Научная статья на тему 'Направления развития молодежной науки в Поволжском институте управления имени П. А. Столыпина'

Направления развития молодежной науки в Поволжском институте управления имени П. А. Столыпина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / YOUTH SCIENCE / SCIENTIFIC STAFF TRAINING / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрохина Татьяна Николаевна

Анализируется опыт Поволжского института управления в подготовке научных кадров. Определяются основные направления развития молодежной науки в вузе в условиях общественных трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрохина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lines of Development of Youth Science in Stolypin Volga Region Institute of Administration

The experience of Stolypin Volga Region Institute of Administration in scientific staff preparation is analyzed. Basic lines of development of youth science in a higher education institution in conditions of social transformations are defined.

Текст научной работы на тему «Направления развития молодежной науки в Поволжском институте управления имени П. А. Столыпина»

T.N. Mitrokhina Lines of Development of Youth Science in Stolypin Volga Region Institute of Administration

The experience of Stolypin Volga Region Institute of Administration in scientific staff preparation is analyzed. Basic lines of development of youth science in a higher education institution in conditions of social transformations are defined.

Key words and word-combinations: youth science, scientific staff training, higher education institution.

Анализируется опыт Поволжского института управления в подготовке научных кадров. Определяются основные направления развития молодежной науки в вузе в условиях общественных трансформаций.

Ключевые слова и словосочетания: молодежная наука, подготовка научных кадров, высшее учебное заведение.

УДК 001.89:378 ББК 72.4+74.58

Т.Н. Митрохина

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ В ПОВОЛЖСКОМ ИНСТИТУТЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА З

Ч^адачи, стоящие перед выпускником современного высшего учебного заведения, необычайно сложны. Их решение требует способностей к обобщению, анализу, восприятию информации, определению цели и выбору путей ее достижения. Выпускник должен уметь не только самостоятельно выявлять актуальные проблемы, но и предлагать инновационные способы их решения. Молодой специалист должен не столько владеть необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, которые со временем устаревают, но и уметь ориентироваться в информационно избыточном пространстве, осуществлять сбор эмпирической информации и теоретического материала, получать информацию, имеющую отношение к профессиональной сфере, из различных источников, аккумулировать и анализировать ее в процессе решения задач. Кроме того, следует уметь применять комплекс научных методов, адекватных

4 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

достижению поставленной цели и задачам, владеть навыками творческого решения практических задач, быть способным на протяжении жизни повышать свою квалификацию, адаптироваться к изменяющимся условиям, своевременно реагировать на вызовы и запросы времени. Все эти компетенции необходимо сформировать в вузе. Одним из важнейших направлений их формирования является активное участие студентов в научно-исследовательской работе [1, с. 160].

Однако в сложившейся ситуации нелегко осуществлять развитие молодежной науки в полной мере, так как положение отечественной науки сегодня характеризуется как сложное и противоречивое. Политика, направленная на декомпозицию социального статуса и ученого, и преподавателя, привела к оттоку из научной сферы молодежи, лидеров общественного мнения в сфере науки, представителей научной элиты. Мы являемся свидетелями порой избыточных дискуссий в новостных программах и Интернете, в непрофессиональной среде относительно ситуации, сложившейся в научной области. Как следствие, молодежь в науку идет неохотно в силу различных причин, главной из которых является отсутствие ясной государственной политики в сфере молодежной науки в России, определенных перспектив у молодых ученых, решивших посвятить себя науке, ясной мотивации профессионального роста в науке.

Проблемная ситуация прослеживается и в научном дискурсе современной России. Академик В. Фортов еще в 1997 г. писал: «После смены общественнополитической формации 90-х годов российская наука оказалась отодвинутой на задний план, превратилась в “нелюбимого ребенка государства”. Прошлые научные приоритеты “повисли в воздухе”, а новые не были расставлены. Финансирование науки снизилось в 10-15 раз. Мы вплотную приблизились к черте, за которой отечественную науку невозможно будет сохранить даже при достаточном выделении средств» [2]. В 2008 г. он же указывал, что российская наука полностью не востребована государством, обществом, системой государственного управления, и в этом видел главную проблему отечественной науки [3]. В выступлении академика Ю. Осипова на общем собрании Российской академии наук в 2013 г. прозвучала оценка непростой ситуации в отечественной науке: «Многочисленные дискуссии, споры, разговоры о финансовых проблемах, о непродуманных нововведениях, о падении престижа науки в стране - дискуссии и разговоры, которые ведутся часто абстрактно, легковесно и безответственно, в отрыве от реалий - создают в общественном мнении представление о глубоком научном кризисе, о крахе отечественной науки» [4].

