Раздел 11. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов
шатилович с.н., shatilovich S.N.,
кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences, associate
Shatisergei@yandex.ru. professor, кафедра правовой подготовки Shatisergei@yandex.ru
сотрудников органов внутренних дел; Chair of the legal training of law
Тюменский институт повышения enforcement officers';
квалификации сотрудников Tyumen Advanced Training Institute
Министерства внутренних дел of the Ministry of the Interior of the Russian
Российской Федерации, 625049, Federation, Amurskaya 75, Tyumen
г. Тюмень, Амурская, 75 625049, Russian Federation
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат. Проблема пьянства и алкоголизма среди сотрудников органов внутренних дел неотделима от общей проблемы алкоголизации общества, сопоставимой по своим масштабам с эпидемией. Рассматривается социально-правовая обусловленность противодействия злоупотреблению алкоголем сотрудниками органов внутренних дел. Являясь хроническим заболеванием, алкоголизм приводит к социальной деградации и преждевременной смерти. Алкоголизм и пьянство несовместимы со службой в органах внутренних дел. Условием службы являются дополнительные обязанности, ограничения и запреты, добровольно принимаемые сотрудниками органов внутренних дел. одним из результатов реформирования необходимо считать закладывание основ для коренного исправления ситуации. Необходимо использовать профилактический потенциал воспитательной работы с сотрудниками полиции. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по вине сотрудников органов внутренних дел, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, вызывают наибольший эмоциональный отклик в обществе, моментальную реакцию средств массовой информации. констатируется определяющая роль воспитательной работы по профилактике употребления алкогольных напитков сотрудниками полиции, успех которой во многом зависит от позиции, занимаемой руководителями различного уровня. Необходимо повысить роль руководителей служебных коллективов органов внутренних дел в осуществлении ежедневной воспитательной работы с личным составом. Предлагается ряд профилактических мер при проведении воспитательной и разъяснительной работы среди сотрудников органов внутренних дел: повышение компетенции личного состава в сфере ведомственного нормативного регулирования работы с личным составом; исключение формального подхода к роли наставника и поручителя; эффективное взаимодействие руководителей, наставников и поручителей с кураторами образовательных учреждений; регулярное информирование переменного состава о состоянии законности и служебной дисциплины; вступление в общественные организации, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Ключевые слова: социально-правовая обусловленность, противодействие, употребление, алкогольная продукция, сотрудники органов внутренних дел.
DIRECTIONS OF WORK WITH POLICE STAFF ON RESISTANCE
TO ALCOHOL ABUSE
Abstract. The problem of alcoholism among law enforcement officers is inherent in the shared problem of the RF society alcoholization. It can be compared with epidemy. The author reviews social and legal resistance to alcohol abuse by police officers. Being a chronic illness, alcoholism reduces people to social degradation and untimely death. Alcoholism is unsuitable for police service. Service in police imposes extra obligations on police officers. It is necessary to lay foundation for remediation of the situation. Within educational work with police officers it is necessary to take preventive measures.
Road traffic accidents caused by drunk police officers provoke widespread discontent in the society and a quick response of the mass media. The author states the defining role of educational work. The success of educational work mainly depends on the attitude of leadership. The author also recommends enhancing the role of police staff leaders for carrying out daily educational work. He offers some preventive measures. They are as follows: to increase staff competence in statutory regulation field, exclude token approach to adviser or guarantor's role; provide effective teamwork of leadership, guarantors, advisers and curators of educational establishments, and inform non-permanent staff about state of discipline and law regularly. The last but not least, law police officers should enter social organizations promoting healthy lifestyle.
Keywords: resistance, consumption, alcoholic products, law enforcement officers.
В настоящее время во всем мире уровень алкоголизма возрос до масштабов эпидемии. По последним данным Американского института общественного мнения (Gallup International Association), каждый третий опрашиваемый ответил, что алкоголь является причиной неприятностей и бед в его семье. Тяжелое пьянство отмечено в 60 % случаев насильственных преступлений, в 30 % самоубийств, в 80 % случаев пожаров и дорожных происшествий. каждые 22 минуты кто-то лишается жизни по вине водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения [1].
