11.3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ И ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Артеменко Михаил Николаевич, аспирант НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»
Осьмак Виктория Васильевна, аспирантка НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»
Аннотация: в статье представлены направления развития производственной сферы основополагающей отрасли экономики России - машиностроительного комплекса (МК)
- и поддержки отечественных товаропроизводителей с учетом факторов, влияющих на состояние экономики России, а также финансово-экономической деятельности производственных предприятий МК.
Ключевые слова: производственная сфера, рыночная экономика, направления развития, отечественные товаропроизводители.
DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE PRODUCTION SPHERE AND SUPPORT OF DOMESTIC PRODUCERS
Artemenko Mikhail Nikolaevich, graduate student of NOU VPO «Moskovky business and right institute»
Osmak Victoria Vasilyevna, graduate student of NOU VPO «Moskovsky business and right institute»
Annotation: in article the directions of development of the production sphere of fundamental branch of economy of Russia -a machine-building complex (MK) - and supports of domestic producers taking into account the factors influencing state of the economy of Russia, and also financial and economic activity of the MK manufacturing enterprises are presented.
Keywords: production sphere, market economy,
development directions, domestic producers.
Представленные в данной статье основные направления развития производственной сферы машиностроительного комплекса (МК) и поддержки отечественных товаропроизводителей основываются на системном изучении факторов, влияющих на состояние экономики России и ее сфер, а также финансово-экономической деятельности
производственных предприятий МК. Среди них целесообразно выделить следующее: на макроэкономическом уровне:
- инфляция,
неразвитость финансово-кредитной системы, недостаточность объемов инвестиций и кредитов,
- накопленное отставание обрабатывающих отраслей от ведущих стран, зависимость от импорта высоких технологий и т.д.,
- несовершенный механизм ценообразования на сырье, материалы, энергоносители,
- высокие политические риски,
- высокая конкуренция иностранных производителей в обрабатывающих отраслях, в том числе МК,
- низкий уровень платежеспособности
хозяйствующих субъектов, в особенности малого и среднего предпринимательства;
на микроэкономическом уровне:
- недостаток ликвидности в результате недостатка
финансово-кредитных ресурсов, высоких
амортизационных отчислений, низкой
оборачиваемости, высокой налоговой нагрузки, недоступности рынков капитала,
- устаревшее оборудование и технологии,
- высокие цены на продукцию в результате
совокупности факторов, препятствующих
инновационному развитию,
- конкуренция импортных товаров,
- слабая ориентация на рынок в целом без учета особенностей потребительского спроса.
Ключевым фактором, способствующим снижению производства в МК явилась инфляция. В условиях инфляции капитал с целью его сохранения и приумножения стал перемещаться в торговлю, валютный рынок, рынок ценных бумаг и другие области с коротким сроком обращения денег и получения прибыли. С ростом инфляции увеличивались затраты предприятий и снижался покупательский спрос потребителей продукции МК. Инвестировать производственную сферу МК стало экономически не выгодно. Однако, финансовоэкономические кризисы 1998 и 2008 годов доказали, что наиболее реальной сферой вложения средств является производство.
Помимо вышеперечисленных факторов важную роль в правильном определении направлений развития производственной сферы МК играет своевременно проведенный и системно организованный мониторинг предприятий МК (см. схему 1). На его основе могут быть выявлены причины, препятствующие стабильному экономическому развитию как предприятия, так МК и страны в целом. Далее будут перечислены отдельные причины, тормозящие развитие производственной сферы МК.
Приватизация, являясь по замыслу реформаторов ключевым звеном государственной стратегии, должна была обеспечить подъем экономики России, так как созданный многочисленный класс предпринимателей руководствовался бы в своей деятельности соображениями финансовых доходов и разумным риском. Однако ожидаемого увеличения объемов производства на предприятиях и в акционерных обществах не произошло. Дальнейшего инвестирования средств частных лиц в приватизированную ими собственность не состоялось.
