Научная статья на тему 'Направления, критерии и условия эффективности формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов'

Направления, критерии и условия эффективности формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОЙ ПОЗИЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДЕБАТЫ / FORMATION OF PERSONAL AND MEANINGFUL POSITION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DEBATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сун Лэй

The article is devoted to the debate as a modern educational technology that promotes personal development of students. The technology of the formation of personal and meaningful students' positions by means of debate is presented. The main directions, criteria and conditions for the implementation of educational technology are considered. It is shown that this development will efficiently and effectively prepare students for the future professional, social, cultural and research activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions, criteria and efficiency conditions of the formation of personal and meaningful students' positions by debate facilities

The article is devoted to the debate as a modern educational technology that promotes personal development of students. The technology of the formation of personal and meaningful students' positions by means of debate is presented. The main directions, criteria and conditions for the implementation of educational technology are considered. It is shown that this development will efficiently and effectively prepare students for the future professional, social, cultural and research activities.

Текст научной работы на тему «Направления, критерии и условия эффективности формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов»

логической компетентности на снижение тревожности, повышение активности, уверенности в себе, потребности в рефлексии изменяющейся картины мира. Было выяснено, что особенно актуальным это становится для студентов и педагогов со стажем педагогической деятельности в три года и более. В этом случае аутопсихологическая компетентность закрепляет и совершенствует субъектные характеристики профессионала (самоотношение, самооценка, саморегулирование) [3, с. 134].

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.

Профессия педагога накладывает на личность ее избравшую ответственность не только за тех, кого предстоит учить, воспитывать, развивать, но и ответственность за самого себя, что невозможно без сформированной аутопсихологической компетентности, позволяющей узнать свои слабые и сильные стороны, сформировать значимые для профессии педагога качества, связанные с особенностями са-мопреобразующей деятельности.

Социальный запрос на высокий профессионализм и компетентность выпускников высших учебных заведений ориентирует на подготовку будущих педагогов, способных интенсифицировать результаты своей профессиональной деятельности благодаря аутопсихологической компетентности с помощью включения в самопреобразующую деятельность, актуализировав свой внутренний потенциал.

Таким образом, формирование аутопсихологической компетентности является необходимым ус-

ловием профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей (050100) вуза.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. - 287 с.

3. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2000. - 219 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. -М.: Вента-Граф, 2004. - 232 с.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Гардарики, 2003. - 297 с.

7. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2003. - 642 с.

8. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2004. - 734 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», раздел V «Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/ 050100b.doc

УДК 378

Сун Лэй

Московский государственный университет им. Ломоносова

[email protected]

НАПРАВЛЕНИЯ, КРИТЕРИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫХ ПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕБАТОВ

Статья посвящена дебатам как современной образовательной технологии, способствующей личностному развитию учащихся. Представлена технология формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов. Рассмотрены основные направления, критерии эффективности и педагогические условия реализации технологии. Показано, что данная разработка позволит качественно и эффективно подготовить студентов к будущей профессиональной, социальной, культурной, исследовательской деятельности.

Ключевые слова: формирование личностно-значимой позиции, образовательная технология, дебаты.

В настоящее время в рамках модернизации высшего образования трудно переоценить создание современных моделей обучения, адекватных содержанию профессиональной деятельности, внедрение инновационных форм и методов обучения. Одним из таких методов являются дебаты. Благодаря своим особенностям -целостности, универсальности, личностной ориентированности и ориентации на самообразование учащихся - дебаты на сегодняшний день являются одной из самых эффективных педагогических тех-

нологий, позволяющих не только овладеть соответствующими изучаемой дисциплине навыками, но и способствующих развитию творческой активности личности, формирующих умение представлять и отстаивать свою позицию, навыки ораторского мастерства, умение вести толерантный диалог и лидерские качества.

Нами разработана технология формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов. Она представлена тремя основными направлениями, включающими: 1) формирование

отношения к образованию; 2) формирование межличностного взаимодействия; 3) формирование самоотношения.

Формирование отношения к образованию. Управление формированием ценностного отношения к образованию рассматривается нами как сложная система. Она включает в себя как закономерности развития самого образовательного процесса, так и принципы, функции и методы управления. Цель этой системы - планомерное воздействие на субъекты образовательного процесса с тем, чтобы при помощи различных средств и методов обучения и воспитания перевести их в такое состояние, которое подразумевает готовность работать по избранной специальности, постоянно повышать свой профессиональный уровень и самосовершенствоваться. Одним из важнейших средств формирования ценностного отношения к образованию и являются, на наш взгляд, дебаты.