Так, в 2012 году в России зарегистрировано 203 тыс. дорожно-транспортных правонарушений (прирост по сравнению с
2011 годом составил 1,9 %), в которых погибло 27,9 тыс. (+0,1 %) и ранено 258 тыс. человек (+2,7 %). При этом по вине пьяных водителей в 2012 году в стране произошло 12,8 тыс. дорожно-транспортных правонарушений (+4,8 %), в которых погибло 2 103 человека, а ранения получили 18 679 человек [2; 3].
Согласно концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р), к началу 1990-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения в России составило 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза. При этом в настоящее время в России от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тыс. человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, более 75 тыс. человек в год. В концеп-
ции справедливо указывается на то, что в современной России злоупотребление алкогольной продукцией: 1) приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин; 2) является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается: а) в росте преступности, насилия, сиротства; б) ухудшении здоровья; в) росте инвалидности и случаев суицида. Не случайно в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря
2012 года обращается внимание на необходимость сбережения здоровья и ведения здорового образа жизни. А на расширенном заседании коллегии МВД России
8 февраля 2013 года глава государства в своем выступлении обозначил следующую задачу МВД России: «ответственность за вождение автомобиля в нетрезвом виде должна быть неотвратимой».
Несмотря на дебаты среди экспертов по поводу того, следует ли считать алкоголизм болезнью, Национальный институт по злоупотреблению алкоголем и алкоголизму признает алкоголизм как болезнь. Алкоголизм является хроническим заболеванием, которое длится в течение всей жизни. Если диагностировать и лечить его на ранних стадиях, то возможно полное излечение и предотвращение тяжелых осложнений.
хроническое злоупотребление алкоголем повышает риск возникновения серьезных проблем со здоровьем, таких как заболевания печени, повышенное кровяное давление, болезни сердца, инсульт, рак (особенно рак пищевода, полости рта и горла), а также панкреатит [4]. около двух миллионов россиян страдают от повреждения печени, вызванного злоупотреблением алкоголя. У 10-20 % пьющих развивается цирроз печени, который характе-
ризуется рубцеванием печени и вызывает необратимые повреждения. Цирроз приводит к дальнейшему ухудшению здоровья и в конечном счете к смерти. Кроме того, сильно пьющие страдают от хронической болезни печени и алкогольного гепатита. Другими словами, алкоголь - это универсальный яд, который разрушает все системы и органы человека. С ростом постоянного опьянения человек теряет чувство меры и контроля над потребляемым алкоголем.
Учеными и врачами-клиницистами установлено, что частое употребление алкогольных напитков нередко перерастает в привычку, переходит в систематическое пьянство, которое приводит к формированию прогрессивно утяжеляющейся болезни - хронического алкоголизма. На пути развития этой болезни постепенно и чаще всего незаметно для самого пьющего происходят изменения свойств его личности. Больной хроническим алкоголизмом все чаще находится в опьянении или в поисках спиртного и все меньше времени уделяет работе [5]. Для злоупотребляющих алкогольными напитками характерны следующие личностные особенности:
1) сниженная переносимость затруднений;
2) комплекс неполноценности; 3) незрелость, инфантильность; 4) относительная интеллектуальная недостаточность [6].
Проблема пьянства и алкоголизма среди сотрудников оВД неотделима от анализируемой проблемы в обществе в целом. По данным социологических исследований, лишь в 4 % семей молодых людей, поступающих на службу в оВД, спиртные напитки вообще не употребляют, а в 70 % семей не осуждается даже злоупотребление алкоголем [7, с. 106].
Необходимо отметить, что в ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 2 июля
2013 г.) предусмотрено следующее требование: «граждане Российской Федерации, поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».
