10. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2002-2016 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/ ?PrtId =nadzor (дата обращения: 07.10.2017).
11. Информационный портал Banki.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.banki.ru/ ( дата обращения: 07.10.2017).
Солдатенкова Инна Вячеславовна, аспирант, inna_soldatenkova@,mail. ru , Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
ABOUT THE QUESTION OF THE NATIONALIZATION IN THE RUSSIAN BANKING SECTOR
I.V.Soldatenkova
The article describes the dominant position of banks with state participation in the capital in the Russian banking sector. The degree of strengthening their positions in the conditions of creating the consolidation fund for banking sector is estimated, the author's definition of a bank with state participation and possible options for transformation of the form of state presence in the banks' capitals through the creation of a federal and regional development group are offered.
Key words: a bank with state participation, a state-controlled bank, a state bank, consolidation fund for banking sector, monopoly, banks of development
Soldatenkova Inna Vyacheslavovna, post-graduate student of the banking, financial market and insurance department, inna_soldatenkova@,mail.ru , Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State Economy University
УДК 339.138
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА
В.А. Поляков, И.В.Фомичева, О.В. Юдина
Рассмотрены теоретические направления развития маркетинга. Выделены принципы и тенденции современного развития маркетинга. Обобщены направления развития маркетинга.
Ключевые слова: современный маркетинг, инновационный маркетинг, клиен-то-ориентированный маркетинг, потребительские ценности, тенденции маркетинга.
Современный маркетинг в России обладает спецификой, определяемой уровнем развития экономики и потребительского поведения. Наблюдается рост производства отечественных товаров, вызванный стра-
тегией импортозамещения в условиях санкций Запада, с другой стороны -интервенцией азиатских компаний, которые видят в России перспективный и доходный рынок. Отмечается падение уровня категории спроса населения из-за низкой платежеспособности, неравномерность развития маркетинга в сфере производства и обращения, что тормозит его дальнейшее развитие.
Современный маркетинг характеризуется множеством концепций, стратегий, инструментария, сфер приложения и др. Основные положения теории современного маркетинга отражены во множестве работ. В работе [1] автор считает, что основными направлениями развития современного маркетинга выступают:
- интенсивное развитие маркетинга сферы социальных услуг: университеты, общественные и государственные организации, территории;
-включения технологий маркетинга в деятельность малыми и средними организациями;
- появление разветвленных концепций рыночной ориентации: маркетинг, ориентированный на потребителя, на торговлю, на конкурентов;
- концепции, объясняющие и прогнозирующие поведение людей, играют сегодня большую роль в обосновании маркетинговых решений;
- происходит дальнейшее развитие инструментов маркетинга в зависимости от его стратегии и отрасли применения;
- на многих предприятиях получил развитие интернациональный или глобальный маркетинг, при котором предприятия понимают под своим рынком весь мир;
- стремление предприятия сконцентрироваться на своих ключевых компетенциях и делать то, что они умеют лучше других. Прочие же функции и бизнес-процессы передаются в рамках аутсорсинга внешним подрядчикам. Так возникают стратегические сети, которые могут развиться до «виртуальных фабрик»;
- тенденция перехода от разовых трансакций к формированию устойчивых отношений с прибыльными клиентами (маркетингу взаимоотношений). Цель: через ориентацию на клиентов повысить потребительскую ценность предложения организации; за счет этого добиться большей удовлетворенности клиентов, закрепления клиентов за предприятием и роста прибыли;
- развитие технических и программных средств управления маркетингом.
В работе С.В. Карповой «Инновационный маркетинг» представлены современные направления развития маркетинга: переход от массового маркетинга к маркетингу сегментов и ниш и далее к индивидуализированному маркетингу; ориентация на создание потребительских ценностей, переход к изготовлению на заказ («кастомизация»); развитие концепции «пожизненной ценности клиентов»; стирание различий между продуктами
и услугами, покупателями и продавцами, компаниями и их окружением; более глубокое понимание сущности маркетинговых инструментов; переход на обеспечение долговременных денежных потоков, повышение акционерной стоимости компании; рост нематериальных активов компании и формирование марочного капитала; максимальное приспособление маркетинговой деятельности к новой информационной среде [2].
