Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 63. С. 92-104. Tomsk State University Journal of Economics. 2023. 63. рр. 92-104.
Макрорегион Сибирь
Научная статья
УДК 314.18:338.43 + 614:316.344.55 аог 10.17223/19988648/63/5
Направления повышения качества жизни сельского населения: вклад сферы здравоохранения
Елена Леонидовна Андреянова1
1 Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, Иркутск, Россия, [email protected]
Аннотация. Актуальность работы связана с тем, что сельские территории, охватывающие две трети территории Российской Федерации, в настоящее время находятся в кризисном социально-экономическом состоянии. Показатель качества жизни - доступность дошкольных, образовательных, медицинских учреждений для сельского населения снижается. Экономическая деградация сельских пространств и ухудшение условий труда и быта делают село все менее привлекательным для проживания. Здравоохранение как первичная отрасль, обеспечивающая жизнедеятельность населения, в силу трансформаций и реформ, а также нагрузки из-за пандемии короновируса испытывает сложности в реализации медицинского обслуживания, особенно заметных в сельской местности. В настоящее время происходит поиск путей оптимального функционирования сферы здравоохранения на сельских региональных и локальных территориях, обеспечивающих достойное качество жизни населения. В работе сделана попытка изложить теоретические позиции по оценке качества жизни сельского населения. Оценка представлена объективными и субъективными показателями. В качестве объективных показателей выступают наиболее устоявшиеся и признанные критерии, связанные с организацией и функционированием сферы здравоохранения, поддающиеся региональному статистическому сравнению. Субъективные оценки связаны с мнениями респондентов региона относительно удовлетворенности населением объектами медицинского и социального обслуживания, а также личной оценкой собственного здоровья. Опыт ряда российских регионов позволил сформулировать вывод о необходимости поддержки местных сообществ сельских территорий, обладающих потенциалом к реализации проектной деятельности по повышению качества жизни. Новизна работы заключается в подготовке предложений по организации медицинской и социальной помощи на селе с использованием горизонтального вида самоорганизации местных сообществ в форме сетевого взаимодействия, под которой понимаются коммуникационные возможности местных сообществ на длинные расстояния и обладающие определенной устойчивостью от внешнего управления и «провалов рынка». Концентрация медицинских ресурсов в районных центрах сельских территорий с опорой на социальный капитал местных сообществ требует усиления поддержки проектной деятельности на местах, возвращения фельдшерско-акушерских пунктов и оказания организационной помощи удаленным населенным пунктам во избежание риска для населения «жизнь вдали от государства».
© Андреянова Е.Л., 2023
Ключевые слова: сельские территории, сельское население, качество жизни, здоровье, Иркутская область
Для цитирования: Андреянова Е.Л. Направления повышения качества жизни сельского населения: вклад сферы здравоохранения // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 63. С. 92-104. (М: 10.17223/19988648/63/5
Siberia macro-region
Original article
Ways to improve the quality of life of the rural population in the field of health
Elena L. Andreyanova1
1 Irkutsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Irkutsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The relevance of the work is related to the fact that rural areas, covering two thirds of the territory of the Russian Federation, are currently in a state of a socioeconomic crisis. An indicator of the quality of life - the accessibility of preschool institutions, education, health care, and other social infrastructure services to the rural population - is declining. The economic degradation of rural areas and the deterioration of working and living conditions make the village less and less attractive for living. Healthcare, as the primary sector that ensures the livelihood of the population, due to transformations and reforms, as well as the strain related to the coronavirus pandemic, is experiencing difficulties in the provision of medical services, especially noticeable in rural areas. Currently, there is a search for ways of an optimal functioning of the healthcare sector in rural regional and local areas that would ensure an acceptable quality of life of the population. The article aims at presenting the theoretical framework for the assessment of the quality of life of the rural population. The assessment is presented by objective and subjective indicators. The objective indicators are the most established and recognized criteria related to the organization and functioning of the healthcare sector, amenable to regional statistical comparison. The subjective indicators are related to the opinions of respondents in the region regarding the satisfaction of the population with the institutions providing medical and social services, as well as a personal evaluation of their own state of health. The findings of the study are connected with attention to the development and support of local communities in rural areas that have the potential to implement projects aimed at improving the quality of life of the rural population. The novelty of the work lies in the development of proposals for the organization of medical and social care in rural areas using a horizontal type of local communities' self-organization in the form of network interaction. The latter means the communication capabilities of local communities over long distances and having a certain resistance to external control and "market failures". The concentration of medical resources in regional centers of rural areas relying on the social capital of local communities requires increased support for local project activities, the return of first aid stations and the provision of organizational assistance to remote settlements in order to avoid the risk of "life away from the state" for the population.
