СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 316.4
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
© 2011 г. А.М. Лагуткина
Астраханский базовый медицинский колледж, Astrakhan Base Medical College,
ул. Н. Островского, 111, г. Астрахань, 414029, N. Ostrovsky St., 111, Astrakhan, 414029,
abmk@astranet.ru abmk@astranet.ru
Исследуется государственная молодёжная политика, реализуемая на уровне субъектов Российской Федерации, входящих в ЮФО, констатируется низкая степень вовлеченности молодёжи в общественные организации (в том числе политические) на современном этапе. Даются рекомендации по увеличению численности молодых в такого рода движениях. В основу рекомендаций для повышения эффективности молодёжной политики, а именно увеличения численности соответствующих организаций, положена мотивация. Доказывается, что постановка правильных целей мотивации, а также решение проблем, связанных с нею, повысит уровень заинтересованности молодёжи в участии в общественных объединениях.
Ключевые слова: молодёжь, молодёжные организации и общественные объединения, молодёжное политическое движение, национально-большевистская партия, молодёжная политика, мотивация.
Article is devoted research of the state youth policy realised at level of subjects of the Russian Federation, entering into Southern Federal District, to low level of an involvement in youth in public organisations (including, political) at the present stage and to recommendations about increase in number of youth social movements. In a basis of recommendations for increase of efficiency of the state youth policy, namely increase in number of youth public organisations, the motivation is put. The thesis that statement of the correct purposes of motivation, and also the decision ofproblems of motivation will lead to increase of level of interest of youth to participation in the youth organisations is proved.
Keywords: youth, youth organizations and public associations, youth political movement, National Bolshevik Party, youth policy, motivation.
В современной России всё большее распространение получают молодёжные общественные организации (МОО). Количество их измеряется сотнями, деятельность привлекает внимание СМИ, проводимые ими акции объединяют миллионы. На МОО возлагают большие надежды, они - кадровый резерв, колыбель завтрашних политических лидеров, будущая элита страны. От того как будут развиваться взаимоотношения между действующей властью и существующими МОО (в том числе оппозиционными, радикальными, экстремистскими) зависит политическая картина страны через 20 -30 лет.
Виды, функции и роль МОО в социально-политической жизни исследовались А.А. Алиевым, А.Б. Дороховой, М.В. Залесской, А.Н. Кокотовым, А.В. Маркитантовым, И.В. Мерсияновой, А.И. При-гожиным, Ю.В.Соболевой, А.А. Юговым, Т.В. Юрьевой [1 - 10].
В регионах ЮФО молодёжная политика является одним из приоритетных направлений. Её инфраструктуру представляют исполнительные органы государственной власти: Комитет Республики Адыгея по делам молодёжи, Министерство по делам молодёжи, туризму и спорту Республики Калмыкия, Комитет по
делам молодёжи Волгоградской области, Агентство по делам молодёжи Астраханской области, Комитет по молодёжной политике Администрации Ростовской области, Департамент молодёжной политики Краснодарского края.
Упомянутые органы исполнительной власти проводят как «точечную» (индивидуальную) работу с представителями молодёжи, так и взаимодействуют с объединениями молодых граждан в целях более успешного проведения молодёжной политики. Зачастую целесообразнее информировать о реализуемых мероприятиях то или иное молодёжное объединение, чтобы оно в свою очередь донесло эту информацию до сведения своих участников. В среднем в каждом регионе ЮФО зарегистрировано несколько десятков объединений (например, в Астраханской области - 22, в Волгоградской - 11, в республике Калмыкия - около 30) [11].
Общественное молодёжное движение в настоящий момент можно охарактеризовать как демонополизированное, вариативное по направлениям деятельности (профсоюзные, творческие, спортивные, гражданско-патриотические), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ, проектов. Приоритетной линией в работе региональных и муниципаль-
ных органов по молодёжной политике является координация деятельности и поддержка вышеуказанных объединений. Однако возникают определённые проблемы при их осуществлении. Это связано с тем, что у молодёжи отчётливо выражены позитивные установки на общение со сверстниками, личное участие в каких-либо ассоциациях по интересам, но в то же время молодые люди демонстрируют крайне низкий уровень готовности к взаимодействию и самоорганизации. Для большого числа их общение на уровне компаний друзей или в формальных группах типа студенческих зачастую является единственным видом коллективного действия. Эту тенденцию можно определить как стремление к «атомизации» [12], она связана с качественными изменениями в ценностно-смысловых установках молодых людей и российского социума в целом, выдвижение в сознании молодого поколения на первый план ценностей индивидуалистического характера, связанных с практическим успехом и достижением личного благополучия.
