кладки на фторопластовые, а резинотканевые рукава — на металлорукава типа СРГС, и исключить использование для защиты этого оборудования бен-зостойких лакокрасочных покрытий. В остальном существующее нефтескладское и топливозаправочное оборудование в комплекте с разработанными устройствами способно обеспечить выполнение всех необходимых операций при использовании биотоплив на основе рапсового масла, широкое применение которых даст возможность существенно улучшить экологическую ситуацию.
Список литературы
1. Коваленко, В.П. Восстановление качества нефтепродуктов с помощью ПГС-полимеров / В.П. Коваленко, Е.А. Улюкина, С.С. Гусев, И.Н. Леонов // В кн. «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей тракторов и автомобилей». — СПб.: СПбГАУ, 2004. — С. 74-82.
2. Пат. 2370303 РФ. Фильтр для очистки жидкостей / В.П. Коваленко, Е.Н. Пирогов, Е.А. Улюкина [и др.]. — Опубл. 20.10.2009. Бюл. № 29.
3. Финкельштейн, З.Л. Применение и очистка рабочих жидкостей для горных машин / З.Л. Финкельштейн. — М.: Недра, 1986. — 232 с.
УДК 631.173
Л.И. Кушнарёв, доктор техн. наук, профессор
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МТС
Технологизация и индустриализация — важнейшие факторы интенсификации АПК, и регулирование технологического и технического уровней агропромышленного производства государством является необходимым условием нового этапа развития аграрного сектора. Типовые технологические решения в комплексе должны обеспечивать достижение поставленных перед машинно-технологическими станциями общенациональных задач по повышению продуктивности сельскохозяйственного производства России путем внедрения высоких, интенсивных и энергосберегающих технологий.
В настоящее время созданы прогрессивные технологии по производству основных сельскохозяйственных культур. Эти технологии разработаны с учетом зональных условий страны. Одновременно предусмотрено создание зональных механизированных комплексов по производству, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, применение нового поколения машин.
Разработанные базовые технологии производства сельскохозяйственной продукции и технического сервиса обеспечены технологическими отраслевыми и межотраслевыми адаптерами, с помощью которых эти технологии могут быть адаптированы к конкретным производственно-экономическим условиям и возможностям разнообразных типов сельхозтоваропроизводителей. Это позволяет осуществлять новую технологическую политику, содействовать товаропроизводителю в принятии самостоятельного хозяйственного решения на основе представляемых технологий, технологических адаптеров и набора технических средств с ориентацией системы государственного стимулирования
на приоритет использования новейших достижений научно-технического прогресса.
Однако на данном этапе до 90 % сельскохозяйственных товаропроизводителей России не могут реализовать новые технологические разработки по ряду известных причин, связанных с материально-техническим и экономическим их состоянием. Создание машинно-технологических станций (МТС) может оказать агропредприятиям действенную помощь по внедрению прогрессивных технологий по производству сельхозпродукции.
Машинно-технологические станции (см. рисунок) функционируют уже длительное время, однако они пока не оказали ощутимой помощи сельскому хозяйству. Причина в том, что большинство МТС до сих пор не вышли на проектную мощность, а само сельское хозяйство технически не подготовлено для реализации новых технологий, отсутствует организационно-экономический механизм функционирования производственно-технологического обслуживания селхозтоваропроизводителей.
Организационно-технологическая реструктуризация МТС должна охватывать весь комплекс мероприятий по повышению эффективности станций, начиная с обоснования направлений и цели деятельности и заканчивая обоснованием производственных параметров, с учетом реальных потребностей и потенциала сельхозтоваропроизводителей.
Экономическая результативность хозяйственной деятельности МТС определяется уровнем продуктивности использования пашни, величиной издержек производства и в конечном итоге уровнем рентабельности, достаточным для обеспечения экономической заинтересованности коллективов как
65
Организационная структура МТС
непосредственно МТС, так и равноправных соучастников сельскохозяйственного процесса производства — сельхозпредприятий. При этом на МТС возлагается задача внедрения высокоэффективных технологий в сельском хозяйстве.
Важно обеспечить выполнение технологического процесса производства конечной продукции минимальным по численности набором машин. Невыгодно усложнять технологию на конкретном севообороте разнообразными процессами, сочетанием различных типов обработок почвы, ухода за посевами и т. д., поскольку для этого требуется громоздкий, капиталоемкий парк машин. На возделывании различных зерновых культур в паро-зерновом севообороте с минимализацией почвообработки достаточно иметь 5-6 базовых машин вместо 15.. .20 при обычной технологии.
Наиболее важные проблемы, от решения которых можно ожидать наивысшей отдачи при минимальных капиталовложениях, — это высокоэффективная организация использования техники, что требует увеличения продолжительности использования агрегатов в течение года.