В Дорожной карте дальнейшего реформирования органов внутренних дел
Российской Федерации, официально представленной общественности министром внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцевым 11 октября
2012 года, определено важное направление в рамках повышения кадрового профессионализма в ОВД: «целесообразно опубликовывать на ведомственных Интернет-сайтах, а также в СМИ информацию о мерах, принятых в отношении нарушителей служебной дисциплины и законности, а также в отношении их руководителей, не обеспечивших должный уровень воспитательной и профилактической работы с подчиненными» (п. 1.6). Кроме того, в данном документе, задача которого - в корне изменить имидж российской полиции, также указывается на «...целесообразность повсеместного внедрения новейших технологий, научно-технических средств для диагностики и коррекции работоспособности и здоровья сотрудников ОВД. В частности, повсеместного внедрения в системе медицинского обеспечения требует апробированная в ГУ МВД России по г. Москве отечественная Айскрин-техноло-гия мониторинга психофизиологического состояния сотрудников» (п. 1.13) [8]. При этом МВД России уже закупило аппараты биорезонансной психодиагностики и коррекции, которые должны определить, является ли полицейский латентным алкоголиком, наркоманом, хорошо ли он спит, правильно ли питается, находится ли он в состоянии депрессии или стресса.
Проблема алкоголизации сотрудников полиции практически нигде открыто не освещается. статистические данные, свидетельствующие о количестве правонарушений сотрудников ОВД, связанных с потреблением алкогольных напитков, только в последние годы стали относительно открытыми. При этом о несовместимости службы в ОВД и потребления алкоголя свидетельствуют резонансные дела о правонарушениях, совершенных сотрудниками полиции в состоянии опьянения. Так, например, в августе 2013 года под г. Тула капитан полиции Д. в состоянии алкогольного опьянения управлял личным автомобилем и допустил ДТП, в котором три человека погибли, двое получили травмы. В результате этого ДТП было привлечено к дисциплинарной ответственности 18 сотрудников полиции, четверо
из которых уволены из ОВД. Кроме того, с начала 2013 года полицейскими в Тульской области совершено 38 ДТП. В этих авариях 9 человек погибли и 21 человек получил травмы. Причем трое сотрудников полиции - участников ДТП находились за рулем в нетрезвом виде. По мнению начальника УМВД России по Тульской области, одной из причин возникновения ДТП с участием полицейских является непринципиальная позиция руководителей в отношении подчиненных-нарушителей. В связи с этим, «если сотрудник, находясь в состоянии алкогольного опьянения, сел за руль, то он будет уволен, а если при этом еще и стал виновником ДТП, то должностей лишатся и его руководители» [9].
Проведенный нами опрос сотрудников ОВД (опрошено около 100 человек, в том числе имеющих стаж службы более
5 лет) показал, что многие из них ставят под сомнение необходимость обязательного увольнения из ОВД сотрудника, управлявшего личным автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, уже привлеченного к административной ответственности. В качестве основного аргумента указывается на недопустимость двойного наказания за одно и то же деяние. Между тем опрошенные сотрудники упускают два важных аспекта. Во-первых, в этом случае сотрудником ОВД также допускается несоблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации. Во-вторых, в этом случае одновременно совершается проступок, порочащий честь и достоинство сотрудника ОВД, так как происходит в общественном месте и на виду у других граждан. По этому же пути идет и правоприменительная практика.
