ЭКОНОМИКА
ДП7 = (2/=1"ДП х К х C / 13) д^дд ДД, где ДД - объем I-го вида продукции, за которую осуществляется предоплата, тыс.
м3;
К - годовой банковский кредит за пользование кредитными ресурсами, %;
С1 - срок возврата кредита, месяцев;
ДУ1 - снижение цены I-го вида продукции за счет предоплаты на нее, руб./м3. Прирост прибыли за счет централизации сбытовой деятельности
ДП8 = ДУ,
где ДП: - увеличение объемов централизованной реализации I-го вида продукции, тыс. м3;
ДУ: - увеличение цены реализации I-го вида продукции, руб./м3 Прирост прибыли за счет централизации работ по строительству и содержанию дорог
ДП9 =
где ЛД - объем строительства I-го вида дороги и J-го вида содержания дороги, км;
ДСЦ - снижение стоимости I-го вида строительства дороги и J-го вида содержания дороги, руб./км.
Прирост прибыли за счет централизации МТС
ДП10 = У "ТНГ X ДУг х ДУг / 100,
10 1=1 I I J 5
где ТН1 - материалы I-го вида, т;
ДУ1 - скидка на цену за единицу I-го вида материалов, %;
УJ - цена единицы материалов J-го вида, руб.
Прирост прибыли за счет оптимизации финансовых потоков
ДП11 = 21=1КР1 х ДК1 / 100, где КР1 - кредитный ресурс I-го вида, тыс. руб.
ДК1 - снижение банковских кредитных ставок по сравнению со среднесло-жившимися за прошлый период, %.
Прирост прибыли за счет оптимизации кредитного портфеля
ДП12 = (Е1=1”ВК1 х ДК1 х ДКР1/ 100) +
+ д^вд (±дкр1),
где ВК1 - сумма I-го валютного кредита, единица валюты;
ДК1 - снижение банковской процентной ставки за I-й кредит, полученный в валюте, по сравнению со средней рублевой процентной ставкой, %;
КР1 - среднегодовой курс рубля по I-й валюте, руб.;
ДКР1 - снижение курса рубля к I-й валюте (по месяцам года), руб.
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЛЕСНОГО СЕКТОРА
Д.В. КОТИКОВ, асп. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ
Проблемы отечественного лесного сектора хорошо известны:
- существенный дефицит инвестиций, который находит отражение в значительном износе основных производственных фондов по всей цепочке - от заготовки древесины до глубокой переработки. Моральный и физический износ основных средств достигает 80 % в отдельных сегментах отрасли;
- низкий уровень корпоративного управления и, как следствие, финансовая непрозрачность большинства лесных компаний;
- отсутствие публичных компаний, что делает недоступной промышленность
для портфельных и институциональных инвесторов;
- низкий уровень рентабельности.
Все эти негативные факторы являются препятствием на пути развития лесной промышленности как одного из приоритетных и перспективных направлений национальной экономики. По данным Министерства промышленности и энергетики, в 2007 г. вклад лесного сектора в производство ВВП составил лишь 1 % и примерно 4 % промышленного производства. Это минимальный вклад, но в сложившихся условиях большего ожидать не приходится. Безусловно, развитие лесных
146
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
отраслей требует вложения колоссальных ресурсов, при этом очень важно учитывать структуру участников инвестиционных проектов, их приоритеты и ответственность на всех этапах инвестирования.
Сегодня лесной сектор объективно является более привлекательным для долгосрочных инвесторов, нежели для спекулятивного капитала. Инвестиции в «лес» вполне могут обеспечить инвестору положительные денежные потоки уже в среднесрочной перспективе, хотя и без сверхприбылей. При этом вложения в отдельные сегменты (лесозаготовка, деревообработка) носят фрагментарный характер, не способны существенно повлиять на процесс обновления технического парка ЛПК и повысить конкурентоспособность всего сектора. Наиболее реалистичными выглядят такие вложения, которые направлены на комплексное развитие отраслей лесной промышленности от заготовки древесины до глубокой переработки и поставки продукции с высокой добавленной стоимостью конечным потребителям.
