UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
• 7universum.com
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
DEVELOPMENT COURSES OF RUSSIAN EQUITY MARKETS UNDER CURRENT CONDITIONS
Bartenev Aleksandr
Candidate of Economic Sciences, St. Petersburg State University of Economics,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены проблемы развития российского фондового рынка в условиях ограничения доступа иностранных инвестиций. Обоснована необходимость снижения концентрации эмитентов с преобладанием государственного капитала. Предложены способы институционального обеспечения регулирования рынка в целях решении проблем финансирования реального сектора экономики.
The article deals with problems of development of Russian equity market under conditions of restricting access of foreign investments. The necessity of reducing the issuers concentration with a predominance of the state capital is justified. The methods of institutional support of market regulation in order to solve problems of financing the real economy sector are offered.
Бартенев А.А. Направления развития российского фондового рынка в современных условиях // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 4(15) .
URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2025
Бартенев Александр Александрович
канд. экон. наук, СПбГЭУ, Россия, г. Санкт-Петербург E-mail: bartenev.alexandr@gmail. com
ABSTRACT
Ключевые слова: капитализация фондового рынка, методология оценки кредитоспособности, саморегулирование, расширение внутреннего инвестиционного рынка.
Keywords: capitalization of equity market; assessment methodology of borrowing capacity; self-regulation; widening of internal investment market.
Инвестиционные потребности российской экономики и с теоретических, и с практических позиций значительно превышают возможности государственного бюджета, осуществляющего экспансию капитала в рамках антикризисных мероприятий. В связи с этим на первый план выходит проблема поиска источников воспроизводства капитала.
Привлечение, аккумуляция и эффективное использование инвестиций, включая средства населения, может стать реальным источником
воспроизводственного процесса в современных условиях “self reliance” российской экономики. Характерной чертой цивилизованной финансовой системы является развитый рынок ценных бумаг, бесперебойная и эффективная работа рассматривается Банком России как необходимое условие реализации государственной макроэкономической, а в частности денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу [2]. Дальнейшее развитие финансовой инфраструктуры, к которой относится и национальная инвестиционная инфраструктура, должно происходить на рыночных условиях, с четким и прозрачным регулированием. Фондовый рынок выполняет функцию перераспределения денежных средств между отраслями промышленности и секторами экономики, одна из главных особенностей фондового рынка проявляется в тесном взаимодействии воспроизводственного и инвестиционного потенциала экономики, что опосредовано использованием свободных денежных средств реальным сектором экономики. Поэтому вопросы развития фондового рынка имеют особое значение для Российской Федерации. В условиях ограничения доступа на иностранные рынки капитала для Российской Федерации особенно актуален стабильный рост национального
фондового рынка как источника финансирования перспективных отраслей экономики за счет внутренних ресурсов. В настоящее время капитал на российском рынке преимущественно краткосрочный, отсюда повышенная изменчивость котировок и преобладание спекулятивных сделок.
Если остановиться подробнее на причинах невысокой капитализации и волатильности российского рынка ценных бумаг, то можно выделить следующие его характерные черты.
Формально открытый фондовый рынок имеет высокую концентрацию государственных эмитентов. Компании, имеющие устойчивый дневной оборот торгов, полностью или частично подконтрольны государству через доминирующие доли участия в уставном капитале. Эмитенты с государственным участием неявно получают государственные средства безвозмездно, например, трансляционный механизм антикризисных мер опирается на системообразующие государственные банки, которые не ведут раздельного учета получаемых для распределения ассигнований, закладывают маржу прибыли в цену распределяемых ресурсов [4]. И номинально и реально государство становится привилегированным акционером, поэтому ценообразование на рынке в значительной степени эндогенно, а инвестиционные характеристики активов непредсказуемы.
Другой важнейший фактор волатильности отечественного фондового рынка — это отсутствие институциональных инвесторов, готовых оставаться в бумагах в условиях повышенной волатильности. Таковыми в развитых странах являются страховые компании, активы которых составляют более 100 % ВВП. В Российской Федерации государственное регулирование инвестиционной деятельности страховых компаний выступает неотъемлемым атрибутом страхового рынка. Приказ Минфина России от 02.07.2012 N 100н устанавливал жесткие требования к количеству и качеству активов в инвестиционном портфеле страховых компаний, что снижало уровень чистого инвестиционного дохода страховых компаний и негативно отражалось на ликвидности и стабильности фондового рынка страны. В условия
массированного оттока капитала из экономики правительство либерализует инвестиционную политику страховых компаний, в частности, Указание Банка России от 16.11.2014 N 3444-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов» ослабляет жесткие требования к качеству активов, предыдущего регулятивного акта. Последовательным шагом в этом направлении будет увеличение доли, приходящейся в страховом портфеле на ценные бумаги. Для российских компаний это не более 20 % акций в общем объеме портфеля, в то время как европейские страховщики направляют на фондовый рынок более 70 % страховых резервов [1, с. 6].