Отечественная наука сталкивается с большим количеством застарелых проблем, которые требуют системной работы, и одним, пусть даже мудрым, решением гордиев узел разрубить невозможно. Сложившаяся ситуация требует комплексной терапии. Сегодня и руководство страны, и руководители вузов предпринимают определенные меры, чтобы нормализовать ситуацию в научной сфере. «Руководство страны стало серьезно говорить о необходимости инновационного пути развития для страны, что необходимо развивать новые технологии и подходы, уходить с нефтяной иглы. Но это очень трудный процесс, который требует политической воли, очень ясной траектории движения» [4].

Несмотря на достаточно сложную ситуацию, научная составляющая дея-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 5

тельности в любом вузе занимает важное место. Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса, поскольку позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.

В Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина созданы все

условия для приобщения студентов к научно-исследовательскому процессу; ведется подготовка кадров на уровне бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, докторантуры, то есть выстроена система подготовки научных кадров снизу и доверху. Работают диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Самостоятельным факультетом стап факультет магистратуры и аспирантуры, курирующий научную работу магистрантов и аспирантов, в учебных планах которых очень велика научная составляющая. В институте имеются аспирантура по двадцати специальностям и докторантура по двум направлениям. Магистратура работает по девяти направлениям подготовки и шестнадцати магистерским программам. Магистранты имеют возможность с первого дня обучения заниматься научной работой под руководством персонального научного руководителя - профессора.

Формы и методы привлечения молодых ученых к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и, следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами, и на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

К первому виду научного творчества относится работа, организованная в рамках учебных дисциплин: специальные лекционные курсы по основам организации научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов, а также производственная практика. Осуществляется такая деятельность путем выполнения индивидуальных заданий по тематике научно-исследовательских работ кафедры. Студенты собирают фактический материал и производят его первичную обработку с целью дальнейшего использования при выполнении курсовых и дипломных проектов и работ.

Научное руководство студентами в период производственной практики осуществляют преподаватели вуза совместно со специалистами организации. Результаты работы излагаются в отчете, который студенты защищают перед комиссией по окончании производственной практики. Научно-исследовательская

Выпуск магистрантов-политологов

6

2013 • ВЕСТНИК ПАГС

работа студентов при выполнении курсовых и дипломных проектов и работ также включает элементы творчества и научного поиска. Научно-исследовательские работы такого уровня могут иметь следствием внедрение результатов в деятельность организации.

Ко второму виду научно-исследовательской работы относится научная работа студентов, выполненная во внеучебное время. Она реализуется путем их включения в исследовательские группы по тематике научно-исследовательских работ кафедр и вуза, что позволяет обеспечить преемственность научного труда. Руководство исследованием осуществляют преподаватели. К научно-исследовательской деятельности, дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающая их самостоятельную деятельность, выходящую за рамки учебных программ и планов обучения. Научные кружки, семинары и лаборатории позволяют студенту заняться научно-исследовательской работой.

Необходимым условием развития научно-исследовательской работы в вузе является участие в ней преподавателей: они должны оказывать необходимое содействие студентам в ее осуществлении. Важно сформировать интерес у студентов к научной деятельности, помочь им понять, что научно-исследовательская работа выступает важным фактором в процессе подготовки молодого специалиста и ученого. Приобретенные таким образом навыки пригодятся ему в течение всей жизни и, в частности, в профессиональной деятельности. Немаловажным также является и поощрение студентов за успехи в научно-исследовательской работе. Студенты должны быть заинтересованы в результатах научной работы, осознавать ее полезность.

Научно-исследовательская деятельность направлена на получение и применение новых знаний. Научное исследование - это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования данных закономерностей. Он включает в себя обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определенных навыков и выполнение научных исследований под руководством преподавателей. В результате освоения компетенций выпускник должен уметь ясно формулировать центральный тезис научной работы, точно определить актуальную проблему и обосновать стратегию ее решения. Исследование не может носить повествовательного характера - оно должно быть целенаправленным и стратегически выверенным. Для этого следует корректно сформулировать тему исследования и

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 7

Защита диссертационного исследования

четко определить цель и научные задачи. Необходимо научиться логически выстраивать всю работу и отдельные структурные единицы; овладеть научной литературой по проблеме исследования; знать альтернативные подходы к решению проблемы в современной науке; использовать общенаучные и специфические методы исследования для достижения поставленной цели; проводить различие между вторичными и первичными источниками информации, приводить доказательную аргументацию; уметь формулировать научные результаты своего исследования, практические рекомендации, вытекающие из исследования; овладеть лексикой, снять терминологическую неопределенность.

Процесс научного исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле. В связи с этим необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того чтобы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным. Важную роль в активизации научно-исследовательского творчества студентов играют научные мероприятия - конкурсы научных работ, творческие конкурсы, научные конференции, круглые столы и дискуссионные площадки.

