Научная статья на тему 'Направления реализации резервов экономической деятельности медицинского учреждения'

Направления реализации резервов экономической деятельности медицинского учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE / МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / MEDICAL FACILITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY / КАЧЕСТВО УСЛУГ / QUALITY OF SERVICES / ИСТОЧНИКИ ДОХОДА / SOURCES OF INCOME / ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ / COST OPTIMIZATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев Сергей Александрович

В статье представлена социально-экономическая значимость учреждений здравоохранения, которая определяет необходимость поиска и использования резервов для улучшения результатов их деятельности. Разработка и внедрение системы управления выявленными резервами экономической деятельности медицинского учреждения позволяет повысить эффективность и качество оказываемых медицинских услуг. В статье рассмотрен ряд подходов к определению и понимаю сущности резервов, представлена авторская позиция с учетом специфики деятельности учреждений здравоохранения резервы экономической деятельности организации здравоохранения представляют собой целостную, взаимосвязанную, развивающуюся систему, охватывающую все ресурсы организации здравоохранения, определяя уровень и тенденции ее развития. Целью исследования являлось формирование системы направлений, позволяющих успешно реализовать имеющееся резервы, улучшив экономическую деятельность областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центр медицинской профилактики». Разработанные направления и мероприятия, реализующиеся на базе имеющихся резервов медицинского учреждения, будут выступать как элементы его стратегического развития. В исследовании предложены 4 основных стратегических направления: улучшение организации работы и повышение эффективности оказания услуг; внедрение новых платных услуг в отделениях спортивной медицины и лечебной физкультуры; повышение качества оказания медицинских услуг; расширение объемов услуг предоставляемых по государственному (муниципальному) заказу. Предлагаемая система направлений будет способствовать повышению эффективности использования имеющихся резервов медицинского учреждения. Улучшение экономической деятельности ОБУЗ «ЦМП» будет характеризоваться ростом поступлений из всех источников финансирования: государственный (муниципальный) заказ, платные услуги и целевые субсидии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF RESERVES REALIZATION OF THE MEDICAL FACILITY ECONOMIC ACTIVITY

The socio-economic importance of health care facilities, which defines the necessity of search and use of reserves to improve the results of its activities, was presented in the article. Development and implementation of a management system of the identified reserves of medical facility economic activities allows to increase the efficiency and quality of medical services. A number of approaches to defining and understanding the nature of the reserves were considered in the article. The author's position taking into account specifics of activity of healthcare institutions was presented in the research the economic reserves of the organization of health care is a holistic, interrelated, evolving system covering all the resources of the health organization, determining the level and trend of its development. The aim of the research was the formation of the system of directions in which to successfully realize the reserves of the improving economic activity of the regional budget health care institution «Center of medical prevention». Developed objectives and measures, realized on the basis of available reserves of medical facility, will be part of its strategic development. 4 main strategic directions were presented in the research: improvement of work organization and increasing the effectiveness of service delivery; the introduction of new paid services in the departments of sports medicine and physical therapy; increasing of quality of medical services; increasing the among of services provided by the state (municipal) order. The proposed system of directions will increase the efficiency of use of available reserves of the medical institution. The improvement of economic activities RBHCF «CMP» will be characterized by the growth of income from all sources of financing: the state (municipal) order, paid services and targeted subsidies.

Текст научной работы на тему «Направления реализации резервов экономической деятельности медицинского учреждения»

УДК 338.46

ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© 2017

Беляев Сергей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента

Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: serg-belyaev13@yandex.ru)