Наряду с формальными квотами, налагаемыми регулятором, отрицательно влияют на формирование портфеля страховщиков инфраструктурные ограничения. Современный институциональный инвестор принимает решения, опираясь на работу информационных и рейтинговых агентств, структурирующих рынок. Это касается и выбора инвестиционных активов, и текущего управления портфелем.
Вышеупомянутый Приказ Минфина России устанавливает состав и структуру активов, принимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов. Критерием по отбору активов для размещения инвестиционных ресурсов являются рейтинги инвестиционной привлекательности, перенятые отечественными надзорными органами за рубежом.
Каждое рейтинговое агентство применяет собственную методологию оценки кредитоспособности и выражает результат этого измерения с помощью особой рейтинговой шкалы, учитывая национальную специфику рейтингуемого. Обычно используется буквенная шкала, схожая с используемой агентствами «большой тройки», которая позволяет показать рейтинги, отражающие мнение агентства об относительном уровне кредитного риска в диапазоне, например, от “ААА” до “D” [5].
Требования к активам, принимаемым для покрытия (обеспечения) резервов для ценных бумаг, не относящихся к активам, находящимся на территории
Российской Федерации, предполагают наличие у эмитента ценной бумаги, имеющей рейтинг не ниже категории (класса), соответствующей уровню удовлетворительной кредитоспособности (финансовой надежности), одного из аккредитованных в России рейтинговых агентств. Таким образом, компания, с рейтингом В-, подразумевающим наличие значительных кредитных рисков согласно таблице рейтингов, на практике может получить более высокие показатели надежности, чем лидеры таблицы, но не попадет в инвестиционный портфель страховой компании по формальным причинам.
Происходящая сейчас концентрация государственного регулирования финансовых рынков может иметь целостное развитие в отношении рынка ценных бумаг. Для обеспечения безопасности инвестирования и увеличения количества эмитентов на рынке следует установить институционально закрепленные правила и системы оценивания на основе суверенных методик присвоения эмитентам ценных бумаг кредитных рейтингов аккредитованными Банком России агентствами. В частности, систему присвоения рейтинговых оценок, которая обеспечит оптимальное распределение рисков, сохранность сбережений и их трансформацию в инвестиции.
Методология рейтинговых оценок может быть закреплена законодательно наряду с другими правилами и положениями для обеспечения создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг. В изменяющейся экономической среде разумным будет реализация рейтингов на основе ежедневной переоценки.
Важный фактор на этом рынке, как и на любом другом, — цена услуги, которая для транснациональных агентств в два-три раза выше, чем для национальных. Отечественные рейтинговые агентства имеют возможность работать с большим количеством клиентов, включая крупный и средний бизнес, обыкновенно не попадающий в рейтинги агентств большой тройки. Это расширит количество эмитентов, попадающих в инвестиционный портфель страховщиков, сформирует национальный новостной фон, позволит
стабилизировать фондовый рынок и сформировать собственную структуру ценообразования.
Современные модели финансового менеджмента дают количественные показатели, удобные с практической точки зрения: для каждой оценки вероятности дефолта рассчитывается дюрация ценной бумаги. Вероятность дефолта определяется в процентах на заданный период времени с любым требуемым уровнем точности и может обновляться с заданной периодичностью. Это также важно для растущего российского рынка, поскольку транснациональные компании, рейтингующие отечественных клиентов, меньше внимания уделяют сопровождению получателя рейтинга.
Ценные бумаги, имеющие ежедневно обновляемый рейтинг, снизят риск портфельного риска инвестора и увеличат ликвидность рынка фондовых активов. Изменение количественных оценок возможного дефолта предприятий взамен качественным и последующий контроль за соблюдением методологии оценивания обеспечат формирование институциональных и инфраструктурных условий инвестиционного рынка, будут способствовать расширению внутреннего инвестиционного рынка за счет увеличения его прозрачности, повышению точности оценок и количества рейтингуемых компаний. Оценки агентств, соответствующие принятой методологии, позволят расширить за счет новых компаний ломбардный список Центрального Банка, позволят корпоративному сектору составить конкуренцию государственным и муниципальным бумагам и снизить высокую концентрацию эмитентов российского фондового рынка.
Список литературы:
1. Инвестиции российских страховых компаний в 2013—2014 годах
/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://aszh.ru/wp-
content/uploads/Annual_report_ASZ_2014.pdf (дата обращения: 19.03.2015).
2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 2014—2016 годы // Официальный сайт Банка России / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2014(2015-2016).pdf (дата
обращения: 19.03.2015).
3. Пресс-релиз РА ЭКСПЕРТ: доля фиктивных инвестиций страховых компаний снизилась до 20 % // Официальный сайт Рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.raexpert.ru/releases/2013/Aug05/ (дата обращения: 19.03.2015).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г.
№ 98-р / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.rg.ru/2015/02/02/plan-dok.html (дата обращения: 19.03.2015).
5. What Credit Ratings Are, And Are Not // Official cite S&P Rating Agency
/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
https: //ratings. standardandpoors .com/about/about-credit-ratings (дата
обращения: 19.03.2015).