УДК 378.147: 656.071.1
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ АВИАЦИИ УКРАИНЫ
© 2014
Е. И. Москаленко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Кировоградская летная академия Национального авиационного университета, Кировоград (Украина)
Аннотация: В статье проанализированы историю, опыт и перспективы развития морской авиации Украины; охарактеризованы некоторые аспекты профессиональной подготовки авиационных специалистов этой области авиации; выделены приоритетные направления современных систем подготовки будущих пилотов морской авиации; раскрыты особенности функционирования морской авиации в рамках международных стандартов; сформулированы рекомендации по оптимизации профессиональной подготовки авиационных специалистов морской и эксплуатации специальной техники.
Ключевые слова: морская авиация, профессиональная подготовка, авиационный специалист, тренировки.
Украинская морская авиация функционирует уже более двадцати лет. За эти годы она претерпела ряд организационных преобразований и преобразований. Основными задачами морской стратегии Украине сегодня являются: анализ надводной и подводной обстановки в указанных районах моря, слежения и уничтожения подводных лодок противника в подводном и надводном положении, поисково-спасательное обеспечение сил в море и на суше, транспортные воздушные перевозки ВМС Украины, транспортировки в санитарных и медицинских целях, учебная подготовка специалистов. Морская авиация также может применяться для участия в проведении миротворческих операций, предоставлении военной помощи другим государствам в соответствии с действующим законодательством Украины, в антитеррористических операциях на государственных объектах.
Служба в морской авиации существенно отличается от службы в других отраслях авиации. В некоторых аспектах она сложнее и более напряженная, на что указывают А. Громов, А. Шишов, С. Бугров. Это связано с различными типами техники, эксплуатируется, а также с характером поставленных задач в сложных климатических условиях. Кроме этого, аэродромы морской авиации расположены в зоне действия муссонов, то есть в районах, где проявляется специфика движения воздушных масс в различные сезоны года.
Разработка бортовых систем и оборудования привели к широкому применению методов искусственного интеллекта при решении комплекса задач для анализа полетной ситуации, планирования полетов, автоматизации принятия решений по управлению ВС в сложной гидрометеорологической обстановке, в том числе при посадке в морских условиях. Объектом исследования в работах Д. Калюжного является моделирование ситуаций, обеспечивающих безопасность посадки ВС в морских условиях. Д. Котляр уделяет внимание военно-профессиональной адаптации и психофизиологическом состояния пилотов вертолетов морской авиации [1; 2]. Проблематика, касается соотношения медицинских, социально-психологических и психофизиологических компонентов и их воздействий на адаптацию человека к профессиональной деятельности, в частности у военнослужащих контрактников подразделений морской авиации, раскрыта в научных работах С. Гончаренко [3]. Исследованию истории формирования и развития прогрессивных традиций коллективов морской авиации посвящены работы Г. Кузьмина [4]. Также широко исследована проблема сохранения профессионального здоровья летчиков, выявление основных неблагоприятных факторов летной деятельности, разработка соответствующих мероприятий, направленных на повышение профессиональной трудоспособности специалистов. Безусловно, важную роль в профессиональном становлении летного состава морской вертолетной авиации имеет успешность военно-профессиональной адаптации, что отражено в работах В. Новикова, В. Киричука, Н. Коршевер, В. Сысоева и др.
Задача статьи - провести краткий обзор состояния
морской авиации Украины; проанализировать современные тенденции, которые имеют город в морской авиации; очертить перспективы будущего развития этой отрасли авиации.
Изложение основного материала. Посадка ВС в морских условиях - одна из сложных операций пилотирования. Эта операция осуществляется на посадочные площадки плавучих объектов, суда и плавучие технические средства, которые оборудованы специальной площадкой. За годы функционирования морской отработана техника пилотирования при выполнении операций вертикальной и горизонтальной посадки, постоянно совершенствуются теоретическая база динамики полета, создана система безопасности при автоматической и полуавтоматической посадке в сложных условиях. Повышению эффективности взлетно-посадочных операций способствует обучение операторов на специальных тренажерах и в пилотажных центрах, оборудованных системой визуализации и приборами управления.
Важное значение имеет применение морской авиации в экстремальных ситуациях, связанных с посадкой ПС морского базирования. Разработка системы посадки ВС на плавучие технические средства является сложной комплексной проблемой взаимодействия экипажа с внешней средой, которая требует применения системного подхода. Недостатки существующих средств прогнозирования нестандартной посадки на посадочную площадку и поведение пилотов в этой ситуации снижают эффективность использования морской в сложной гидрометеорологической обстановке и могут привести к нестандартным решениям [5].
