающую более высокое качество обучения студентов.
Кроме того, переход системы высшего образования Республики Таджикистан на многоуровневое обучение и новые образовательные стандарты диктуют более тесную связь преподавателей с производственной сферой, с учетом овладения ими современными концепциями производства и бизнеса.
Следующим важным показателем, определяющим качество образовательных услуг, является показатель возможности карьерного роста студентов с момента поступления в высшие учебные заведения страны. Возможности карьерного роста во многом связаны с перспективами трудоустройства выпускников вуза, освоение ими технических навыков, общения и возможности продолжения учебы за рубежом. Качественное образование в вузах дает возможность бесперебойного карьерного роста. Кроме того, учёт вузами потребностей рынка труда при преподавании различных дисциплин создает возможность для трудоустройства студентов еще в процессе обучения [16].
Возможность карьерного роста будущего специалиста во многом зависит от качества подготовки студентов, важнейшим критерием которого является уровень профессиональных знаний и коммуникативной культуры, творческий подход к решению определенных научно-практических задач, умение студентов самостоятельно применять приобретенные знания в ситуациях близких к будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время понимание значимости процессов личностного и карьерного роста в Таджикистане очень важно для студентов, так как существует значительная диспропорция в спросе и предложении на рынке труда и устоявшийся стереотип непрестижности большинства профессии, а также отсутствие возможностей для карьерного роста в связи с низким уровнем заработной платы.
Вуз не выполнит своих задач по подготовке будущего специалиста, если у студентов не будет сформирована профессиональная направленность личности, т. е. устремленность применять свои знания, опыт, способности в области выбранной профессии.
Для формирования профессиональной направленности у студентов необходимо сформировать положительное отношение студента к будущей профессии, стремление совершенствовать свою квалификацию, развивать престиж профессии и собственные взгляды и убеждения.
Таким образом, для формирования готовности студентов к карьерному росту необходимо принимать следующие мероприятия:
- формировать и поддерживать устойчивую направленность личности студента на успешную профессиональную деятельность;
- развивать мотивационно-ценностное отношение к профессии, интерес к ней, желание проявлять в ней свои способности;
- формировать потребности в карьерном росте, убежденность в значимости карьерного роста для дальнейшей жизни;
- стимулировать к самообразованию и самовоспитанию.
Между тем, не менее важным показателем качества образовательных услуг является формирование и подержание соответствующей инфраструктуры высших учебных заведений. При этом, «под инфраструктурой вуза
Hodiyev Dadakhon Abdulloyevich, Ganiyeva Sitora Bakhodurovna THE DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF QUALITY ...
следует понимать создание материально-технической и социальной среды, которая способствует осуществлению учебного, научно-исследовательского процессов и организации быта и отдыха в вузе. Инфраструктура вуза включает материально-техническую, информационную и социальную составляющую образовательно-научного потенциала высшей школы» [17].
Инфраструктура вуза создает необходимые условия студентам для рационального использования времени в период обучения в образовательных учреждениях, формирует удобства для отдыха в общежитии в свободное время, что способствует лучшему освоению предметов и развитию творческой и исследовательской деятельности студентов.
Наряду с существующей инфраструктурой образовательных учреждений необходимо принимать соответствующие меры по формированию инфраструктуры инновационной деятельности вузов, которая должна включать в себя внутривузовские инновационные научно-образовательные центры, технопарки, студенческие бизнес инкубаторы, информационно-аналитические центры и т.д. Деятельность таких центров должна быть направлена на решение актуальной задачи по коммерциализации интеллектуальной собственности с учетом её продвижении на рынок, создание и реализацию инновационных проектов, маркетинг научных разработок.
Все это обеспечивает и значительно влияет на повышение качества предоставления образовательных услуг в стране и придает существенный импульс развитию рынка образовательных услуг, повышает академическую мобильность студентов и сотрудников, рост авторитета образовательного учреждения на национальном и международном уровне.
Следующий показатель - электронный сервис, который включает в себя электронный сайт вуза, возможность предоставления академических и административных услуг через сети, а также обеспечивает регулярную техническую поддержку сайта и предоставление электронных услуг через социальные сети.
Развитие и использования электронных услуг посредством сети Интернет в учебных заведениях позволяет обеспечить оптимальную интеграцию информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования, способствует развитию дистанционного обучения и коммуникации преподавателей со студентами [18-28]. Применение электронных услуг в образовательных учреждениях способствует экономии времени при освоении предметов, устраняет дистанцию в образовательном пространстве и содействует обмену знаниями между студентами. Все это повышает гибкость предоставления образовательных услуг. Оно также влияет на методы обучения студентов вне аудитории в условиях отсутствия преподавателей. К сожалению независимо от того что в Республике Таджикистан большинство образовательных учреждений имеют свои сайты во всемирной паутине их обслуживание осуществляется нерегулярно, а информация на них обновляется очень редко. Кроме того сайты вузов в основном имеют информационный и ознакомительный характер, не способствующий интерактивному взаимодействию преподавателя со студентами.
