Научная статья на тему 'Направления процессов и характеристики социокультурной среды эволюционной формы экономического развития'

Направления процессов и характеристики социокультурной среды эволюционной формы экономического развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ / ДУХОВНАЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА / ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАТАЛЬНОЙ НЕИЗБЕЖНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПЕРЕСТРОЙКА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ / БАЗОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ / ИЗМЕНЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / РЕФОРМАЦИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Османкин Н. Н.

В статье формулируется концепция эволюционного пути развития экономической системы. Ключевые предпосылки этого пути могут быть подготовлены на основе качественных преобразований социально-культурной среды формирования общественного сознания. Предложен вариант определенной реконструкции процессов и ретроспективных оценок развития на примере западноевропейских стран. Выполнен обзор факторов совершенствования социокультурной среды и направлений эволюционных преобразований в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Direction of the processes and characteristics of sociocultural environment of evolutionary forms of economic development

In this article the concept of evolutionary way of development of economic system is formulated. Key prerequisites of this way can be prepared on the basis of qualitative transformations of sociocultural environment of formation of public consciousness. A variant of particular reconstruction of processes and retrospective assessment of development on the example of West European countries is suggested. A review of factors of improving sociocultural environment and trends of evolutionary transformations in society is made.

Текст научной работы на тему «Направления процессов и характеристики социокультурной среды эволюционной формы экономического развития»

УДК 33

Н.Н. Османкин *

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье формулируется концепция эволюционного пути развития экономической системы. Ключевые предпосылки этого пути могут быть подготовлены на основе качественных преобразований социально-культурной среды формирования общественного сознания. Предложен вариант определенной реконструкции процессов и ретроспективных оценок развития на примере западноевропейских стран.

Выполнен обзор факторов совершенствования социокультурной среды и направлений эволюционных преобразований в обществе.

Ключевые слова: интеллектуальная, духовная, компетентностная составляющие социокультурной среды; факторы развития общества, характеристики фатальной неизбежности, социокультурное конструирование, перестройка социальных институтов, базовые основания развития, направления и формы развития, возникновение новой духовной сферы, изменение взглядов на сущность государства, нормы и принципы политической жизни, реформация и предпринимательство в развитии экономики.

Факторы развития человека, общества обнаруживаются практически во всех областях жизни. Базисные группировки из них (см. представленную на рис. 1 схему) связаны, по нашему мнению, с наукой, мировоззренческими установками.

Было бы неправильно при этом не учитывать быстрый рост производительных сил, ускорение технического прогресса, формирующийся тип просвещения и эволюционные изменения веры. Формирование личности человека оказывается, прежде всего, под воздействием ключевых, специфических для своего времени факторов в каждой из перечисленных групп. В свое время ускорение технического развития, изменения в мировоззренческих установках происходило, к примеру, под влиянием великих географических открытий. Они (а в наши дни факторы глобализации) предопределяли возникновение соответствующих форм национальной экспансии, давали мощный импульс социальной мобильности. Парус, компас, стремя и мушкет могли превратить плебея в богача. Стремление к личному успеху, властолюбие, шовинизм не представлялись в то время сильно противоречащими с определенными мировоззренческими ценностями, — равенства, достоинства личности и справедливости, личного героизма. Но в то же время крестовые походы и открытие дальних земель указали Европе путь экспансии более радикального свойства — экспансии познавательной.

Формирование новых базисных оснований не упраздняло явлений общественной стратификации, напротив, делало ее более многообразной, измен-

чивой и т. д., более динамичной в конечном итоге. Вместе с тем переход общества в новое качественное состояние нельзя полностью отожествлять с характеристиками фатальной неизбежности революционного, военного насилия и с понятиями о них как о единственном способе разрешения всего состава антагонистических противоречий. Снятие противоречий, в том числе и антагонистических, возможно в рамках социокультурного конструирования с учетом свойств развивающегося явления. В нем самом, как известно из диалектики, накапливаются возможности, в том числе позитивные, перехода в новое качественное состояние. В обществе вначале на уровне здравого смысла, формируются взгляды, накапливаются навыки оценок, возникают формы мышления, используемые рядовым человеком в его повседневно-практической деятельности.