Keywords: rural areas, rural population, quality of life, health, Irkutsk region
For citation: Andreyanova, E.L. (2023) Ways to improve the quality of life of the rural population in the field of health. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.
Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 63. pp. 92-104. (In
Russian). doi: 10.17223/19988648/63/5
Введение
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что «с учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире её национальными интересами на современном этапе являются: сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан» [1]. Рассматривая качество жизни населения сельских территорий через призму реализации социальной политики и комплексного подхода к типологии сельских территорий [2, 3], можем отметить, что обеспечение потребности человека в сохранении своего здоровья является приоритетом как для государства, так и для него самого. Последние статистические данные свидетельствуют, что население на первое место по значимости ставит здоровье, на втором месте с небольшим отрывом находится позиция «дети» [4. С. 2]. Это знаковое явление, не только как отражение изменения восприятия российского населения собственного здоровья, но и как реакция на трансформацию сферы здравоохранения страны.
Реализация принципов интеграции в территориально-пространственном поле страны и политика оптимизации, начавшаяся в 2010-х гг. по размещению социальной инфраструктуры в области здравоохранения, имели неоднозначные последствия для сельской местности. В территориальном развитии доступность к медицинской помощи и бесперебойное функционирование сферы здравоохранения являются важнейшими составляющими качества жизни населения, определяя степень ее устойчивости. Как считают многие исследователи, «здоровье и образование должны рассматриваться с позиций высокопроизводительных отраслей как обеспечивающие мощный толчок для социально-экономического развития страны, обладающие сильнейшим мультипликативным эффектом» [5. С. 69]. Однако в территориальном развитии сельской местности и городов наблюдается существенный разрыв по многим показателям [6-8]. В.М. Чернышев отмечает: в сельском здравоохранении «количество ФАП сократилось на 21,1%, обеспеченность койками в стационаре в 2 раза ниже, чем в среднем по стране, а врачами в 3 раза меньше, чем в городах. В возрастной структуре доля докторов старше 60 лет увеличилась с 13,5% (2017 г.) до 18,1% (2020 г.)» [8. С. 8].
Цель исследования: представить возможности повышения качества жизни сельского населения в сфере здоровья.
Материалы и методы. Теоретическую и методологическую базу исследования составили научные труды ученых, работающих в сфере терри-
ториальных пространств и качества жизни сельского населения, обследования Росстата, Иркстата, материалы социальных проектов агрегированных площадок общественных организаций. В работе использовались общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение, включенного наблюдения.
Результаты
В настоящее время вопросы развития сельских территорий и качества жизни населения с точки зрения их причин, проблем и векторов развития, в том числе регионального, рассматриваются с различных методологических подходов. Обобщив мнения ученых, представленных в литературных источниках [5, 6, 8, 9], можно сделать вывод, что, во-первых, обеспеченность медицинскими ресурсами территорий и уровень социально-экономического развития региона взаимосвязаны; во-вторых, присутствует неравномерное распределение ресурсов между селом и городом; в-третьих, для оценки качества жизни населения в сфере здравоохранения используются следующие показатели:
1) обеспеченность территории медицинскими организациями;
2) количество койко-мест в стационарах (число больничных коек на 10 000 жителей);
3) укомплектование кадрами и иными ресурсами.
Данные критерии позволяют статистически представить и сравнить российские регионы между собой и в динамике рассмотреть эффективность управленческих решений в сфере здравоохранения.