Аннотация. В статье изучены различные позиции ученых относительно развития сегмента платной медицины в отечественном здравоохранении. Оказание платных медицинских услуг представляет собой неоднозначную научную проблему с социальной точки зрения, но актуальную и обоснованную с экономической для медицинских учреждений, которые их выполняют. Это определяется востребованностью и увеличением спроса на платные медицинские услуги среди населения в виду фундаментальных проблем существующей экономической модели отечественной системы здравоохранения. Целью исследования являлась разработка стратегического плана внедрения платных профилактических и диагностических услуг как направление улучшения экономической деятельности областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центр медицинской профилактики». Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в полном объеме расходуются на покрытие текущих затрат, а целевые субсидии сократились на 3,2 млн. руб. или на 80%, что определяет необходимость диверсифицировать каналы поступления доходов ОБУЗ «ЦМП» в стратегической перспективе. Рост доли платных медицинских услуг в структуре доходов во многом будет определять возможности формирования более прогрессивной инвестиционной политики медицинского учреждения, учитывающей перспективы роста технической оснащенности. Основным инструментом осуществления эффективного внедрения платных услуг в практику деятельности является стратегический план, который включает в себя систему взаимосвязанных элементов, отражающих необходимые ресурсы для реализации выделенных направлений развития, критерии их достижения, точные сроки реализации и ответственных лиц.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинское учреждение, платные медицинские услуг, профилактические и диагностические услуги, стратегический план, структура доходов, экономическая деятельность, эффективность.

PAID SERVICES AS THE IMPROVEMENT OF THE ECONOMIC ACTIVITIES

OF MEDICAL FACILITY

© 2017

Belyaev Sergei Aleksandrovich, candidate of historical science, senior lecturer of the department of «Economics and management» Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: serg-belyaev13@yandex.ru)

Abstract. The different positions of scientists on the development of paid medicine in the national healthcare researched in the article. Providing of paid medical services is a controversial scientific problem from a social point of view, but actual and reasonable to medical facilities with the economic point of view. It is determined by the increase in demand for medical services among the population in view of the fundamental problems of the existing economic model of the national health system. The aim of the research was developing a strategic plan of implementation of paid preventive and diagnostic services as the improvement of the economic activities of the regional budget health care facility «Center of medical prevention». Subsidies for implementation of state (municipal) tasks in the full amount spent to cover current expenses, and targeted subsidies declined by 3.2 million rubles or 80%, which determines the need to diversify sources of income of RBHCF «CMP» the long term. The increase the part of paid medical services in the income structure will largely determine the possibility of forming a more progressive investment policy of the medical facility, taking into account the growth prospects of technical equipment. The main instrument of implementation effective implementation of paid services in the practice activities is a strategic plan which involves a system of interrelated elements, reflecting the resources needed to implement the selected directions of development, criteria of their achievement, the exact timing of implementation and responsible persons.

Keywords: health care, medical facility, paid medical services, preventive and diagnostic services, strategic plan, structure of income, economic activity, efficiency.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях рыночных отношений, сокращения федерального бюджета из-за санкций и структурного кризиса в экономике, существующего механизма перераспределения налоговых доходов в стране, способствующему усугублению диспропорций на региональном уровне, медицинским учреждениям необходим диверсифицированный источник дохода. При этом многие люди нуждаются в оперативном получении качественных медицинских услуг, которые могут быть недоступны в бесплатном сегменте, что определяет спрос на них в «платном».

На сегодняшний момент платные медицинские услуги оказываются как государственными и муниципальными ЛПУ, так и частными учреждениями. Их деятельность одинаково основана на извлечении доходов от оплаты медицинских услуг. Эти доходы позволяют медицинским организациям проводить свою индивидуальную финансовую политику, которая не зависит от государственных поступлений и тарифов ОМС. Впрочем, предпринимательство в сфере оказания платных медицинских услуг все еще находится в стадии становления, не имея как таковой развитой рыночной инфраструктуры, поэтому в структуре источников финансирования большинства медицинских учреждений доходы от их Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

оказания занимают незначительную долю [1, 2]. В то же время нельзя не отметить факт роста рынка платных медицинских услуг, что говорит об их востребованности у населения, с одной стороны, и готовности медицинских учреждений их оказывать, с другой.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последнее десятилетие в виду реализации национального проекта и множества федеральных и региональных программ финансирование системы здравоохранения страны значительно улучшилось - введено множество новых объектов, повышена оплата труда, приобретено и используется много высокотехнологичного оборудования, что позволило увеличить объемы высокотехнологичной медицинской помощи. Тем не менее, государственных средств недостаточно финансовых средств для предоставления на бесплатной основе всем гражданам РФ всех видов медицинской помощи при всех известных заболеваниях. В результате, дефицит бюджетного финансирования системы здравоохранения определяет, что в последнее время ситуация складывается в пользу расширения платных медицинских услуг [3-11]. К тому же ряд авторов отмечает [12, 13, 14, 15], что существующая