суды под проступком, порочащим честь и достоинство сотрудника ОВД, понимают следующее: «порочит честь и достоинство сотрудника полиции, наносит урон престижу, авторитету, доброму имени, высокому званию сотрудника ОВД, свидетельствует о низком морально-нравственном облике истца, как сотрудника ОВД способного пренебречь предписаниями закона и нормативно-правовых актов, соблюдение которых является его обязанностью». Данная цитата приведена из гражданского дела по иску бывшего сотрудника полиции К.Р.Л. к УМВД России по Белгородской об-
ласти и ОМВД России по Белгородскому району Белгородской области о признании приказа об увольнении из ОВД незаконным, изменении формулировки в трудовой книжке на увольнение по собственному желанию, а также о взыскании компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей [10]. Оспаривая законность увольнения, истец полагал, что должен быть уволен на основании рапорта, поданного им в тот же день, в связи с ухудшением состояния здоровья, а факты, изложенные в приказе о его увольнении, вообще никак не подтверждены. Однако по результатам рассмотрения данного дела Октябрьский районный суд г. Белгорода 30 мая 2012 г. отказал в удовлетворении требований бывшему сотруднику полиции К.Р.Л. и пришел к выводу о том, что у ответчика имелось основание для увольнения истца за совершение проступка, порочащего честь сотрудника ОВД, и установил совершение истцом такого проступка.
С учетом актуальности для ОВД проблемы совершения аттестованными сотрудниками таких проступков приведем доводы суда по данному решению. В ходе судебного разбирательства было установлено, что основанием для издания оспариваемого истцом К.Р.Л. приказа послужило заключение служебной проверки, утвержденное начальником УМВД России по Белгородской области 16 марта 2012 г. Согласно данному заключению 9 марта 2012 г. (нерабочий день) в 23-м часу сотрудник ОРЧ СБ УМВД России по Белгородской области С.Ю.В. в ходе проверки информации о том, что сотрудник полиции, находящийся по внешним признакам в состоянии алкогольного опьянения, управляет автомобилем УАЗ на территории автостоянки ТРЦ, установил факт управления истцом автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
После остановки автомобиля у домовладения истца истец по предложению С.Ю.В. вышел из автомобиля и стал отрицать факт управления транспортным средством, поясняя при этом, что употреблял спиртные напитки дома в нерабочее время, а в момент приезда С.Ю.В. к его дому прогуливался по улице. При этом имел внешние признаки алкогольного опьянения. Прибывшему по вызову сотрудника ОРЧ СБ наряду ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Белгороду (в составе Н.А.В. и К.М.В.)
истец также подтвердил, что не управлял автомобилем. Истцу было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Истец отказался, утверждая, что автомобилем в тот день не управлял. Узнав, что для разбирательства вызван заместитель начальника УГИБДД УМВД России по Белгородской области, истец перепрыгнул через забор домовладения и скрылся от приехавших по вызову заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Белгородской области и помощника начальника по работе с личным составом ОМВД России по Белгородскому району. Истец для проведения разбирательства из домовладения не выходил, телефон отключил, дверь не открывал. Указанными действиями истец нарушил пп. 2, 3, 2, ПДД РФ, а также совершил проступок, порочащий честь сотрудника ОВД.
Данный факт явился основанием для назначения служебной проверки. Через два дня после содеянного К.Р.Л. написал рапорт об увольнении (с даты подачи рапорта) по собственному желанию в связи с ухудшением состояния здоровья. Тогда же он был вынужден дать и собственноручное объяснение по факту проводимой в отношении его служебной проверки, в котором он указал, что осведомлен о проводимой проверке, на поставленные вопросы дать объяснения отказался, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ. Однако уволили его спустя месяц после того, как им был подан рапорт, с формулировкой «в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника ОВД».
В рамках служебной проверки были опрошены все очевидцы происшествия, а также оператор АЗС, на которой истец
9 марта 2012 г. около 23.00 заправлял свой автомобиль, что опровергает утверждения истца, данные около своего дома сотрудникам ДПС. Кроме того, согласно представленному ответчиком суду приказу о наказании по результатам служебной проверки, проведенной в отношении истца, были применены дисциплинарные наказания к инспекторам дорожно-патрульной службы Н.А.В. и К.М.В., которые при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о совершении истцом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, не приняли мер к документированию административного правонарушения.
