НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ
А.С. Вострикова, Ю.А. Кармышев
В статье предлагается один из возможных вариантов совершенствования региональной инновационной инфраструктуры на основе создания инновационно-инвестиционной сетевой инфраструктуры с инжиниринговым сопровождением. Обосновывается необходимость проведения инновационнотехнологической экспертизы инвестиционных проектов и программ с целью инновационного наполнения потока инвестиций в основной капитал.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационная инфраструктура, инжиниринг, инновационно-технологическая экспертиза.
Одной из важных составляющих роли государства в инновационном процессе, как отмечает Ю.В. Яковец [1], является создание благоприятного инновационного климата в стране, обеспечивающего наилучшие условия для освоения и распространения инноваций как в государственном, так и в частном секторах экономики. Понятие инновационного климата весьма обширное, включающее ряд взаимосвязанных элементов:
1) полное и стабильное законодательство, учитывающее специфику этой сферы деятельности и предоставляющее гарантии защиты интеллектуальной собственности, прав инноваторов. Необходимо не только федеральное, но и региональное инновационное законодательство, учитывающее специфику субъектов Федерации. В некоторых субъектах (Московская область, Ленинградская область, Тамбовская область, Саратовская область, Хабаровский край и др.) законы об инновациях уже приняты;
2) создание экономических преференций для инновационной деятельности, направленной на реализацию стратегических приоритетов, в виде налоговых и таможенных льгот, льготных кредитов, развития венчурного финансирования малого и среднего инновационного бизнеса. Распространившаяся в России в последнее время налоговая и таможенная уравниловка, отмена льгот для инноваторов не учитывает специфики этого перспективного вида деятельности и становится тормозом инноваций;
3) развитие инновационной инфраструктуры, создание инновационных бизнесцентров и инкубаторов, технопарков, технополисов, организация инновационных выста-
вок, конкурсов, ярмарок способствует развитию инновационного бизнеса;
4) организация инновационно-техноло-гической экспертизы инвестиционных проектов и программ, позволяющей оценить наличие и уровень содержащихся в них инноваций и способствующей повороту инвестиций к инновациям;
5) развитие инновационного образования, предоставление возможности специалистам любых направлений освоить основные понятия инновационной деятельности и ее роли в прогрессе общества; подготовка, переподготовка и повышение квалификации ученых, конструкторов, инженеров, технологов, проектировщиков, менеджеров, принимающих непосредственное участие в разработке и реализации инновационных проектов и программ;
6) широкое вовлечение средств массовой информации, печати, телевидения, Интернета, научно-популярной литературы в создание такого трудно измеримого явления, как инновационный дух, стремления молодежи к инновациям, возврат технологического романтизма, который в 1990-е гг. уступил место экономическому и правовому прагматизму;
7) развитие стратегически-инновацион-ного мышления у государственных служащих, в т. ч. у первых лиц страны, отвечающих за ее будущее и место в глобализированном мировом сообществе.
Все перечисленные выше элементы должны стать звеньями национальной инновационной системы, инициатором и создателем которой является государство.
В современных условиях инновационная инфраструктура превращается в важнейший
ресурс инновационных процессов в национальной экономике в целом, а также на мезо-уровне (регион). Это предопределяет более высокие темпы развития инновационной инфраструктуры по сравнению с темпами развития инновационных предприятий.
Инфраструктуру инновационной деятельности можно определить как совокупность юридических и физических лиц, выполняющих для субъектов инновационной деятельности отдельные виды работ и услуг в рамках соответствующих инновационных проектов. При этом региональная инновационная инфраструктура должна рассматриваться как составная часть общей инфраструктуры для нужд национальной инновационной системы.
К базовым принципам формирования региональной инновационной инфраструктуры с рыночной ориентацией можно отнести:
- комплексный характер, оказание услуг на всех этапах инновационного процесса;
- возможность инфраструктурных организаций координировать свои действия при оказании услуг, а также взаимодействовать с аналогичными организациями из других регионов;
- адекватность реально имеющемуся в регионе научно-техническому, инновационному и производственно-технологическому потенциалам;
- сохранение и укрепление уже имеющихся организационных звеньев инфраструктуры;
- конкурентность между инфраструктурными звеньями с целью исключения монопольного положения одних по отношению к другим, что в конечном итоге предполагает продуктивность и эффективность инновационной деятельности;
- безусловное соответствие создаваемых инфраструктурных систем положениям действующих федеральных и региональных правовых и нормативных актов;
- максимальный учет при создании инфраструктурных систем отечественного и, по возможности, зарубежного опыта.
