УДК 005
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПРОД УКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА КРАСНОД АРСКОГО КРАЯ
Гайдук Владимир Иванович д.э.н., профессор
Задиеировский Игорь Валерьевич к.э.н.
Олейник Юлия Юрьевна аспирант
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Уточнено содержание подсистем рынка продукции птицеводства по организационно-функциональному признаку, исследованы факторы, оказывающие влияние на его коньюнктуру, предложено формирование регионального птицепродукгового кластера и информационно-логистического центра
Ключевые слова: РЫНОК, ПРОДУКЦИЯ ПТИЦЕВОДСТВА, ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ, СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
UDC 005
DIRECTION OF THE MARKET OF POULTRY PRODUCTS OF THE KRASNODAR REGION
Gayduk Vladimir Ivanovich Dr.SciEcon., professor
Zadneprovskiy Igor Valerievich CandEcon.Sci.
Oleinik Julia Yurievna postgraduate student
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
In the article we have clarified the content of the subsystems of the market of poultry products on the organizational and functional characteristics, examines the factors that influence its market fluctuations; we have also proposed the formation of a regional poultry cluster and information-logistics center
Keywords: MARKET, POUT TRY PRODUCTS, FACTORS OF DEVETOPMENT,
AGRICUTTURAT GOODS PRODUCERS, TOGISTICS SYSTEM
Одной из наиболее важных проблем экономических преобразований в России является формирование эффективных рыночных отношений в агропромышленном комплексе, в котором наиболее динамично развивается отрасль птицеводства. Она является очень сложной системой, которая характеризуется высокой отдачей вложенных средств. Это единственная отрасль животноводства, которая успешно конкурирует с импортной продукцией, по крайней мере, по качеству.
В настоящее время функционирование рынка продукции птицеводства в России происходит на фоне усиления международной конкуренции, вызванной глобализацией экономических отношений и мировым финансово-экономическим кризисом. Сложившаяся за последние годы ситуация на российском рынке продукции птицеводства обусловлена жесткой конкуренцией товаропроизводителей внутри страны, а также тем, что на рынок в значительной степени оказывает влияние импорт мяса птицы из-за рубежа.
Необходимо научное обоснование перспектив развития отрасли и рынка продукции птицеводства, направленное на укрепление хозяйственных межотраслевых связей, совершенствование государственной поддержки из федерального и местного бюджетов, формирование инфраструктуры рынка, способствующей непрерывному процессу товарного воспроизводства, свободному движению товаров, удовлетворению нужд ко нечного потребителя продовольствия. Актуальность проблемы формирования и развития рынка продукции птицеводства, недостаточная разработанность отдельных теоретических и практических аспектов в современных условиях реформирования экономики с учетом перспектив вступления России в ВТО определили выбор темы диссертационной работы.
Степень изученности проблемы. Вопросы формирования, развития и функционирования региональных рынков достаточно широко изучены в работах отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно отметить Абалкина Л., Борисенко А., Буробкина И., Гайдука В., Гатаулина А., Грядова С., Добрынина В., Жуйкова В., Зинченко А., Злобина Е., Киселева Е., Клюкача В., Коваленко Н., Коротнева В., Овчинникова В., Парамонова П., Петрикова А., Руслякова В., Сергеева С., Серову Е., Свободина В., Тарасова А., Трубилина А., Ушачева И., Филимонова В., Шакирова Ф., Шутькова А. и др.
Исследованиям теории и практики развития отрасли птицеводства и рынка птицеводческой продукции посвящены работы учёных-экономистов Горшкова Л., Жигалина М., Карюкиной К., Катышевой Ж., Молчановой А., Никитина И., Попова И., Регуша В., Ромашина М., Ройтер Л., Санина Г., Смолянинова Г., Фетисова С., Фисинина В., Шкляра М. и других. Их трудами внесен значительный вклад в разработку теории и практики развития рынка продукции птицеводства. Вместе с тем дальнейшее развитие рынка продукции птицеводства диктует необходимость решения задач, связанных с увеличением масштабов производства и реализации мяса птицы и яиц, обеспечением оптимального соотношения спроса и предложения, повышением потребительских качеств и конкурентоспособности отечественной продукции, развитием деловой активности и расширением экономических методов хозяйствования и инструментов государственного регулирования. Поэтому в сложившихся условиях необходимость определения приоритетов и изыскания резервов эффективного развития рынка продукции птицеводства и птицепродуктового подкомплекса обусловили выбор цели нашего исследования.
Рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме. Под рынком продукции птицеводства понимают совокупность социально-экономических отношений производителей и потребителей продукции птицеводства в сфере обмена, посредством которых осуществляются сбыт и покупка товаров. Мы полагаем, что классификацию рынка продукции птицеводства можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1, в которой уточнены и систематизированы подсистемы: отраслевая, продуктовая, распределительная,
региональная и государственных интересов, дополненные классификационными признаками сервисной и теневой подсистем.
Спрос на внутреннем рынке определяет характер внедрения новаций на птицеводческом предприятии. Принятие того или иного решения по вариантам стратегии маркетинга невозможно лишь на основе сегментации рынка и позиционирования товара без изучения и уяснения мотивов и специфики спроса каждого сегмента на тот или иной товар.
В результате статистической обработки данных за период с 2000 по 2011 гг. была получена математическая модель множественной регрессии, в качестве результативного признака которой определен спрос на мясо птицы Краснодарском крае в отчетном году (т), а в качестве факторных признаков отобраны: величина спроса на мясо птицы в базисном году XI (т), цена реализации
1 т мяса птицы х2, (руб.); величина среднедушевых доходов населения за год х3 (руб.);
мах
Рисунок 1 — Подсистемы рынка продукции птицеводства по организационно-функциональному признаку [5]
цена 1 т мяса крупного рогатого скота х4 (руб.), цена 1 т мяса свиней х5 (руб.).
Полученная модель имеет следующий вид:
у = -0,737x1 + 1,24х2 + 0,114х3 + 0,9027х4 -0,934х5 +76711,99 Коэффициент множественной корреляции оказался близок к единице, что говорит о существовании очень тесной зависимости между результативным и факторными признаками.
С коэффициентом множественной корреляции 0,9 выявлена зависимость спроса на яйца отчетного года (тыс. шт.) от величины спроса в базисном году хг (тыс. шт.), цены реализации 1000 яиц х2, (руб.); величины среднедушевых доходов населения за год х3 (руб.). Полученная модель представлена в следующем виде:
у = -0,12x1 ~ 0,086х2 + 0,00026х3 +1927,78 Исследования выявили высокую значимость организационно-экономического механизма функционирования птицепродуктового подкомплекса как совокупности методов и рычагов комплексного экономического воздействия на производителей в целях усиления производственной, инвестиционной и инновационной активности.
Целью обеспечения конкурентоспособности продукции птицеводства является получение максимальной прибыли в результате ее реализации на рынке. Чем выше потребительские свойства яиц и мяса птицы при низкой цене потребления, тем выше вероятность этого продукта быть реализованным.
С развитием рыночных отношений, даже в условиях отсутствия гарантированного централизованного обеспечения предприятий полнорационными комбикормами, энергоносителями, материально-техническим снабжением, птицефабрики яичного направления сохранили производственные мощности, сократив объемы продукции, но некоторые предприятия мясного направления вынуждены
были остановить производственную деятельность.
Анализируя динамику поголовья птицы в Краснодарском крае за годы реформ можно отметить, что к 2013 г. поголовье птицы возросло по сравнению со средними за 2001-2005 гг. показателями на 48%, в то же время от уровня 1991 г. оно достигло только 81% (табл. 1). В сельскохозяйственных организациях Краснодарского края наибольший удельный вес в структуре поголовья птицы занимают куры и петухи (97,8%).
Таблица 1 - Поголовье птицы на 1 января по категориям хозяйств Краснодарского края, млн. гол.