В русле этой проблемы в последние годы пилоты морской авиации активно участвуют в международных учебных мероприятиях, международном сотрудничестве, в миротворческой деятельности. Морские авиаторы - постоянные участники украинско-американских командно-штабных учений «Sea Breeze». В 2012 г. основной целью учений «Sea Breeze» стала международная безопасность на море, особенно борьба с пиратством. К учениям были привлечены новые участники из стран, в которых остро стоит проблема пиратства, среди которых ОАЭ, Алжир, Бангладеш. Всего в учениях участвовало 16 стран в качестве наблюдателей и непосредственных участников. В учениях приняла участие морская авиация Украины, которая представила самолеты- амфибии Бе-12, а также вертолеты Ка-27 и Ми -14. Большая часть мероприятий в рамках учений « Sea Breeze -2012 » прошла в Одесской области - международно-признанном центре подготовки морских специалистов, а также на полигонах в северо-западной части Черного моря. Ежегодные украино-американские учения «Sea Breeze» проводятся в соответствии с соглашением о сотрудничестве. По нашему мнению, для обеспечения региональной безопасности на море невозможно переоценить роль таких учений.
Сложность и ответственность задач, которые поставлены перед морской авиацией Украины в современных условиях, обусловливают более высокие требования к профессиональной подготовке и психофизиологиче-
Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4
97
ского состояния авиационных специалистов. Военно-профессиональная деятельность летного состава морской авиации связана с психологическим стрессом и воздействием специфических факторов, могут возникнуть проблемы с ошибок и снижение мотивации к летной работе. Вместе с этим, работа пилотов морской авиации неразрывно связана с деятельностью человека в условиях неблагоприятных факторов. Так, В. Кантур указывает на факторы, влияющие на формирование профессионального здоровья летчиков: профессиональные (техника, эксплуатируемого микроклимат кабины ВС, вибро-шумовой фактор); климатические (фронта воздушных масс, влажность, температура воздуха, скорость ветра); социально-гигиенические (особенности питания, проживания, профессиональная подготовка) [6].
Важную роль в морской авиации имеют многоцелевые корабельные вертолеты и ПС, созданные для выполнения сложных задач в различных географических и климатических условиях, в том числе экстремальных, способны взлетать с взлетно-посадочных площадок различных кораблей, базовых (береговых) аэродромов, днем и ночью, в простой и сложной метеорологической обстановке. Такие ПС и вертолеты отличаются универсальностью, маневренностью и мобильностью. Поэтому, мы считаем, что целесообразно остановиться на технике, которую использует Украину в профессиональной деятельности и на учениях специалистов морской авиации. Прежде всего, это самолеты-амфибии Бе-12, которые первоначально использовались для морского патрулирования и проведения противолодочной обороны в прибрежной зоне. Впоследствии эти самолеты были переоборудованы в поисково-спасательные.
Эти самолеты должны быть заменены военно-транспортными самолетами Ан-26 , разработанных в конструкторском бюро имени Антонова. На сегодня на учете украинских войск есть два таких самолета. Они предназначены для транспортировки и десантирования груза, людей и малогабаритной техники на расстояние до двух тысяч километров. Ан-26 имеет высокую степень проходимости шасси и взлетно-посадочных характеристик, благодаря чему его можно использовать круглый год на небольших аэродромах. В настоящее время Ан-26 находится на учете государств, входящих в состав СНГ, а также активно эксплуатируются в других странах, например, для боевых действий в Афганистане.
В морской авиации Украины также эксплуатируется и единственный легкий транспортный самолет Ан-2. Он был принят в эксплуатацию несколько лет назад как недорогое средство подготовки парашютистов.
Украинская морская авиация имеет также вертолеты - амфибии Ми-14 и Ка-27. Вертолет Ми-14 был разработан на основе вертолета-амфибии Ми-8, который зарекомендовал себя как достаточно надежный и функциональный агрегат. На Ми-14 можно проводить патрулирование водных пространств в течение длительного времени, на расстоянии от базы. Существует несколько модификаций этой техники.
Поисково-спасательный вариант вертолета нового поколения - украинский Ка-27ПС - предназначен для проведения аварийных и поисково-спасательных работ на воде. Специальное оборудование вертолета имеет модифицированную РЛС, связанную с приборами обнаружения судов, оборудованных радиолокационными маяками-ответчиками.