Малая готовность к долговременному сотрудничеству и коллективным действиям выражается, в частности, в низкой оценке роли политических партий и общественных организаций, слабой вовлечённости в их деятельность.
Анализ работы молодёжных организаций показал: участие молодых людей в организациях с позитивной программой (политических, волонтерских, профсоюзах и др.) носит преимущественно мобилизационный характер, т.е. инициируется «сверху» руководством учебных заведений, государственными структурами, «взрослыми» общественными организациями, либо основано на сугубо карьерных соображениях - рассматривается исключительно как социальный лифт. Рекрутирование же участников в организации и сообщества с негативной программой (националистические, криминальные) протекает гораздо более автономно. Наблюдается эффект «негативной консолидации» молодёжи. И хотя круг участников этих групп во много раз уже, чем организаций «позитивной» направленности, их деятельность зачастую получает гораздо больший резонанс вследствие внимания СМИ к проблемным и болезненным точкам общества.
Возможность зарождения мощных субкультур в среде молодёжной политики уже достаточно проявилась. Безусловно, первенство принадлежит национально-большевистской партии (НБП) - организационно выделенной, оформленной, имеющей в своей внутренней ткани множество отдельных кругов и систем. В значительно меньшей степени, но это можно отнести к «Нашим», а также к «Молодой гвардии», «Местным» и т.п.
Прежде чем приступить к регулированию государственной политики в сфере деятельности МОО, региональные органы государственной власти должны установить конкретные цели, которых они желают достичь: будет ли это увеличение числа МОО, действующих в регионе, повышение социальной и политической активности молодёжи путём участия в них или что-либо другое.
Успех государственной политики и правового регулирования деятельности молодёжных общественных объединений измеряется эффективностью, в ос-
нове которой лежит мотивация, т. е. совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к эффективной деятельности, задают её границы и формы, а также придают ей целенаправленность, ориентированную на достижение определённых целей [13]. Необходимо мотивировать молодёжь на создание МОО, заинтересовать их «клубной» жизнью, дать такие права, которых нет у отдельного индивида (например, право делегировать своих членов в молодёжные консультативно-совещательные органы).
Далее следует составление плана деятельности, в котором найдут отражение прогнозы развития МОО в будущем, промежуточные и конечные цели и задачи, механизмы координации текущей социально -преобразовательной деятельности и распределения ресурсов, а также стратегии действий на случай чрезвычайных или непредвиденных обстоятельств. Планирование, например, увеличения численности МОО в регионе, включает следующие процедуры:
- установление целей и задач;
- разработка стратегий, планов и программ для достижения целей;
- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
- доведение планов до тех, кто их должен выполнять, а также нести ответственность за это [14].
Региональным и муниципальным органам, разрабатывающим стратегии развития молодёжной политики, можно рекомендовать:
- привлекать максимальное количество представителей МОО к работе над планом (или программой) развития молодёжной политики уже на самых ранних этапах его составления. Это обусловлено тем, что молодые люди быстрее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее;
- уделять внимание непрерывности социально-преобразовательной деятельности, обеспечивая тем самым планово-программную преемственность деятельности органов по осуществлению молодёжной политики. Следовательно, планы развития МОО нужно строить на основе уже реализованных;
- проявлять гибкость, т.е. предполагать возможную корректировку или пересмотр ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
- экономичность, т.е. эффект от внедрения той или иной стратегии развития должен превышать затраты на её разработку;
- согласовывать молодёжную политику как по горизонтали, т.е. между ответственными органами одного уровня, так и по вертикали, между выше- и нижестоящими органами власти;
- создавать необходимые условия для выполнения плана (в том числе методологические, методические, информационные и кадровые);
- учитывать территориально-административные, национальные, географические и другие особенности региона.
В России до недавнего времени молодёжью всерьёз интересовались разве что экстремистские организации
типа скинхедов, нацболов и т.д. При федеральных партиях были молодёжные организации - комсомол, молодёжное «Единство», «Соколы Жириновского» и т.д., -но заметной роли в российской политике они не играли. Теперь ситуация начинает меняться. Об этом, в частности, свидетельствует стремительный рост популярности молодёжного движения «Наши».
