Научная статья на тему 'Направления обновления высшего профессионального образования (на примере ЗабГГПУ)'

Направления обновления высшего профессионального образования (на примере ЗабГГПУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ТАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / INDICATORS (INDICES) OF FINAL RESULTS / INNOVATION DEVELOPMENT / AVERAGE-TIME PROGRAM OF DEVELOPMENT / PROGRAM AND INDICATOR BUDGETARY PLANNING / STRATEGIC AIMS / TACTIC PURPOSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугарова Дулма Цырендашиевна, Катанаев Иван Иванович, Кононенко Наталья Васильевна, Старостина Светлана Ефимовна

Современное развитие высшего профессионального образования связывают с разработкой, апробацией и внедрением инструментов программно-целевого бюджетного планирования и администрирования бюджетных расходов. В статье представлена Среднесрочная программа развития вуза, основанная на принципиально новом стиле: программно-целевом и индикативном планировании, которое осуществляется в строгом соответствии с глобальной целью университета. Достижение стратегических целей и тактических задач, осуществляется посредством достижения индикаторов, примеры которых приведены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дугарова Дулма Цырендашиевна, Катанаев Иван Иванович, Кононенко Наталья Васильевна, Старостина Светлана Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of higher education renovation (on the example of ZabSHPU)

Modern development of higher education is bound up with elaboration, approval and inculcation of means for program and indicator budgetary planning and administration of budgetary expenses. The article deals with Average-time Program of University development based on a new style: program-purpose and indicator planning that depends on a global aim of university development. To gain strategic aims and tactic purposes is to gain indicators resented in the article.

Текст научной работы на тему «Направления обновления высшего профессионального образования (на примере ЗабГГПУ)»

Культурология

НАУЧНАЯ жизнь

УДК 378 ББК Ч 484

д. ц. дугарова, И. И. Катанаев, Н. В. Кононенко, С. Е. Старостина

г. Чита

Направления обновления высшего профессионального образования (на примере ЗабГГПУ)

Современное развитие высшего профессионального образования связывают с разработкой, апробацией и внедрением инструментов программно-целевого бюджетного планирования и администрирования бюджетных расходов. В статье представлена Среднесрочная программа развития вуза, основанная на принципиально новом стиле: программно-целевом и индикативном планировании, которое осуществляется в строгом соответствии с глобальной целью университета. Достижение стратегических целей и тактических задач, осуществляется посредством достижения индикаторов, примеры которых приведены в статье.

Ключевые слова: инновационное раз-

витие, среднесрочная программа развития, программно-целевое бюджетное планирование, стратегическая цель, тактическая задача, индикаторы (показатели) итоговых результатов.

D. Ts. Dugarova, 1.1. Katanaev, N. V. Kononenko, S. E. Starostina

Chita

Tendencies of higher education renovation (on the example of ZabSHPU)

Modern development of higher education is bound up with elaboration, approval and inculcation of means for program and indicator budgetary planning and administration of budgetary expenses. The article deals with Average-time Program of University development based on a new style: program-purpose and indicator planning that depends on a global aim of university development. To gain strategic aims and tactic purposes is to gain indicators resented in the article.

Keywords: innovation development, averagetime program of development, program and indicator budgetary planning, strategic aims, tactic purposes, indicators (indices) of final results.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) является динамично развивающимся научно-образовательным, опытно-технологическим комплексом гуманитарнопедагогического профиля, реализующим системные стратегические цели, задачи, функции по развитию гуманитарно-педагогических знаний, трансферу гуманитарных технологий, подготовке кадров для гуманитарно-педагогической сферы в трансграничном регионе с Китаем и Монголией России по 147 специальностям и направлениям с учётом рекомендаций работодателей, меняющихся тенденций на рынке труда, в условиях интенсивно развивающейся экономики Восточной Сибири. возрастающей роли социальной составляющей в международных отношениях трансграничном регионе с Китаем и Монголией.