Сегодня морская авиация ВМС представлена Сакской морской авиационной бригадой, которая является военной частью тактического уровня и подчинена командующему ВМС Украины.
В Крыму в районе г. Саки (поселок Новофедоровка) расположен центр подготовки летного состава морской авиации «НИТКА» - наземный испытательно-тренировочный авиационный комплекс). В центре подготовки осуществляется активная эксплуатация семи Бе-12, восьми Ка-27ПЛ и Ми-14ПЛ, несколько Ми-14ПС и 98
Ка-27ПС, два Ан-26 и 1 Ан-2. Испытательный полигон взлетно-посадочных систем «НИТКА» имитирует палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», он оборудован трамплинами и аэрофинишерами (устройствами для принудительной остановки самолетов) и предназначен для испытаний авиатехники корабельного базирования, подготовки летного и технического состава корабельной авиации, отработки авиационно-техни-ческих средств взлета и посадки палубных самолетов (катапульты, аварийного барьера, оптических и радиотехнических систем посадки). Взлетно-посадочная блок комплекса «НИТКА» способен раскачиваться, имитируя качку на море. Сегодня на «НИТКЕ» проходят тренировки российских и украинских летчиков. Интерес к центру также обнародовали Индия и Китай, которые намерены осуществлять профессиональную подготовку летчиков морской авиации.
Сакская морская авиационная бригада объединяет: авиационную и вертолетную эскадрильи; подразделения обеспечения: батальон связи и радиотехнического обеспечения полетов; батальон аэродромно-технического обеспечения; роту материального обеспечения ; технически эксплуатационную часть авиационной техники; специальную инженерную службу; спасательная парашютно-десантная группу; взвод охраны, метеорологическую группу.
Следует отметить, что аналог известного комплекса «НИТКА», который принадлежит Украине, начал строиться в 2011 г. в России. Это важнейшая часть подготовки летного состава авиации ВМФ России. Взлетно-посадочная полоса, которая уже начала свою работу, имитирует полетную палубу авианосца с трамплинным взлетом самолетов. Она имеет габаритные размеры и оборудование (радиотехническое и светотехническое), которое делает возможным полеты с борта российских авианосных кораблей.
Таким образом, современный этап развития Украины характеризуется сложностью и противоречивостью происходящего и в структуре, и в содержании деятельности морской авиации. Одним из основных направлений реформирования является превращение в вопросах эксплуатации техники. Если говорить о возможностях самолетов, эксплуатируемых, то они уже не соответствуют в полном объеме требованиям ведения противолодочного отслеживания в современных условиях. Кроме того, их поисковые средства не способны обеспечить высокую точность определения местоположения лодок под водой. Поэтому, целесообразно осуществить ремонт и модернизацию этих самолетов, нуждается в дополнительном финансировании.
Для украинских ВМС достаточно модернизировать и ввести в эксплуатацию еще 10-12 самолетов. Закупка противолодочных самолетов иностранного производства практически невозможно для украинских военных, вследствие высокой стоимости. Кроме того, к ним нужно дополнительно покупать системы поиска, запчасти и эксплуатационное оборудование. В такой ситуации целесообразно модернизировать существующие Бе-12 новым оборудованием и вооружением. Внутри самолет достаточно просторный, там можно разместить современный противолодочный комплекс. Стоит отметить, что на Украине для модернизации Бе-12 есть все возможности, ремонт этой техники успешно осуществляют в Евпатории. Например, если говорить о средствах поиска и отслеживания, Украина в прошлом занимала ведущее место по производству гидроакустических буев.
Другим перспективным направлением развития морской авиации в Украине мы считаем более широкое использование тренировочного комплекса «НИТКА». Российские летчики имеют разрешение на проведение в центре своих тренировок. Кроме того, существует возможность того, что здесь также будут проходить подготовку китайские и индийские летчики палубной авиации, является достаточно выгодным для Украины.
Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4
Привлечение инвесторов из других стран повлечет прилив потока капитала в этой отрасли нашей страны, можно успешно использовать для модернизации и модификации самолетов морской авиации, а также закупить новые типы самолетов, например, биплан-амфибию Grumman Duck, который использует американский флот и береговая охрана, или популярный поплавковый гидросамолет-одномоторный высокоплан DHC-3 Otter.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Котляр Д. Л. Физиологическая оценка и оптимизация функционального состояния организма и военно-профессиональной адаптации летчиков вертолетов морской авиации: дис. ... кандидата техн. наук: 03.00.13 / Дмитрий Леонидович Котляр. - Саратов, 2009. - 235 с.