85

система государственного здравоохранения не в состоянии оперативно реагировать на изменение потребности граждан в медицинских услугах, поэтому она компенсировала свою неповоротливость простым введением платных медицинских услуг. В государственном здравоохранении сформировался принцип: «платно сегодня или бесплатно через месяц». Полина Н.А. [16] отмечает отсутствие конкретизации государственных гарантий оказания медпомощи (по объемам, порядку и условиям оказания), которая предоставляется всем гражданам РФ на бесплатной основе.

Спрос на платные медицинские услуги определяется множеством факторов, которые можно дифференцировать по основным сегментам потребителей-пациентов (премиум, бизнес и массовый сегмент). В премиум сегменте основная потребность пациентов заключается в получении качественной и эффективной медицинской услуги. Второй важнейший фактор - это конфиденциальность и высокая физическая доступность услуг. Третий фактор спроса в этом сегменте - получение не только лечебных, но и профилактических, реабилитационных и прочих сопутствующих услуг в рамках одной организации. В бизнес-сегменте потребности пациентов в платных медицинских услугах определяются несколько иными факторами. Во-первых, качество, доступность и эффективность услуг должны соответствовать их ценовым параметрам. Во-вторых, для пациентов бизнес-сегмента высоко значимы своевременная профилактика и правильная диагностика заболеваний. В-третьих, для спроса в бизнес-сегменте важны и такие параметры как подтвержденная высокая квалификация специалистов, а также клиенториентированность персонала. Напротив, в массовом сегменте пациенты преимущественно ориентированы на ценовые параметры платных медицинских услуг, своевременность предоставления таких услуг, доступность услуг узкой лечебной специализации [17].

Развитие платных медицинских услуг имеет положительное значение и для граждан, и для региональной экономики. Развивается малый и средний бизнес, появляются новые рабочие места, а население (в первую очередь, состоятельные слои) получает предпочтительную альтернативу государственным организациям здравоохранения с их традиционными проблемами сервиса [18]. Одной из причин этого то, что в частную медицину решаются уходить специалисты с высокой квалификацией, заработавшие отличную репутацию и имеющие солидный практический опыт [19, 20]. К тому же в условиях ограниченной транспортной доступности медицинских организаций, недостаточного финансового обеспечения отрасли и дефицита кадров (а развитие частных клиник обусловит отток высококвалифицированных врачей из государственных организаций) выбор платных услуг окажется не результатом взвешенного решения потребителя, а вынужденной мерой [18].

Однако параллельно с этим отмечается и ряд негативных аспектов, которые требуют не только вмешательства государственных структур, но и формирования принципиально иных механизмов регулирования. Так, оказание платных медицинских услуг происходит достаточно бесконтрольно: нарушается механизм движения пациента от терапевта к узким специалистам или на дополнительные диагностические процедуры. Респонденты, работающие в диагностических подразделениях, сталкиваются с желанием пациента пройти обследование без направления или сделать это без должной подготовки. В обоих случаях есть риск осложнений, но далеко не каждый пациент способен это понять даже после мотивированного отказа [21].

Высокие темпы коммерциализации видоизменяют психологию медицинских работников, элемент платности деформирует их мораль. Некоторые руководители медицинских учреждений считают, что прибыль - главная цель здравоохранения и что оно полностью подчиняется рыночной философии. Увеличение удель-86

ного веса платных услуг в системе здравоохранения Российской Федерации мотивируется рыночными взаимоотношениями, рыночной экономикой; и если полагать, что здравоохранение является объектом рынка, то все происходящее в системе здравоохранения может быть в той или иной степени объяснимо. Однако когда между пациентом и врачом «стоят деньги», искажаются профессиональная сущность и восприятие оказываемых услуг [22, 23].

Все это характеризует процессы оказания платных медицинских услуг как весьма неоднозначную научную проблему с социальной точки зрения, но актуальную как для потребителей, так и медицинских учреждений, оказывающих их, с экономической.