По мнению суда, истец не только допустил управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, но и фактически создал конфликтную ситуацию с сотрудником ОРЧ СБ УМВД России по Белгородской области после того, как факт управления истцом транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения был обнаружен в присутствии инспекторов дорожно-патрульной службы, не находящихся в его непосредственном подчинении, но стоящих ниже его по званию, уклонялся от признания совершенного им правонарушения, чем фактически унижал честь сотрудников ОВД, находившихся при исполнении служебных обязанностей, пытаясь скрыть произошедшее, перепрыгнув через забор, убежал с места его задержания на глазах не только младших по званию сотрудников ОВД, но и его руководителя - заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Белгородской области. Не доложил своему руководству о случившемся, скрылся у себя в доме. Данное поведение является составом проступка, совершенного истцом, порочащего честь и достоинство сотрудника ОВД, а проступок является основанием для увольнения истца со службы (подп. 1 п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Таким образом, тщательно исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд отказал истцу в удовлетворении заявленных им требований.
В Кодексе профессиональной этики сотрудника ОВД РФ, утвержденном приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 г. N 1138, указывалось на то, что «нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей». Однако в соответствии с приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 883 «О признании утратившим силу приказа МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1138» Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ в настоящее время не применяется, до издания нового Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД РФ предписано руководствоваться в системе МВД России Типовым кодексом этики
и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол N 21) (далее - Типовой кодекс). В свою очередь, в п. «ж» ч. 1 ст. 11 Типового кодекса закрепляется следующее правило: государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы.
С учетом вышеизложенного следует согласиться с министром внутренних дел России В.А. Колокольцевым в том, что «если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны». Без этого невозможно вернуть доверие общества к ОВД. В противном случае, в соответствии с занимаемой главой МВД России позицией, «вокруг провинившегося сотрудника сразу образуется "братская могила" - увольняют (или сажают) не только самого виноватого, но и его командиров, воспитателей, кадровиков и поручителей. И даже напарников, которые могли, но не захотели удержать коллегу от проступка. Вот такая схема коллективной ответственности».
Согласно проекту Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года), наряду с другими целями кадровая политика в системе МВД России реализуется в целях:
1) воспитания и всестороннего развития личности сотрудника органов внутренних дел как гражданина Российской Федерации, защитника жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства, патриота своего Отечества на основе профессионально-нравственных идеалов, моральных ценностей службы и норм профессиональной этики;
2) формирования системы профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди сотрудников, направленной на укрепление служебной дисциплины и законности в служебных коллективах, искоренения причин и условий, порождающих право-
нарушения и чрезвычайные происшествия в ОВД [11].
С учетом вышеизложенного необходимо принимать во внимание профилактический потенциал воспитательной работы среди сотрудников ОВД РФ. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 7 мая
2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации» воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Кроме того, при проведении воспитательной работы нельзя забывать и про разъяснительную работу о негативных последствиях употребления алкогольной продукции для сотрудников полиции. Перечислим некоторые из них:
1. Служба в ОВД РФ является особым видом государственной службы. В связи с этим сотрудники, проходящие службу в этих органах, обладают специальным правовым статусом, обусловленным выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. При этом, пройдя достаточно жесткий отбор и поступив на службу в ОВД, гражданин Российской Федерации добровольно возлагает на себя ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в ОВД РФ, установленные ст. 29 Федерального закона «О полиции».
2. В соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» несоблюдение сотрудником ОВД ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, и нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения является грубым нарушением служебной дисциплины. При этом согласно ст. 49 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России
от 14 октября 2012 г. N 1377, «в случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения для подтверждения факта нахождения сотрудника в состоянии опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования - показаниями не менее двух сотрудников или иных лиц. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается».
3. ДТП, произошедшие по вине сотрудников ОВД, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, неизменно вызывают наибольший эмоциональный отклик в обществе, моментальную реакцию СМИ.
4. В случае нарушения сотрудником ОВД, находящимся в состоянии опьянения, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека или смерть двух или более лиц, он привлекается к уголовной ответственности по чч. 2, 4 и 6 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. В случае вынесения судом обвинительного приговора данному лицу может быть назначено наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишения свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет (ч. 6 ст. 264 УК РФ).