Образование занимает особое место в мире человеческих ценностей, оно раздвигает границы личного человеческого опыта и обогащает его. Потребность в образовании проявляется в форме потребности в образовании непрерывном, а процесс обучения носит уже не эпизодический характер, а постоянный, и стал заметной чертой современного образа жизни. Ценностное отношение к образованию - важный показатель, характеризующий личность. Формируя положительное отношение к знаниям, технология дебатов активно воздействует на личность в целом - на её мировоззрение, характер, интеллект, волю. Необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед студентами в процессе проведения дебатов, были не только понятны, но и внутренне приняты ими, стали для них ценностью.

В свете усложнения системы научных знаний современные образовательные технологии, к которым относятся дебаты, призваны переориентировать репродуктивную учебную деятельность на самостоятельную учебно-познавательную, научноисследовательскую и профессионально-практическую. Технология дебатов создаёт условия для сознательного выбора студентом «образовательной траектории», способствует тому, что происходит процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни. Она направлена на усиление практической и личностной ориентированности образования: важно не только то, что знают студенты, но и как они умеют реализовывать свой личностный потенциал.

Формирование межличностного взаимодействия. А.А. Бодалев доказал, что межличностное взаимодействие выступает одним из факторов формирования личности. Во-первых, потому что оно расширяет кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Во-вторых, оно

является «обязательным условием формирования общего интеллекта и прежде всего многих аттен-ционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик человека» [2]. Конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека, во многом зависит от того, какие требования предъявляют партнеры по взаимодействию к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, какие задачи перед ним ставят, какой уровень его активности при этом вызывают.

В современных условиях при высоком уровне развития информатики, увеличения количества информационных потоков, появления новых возможностей общения (Интернет, мобильные средства коммуникации и т.п.) важнейшее значение приобретает межличностное взаимодействие, развитию которого и призвана способствовать технология дебатов. Понятие межличностного взаимодействия можно рассматривать как обоюдный, двусторонний коммуникативно-перцептивный контакт людей в условиях совместной деятельности, где результатом выступает формирование образа партнера по взаимодействию, и образа самого себя, т.е. формирование личности каждого из участников взаимодействия. Предметом или объектом межличностного взаимодействия для одного человека выступает другой человек как партнер по совместной деятельности и потенциальный субъект общения. В системе межличностных взаимодействий звеньями одной цепи выступают коммуникативный контакт, содержание представлений и понятий человека о других людях и совместная деятельность.

Формирование самоотношения. Показателем развитой личности служит устойчивая система отношений не только к другим людям, но и к самому себе. Так, И.В. Арцимович отмечает, что в формате психологической реальности феномен самоот-ношения представляет собой особое свойство, выражающее наличие, степень и уровень развития сознания и самосознания; глубокое переживание, в ходе которого эмоции пересекаются с рефлексией человека на внешний мир, обнаружение себя, открытие своего «Я» в мире, позволяющее человеку выстраивать отношения с самим собой и миром [1].

Процесс формирования личностно-значимых позиций студента средствами дебатов можно определить как совокупность последовательных действий, способствующих позитивному отношению студента к различным аспектам своего «Я» в общественной, культурной, профессиональной деятельности. Формирование самоотношения посредством технологии дебатов включает в себя такие компоненты, как целевой, содержательный и процессуальный. Необходимость выделения целевого компонента обусловлена тем, что сознательная цель в деятельности студента определяет выбор способов, действий и выступает как средство управле-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

75

ния, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. Содержательный компонент раскрывает суть и содержание формирования личностнозначимых позиций. Процессуальный компонент характеризует непосредственно процесс формирования личностно-значимых позиций студента.

Нами выделены три основных критерия эффективности формирования личностной позиции студентов средствами дебатов: 1) овладение навыками поисково-исследовательской деятельности;

2) овладение коммуникативной компетентностью;

3) овладение навыками самопрезентации.

Они соотносятся с охарактеризованными нами направлениями формирования личностно-значимых позиций студентов. Овладение навыками поисково-исследовательской деятельности является результатом современной образовательной парадигмы, внедряемой при помощи дебатов. Овладение коммуникативной компетентностью происходит в результате межличностных отношений. Овладение навыками самопрезентации происходит на основе формирования отношения студента к самому себе.

Овладение навыками поисково-исследовательской деятельности. Современный подход к понятию поисково-исследовательской деятельности характеризуется уменьшением факторов научной новизны исследований и возрастанием содержательного аспекта, связанного с её пониманием как инструмента повышения качества образования. Мы рассматриваем поисково-исследовательскую деятельность как процесс, направленный на решение исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающий наличие основных этапов научного исследования, в результате которого субъективный характер открытий приобретает личностную значимость. В дебатах исследовательская деятельность является не целью, а средством достижения цели.