Несовершенство налоговой системы побудило предприятия добиваться получения налоговых льгот и искать пути ухода от уплаты налогов. При крупных и средних предприятиях (организациях) стали создаваться малые и иные аналогичные предприятия, не облагаемые в первые годы своей деятельности налогами. Отдельные крупные и средние предприятия МК в результате перетока капиталов в малые предприятия стали убыточными, изнашивался их технический парк, устаревали технологии. Капитал накапливался в малых предприятиях и у владельцев частных фирм, тогда как работники крупных и средних предприятий несвоевременно получали заработную плату, брали неоплаченные отпуска, работали неполный рабочий день.
Схема 1. Система организации мониторинга предприятий МК
Несоблюдение договорных обязательств между предприятиями и несвоевременная оплата потребителями стоимости поставленной им продукции накапливала на предприятиях-поставщиках дебиторскую задолженность, из-за чего предприятия-поставщики становились неплатежеспособными перед своими партнерами. Росла кредиторская задолженность перед предприятиями, бюджетами и фондами, приводящая к начислению штрафов и пеней, дальнейшему, более интенсивному росту долга. Недостаточное поступление средств от реализации продукции сокращало объемы оборотных средств, используемых для закупки сырья и материалов, что, в свою очередь, приводило к свертыванию производства. Неплатежи, порожденные несоблюдением договорных обязательств и недостатком денежных средств, усиленные кризисом банковской системы, стали «закупоривать» движение денежных средств в финансовой системе России.
Финансовое положение предприятий усугублялось ростом цен на продукцию предприятий-монополистов и, в первую очередь, на энергоносители. Цены на энергоносители увеличили стоимость продукции промежуточного и конечного потребления, рост цен на бензин и другие виды топлива - затраты на перевозку грузов. В структуре затрат предприятий возрос удельный вес затрат на сырье, материалы, газ, электроэнергию, коммунальные услуги и транспорт. Рост затрат удорожал продукцию, которая при
неизбежном качестве и возросших ценах стала неконкурентоспособной на внутреннем рынке. Из-за перераспределения стали сокращаться расходы на выплату заработной платы работникам, что привело к перетоку квалифицированных кадров в более оплачиваемые области экономики, в частности, в предпринимательство и торговлю. Таким образом, понизился уровень квалификации работников и качество продукции предприятий.
Свою долю вклада в изменение структуры затрат предприятий внесла переоценка основных средств, выполняемая в отдельные годы по несколько раз. Возрастающая стоимость основных средств увеличивала амортизационные отчисления, которые вместе с возрастающим налогом на имущество «перетягивала» на себя значительную часть средств предприятия. Зачастую складывалась парадоксальная ситуация, когда морально устаревшее и физически изношенное оборудование стоило дороже неиспользованного и усовершенствованного.
Насыщение отечественного рынка импортными товарами, в том числе зачастую более дешевыми и менее качественными, также способствовало сокращению объемов производства отечественной продукции и понижению уровня экономической безопасности страны. Доля отечественных товаров на внутреннем рынке России сокращалась, а импортных возрастала. Происходила утечка капитала за рубеж, работая на экономику государств-экспортеров,
отечественный покупатель инвестировал в зарубежные фирмы.
Далее предложены основные направления и меры по развитию производственной сферы машиностроительного комплекса России. В
ближайшие годы необходимо:
1. Создать благоприятную политическую и
экономическую обстановку, способствующую развитию конкуренции и притоку отечественных и зарубежных инвестиций на предприятия МК страны. Этому способствовало бы обеспечение стабильной
неифляционной экономики и дееспособность рынка, действие свободных цен и соответствующей правовой базы, создание благоприятной деловой предпринимательской среды.
2. Проводить политику протекционизма по отношению к отечественным товаропроизводителям.
3. Снизить цены на продукцию и услуги предприятий-монополистов, оказывая им в необходимых случаях государственную поддержку.
4. Организовать подготовку руководящих работников, способных обеспечить эффективную работу предприятий в условиях рынка.