Статус университета в системе профессионального образования на российском и международном уровнях укрепляется благодаря сложившимся научным школам последних трех десятилетий: историко-археологической, филологической, китаистики, комплексного изучения человека, психолого-педагогической; эколого-биологической, физиологии человека и животных, радиофизической, прикладной математики. Сложившиеся научные школы вуза дают возможность определить приоритетные направления развития национального исследовательского университета.

Системообразующим инновационным

ядром развития Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического

университета (ЗабГГПУ) является совокупность образовательных программ, проектов направленных на подготовку компетентных кадров для гуманитарно-педагогической сферы, научно-исследовательское, опытноэкспериментальное, технологическое обеспечение успешной реализации социально ориентированных инновационных проектов.

В начале XXI века была разработана программа развития ЗабГГПУ, цель которой — определить и обосновать политику и стратегию развития Университета, фундаментальные и инновационные направления деятельности и механизмы их реализации с учетом специфики функционирования Университета.

Реализация Программы формализует деятельность Университета по пяти направлениям, каждое из которых предполагает наличие цели и тактических задач.

Направление 1. Совершенствование образовательного процесса в вузе и обеспечение его инновационного развития.

Цель: сохранение традиций и создание условий для инновационного развития образовательного процесса в вузе и достижения современного качества высшего профессионального образования.

Тактические задачи:

— обеспечить подготовку конкурентоспособного, компетентного, мобильного специалиста;

— оптимизировать образовательный процесс в вузе адекватно современным тенденциям, подходам, технологиям высшего профессионального образования;

— создать условия для повышения качества предоставления образовательных услуг;

— совершенствовать и укреплять материально-техническую базу Университета

— совершенствовать и расширять сферы реализации образовательных услуг, предоставляемых Университетом и его подразделениями.

Направление 2. Оптимизация социальновоспитательной деятельности в Университете, развитие и поддержка социально значимых инициатив студентов.

Цель: воспитание студентов, готовых к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира; противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде.

Тактические задачи:

— совершенствовать содержание и формы социально-воспитательной работы со студентами;

— обеспечить профессионализацию социально-воспитательной работы со студентами;

— включать студентов в социально полезную деятельность, расширять сферу реализации молодежных инициатив.

Направление 3. Совершенствование, расширение и укрепление сферы научной деятельности Университета.

Цель: обеспечение высокого уровня развития фундаментальных и прикладных исследований в Университете.

Тактические задачи:

— совершенствовать систему научной деятельности Университета;

— обеспечить прогрессивное развитие ведущих научных школ Университета;

— содействовать развитию инновационной деятельности и направлений научного исследования;

— развивать и укреплять связи в рамках научной деятельности Университета на общероссийском и международном уровнях.

Направление 4. Оптимизация системы управления Университетом.

Цель: совершенствование и оптимизация системы управления Университетом в режиме инновационного развития.

Тактические задачи:

— обеспечивать совершенствование системы управления Университетом с опорой на принцип демократизации;

— совершенствовать систему социальной защиты преподавателей и сотрудников Университета;

— создать эффективную систему мониторинга деятельности Университета по всем направлениям развития;

— создать условия для эффективного функционирования инфраструктуры Университета, хозяйственно-бытовой части;

— обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов Университета.

Направление 5. Расширение сферы социального партнерства и международного сотрудничества, укрепление и повышение статуса Университета на рынке образовательных услуг.

Цель: укрепление статуса Университета в системе профессионального образования, в том числе на международном уровне. Расширение сферы социального партнерства для эффективного развития и решения образовательных задач.

Тактические задачи:

— способствовать укреплению статуса Университета посредством активного участия в социально-значимой деятельности, акциях и проектах;

— влиять на процесс развития молодёжной региональной политики;

— осуществлять эффективное взаимодействие с органами власти и другими институтами общества в решении социальных и экономических проблем региона;

— совершенствование и расширение сферы международного сотрудничества ЗабГГПУ.