Участие в работе форумов различного уровня - международных, российских, региональных научных и научно-практических конференций - это одна из самых универсальных неимитационных форм учебного процесса, с одной

стороны, и приобщения к научному процессу - с другой. Такое участие многофункционально: молодежь получает навыки публичных выступлений по определенной проблеме, презентации результатов научного творчества и самопрезентации; учится логически выстраивать свои мысли, участвовать в дискуссии, отвечать на самые сложные вопросы. Развитие информационных технологий

, „ , позволяет студентам участвовать

Научно-практическая конференция

в сетевых проектах - научных конференциях, круглых столах. На основе онлайн-коммуникаций формируются отношения с зарубежными студентами, а также с партнерами из других вузов и коллегами в рамках Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, что сегодня немаловажно.

По результатам проведенного исследования молодые ученые приобретают навыки написания аннотаций, тезисов и научных статей, а также возможность публиковать тезисы выступлений и научные статьи, в том числе в журналах перечня ВАК РФ, то есть в наиболее авторитетных для научного сообщества журналах. Однако для получения научно значимых результатов молодежь должна активно заниматься научной работой. С этой целью студенты, магистранты и аспиранты вовлекаются в процесс научной работы с первых курсов по грантам в соответствии с приоритетными направлениями.

8 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Они получают навыки оформления грантовых заявок в отечественные и зарубежные научные фонды. Студенты участвуют и в качестве исполнителей по проектам, финансируемым Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Очевидно, что в России не слишком много грантодающих организаций федерального уровня. На необходимость развития грантовой системы поддержки молодежной науки указывают и руководство страны, и ведущие отечественные ученые.

В Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина в 2013 году стартовала система внутренних грантов. Приоритетными направлениями стало изучение таких проблем, как «Проблемы евразийской интеграции: механизмы, интеграционные идеологии, правовое обеспечение» и «Интеграция России в ВТО, региональные проблемы и перспективы». Гранты получили 14 вузовских коллективов. Г рант представляет собой целевое выделение денежных средств, направленное на финансовую поддержку ученых перспективных, которые могут в результате научных исследований получить практически значимые результаты, представить рекомендации по проблеме. В научные коллективы включены не только преподаватели разных кафедр, но и магистранты, аспиранты и студенты. Молодежь под руководством маститых ученых, которых в вузе немало, получает в вузе прекрасный опыт научной работы. За многие годы в Поволжском институте сформировались научные школы: учителя и ученики, преемственность, многолетние традиции, известные ученые и их научные труды.

Важным направлением развития молодежной науки является участие студентов в научных конкурсах вузовского, областного, российского и международного уровней. Эта форма работы позволяет активизировать креативную составляющую интеллектуальной деятельности. Чтобы выиграть конкурс, необходимо предложить нестандартное решение проблемы или уже иметь научно значимые результаты. Студенты института неоднократно побеждали в самых престижных конкурсах, доказывая свою конкурентоспособность.

Одним из важных направлений развития молодежной науки следует считать работу над качеством исследований, и в том числе борьбу с плагиатом. Интернет сегодня становится не только источником необходимой информации и средством коммуникации, но и проблемой для преподавателя. Соблазн скачать готовую информацию из сети некоторые «молодые ученые» преодолеть не в состоянии. Проверка научных работ с помощью программы «Антиплагиат» позволяет выявить незаконные заимствования чужих текстов, грубые формы плагиата.

В современных условиях научно-исследовательская работа студентов превращается из средства развития творческих способностей наиболее одаренных студентов в систему, которая позволяет повысить качество подготовки бакалавров и магистров, вообще всех специалистов с высшим образованием. В связи с этим сегодня студенты ориентируются на то, что научная работа является важнейшим компонентом образовательного процесса и подготовки специалиста высшей категории.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 9

В целом перед гуманитарной наукой (в Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина преобладает гуманитарная наука) стоят амбициозные задачи, главная из которых - оперативно и адекватно реагировать на запросы времени. На повестке дня сегодня - активизация работы по традиционным для вуза научным направлениям, повышение качества научных исследований и разработок, укрепление связи науки и практики, ориентация научных исследований на решение задач государственного масштаба, развитие сетевых форм научного сотрудничества и обмена информационными ресурсами и непременно привлечение молодежи к научным исследованиям. В. Фортов, избранный в 2013 г. президентом РАН, считает, что у гуманитариев в России дел ничуть не меньше, чем у представителей естественных и точных наук, и в первую очередь это разработка стратегии и идеологии развития российского общества и государства с учетом геополитических факторов. Поколению молодых ученых предстоит сказать свое слово в науке.

Библиографический список

1. Митрохина Т.Н., Самсонова Е.А. Ценностный мир современной российской молодежи: структура и факторы формирования // Некоторые проблемы теории и практики современной российской политики. Саратов, 2011.

2. Интервью с В. Фортовым // Рос. газ. 1997. 14 окт.

3. Владимир Фортов о состоянии дел в российской науке // Особое мнение. 2008. 4 июня.

4. Из выступления академика Ю.С. Осипова на общем собрании Российской академии наук. 28 мая 2013 г. URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=e6af2355-d43e-4ef8-9719-a2ba4b24e662

1 0 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.