Действующие ранее нормативы загрузки машин, по которым определялся количественный парк техники для сельского хозяйства, принимались с учетом сопоставления стоимостей набора машин и потерь продукции при невыполнении сроков полевых работ. Причем стоимость машин в себестоимости продовольствия была невысокой.
Сейчас доля капиталовложений и издержки эксплуатации техники возросли в 100.150 раз, поэтому необходимо пересмотреть нормативную базу при расчете парка машин. Например, годовую нагрузку на зерноуборочный комбайн следует определять не 9.11-суточной продолжительностью уборочного цикла, а в пределах 15.60 сут, посевных машин — не 4.7 сут, а 10 и т. д. Это особенно важно для регионов, где короткий безморозный период. А таких зон в России 60.70 %. Осуществление организационных мероприятий позволяет в 1,5.2 раза увеличить выработку агрегатов без заметного ухудшения показателей МТС, естественно, при некотором увеличении потерь продукции. В свою очередь, это дает реальную возможность сократить потребность в инвестициях на комплектование хозяйств и МТС техникой нового поколения.
Значительный резерв повышения эффективности использования техники дает освоение МТС высокотехнологичных организационных приемов: создание уборочно-транспортных комплексов, поточность технологических операций и др. Работники должны не только обеспечивать повышенную выработку на агрегат, но и нести ответственность за весь технологический процесс производства продукции, обеспечивать высокую урожайность культур в растениеводстве и продуктивность в животноводстве.
МТС не может эффективно функционировать без ресурсов интенсификации (семян лучших сортов, удобрений, пестицидов и т. д.) и квалифициро-
ванных кадров. Сегодня большинство из действующих МТС эти факторы не использует.
Практически МТС всех экономических зон эффективно работают на выполнении пахотных работ. Причем в северо-западной, волго-вятской, уральской и восточно-сибирской зонах, т. е. в зонах рискованного земледелия, услуги МТС на выполнение пахотных работ используются в меньшей степени (15.16 %), чем в южных районах (33.52 %), наиболее благоприятных для полеводства.
Аналогично и в отношении поверхностной поч-вообработки и посевных работ, в районах с неблагоприятными условиями этот вид механизированных работ позволяет получить 2.16 % поступлений средств в МТС, а в районах Кубани, Черноземья и Алтая — 12.43 %.
Удельный вес выполняемых МТС уборочных работ по экономическим районам также неравномерен. Если в Северо-Западном экономическом районе он не достигает 1,5 %, то во многих районах Сибири превышает 30 %, а в отдельных областях доходит до 40.50 % (Белгородская область, Татарстан и др.).
Наибольший объем механизированных работ на производстве кормов выполняют МТС СевероЗападного экономического района. Если практически во всех регионах МТС получают на заготовке силоса от 1 до 12 % выручки, то МТС СевероЗападного района — более 60 %.
Существенные объемы механизированных работ (10.16 %) наблюдаются на внесении удобрений в Центральном и Северо-Западном регионах европейской части России, а в МТС Волго-Вятского района он достигает 70 % (Татарстан и Мордовия).
В настоящее время для МТС типовыми технологическими операциями при производстве сельскохозяйственных полевых культур являются: вспашка, культивация и дискование почвы, посев зерновых колосовых и зернобобовых, трав и пропашных культур, уборка зерновых, зернобобовых, подсолнечника и кукурузы на зерно, уборка трав, кукурузы и подсолнечника на силос и сенаж, опыливание и опрыскивание, внесение минеральных и органических удобрений.
Следует отметить, что аналогичный набор технологических операций иностранные фирмы рекомендуют выполнять МТС, создаваемыми на основе связанного иностранного кредита, так как именно эта совокупность технологических операций позволяет эффективно использовать технику, получать наиболее высокие поступления средств от основной деятельности.
Анализ технологий возделывания сельскохозяйственных культур показывает, что МТС может выполнять основную часть технологических операций при производстве и уборке озимой пшеницы (из 39 операций 21 могут быть выполнены МТС).
Из почвообрабатывающих работ за пределами внимания МТС остаются механизированные работы, выполняемые с помощью крупногабаритной техники, что связано со сложной ее транспортировкой. Практически техника МТС не используется на при-катывании и бороновании, при уходе за посевами, на уборке соломы и погрузочно-разгрузочных работах, при подготовке и хранении сельхозпродукции. В период проведения этих работ загрузка собственной техники сельхозтоваропроизводителей невысока, и у них есть возможность выполнить эти работы собственными силами и средствами.