Государство - основной бенефициар лесных инвестиций
Самое узкое место в инвестиционном обеспечении лесных проектов - это источник вложений. Строить новое производство или производить реконструкцию старого - процесс очень затратный. В условиях низкой рентабельности бизнеса, наличия конфликта интересов, отсутствия правовой платформы стратегические инвесторы опасаются вкладываться в лесные отрасли «с нуля», предпочитая долевое участие в крупных ВИС или инвестиционное кредитование крупных и средних компаний. Хотя иностранные инвесторы предпочитают проекты «с нуля» из-за запутанности прав собственности на существующие лесные активы. На сегодня основным инвестором остается собственник предприятия, который в большинстве случаев ограничен в финансовых возможностях. В сложившихся условиях приоритетная роль в реализации крупных инвестиционных проектов в лесных отраслях должна принадлежать государству. Государство - это не только «мешок с деньгами», а в первую очередь регуля-
тор экономических отношений между всеми участниками объекта инвестиционных вложений. Главная задача государственной лесной политики заключается в развитии внутреннего рынка, консолидации лесного сектора и его интеграции в глобальную экономику, повышении конкурентоспособности на международной арене и росте капитализации всех сегментов лесной промышленности.
Наиболее эффективным механизмом устойчивой лесной политики РФ является создание инвестиционной лесной компании со 100 % участием государства. Основной задачей является участие в капитале проекта, т.е. определение структуры инвестированного капитала с учетом государственных вложений. От структуры капитала зависит будущее распределение доходов, а этот вопрос является ключевым для частных инвесторов. Даже при участии 25 %+1 акция государство может существенно повысить инвестиционную привлекательность объекта вложений. Государство будет финансировать те проекты, чистая текущая стоимость которых значительно превышает дисконтированные доходы от альтернативного варианта вложений (размещение средств на депозитах, покупка долгосрочных облигаций и т.д.). Поскольку речь идет о будущих денежных потоках, в наибольшей степени подвергнутых влиянию неопределенности, наличие государственного интереса к проекту может быть гарантом возврата вложенных средств для остальных участников проекта. В дальнейшем инвестиционная компания может выйти из состава акционеров проекта, продав свою долю стратегическому инвестору или партнеру по бизнесу. В любом случае доходы государства будут иметь мультипликативный эффект. Во-первых, государство окупит вложения за счет налоговых поступлений, а во-вторых, являясь полноправным участником проекта, инвестиционная компания будет получать часть доходов в виде дивидендов, которые в дальнейшем будет аккумулировать и вкладывать в новые инвестиционные проекты.
Институциональное оформление
Укреплять конкурентоспособность лесного сектора на внутреннем и междуна-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
147
ЭКОНОМИКА
родном рынках необходимо за счет специальным образом организованных регионов. Национальным лесным проектом в сфере пространственного развития может стать выделение на территории страны опорных регионов - узлов развития новой лесной экономики. Способствовать этому может кластерный подход в развитии того или иного региона. Кластер представляет собой сконцентрированные в пределах одного региона межотраслевые образования, включающие всю цепочку взаимосвязанных видов деятельности. Ярким примером кластера является Красноярский край. В 2006 г. в Красноярске было учреждено ОАО «Корпорация развития Красноярского края». Ее учредителями стали администрация края, «Базовый элемент», Внешэкономбанк и ГидроОГК. В основе создания компании лежит колоссальный потенциал природных ресурсов, сосредоточенный в Нижнем Приангарье. По предварительным данным, запас золота здесь оценивается в 13 %, нефти и газа 6 % общероссийских запасов, а расчетная лесосека составляет 30 млн га, из которых 86 % составляет высококачественная хвойная древесина. На первом этапе предполагается построить крупный целлюлозно-бумажный комбинат, газоперерабатывающий завод с комплексом газохимических производств, завод ферросплавов на базе Порожинского месторождения марганца, цементный завод, аффинажное предприятие для переработки золота и крупный металлургический комбинат, привязанный к Тагарско-му железорудному месторождению. Следует отметить, что освоение новых лесных массивов является одной из приоритетных задач данного проекта. Несмотря на выгодное транспортное расположение и огромный сырьевой потенциал, вопрос об обеспеченности этого ЦБК (предполагаемое место строительства - д. Ярки) объектами инфраструктуры является самым актуальным. Возможность бесперебойного снабжения комбината сырьем зависит от наличия развитой дорожной сети. По расчетам специалистов, мост через реку Ангару вместе с дорогой Богучаны-Ан-гарский обойдется в 150 млн долл. Решение этой проблемы как раз является обязательством государства и находит отражение в со-
ответствующих бюджетных проектировках (средства Инвестиционного фонда). Данная кластерная модель будет реализована через механизм государственно-частного партнерства. То есть государство вкладывается в развитие необходимой инфраструктуры, а частные инвесторы - в создание новых производственных мощностей. При этом предполагается, что у государственных вложений будет солидный мультипликативный эффект. На 1 рубль государственных инвестиций можно будет привлечь объем частных инвестиций, многократно превышающий государственные. По данным МЭРТ РФ, средства, выделяемые из бюджета на реализацию проекта «Комплексное развитие Нижнего Приан-гарья», составляют 34,2 млрд руб., при этом ожидаемые налоговые поступления составят 120,0 млрд руб.