В самом обществе формируются эти представления и возникают течения в русле которых начинают сосредотачиваться новые духовные начала. Возможно, стихийно, но начинает усиливать'-ся связь обыденного сознания с научными знаниями, создаются элементы универсальной системы всеобщего образования, происходят изменения в предметно-чувственном воплощении тех сторон объективных общественных отношений, которые способствуют гармоническому развитию личности человека. Обновляются и возникают новые понятия о добре и зле, справедливости и несправедливости. Понятно, что человек приобщившись к новым явлениям, обретает уверенность

* © Османкин Н.Н., 2014

Османкин Николай Николаевич ([email protected]), кафедра менеджмента, Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева (национальный исследовательский университет), 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Рис.1. Факторы и направления развития общества

в своих действиях, расширяет возможности к созидательной деятельности.

В период перехода от одного состояния общества, его экономической системы к другому такое начавшееся в обществе освоение явлений нового мира предопределяет возможность осуществить комплексную перестройку социальных институтов на всех уровнях взаимодействия. Решение этих задач невозможно без повышения уровня системы образования и воспитания граждан, без приобщения населения к достижениям культуры, без создания в конечном итоге (используя соответствующие формы развития, см. рис. 2) условий, необходимых для их эффективной жизнедеятельности в новом обществе. Но насколько возможно осуществление подобного эволюционного подхода?

Существуют научные объяснения того, что преодоление классового антагонизма, подавление сопротивления эксплуататоров, духовное обновление в обществе становятся возможными лишь с уничтожением в результате социалистической революции экономической основы прежней, и прежде всего частной, собственности. Однако в наше время, к сожалению, можно считать практически доказанным, что становление социалистического общества в СССР также не освободило исторические процессы развития от антагонистических противоречий, не обеспечило в соответствующих формах вызревания духовной структуры российс-

кого общества, не предотвратило последовавшего в конце XX в. переворота, а по существу контрреволюции.

Основные причины кроются именно в составе духовного развития общества. Уже некоторая реконструкция его прошлых состояний позволяет, на наш взгляд, обратить внимание на особенности его формирования, соскальзывания одной национальной системы в пропасть социальных катаклизмов и революции и более или менее удачного балансирования другого сообщества на краю этой пропасти.

Важно учитывать и то, что ценностно-поведенческие, культурные и психологические институты в качестве базисных начал формируются в течение длительного времени, влияя на фундаментальные принципы организации общества. Распространение современных идей гуманизма и толерантности в западноевропейском обществе на протяжении последних столетий не произошло бы если бы не происходило интенсивное и качественное изменение всего идеологического состава общественного сознания, всей культуры, техники и технологии, принципов формирования нового уклада жизни.

Быстро развивалась теория общества и государства (Н. Макиавелли, Ж. Боден, М. Монтень, Ф. Бекон, Д. Локк, В. Гумбольдт, Т. Мальтус, Ж. Мишле, И. Кант, Ф. Энгельс, др.). Проекты ра-

БАЗИСНОЕ ОСНОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ _ ФОРМЫ

НА УРОВНЕ ГЛОБАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ

Объединение

в многополюсных

измерениях,

формирование

международного

сотрудничества

Экономическая, духовная интеграция производительных сил, народов и культур

Повышение благосостояния наций; совершенствование нормативно-правовых условий мирного сосуществования и взаимопомощи

НА УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНОМ СИСТЕМЫ

Рефор-

мация

Развитие

экономическ

Де- их основ:

мо- плюрализм

кра- собствен-

тиза- ности,

ция социализа-

ция распреде-

ления

Формирование факторов суверенного сотрудничества в системе международных отношений

Совершенствование национального самосознания

Развитие

националь-

ного

многообразия культуры и усиление целостности системы

НА УРОВНЕ ЧЕЛОВЕКА

Воспитание,

формирование

понятий:

о человеке;

нравственных

нормах; личной

предназначенности

Учеба,

профессиональная подготовка

Организация личности, ее психологического состава, навыков здорового образа жизни

Организация

индивидуальной

жизни,

формирование начал общежития, навыков несения долга, работы, отдыха и др.

