УДК 338 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА
Кутаева Р.А.
Цель: определение основных направлений развития промышленности региона и повышения эффективности производства.
Методы проведения работы: метод сравнения и сопоставления, метод графической интерпретации, абстрактно-логический метод, монографический метод.
Результаты: по результатам исследования определены основные про-
блемы и перспективы развития промышленного сектора региональной экономики, формирования благоприятного инвестиционного климата, способствующие привлечению инвестиционных ресурсов, решению важнейших социальных и экономических задач, сокращению централизованных дотаций в республиканский бюджет, выводу республиканской экономики из кризисного состояния.
Область применения результатов: результаты исследования могут
быть использованы в деятельности органов государственной власти и управления региона и муниципальных образований при разработке и реализации стратегии социально-экономического развития и целевых программ, направленных на подъем промышленности Республики Дагестан.
Ключевые слова: промышленность; развитие; регион; потенциал; инвестиции
LINES OF INDUSTRIAL AREA
Kutaeva R.A.
Purpose: identification of the main directions of development of the region's industry and increase production efficiency.
Methodology: method of comparing and contrasting, the method of graphical interpretation of the abstract-logical method, monographic method.
Results: of the study identified the main problems and prospects of development of the industrial sector of the regional economy, creating favorable investment climate conducive to attracting investment resources, the decision of critical social and economic problems, the reduction of central grants to the national budget, the conclusion of the Republican economy from the crisis.
Practical implications: results of the study can be used in the work of government and management of the region and municipalities in the development and implementation of socio-economic development and targeted programs designed to boost industry in the Republic of Dagestan.
Keywords: industry; development; the region; the potential; investment.
Регулирование и развитие промышленного комплекса и экономики в целом в современных условиях представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социальноэкономической системы к изменяющимся условиям.
Создание благоприятной среды регулирования российской экономики предполагает устранение препятствий укрепления государственного управления, адекватного закономерностям и требованиям современной системы хозяйствования. При этом принципиальным является сбалансирование принципов, факторов отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов. Это возможно только при эффективном сочетании свободного предпринимательства и государственного регулирования.
В промышленной политике регионов целесообразно предусматривать достижение эффективного хозяйственного взаимодействия всех субъектов региональной экономики, Республики Дагестан (РД) в частности, содействовать
развитию добросовестной конкуренции и успешному решению научнотехнического прогресса и модернизации всего производства. Для этого, в первую очередь, следует обеспечить:
- целесообразное и эффективное использование вовлекаемых в производство трудовых ресурсов;
- оптимальное решение задач повышения уровня жизни населения;
- совершенствование производственной и социальной инфраструктуры.
Процесс подъема экономики региона должен быть органически связан с
общим направлением проводимых в стране реформ и исходить из объективной экономической реальности региона. Дагестан, являясь самым южным субъектом РФ, должен найти свои собственные специфические пути социальноэкономического развития, с учетом особого геополитического положения как связующего звена между Европой, Закавказьем и Ближним Востоком, многонационального состава населения, уникального типа исторического развития и вытекающего отсюда образа жизни, традиций и культуры населяющих народов.
Экономика республики находится в начале подъема, но еще не вышла из состояния депрессии. Учитывая, что экономика республики продолжает находиться в кризисных условиях, а стабилизация и начавшийся подъем носят неустойчивый характер, то к числу первоочередных мер должны быть отнесены: антикризисные и стабилизационные действия по преодолению бюджетного и финансового кризиса через активизацию инвестиционной деятельности; проведение институциональной и структурной перестройки в экономике; закрепление наметившихся за последние годы тенденций экономического роста, придания ему устойчивого и динамичного характера; разрешение неотложных социальных проблем населения, работников науки, образования, культуры, всей бюджетной сферы.
Анализ роли государства, форм и методов его воздействия на экономику, показывает оправданность активного вмешательства государства в национальную экономику.
Особенность разработки структурной государственной политики, с точки зрения обеспечения устойчивого развития региона состоит в том, что, она должна реализовываться с помощью системы инструментов, большинство которых ориентировано на регулирование развития не отдельных отраслей экономики, а функциональных аспектов воспроизводства. Прежде всего, это финансово-кредитная политика.