Поисково-исследовательскую деятельность как составляющую проблемного и развивающего обучения анализировали В.В. Давыдов [4], Л.В. Зан-ков [5], А.М. Матюшкин [6], М.И. Махмутов [7], Д.Б. Эльконин [8] и др. Она является одним из важнейших компонентов современной образовательной парадигмы, а как следствие - и личностно-значимых позиций студентов. Дебаты реализуют её целевую направленность, предполагающую формирование различных умений:

- медиаобразовательных: собирать и систематизировать научную информацию; переводить информацию из одной знаковой системы в другую; трансформировать информацию, видоизменяя её объём, форму, носитель, исходя из коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории; составлять рецензии (аннотации) информационных источников;

- исследовательских: разрабатывать программы исследований, применять необходимые диаг-

ностические методики, анализировать и интерпретировать полученные данные, представлять результаты исследования в вариативных формах, овладевать методами статистической обработки полученных в ходе исследования данных;

- коммуникативных: выстраивать целесообразные отношения с собеседниками, приобретать опыт ведения дискуссии, овладевать жанровой спецификой публичных выступлений.

Успех поисково-исследовательской деятельности определяется рядом требований:

- жёсткостью и чёткостью определения решаемых задач;

- скоординированным взаимодействием всех участников процесса;

- методической обеспеченностью деятельности;

- возможностью самореализации в ходе исследования.

Овладение коммуникативной компетентностью. Данный критерий включает в себя, прежде всего, оценку целенаправленного развития как устной, так и письменной формы коммуникации, а также формирования умений, связанных с анализом и обобщением информации, участием в обсуждении и публичных выступлениях, составлением текстов. В отличие от иных средств, дебаты позволяют не только тренировать отдельные умения и навыки, но требуют включения всего комплекса способностей и умений сразу, что представляется наиболее значимым в плане формирования личностно-значимой позиции студента.

Дебаты открывают следующие возможности:

- участники дебатов могут увидеть проблему с различных сторон, сопоставляя противоположные позиции;

- уточняются взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию информации;

- в процессе открытых высказываний устраняется эмоциональная предвзятость в оценке позиции оппонентов и тем самым нивелируются скрытые конфликты;

- удовлетворяется потребность участников дебатов в признании, особенно если они проявили компетентность, и тем самым повышается эффективность их отдачи и заинтересованность в решении групповой задачи.

Дебаты представляют собой уникальный в своем роде ресурс организации взаимодействия. Они учат отличать хороший аргумент от плохого, поскольку вынесение аргументов на суд оппонента помогает убедиться в том, что сильные аргументы выстоят, а слабые будут отвергнуты, и решения, таким образом, не будут основаны на непрочной основе. Осознание того, что аргументы будут подвергнуты такому испытанию, побуждает выбирать сильные аргументы, а не полагаться только на весомость собственного утверждения, социального статуса или авторитета. И даже в ситуациях, когда

собеседник не присутствует реально, можно представить, что скажет оппонент. Это помогает заранее приготовиться к ответу или выбрать более убедительные аргументы. Важно отметить также, что дебаты постоянно держат в курсе позиций, альтернативных собственной и взглядов, противоположных нашим собственным, что укрепляет роль выбора в человеческих отношениях.

Таким образом, участие в дебатах побуждает к поиску новых личностных ресурсов партнерского взаимодействия. Это связано, в первую очередь с тем, что участники формальных дебатов вынуждены избегать агрессивности, непродуктивного «перехода на личности», любой другой деструктивности, овладевая при этом различными эффективными стратегиями убеждающей коммуникации.

Овладение навыками самопрезентации. Мы определяем самопрезентацию как умение подавать себя, привлекать к себе внимание при помощи акцентирования внимания на своих качествах, которые актуализируются на основе использования особых технологий и стратегий. Впервые проблема управления впечатлением о себе встречается в работах И. Гофмана, который разработал концепцию «социальной драматургии» [3]. Суть её заключается в том, что человек в процессе социального взаимодействия способен смотреть на себя глазами партнёра и корректировать своё поведение в соответствии с желаниями других, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

Самопрезентацию можно рассматривать как взаимосвязанный трёхуровневый процесс. Познавательный уровень самопрезентации основан на представлениях субъекта имиджа о самом себе. Оценочный уровень самопрезентации связан с осознанием того, что качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Поведенческий уровень самопрезента-ции связан с достижением результата и по своей сути является самим актом самопрезентации.