Основными задачами, обеспечивающими повышение эффективности и определяющими организационную структуру машинно-технологической станции, являются:
изучение текущей и перспективной потребности и спроса сельхозтоваропроизводителей в технике и производстве механизированных работ, организация сбора и обобщения заказов с соответствующим оформлением заявок;
оказание услуг в производстве механизированных работ (подряд), в переработке сельскохозяйственной продукции, в предоставлении техники во временное пользование (аренда, прокат), в технической эксплуатации машин и оборудования (ТО, ремонт, хранение), в организации материальнотехнического снабжения; в выполнении заказов на изготовление изделий, строительство сооружений, транспортирование, подбор, монтаж, досборку, наладку машин и оборудования, в проведении консультаций и обучении сельхозпроизводителей.
Организационная структура МТС формируется по результатам маркетинговой деятельности в зависимости от заказов и ожидаемого спроса сельхозпроизводителей. Каждый структурный участок оснащается техническим средствами, нормативнотехнической документацией и должен располагать высококвалифицированными кадрами. Технические средства в основном подразделяют:
• на машинно-тракторный парк для производства работ в растениеводстве;
• оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции;
• транспортные средства для перевозки грузов;
• средства для технического обслуживания, ремонта и хранения машин, а также для монтажа животноводческого оборудования и аппаратуры;
• средства связи, коммуникации для диспетчеризации и маркетингово-консультационной работы;
• средства хранения, доставки и заправки нефтепродуктов;
• другие (для строительства и пр.).
По административно-территориальному признаку различают региональные (областные, крае-
67
вые), районные (межхозяйственные) и внутрихозяйственные машинно-технологические станции.
Региональные (межрайонные) МТС это, как правило, специализированные машинно-технологические станции, создаваемые на базе узкоспециализированных мелиоративных предприятий, механизированных колонн и т. д. В зону их деятельности входит обслуживание по определенному виду (комплексу) работ заказчиков ряда или всех районов региона. Они оснащаются специальной высокопроизводительной техникой.
Районная (межхозяйственная) МТС обычно обслуживает заказчиков одного района или части (куста) района. Она создается по инициативе хозяйств района на существующей производственнотехнической базе учредителей, в качестве которых, наряду с хозяйствами, могут выступать районные предприятия.
В организационном плане районные (межхо-зяйственные) МТС имеют условия для комплексного, оперативного и эффективного решения своих задач и задач сельских товаропроизводителей, увязывая цели свои и своих заказчиков. Обычно в создании этих МТС заинтересованы и административные органы района, так как от положительных результатов деятельности станций могут быть поступления налогов и обязательных платежей в местный бюджет.
Свои отношения с заказчиками районные (меж-хозяйственные) МТС строят на договорной основе. При этом договоры с хозяйствами заключаются как на отдельные виды или комплексы механизированных работ, так и на совместное производство, хранение, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. На эти МТС ложится обычно вся тяжесть выполнения трудо- и энергоемких механизированных работ, требующих использования современной высокопроизводительной и дорогостоящей сельскохозяйственной техники, высококвалифицированных кадров механизаторов и специалистов и консолидации усилий и ресурсов всех заинтересованных предприятий и служб района. Получение высокой урожайности культур при высокой эффективности сельских товаропроизводителей это не только авторитет МТС, но и наличие длительного платежеспособного спроса на технику и услуги ремонтно-обслуживающих структур района.
В связи с более жесткой налоговой политикой государства в отношении несельскохозяйственных предприятий, которыми признаны и машиннотехнологические станции, на местах в регионах идет поиск новых возможностей повышения их эффективности, и в первую очередь за счет снижения налогового бремени. В более выгодном положении находятся внутрихозяйственные МТС, образованные без права юридического лица. Во многих регионах (Орловская и Рязанская области, Удмуртская
68
Республика и др.) МТС созданы в составе агрофирм и агрохолдингов. В их составе механизированные услуги МТС имеют стоимость значительно ниже, чем у самостоятельно хозяйствующего субъекта, и не имеют льгот по налогам (НДС, налогу на прибыль, налогу с продаж и др.).
Основу механизации производства с.-х. продукции в условиях агрофирм составляют МТС, организованные на базе тракторных бригад и механизированных отрядов с.-х. предприятий и их производственных подразделений. В агрофирме создаются прежде всего организационно-экономические условия для более эффективного использования сельскохозяйственной техники. Это внедрение на всех уровнях производства полного и внутрихозяйственного расчета и арендно-подрядных отношений, направленных на получение высоких конечных результатов деятельности агрофирмы — увеличение объемов производства, снижение себестоимости и рост рентабельности от производства, переработки и реализации с.-х. продукции.