В работе [3] были выделены принципы работы компании с современным уровнем маркетинга. К ним можно отнести:
- постоянная разработка нового набора потребностей и их удовлетворение;
- выбор целевого рынка, на котором у компании имеется конкурентные преимущества, т.е. направленность на тех сегментов, кому вы способны принести наибольшую пользу;
- компания управляет всей цепочкой создания потребительской ценности в партнерстве с сильными поставщиками и дистрибьюторами;
- опережающий рост сервиса в удовлетворении меняющихся запросов потребителей;
- ориентация на небольшие сегменты или рыночные ниши.
В работе «Перспективы маркетинга в XXI веке» [4] в качестве главных направлений авторы выделяют:
- ориентация на перспективный спрос нового качества на основании новых технологий и рынка в целом;
- комплексное управление всеми процессами разработки, производства и продаж продукции.
Анализ современного рынка позволяет выделить множество других направлений развития современного маркетинга.
1. Развитие инструментов неценовой конкуренции в современном маркетинге, в частности изменения характеристик товара. В этом случае используются маркетинговые стратегии, как дифференциации потребительских свойств товара, так и вариации его исполнения.
К неценовой конкуренции можно отнести обеспечение конкурентоспособности марки через рост качества товара, сервиса потребления. Это направление связано с развитием концепция маркетинга впечатлений и ценности потребительского восприятия товара/услуги. Обеспечение качества товара связывают с приспособлением атрибутов ценностей к нуждам потребителя или с расширением технических характеристик или потребительских опций товара, раскрывающих его эмоциональные полезности.
2. Адаптация и совершенствование маркетинговой среды. Современный маркетинг направлен на скорейшую адаптацию к изменению микро и макро-среды, выпуску наиболее востребованного товара и обеспечения сервиса его потребления. Его концепция основывается на знании потребительского спроса и его тенденции.
Необходимо совершенствование маркетинговых факторов внутрен-
ней среды, в частности, менеджмент маркетинговой деятельности. Человеческий фактор всегда играл и играет важнейшую роль в формировании маркетинговой политики, рассмотрении маркетинга как философии бизнеса, креативности выполнения задач, решения проблем потребителя. Современный маркетинг требует от менеджмента высокого уровня профессионализма, дальнозоркости стратегического мышления, умения чувствовать передовые тенденции в развитии бизнеса, гибкость в принятии решений, рыночной интеграции или диффренциации, способности концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обеспечения конкурентоспособности.
Особое направление принимает развитие теории маркетинг в виртуальной среде Интернет. Интерактивная среда экономических отношений требует развития новых концепций и инструментов маркетинговой деятельности.
3. Развитие маркетингом теории акционерной стоимости. Новые направления развития маркетинга требуют выработки определенных принципов, правил, концепций, инструментов рыночной деятельности. Прошлые подходы управления маркетингом направленные на решение задач обеспечения рыночного спроса за счет новых рынков или вариации товара уже не дают необходимой эффективности. Современный маркетинг выступает в виде развивающегося процесса создания ценностей для удовлетворения потребностей потребителей и обеспечения своего конкурентного преимущества.
Проявляется положительная и тесная корреляционная зависимость между факторами управления маркетингом компании и ее финансовыми результатами. Эффективность маркетинговой деятельности можно оценивать по трем главным показателям:
- Экономической эффективности в виде роста темпа рентабельности деятельности организации за счет роста темпа продаж, увеличения оборачиваемости, снижения маркетинговых издержек, креативности в деятельности маркетологов и др.
- Коммуникационной эффективности, в виде оценки роста нематериального актива (рыночной стоимости) марки (бренда) компании. Нематериальный актив марки формируется благодаря созданному маркетинговыми коммуникациями имиджу компании. Он выступает в качестве интегрального показателя «сила бизнеса» имеющего свою цену.
- Рост акционерной стоимости компании через повышение балансовой стоимости акций благодаря росту стоимости нематериальных активов, включающих потребительский капитал. Нематериальный актив компании определяется уровнем имиджа марки (бренда), лояльностью, стоимостью марки и др. Потребительский капитал включает набор капиталов: ценности предлагаемого рынку продукта, торговой марки, маркетинга взаимоотношений.
Сущность этих показателей свидетельствует о том, что финансовые результаты и анализ акционерной стоимости компании невозможен без её системы и технологий современного маркетинга. Таким образом, маркетологи, используя технологии современного маркетинга, обеспечивают рост капитализации компании и повышение котировки её акций.