Показатель Хозяйства всех категорий Год
1991 в среднем за 2013 2013 в % к
1996- 2000 2001- 2005 2006- 2010 1991 среднем за 2001— 2005
32 17,6 17,6 20,2 26 81,2 147,7
Сельскохозяйственные организации 21 8 8,6 10 16 76,2 186,0
Хозяйства населения 11 9,6 9 10,2 10 90,9 111,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели - 0,22 0,2 0,3 0,6 - 300,0
В последние годы яйценоскость кур в Краснодарском крае постоянно растет. В 2011 г. она составила 284 яиц на одну курицу в год, что на 61 яйцо больше, чем было в 1990 г. Тренд роста имеет линейный характер. Рассчитав уравнение тренда по данным с 1990 по 2011 гг. мы получили следующую формулу: у = 8,1107х + 187,85. Коэффициент детерминации Я2 при этом составил = 0,9197, что свидетельствует о высокой достоверности модели. Птицеводство - это одна из отраслей сельского хозяйства, которая смогла преодолеть кризис и выйти на стабильные показатели роста, начиная с 2005 г. (табл. 2). Это объясняется высокой «скороспелостью» отрасли за счет небольшой продолжительности производственного цикла.
За анализируемый период производство яиц и мяса птицы в сельхозорганизациях Краснодарского края является рентабельным.
Таблица 2 - Производство продукции птицеводства в Краснодарском крае в хозяйствах всех категорий
Продукция Год 2012 г. в % к 1986-1990 гг.
1986 -1990 2005 2006 2009 2011 2012
Мясо птицы, тыс. т 148,7 87,9 100,8 126,3 175,6 200,7 135,0
в % от общего производства мяса 25,4 29,6 31,5 33,6 41,0 48,7 +23,3
Яйца, млн. штук 1778,1 1524 1736 1735,7 1681,2 1679,1 94,4
Результаты исследований позволили выявить факторы, влияющие на развитие рынка продукции птицеводства (рисунок 2), и следующие тенденции:
- рост поголовья птицы происходит за счет крупных птицеводческих организаций, а наращивание произ водства мяса птицы и яиц достигается за счет повышения продуктивности. Расчеты показывают, что с ростом поголовья молодняка кур растет эффективность производства и реализации мяса птицы;
- формируются птицеводческие органи зации, которые объединяют в себе всю техноло гическую цепочку от производства сырья до реализации готовой продукции и переработки отходов.
- наличие собствен ной кормовой базы и комбикормовых заводов в крупных птицеводческих хозяйствах, на основе сба лансированности рационов, даже при сравни тельно высокой стоимости кормов, за счет высокой продуктивности птицы и качества продукции ведет к росту рентабельности производства и реализации птицеводческой продукции;
- высокий уровень физического износа, технологической отсталости элементов основных фондов и недостаток оборотного капитала птицеводческих предприятий; дефицит квалифицированного персонала;
- расширение собственной торговой сети сельхозорганизациями и сбыта продукции на рынках при снижении продаж продукции заготовительным организациям;
Рисунок 2 - Основные факторы развития рынка продукции птицеводства
- ослабление государственного управления птицепродуктовым подкомплексом, монополизм сфер переработки и торговли, неразвитая инфраструктурой рынка; негативное влияние макроэкономических факторов (инфляция, ценовой диспаритет между I и II сферами АПК (с 1995 по 2012 гг. стоимость используемых ресурсов выросла в 19-100 раз, в то время как цена на птицеводческую продукцию - только в 6-15 раз), низкая государственная поддержка АПК, импорт мяса птицы) [1, 2, 4].
Птицеводство имеет наибольшие возможности достижения продовольственной безопасности в своем секторе мясной продукции благодаря быстрым темпам воспроизводства поголовья, наименьшим затратам материальных средств и живого труда на единицу произведенной продукции, наибольшим темпам увеличения объемов продукции, наименьшим сроком окупаемости, а также более низким потребительским ценам.