5. Согласно последним изменениям, внесенным в статью 63 УК РФ, «судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ» (ч. 1.1) [12].
6. Успех в профилактике употребления алкогольных напитков среди личного состава ОВД, естественно, во многом зависит от позиции, занимаемой руководите-
лями различного уровня. Поэтому необходимо повысить роль руководителей в осуществлении ежедневной воспитательной работы с личным составом. От ее качества зависит, смогут ли сформироваться и проявиться у подчиненных такие нравственные характеристики, как чувство долга и ответственности, совести и непримиримости к антиобщественным проявлениям [6].
7. При профилактике употребления алкогольных напитков среди личного состава ОВД целесообразно сделать упор на чувство ответственности сотрудника ОВД как перед своими коллегами (поручители, наставник, напарник, непосредственный руководитель, руководство ОВД и др.), так и близкими родственниками данного сотрудника.
С учетом вышеизложенного представляется необходимым предложить реализацию следующих основных профилактических мер при проведении воспитательной и разъяснительной работы среди сотрудников ОВД:
1. Исключить формальный подход к назначению в комплектующих ОВД сотрудников полиции в качестве наставника или поручителя.
2. При прохождении сотрудником полиции обучения на курсах профессионального обучения следует усилить взаимодействие между непосредственными руководителями, наставниками и поручителями из комплектующих ОВД с кураторами и самими слушателями первоначальной подготовки с учетом требований Положения об организации наставничества в ОВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1139 (в ред. от 6 июля 2010 г.), и приказом МВД РФ от 18 мая 2012 г. N 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в ОВД РФ и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство».
Кроме того, целесообразно предусмотреть график посещения непосредственными руководителями и наставниками из комплектующих ОВД слушателей, проходящих профессиональное обучение (один раз в месяц), а также усилить контроль за их служебной дисциплиной в период прохождения ими учебной практики в комплектующих ОВД.
3. Провести проверку наставников и потенциальных поручителей на знание ими положений приказа МВД РФ от 18 мая
2012 г. N 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в ОВД РФ...» и приказа МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в ОВД РФ».
4. Внедрить в образовательных учреждениях МВД России практику обязательного согласования (по телефону/электронной почте) куратором с наставниками (или непосредственными руководителями) из комплектующих ОВД вопросов убытия в суточное увольнение слушателей курсов профессионального обучения с пометкой
об этом в рапорте на такое увольнение.
5. Установить в обязанности куратора образовательной организации МВД России доведение до слушателей курсов профессионального обучения информационных материалов о сотрудниках ОВД, осужденных за совершенные преступления, а также обзоров о состоянии служебной дисциплины и законности среди личного состава органов, организаций и подразделений системы МВД России.
6. Рекомендовать сотрудникам полиции добровольно вступать в общественные организации, пропагандирующие здоровой образ жизни (например, ОО «Трезвая Тюмень»), что позволит непосредственным руководителям, наставникам и поручителям иметь уверенность в своих подопечных, а самих сотрудников ОВД будет дополнительно стимулировать к полному отказу от употребления спиртных напитков. При этом необходимо учитывать требования ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой «сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаи принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций».
Таким образом, в условиях реформирования ОВД РФ можно констатировать определяющую роль воспитательной работы по профилактике употребления спиртных напитков сотрудниками ОВД.
Список литературы
1. Gallup International Association. URL: http://www.tns-global.ru/rus/index.wbp (дата обращения: 23 июля 2013 г.).
2. В 2012 году в России в ДТП погибли 28 тыс. человек. URL: http://gai.ru/press/news25983-v-2012-godu-v-rossii-v-dtp-pogibli-28-tyis-chelovek/ (дата обращения: 5 нояб. 2013 г.).
3. Госавтоинспекция недосчиталась 28 тыс. водителей. URL: http://pda.mvd.ru/presscenter/ digest/item/818725/ (дата обращения: 5 нояб. 2013 г.).