Исходя из такого понимания, инновационная инфраструктура представляется как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих управляющих систем, необходимых и
достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.
Основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических инноваций является, с нашей точки зрения, инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые способны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии, выступать для заказчика в роли системного интегратора и гаранта успешной реализации инновационных проектов, а также обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции (маркетинг инноваций), технико-экономического обоснования инновационных проектов и их разработки вплоть до комплектной поставки оборудования, кадрового обеспечения и последующего сервисного обслуживания.
Поэтому создание такой инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность реализации инновационных проектов, является важнейшей задачей для региона, требующей оперативного решения.
Для этого необходимо осуществить комплекс организационно-технических и социальных мероприятий, к числу которых можно отнести следующие:
1) формирование региональной инновационно-инвестиционной сети центров научно-технических нововведений. Необходимо создание инновационных центров: координационного регионального инновационного центра (во взаимодействии с соответствующими региональными правительствами, администрациями и мэриями); головного регионального инновационного центра; исполнительной сети инноваций региона в виде сети инновационно-инвестиционных центров на предприятиях, в организациях и в вузах региона;
2) создание сети инновационно-инвестиционных центров в приоритетных отраслях экономики региона. Опыт разработки и практической реализации федеральной инновационной программы «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» показывает, что создание в регионе инновационно-инвестиционной сети центров нововведений необходимо сочетать с формирова-
нием инновационной инфраструктуры. При этом в первую очередь должен быть решен комплекс проблем, связанных:
- во-первых, с разработкой и развитием инновационной инфраструктуры в целом как единого распределенного по регионам и отраслям механизма научно-технических нововведений в виде инновационно-инвестиционных фирм (центров), которые через реализацию наукоемких технологий обеспечивают в короткие сроки конкурентоспособную реализацию инноваций;
- во-вторых, с созданием научно-технической базы инновационной инфраструктуры страны и регионов, а также разработкой методических и организационно-нормативных материалов по научно-техническим нововведениям.
Ввиду ограниченности ресурсов единовременное создание комплексной инновационной инфраструктуры, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, невозможно. Поэтому необходимо на первом этапе обеспечить выполнение всего набора инфраструктурных услуг с привлечением сил имеющихся организаций, а также создать условия и предпосылки для ее саморазвития, в т. ч. за счет привлечения средств частных инвесторов.
Инновационная практика, безусловно, требует оборотного капитала. Получить этот оборотный капитал (например, кредит) в современных условиях без специальных мер поддержки очень сложно. Поэтому в настоящее время лишенное оборотного капитала отечественное производство инновационных товаров и услуг проигрывает лучшие наукоемкие проекты в стране зарубежным фирмам, использующим сбалансированный зарубежный рынок для получения требуемого оборотного капитала. Учитывая данное обстоятельство, считаем, что в экономике инноваций с целью устранения обозначенной проблемы продуктивным представляется объединение под единым управлением инновационной и инвестиционной деятельности. В этой связи конструктивной идеей механизма поддержки региональной инновационной политики представляется создание инновационно-инвестиционной сети, объединяющей на территориях инновационного развития в регионах инновационные и инвестиционные функции в одном центре. Концептуальные подходы по созданию такого
механизма заложены в работах В.Г. Колосова и ученых его научной школы [2-4].
Инновационно-инвестиционная инфраструктура - сетевая система взаимодействующих организаций и управляющих звеньев, обеспечивающих решение вопросов активизации инновационной деятельности, включая инжиниринг и мобилизацию инвестиций.
Таким образом, мы считаем, что одним из возможных стратегических направлений реанимации и дальнейшего развития отечественного научно-производственного комплекса в регионах является создание инновационно-инвестиционной сетевой инфраструктуры с инжиниринговым сопровождением, распределенной по всем территориям инновационного развития региона.
Исходя из этого мы предлагаем создать в Тамбовской области региональный центр «Тамбов-инжиниринг», структурная схема деятельности которого представлена на рис. 1.
Инжиниринг - комплексная инновационная технология, охватывающая все этапы инновационного цикла: маркетинг; предпро-ектное обследование; аванпроектирование; технико-экономическое и экологическое обоснование и бизнес-планирование; эскизное, техническое и рабочее проектирование; технологическую подготовку производства; изготовление, комплектную постановку оборудования, технологий и программного продукта для созданной системы; подготовку кадров и кадровое сопровождение; пусконаладочные работы созданной системы, осуществление сертификации системы; сдачу системы «под ключ» заказчику; авторское сопровождение и сервисное обслуживание системы у заказчика [3].