Исследования подтверждают, что Краснодарский край способен полностью удовлетворить свои потребности в продукции птицеводства.
В настоящее время разви тие птицеводства и особенно его мясного на правления становится важным стратегическим объектом обеспечения продовольственной безопасности страны, одним из направлений повышения эффективности сельскохозяй ственного производства. Достижение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей госпрограммой предполагается обеспечивать за счет субсидирования части процентной ставки по привлекаемым краткосрочным и инвестиционным кредитам.
К числу факторов, оказывающих значительное влияние на состояние регионального рынка продукции птицеводства, относится сезонность. Ее оценка помогает понять закономерность развития производства, позволяет прогнозировать состояние конъюнктуры и квалифицированно управлять мерами по стабилизации положения отрасли. Проведенная оценка сезонности цен на яйца (у) сельскохозяйственных организаций Краснодарского края за 2007-2011 гг. с расчетом сопоставимых цен на основе методики дисконтирования с использованием индексов инфляции позволила отразить ее в виде параболы третьего порядка, как наиболее достоверной по критерию минимальности стандартной ошибки аппроксимации:
у= 2450,93 +12,62х -1,97 х2-0,03 х3,
где х - порядковый номер месяца.
Исследования сезонности производства яиц в Краснодарском крае показали, что производство растет в летние месяцы (с мая по август), в остальные месяцы производство ниже среднегодового уровня, что объясняется организационно-технологическими особенностями производства. В летний период птица в большей степени обеспечена питательными кормами, что является предпосылкой к увеличению продуктивности. Анализ сезонности производства яиц показывает, что цены на них летом меньше среднегодового уровня, в то время как зимой - выше среднего (рисунок 3).
Рисунок 3 - Средние индексы сезонности производства яиц и цен на яйца в Краснодарском крае
Изучение сезонности позволяет выявить неравномерность внутригодового удовлетворения спроса населения и помочь в решении проблемы рационального сочетания во времени массового производства, пребывания продукции на складах, объёмов переработки, а также поступления продукции в розничную продажу. По мере развития рыночной инфраструктуры создаются условия для сглаживания во внутригодовой динамике объёмов реализации основных продуктов питания.
Несмотря на то, что наличие сезонности в производстве продукции птицеводства не позволяет в полной мере удовлетворять спрос населения на эти продукты в течение года, полностью избежать её не просто, а порой и не нужно. Так, для более равномерного предложения продукции в течение года могут создаваться в период наибольшего производства резервы, сохраняемые на складах и затем реализуемые на рынке в моменты спада производства. Однако хранение продукции в течение продолжительного времени приводит к её удорожанию и снижению её потребительских свойств. С этой точки зрения сглаживание сезонных колебаний может оказывать негативное воздействие на конъюнктуру рынка. Но в то же время, с развитием рыночных институтов и новых технологий производства, переработки и хранения продукции возможности по устранению сезонности на региональном рынке продукции птицеводства неизбежно увеличатся.
Учет сезонности на рынке может быть востребован при составлении планов производственных заданий внутрихозяйственных подразделений сельскохозяйственных предприятий. Перерабатывающие предприятия, основываясь на данных о характере сезонных
колебаний на рынке сырья, могут прогнозировать необходимый уровень сырьевых запасов, необходимых для обеспечения бесперебойного производства в течение года, и избежать проблем в период сезонного спада производства продукции. Органы государственного регулирования агропродовольственных рынков, используя данные о сезонности, наиболее эффективно могут осуществлять товарные интервенции на рынке для поддержания его стабильности.
Тот факт, что Краснодарский край является курортным регионом, дает возможность использовать сезонный характер производства продукции с выгодой для производителей и переработчиков. Так как пик производства яиц приходится на летние месяцы, необходимым является совершенствование технологий переработки яиц с выпуском продукции с длительными сроками хранения, увеличения парка рефрижераторного транспорта для доставки скоропортящейся продукции к местам, где наблюдается рост спроса.