В качестве примера в работе используется Иркутская область - сибирский регион, который обладает суровым климатом, большой протяженностью территории, низкой плотностью населения и характеристиками отрицательного демографического развития. Численность населения в Иркутской области на 01.01.2023 г. - 2 344.36 тыс. чел., из них городское составляет 77,5%, сельское 22,5%, плотность населения 3,0 чел./км2 [10]. При этом стабильно сокращается численность сельского населения в целом, особенно количество детей и молодежи. Ожидаемая продолжительность жизни сельского населения Иркутской области при рождении меньше, чем городского. Как следствие, отмеченные демографические процессы ведут к снижению территориального капитала здоровья сельской местности.
При изучении проблем неравномерного территориального развития одним из важных направлений является анализ характеристик доступности и качества медицинского обслуживания. Наиболее острый вопрос в настоящее время - то, что сельское население региона сталкивается с проблемами отсутствия врача-специалиста и трудностями предварительной записи. Хотя число лечебно-профилактических организаций в Иркутской области растет: с 666 в 2015 г. до 701 в 2021 г., тем не менее жители сельской местности вдвое реже, чем горожане, могут воспользоваться услугами скорой помощи [11].
Второй критерий - количество койко-мест на 10 000 человек населения - отражает отрицательную динамику в регионе (табл. 1).
Анализ позволяет сделать вывод, что в территориальном аспекте этот показатель в Иркутской области по сравнению с другими субъектами страны заметно выше. Также прослеживается зависимость характеристик обеспечения ресурсами и плотности расселения населения по регионам. Обеспеченность числом больничных коек на 10 000 человек выше на территориях с низкой плотностью населения в Дальневосточном и Сибирском регионах. При этом наблюдается тенденция снижения показателя в Северо-Кавказском округе, территории с традиционно высокой рождаемостью и плотностью населения, и в Центральном федеральном округе, регионе с высокой плотностью и низкой рождаемостью, но с более высоким уровнем жизни.
Таблица 1. Число больничных коек на 10 000 человек населения по Иркутской области
Иркутская область 2015 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Место по РФ Место по СФО
Число больничных коек на 10 000 человек населения 106,0 94,7 93,7 90,2 24 5
Источник: [12].
Третий критерий - профессиональные кадры. Обеспеченность врачами в Иркутской области составляет около 37 специалистов на 10 тыс. жителей, что на 2,5% ниже российского показателя; средним медицинским персоналом - 86 на 10 тыс., что на 2,5% выше российского показателя [12]. Ежегодно региональное Министерство труда и занятости свидетельствует о нехватке медицинских кадров и социальных работников.
Субъективная оценка доступности и качество обслуживания медицинскими услугами определяются самим населением. В табл. 2 представлены мнения домохозяйств по удовлетворенности работой поликлиники, к которой прикреплены члены домохозяйства, по стране и в Иркутской области.
Таблица 2. Оценка домохозяйствами работы поликлиники, к которой прикреплены члены домохозяйства
Территория Удовлетворены в полной мере Удовлетворены не в полной мере Не удовлетворены Не посещают поликлинику Не определились
2019 г.
РФ 38,1 42,6 10,5 8,6 0,1
Иркутская область 28,2 52,1 15,7 4,0 0,0
2021
РФ 39,3 40,7 10,2 9,7 0,1
Иркутская область 26,0 53,5 15,7 4,8 0,0
Источник: [13].
Сравнение двух годов, до пандемийный (2019 г.) и в пандемийный периоды (2021 г.), показывает резкое снижение «удовлетворенности в полной мере» населением Иркутской области относительно оценок населения в целом по стране (с 9,9 пунктов до 13,3 пунктов). Здесь же наблюдается небольшой рост значения по РФ с 38,1 до 39,3 пунктов. По показателю «удовлетворены не в полной мере» заметна тенденция снижения удовлетворенности работой поликлиники по стране в целом, тогда как население Иркутской области высказывается положительно. Показатель «не удовлетворены» отражает в целом стабильную позицию населения как по стране, так и по региону и в 2019 г., и в 2021 г. При этом число лиц, не посещающих поликлинику, по двум территориям в обозначенные годы увеличилось.