4. Появление новых инструментов комплекса маркетинга. Маркетинг в обществе и экономике выступает в качестве динамически развивающейся науки. В связи с новыми технологиями потребления и восприятия потребительской ценности товара происходит дальнейшее расширение и углубление содержания инструментария маркетинга. Новые подходы в преобразовании базового «4р» комплекса наблюдаются в сферах услуг, виртуального пространства, сегментов В2В, территории и др. Переход к цифровой экономике определил содержательную направленность инструментов комплекса современного маркетинга применительно к технологиям Интернет. Наиболее перспективное направление получают инструменты предсказательной аналитики.
5. Развитие глобального маркетинга. Происходит дальнейшее развитие глобального маркетинга, определяющего концепцию реализации и продвижения торговой марки на мировых рынках применительно к товарам или их группам, потребление которых не зависит от национальных особенностей, где потребители, благодаря маркетинговым коммуникациям, вовлекаются в потребление через принятие современного стиля жизни в тесной связи с мировой маркой. Эта концепция отражает деятельность транснациональных корпораций воспринимающие национальные рынки как единый для них рынок.
6. Развитие маркетинга марки. На перспективы развития современного маркетинга активное влияние оказывает концепция бренда, формирующего потребительские рынки, соответственно спрос и его решение через предложение. Разновидностью современного маркетинга выступает бренд-менеджмент - как набор маркетинговых технологий, применяемых к бренду, с целью увеличения ценности марки (товара) в восприятии целевой аудитории, чтобы клиент при покупке получил удовлетворение и долгий позитив впечатлений о пользовании брендом.
7. Развитие маркетинга сегментов. Применительно к России наблюдается рост сегмента пожилого возраста, требующего свои маркетинговые подходы для обеспечения их потребления. По шкале профита выделяются сегменты «элит-класса», различных уровней среднего и низшего класса, что требует развитие для них теории современного маркетинга сегментов.
Брендовые компании работают над технологией поиска «золотых клиентов» через маркетинговые сервисы по анализу и обработке Big Data, programmatic маркетинга. Программатик - алгоритмическая технология покупки и продажи рекламы. На основании её тренд маркетинга продви-
жения - множество вариаций рекламного ролика, которые позволят проводить высоко персонализированные рекламные кампании.
Создание виртуальной среды привело к появлению нового сегмента - Интернет-сообщества. Компании должны принимать эту тенденцию во внимание и предлагать своим потребителям вступать в on-line сообщества, образующиеся вокруг предлагаемых ими брендов. Трендом выступает ориентация на цифровое поколение - людей Z, которые родились в начале 2000-х годов. Они активно используют Интернет приложения, социальные сети, мессенджеры, руководствуются отзывами при выборе предложения, долго изучают продукт перед покупкой, для них важно многообразие предложений, они любят свободу.
Набирает вес индивидуализированный (персонофицированный) маркетинг, формирующий концепцию ценностей индивидуального потребления, призванный решать вопросы удовлетворения конкретных запросов потребителя (клиента) и сохранять с ним долгосрочные взаимоотношения. Реализация этого подхода включает создание таргетированных платформ взаимоотношения с узким сегментом или индивидуумом или дифференциация для них продажного сервиса.
8. Концепция «Маркетинг 3.0». В настоящее время мы являемся свидетелями развития современного маркетинга модели «Маркетинг 3.0», или эры ценностей по Ф. Котлеру. Маркетинг 3.0 поднимает концепцию маркетинга на уровень человеческих стремлений, ценностей и духа. Правильны те ценности, которые стимулируют и взращивают склонность служащих к сотрудничеству, культуре и творчеству. Таким образом, маркетинг 3.0 дополняет эмоциональный маркетинг возможностями маркетинга человеческой души [6].
9. Набирает развитие концепция «маркетинга впечатлений». В рамках данной философии ведения бизнеса отмечаются пять разных типов впечатлений: на уровне физических ощущений; на уровне чувств; на уровне мысли; на уровне поступков; на уровне отношений. Ценность создается самим потребителем, так как остается с ним навсегда, а центром деятельности любой компании становится каждый отдельный потребитель, соучаствующий в создании потребительской ценности.