Анализ существующей системы распределения продукции птицеводства показал, что фирменная торговля становится убыточной, а в сети мелкооптовых складов уровень издержек растет. Зоны обслуживания товаропроизводителей Краснодарского края пересекаются. Для управления хозяйственной деятельностью субъектов необходима организация логистики, позволяющая рыночным структурам формировать эффективную стратегию обеспечения конкурентного преимущества на основе повышения эффективности процесса товародвижения и связанных с ним услуг, что позволяет более полно удовлетворять запросы потребителей. Для совершенствования всей логистической системы данного рынка целесообразно создание центрального распределительного склада Краснодарского края. Централизация логистической информации о движении материальных и финансовых потоков, интегрирует действия предприятий-производителей птицеводческой продукции в области производства и сбыта готовой продукции, действующих в рамках логистической системы.
В связи с этим, предлагается создание единого информационно-логистического центра на базе распределительных складов, что станет связующим звеном между производителями птицеводческой продукции и потребителями, объединит потоки логистической информации в единую сеть для координации действий всех производителей птицеводческой продукции по организации распределительных процессов (рисунок 4).
В результате произойдет объединение маркетинговой, сбытовой, финансовой и коммерческой служб птицеводческих предприятий, что окупит затраты на создание центра, позволит организовать работу его структурных подразделений на основе самостоятельности, экономической ответственности за результаты сбытовой деятельности предприятий-производителей, осуществлять управление, планирование и движение материальных, финансовых и информационных потоков.
ПОТРЕБИТЕЛИ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
СКЛАДЫ
Финансовая служба Маркетинговая служба Информа цион но -анали ти ческий отдел
ИНФОРМАЦИОННО - ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Клиентская Диспетчерская Служба
служба служба сбыта
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
_______________________________ПТИЦЕФАБРИКИ_________________________________
Рисунок 4 - Информационно-логистический центр на рынке продукции птицеводства Краснодарского края
Международный опыт доказывает, что развитие птицеводства может осуществляться более эффективно, если оно будет проходить в рамках специа-лизированного отраслевого кластера - конкурирующих групп производителей и переработчиков птицеводческой продукции, организаций транспортно-логистической, научно-инновационной системы и организаций системы продвижения и сбыта, с целью совместного развития и использования сырьевой базы, рационального использования производственных мощностей, снижения
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СКЛАДЫ
затрат по всей цепочке добавленной стоимости от производства сырья до реализации конечной продукции, что, по нашему мнению, позволит обеспечить стабильный экономический рост птицепродуктового подкомплекса и более равномерное распределение доходов от реализации конечной продукции: рост внутренних инвестиций; повышение уровня конкурентоспособности участников; улучшение делового климата; оптимизацию торговых связей (рисунок 5).
Высшим органом управления кластером должен стать координационный совет, состоящий из представителей участников кластера. Каждый участник представлен в этом совете равным числом представителей, которые избираются на предприятии, в учреждении и организации.
Системный подход к проблеме формирования и совершенствования государственного регулирования рынка продукции птицеводства предполагает разработку целей, механизмов и инструментов регулирования, адекватных содержанию современной аграрной политики государства. Наряду с использованием системы гарантированных цен на продукцию, бюджетным финансированием, финансово-кредитной политикой необходимо стимулирование привлечения частных инвестиций на строительство птицекомплексов, занимающихся на основе современных инновационных технологий производством, переработкой и торговлей птицепродуктами.
Различие в специализации птицеводческих хозяйств, разнообразие внеш-них условий осуществления маркетинговой деятельности дает возможности для существования различных схем маркетинга, которые можно объединить в систему, включающую ряд основных элементов и предусматривающую выявление существующего и потенциального спроса потребителей продукции птицеводства путем комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развития; разработку видов тары и упаковки продукции, организацию рекламной деятельности; совершенствование форм и методов реализации продукции; управление ассортиментом, координацию и планирование производства; разработку системы цен; организацию научно-исследовательской деятельности по освоению производства новых видов переработанной продукции, удовлетворяющих запросы потребителей; анализ эффективности использования сырья, материалов; формирование плана маркетинга; обеспечение контроля и управления функциями маркетинга (рисунок 6).