Перспективный инструмент финансирования
В качестве еще одного источника финансирования можно рассматривать допэмиссию. Следует отметить, что привлечение капитала с помощью выпуска дополнительных акций размывает доли текущих акционеров компании и тем самым снижает привлекательность этого инструмента финансирования. Кроме того, сегодня конъюнктура на рынке капитала такова, что стоимость долгового финансирования существенно ниже, чем стоимость привлечения собственного капитала. В текущих условиях для реализации средних проектов в наибольшей степени подходит такая структура финансирования, при которой наибольший удельный вес приходится на долговые инструменты. Тем не менее, реализация крупных проектов, направленных не только на существенное расширение действующих производственных мощностей, но и создание новых, требует существенного расширения ассортимента инвестиционных инструментов.
Несмотря на привлекательность долговых способов финансирования, их возможности ограничены кредитными линиями. В то же время объем средств, привлекаемых с помощью допэмиссии, зависит главным образом от готовности инвестора участвовать в бизнесе компании.
148
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
Таблица
Основные активы иностранных компаний в ЛПК
Наименование компании Страна Предприятие Выпускаемая продукция
International paper США «Светогорск» Гофрированный картон, небеленая бумага, упаковочная продукция
Anglo American Великобритания Сыктывкарский ЛПК Картон, офсетная, офисная и картонная бумага
KAPPA Packaging Group Нидерланды «Каппа-Санкт-Петербург» Гофрокартонная упаковка
Stora Enso Финляндия 6 лесозаготовительных предприятий в различных регионах Лесозаготовка
Rimbunan Hijau Малайзия ЗАО «Форест старма» Лесозаготовка
Kronospan Holdings Limited Австрия Деревообрабатывающее предприятие в Егорьевске Напольные покрытия, стеновые панели, ламинированные плиты для мебели.
Источник: Эксперт РА
Здесь можно рассматривать два варианта. Первый: собственник остается прежний, компания проводит допэмиссию в пользу стратегического инвестора, в результате чего последний консолидирует не менее чем 25 % +1 акция. Вырученные от продажи дополнительного выпуска акций средства направляются на реализацию инвестиционной программы компании, а денежные потоки, образуемые в результате реализации проекта, распределяются между акционерами (собственник и стратегический инвестор) пропорционально их долям в уставном капитале. В дальнейшем, когда рост доходов от создания новых мощностей окупит вложения и найдет отражение в увеличении рыночной стоимости компании, стратегический инвестор сможет выйти из состава акционеров, продав свою долю партнеру по бизнесу или третьим лицам. Второй вариант - это продажа бизнеса целиком стратегическому инвестору и выход прежнего собственника из состава акционеров компании.
Такой подход в настоящее время затруднен. Дело в том, что сегодня уже определена структура собственности в крупных и средних лесных компаниях. Частая смена собственников и топ-менеджмента может плохо отразиться на качестве корпоративного управления и, как следствие, стоимости бизнеса. При привлечении средств на долевой основе узким местом является проблема выбора стратегического партнера и его го-
товность работать совместно с действующим собственником. Поэтому при поиске стратегического партнера следует учитывать интересы всех участников, степень их ответственности и контроля.
Сегодня ярко выраженной конкурентной борьбы между иностранными стратегами за активы наших лесных компаний пока нет. Хотя, как видно из таблицы, иностранные инвесторы проявляют интерес к российским активам. Поэтому в среднесрочной перспективе допэмиссия как метод привлечения капитала скорее всего не получит широкого распространения в лесной промышленности.
К сожалению, за исключением крупных лесных корпораций, таких как «ГК Титан», «Илим Палп», «Монди Бизнес Пейпа», «Светогорск», «Волга», «Соликамскбумпром», лесной сектор в большинстве представлен мелкими и средними предприятиями. Между тем для успешной конкуренции на глобальном рынке необходимо присутствие компаний, которые по финансовому положению и производственному потенциалу сравнимы с действующими лидерами отрасли. Повышать конкурентоспособность на международной арене можно только за счет объединения усилий бизнеса и государства. Направление этих усилий должно быть сфокусировано на интеграции малых и крупных компаний, вовлеченных в цепочку производства и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008
149