Религия Искусство Литература | Образование | Публицистика

Вера Наука Техника Философия Способ производства Просвещение '

Рис. 2. Процессы социокультурного развития субъектов хозяйственно-экономической деятельности

ционально устроенного общества обосновывались в трудах Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. Сен-Симона, Ф. Фурье. Развитие современных форм гуманизма было предопределено ускоряющимся развитием науки и техники. Выдающиеся успехи были достигнуты в астрономии. Г. Галилей,

Н. Коперник, Т. Браге, И. Кеплер совершили множество открытий, буквально перевернули представления человечества о космографической картине мира, законах движения планет. Получают быстрое распространение научные теории строения мира, происхождения и развития жизни на земле. Дж. Бруно, К. Линней, Ч. Дарвин сформулировали основы систематики Вселенной, мира растений и животных. Благодаря трудам Ф. Па-рацельса, М. Мальпиги, А. Везалия, Л. Жаллабе-ра, Л. Спалланциани, У. Гарвея, А. Левенгука, М. Сервета продолжали складываться научные основания медицины. Успешно развивались физика, химия, геология, география и картография, математика. Формировались качественно новые формы организации науки, образования. В евро-

пейских странах возникали академии, научные лаборатории.

Для последующих преобразований и перехода к промышленной форме развития производительных сил большое значение имело развитие техники. Качественные сдвиги в научном сознании отражаются в открытиях и изобретениях Э. Торричелли, Б. Паскаля, Э. Сведенборга, Ж. Жеккара, Б. Тимонье, Г. Корта, А. Кошрана, Н. Леблана, братьев К. и И. Шапп, Дж. Брама, Р. Фултона, Э. Уитни, Р. Дизеля. Представления о возможностях перехода от одной энергии к другой, преобразованиях материальных объектов формировались в разработках И. Ньютона, Г. Фаренгейта, Д. Бернулли, А. Лавуазье, Ж. Лагранжа, Л. Гальвано, У. Николсона, Ж. Гей-Люссака, А. Авогадро, Г. Ома.

Увлечение научным творчеством приводит к распространению в ученой среде стремлений найти новые объяснения взаимодействию духовных и материальных начал в мире, Бога и Природы, которой теперь отводится самостоятельная творящая роль. Развитие общественного сознания и

увлечение точными науками приводят ученых к убеждению, что природа и человеческое общество развиваются по единым законам, которые возможно постичь разумом и рассчитать с математической точностью. В науке и философии наступает новый этап рационализма, ставший господствующим уже в XVII в.

В XVI1I—XX вв. развивались и последовательно проводились диалектические принципы в понимании объективного мира и мышления. Образцы диалектического мышления о субстанции как о самопричине содержатся в учениях Р. Декарта. Б. Спиноза развивает учение о свободе: он показал, как возможна — в рамках необходимости — человеческая свобода. Согласно его представлениям, человек — существо, в котором модусу протяженности — телу — соответствует модус мышления — душа. И по тому и по другому модусу человек есть часть природы. Д. Локк, другой мыслитель того времени, стал первым философом, подвергшим познавательные способности человека пристрастной аналитике и тщательной систематизации. В XVIII в. во Франции вкладом в развитие диалектических идей выделяются исследования Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, — противоречия в современном ему общественном сознании. Реальная действительность рассматривалась в философских трактатах того времени скорее не только как предмет познания, а как предмет деятельности. Вместе с тем теологические начала философии того времени были определяющими. Они служили обоснованиями соответствующих вероучений, что приводило к односторонности выводов мыслителей, их ограниченности.

Первым пробил брешь в метафизике И. Кант. Он указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об антиномиях. Однако диалектика разума, по Канту, иллюзия, которая устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений.