Из исследований западных экономистов можно сделать вывод, что в регионе с низким уровнем развития ведущую роль в обеспечении безинфляцион-ного устойчивого экономического развития будет играть создание возможностей для пропорционального сбалансированного развития банковского сектора и реальной экономики.
Проблема сбалансированного развития банковской системы и реального сектора экономики региона приобретает в настоящее время все большее значение. В настоящее время в республике не налажен эффективный механизм кредитования реального сектора экономики как основного фактора устойчивого экономического роста и развития промышленности. Повышение сбалансированности и оптимизации взаимодействия банковского и реального секторов экономики региона возможны в нескольких направлениях: оптимизация налогообложения банковской деятельности; совершенствование регулирования денежного обращения; использование учетного кредита при проведении активных операций; привлечение, для инвестирования в реальную экономику средств населения; стабилизация системы формирования кредитных ресурсов; концентрация кредитных ресурсов; оптимизация отношений кредитора и заемщика. Эти направления составляют единый взаимосвязанный комплекс, ориентированный на реализацию социально-экономической, инвестиционной роли банков.
Для выбора направлений достижения устойчивого экономического роста, необходим, на наш взгляд, качественный анализ следующих направлений развития экономики РД: использование резервов, имеющихся в реальном секторе
экономики (промышленность, строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство и т.д.); легализация теневого сектора экономики; проведение институциональных и структурных преобразований; проведение земельной реформы; развитие инфраструктуры рынка; совершенствование методов и форм управления государственной собственностью; повышение эффективности работы предприятий за счет внедрения современного менеджмента и антикризисного управления; создание механизмов привлечения внутрирегиональных и внешних инвестиционных ресурсов для обновления производственного потенциала дагестанских предприятий; налаживание интеграционных связей с хозяйствующими субъектами, входящими в СКФО; создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и т.д.
Республика Дагестан имеет немало резервов для изменения положения к лучшему. Прежде всего - это расширение сферы услуг, в том числе и на базе развития малого бизнеса, улучшение взаимоотношений производителей и бюджетов различных уровней в результате увеличения производства, привлечения инвестиций в основной капитал, подъема строительной индустрии.
В настоящее время, по мнению специалистов, по ряду экономических, политических, социальных и иных оснований в РД перестали существовать условия и стимулы развития [4].
В связи с чем, объективно возникает необходимость в «разработке и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающей через реструктуризацию и структурную перестройку республиканского хозяйства, его адаптацию к местным условиям и рыночным отношениям» [3, С. 85-91.]. В этом направлении усилия органов власти региона следует ориентировать на увеличение инвестиционной активности в регионе.
Инвестиционную активность характеризуют две составляющие: 1) инвестиционный климат; 2) инвестиционный потенциал. Первая представляет собой, систему социально-экономических отношений, которые формируются под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микроуров-
нях управления и создают предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций. С позиции характеристики инвестиционного климата, для РД привлекательными являются геополитические и ресурсные условия. В ресурсной составляющей значительным преимуществом является наличие недорогой рабочей силы и благоприятных природно-климатических факторов. Помимо этого, республика располагает и значительным научным потенциалом.
В решении проблемы повышения инвестиционной активности в регионе важное значение имеет не инвестиционный потенциал, а инвестиционный климат. Во многих странах, при благоприятном инвестиционном климате, необходимые инвестиционные средства привлекаются хозяйствующими субъектами даже при неблагоприятных стартовых условиях. Государственные и национальные программы и политика, могут создать такой инвестиционный климат в стране, при котором их субъекты хозяйственной деятельности могут достичь наилучших результатов по накоплению инвестиционного потенциала и достижению интенсивности процесса капиталовложений.
