Научная статья на тему 'Направления реформирования налоговой системы России на современном этапе'

Направления реформирования налоговой системы России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гашенко И. В., Хорошунова А. С., Крамсков А. С.

Направления совершенствования налоговой системы обусловлены стратегическими и тактическими задачами перестройки нашего общества. За прошедшие 15 лет складывалась ситуация, когда обострялись конфликты между центром и периферией, осложняя проведение всей экономической политики государства. Это обстоятельство предполагало разработку и внедрение системы оценки последствий макроэкономических воздействий, через которую должны проходить все принимаемые на федеральном уровне решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления реформирования налоговой системы России на современном этапе»

Кроме этого, для решения жилищной проблемы необходима разработка дополнительных мер поддержки определённых социальных групп населения, прежде всего малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, также военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, вынужденных переселенцев, граждан пострадавших в результате аварий и стихийных бедствий.

В настоящее время в республике зарегистрировано нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на жилищном учете в администрациях разных уровней свыше 60 тыс. семей, состоящих примерно из 240,0 тыс. человек. Коэффициент семейности составил 5. Минимальная потребность в жилье составляет 4320,0 тыс. кв. метров общей площади.

Исходя из фактически сложившейся средней стоимости строительства в текущих ценах, на возведение такого объема жилья потребуется выделение капитальных вложений в размере 9560,0 млн. руб. [8, с. 23].

ЛИТЕРАТУРА.

1. Ахмедов А.А. Ипотечное кредитование в Дагестане.// Черновик. 2006. № 4.

2. Багданов А.А. Поможет ли ипотеке государство?// Недвижимость и ипотека. 2005. № 4.

3. Баскаев К. Бесплатного жилья не бывает // Экономика и жизнь. 2005. № 7.

4. Бюллетень государственного комитета по статистике РД. Социально-экономическое положение Дагестана в 2005 г. Часть 1.

5. Доклад Президиума Государственного Совета Российской Федерации «0 реализации программ ^ строительства жилья и развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» ^ 2005 г. 2

6. Казаков В.И. Жилье станет доступным по закону // Русский курьер. 2005. № 22. о

7. Осадченко И.В. К вопросу о государственном стимулировании развития в России жилищной ипотеки // Жилищное право. 2006. № 7. □

8. Пашов Д.Б. Становление ипотечного кредитования на российском рынке жилья // Жилищное О право. 2006. № 6.

9. Программа ипотечного жилищного кредитования Республики Дагестан, разработанная Дагестан-

ским фондом развития жилищного строительства. а

10. Сидоренко А.Д., Чефранова Е.А. Жилищная политика // Жилищное право. 2006. № 9. £

11. Титов А.А. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. М.: Юрайт, 2005. о

12. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». ig

13. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. Ы216-ФЗ «0 внесении изменений в Федеральный за- i

кон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». о

о

- а

ГАШЕНКО И.В., ХОРОШУНОВА А. С., КРАМСКОВ А. С. g

о

НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ о

о

Направления совершенствования налоговой системы обусловлены стратегическими и такти- о

ческими задачами перестройки нашего общества ^

За прошедшие 15 лет складывалась ситуация, когда обострялись конфликты между центром и ^

периферией, осложняя проведение всей экономической политики государства. ®

Это обстоятельство предполагало разработку и внедрение системы оценки последствий макро- >|

экономических воздействий, через которую должны проходить все принимаемые на федеральном о

уровне решения. В настоящее время, когда доля налоговых поступлений в федеральный бюджет ц увеличивается не столь быстрыми темпами, необходимость создания такой системы становиться все более актуальной.

Тем более, что опыт развитых стран подтверждает ее актуальность (аналог — системы, дей- О

о

ствующие в странах ЕС). Время, прошедшее с начала проведения налоговых реформ, позволяет нам говорить не только о трансформации налоговой системы России, но и о становлении системы налогообложения отдельных территорий Федерации.

Вторая часть налогового кодекса РФ предусматривает значительные корректировки действующих налогов на всех уровнях системы. В 1998г. была принята и с 1 января 1999г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ, регламентирующего важнейшие положения налоговой системы и означавшего ее эволюционное преобразование. В Налоговом кодексе РФ сохранены основные налоги, представляющие основу российской налоговой системы (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные налоги) и показавшие достаточно высокую эффективность за годы эволюции российской налоговой системы.

Вступление в действие нового налогового кодекса существенно изменило роль отдельных налогов и сборов, являющихся составной частью действующего налогового законодательства, в формировании бюджетов.

Соответственно количественно и качественно изменились и поступления в бюджеты. Естественно, изменилась и налоговая политика по наполнению данного вида бюджетов; при этом трансфор-^ мации подверглись как политика федерального центра, так и региональных властей. ^ Анализ эволюционной динамики развития налоговой системы России показал, что важные по-^ правки в первую часть Налогового кодекса касаются перечня налогов и сборов, действующих на го территории Российской Федерации. С 2005 года налогов и сборов осталось всего пятнадцать.