Но более высокого уровня развитие диалектики достигло в работах Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса. Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Диалектика, по Гегелю, есть такой переход одного определения к другому, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, со-

гласно Гегелю, «движущая душа всякого научно -го развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...». К. Маркс и Ф. Энгельс, отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, построили диалектику материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В их диалектике органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме.

Роль развития науки, техники, формирования новых философских воззрений в возвышении духовных, гуманистических начал общественного сознания, в выстраивании нового человека невозможно переоценить, однако в центре всех процессов социального преобразования и перехода к гражданскому обществу находится просвещение, которому принадлежит ведущая роль в разрушении устоев старого порядка. Просветительство — это не только общественное, но и политическое течение. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходилось в его оценках как передового новаторского явления, решительной попытки использовать достижения науки, прогрессивных форм организации жизнедеятельности общества и каждого человека в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности. Век Просвещения дал мировой цивилизации блестящих мыслителей — Т. Гоббс, Д. Свифт, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Общая для всех просветителей черта — безусловная вера в прогресс. В их представлениях, он выглядел как постоянное, поступательное движение по восходящей — от примитивных ко все более совершенным формам организации общества. Сегодня очевидно, что прогресс — понятие более многомерное, но в XVIII в. введение просветителями понятия о прогрессе существенно расширило горизонты представлений людей, а также поставило вопрос о критериях, позволяющих оценить уровень прогресса [1, с. 297—298].

Общие исходные основы мировоззрения просветителей предопределили и приверженность большинства из них идее создания гражданского общества. Если средневековому образцу общественного сознания была присуща вера в то, что сословно-монархический принцип вечен и нерушим и любое отклонение от него гибельно для общества, то просветители решительно отвергали эту установку. В основе отношений между государством, обществом и личностью должны лежать исключительно нормы права, которые призваны гарантировать каждому человеку некий набор неотчуждаемых прав. Функции государства главным образом и ограничиваются сферой защиты этих

прав, в остальном же взаимоотношения между людьми строятся без его вмешательства. Общество представлялось просветителям как некая са-морегулируемая система, в которой государству отведена четкая, вполне определенная, ограниченная жесткими правовыми рамками роль. Деятельность просветителей нанесла серьезный удар по устоям «старого порядка». Их идеи ставили под сомнение разумность и незыблемость тех основ, на которых покоилось феодальное общество. Они впервые предложили осознанную перспективу развития общества.

Но исключительная плодотворность просветительства предопределялась не только присущими ему признаками целостности и единства особым образом организовавшегося умонастроения, предпочтений, но и образовавшимся в общей системе взглядов просветителей тождеством противоположностей. К тому времени объективно складывались условия, об основных из которых уже говорилось выше; здесь же следует дополнительно подчеркнуть благотворные воздействия на формирование Просвещения осуществившейся Реформации. Складывалась обстановка, в которой даже противоположности во взглядах, образцах поведения идеологов Просвещения, превращаясь друг в друга, создавали комплексную картину мира. Реформация во многом упростила и демократизировала церковь, усилила роль самого человека в вероисповедании, укрепила его надежды на то, что каждому присущи возможности самосовершенствования, восхождения к светочу, способствовала духовному раскрепощению личности, поставив внутреннюю веру человека выше внешних проявлений религиозности, внушаемой к тому же фарисействующими церковными догматиками.

Другие условия возвышения личности были связаны с идеологической структурой самого просветительства, отражающей все многообразие идей, особенностей творчества, приводившего к нескончаемым спорам между просветителями, в которых рождались современные концепции прав человека и гражданина, плюралистической демократии, рыночной экономики, идей социализации общества и его производительных сил. Просветители происходили из разных классов и сословий, жили в разных условиях, были разной национальности, верований и т. п. Отсюда исключительная выразительность и адекватность Просвещения в целом. Каждый человек того времени, вовлеченный в орбиту идей просветительства, мог сравнить свое умонастроение с мировоззренческими построениями того или другого из просветителей, получая при этом дополнительный импульс социальной активности или разумное объяснение своего существования.