Проанализировав программу развития вуза, в 2009 году руководство Университета пришло к осознанию необходимости перехода на принципиально новый стиль программно-целевое и индикативное планирование деятельности вуза. Указанное планирование осуществляется в строгом соответствии с глобальной целью высшего образовательного учреждения, которая в свою очередь конкретизируется через стратегические цели. Каждая из стратегических целей достигается посредством решения конкретных тактических задач по средством достижения индикаторов целей и задач. Данный стиль планирования позволяет отследить динамику изменений по всем направлениям деятельности вуза.

Научная жизнь

Глобальная цель университета, сконцентрированная в Видении и Миссии университета, заключается в развитии нематериальных активов личности, региона и страны, включает подготовку кадров для всех уровней образования, науки, государственного управления и бизнеса, разработку образовательных программ профессионального образования, определение ряда направлений научных исследований на основе использования региональных, национально значимых и международных образовательных ресурсов, способствующих развитию сотрудничества с Китаем и Монголией, трансфер результатов научных исследований и научноисследовательских опытно-конструкторских работ в экономику региона.

Видение университета: ЗабГГПУ — региональный центр гуманитарно-педагогического образования, осуществляющий международную деятельность в условиях трансграничья с Китаем и Монголией,

Миссия Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского — подготовка высококвалифицированных кадров нового типа в области гуманитарно-педагогических знаний, конкурентно способных на рынке труда в условиях трансграничья с Китаем и Монголией на основе интеграции науки и образования — предопределена географическим положением региона и особым характером взаимодействия стран континентальной Азии в условиях трансграничья.

Ее реализации подчинена практическая деятельность лидеров, персонала ЗабГГПУ, всех структурных подразделений университетского инновационного научно-образовательного комплекса.

В качестве основного документа, определяющего стратегические приоритеты инновационного развития ЗабГГПУ на ближайшую и отдаленную перспективу, является Среднесрочная программа развития вуза.

Основными стратегическими целями указанной программы являются:

- обеспечение национальной экономики приграничной территории в области гуманитарных технологий кадрами, обладающими компетенциями, соответствующими лучшим российским образцам;

- развитие новых направлений фундаментальных и прикладных исследований и использование их результатов на основе международной академической интеграции;

- развитие механизмов финансового менеджмента в вузе.

Данные цели предполагают разработку, модернизацию и реализацию основных образовательных программ университета в соответствии

с Лицензией на право ведения деятельности в сфере профессионального образования. В настоящее время в университете подготовка осуществляется: по двадцати семи программам бакалавриата, девяти направлениям магистратуры, тридцати трем специальностям, двадцати девяти специальностям аспирантуры и одной докторантуры по семи отраслям наук, а именно, Физико-математические, Химические, Биологические, Технические, Гуманитарные, Социально-экономические и общественные науки, Науки о Земле.

Подобные целевые приоритеты, определенные решением Ученого совета, во многом детерминированы наличием серьезных проблем в системе экономических и социальных отношений в условиях приграничья и транс-граничья, критично высоким потенциалом деструктивности, невниманием, недооценкой в общественном, корпоративном сознании значимости гуманитарно-педагогического образования.

Трансграничный регион — особое в цивилизационном отношении образование со своими угрозами безопасности информационной, экономической, демографической и др. Забайкальский край имеет большую по протяженности границу с Китаем и Монголией. В регионе имеются древние этносы, разделенные границами; их история, культура и цивилизации драматически связаны и зависимы от развития, исторических этапов межкультурного и межцивилиза-ционного взаимодействия.

Перед ЗабГГПУ стоит задача позиционировать Россию как евразийскую державу, имеющую интересы на Западе и на Востоке. В таком балансе могут быть реализованы геополитические интересы России в диалоге культур Востока и Запада. Такое положение обязывает к особой стратегии в области современных приоритетных направлений научных исследований и инновационного образования, которое должно всемерно учитывать не только особенности этнокультурной и этнополитической ситуации внутри страны, но и ее геополитику.