Рейтинг инвестиционного потенциала 2011 года Республики Дагестан (включающий трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный потенциалы) экспертами определен 33 местом среди регионов РФ. В то же время по инвестиционному риску Республика Дагестан отнесена на 79 место [1]. При определении ранга по инвестиционному риску (включающий такие риска как - социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический, управленческий) довлеют социальный - 70 место, финансовый - 76, криминальный - 83, управленческий - 81. При сохранении сложившегося в настоящее время инвестиционного климата в РД, улучшение инвестиционной привлекательности республики является задачей практически нереализуемой. Исходя из состояний инвестиционного климата и низкого инвестиционного потенциала, ситуацию в регионе можно определить, как остропроблемную.
В силу объективности данных причин регион не может рассчитывать на саморазрешение кризисной ситуации, поэтому экономике республики необходима поддержка со стороны государства, в том числе и в форме реализации специальных программ социально-экономического развития.
Это предполагает применение мер по изменению инвестиционной ситуации в регионе, которые должны быть направлены на нейтрализацию факторов, противодействующих инвестиционной активности. От решения этого вопроса во многом зависит дальнейший рост и развитие промышленности в регионе. Кроме того, региональным промышленным предприятиям, чтобы иметь успех на рынке, требуется доказывать свою инвестиционную привлекательность. Следовательно, необходимы детально разработанные стратегические планы и передовые формы управления предприятием, перспективные варианты развития, ориентированные на его функционирование в условиях конкуренции.
Это подтверждает необходимость реализации государственной промышленной политики на уровне регионов, направленной на реструктуризацию и модернизацию существующих производств. Она так же должна способствовать созданию новых высокотехнологичных и наукоемких производств, имеющих мультипликативный эффект и способных снять социальную напряженность в регионе.
Для активизации инвестиционных процессов в РД важно также обеспечить долговременную и надежную систему государственных гарантий и страхование инвестиций, прямую поддержку социально значимых для региона проектов. Немаловажную роль сыграют создание специальных побудительных механизмов и доведение их до сведения потенциальных инвесторов, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, территории по отношению к другим регионам России.
В наиболее общем виде побудительные механизмы могут быть классифицированы на три основные группы:
1) механизмы, способствующие повышению рентабельности прямых инвестиций, включающие: фискальные льготы; отмена либо значительное снижение отдельных налогов и т.д.
2) механизмы, направленные на снижение издержек инвестора, включающие следующие элементы: способствование региональных и местных властей снижению трансакционных издержек потенциальных инвесторов; частичное или полное возмещение затрат на проведение научных разработок, развитие инфраструктуры и т.д.
3) механизмы понижения рисков для прямых инвесторов: бюджетные гарантии прямым инвесторам со стороны региональных и местных властей; применению страховых инструментов для внутренних и иностранных инвестиций; обеспечение открытости и доступа к региональным заказам, тендерам и др.
Побудительная система для инвестиционной деятельности может считаться эффективной только тогда, когда выполняются поставленные макроэкономические цели, когда соблюдается баланс между интересами инвесторов и социально-экономическими и природоохранными приоритетами региона. Создание эффективной информационной системы для привлечения потенциальных инвесторов является одной из важных задач, обеспечивающих получение требуемого для территорий результата. Недостаточно создать выгодные условия для привлечения прямых инвестиций, необходимо, чтобы информация об этом достигла потенциальных инвесторов и вызвала у них интерес.
Увеличение удельного веса прямых инвестиций, с одной стороны, тесно связано с развитием реального сектора экономики, с внедрением новейших прогрессивных технологий и современных методов менеджмента и маркетинга, и, с другой стороны, государство не несет по прямым инвестициям экономических и политических обязательств. Кроме того, размещая свой капитал, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок. Для таких регионов с кризисной экономикой как Дагестан, иностранные кредиты и прямые долговременные вло-
жения зарубежных инвесторов могли бы стать эффективным дополнительным источником и рычагом активизации инвестиционной деятельности и промышленного производства.
В настоящее время в политике стимулирования притока иностранных инвестиций основной упор необходимо делать на подавление негативных факторов, противодействующих притоку иностранных инвестиций и совершенствованию механизма привлечения и правовой защиты иностранных инвестиций, как на уровне страны, так и в регионе. По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности было бы целесообразно предоставлять льготные условия.