Формирование целей статьи (постановка задания). Разработать стратегический план внедрения платных услуг как направление улучшения экономической деятельности областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центр медицинской профилактики» (в дальнейшем ОБУЗ цМп).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На данном этапе, ОБУЗ «ЦМП» имеет три источника кассовых поступлений: субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, целевые субсидии и доходы от оказания учреждением платных услуг (выполнение работ) и иной приносящей доход деятельности. Их структура и динамика во многом будет определять возможности формирования более прогрессивной инвестиционной политики, учитывающей перспективы роста технической оснащенности. Сейчас же не имеется четкой тенденции в динамике финансовых поступлений: в 2015 г. их величина выросла на 7377 тыс. руб. или 66,1%, а в 2016 г. сократилась на 3763 тыс. руб. или 20,3%, что характеризует неустойчивость финансового положения ОБУЗ «ЦМП» и проблематичность формирования долгосрочной финансовой стратегии.

Произошедшие колебания привели, соответственно, к изменению структуры за изучаемый период. В первую очередь, это увеличение доли субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на 28,12%, которая в 2016 г. составила 94,73%. Это обусловлено тем, что данное направление в изучаемом периоде постепенно увеличивалось: в 2015 г. на 5183 тыс. руб. или 73,11% и в 2016 г. на 1724 тыс. руб. или 14,05%. В то же время величина целевых субсидий значительно сократилась к 2016 г. (на 3213 тыс. руб. или более чем в 5 раз), в результате чего их доля в структуре поступлений упала с 36,02% до 5,46%. Третий элемент (от оказания учреждением платных услуг) в структуре поступлений занимает незначительную долю, которая на протяжении всего изучаемого периода составляла менее 1%. При этом в абсолютном выражении доходы от платных услуг еще и имеют тенденцию к снижению (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика и структура финансовых поступлений ОБУЗ «ЦМП» в 2014-2016 гг.

Показатели Годы, руб. Темп прироста

2014 2015 2016 2015 к 2014 г, % 2016 к 2015 г, %

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, руб. Доля б структуре поступлений. % 7090000 63,52 12273630 66,20 13997623 94,73 73,1 2,68 14,0 28,53

Целевые субсидии, руб. Доля в структуре поступлений. % 4020513 36,02 6224644 33,58 806671 5,46 54,8 -2,44 -87,0 -28,12

Поступления от оказания учреждением платных услуг (выполнение работ) и иной приносящей доход деятельности, руб. Доля в структуре поступлений. % 65161 0,58 41113 0,22 44613 0,30 -36,9 -0,36 8,5 0,08

Итого кассовых поступлений, руб. 11161961 185393S7 14775775 66.1 -20,3

Таким образом, резервом улучшения экономической деятельности может быть повышение активности предоставления платных профилактических и диагностических услуг. Однако возможность их оказания в высокой мере зависит от двух факторов: техническая обеспеченность и квалификация персонала. Рассматривая субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, являющихся основным направлением поступлений в кассу ОБУЗ «ЦМП», как источник приобрете-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

ния оборудования невозможно, потому что практически все эти средства уходят на покрытие текущих затрат. Улучшить техническую обеспеченность можно только за счет целевых субсидий, получение которых зависит от возможностей менеджмента доказать обоснованность таких инвестиций в рамках программ модернизации. Поэтому успешность внедрения новых видов платных услуг в области спортивной медицины и лечебной физкультуры и профилактики заболеваний требует выполнение упорядоченного плана действий, в котором точно отражаются ресурсы, сроки, ответственные и критерии оценки результатов по достижению конкретных направлений генеральной цели (таблица 2).