10. Экологический маркетинг. Развивающиеся потребности людей в экологически чистой продукции способствуют развитию концепции и содержанию инструментов «зеленого маркетинга», направленного на оздоровление природы и общества в целом.
11. Мобильный маркетинг. Это комплекс маркетинговых мероприятий, направленный на продвижение товаров или услуг с использованием средств сотовой связи. Телефонные базы формируются при покупках клиентов, когда они, оформляя подарочные, накопительные и бонусные карты, подписывают соответствующие документы. Также широко используются короткие номера, на которые клиенты звонят и пишут SMS, с целью полу-
чения новостей о скидках, акциях, о проведении мероприятий, с целью получить ответ на вопросы и пр.
Современный тренд в том, что мобильные онлайн заказы уже сейчас опережают заказы с стационарных компьютеров. Западные интернет-магазины будут Продолжается объединение баз данных товаров и рекламы интернет-магазинов через высокотехнологичные агрегаторы, например, маркет-плейс платформы, которые позволяют сформировать новый тип розничной платформы и определяют новый способ потребления.
12. Маркетинг инноваций. Одним из направлений современного маркетинга выступает маркетинг инноваций. Роль маркетинга в инновационном развитии предприятия заключается в осуществлении инновационной деятельности таким образом, чтобы организация обмена и коммуникации между потребителями инноваций и предприятиями способствовали эффективному совпадению спроса и предложения на инновационные продукты, технологии, услуги [5].
Рассмотрим следующие виды инновационного маркетинга.
Маркетинга социальных медиа. Новое время предъявляет к маркетингу в социальных медиа требование постоянного совершенствования технологии вовлечения членов сообщества в характерное для них потребление через рекламные сообщения с развитием удобной сетевой площадки продаж и услуг. На этих площадках необходимо персонализировать социальные сети, развивать в них концепцию персонифицированного маркетинга.
Перспективным (инновационным) направлением выступает нейро-маркетинг в возможности развития потребностей потребителей и выработки технологий и инструментария влияния на формирование этих потребностей. Причем обеспечение потребностей маркетингом рассматривается в цепочке создания ценностей и, в конечном счете, впечатлений. Зная биохимию эмоциональных реакций покупателей, продавцы могут эффективно воздействовать на все пять органов чувств человека, применяя позитивные раздражители в виде запахов, музыки, цвета, выкладки товара.
Контент-маркетинг выступает частью стратегического маркетинга для создания и распространения рекламной информации в нужное время на выбранной Интернет-платформе для привлечения целевой аудитории.
Внедрение Интернет-маркетинг в чат-ботов, который будет знать предпочтения и потребности подпищика, и расскажет ему, что сейчас модно, куда пойти поужинать, в каком месте приобрести искомый товар, куда съездить отдохнуть. Чат-боты могут использовать искусственный интеллект, глубинное обучение и данные, полученные от доступа к интернету, чтобы понять и направить потребительское поведение [8].
Сенсорный маркетинг - вид современного маркетинга, основной задачей которого является воздействие на чувства покупателей, на их эмоциональное состояние с целью увеличения продаж. Как свидетельствует
Википедия концепция сенсорного маркетинга подразумевает технологию принятия решений потребителя в зависимости от эмоциональности предложения и восприятия покупки, например, через аромамаркетинговые приемы - аромаподпись, ароматизацию помещения, ароматизацию непосредственно продукции; а также тактильно-маркетинговые приемы - текстури-рование и фактурирование упаковок и малой полиграфии, фирменной промо-продукции, создание и поддержание температурного режима в торговом зале или офисе и режима влажности и прочие. Под действием всех элементов сенсорного маркетинга или используя только некоторые из них, можно установить прочную эмоциональную связь с потребителем, которая в последствии обеспечит успешность всего бренда.
Вирусный маркетинг - это передача информации о товаре, марке или компании от человека к человеку в ходе личного общения между ними, причем ни на содержание этой информации, ни на сам процесс ее передачи компания не имеет прямого влияния.
Ивент-маркетинг способствует значительному увеличению узнаваемости бренда. В зависимости от типа маркетинговой среды выделяют множество различных форматов ивент-маркетинга. Некоторые из них: конференции, форумы, семинары, открытие, презентации, выставки, праздники, корпоративные и рекрутинговые мероприятия, фестивали, вручения премий.