Предоставление электронных услуг через вебстраницы университетов играет важную роль для создания виртуального университета, применения электронного обучения, а также эффективного использования необходимых электронных ресурсов и перехода к безбумажной технологии обучения. Следовательно, в условиях развития информационного общества высшему образованию необходимо идти по пути все более активного включения информационно-коммуникационных технологий нового поколения в образовательный процесс. В этом же направлении необходимо развивать электронные библиотеки вузов, предоставлять электронные сервисы на своих web-сайтах, чрезвычайно разнообразный спектр
предоставляемых услуг на веб страницах, предоставить пользователям возможность доступа к отечественным и зарубежным базам данных, электронно-библиотечным системам и др. Кроме того, для виртуальных пользователей необходимо раскрыть широкий список услуг в формате онлайн, таких как онлайн курсы, виртуальная консультация, виртуальная сдача самостоятельных работ и др.
Так как основной целью обучения в вузе является приобретение соответствующих профессиональных знаний, то естественно, что на улучшение качества предоставления образовательных услуг существенно влияет качество библиотечного обслуживания. От качества библиотечного обслуживания во многом зависит качество научных исследований студентов, приобретение нужной информации, выполнение индивидуальных и самостоятельных работ. Необходимо отметить, что современные студенты это поколение, выросшие рядом с компьютерами и они очень чувствительны к качеству услуг. Они стараются получать информацию и услуги немедленно. Независимо от того, что в последние годы увеличилось число новых учебников в библиотеках вузов, наблюдается снижение числа читателей в библиотеках. Наблюдается также отток из библиотек профессорско-преподавательского состава, поскольку они не в состоянии найти необходимые литературные источники для выполнения своей научной работы. Стала снижаться активность использования библиотечно-библиографи-ческих ресурсов докторами и кандидатами наук в связи с их переориентацией на электронные ресурсы.
Имеющиеся проблемы в данном направлении в основном связаны с нехваткой учебной литературы на государственном языке, моральным старением библиотечных фондов, недостаточным финансированием учебных заведений, слабой обеспеченностью литературой новых дисциплин в вузах и др.
По нашему мнению для повышения качества предоставления библиотечного обслуживания необходимо построить рациональную организационную структуру предоставления читателю библиотечных услуг, обеспечить пользователям доступ к необходимым источникам независимо от носителя информации, расширить количество автоматизированных рабочих мест, увеличить перечень предоставляемых услуг и создать комфортную библиотечную среду, обеспечить удобства при работе читателей, ускорить процесс поиска информации.
Для дальнейшего совершенствования качества библиотечного обслуживания как важного индикатора получения образовательных услуг, необходимо принимать меры по внедрению технологии электронной книговы-дачи, что намного сокращает время обслуживания читателей. Повышение квалификации сотрудников библиотеки является другим не менее важным направлением совершенствования качества библиотечно-информаци-онного обслуживания.
Предоставление административных услуг в учебных заведениях подразумевает планирование, координацию и предоставление широкого спектра услуг, которые позволяют учебным заведениям работать эффективно. Совершенствование качества предоставления таких услуг позволяет повысить производительность труда в вузе и степень удовлетворенности сотрудников.
Наряду с административными услугами местоположение вуза является важным определяющим фактором конкурентоспособности вуза. Независимо от того что все высшие учебные заведения страны находятся в больших городах страны, доступность транспортных услуг, стоимость транспортировки, транспортные услуги среди университетских зданий могут повлиять на успеваемость студентов.
В последнее время в связи с высокой стоимостью обучения наблюдается рост отсев и уход студентов из высших учебных заведений. Согласно приведенным исследованиям UNICEF из общего числа отчислений сту-
дентов в высших учебных заведениях 74% прекращают учебу в вузе из-за финансовых проблем, 3% из-за далекого расстояния от местожительства до вуза и 3% в связи с низким интересом к учебе.