К федеральным налогам отнесены: ^ - налог на добавленную стоимость;

^ - акцизы;

- налог на доходы физических лиц; о - единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

□ - налог на наследование или дарение (отменен с 01.07.2005 г);

- водный налог;

^ - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных био-

а логических ресурсов;

® - государственная пошлина.

0 Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог остаются ® региональными налогами. К местным налогам, как и прежде, будут отнесены земельный налог и налог

1 на имущество физических лиц.

о Исследованием установлено, что ситуация по местным налогам несколько улучшилась в части

о прогнозных ожиданий доходов в местные бюджеты, поскольку теперь норматив отчислений от реф гулирующих налогов в местные бюджеты утверждается как минимум на 3 года. Надо полагать, что

Ш

о ранее утверждаемый 5-ти летний период использования стабильных нормативов способствовал бы о в большей степени прогнозируемости налоговой базы муниципальных образований. и С вступлением в силу этих поправок утратил силу Закон РФ «Об основах налоговой системы в £2 Российской Федерации» [1], а налоги и сборы взимаются только в соответствии с налоговым Кодек-

2 сом. С 2005 года не платились налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за * использование наименований «Россия», «Российская Федерация», а также сборы за выдачу лицен-о зий и право на производство алкогольной продукции.

Платежи за пользование природными ресурсами и таможенная пошлина также не вошли в перечень налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом, но на их взимании это не отразилось, поскольку эти платежи носят неналоговый характер.

Особо следует выделить изменения, произошедшие по прямым налогам. Поправки во вторую часть Налогового кодекса касаются как ставок, так и порядка исчисления некоторых налогов. В частности, увеличились с 6 до 9% савки НДФЛ и налога на прибыль организаций, уплачиваемых с дивидендов.

Изменилось и распределение налога на прибыль по уровням бюджетов. В федеральный бюджет этот налог будет зачисляться по ставке 6,5%, а в бюджеты регионов — по ставке 17,5%. Ранее в федеральный бюджет налог уплачивался по ставке 5%, в региональный по ставке 17% и в мест-

о о о.

о

х

О

О

ный — по ставке 2%. При этом субъекты Российской Федерации, как и прежде, будут вправе понизить ставку налога, зачисляемого в их бюджеты. Но она не сможет быть ниже 13,5.

Увеличились акцизы на все виды подакцизных товаров: алкоголь, табак, топливо и автомобили. Все поправки вступили в силу с 1 января 2005 года.

Чтобы перераспределение налога на прибыль и отмена налога на рекламу, зачисляемого в местные бюджеты, не привели к существенному уменьшению доходов муниципалитетов, с 2005 года увеличили в 1,5 раза показатели базовой доходности по всем видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

С 2005 года организации и предприниматели, которые распространяют или размещают наружную рекламу, были переведены на уплату ЕНВД. К наружной рекламе поправками отнесены рекламные щиты, стенды, плакаты, световые и электронные табло и иные стационарные технические средства, предназначенные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на визуальное воспри-

Организации и предприниматели, оказывающие услуги по хранению автотранспорта на платных стоянках и переведенные на ЕНВД, при исчислении единого налога в качестве физического показателя должны использовать площадь стоянки в квадратных метрах.

Следует подчеркнуть, что часть поправок в главу Налогового кодекса о ЕНВД распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.

Правильный методологический подход к налоговой реформе может быть обеспечен за счет правильного применения нормативно-правовых актов, как федерального, так и регионального значения, перестройки всего правового блока.

Основу концептуального подхода российской школы налогообложения составляет обоснование налоговой нагрузки регионов. Государство должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными правовыми началами, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю имущества частных лиц, не отягчать население несправедливыми и непосильными поборами.

В противном случае подрывается разумное основание существования самого государства. Налоговая система должна не только обеспечивать наполнение бюджета, но также способствовать перспективному и стабильному развитию национальной экономики.

Налоговый кодекс призван был осуществить задачу комплексного пересмотра всей системы налогообложения, стать инструментом формирования стабильной налоговой системы России, все элементы которой функционируют как единый правовой механизм.

Новый, хотя и улучшенный Налоговый кодекс все еще не в состоянии обеспечить реализацию концептуально обоснованной налоговой политики РФ, поскольку он не решает задач всемерного стимулирования производства, привлечения инвестиций и обеспечения социальной стабильности в обществе. В новом НК РФ не доработаны вопросы соблюдения принципа нейтральности налогообложения, установление эффективных налоговых режимов для равности налогообложения предприятий и акционерных обществ, хотя «одной из основных идей создания НК РФ была идея формирования акта прямого действия, чтобы отменить все подзаконные акты. Действительно, ведомственные акты всегда вызывали негативное отношение» [2, с. 4].

Главной задачей налоговой реформы в России должно стать поощрение инвестиционной активности, в научно-технической и коммерческой деятельности.

Проведенный анализ налогообложения за последние годы позволил прийти к выводу о необходимости усиления акцента обложения доходов в зависимости от их уровня. Как показывает весь мировой опыт налоговых реформ последних лет, это обеспечивает устойчивый рост эффективности общественного производства.