Латеральный маркетинг - это технология разработки новых товаров, новых идей, не «внутри определенного рынка», а за его пределами. Технология состоит в нахождении связи между двумя разными понятиями посредством осуществления латерального сдвига данного качества и выдвижения некой провокационной идеи. Результатом латерального маркетинга является создание нового рынка, а значит и получение большей прибыли.
Мерчандайзинг, как современный маркетинг в местах продаж. Технологии мерчендайзинга способствуют управлению маркетингом потоком покупателей в торговом зале и управлению выкладкой товара в пространстве зала. Правильно организованная выкладка товара позиционирует товарные марки, способствует дифференцированию и позиционированию товара, что в конечном итоге влияет на решение о покупке.
Маркетинг баз данных. В его основе лежит создание и поддержание базы данных, которая содержит информацию о каждом потребителе, точнее полную информацию о потребительском поведении в течение относительно долгого периода. Эта информация включает в себя то, какие продукты и в каких комбинациях покупал данный покупатель, по каким ценам, в каких магазинах, и в каких мероприятиях по стимулированию он участвовал и т.п. Содержимое базы данных позволяет компании отслеживать поведение каждого отдельного покупателя во времени, поддерживая постоянный диалог с потребителем.
13. Маркетинг концепции IOT - Интернет вещей, где речь идет о
вещах, которые имеют доступ в сеть. под Интернетом вещей будем понимать единую сеть, соединяющую окружающие нас объекты реального мира и виртуальные объекты, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека. Интернет вещей подразумевает, что человек определяет цель, а не задаёт программу по достижению этой цели. Система сама анализирует данные и предугадывает желания человека. Кратко его можно описать так: увеличение количества устройств, взаимодействующих не только с пользователями, но и друг с другом [9].
14. Специализация направлений современного маркетинга. Теория маркетинга интенсивно развивается в его отраслевых направлениях и технологиях рынкоделания.
Развивается рынок Всемирной сети со своими особенностями, продавцами и покупателями, технологиями и с ним положения Интернет-маркетинга. Онлайн-маркетинг обладает благоприятными перспективами роста в ближайшем будущем. Подтверждение тому - рост предприятий, которые предлагают услуги и товары через интернет и рекламируют себя в нем.
Развивается технология визуализации Интернет рассылки. Современный маркетинг становиться ориентированным не только на контекст, но и на форму его подачи, т.к. современные пользователи Интернет основное внимания уделяют визуальной форме подаче сообщений. Поэтому, видео контент будет выступать главным инструментом маркетолога в Интернете.
Совершенствованию распределительной политики посвящен сетевой маркетинг с технологией личностной рекламы. Сетевой маркетинг -концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение себе подобных партнёров.
Стремление удовлетворить возрастающие потребности населения территории в обеспечении качества жизни вынудило руководителей регионального и/или местного уровня обратить внимание на новое направление - маркетинг территорий. Публикации концепций территориального маркетинга как вида социального требуют развития концепций и инструментария комплекса маркетинга обеспечивающих создание и поддержание престижа территории в целом. Развитие этого современного направления маркетинга связано с интересами территории и её внутренних субъектов, а также тех внешних субъектов, во внимании которых данная территория заинтересована. Важнейшим направлением в нем выступает маркетинг имиджа территории.
Финансовый маркетинг при дифференциации определил новые направления современного маркетинга в банковской, инвестиционной, ипотечной деятельности.
Маркетинг рекламы продолжает своё развитие в технологиях позиционирования рекламируемого продукта. Важнейшей направленностью его выступает создание креативности представления и измерение эффективности цифровой рекламы для обеспечения её заданной рентабельности в торговом маркетинге. Современный маркетолог должен не только обеспечить конкурентоспособность марки, но и обеспечить все расчеты по издержкам, прогнозу действий своих инструментов и ожидаемому эффекту [10].
Важнейшим фактором в формировании направлений развития современного маркетинга выступает услуга (сервис). Уже сейчас в развитых странах занятость сферы сервиса превышает занятость сферы промышленного производства и будущее общество представляется как сервисным или экономикой услуг. Кроме того, уровень сервиса выступает важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности любой организации. Отсюда развитие положений сервиса выступает перспективным направлением современного маркетинга услуг.