Вместе с тем просветительство могло бы так и остаться в рамках элитарно ориентированного

свободомыслия, если бы оно не стало плодотворной идеологической средой для развития массовых средств формирования общественного сознания.

Важным элементом предлагаемой нами логики рассуждений является признание органической связи просветительства с такими содержательными основаниями процесса социально-культурного развития субъектов хозяйственно-экономической деятельности, как искусство, литература, образование, религия. Сами по себе идеи просветительства обращены главным образом к рассудку. В них содержится объяснение логических особенностей, интеллектуальных функций, рациональной стороны мотивов и принципов нравственной деятельности. Убеждения были проникнуты верой в разум, в силу доказательности и т. д., но они в таком виде не могли распространиться среди простых людей. Непонимание прогрессивных идей в народе могло быть вызвано отсутствием доступных способов объяснения проявлений жизни в обыденной реальности каждого человека. Как поступать в условиях жестокого подавления самостоятельности? Как объяснять себе самому зависимость всех сторон существования от состояния и своеволия власти? Допустима ли многомерность личных интересов? Насколько целесообразен поиск путей и возможностей выхода за пределы сословных и других ограничений? Объяснимы ли бесконечно разнообразные проявления человеческой духовности, стремления человека к самовыражению и постоянные попытки самоутверждения? Необходимы были живые наглядные формы отражения действительности, которые начали создаваться в художественных образах. Идеи просветителей, с одной стороны, и страдания народа — с другой, быстро осваивались и перерабатывались творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством живописцев, музыкантов, литераторов, зодчих. Просветительство в этих условиях выступало надежным, быстро совершенствующимся базисным условием предохранения искусства, литературы, образования, веры от декадентства. Теперь уже развитие художественного творчества во всех его формах обеспечивало вызревание массового общественного сознания нового типа. Плотность и интенсивность этого развития достигала такого уровня, при котором все слои населения получали возможность пробудить свое сознание, найти образы-характеры, образы-конфликты и т. п., выражающие проблемы их жизни, получить поддержку или позитивное порицание в лице своих героев в поисках адекватных их уровню жизни идеалов, понятных характеристик добра и зла. Яркие художественные изложения сочетались с глубоким пониманием их авторами самых существенных вопросов, которые стихийно возникали и должны были решаться моралью.

Реконструкция обстановки того времени также свидетельствует о массовом явлении в западном обществе светских образцов искусства и литературы. В центре процесса преобразования культурных оснований общественных отношений в западноевропейских странах оказывалось несравнимо большее число произведений искусства, чем философских творений просветителей. Только за один XVIII век в Европе было создано свыше 300 величайших творений, среди которых произведения Б. Мандевиля, А. Ватто, П. Кребийона, А. Лес жа, Ф. Петрарки, А. Попа, Д. де Гелдера, Д. Дефо, Г. Гендсг Д. Свифта, И.-С. Баха, А. Прево, Ж. Шардена, С. Ричардсе, Т. Смолетта, Э. Фальконе, Й. Гайдна, В. Гете, П. Бомарше, Ж. Га риэля, Р. Адама, А. Менгса, Ж. Давида, П. Герена, К. Кэмпебе; Ж. Ренье и многих других, не считая художественных произведения самих просветителей.

Быстрыми темпами происходило формирование демократических функций культуры. Она выполняла сложную миссию воспитания доведения ее до народных масс путем создания нрав-ственньх норм современных представлений о жизнедеятельности каждого человека и условиях общежития в целом. В самих отраслях культуры снимались отчужденные формы деятельности и религиозных мистификаций, свойственных раннему Средневековью.

Вместе с тем в обществе сохранялись все черты реакционного знания, включая расизм. Население все еще оставалось неграмотным или было одурманено церковными догматами. Власть же, жестко разделяющая субъекты и объекты, отличая имеющих власти инициативу и не имеющих ее, как и всегда, была ориентирована на подавление прогрессивных стремлений. Она в лучшем случае могла избирательно относиться к идеям просветителей, к быстро распространяющимся художественным творениям. Но при этом неизбежно подавляла одни идеи, не замечала других, возвеличивала значение третьих, «зауживая», огрубляя все остальные.