Самопрезентация как бы объединяет три установки: 1) «реальное Я» - установка, связанная с тем, что субъект воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле; 2) «зеркальное (социальное) Я» - установки, связанные с представлением субъекта о том, как его видят другие; 3) «идеальное Я» - установки, связанные с представлениями субъекта о том, каким бы он хотел стать.

На наш взгляд, технология дебатов активно способствует развитию навыков самопрезентации, поскольку формирует умение правильно вести себя во время обсуждения проблемы, предвидеть реакцию слушателей на выступление и прогнозировать создание впечатления о себе.

Изучение сущностных характеристик, психоло-го-педагогических механизмов технологии дебатов, опыт и результаты исследований позволяют выделить определённые педагогические условия, способствующие формированию личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов. Мы перечислили их ниже.

1. Психолого-возрастные особенности дебатё-ров. Психологические, психолого-физиологические характеристики возраста влияют на мотивацию, постановку целей, выбор методов, форм и приемов работы. Возрастные особенности изменяют восприятие содержания и оценку взаимоотношений в процессе дебатов, иногда - в значительной степени. В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор темы дебатов позволяет индивидуализировать процесс, учесть личностные особенности каждого.

2. Технология дебатов строится на этических основаниях, требует взаимодействия всех участников с целью содействия в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям. Характер межличностного взаимодействия должен соответствовать типу субъект-субъектных отношений, что является обязательным условием адекватного становления личностно-значимых позиций.

3. Еще одним условием проведения дебатов является дифференцированный подход, при котором учитываются потребности, особенности и склонности участников. Составление программы, планирование, подбор материалов осуществляются не только в соответствии с общей целью мероприятия, но и с учетом уровня знаний и личностных особенностей участников.

4. Технология дебатов предполагает, что основной технологической единицей их реализации становится ситуация общения. Ситуация общения -это поле совместной деятельности всех участников процесса, организованное на гуманистических принципах. Это среда, мотивирующая успешное усвоение знаний и обретение компетенций, способствующая формированию самостоятельного суждения, креативному подходу к процессу познания. Такая психолого-педагогическая среда - и условие, и средство становления личности, а реализация подобной учебной ситуации имеет развитие личности своим конечным результатом.

5. Учебная ситуация общения реализуется через диалог. Под диалогом в данном случае понимается не столько способ вербального общения, сколько специально организованная коммуникативная среда, которая способствует самоактуализации и саморазвитию личности. Диалог - форма взаимной деятельности участников дебатов с учетом их индивидуальностей, своеобразия воззрений и отношений с миром.

6. Опора на ситуацию общения и диалог как основную технологическую единицу обращает нас

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4

77

к методам самостоятельного овладения знаниями, которые основаны на активном участии студента в процессе дебатов. С помощью проблемных методов создается учебная ситуация, требующая интеллектуальной деятельности для решения проблемы.

7. Наиболее продуктивной учебной деятельностью в ситуации общения, способствующей созданию особой коммуникативной среды, открытому обмену мнениями, эффективному разрешению проблем, реализации творческих замыслов, является работа в группах, чем и являются, по сути своей, дебаты. Выделение групповой формы работы вызвано тем, что при взаимодействии в процессе групповой работы, по утверждению психологов, возникает рефлексия, перестраивается мотивационная сфера, обучающиеся эффективнее овладевают новыми способами деятельности.

8. Важным педагогическим условием формирования личностно-значимых позиций средствами дебатов является оценка овладения способами исследовательской работы, так как способ включает в себя мотивационную и операциональную стороны познавательной деятельности, характеризует индивидуальные особенности проработки необходимого материала разного научного содержания, вида и формы, продуктивность использования знаний, то есть компетенции.

9. Важнейшим условием реализации технологии дебатов является создание ситуации успеха. Очевидно, что участники имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот, боязнь предъя-

вить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий. Необходимо найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, изменить взгляд на свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха.

На наш взгляд, представленная выше технология позволит качественно и эффективно подготовить студентов к будущей профессиональной и социальной деятельности, поможет сформировать и развить их личностно-значимые позиции.

Библиографический список

1. Арцимович И.В. Рефлексия как основа формирования и развития самоотношения личности // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - № 4. - С. 36-38.

2. БодалевА.А. Психология общения - М.: Ко-гито-Центр, 2011. - 600 с.

3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. А.Д. Ковалёва. -М.: Канон-пресс-Ц; Кучково-поле, 2000. - 304 с.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения - М.: Академия, 2004. - 288 с.

5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.

6. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.

7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

8. ЭльконинД.Б. Опосредование. Действие. Развитие - М.: Эрго, 2010. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.