Таким образом, оценка домохозяйствами работы поликлиники остается достаточно стабильной в рассматриваемый период. Обращает на себя внимание, что пандемия не оказала резкого изменения позиций домохозяйств в оценке работы поликлиники по региону и стране в целом и остается положительной. Тем не менее распределение ответов респондентов по показателю «удовлетворены в полной мере» свидетельствует об удовлетворенности ниже 50%-го рубежа двух территорий. Существенно ниже федеральных значений региональная оценка населением работы поликлиники (около 30%). Как отражают представленные данные объективных и субъективных оценок, на качестве жизни населения Иркутской области, особенно сельского, сказывается неполное обеспечение медицинскими ресурсами, особенно это касается обеспечения кадрами.
Учитывая комплексность и остроту проблемы и в целом развитие сельских территорий, в конце апреля 2023 г. Министерство сельского хозяйства РФ приступило к реализации инициативы Правительства РФ по формированию сельских опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий [14]. В ближайшее время муниципалитеты и субъекты страны приступят к разработке стратегии долгосрочного социально-экономического развития 1,8 тыс. агломераций. Как представляется, данный подход должен комплексно решить вопросы улучшения качества жизни сельского населения и положительно сказаться на снижении темпов миграции в крупные города. В опорных населенных пунктах планируется ускоренное развитие социальной, транспортной, инженерной и информационно-коммуникационной инфраструктуры. Данная мера преследует достаточно большой перечень задач в решении ключевой проблемы оттока населения в города. Реализация направлений по обеспечению медицинскими услугами сельского населения планируется по системе, похожей на советский период, по принципу «от малого к крупному» и принятой в последние годы схеме городских агломераций, но на сельских территориях.
Более полный охват проблемы фиксирует Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. через сокращение уровня межрегиональной дифференциации и снижение внутрирегиональных социально-экономических различий за счет повышения устойчивости [15]. Здесь нужно отметить, что понятия «сельские агломерации» в России
ранее не существовало - оно появилось только в октябре 2019 г. в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». Модель развития сельских территорий через опорные населенные пункты не нова. Ряд исследователей отмечают, что эта идея зародилась и реализовалась в Германии [16], но в свое время не получила широкого развития в России. Тем не менее опыт европейских стран имел положительную оценку.
При обсуждении данной меры российскими экспертами высказываются различные мнения относительно ее реализации и функционирования. Так, например, А. Костяев говорит о возможности недостаточно полного доступа к финансированию малых сельских поселений и недостижении заявленной цели, поскольку потоки миграции населения будут направлены на крупные города, а не на сельские агломерации. Также новосибирский специалист О. Фадеева считает, что критерии опорного пункта оставляют в стороне малые села, которые в первую очередь тяготеют к «вымиранию». По ее мнению, не более 20% сельских населенных пунктов будут охвачены процессами агломерации. Мы согласны с позицией, что для более позитивного сценария развития этой идеи «необходимо в жизнеспособных селах и деревнях открывать или сохранять филиалы и структурные подразделения районных больниц, школ, домов культуры» [17]. В принципе то, что и было до периода сельских реформ, поскольку именно эти объекты социальной инфраструктуры являются оплотом сельского образа жизни и деятельности. Также считаем, что необходимо к данной ячейке подключать имеющиеся материальные и нематериальные ресурсы и активы сельских территорий. Это и традиционные для местности ремесла, промыслы, человеческий и культурный потенциал местного населения. В таком тандеме, с привлечением заявленного финансирования, институты местных сообществ имеют шансы стать центром притяжения и привлекательности не только сельского, но и городского населения, а также стать основой для саморазвития территорий. В целом же данная политика будет направлена на поддержку сельских территорий, но, по нашему убеждению, вряд ли остановит процесс урбанизации, поскольку это мировая тенденция, характеризующая эволюционный процесс сельского пространства, который заключается в укрупнении городов, снижении численности малых поселений и изменении экономики с сельскохозяйственной на сервисную специализацию.
В настоящее время российские регионы до сентября этого года должны на основе Методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий представить свои предложения по сельским агломерациям. Рассмотрение различных мнений и позиций позволило определить, что в недостаточной форме выражена цель мероприятия, помимо пунктов размещения необходимо выработать механизм управления формированием и развитием сельских агломераций. В этом случае есть возможность применить положительные агломерационные эффекты для активизации развития сельских территорий, повышения их роли в пространственном развитии страны и качества жизни.