В настоящее время экономические, социально-политические, культурные системы трансграничного региона характеризуются переходом к новой многоукладной рыночной макроэкономической модели, предполагающей макроинвестиционные вложения, что делает их более открытыми внешним влияниям и особо актуализирует проблемы подготовки кадров. Взаимопонимание и учет интересов становится стратегическим направлением сотрудничества в треугольнике «Россия — Китай — Монголия».

Работа в русле выделенных стратегических целей требует согласованных усилий в гуманитарных и естественных науках, в политикодипломатической, экономической, информационной, технологической, психологической и других сферах в целях обеспечения безопасности невоенными средствами, что отвечает положениям концепции национальной безопасности России.

Одной из стратегических целей является обеспечение национальной экономики приграничной территории в области гуманитарных технологий кадрами, обладающими компетенциями, соответствующими лучшим российским образцам. Одним из показателей реализации данной цели является место в рейтинге гуманитарных вузов России. В настоящее время (по данным на 2007 г.) ЗабГГПУ попадает в группу вузов, занимающих 27 — 33 места в рейтинге гуманитарных вузов России, к 2013 году планируется подняться на 15 место.

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих задач:

— подготовка кадров для приоритетных направлений социально-экономического развития региона;

— разработка и внедрение новых образовательных программ, включая программы на иностранных языках;

— пересмотр структуры подготовки с перепрофилированием части объема подготовки или присвоения совмещенной квалификации в условиях трансграничья;

— укрепление кадрового потенциала;

— проектирование и создание единого образовательного пространства в условиях транс-граничья.

В своей совокупности эти тактические задачи обеспечивают достижение указанной стратегической цели, отвечают принципам достаточности и необходимости.

Для каждой тактической задачи разработаны соответствующие индикаторы (показатели) итоговых результатов. Например, тактическая задача «укрепление кадрового потенциала», предполагает следующие показатели:

Показатель 1. Удельный вес кандидатов наук в возрасте до 35 лет и докторов в возрасте до 45 лет (%).

Этот показатель позволяет отследить динамику изменения кадрового потенциала, способствует оптимизации возрастной структуры профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза и вовлечению молодежи в научноисследовательскую работу (НИР). Если на конец 2009 г. указанная категория специалистов составляет — 6,8% и 0,5%, то к 2013 г. планируе-

мый показатель составит — 30% и 10% соответственно.

Показатель 2. Удельный вес преподавателей, участвующих в проведении научных исследований и разработок и проектной деятельности (%).

Данный показатель фиксирует изменение вовлеченности преподавателей в научноисследовательскую деятельность (НИД). На данный момент этот показатель составляет 18% от ППС, ожидаемый результат — 35%.

Исходя из Миссии и потенциала вуза следующей стратегической целью является формирование новых направлений фундаментальных и прикладных исследований и использование их результатов на основе развития международной академической интеграции. Показатель реализации данной цели —- общий объем финансирования научных исследований и разработок, полученных на основе расширения источников финансирования (темпланы, различны государственные и негосударственные фонды, Федеральные целевые программы, российские и международные гранты и др.). К 2013 году общий объем финансирования научных исследований планируется увеличить в два раза.

Данная цель программы определена переоценкой концептуальных приоритетов университета, а именно, необходимостью существенного повышения международного сотрудничества в области научно-исследовательской деятельности, академической мобильности и экспорта образовательных услуг в условиях трансгра-ничья, и предусматривает интеграцию университетского сообщества в мировое образовательное пространство, в университетские сети Азиатско-тихоокеанского региона, решение организационных вопросов реформирования научно-образовательной инфраструктуры университета. Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

— проведение научных исследований и разработок по приоритетным научным направлениям;

— совершенствование механизмов научного маркетинга и коммерциализации результатов НИР посредством развития инновационной инфраструктуры университета;

— совершенствование подготовки научных кадров высшей квалификации;

— модернизация лабораторной базы и приборного фонда;

— реализация научно-исследовательских программ коллективов и консорциумов для осуществления совместных НИР в области фундаментальных и прикладных исследований.