Переориентировать экономику республики на удовлетворение собственных потребностей в производимых в ней товарах, на развитие приоритетных высокорентабельных производств, имеющих большие перспективы развития в будущем, на создание единого, целостного народнохозяйственного комплекса, динамичного и мобильного участника обменных процессов с другими регионами - приоритетное направление, которые приведет к преодолению кризисных явлений, к расширению необходимых республике производств и созданию новых, обеспечивающих рост валового регионального продукта.
Перспективу развития различных областей и секторов экономики необходимо рассматривать с точки зрения функционирования и укрепления современной рыночной системы, позволяющих реализовать громадные потенциальные возможности в развитии производительных сил на территории Дагестана. Здесь ведущая роль отводится государству.
Рис. Схема государственного воздействия на развитие регионов
Любое изменение и корректировка экономического курса представляет собой не набор отдельных решений, а сложный механизм встраивания всех процессов в единую систему. Такие изменения следует направить на постепенный переход от смешанной экономики к социально ориентированной.
Соблюдение условий указанных выше в конечном итоге приведет к сокращению централизованных дотаций в республиканский бюджет (который сейчас составляет свыше 70 %) вдвое и более, сформируют предпосылки для перевода экономики и социальной сферы региона на бездотационный режим.
Вывод Республики Дагестан из состояния депрессии следует осуществлять поэтапно, с привлечением инвесторов, по мере расширения источников финансирования программ социально-экономического развития и, прежде всего производственного сектора, создания на этой основе новых рабочих мест и восстановления рабочих мест там, где сохранились современные производственные мощности [2, С. 186].
Итак, целенаправленное воздействие государственного регулирования на экономические процессы регионов, предполагает обеспечение их пропорциональности развития. Тем самым возникает задача создания таких соотношений
отраслей, сфер деятельности и производств, при которых достигаются наиболее быстрые темпы роста в длительной перспективе, сбалансированность промышленного производства, развитие экономики и социальной сферы. Поиск способов оптимального взаимодействия на экономику регионов, развитие промышленности являются одними из важных методологических проблем совершенствования государственного регулирования развития субъектов Российской Федерации.
Список литературы
1. Данные рейтингового агентства «Эксперт РА». http://www.raexpert.ra/rankingtable/?table_folder=/region_dimat/2011/tab2
2. Магомедов М.М. Трудовой потенциал в стратегии социальноэкономического развития (региональный аспект). М. 2002. 312 с.
3. Петросянц В.3. Модель национальной экономики Дагестана // Вестник Дагестанского научного центра. 2000. №8. С. 85-91.
4. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / Абдулманапов П.Г., Багомедов М.А., Гимбатов Ш.М., Кутаев Ш.К., Саги-дов А.К., Хаджалова Х.М. [Под общей ред. Ш.К. Кутаева]. Махачкала: ИД «Наука плюс», 2011. 392 с.
References
1. Dannye reytingovogo agentstva «Ekspert RA» [These rating agency "Expert RA"].
http://www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/region_climat/2011/tab2
2. Magomedov M.M. Trudovoy potentsial v strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya (regional'nyy aspekt) [Labor potential in the strategy of socio-economic development (regional aspects)]. M. 2002. 312 p.
3. Petrosyants V.Z. Model' natsional'noy ekonomiki Dagestana [Model of the national economy of Dagestan]. Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra [Bulletin of the Dagestan Scientific Center], no. 8 (2000): 85-91.
4. Abdulmanapov P.G., Bagomedov M.A., Gimbatov Sh.M., Kutaev S.K., Sagidov A.K., Hadzhalova H.M. Sotsial'nye aspekty obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Social aspects of economic security in the region] / Under the general editorship. S.K. Kutaeva. Makhachkala: ID "SciencePlus", 2011. 392 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кутаева Рабият Абдулгашимовна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит»
Дагестанский государственный институт народного хозяйства ул. Атаева, д. 5, г. Махачкала, 367000, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kutaeva Rabiyat Abdulgashimovna, Senior Lecturer, Department of "Finance and Credit"
Dagestan State Institute of National Economy
5, Atayev str., Makhachkala, 367000, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Гасанов М.А., ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт социальноэкономических исследований Дагестанского научного центра РАН, д.э.н., профессор