Глубина проблем качества жизни сельского населения вызывает активность и позиции «снизу», т.е. самих местных сообществ. Мы наблюдаем решение этих вопросов через проектный подход конкурсной и грантовой деятельности, когда само население объединяется и локально преобразует сельское пространство с помощью ТОСов, НКО, АНО и площадок различных общественных организаций. Так, одним из примеров может послужить Агентство стратегических инициатив («Смартека»), которое транслирует успешный опыт региональных и локальных обществ по преобразованию сельских территорий с целью повышения качества жизни населения. В частности, реализация системы социального обслуживания населения в отдельных районах происходит в различных проектах. Практика «Заботливый сосед» реализуется в Ленинградской области. На сегодняшний день помощь получают 129 человек из 18 муниципальных образований региона. Данный проект пытается решить проблему отсутствия качественного ухода за пожилыми людьми и инвалидами, проживающими на отдаленных территориях региона. Целью проекта является обеспечение социальной безопасности граждан (бытовая, медицинская, психологическая поддержка) и профилактика социального одиночества, направленных на удовлетворенность получением услуг в рамках социального обслуживания и достаточности социальной помощи. Интересной, перекрестной технологией проекта является применение оплачиваемого труда граждан этой же местности без статуса занятых при реализации данной цели. Это снижает остроту сельской безработицы и доступности социальной помощи в отдаленных сельских районах [18].
Еще один проект, направленный на повышение качества жизни сельского населения, реализуется в Липецкой области. Имея цель прекращение оттока жителей и увеличение численности постоянно проживающего населения, он затрагивает проблемы социально-жилищной инфраструктуры и определяет задачей формирование сообществ людей, имеющих возможность влиять на принятие решений по развитию района или населенного пункта [18]. Также положительный опыт развития с 2019 г. имеет площадка Общероссийский народный фронт «Село. Территория развития», направленная на формирование новых подходов к развитию села. В частности, относительно развития сельского здравоохранения активисты способствовали работе новых фельдшерско-акушерских пунктов, инициировали формирование мобильных медицинских комплексов и т.д. [19]. Обобщив прикладной опыт регионов и муниципалитетов, можно сказать, что эти и другие практики показывают, что сельское население, обладая определенным потенциалом, преобразуется в местное сообщество, способное решать свои посильные социальные, экономические, просветительские и культурные задачи.
Накопленный социальный капитал населения территории является движущим механизмом преобразований. Эксперты-практики отмечают, что данный потенциал местных сообществ может быть реализован на единой инфраструктурной площадке развития сельских инициатив [20].
Он может выступать «центром притяжения инициатив» местного населения. Но не все проблемы и задачи можно решить только своими силами, поэтому двухстороннее внимание, и со стороны государства, и со стороны местных сообществ, необходимо для повышения качества жизни сельского населения.
На основе имеющихся мнений по управленческой реализации механизма развития сельских агломераций [15] в работе представляется в качестве нового элемента саморазвития территорий институт местного сообщества (рис. 1).
Внешние факторы и ресурсы развития регионов и муниципальных образований
Социально-экономическая политика государства. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 г
_
Национальные проекты РФ, государственные программы РФ (программа «Комплексное развитие сельских территорий и др.)
Л _
Социально-экономическая политика субъекта РФ.
Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ
* ~
Внешние и внутренние ресурсы, факторы развития сельской агломерации и территории
* =
Субъекты управления развитием сельской агломерации
Механизм развития сельской агломерации
Формы Методы Инструменты (институты) саморазвития
Стратегии развития поселений, концепция развития агломерации, муниципальные программы Административные, экономические, правовые, организационные, информационные и др. Инициативное бюджетир ов ание, муниципальные проекты, муниципально-частное партнерство, межмуниципальное сотрудничество Институт местного сообщества
Рис. 1. Механизм управления формированием и развитием сельских агломераций в системе пространственного развития региона.
Источник: на основе [15]
Считаем, что при разработке механизма реализации комплексных мероприятий необходимо учитывать максимальные возможности вертикальной организации по развитию системы здравоохранения сельских территорий. Под вертикальной организацией в данном случае понимается систем-
ность решения финансовых, правовых, кадровых, организационных задач от федерального до локального уровня, с большей ответственностью региональных властей и их возможностью использования арсенала директивных методов управления.