Технология инжиниринга и работающие по ней инжиниринговые фирмы предоставляют заказчику наиболее полный набор услуг при реализации инновационного проекта. На всех этапах инновационного цикла инжиниринг обеспечивает оптимальную реализацию инновационного проекта-заказа совместно с приглашенными профессионалами-контрагентами и оптимальное для каждого конкретного инновационного проекта использование как отечественных, так и зарубежных, накопленных и уже опробованных, передовых научно-технических достижений, знаний, изобретений, идей, технологий и оборудования.
Рис. 1. Структура регионального инновационно-инжинирингового центра «Тамбов-инжиниринг»
Для успешной работы Центр должен организовывать свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и управления, кредитно-финансовыми и страховыми учреждениями, юридическими и физическими лицами.
Стратегическая цель деятельности Центра заключается в обеспечении эффективности функционирования региональной инновационной системы путем предоставления заказчикам наиболее полного набора услуг при реализации инновационного проекта. Это предполагает осуществление инновационноинформационного маркетинга и мониторинга, инвестиционной деятельности в отраслях региональной экономики на основе анализа внешней и внутренней среды, оценки результатов и прогноза потребностей в инновациях, а также системной оценки результатов поэтапной реализации программы реализации инновационной политики региона.
Для реализации данной цели центр «Тамбов-инжиниринг» должен решать следующие задачи:
1) разработка программы формирования региональной сети инжиниринговых центров;
2) участие в разработке комплексных программ, способствующих активизации инновационной деятельности в регионе;
3) формирование региональной информационной сети с последующим подключением ее к федеральной информационной системе;
4) формирование исполнительной сети на базе инжиниринговых центров, создаваемых в инфраструктуре промышленных предприятий, организаций, учебных заведений, городов и районов области;
5) осуществление опережающей подготовки и переподготовки кадров инжиниринга -системных менеджеров инжиниринга - руководителей реализуемых проектов;
6) создание и использование компьютеризированных проектно-производственных систем, систематизирующих и ускоряющих процесс инжиниринга;
7) обеспечение профессионального сопровождения работ по полному инновационному циклу: маркетинговые исследования на рынке инноваций, обоснование, разработка, комплектная поставка, сдача «под ключ» и сертификация, сервисное обслуживание инноваций;
8) осуществление финансового и правового консультирования;
9) обеспечение комплексного, профессионального решения инжиниринговых задач инкубации промышленных предприятий малого и среднего бизнеса;
10) формирование базы данных инжиниринга.
Все центры инжиниринга (ЦИ), расположенные на территории региона, образуют региональную инжиниринг-сеть, деятельность которой координируется центром «Тамбов-инжиниринг», связанным с администрацией Тамбовской области через Управление по образованию и науке и Совет по научно-технической и инновационной политике.
В период создания материально-технической базы и проведения работ по формированию в области информационно-исполнительной сети инжиниринга Центр должен финансироваться за счет средств исполнительной дирекции Региональной программы (приобретение оборудования, оплата труда штатных работников Центра и сотрудников инжиниринговых центров).
Доходы и поступления от деятельности Центра должны оставаться в его распоряжении и направляться на реализацию цели и функций, предусмотренных в данном проекте.
Для осуществления эффективной деятельности Центра необходима минимальная поддержка исполнительной власти региона, заключающаяся, прежде всего, в выделении помещения для размещения сотрудников и предоставлении необходимой информации о социально-экономическом положении области.
Для анализа конкретных проектов, их значимости, для развития и повышения конкурентоспособности экономики отраслей промышленности региона, проведения инно-вационно-технологической экспертизы предлагается создать Совет по инновационно-
технологической экспертизе, который должен возглавляться научным руководителем, утверждаемым администрацией Тамбовской области.
На чем базируется наша точка зрения относительно инновационно -технологической
экспертизы инвестиционных проектов и программ?
Во-первых, экономика XXI в. - это экономика инноваций или, как ее еще называют, экономика, основанная на знаниях, материализованных в виде новых высокоэффективных, наукоемких технологий, товаров и услуг (как платных, так и бесплатных - образования, культуры, здравоохранения и т. п.). Это инновационная, непрерывно обновляющаяся экономика. Постоянно создаются и осваиваются новые модели техники и модификации технологии, каждое десятилетие происходит смена поколений техники (технологий), каждые полвека - преобладающих технологических укладов (материально-технической основы Кондратьевских циклов). В периоды технологических переворотов наблюдается инновационная волна. Тот, кто находится на ее гребне, присваивает сверхприбыль - инновационную квазиренту; кто отстает - терпит убытки и разоряется.