Таким образом, совершенствование качества предоставления образовательных услуг в Республике Таджикистан является важным элементом повышения образованности выпускников вуза, их квалификационной компетенции. Для решения существующих проблем в области качества образовательных услуг вузам необходимо разрабатывать и внедрять системы управления качеством и использовать инструменты для ее совершенствования. Необходимо разрабатывать общий механизм управления качеством, как на уровне министерства, так и на уровне вуза. В первую очередь необходимо разрабатывать эффективный механизм управления ростом качества образовательных услуг на основе создания внутривузовской и государственной системы контроля качества предоставления образовательных услуг. При этом необходимо обеспечить подготовку квалифицированных кадров в данном направлении, разработку общегосударственных программ роста качества образования, внедрение международных стандартов, повышение степени независимости и качества деятельности отделов управления качеством образования в вузах. Другим направлением совершенствования управления качеством образовательных услуг является проведение независимой экспертной оценки качества образовательных услуг со стороны представителей рынка труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ходиев ДА., Саидова Х.У. К вопросу о трудоустройстве выпускников высших учебных заведений в трудоизбыточном регионе: институциональный аспект//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - Киров, 2018. - № 1 (60). - С.980-986.
2. Лихачева Т.Л. Экономика знаний» и знания экономики: ретроспективный анализ/Экономика и социум: современные модели развития. -М.: «Наука», 2018. - Т. 8. № 1 (19). - С.141-158.
3. Попов Е.А. Управление качеством высшего образования в условиях модернизации высшего образования в России//Политика и общество. - М.: «НБ- Медиа», 2011. - № 4 (76). - С.95-100.
4. Александров А.Ю. Разработка алгоритма совершенствования образовательной деятельности как способ повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2017. № 12 (79). С. 127-136.
5. Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Алексеева Л.П., Базавлуцкая Л.М., Полуянова Л.А. Психологические особенности процесса восприятия цен на образовательные услуги //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 276-280.
6. Васильчак С.В., Бабий Р.П. Направления усовершенствования развития сферы образовательных услуг //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 83-86.
7. Терзи Н.В. Конкурентоспособность образовательной услуги и пути ее повышения в современных условиях //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 451-453.
8. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Проблемы и задачи опережающего управления в сфере реализации образовательных услуг // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 47-51.
9. Колодкина Н.Н., Сутягина Н.И. Применение метода наименьших квадратов в моделировании спроса и предложения на рынке образовательных услуг // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 157-161.
10. Сысоева Ю.Ю. Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 92-95.
11. Полевая Н.М., Ситникова В.В. Удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг (на примере опроса студентов-магистрантов экономического направления) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 159-162.
12. Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 114-117.
13. Amin Y. Noaman, Abdul Hamid M. Ragab, Ayman G. Fayoumi, Ahmed M. Khedra and Ayman. I. Madbouly HEQAM: A Developed Higher Education Quality Assessment Model //Proceedings of the 2013 Federated Conference on Computer Science and Information Systems pp. 739—746.
14. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Информатизация - ключевое направление развития системы образования Республики Таджикистан// Вестник Таджикского национального университета. — Душанбе, 2014. - № 3-3. - С. 254-260.
15. Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание)//Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2018г. — 432 с._
16. Килина И.А., Понамарева Е.В., Траут Д.В. Сопровождение профессионального самоопределения студентов профессиональных образовательных организаций/Метод. рекомендации /Под ред. Е. Л. Рудневой. - Кемерово, 2018. Сер. Профориентация.
17. Завгородняя В. В. Финансовый механизм обеспечения инфраструктуры вуза// Электронный ресурс. Режим доступа http://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/ Zavgorodnyaya-Viktoriya-Vladimirovna1.pdf.
18. Сысоева Е.Ю. Инновационные методы обучения в системе профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 299-301.
19. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
20. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Проектирование холистичной образовательной среды как информационной инфраструктуры педагогического университета // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 17-23.
21. Раздорская И.М., Урусова Т.И., Резцова Т.В., Ульянов В.О. Этические аспекты взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения//Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 53-56.
22. Молодцова Т.Д., Шалова С.Ю., Кобышева Л.И. Обучение в сотрудничестве как условие формирования у студентов мотивации научного творчества //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 169-172.
23. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коновалова Е.Ю. Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 79-82.
24. Ревунов Р.В., Янченко Д.В. К вопросу обеспечения дистанционного образовательного процесса программными продуктами компании Microsoft // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 189-192.
25. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач О.И. Организационно-технологические аспекты формирования и развития информационно-образовательной среды современного вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 309-312.
26. Бондаренко Т.Г., Колмаков В.В. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 53-57.
27. Панюкова Е.В., Мкртычев С.В. Облачные технологии как инструмент формирования персональной информационной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 343-346.
28. Грязнова Е.В., Брызгалова Ю.В., Изместьева Н.В., Николаева Л.Ю. К вопросу о природе дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 169-172.
Статья поступила в редакцию 23.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019