Научная жизнь

В данных тактических задачах существенное внимание уделяется коммерческому аспекту (увеличение числа источников финансирования НИР, трансфер результатов НИР), международному сотрудничеству в международных исследовательских проектах и развитию механизмов научного маркетинга. Например, Тактическая задача «Совершенствование механизмов научного маркетинга и коммерциализации результатов НИР посредством развития инновационной инфраструктуры университета» предполагает следующие показатели:

Показатель 1. Процент проектов НИР, задействованных в университетский мониторинг эффективности НИР.

Университетский мониторинг НИР выявил, что 65% научно-исследовательских работ имеют объем финансовых средств, превышающий 100 тыс. руб., на 2013 год планируется достижение данного показателя — 100%.

Показатель 2. Количество результатов научных исследований доведенных до коммерциа-лизуемого товарного продукта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку эффективность НИД измеряется количеством доведенных до коммерциализированных товарных продуктов, то внедрение результатов научных исследований (трансфер) является существенным показателем эффективности НИР. В настоящий момент количество результатов НИР составляет 2 трансфера, в процессе реализации среднесрочной программы предполагается создать в 2013 году 7 центров гуманитарно-педагогических технологий: центр трансфера социально-реабилитационных технологий на базе социального факультета; центр трансфера психолого-реабилитационных технологий на базе факультета психологии; центр трансфера социально-политических технологий на базе исторического факультета; центр трансфера и мониторинга экологических исследований на базе естественно-географического факультета; центр трансфера здоровьесберегающих технологий на базе факультета физической культуры; центр трансфера терминологических исследований на базе факультета иностранных языков; центр трансфера педагогических технологий многоуровневого образования на базе педагогического факультета.

Функции головного разработчика профильной научно-технологической продукции будет выполнять общеуниверситетский Центр трансфера социально-педагогических технологий.

Показатель 3. Количество малых и средних инновационных компаний, созданных на основе разработок университета.

Одной из основных целей деятельности университета является получение дополнительных

источников финансирования НИР, что возможно, в частности, посредством создания пояса инновационных предприятий обеспечивающих внедрение результатов НИР. По сравнению с 2009 годом планируется к 2013 году увеличить количество малых предприятий в три раза.

Показатель 4. Объем финансовых средств полученных в результате деятельности малых и средних инновационных компаний, созданных на основе разработок университета.

В настоящее время в университете создана сеть предприятий, не имеющая ярко выраженного финансового эффекта. В задачу настоящего момента входит переориентация предприятий на увеличение объема финансовых средств и создание предприятий с принципиально новыми механизмами управления.

Возрастающая степень самостоятельности вуза и определенная степень свободы в распоряжении финансовыми средствами, с одной стороны, а так же увеличивающиеся ожидания общества и государства от результатов деятельности университета требует развития и модернизации инструментов и процедур стратегического и финансового менеджмента. С другой стороны, социальная ответственность университетского сообщества перед обществом определяет механизмы обеспечения взаимодействия вуза и заинтересованных в их услугах сторон. К числу таких механизмов относятся: переориентация финансового менеджмента вуза, когда происходит переход от расчета затрат на осуществление процесса к расчету затрат на выполнение государственного задания. Такой переход позволит сделать финансирование вуза более тесно связанным с результатами оказания образовательных услуг; более прозрачным и понятным для всех заинтересованных сторон; более объективным на основе индикативных показателей и критериев.

Поэтому третья цель сформулирована так: развитие механизмов финансового менеджмента. Показателем данной цели является количество инструментов и процедур финансового менеджмента в вузе. В настоящее время в вузе происходит разработка инструментария финансового менеджмента, к 2013 году все процессы вуза будут обеспечены инструментами и процедурам финансового менеджмента.