В этих условиях для последовательных преобразований общественного сознания принципиально важным, по нашему мнению, было еще одно явление духовной деятельности, вызревшее в самой этой системе. Вслед за быстрым развитием науки, техники, искусства в обществе воссоздавались технологии и соответствующие организационно-методологические построения, которые позволяли объяснять и быстро распространять новые принципы жизни и способы производства экономических благ. В конце Х^І—Х^ІІ вв. получили широкое развитие новые формы публицистики, позволявшие ставить и находить пути быстрого распространения новых знаний, образцов искусства и литературы в народе. Появлялись

журналы и газеты. В столицах и крупных городах Европы создавались театры, множились выставки выдающихся живописных полотен, росло число библиотек, открывались новые университеты, развивалось книгопечатание. Подвижническая деятельность становилась характерной чертой развития науки и образования. Разрабатывались и распространялись популярные, доступные народу, эффективные для ликвидации неграмотности в обществе учебники. Эти и другие преобразования, происходившие в общественной жизни повсеместно, способствовали моральному возрождению, преодолению обстановки враждебности и равнодушия. Они поворачивали саму науку и просвещение от описательности, абстракций, специфических для научного творчества доказательств к субъекту, его особенностям и активности.

Возникающие в результате новые духовные сферы в обществе предопределили формирование понятий о характерных признаках соответствия действующего повсеместно жизненного уклада требованиям развивающейся реальности. Влияние этих сфер приобретало, как неоднократно подчеркивалось выше, ведущее значение, определяя в том числе основу политических отношений, характер возникающих проблем. Возрастало число активно действующих в сфере общественных преобразований лиц, поведение которых в большей части формировалось новыми явлениями общественного сознания. Эти процессы в сочетании с распространяющимся протестантизмом в реформировании религиозных учений обеспечили формирование многих направлений, которые способствовали развитию новых черт поведения, эволюции общества к новым формам хозяйствования, снабдили «божественной санкцией» предпринимательство, развитие которого сдерживалось ранее религиозными ограничениями. Менялся духовный состав личности человека и соответствующих сообществ в целом, формировались новые формы державности, рождались просвещенные лидеры наций (такие как Д. Лильбрен, Д. Вашингтон, М. Робеспьер, Ж. Дантон, Сент-Жюст).

Протестантизм, на уровне веры признающий за каждым человеком право быть центром вселенской преобразующей деятельности, усиленный образованием, новыми формами воспитания молодежи, подтверждал актуальность идей просветителей о необходимости демократии как механизма свободного выявления и политической оценки равноправных воль. И в рынке — как аналогичном механизме оценки инициативы на поприще экономической конкуренции.

Манифестация воли на почве духовного обновления способствовала созданию техники политической и экономической организации национальных систем и сообществ. В ряде стран Европы распространялись идеи и предпринимались

попытки поставить на службу монархии некоторые идеи Нового времени. Наиболее яркими примерами просвещенного абсолютизма [1, с. 303— 304] историки традиционно считают правление Марии-Терезии в Австрии (1740—1780) и Иосифа II (1780—1790), Фридриха II в Пруссии (1740—1786), Карла III в Испании (1759—1788). Под впечатлением идей Нового времени, как известно, находилась и Российская императрица Екатерина II. Для всех этих монархов характерно понимание того, что для сохранения базовых устоев «старого порядка» обществу нужны определенные перемены, что происходит изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Но формировались новые, качественно иные, нежели абсолютизм, формы политического устройства общества на основе федерализма, республики, вводился конституционный строй, развивался парламентаризм, президентская форма правления, внедрялись принципы выборности, создавались партии, зарождались демократические формы и институты классовой борьбы.