Налоги на потребление (или косвенные) собираются лучше, чем налоги на личные доходы (или прямые). Коренное реформирование налоговой системы существенно связано с преобразованием косвенных налогов.

Так, при взимании НДС выводятся из-под налогообложения все дополнительные средства и поступления, которые не имеют отношения к добавленной стоимости. При взимании НДС при внешнеторговых операциях, изменена методология расчета данного налога. К европейским меркам приближено и количество подакцизных товаров и механизм их взимания.

Налог с продаж, введенный многими регионами, был не только дополнительным источником

п л

I-

0 ш

7

г ш

о

ь

N □

□ ги

о

I—

ф

I—

X

о а ф

ш

X

X

>

0

1_

О х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

ф

ш

I—

О

а

о <

>

о

0

1_

0

1_

о о

ш

о

I—

о о о.

о ф

о

X

о

т

доходов регионов, но и фактором роста цен и понижения жизненного уровня населения. Исследование же зарубежного опыта показывает, что в странах, активно использующих в своих фискальных системах НДС, не применялся налог с продаж или же ставки НДС корректировались в сторону их понижения.

На наш взгляд, такая ситуация логична, так как оба эти налога имели единую базу обложения. Новый НК РФ снял многие методологические вопросы, но и лишил регионы части бюджетных активов.

За последние годы изменения в системе косвенного законодательства были связаны с увеличением в два раза налога на покупку иностранной валюты (1%). Введен трехпроцентный сбор за таможенное оформление ввозимых в Россию товаров, проиндексирована ставка земельного налога (возрастающих в зависимости от расположения земельных участков в 2-4 раза), повышены акцизы на бензин и алкогольные напитки.

Мы полагаем, поскольку во многих регионах, в том числе и в исследуемом, резко ускорился процесс дифференциации доходов отдельных групп населения, необходимо обеспечить социальный характер подоходного налогообложения без сглаживания и приведения его к единому уровню.

В то же время вопросы подоходного налогообложения граждан требуют установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для обеспечения цивилизованных условий жизни работника и его семьи.

Известно, что основная часть подоходного налога взимается «у источника доходов» с низкообеспеченных слоев населения, а представители средних и высокообеспеченных слоев умело выводят значительную часть своих доходов из-под налогообложения. Динамика поступлений НДФЛ по Ростовской области отражена в табл. 1.

Таблица 1. Динамика налоговой базы и поступления НДФЛ по Ростовской области.

Уже неоднократно обсуждается вопрос о введении всеобщего налога на сумму имущества граждан, с целью выявления нерегистрируемых доходов значительной части населения, как это делается в Германии, Франции, США.

Развитие и изменение форм государственного устройства, как правило, сопровождалось преобразованием налоговой системы. Общепризнанные основы цивилизованного налогообложения в России сложились сравнительно недавно.

п л

I-

0 ш

7

Рисунок 1. Динамика налоговой базы и поступления НДФЛ по Ростовской области.

Мы уже отмечали, что основы действующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в начале 90-х годов. Неоднократно предпринимались попытки улучшить собираемость налогов. Однако все эти меры давали лишь кратковременный результат.

Это доказывает, что экономика находится в таком состоянии, когда повышение налогов приводит только к сокращению налогооблагаемой базы. Без коренного реформирования налоговой системы выход российской экономики из кризиса будет затруднен. Необходимо отметить и ряд позитивных изменений в налогообложении, связанных с принятием первой и второй частей Налогового кодекса.

Это, прежде всего, отмена налогов — на пользователей автодорог и на содержание жилищно-коммунальной сферы, поскольку существование этих налогов оказывает негативное воздействие на финансовое положение организаций.

Однако это положение в полной мере начало применяться лишь с 1 января 2003 года — а до этого времени сохранялись взносы в дорожные фонды в размере 1% от выручки, полученной от реализации продукции (1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности).

На наш взгляд, более высокие ставки налогов следует применять при юридических сделках с недвижимостью, транспортными средствами. Мы полагаем, резерв заложен в повышении ставок налога на имущество с физических лиц. Проекты законов, касающиеся данного вида налогов, по всей вероятности, улучшат методику и методологию налоговых изъятий.

При этом большое значение имеет определение базы налогообложения. Налогооблагаемой базой налога на недвижимое имущество должна стать рыночная стоимость, а не стоимость, обозначенная в БТИ. Целесообразно взимать налог пропорционально степени готовности объекта в случаях незавершенного строительства.

Введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) изменило соотношение в распределении налогов между федеральным и территориальными бюджетами, которое в 2004 году составило соответственно 52% и 48%.

Надо полагать, что планируемое перераспределение доходов в пользу федерального бюджета затронуло в некоторой степени регионы, формирующие большую (превышающую 60%) часть налоговых доходов федерального бюджета, которые за счет своих ресурсов выплачивали детские пособия и предоставляли льготы ветеранам (рис. 1).

ю

о ь

N □

□ ги

о

I—

ф

I—

х о а ф

ш

X

X

>

0

1_

О х х Ф ш

I—

О

а

а <

>

о о

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.