Существенный вклад в более качественное обслуживание сельского населения может оказывать такой вид самоорганизации местных сообществ, как горизонтальное в форме сетевого взаимодействия. Сети представляют собой коммуникационные структуры, благодаря которым информация передается через длинные цепочки отношений на значительные расстояния. Они выступают в качестве инструмента координации развития сельских территорий, исключающего неэффективность внешнего планирования и прогнозирования на основе иерархических систем управления и свободного рынка с его «провалами» [21. С. 470]. В современных условиях сетевое взаимодействие должно опираться на концепцию «умного» развития сельских территорий, через улучшение жизни людей в самих сельских сообществах с опорой на местные сильные стороны и ресурсы, с обязательным финансовым обеспечением и возможных инструментов цифровизации.
В российских реалиях реализация «умной деревни» может быть приемлемой для территорий с более компактным расселением людей (райцентрах), в связи с этим вертикальная помощь со стороны вышестоящих уровней управления может проявляться в строительстве индивидуального жилья для медицинских работников, проведении профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения районными и (или) региональными медицинскими учреждениями более отдаленных территорий, формирования выездных врачебных бригад для организационно-методической шефской помощи врачам районных и сельских населенных пунктов, социально-экономического бытового комплекса обеспечения жизнедеятельности медицинских специалистов и работников на селе, что позволит решать точечные задачи медицинского обеспечения для удаленных мест проживания сельского населения.
Заключение
В качестве заключения отметим рост заинтересованности сельского населения в решении локальных социально-экономических проблем. С одной стороны, это свидетельствует о становлении и значительном укреплении института местных сообществ сельских территорий, с другой - эта активность может быть следствием недостаточного внимания и действия со стороны властей к проблемам населения отдаленных районов. В связи с чем требуется дальнейшая работа по исследованию и предложению мероприятий по улучшению здоровья сельского населения и их качества жизни.
Список источников
1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС: КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 13.06.2023).
2. Павлов А.Ю., Кудрявцев А.А. Управление устойчивым развитием сельских территорий с использованием методов типологизации. Пенза, 2019. 116 с.
3. Газизов Р.М. Метод оценки сельских территорий и их типология на примере Красноярского края // ВестникКрасГАУ. 2015. № 3 (125). С. 196-197.
4. Нескучные цифры. Краткие итоги социально-демографических обследований населения : стат. сб. Вып. 5. 17 с. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области: офиц. сайт. URL: https://38.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83 %D 1 %87%D0%BD%D 1 %8B%D0%B5%20%D 1 %86%D0%B8%D 1 %84%D 1 %80%D1%8 B. %20%D0%92%D 1 %8B%D0%BF%D 1 %83%D 1%81 %D0%BA%205.%20%D0%91 %D0 %B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5_740579.pdf (дата обращения: 12.06.2023).
5. Басова Е.А. Доступность здравоохранения как фактор устойчивого социально-экономического развития территорий // Проблемы развития территории. 2021. Т. 25, № 1. С. 68-87.
6. Калашников К.Н., Артамонов И.В. Здравоохранение сельских территорий: пространственно-временные аспекты доступности // Проблемы развития территории. 2020. № 2 (106). С. 120-132.
7. Калафатов Э.А. Состояние и тенденции социально-экономического развития сельских территорий Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2021. № 12. С. 279-301. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-12-2021-51/
8. Чернышев В.М., Воевода М.И., Стрельченко О.В., Мингазов И.Ф. Сельское здравоохранение России. Состояние, проблемы, перспективы // Сибирский научный медицинский журнал. 2022. № 42 (4). С. 4-14.
9. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий: региональный аспект. М. : Издание Государственной Думы, 2021. 320 с.
10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. Население : офиц. сайт. URL: https://38.rosstat.gov.ru/folder/167937 (дата обращения: 15.06.2023).
11. Росстат. Сельские территории. Здравоохранение : офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sel-terr.html (дата обращения: 16.06.2023).
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022 : стат. сб. / Рос-стат. М., 2022. 1122 с.