Рисунок 5 - Схема птицепродуктового кластера в АПК Краснодарского края
птицеводческий кластер - Microsoft Word
Зсуав^са
Главная
га
^ Вырезать -^1 Копировать ть *
^ Формат по образцу Буфер обмена ^
Ра з м етк^-ajp а н и цы
Рассылки
Ы
Ре це н зідпр ва н и е
шт
Надолрйки
:.Н.!
•ш
Calibri Ж лг ч
11 "Ал V s- t- І яі|І ^ АаВЬСсОс
ж х. Xі Аа "11 ж ^ =Ш 3 *= т і ■" ' IТ! Обычный
Шрифт І Абзац **
АаВЬСсОс АаВЪО АаВЬСс Ас1И
Т Без инте... Заголово... Заголово... Название
Стили
аа Найти -
Заменить Изменить стили - Выделить -
^ Редактирование
г • • • 1 ■ і • ' ' 5 • I ■ 6 - I ■ 7 ■ і ■ S ■ і ■ 9 ■ і ■ 10 ■ I • и • I ■ 12 • I ■ 13 - I ■ 14 ■ I ■ 15 ■ I • 16 • і • 17 ■ і ■ 18 ■ і ■ 19 ■ і ■ 20 ' > ’21 • I - 22 ■ I • і • 27 • >
Система кадрового обеспечения
Оборудование, технологии
Нагчно
Готовая
продукция
система
Птипефаорики яичного направления
Внутренний
рынок
Птица
Яичный
порошок
Воспомогательное
яиц,короока
Система мониторинга и координации птицеводческого кластера
Страница: 1 из 1 Число слов: 89
[3,6]
-М
Рисунок 6 - Процесс маркетинговой деятельности птицеводческой организации
Авторами обоснованы внутрипроизводственные резервы развития рынка продукции птицеводства [1, 3, 5] с целью повышения эффективности производства и реализации продукции птицеводства и конкурентоспособности птицеводческих организаций на основе совершенствования содержания и кормления птицы, племенной и ветеринарной работы, систем инженерно-технического обеспечения, организации, планирования и оплаты труда, формирования вертикально интегрированных комплексных производственных систем с полной переработкой продукции (рисунок 7).
Рисунок 7 - Схема полного производственного цикла в птицеводческих организациях
Расчеты обусловливают целесообразность организации кормовых цехов непосредственно на птицеводческих предприятиях, что позволило предложить инвестиционный проект строительства комбикормового завода с использованием оборудования ОАО «Мельинвест» из Нижнего Новгорода - Р1-БКЗ-5-6. Для постройки завода потребуются инвестиции в размере 5 млн. руб. Обеспечив годовое производство на уровне 8640 т, окупаемость инвестиций составит 1,6 года.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В результате обобщения и анализа существующих классификаций рынка продукции птицеводства по организационно-функциональному признаку уточнено содержание его отраслевой, продуктовой, распределительной, региональной компонент и подсистемы государственных интересов, которое дополнено классификационными признаками сервисной и теневой подсистем рынка.
2. Экспертные оценки показали, что конечный продукт рынка продукции птицеводства в качественном и количественном отношении еще не полностью отвечает потребительскому спросу. Математическое решение задачи выявления взаимосвязи между спросом на продукцию птицеводства и рыночными факторами позволило уточнить оценку спроса на продукцию со стороны конечных потребителей в зависимости от спроса на продукцию в базисном году, цен на продукцию птицеводства, доходов населения и цен на продукты-заменители, что позволит более точно балансировать прогнозы ресурсов мяса птицы и яиц в регионе.