2. Котляр Д. Л. Функциональное состояние организма летчиков вертолетов морской авиации и направления его оптимизации // Саратовский научно-медицинский журнал / Д. Л. Котляр, А. Н. Онищенко. - № 2. - Том 5. - 2009. - С. 212-217.
3. Гончаренко С. А. Медико-социальные показатели психосоматического здоровья военнослужащих-контрактников подразделений обеспечения морской авиации: дис. ... кандидата медицинских наук: 14.00.33 / Сергей Александрович Гончаренко. - С.- Петербург, 2005. - 156 с.
4. Кузьмин Г. В. Традиции авиации отечественного Военно-Морского флота 1910-1991 гг.: историческое исследование: дисс. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Геннадий Васильевич Кузьмин. - Москва, 2005. - 234 с.
5. Калюжный Д. А. Моделирование и визуализация динамических ситуаций при контроле посадки летательных аппаратов в морских условиях: дисс. кандидата техн. наук: 05.13.18 / Дмитрий Алексеевич Калюжный. - С.-Петербург, 2009. - 241 с.
6. Кантур В. А. Профессиональное здоровье летного состава авиации ТОФ: дисс. ... кандидата медицинских наук: 14.00.32 / Владимир Алексеевич Кантур. - С.Петербург, 2006. - 318 с.
DIRECTIONS OF MARINE AVIATION UKRAINE
© 2014
E. I. Moskalenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor inozemnih mov
Kirovograd Flight Academy National Aviation University, Kirovograd (Ukraiine)
Annotation: The difficult, multispectral and tense process of military-professional activity of flight staff of sea aviation is characterized by high intellectual, emotional and physical load. This category of aviation specialists is influenced by specific professional factors, which are characteristic for flights above the sea; long stay on ships for making marine tasks; basing on the territory of another state, difficulties of military service, that need high level of physiological reserves of organism for the effective professional capacity - successful adaptation to the conditions of working in sea aviation. Due to this the history, experience and perspectives of development of sea aviation of Ukraine has been analyzed in the article; some aspects of professional preparation of aviation specialists of this type of aviation have been described; priority directions of the modern systems of preparation of sea aviation pilots have been selected; the features of functioning of sea aviation within the framework of international standards have been defined; recommendations of optimization of professional preparation of sea aviation specialists and using of special aircraft have been formulated.
Keywords: sea aviation, professional preparation, aviation specialist, training.
УДК 378
РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ)
© 2014
Э.И. Назмиева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье обосновывается необходимость формирования и раскрываются возможности развития социокультурной компетенции студентов неязыковых факультетов вузов с использованием информационных технологий на основе активизации лингвострановедческого компонента в содержании иноязычной подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, иноязычная подготовка, лингвострановедческий аспект, информационные технологии, тандемный метод, веб-квест.
За последние годы в нашей стране значительно повысился интерес к изучению иностранных языков в связи с социально-экономическими изменениями. В настоящее время все субъекты образовательной системы стремятся соответствовать потребностям самореализации человека в новой социокультурной среде, четко прослеживается диалог взаимопроникновения культур западных и восточных стран. Данный факт ведёт к значительным изменениям в образовательной системе в целом, так как подготовка ответственного и компетентного специалиста начинает занимать приоритетное место в сфере образовательных услуг. Качественная подготовка будущего специалиста будет обуславливать его конкурентоспособность на российском рынке труда и благоприятствовать его безболезненному вхождению на международный рынок труда. Владение иностранным языком характеризует специалиста как готового к социально-профессиональной мобильности и вступлению в межкультурную коммуникацию.
Внедрение прогрессивных технологий на рынке труда требует специалистов высокого уровня подготовлен-Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4
ности, характеризующихся конкурентоспособностью. Иноязычная подготовка выступает как один из значимых факторов в процессе подготовки будущего специалиста к диалогу культур в контексте мировой глобализации и интернационализации [1].
Но в настоящее время наблюдается несоответствие современных требований к специалисту с настоящими условиями и содержанием его подготовки. Необходимость в повышении профессиональной квалификации специалистов определяется расширением масштабов их межкультурного взаимодействия, ростом глобальных проблем, развитием экономики в целом.
Содержание подготовки к межкультурному диалогу включает в себя знакомство и изучение международного опыта, отражающихся в элементах рефлексии, анализе собственного отношения к своей потенциальной профессии, повышении уважительного отношения к своей профессии, к самому себе как к профессионалу. Учебный материал должен раскрывать сущность многих актуальных явлений.
Подготовка специалистов, способных и желающих