5. Упорядочить требования к финансовым обязательствам предприятий, создать атмосферу дисциплинарного рынка путем укрепления системы судопроизводства и правоохранительных органов, отвечающих за соблюдение договорных отношений, введения санкций за задержку платежей, создания кредитных служб, способных оценивать платежеспособность предприятий и располагающих информацией о выделенных кредитах и их возвратах.
6. Ужесточить требования к финансовым обязательствам приватизированных предприятий, так как практика передачи частным лицам права владения предприятиями оказалась недостаточной для обеспечения их эффективной работы.
7. Стимулировать инвестиционную активность отечественных товаропроизводителей. Не допускать превышения выбытия капиталов над инвестициями.
8. Осуществить поддержку предприятий и развитие других оргструктур, в том числе фондов, с целью государственной поддержки тех производственных объектов, которые определены в качестве приоритетных и точек экономического роста, сделав такого рода фонды источником долгосрочных инвестиций в выгодные и необходимые государству инвестиционные проекты.
9. Привлекать иностранные инвестиции на предприятия МК России из дальнего и ближнего зарубежья, обеспечив выгодные условия вложения капиталов, страхование инвестиционных рисков зарубежных инвесторов, организацию системы информационного и консультативного обслуживания, организацию и проведение выставок и конкурсов инвестиционных проектов, представляющих интерес для иностранных инвесторов.
10. Снизить налоговое бремя предприятий, увязав эту меру с увеличением капитальных вложений в собственные производства, в том числе на основе внедрения инноваций.
11. Изолировать безнадежно убыточные и неплатежеспособные предприятия с целью исключения их из договорных отношений, обеспечив тем самым прохождение платежей. Создать фонд
реконструкции предприятий, позволяющий санировать или ликвидировать такие предприятия.
12. Повысить эффективность банковской системы, формируя группы из хорошо технически оснащенных банков с подготовленным персоналом, способным оперативно и безошибочно оценивать финансовую состоятельность кредитов, умеющим эффективно распоряжаться активами и обязательствами банков.
13. Поддерживать банки, образующие ядро банковской системы, что будет способствовать: своевременности оплат и удобству работы с банками, обеспечению сохранности вкладов и защите их от обесценивания, возвращению доверия граждан к банковским вложениям, заинтересованности предприятий и бюджетов в открытии расчетных и бюджетных счетов в них, снижению неплатежей между предприятиями, возникающих в результате кризиса банковской системы.
14. Стимулировать повышение активности коммерческих банковских и небанковских организаций, специализирующихся на инвестировании средств в проекты МК.
15. Разработать и реализовать на практике предложения, направленные на формирование политики по поддержке, регулированию и развитию инвестиционной и инновационной сфер в МК.
В современных экономических условиях необходимо также учитывать следующие факторы. Изменение курса национальной валюты приводит, с одной стороны, к изменению цен на иностранные товары в пересчете на рубли, что прямо отражается на соотношении цен на аналогичные товары, с другой -прямо отражается на себестоимости продукции в случае, если в бизнес-процессах предприятия присутствует внешнеэкономическая деятельности. Если будут учтены правки выше, то предлагаю 2 последние предложения изложить следующим образом: «В случае если отечественные
товаропроизводители не используют в своем производстве иностранное сырье и материалы, себестоимость продукции остается неизменной. В результате при падении курса национальной валюты цена на товар становится более выгодной для потребителей. Однако, зачастую руководители российских предприятий из корыстных побуждений или же стараясь «подстраховаться», ожидая повышения инфляции, поднимают цены вслед за иностранными конкурентами. Покупатели, чей спрос с ростом цен снижается, не успевают переключиться с дорогих импортных товаров на аналогичные, но более дешевые отечественные. В этих условиях необходимо стимулировать отечественных товаропроизводителей, стремящихся путем технико-технологического перевооружения предприятий и внедрения различного рода новшеств повысить качество продукции и сохранить цены на прежнем уровне. Безусловно, высокое качество выпускаемой отечественной продукции и приемлемые цены значительно повысят объемы на ее реализации не только на внутреннем, но и внешнем рынках. Таким образом, падение курса национальной валюты при определенных условиях может способствовать увеличению объемов производства и реализации отечественной продукции как в нашей стране, так и за рубежом.