Управленческая деятельность организации выделила потребность в маркетинге персонала. Лозунг «кадры решают все» до сих пор является актуальным. Современный маркетинг персонала использует концепцию обеспечения организации такими человеческими ресурсами, которые были бы конкурентоспособны в рыночной деятельности для решения задач организации.
Направления развития производства товара определило концепцию производственного (промышленного) маркетинга. Промышленный маркетинг - вид деятельности в области материального производства, который направлен на удовлетворение нужд предприятия в материалах, сырье, комплектующих, а также на повышение эффективности производственной деятельности и сбыта товаров путем исследования и удовлетворение спроса на промышленные услуги и промышленную продукцию [7].
Маркетинг в сфере сельского хозяйства. Агромаркетинг представляет собой систему действий, направленных на изучение спроса-предложения, производственных возможностей сельхозпредприятия, непосредственно производство с учетом экономичного расходования ресурсов с полной ориентацией на потребителя.
Список литературы
1. Хершген Х., Макаров А. Тенденции и перспективы развития маркетинга http://www.cfin.ru
2. Карпова С.В. Инновационный маркетинг: учебник / под общ. ред. С.В. Карповой. М.: Юрайт, 2016.
3. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга //Маркетинг в России и за рубежом. 2004. №1.
4. Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2003.
5. Никулина О.В. Перспективы развития маркетинга инноваций в России http://www.allbest.ru/
6. Сетиаван А., Котлер Ф., Картаджайя Х. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе. М.: Эксмо, 2012.
7. Замбржицкая Е. С., Галиуллин М. А., Куйбакова Р. Б. Сущность понятия «производственный маркетинг»: многовариантность подходов // Вопросы экономики и управления. 2016. №2. С. 39-42.
8. Топ-10 трендов маркетинга в 2017 году. http://www.ma-nagement.com. ua/tend/tend849.html
9. Интернет вещей - а что это? https://geektimes.ru/post/149593/
10.Полякова О.В. Рекламные технологии как инструментарий маркетинга продвижения // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 1. С. 1.
Поляков Владимир Александрович, д-р экон. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал).
Фомичева Ирина Вячеславовна, канд. экон. наук, доц., fw71@,mail.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал).
Юдина Ольга Владимировна, канд. экон. нау., доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF MODERN MARKETING V.A. Polyakov, I.V. Fomichev, O.V. Yudina
Theoretical directions of development of marketing. The were determined the principles and trends of modern marketing development. Summarizes directions of development of marketing.
Key words: modern marketing, innovative marketing, customer-oriented marketing, customer value, marketing trend
Polyakov Vladimir Aleksandrovich, doctor of economics, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Financial University under the government of the Russian Federation (Tula branch).
Fomichev Irina Vyacheslavovna, candidate of economics, associate professor, fiw [email protected], Russia, Tula, Financial University under the government of the Russian Federation (Tula branch).
Yudina Olga Vladimirovna, candidate of economic science, [email protected], Russia, Tula, FGBOU VO "TGPUof L. N. Tolstoy"
УДК 338.46
РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КИНОКОМПАНИЯМИ
Н.Б. Ромодановская
Описывается разработка применимой в деятельности учреждений киноиндустрии модели управления, использующей в основе маркетинговые технологии. Она была выработана на основе нашедшей своё подтверждение гипотезы, что централизация системы управления на маркетинговых технологиях может обеспечить положительную динамику многих показателей, в том числе и финансовых, и в конечном итоге усовершенствовать систему управления кинокомпанией.
Разработанная маркетинговая модель управления кинокомпаниями включила в себя схему оценки платежеспособности кинокомпаний, учитывающую прогнозирование вероятности банкротства по пятифакторной модели Альтмана, анализ по методике ФУДН и поиск возможных путей восстановления платежеспособности на основе этого анализа.
Ключевые слова: посткризисное состояние, экономический потенциал, маркетинговые стратегии, модели управления, кинокомпании.
В докризисный период мотивы, которые бы побуждали руководителей предприятий киноиндустрии к действиям, связанным с разработкой и внедрением новых методов научного управления компаниями, практически отсутствовали. Но в 2009 году российская киноиндустрия перешла к новому этапу развития, утратив прежнюю инвестиционную привлекательность, вследствие чего упали и объемы производства [12]. Это вызвало новый обвал рынка труда и снижение удельного веса зрителей, посещающих отечественные фильмы. Большая часть кинокомпаний смогла выйти из ра-