3. Исследования выявили неравномерность внутригодового удовлетворения спроса населения на яйцо в Краснодарском крае. Учет сезонности спроса на рынке может быть востребован при составлении планов производственных заданий внутрихозяйственных подразделений сельскохозяйственных организаций. Перерабатывающие предприятия, основываясь на данных о характере сезонных колебаний на рынке сырья, могут прогнозировать потребный уровень сырьевых запасов для обеспечения бесперебойного производства
в течение года, и избежать проблем в период сезонного спада производства сельскохозяйственной продукции. Органы государственного регулирования агропродовольственных рынков, используя данные о сезонности, могут более эффективно осуществлять товарные интервенции на рынке для поддержания его стабильности.
4. Целесообразно организовать региональный птицепродуктовый кластер на основе организаций, входящих в
птицепродуктвый подкомплекс АПК, в форме некоммерческого объединения участников кластера (ассоциации), обеспечивающего координацию и управление развитием кластера.
5. Для координации действий всех производителей птицеводческой продукции по организации распределительных процессов целесообразно соз-дать единый региональный информационно-логистический центр, объединяю-щий потоки логистической информации в единую сеть, что позволит организовать работу его структурных подразделений на основе самостоятель-ности, экономической ответственности за результаты сбытовой деятельности предприятий-производителей, осуществлять управление, планирование и движение материальных, финансовых и информационных потоков.
Библиографический список:
1. Гайдук, В.И. Проблемы производства мяса птицы на Кубани / В.И. Гайдук, Д.В. Лавренко // Птицеводство. - 2002. - № 2. - С.
11 -13.
2. Гайдук, В.И. Регулирование рынка мясо-молочной продукции в регионе / В.И. Гайдук// Международный
сельскохозяйственный журнал, 1996. - №5 - С. 44-45.
3. Гайдук, В.И. Институциональные аспекты развития птицеводства в Краснодарском крае / В.И. Гайдук, Е.В. Салалыкина //Краснодар: КубГАУ, 2007 - 183 с.
4. Заднепровский, И.В. Инструменты реформирования институ ционально-хозяйственной подсистемы пти цеводства АПК
Краснодарского края / И.В. Заднепровский, В.И. Гайдук, Е.В. Салалыкина // Труды Кубанского государст венного аграрного
университета, 2009. - №5(20). - С. 19-24.
5. Заднепровский, И.В. Формирование рынка продукции птицеводства Краснодарского края. / И.В. Заднепровский // Труды Кубанского государст венного аграрного университета. 2011. - №1(28). - С. 18-24.
6. Заднепровский, И.В. Птицеводческий кластер в АПК региона. / И.В. Заднепровский, В.И. Гайдук, Е.В. Салалыкина // Стратегия обеспечения экономической безопасности России. - ч.З. - Краснодар, 2009. - С. 51-63.
Bibliography:
1. Gayduk, VI The problems of poultry production in Kuban / VI Gayduk, DV Lavrenko / / Poultry. - 2002. - № 2. - Pp. 11-13.
2. Gayduk, VI Regulation of the market of meat and dairy products in the region / VI Gayduk / / International Journal of Agriculture, 1996.
- № 5. - P. 44-45.
3. Gayduk, VI Institutional aspects of poultry production in the Krasnodar Territory / VI Hayduk, EV Salalykina / / Krasnodar KubGAU, 2007,- 183 p.
4. Zadneprovskij, IV Tools institutional reform and economic subsystem Poultry Agribusiness Krasnodar region / IV Zadneprovskij, VI Gayduk, EV Salalykina / / Proceedings of the Kuban State Agrarian University Press, 2009. - № 5 (20). - S. 19-24.
5. Zadneprovskij, IV Formation of the market of poultry products Krasnodar region. / IV Zadneprovskij / / Proceedings of the Kuban State Agrarian University-venous. - 2011. - № 1 (28). - S. 18-24.
6. Zadneprovskij, IV The poultry agribusiness cluster in the region. / IV Zadneprovskij, VI Gayduk, EV Salalykina / / Strategy to ensure the economic security of Russia. - Part 3. - Krasnodar, 2009. - S. 51-63.