Дополнительным условием, способствующим увеличению объемов производства отечественной
продукции могло бы быть знание товаропроизводителями конъюнктуры рынков. Важно, чтобы отечественные предприятия учитывали спрос покупателей, могли оценить степень насыщения рынков выпускаемой ими продукцией, ориентировались на цены факторов производства и конечной продукции в разных регионах России и всего мира. К реализации продукции отечественных предприятий могли бы подключиться предприниматели, желающие увеличить свои капиталы. Знание ими цен на потребительские товары в разных регионах России и возможность быстро рассчитать ожидаемую выгоду. Здесь немаловажным будет уделить внимание вопросам логистики. Льготы на транспортировку отечественной продукции в стране способствовали бы повышению конкуренции, эффективности деятельности, увеличению
предложения, оперативной доставке товаров. Одновременно возрос бы грузопоток, способствующий большей загрузке транспортных средств и получению дополнительной прибыли транспортными компаниями. Свободное перемещение товаров в России способствовало бы свободному движению капиталов между ее регионами, сократило бы утечку их за рубеж, увеличило бы инвестиции в отечественные производства. Предприниматели, наряду с предприятиями, выпускающими продукцию,
занимались бы перевозкой товаров в регионы с повышенным спросом. На предприятиях поступали бы вырученные предпринимателями и самими предприятиями денежные средства с последующим направлением их на развитие производства, освоение нововведений, реконструкцию и перевооружение предприятий, обновление материально-технической, информационной и социальной баз, повышение
квалификации и оплаты труда работников
предприятий и т.п. Целесообразно подчеркнуть, что вопрос эффективности логистики встает сегодня особенно остро в связи с вступлением России в таможенный союз и ВТО.
Таким образом, основными направлениями, способствующими поддержке отечественных
товаропроизводителей МК в условиях изменения курса национальной валюты являются:
- стимулирование отечественных
товаропроизводителей, наращивающих объемы производства, повышающих качество выпускаемой продукции и резко неизменяющих уровень цен на товары (услуги);
- подключение предпринимателей к транспортировке и реализации более качественной отечественной продукции, в том числе и к реализации ее за рубежом;
- организация оперативного доступа к информации о ценах и ассортименте на отечественные и иностранные товары (услуги) в разных регионах России и зарубежных государств на основе привлечения местных органов статистики, торговли и цен к ежедневному отслеживанию на местах цен на товары (услуги);
- организация оперативного сбора, обработки и доведения информации о ценах на товары (услуги) на местах до сведения предприятий и предпринимателей как через специальную информационную систему, так и индивидуально по их запросам;
- содействие снижению расходов на логистику в общей структуре расходов транспортных расходов на перевозку отечественной продукции;
- проведение политики во внешней торговле, стимулирующей экспорт товаров (услуг) за рубеж;
- проведение политики импортозамещения, включающей протекционистские меры по поддержке отечественных производителей, конкурирующих с иностранными предприятиями, а также стимулирование отечественных товаропроизводителей, осваивающих нововведения (новую технику, технологию, виды продукции и сырья, методы организации и управления производства и т.п.).
На поддержку и защиту интересов отечественных производителей должна быть направлена и внешнеторговая политика России, стимулирующая экспорт продукции за рубеж. Так, например, для защиты товаропроизводителей в странах Восточной Европы в посткоммунистический период, использовались как тарифные, так и нетарифные меры, ограничивающие импорт зачастую низкокачественных товаров. Причем ограничения применялись избирательно. Венгрия в 1995 г. повысила на 8% таможенные пошлины на все виды импорта за исключением сырьевого и инвестиционного. Польша повысила таможенные пошлины на импорт отдельных видов товаров, не позволяя импортерам «задушить» отечественных товаропроизводителей. Румыния и Венгрия использовали систему лицензирования, ограничивающую импорт. Для защиты отечественных производителей применялись также обязательная сертификация импортной продукции, строгие технологические нормы, что препятствовало проникновению дешевой низкокачественной зарубежной продукции в эти страны. Вместе с этим проводилась политика поддержки предприятий-экспортеров путем отмены экспортных пошлин и предоставления им льготных кредитов. Экспортная экспансия для некоторых средних и малых стран Восточной Европы стала основой их экономического роста.