Таблица 2 - Стратегический план внедрения платных услуг как направление улучшения экономической деятельности ОБУЗ «ЦМП»

Цель Направления достиже- Ряурс«™.™» Критерии оценки результатов Сроки Ответствен-

Внедрение платных услуг Б OÔ- днциныи Получение лицензии на оказание услуг в области спортивной медици- культуры Использование ФЗ от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и устава учреждения Развитие внут-V пр авлення пу- 01.01.1S врачапоОМР, заведующие отделениями

физкульту- д ействующий перечень платных услуг Приказ Минздрав-соцразвития от27 декабря 2011 г. №1664н«Об утверждении номенклатуры медицинских иприказов 01.04.1 S Главный врач, зам. главного врача по эко- вопр о сам, заведующие отделениями

Оценка потребности в улучшении ресур сного обеспечения: переобу- обретение необходимого оборудований и технологий. улучшение материально- Величина ресурсов, рых предполагается в ходе технологии услуг Оценка инвестиционных затрат, расходы на раз- 01.05.1 S Главный врач, вопросам, заведующие отделениями

услугв области спортивной медицины и л еч еб ной физкультуры Нормы потребления ресурсов, трудозатраты итрудоем-ко ста пр оцедур ус- Калькуляция услут 01.05.1 S Зам. главного врача по эко- вопр о сам, заведующие отделениями

Утверждение цен на платные услуги в области спортивнойме- Величина себестоимости на каждом этапе калькулиро- Процесс ценооо-оценка рента- 16.05.1S Главный врач,

физкультуры вав уровни наценки пр иб ыли пр о ект а вопросам

Размещение информа-медицинских услугах учреждения Официальный сайт Уровень удовле- циентов инфор -мацнонным 01.05.1 S Главный врач, врача по эко-

Информирование насер ечне услуг спортивной медицины и лечебной физкультуры Средства массовой информации (жур- шгтернет, реклама) Степень осведомленно стии информир ован- 01.05.1 S Главнынврач,

По российским законам платные услуги имеют право оказывать все типы лечебных учреждений: государственные, ведомственные госпитали и медсанчасти, представительства зарубежных медучреждений, частные отечественные клиники, частнопрактикующие врачи (индивидуальные предприниматели). При этом для оказания платных медицинских услуг государство предъявляет ряд специальных требований как для субъекта, так и для его специалистов, оказывающих эти услуги, что определяется спецификой отрасли здравоохранения и значимостью здоровья российских граждан и влияния на качество их жизни. Необходимо обязательное лицензирование платных медицинских услуг, наличие соответствующего сертификата на занятие такого рода деятельностью, а государственным и муниципальным медицинским учреждениям, оказывающим платные медицинские услуги населению, - еще и специальное разрешение соответствующего органа управления здравоохранения [24-26].

Платные медицинские услуги в медицинском учреждении могут оказываться при наличии:

- информированного добровольного согласия пациента (его законного представителя) на медицинское вмешательство;

- согласия на обработку персональных данных;

- заключенного договора между потребителем (его законным представителем), либо заказчиком и медицинской организацией. При этом при заключении договора на оказание платных медицинских услуг пациенту (его законному представителю) предоставляется в доступ-

ной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи на бесплатной основе.

После организационно-правовых аспектов в рамках стратегического плана предполагается реализация экономической и маркетинговой программы, которые включают в себе экономическое обоснование ценовой политики и эффективности, а так же способы продвижения услуг.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. ОБУЗ «ЦМП» необходимо в стратегической перспективе диверсифицировать каналы поступления доходов, так как целевые субсидии сократились на 3,2 млн. руб. или на 80%, за счет платных услуг, уровень которых незначителен и составляет менее 1% в структуре доходов. В целях этого медицинскому учреждению следует рассмотреть возможность внедрения новых платных услуг в отделениях спортивной медицины и лечебной физкультуры. Это позволит медицинской организации увереннее решать запланированные вопросы в рамках стратегического развития. Важным инструментом осуществления эффективного внедрения платных услуг в практику деятельности является стратегический план, который включает совокупность взаимосвязанных элементов: описание наличия необходимых ресурсов для конкретного направления или этапа внедрения медицинской услуги, критерии достижения поставленных задач, конкретные сроки реализации и ответственных лиц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зюкин Д.А. Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы здравоохранения региона / Д.А. Зюкин, Е.В. Репринцева, Н.М. Сергеева, Е.Ю. Перькова, Н.Г. Галкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №1-2. С. 218-221.