13. Федеральная служба государственной статистики «Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения» / Росстат : офиц. сайт. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/GKS_KDU_2021/index.html (дата обращения: 16.06.2023).
14. Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2022 г. № 4132-р «Об утверждении методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий» // СПС: КонсультантПлюс. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_435504/ (дата обращения: 10.06.2023).
15. Ворошилов Н.В. Критерии выделения сельских агломераций и механизм управления их развитием // Развитие территорий. 2022. № 1. С. 51-58.
16. Маркварт Э., Киселева Н.Н., Соснин Д.П. Система опорных населенных пунктов как механизм управления пространственным развитием: теоретические и практические аспекты // Власть. 2022. № 2. С. 95-111.
17. Гурьянов С. Расселись тут: в России появится почти 2 тыс. сельских агломераций // Известия. 26 апреля 2023 г. URL: https://iz.ru/1503447/sergei-gurianov/rasselis-tut-v-rossii-poiavitsia-pochti-2-tys-selskikh-aglomeratcii (дата обращения: 10.06.2023).
18. Агентство стратегических инициатив. Смартека : офиц. сайт. URL: https://smarteka.com/ (дата обращения: 11.06.2023).
19. Общероссийский народный фронт «Село. Территория развития» : офиц. сайт. URL: https://rssm.su/projects/razvitie-selskikh-territoriy/selo-territoriya-razvitiya/ (дата обращения: 11.06.2023).
20. Klochko E.N., Kovalenko L. V. Rural Areas of the Russian Federation: Generation of Development Initiatives by the Population // Sochi Journal of Economy. 2022. № 16. URL: http://vestnik.sutr.ru/ (дата обращения: 09.05.2023).
21. Костяев А.И. К вопросу о научных основах разработки стратегий развития сельских территорий // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2020. № 21 (4). С. 462474. DOI: https://doi.org/10.30766/2072-9081.2020.2L4.462-474
References
1. RF. (2021) Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021, No. 400: On the National Security Strategy of the Russian Federation. [Online] Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (Accessed: 13.06.2023). (In Russian).
2. Pavlov, A.Yu. & Kudryavtsev, A.A. (2019) Upravlenie ustoychivym razvitiem sel'skikh territoriy s ispol'zovaniem metodov tipologizatsii [Management of sustainable development of rural areas using typology methods]. Penza: [s.n.].
3. Gazizov, R.M. (2015) Metod otsenki sel'skikh territoriy i ikh tipologiya na primere Krasnoyarskogo kraya [Method for assessing rural areas and their typology using the example of Krasnoyarsk Krai]. VestnikKrasGAU. 3 (125). pp. 196-197.
4. Territorial body of the Federal State Statistics Service for Irkutsk Oblast. (2023) Neskuchnye tsifry. Kratkie itogi sotsial'no-demograficheskikh obsledovaniy naseleniya: stat. sbornik [Fun numbers. Brief results of socio-demographic surveys of the population: statistics]. Vol. 5. [Online] Available from: https://38.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ %D0%9D%D0%B5%D 1%81 %D0%BA%D1%83%D 1 %87%D0%BD%D 1 %8B%D0%B5% 20%D 1 %86%D0%B8%D1%84%D 1 %80%D 1 %8B. %20%D0%92%D 1 %8B%D0%BF%D 1 %83%D1%81%D0%BA%205.%20%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0% B8%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5_740 579.pdf (Accessed: 12.06.2023).
5. Basova, E.A. (2021) Dostupnost' zdravookhraneniya kak faktor ustoychivogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territoriy [Availability of healthcare as a factor in sustainable socioeconomic development of territories]. Problemy razvitiya territorii. 25 (1). pp. 68-87.
6. Kalashnikov, K.N. & Artamonov, I.V. (2020) Zdravookhranenie sel'skikh territoriy: prostranstvenno-vremennye aspekty dostupnosti [Healthcare of rural areas: spatiotemporal aspects of accessibility]. Problemy razvitiya territorii. 2 (106). pp. 120-132.