Во-вторых, сколько бы мы ни вкладывали средств в науку, они окажутся малоэффективными, если не будет сооружен обширный инновационный мост с двусторонним движением между наукой и реальной экономикой. Основные несущие конструкции этого моста -инвестиции в основной капитал. Обычно жалуются на нехватку средств для инноваций. Это заблуждение. Так, например, в Тамбовской области инвестиции в основной капитал в 2005 г. составили 14698,1 млн руб., или примерно 612,4 млн долл. США. При этом валовой региональный продукт (ВРП) за этот год составил 64538,7 млн руб. [5]. Следовательно, норма инвестирования в основной капитал (удельный вес инвестиций в основной капитал в ВРП) составила 22,8 %, причем по сравнению с 2000 г. (10,8 %) она выросла более чем в два раза [5, с. 12]. Это главный канал для инновационного обновления производства. Инвестиционные проекты - идет ли речь о строительстве новых или реконструкции действующих предприятий - должны обеспечивать перспективную конкурентоспособность товаров и услуг с учетом дли-
тельности инвестиционного и технологического циклов на годы и десятилетия вперед. Иначе это будет безрассудная трата средств. Этот постулат особенно актуален для современной экономики России в целом и ее регионов в частности.
Так, степень износа основных фондов в Тамбовской области достигла в 2006 г. 46,8 % [6]. Но, как известно, с помощью старого оборудования невозможно произвести современную конкурентоспособную продукцию. Следовательно, инновационное обновление основных фондов становится экономическим императивом, условием выживания и развития экономики субъектов Федерации при жесткой технологической конкуренции на глобализированных рынках.
Как же преодолеть силу инерции и стратегическую близорукость, добиться инновационного наполнения потока инвестиций в основной капитал? Архимедов рычаг для этого - инновационно-технологическая экспертиза инвестиционных проектов.
Инновационно-технологическая экспертиза важнейших инвестиционных проектов позволяет четко понять и дать ответы на такие вопросы, как:
- к какому технологическому укладу (современному пятому, перспективному шестому или вытесняемым четвертому или даже третьему) и к какому поколению этого уклада относится предусмотренная проектом технология и продукция?
- какие изобретения лежат в основе проектных решений, и как защищена интеллектуальная собственность?
- обеспечивается ли конкурентоспособность на перспективных внутренних и внешних рынках?
Если оценка проекта по этим критериям отрицательная, теряет смысл дальнейшая экономическая и экологическая экспертиза.
Инновационно-технологической экспертизе стоило бы подвергнуть не только важнейшие инвестиционные проекты, но и крупные инвестиционные программы, принимаемые ежегодно долгосрочные стратегические документы. Это поможет повысить эффективность региональной социально-экономической и инновационной политики и, следовательно, конкурентоспособность экономики региона.
Инновационно-технологическая экспертиза должна стать одним из опорных пунктов региональной инновационной системы. Однако есть реальная опасность, что и здесь сработает формулировка B.C. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Модным словом станут прикрывать инновационную импотентность, создавать дополнительные бюрократические правила и органы. Нужно четко определить главную стратегическую, целевую функцию этой системы - обеспечение технологического прорыва, перехода к инновационному пути развития региона на основе узкого круга приоритетов по освоению конкурентоспособной техники и технологии новых поколений. А сделать это невозможно без поворота инвестиций к инновациям, без квалифицированной инновационно-технологической экспертизы, отбора и государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов. Это нужно ясно понять, не тешить себя иллюзиями и видимостью инновационнобюрократической деятельности.
1. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М., 2004. С. 398-400.
2. Абдрашитов Р.Т., Аблязов В.И., Гамидов Г.С. и др. Теория и практика регионального инжиниринга. СПб., 1997.
3. Акимов А А., Гамидов Г.С., Колосов В.Г. Инновационно-инжиниринговые задачи структурной перестройки экономики. СПб., 1997.
4. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб., 2000.
5. Инвестиции в основной капитал Тамбовской области: стат. сб. Тамбов, 2007. С. 7.
6. Социально-экономическое положение Тамбовской области: стат. ежегодник. Тамбов, 2007. С. 203.
Поступила в редакцию 22.07.2008 г.
Vostrikova A.S., Karmyshev Y.A. Directions of improvement of infrastructure of innovative activity in regions. The paper suggests one of the possible variants of improvement of a regional innovative infrastructure on the basis of creation of an innovative-investment network infrastructure with engineering support. Necessity of carrying out of an innovative-technological examination of investment projects and programs with the purpose of innovative filling of an investment stream into a fixed capital is proved.
Key words: innovations, investments, innovative infrastructure, engineering, innovative-technological examination.