В заключении следует отметить, что научнопрактические подходы, изложенные в данной статье, направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей и развитие производственной сферы МК во взаимодействие с такими базовыми сферами экономики как инвестиционная и инновационная.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1288 от 26.12.1995 г. «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности».
3. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии / Сокр. пер. со словацкого. - М.: Экономика, 1989. - 107 с.
4. Глисин Ф. Финансовый кризис и инновационная деятельность промышленных предприятий // Инновации, 2009. - № 7 (129) - с. 40-46.
5. Глисин Ф.Ф. Тенденции инновационной деятельности промышленных предприятий России / Ф.Ф. Глисин, О.Н. Лосева // Инновации. - 2003. - № 2-3. - С. 53-57.
6. Гунин В.Н. Инновационная активность предприятий: сущность, содержание, формы: Монография - М.: ГУУ,
2000. - 103 с.
7. Демин С.С. Технологические и организационноэкономические усовершенствования как основа инновационной модернизации производства. В кн.: Научные доклады I Международной научнопрактической конференции «Проблемы современной экономики». - Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2010.
8. Ермакова Ж.А. Технологическая модернизация промышленности России: стратегия и организационноэкономические факторы (региональный аспект). -Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН, 2007.
9. Индикаторы инновационной деятельности: 2009: Стат. сб. - М.: ГУ ВШЭ, 2009.
10. Юнусов Л. Прямые иностранные инвестиции в условиях глобализации мировой экономики. - М.: РГТЭУ, 2010.
11. Яковец Ю.В. и др. Программа преобразования технологической структуры экономики России / Под редакцией акад. АеН Яковца Ю.В. - М. - 1993. - 223 с.
12. Яковлева О.П. Резервы предприятий. - Л.: Лениздат, 1986.
13. Clark J., Freeman Ch., Soete I. Long waves, inventions and innovations. // Futures. Guildford. 1981. Vol. 13. № 4. P. 308-322.
14. Dimova L., Sevastianov P., Sevastianov D. Fuzzy Capital Budgeting: Investment Project Valuation and Optimization // Chenstohova Tech. University Proceedings, 2001.
15. Industrial Innovation. P. 83-88, 219.
16. Kleinknecht K. Innovation patterns in crisis and prosperity. Schumpeter's long cycle reconsidered. Hong Kong 1987.
17. Long Waves, Dehtssion and Innovation Implications for National Regional Economic Policy // Proceedings of the Siena / Florence meeting. Collaborative Paper. IIASA, 1985.
18. Mayers S., Marguis D.G. Successful Industrial Innovations. Wash., 1969.
19. Technical Change and Economic Policy: Science and Technology in the New Economic and Social Context / OECD., 1980. P. 117.
20. World investment prospects survey 2008-2009 / UNO. -New York; Geneva, 2008. P. 22.
21. Осьмак В.В. Маркетинг рынка инвесторов со строгими бюджетными ограничениями // Бизнес в законе №5, 2012, с. 196
22. Осьмак В.В. Методические подходы к формированию системы показателей для оценки эффективности инвестиционных проектов // Бизнес в законе №5, 2012, с. 228
Reference list:
1. The resolution of the government of the Russian Federation of July 24, 1998 No. 832 "About the Concept of innovative policy of the Russian Federation for 1998 - 2000".
2. The resolution of the government of the Russian Federation No. 1288 of 26.12.1995. "About prime measures for development and the state support of innovative activity in the industry".
3. Vodachek L. Vodachkova O. Strategy of management by innovations at the enterprise / Abbr. the lane from Slovak. -M: Economy, 1989. - 107 pages.