7. Kalafatov, E.A. (2021) Sostoyanie i tendentsii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skikh territoriy Rossiyskoy Federatsii [State and trends of socio-economic development of rural territories of the Russian Federation]. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 12. pp. 279301. [Online] Available from: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-12-2021-51/
8. Chernyshev, V.M. et al. (2022) Sel'skoe zdravookhranenie Rossii. Sostoyanie, problemy, perspektivy [Rural healthcare in Russia. Status, problems, prospects]. Sibirskiy nauchnyy meditsinskiy zhurnal. 42 (4). pp. 4-14.
9. Kharitonov, N.M. (ed.) (2021) Problemy i perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sel skikh territoriy: regional 'nyy aspekt [Problems and prospects for socio-economic development of rural areas: regional aspect]. Moscow: Izdanie Gosudarstvennoy Dumy.
10. Territorial body of the Federal State Statistics Service for Irkutsk Oblast. (2023) Naselenie [Population]. [Online] Available from: https://38.rosstat.gov.ru/folder/167937 (Accessed: 15.06.2023).
11. Rosstat. (2023) Sel'skie territorii. Zdravookhranenie [Rural areas. Healthcare]. [Online] Available from: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sel-terr.html (Accessed: 16.06.2023).
12. Rosstat. (2022) Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2022: stat. sb. [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2022]. Moscow: Rosstat.
13. Rosstat. (2021) Selective observation of the quality and availability of services in the field of education, healthcare and social services, promoting employment. [Online] Available from: https://gks.ru/free_doc/new_site/GKS_KDU_2021/index.html (Accessed: 16.06.2023). (In Russian).
14. RF. (2022) Order of the Government of the Russian Federation of December 23, 2022, No. 4132-r: On approval of methodological recommendations on the criteria for identifying support settlements and adjacent territories. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_435504/ (Accessed: 10.06.2023). (In Russian).
15. Voroshilov, N.V. (2022) Kriterii vydeleniya sel'skikh aglomeratsiy i mekhanizm upravleniya ikh razvitiem [Criteria for identifying rural agglomerations and the mechanism for managing their development]. Razvitie territory. 1. pp. 51-58.
16. Markvart, E., Kiseleva, N.N. & Sosnin, D.P. (2022) Sistema opornykh naselennykh punktov kak mekhanizm upravleniya prostranstvennym razvitiem: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [The system of support settlements as a mechanism for managing spatial development: theoretical and practical aspects]. Vlast'. 2. pp. 95-111.
17. Gur'yanov, S. (2023) Rasselis' tut: v Rossii poyavitsya pochti 2 tys. sel'skikh aglomeratsiy [Settled here: almost 2 thousand rural agglomerations will appear in Russia]. Izvestiya. 26 April 2023. [Online] Available from: https://iz.ru/1503447/sergei-gurianov/rasselis-tut-v-rossii-poiavitsia-pochti-2-tys-selskikh-aglomeratcii (Accessed: 10.06.2023).
18. Agency for Strategic Initiatives. Smarteka. (2023). [Online] Available from: https://smarteka.com/ (Accessed: 11.06.2023). (In Russian).
19. Russian Popular Front "Village. The Territory of Development". [Online] Available from: https://rssm.su/projects/razvitie-selskikh-territoriy/selo-territoriya-razvitiya/ (Accessed: 11.06.2023).
20. Klochko, E.N. & Kovalenko, L.V. (2022) Rural Areas of the Russian Federation: Generation of Development Initiatives by the Population. Sochi Journal of Economy. 16. pp. 277-236. [Online] Available from: http://vestnik.sutr.ru/ (Accessed: 09.05.2023).
21. Kostyaev, A.I. (2020) On the scientific basis for developing rural development strategies. Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka. 21 (4). pp. 462-474. (In Russian). doi: 10.30766/2072-9081.2020.21.4.462-474
Информация об авторе:
Андреянова Е.Л. - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела региональных экономических и социальных проблем (ОРЭСП), Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ИНЦ СО РАН) (Иркутск, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
E.L. Andreyanova, Cand. Sci. (Economics), leading research fellow, Irkutsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 30.06.2023; одобрена после рецензирования 17.08.2023; принята к публикации 20.08.2023.
The article was submitted 30.06.2023; approved after reviewing 17.08.2023; accepted for publication 20.08.2023.