Успех молодёжных организаций скрыт в общественном запросе на перемены, новые лица, новую политическую струю в целом. Это сетевая, а не централизованная, как принято во «взрослых» партиях, структура. Политическое будущее есть только у тех организаций, которые ставят перед собой задачу защиты национальных интересов. Молодёжь менее цинична и более патриотично настроена, чем «взрослые» политики [15].
Направить растущую политическую активность молодёжи в созидательное, а не в разрушительное русло, организовать мягкое и органичное вхождение её в политику - вот задача, которая стоит сегодня перед федеральными и региональными органами государственной власти.
Необходимо развивать молодёжные организации, поощрять участие молодых в неправительственных организациях и политических партиях, а также стимулировать их к безвозмездному труду и служению обществу. Не следует ограничивать роль и участие молодёжи в жизни общества отдельными темами, наоборот, нужно вовлекать её в разработку проектов для территории или города, что является в действительности постоянной и не ограниченной во времени задачей. Постепенное вовлечение молодых в среднесрочные и долгосрочные проекты будет не только способствовать становлению их полноправными гражданами, но и создавать единую структуру участия в каждом муниципалитете или для каждой социальной группы, в нём проживающей.
Местные, региональные и федеральные власти должны поддерживать социальные мероприятия в области спорта, культуры, ремёсел, искусства и иных форм творчества и самовыражения, организуемые и осуществляемые молодёжными объединениями и организациями, группами и коммунальными центрами вместе с семьей и школой. Важнейшим для местных органов власти может стать призыв к активному участию молодёжи в работе своих уставных органов.
В современной России наблюдается интерес к представленным нами организациям, движениям и их деятельности. Возможно, это связано с тем, что в обществе имеется социальный заказ на проведение активной молодёжной политики как сверху, на уровне государственных институтов, так и снизу, на уровне формальных и неформальных движений и объединений, которые по объективным и субъективным причинам готовы консолидировать свои усилия для достижения общих, единых для молодёжи целей. В большинстве случаев социальная работа с молодыми рассматривается как часть государственной молодёжной политики. Современное её понимание исходит из цели создания правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самоПоступила в редакцию
реализации личности молодого человека, развития молодёжи в процессе общественной жизни, защиты прав и поддержки её движений и инициатив.
Литература
1. Алиев А.А. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина. М., 2000. С. 9.
2. Дорохова А.Б. Проблемы правовой ответственности и государства, его органов и служащих / подг. Л.А. Морозова // Государство и право. 2000. № 3. С. 119 - 121.
3. Залесская М.В. Использование наименования юридического лица для получения необоснованных конкурентных преимуществ // Право и экономика. 2001. № 2.
4. Кокотов А.Н. Общественные объединения: понятия и виды // Проблемы науки конституционного права. Екатеринбург, 1998. С. 134.
5. Маркитантов А.В. Негосударственные объединения в Российской Федерации: теория и практика конституционно-правового регулирования : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. 194 с.
6. Мерсиянова И.В. Становление негосударственных некоммерческих организаций как результат самоорганизации населения // Перспективы самоуправления и самоорганизации в России / отв. ред. И.А. Бутенко. М., 2000. С. 34.
7. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. С. 45 - 47.
8. Соболева Ю.В. Общественные объединения как субъекты административного права : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. 192 с.
9. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999. С. 49.
10. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление: учеб. пособие. М., 1998. С. 140.
11. Агентство по делам молодёжи Астраханской области. URL: http://astmol.ru/ (дата обращения: 01.08.2011); Реестр молодёжных и детских общественных объединений Волгоградской области, пользующихся государственной поддержкой и выполняющих государственный заказ в 2010 г. URL: http://www.infoipi.ru/news/news_arhiv/news_955_15_01_2010.htm (дата обращения: 01.08.2011); Официальный сайт Министерства по делам молодёжи, туризму и спорта Республики Калмыкия // Отдел молодёжной политики. URL: http://minmolrk.narod.ru/ molod/molod.htm (дата обращения: 01.08.2011).
12. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодёжи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социс. 2010. № 1. С. 109.
13. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий: учеб. пособие. Киев, 2004. 608 с.
14. Гирфанов Р.М., Калинкина М.Ю. Совершенствование правовых механизмов, форм и методов работы органов местной власти по обеспечению интересов семьи и молодежи в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 9. С. 35 - 41.
15. Бурцев В. Молодёжная политика - идеология и принципы осуществления // Человек и труд. 2007. № 1. С. 22 - 24.
8 апреля 2011 г.