4. Glisin F. Financial crisis and innovative activity of the industrial enterprises//Innovations, 2009. - No. 7 (129) -page 40-46.
5. Glisin F.F. Tendencies of innovative activity of the Russia / F.F industrial enterprises. Glisin, O. N. Losev//Innovations.
- 2003 . - No. 2-3. - Page 53-57.
6. Gunin V. N. Innovative activity of the enterprises: essence, contents, forms: The monograph - M: GUU, 2000. - 103 pages.
7. Dyomin S. S. Technological and organizational and economic improvements as basis of innovative modernization of production. In book: Scientific reports of the I International scientific and practical conference "Problems of Modern Economy". - Novosibirsk, Center of development of scientific cooperation, 2010.
8. Ermakova Zh.A. Technological modernization of the industry of Russia: strategy and organizational economic factors (regional aspect). - Yekaterinburg, Institute of economy of URO Russian Academy of Sciences, 2007.
9. Indicators of innovative activity: 2009: To become. сб. - M: GU VShE, 2009.
10. Yunusov L. Direct foreign investments in the conditions of globalization of world economy. - M: RGTEU, 2010.
11. Yakovets Yu.V. etc. The program of transformation of technological structure of economy of Russia / Under edition Akkad. Yakovts Yu.V. AEN. - M - 1993. - 223 pages.
12. Yakovleva O. P. Reserves of the enterprises. - L. : Lenizdat, 1986.
13. Clark J. Freeman Ch. Soete I. Long waves, inventions and innovations. // Futures. Guildford. 1981 . Vol. 13 . No. 4. P. 308-322 .
14. Dimova L. Sevastianov P. Sevastianov D. Fuzzy Capital
Budgeting: Investment Project Valuation and
Optimization//Chenstohova Tech. University Proceedings,
2001.
15. Industrial Innovation. P. 83-88, 219.
16. Kleinknecht K. Innovation pattems in crisis and prosperity. Schumpeter's long cycle reconsidered. Hong Kong 1987.
17. Long Waves, Dehtssion and Innovation Implications for National Regional Economic Policy//Proceedings of the Siena/Florence meeting. Collaborative Paper. IIASA, 1985.
18. Mayers S. Marguis D.G. Successful Industrial Innovations. Wash. 1969 .
19. Technical Change and Economic Policy: Science and Technology in the New Economic and Social Context/OECD. 1980 . P. 117 .
20. World investment prospects survey 2008-2009/UNO. - New York; Geneva, 2008. P. 22 .
21. 21 . Osmak V. V. Marketing of the market of investors with strict budgetary restrictions//Business in the law No. 5, 2012, page 196
22. Osmak V. V. Methodical approaches to formation of system of indicators for an assessment of efficiency of investment projects//Business in the law No. 5, 2012, page 228
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Артеменко М.Н. и Осьмак В.В., «Направления развития производственной сферы и поддержки отечественных товаропроизводителей»
Представленная на рецензирование статья написана на актуальную в настоящее время тему, так как развитие рыночных отношений в России сопровождается усилением конкурентной борьбы как внутри страны, так и на международном уровне. В этой связи появляется необходимость разработки государственной программы поддержки отечественных товаропроизводителей, особенно теперь, когда Россия присоединилась к Всемирной торговой организации. Кроме того, несомненный интерес представляют рассмотренные вопросы системного изучения факторов, влияющих на состояние экономики России и ее сфер, а также финансово-экономической деятельности производственных предприятий машиностроительного комплекса.
В статье подробно рассматриваются различные позиции и точки зрения современных специалистов на исследуемые категории. Сформулированы научно-практические подходы, направленные на поддержку отечественных товаропроизводителей и развитие производственной сферы машиностроительного комплекса во взаимодействии с такими базовыми сферами экономики как инвестиционная и инновационная, что придает статье научную значимость. Изложение материала отличается логичностью и доступностью для понимания. Работа полностью отвечает требованиям ВАК и может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе», который включен в рекомендуемый ВАК перечень.
Д.э.н., профессор
Скачко Г. А.