Система корпоративного управления в вузе требует обеспечения интеграции целей и задач вуза с экономическими приоритетами вуза, внешними интересами (государства, регионального сообщества, заказчиков услуг, потенциальных работодателей, спонсоров и меценатов) посредством решения следующих тактических задач:

— внедрение новых подходов к финансированию вуза (на основе государственных заданий);

— развитие механизмов взаимодействия с работодателями на основе мониторинга рынка труда и востребованности выпускников университета;

— создание системы корпоративного управления вузом;

— развитие системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001;

— развитие программно-целевого планирования и индикативного развития.

Система указанных задач соответствует принципам необходимости и достаточности, и для каждой задачи определены индикаторы. Например, задача «Развитие системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 90012001», предполагает следующие индикаторы:

Показатель 1. Документы, регламентирующие осуществление управленческого учета и стратегического планирования в вузе.

В 2007 г. университет получил статус экспериментальной площадки ФИРО «Система зачетных единиц как инновационная форма учебного процесса». В ходе реализации мероприятий программы университет осуществил переход на модульную организацию учебного процесса и рейтинговую систему оценки учебных достижений студентов. К 2011 году университет планирует переход на кредитно-модульную систему организации учебного процесса. Осуществление данных направлений работы потребовало создание новой документации. К 2011 году планируется создать более 30 документов необходимых для ведения управления и осуществления стратегического планирования по ведущим процессам основных направлений деятельности вуза.

При разработке Среднесрочной программы учитывались как внутренние, так и внешние условия работы вуза, в том числе сравнение с лучшей практикой, применяемой в других вузах. Использовался как подход «сверху-вниз», при котором параметры Программы доводились от руководящего органа до структурных подразделений вуза, так и подход «снизу-вверх», при котором структурные подразделения вносили свой вклад в разработку Программы.

На основании Среднесрочной программы развития вуза ежегодно предполагается подготовка Доклада о результатах и основных направлениях деятельности вуза. Ученым советом вуза планируется рассмотрение Программ развития отдельных направлений деятельности, которые конкретизируют стратегические цели и тактические задачи, определенные в Среднесрочной программе развития Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета.

В рамках реализации Среднесрочной программы развития университета возможно выполнение

проектов Федеральных целевых программ развития образования, над которыми работает вуз:

Проект № 3.1.1.11126 ЗабГГПУ, финансируемый в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006 — 2008 годы)»: Разработка методики построения каталога информационных образовательных ресурсов по дисциплинам на примере групп специальностей среднего профессионального образования.

Проект № 3.2.1.12143 ЗабГГПУ, финансируемый в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»: Разработка методов и форм деятельности советов, ассоциаций и объединений в области дистанционного образования.

Проект № 3.2.3./6865 ЗабГГПУ, финансируемый в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 — 2010 годы)»: Разработка модели непрерывного дистанционного повышения квалификации педагогов на основе распределенной системы ресурсных центров и образовательных учреждений.

Проект № 3.2.3./6810 ЗабГГПУ, финансируемый в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 — 2010 гг.)»: Разработка модели информационного диагностического комплекса детской одаренности, обеспечивающего анализ направленности и глубины особенностей школьника.

Проект № 3.2.1./6835 ЗабГГПУ, финансируемый в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 — 2010 годы)»: Разработка требований и программы подготовки экспертов международного уровня в сфере дистанционных образовательных технологий.

Проект № 3.2.3./6877 ЗабГГПУ, финансируемый в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 — 2010 годы)»: Теоретические основы и перспективы использования информационных систем в управлении высшим учебным заведением.

Университет с рассмотренной Программой принял участие в конкурсе Федеральной целевой программы развития образования: «Разработка, апробацияивнедрениеинструментовпрограммно-целевого бюджетного планирования и администрирования бюджетных расходов, ориентированных на результаты, в сфере образования», по результатам которого был признан одним из пяти пилотных вузов России по разработке, апробации и внедрению инструментов программно-целевого бюджетного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.