Изменение взглядов на сущность государства, его природу повлекло за собой ускорение, начавшегося еще в середине XVII века процесса формирования концепции государственных интересов ведущих стран Европы. Это способствовало укреплению системных начал в международных отношениях, сплачивало отдельные европейские страны в единый комплекс. Понятно, что проходило не одно десятилетие, прежде чем в обществе укреплялось понимание неизбежности и целесообразности коренных изменений, происходили освободительные войны, родилась Американская республика, прежде чем грянула Французская революция, окончательно сломившая устои старого общества.

Вместе с тем даже в тех условиях накапливались и другие варианты переустройств общества, менее разрушительного и эволюционного по характеру ключевых преобразований. Духовное развитие нации, совершенствование ее общественного сознания, как свидетельствуют исторические ретроспекции, создавали уже в тех условиях необходимые для реализации эволюционного подхода предпосылки перехода в условия гражданского общества, способного к тому же и в последующем обеспечивать терпимые отношения между различными слоями населения, развивать хозяйственно-экономическую систему, решать постоянно возникающие проблемы международных отношений без чрезмерных кровопролитий и разрушений. В Англии, Швеции, во многих землях Германии, других странах, где усиливались позиции протестантства, отношение, включая отношение религиозных деятелей к распространению новых идей, было относительно терпимым, и в силу

этого обычно удавалось избегать резких конфликтов с просветителями. Вместе с тем в Англии, например, ключевую роль играл экономический подъем, вызванный промышленной революцией, в условиях которой страна оказалась раньше всех остальных стран. Но и в Англии правящий режим не желал менять своего курса. Однако в обществе, накопившем опыт организации новых отношений, подобная политика лишь способствовала созданию благоприятной среды для распространения радикальных идей. По мнению английских радикалов, изменить ситуацию можно было и без революционных выступлений, за счет серьезной реформы политической системы Англии [1, с. 375]. Прежде всего необходимо было добиться введения всеобщего избирательного права для мужчин. Сторонники этой идеи развернули широкую агитацию в поддержку своих планов.

Эта кампания сыграла важную роль в становлении норм и принципов политической жизни Англии, а в более широком смысле — в формировании гражданского общества. В Англии даже радикалы, столкнувшись с крайне жесткой линией тори, не призывали к вооруженной борьбе. Наоборот, они всячески подчеркивали легитимный характер своего движения, стремились стимулировать гражданскую активность населения путем проведения массовых митингов, создания политических клубов, сбора подписей под петициями, распространения памфлетов и т. д. В итоге радикалы были вытеснены на обочину политического процесса, и развитие Англии пошло по эволюционному пути. Все это не означало, что в английском обществе не было противоречий и конфликтов. Однако у правящей элиты было достаточно ресурсов и имелся солидный опыт решения самых сложных проблем. Две главные буржуазные партии — либералы и консерваторы — прочно контролировали большую часть электората, уверенно интегрировали в свою структуру новые идеи и, попеременно сменяя друг друга у власти, позволяли правящей элите избегать взрывоопасных ситуаций, столь часто возникавших в странах континентальной Европы.

О развитии ситуации в России подробно [2, с. 136-139].

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 639 с.

2. Османкин Н.Н. Факторы России в организации развития предприятий: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. 264 с.

N.N. Osmankin*

DIRECTION OF THE PROCESSES AND CHARACTERISTICS OF SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF EVOLUTIONARY FORMS OF ECONOMIC DEVELOPMENT

In this article the concept of evolutionary way of development of economic system is formulated. Key prerequisites of this way can be prepared on the basis of qualitative transformations of sociocultural environment of formation of public consciousness.

A variant of particular reconstruction of processes and retrospective assessment of development on the example of West European countries is suggested. A review of factors of improving sociocultural environment and trends of evolutionary transformations in society is made.

Key words: intellectual, spiritual, competence-based components of sociocultural environment; factors of development of society, characteristics of fatal etc. inevitability, sociocultural construction, reconstruction of social institutions, basic foundations of development, directions and forms of development, emergence of new spiritual sphere, changing views on the nature of state, rules and principles of political life, reformation, and entrepreneurship in economic development.

* Osmankin Nikolay Nikolaevich ([email protected]), the Dept. of Management, Samara State Aerospace University, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.