2. Шарабчиев Ю.Т. Современные вызовы XXI века и финансирование здравоохранения // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. 2014. № 3 (9). С. 26-61.

3. Глинкина О.В., Регент Т.М. Рынок общественного здоровья и принципы его сегментирования // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2016. № 4. С. 10-15.

4. Зюкин Д.А. Тенденции расширения рынка платных медицинских услуг в Курской области // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-6. С. 1136-1140.

5. Калашникова И.В., Портной В.А. Анализ развития рынка платных медицинских услуг // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 20. С. 9-14.

6. Ермакова С.Э., Евдокимова Е.Г. Анализ российского рынка платных медицинских услуг // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 2 (112). С. 62-66.

7. Позднякова Т.Н. Исследование рынка платных медицинских услуг г. Пензы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 9 (13). С. 133-138.

8. Тарасова А.Н., Арбитайло И.Я. Развитие рынка платных медицинских услуг в Тюменском регионе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 100-103.

9. Балашов А.Л., Попова О.В., Колобухов П.В. Региональный опыт оказания платных медицинских услуг // Педиатр. 2012. Т. 3. № 1. С. 62-65.

10. Жукова М.В. Анализ развития рынка платных медицинских услуг и ДМС в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 1-1. С. 414-423.

11. Коробкова О.К. Проблемы совершенствования оказания медицинских услуг в сельской местности регионов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 179-186.

Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

87

12. Зудин А.Б. Развитие предпринимательства в национальной системе здравоохранения // Вестник современной клинической медицины. 2017. Т. 10. № 2. С. 5863.

13. Кузнецова Н.В. Исследование рынка платных медицинских услуг г. Магнитогорска: перспективы и возможности развития // Экономика и политика. 2016. № 2 (8). С. 38-43.

14. Швец Ю.Ю. Институциональные основы развития системы здравоохранения Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 65-68.

15. Страхова О.А., Швецова О.А., Кузьминкова М.Н., Соколова М.А. Стратегическое управление в многопрофильном медицинском центре // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 123-129.

16. Полина Н.А. О некоторых подходах к управлению медицинским учреждением в условиях дефицита финансовых средств // Медицинский альманах. 2014. № 5 (35). С. 18-21.

17. Пузин С.Н., Дудин М.Н., Сертакова О.В. Социально-экономический подход к анализу удовлетворенности населения качеством платных медицинских услуг // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 4 (28). С. 76-83.

18. Калашников К.Н., Дуганов М.Д. Платные медицинские услуги: бремя или альтернатива? // Проблемы развития территории. 2017. № 3 (89). С. 109-127.

19. Макарова Е.П., Пачеко Д.Х.Х.К., Розенцвит С.К. Особенности предпринимательства в здравоохранении // Горизонты экономики. 2016. № 3 (29). С. 93-96.

20. Жапарова Д. Легализация платных услуг - источник повышения заработной платы медицинских работников // Реформа. 2015. № 3 (67). С. 62-69.

21. Кульминская А.В., Каташинских В.С. Одноканальное финансирование здравоохранения как фактор трансформации взаимодействия между врачом и пациентом при оказании платных услуг // Теория и практика общественного развития. 2017. № 5. С. 36-38.

22. Мамедова О.В. Платные медицинские услуги в контексте институциональных изменений системы российского здравоохранения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2 (34). С. 88-92.

23. Доронина Л.А. Платные медицинские услуги -фактор, ограничивающий право граждан на бесплатное оказание медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования // Медицинское право: теория и практика. 2015. Т. 1. № 1 (1). С. 51-56.

24. Снегирева Ю.Ю., Ломакина Н.А., Зудин А.Б. Перспективы развития рынка платных медицинских услуг в Российской системе здравоохранения // Труд и социальные отношения. 2016. № 2. С. 3-20.

25. Пискунова О.В., Короткова М.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере оказания платных медицинских услуг // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 17. С. 86-88.

26. Босалаев А.И. Правовое регулирование договоров платных (возмездных) медицинских услуг // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 4 (12). С. 107-109.

Статья поступила в редакцию 21.07.2017.

Статья принята к публикации 22.09.2017.

88

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.