В настоящее время на всех административных уровнях управления агропромышленным производством предпринимаются попытки воссоздать существовавшую систему инженерно-технического обеспечения. При этом значительная часть этой работы должна проводиться на региональном уровне, в первую очередь потому, что субъектам федерации предоставлена полная хозяйственная самостоятельность в формировании структур управления и производственно-технического обеспечения. Но отсутствие четких научно обоснованных концепций и схем формирования и функционирования вертикально-интегрированных систем инженернотехнического обеспечения и их функционирования в условиях рыночных (экономических) отношений приводит к созданию неэффективных региональных структур.
Целесообразность участия МТС в производстве с.-х. продукции определяется сельскими товаропроизводителями по стоимости (цене) предлагаемых механизированных работ (услуг), основную часть которых составляют затраты на обеспечение функционирования систем использования, ТО и ремонта машин станции.
В свою очередь, эффективность функционирования систем машиноиспользования в условиях сельскохозяйственных и обслуживающих предприятий в значительной степени зависит от обоснованности и соответствия реальным потребностям ее производственно-экономических параметров: производственной мощности и зоны обслуживания станции; эффективного количественного и марочного состава машинно-тракторного парка; производственных параметров мастерских и передвижных средств; рациональной организационной структуры производственных и вспомогательных подразделений.
Наличие согласованного между сельскими товаропроизводителями и обслуживающими предприятиями производственными и вспомогательными подразделениями экономического механизма, регулирующего взаимоотношения в системе маши-ноиспользования, является необходимым условием повышения эффективности механизированных процессов, обеспечения использования и работоспособности машинно-тракторного парка материальнотехническими ресурсами.
Высокопроизводительное использование техники — один из решающих факторов повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Однако имеющиеся недостатки в организации процессов использования, морально и физически изношенный машинно-тракторный парк приводят к значительному недоиспользованию номинальной производительности техники, особенно мощных скоростных тракторов, новых комбайнов, автомобилей. В результате основные полевые работы — заготовка кормов, уборка хлебов, пахота и другие — осуществляются с серьезными нарушениями агрономических требований. Это ведет к недобору урожая, удорожанию продукции, снижению ее качественных показателей.
В этих условиях перед МТС стоят задачи по обеспечению высокой эффективности производ-
ства за счет высокопроизводительного использования техники, внедрения прогрессивных технологий, организации производственно-технического обслуживания сельских товаропроизводителей. Дальнейшее совершенствование организационных форм использования техники — объективная необходимость возрождения села в условиях низкой продуктивности, рентабельности и покупательной способности хозяйств и растущего диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Концентрация техники в МТС, организация их крупных механизированных подразделений, отрядов и комплексов способствуют решению задач по производству сельскохозяйственной продукции при снижении потребности в инвестициях на воссоздание технического потенциала АПК.
Список литературы
1. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года / В.И. Фисинин и др. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. — 90 с.
2. О технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства в соответствии с задачами Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы // Информационный бюлл. Минсельхоза России. — 2008. — № 7-8. — С. 26-31.
УДК 631.35:62-2
Б.В. Пылаев, канд. техн. наук, доцент А.А. Шамин, аспирант
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ ОБГОННЫХ МУФТ В ПРИВОДЕ ТРАКТОРНОГО ПРИЦЕПА
Использование в трансмиссии мобильных машин обгонных муфт (ОМ), как показала практика, позволяет передавать положительный момент на агрегаты и исключить паразитное торможение, что повышает эффективность трансмиссии [1, 2]. Обгонные муфты широко применяются в сельскохозяйственных машинах, ими снабжены привод аппарата соломоизмельчителя в зерноуборочном комбайне «Нива-СК5», очесывательный аппарат льноуборочного комбайна ЛКВ-4, пресс-подборщик ПСБ-1,6, измельчающее устройство кормоуборочного комбайна КСК-100. Подключение переднего моста колесного трактора МТЗ-82 осуществляется через ОМ при более 5 %-м буксовании задних колес [3]. Широкое применение ОМ сдерживается недостатками технических характеристик существующих конструкций. У фрикционных ОМ, например
роликовых, ограничен передаваемый силами трения момент при низкой (из-за значительных контактных нагрузок) долговечности, а нефрикционные храповые ОМ имеют значительный угол срабатывания и работают при ударных нагрузках.
Предложенная авторами зубчатая обгонная муфта (ЗОМ) [4-7] обеспечивает передачу практически любого момента, так как зависит от прочности зубчатой пары муфты, а угол срабатывания меньше, чем у фрикционных ОМ, благодаря повышенной сравнительной жесткости. Особенности конструкции ЗОМ позволяют расширить круг применения обгонных муфт в машинных агрегатах различного назначения.
В данной статье рассмотрено теоретическое обоснование повышения эффективности машиннотракторного агрегата (МТА) за счет применения
69