4. Что такое алкоголизм. URL: http:/Chto_takoe_alkogolizm.php (дата обращения: 23 июля 2013 г.).
5. Хронический алкоголизм. URL: http://www.meding.ru (дата обращения: 23 июля 2013 г.).
6. Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: учеб.-метод. пособие / В.Л. кубышко, А.И. Адаев, Л.Н. Чевердюк, Т.В. Гаврилова, М.В. Иванов. М.: ЦОкР МВД России, 2008. 216 с.
7. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: курс лекций. М.: ДГСк МВД России, 2012. 152 с.
8. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел РФ // Сайт МВД Российской Федерации. URL: http://mvd.ru/ (дата обращения: 13 нояб. 2013 г.).
9. Часто совершали ДТП. В тульской полиции начались «чистки». URL: http://www. rg.ru/2013/08/29/tula.html (дата обращения: 5 нояб. 2013 г.).
10. Гражданское дело по иску к.Р.Л. к УМВД России по Белгородской области и ОМВД России по Белгородскому району Белгородской области 30 мая 2012 года // Белгородский областной суд: сайт. URL: http://oblsud.blg.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=3116 (дата обращения: 30 окт. 2013 г.).
11. Проект концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года). URL: http://www.police-mvd.ru/index.
php?option=com_content&view=article&id=228:2020-&catid=1:latest-news&Itemid=50 -________ftnl (дата
обращения: 5 нояб. 2013 г.).
12. О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 21 окт. 2013 г. N 270-ФЗ / / Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 43. Ст. 5440.
References
1. Gallup International Association. Available at: http://www.tns-global.ru/rus/index.wbp (Accessed 23 July 2013).
2. Available at: http://gai.ru/press/news25983-v-2012-godu-v-rossii-v-dtp-pogibli-28-tyis-
chelovek/ (Accessed 5 November 2013);
3. Available at: http://pda.mvd.ru/presscenter/digest/item/818725/ (Accessed 5 November 2013).
4. Available at: http://Chto_takoe_alkogolizm.php (Accessed 23 July 2013).
5. Available at: http://www.meding.ru (Accessed 23 July 2013).
6. Kubyshko V.L., Adaev A.I., Cheverdyuk L.N., Gavrilova T.V., Ivanov M.V. Psikhologicheskoe obespechenie profilaktiki narusheniy sluzhebnoy distsipliny v organakh vnutrennikh del [Psychologic support of the violations' prevention of the official system of rules in the interior affairs structures]. Moscow, TSOKR MVD Rossii Publ., 2008. 216 p.
7. Organizatsiya raboty po ukrepleniyu sluzhebnoy distsipliny i zakonnosti v organakh vnutrennikh del, protivodeystviyu korruptsii: kurs lektsiy [The organization works on strengthening of discipline and order in the internal affairs bodies, countering corruption]. Moscow, DGSK MVD Rossii Publ., 2012. 152 p.
8. Dorozhnaya karta dal'neyshego reformirovaniya organov vnutrennikh del RF [The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: the official website]. Available at: http://mvd.ru/ (Accessed 13 July 2013).
9. Available at: http://www.rg.ru/2013/08/29/tula.html (Accessed 5 November 2013).
10. Belgorodskiy oblastnoysud:sayt [Belgorod Regional Court Website] Available at: http://oblsud.blg. sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=3116 (Accessed 30 october 2013).
11. Proekt kontseptsii kadrovoy politiki Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii v organakh vnutrennikh del (na period do 2020 goda). [Draft concept of personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the internal affairs (for the period up to 2020)]. Available at: http://www.police-mvd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=228:2020-&catid=1:latest-news&Itemid=50 - _ftn1 (Accessed 5 July 2013).
12. O vnesenii izmeneniya vstat'yu 63 Ugolovnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon ot21.10.2013 g. 270-FZ [Federal. Law No. 270-FZ On Amending Article 63 of the Criminal Code of the Russian Federation]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Laws of the Russian Federation]. 2013. No. 43. Art. 5440.