НАДЕЖНОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
УДК 621.771.079
Мироненков Е.И., Жиркин Ю.В., Чумиков А.М., Платов С.И.
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕСУРСА УЗЛОВ ТРЕНИЯ В ПРИВОДАХ СКИПОВЫХ ЛЕБЁДОК ДОМЕННОГО ЦЕХА ОАО «ММК»
Комплексное решение вопросов повышения ресурса подшипников качения и зубчатых пере -дач в различных приводах является немаловажной проблемой, над которой приходится постоянно работать. Объектом исследования выбраны тяже лона груженные редуктора скиповых лебедок доменного цеха.
В узлах трения подшипников качения редукторов скиповых лебедок применяется пластичный смазочный материал, доставка его осуществляется автоматизированными централизованными системами, а минеральное масло применяется в узлах трения зубчатых передач, где используются картерные системы смазывания.
Одним из направлений повышения ресурса яв-ляется совершенствование существующих централизованных станций и прорабатывается вопрос включения их в работу от приборов, фиксирующих изменение нагрузок на электродвигателях приводов скиповых лебедок, взамен комавдных электрических приборов (КЭПов).
Второе направление - это использование ком -пактных циркуляционных систем смазывания, ус -тановленных непосредственно на редукторах, где рабочей емкостью является картер редуктора. Насосом через фильтры происходит всасывание масла из картера и последующее его нагнетание об-
Таблица 1
Данные расчета на контактную прочность зубьев редукторов скиповой лебёдки
Наимено- вание Контактные напряжения Ртах, м Па Вид контакта Скорость скольжения и , м/с
Большой редуктор 280 Насыщенный пластический контакт 0,26
Малый редуктор 200 Насыщенный пластический контакт 1,43
ратно в редуктор.
В любом случае совмещение различных способов смазывания требует надежной герметизации узлов трения - это третье направление, связанное с повышением ресурса подшипников качения и зуб -чатых передач приводов скиповых лебедок Хорошо себя зарекомендовали в промышленном оборудовании полиуретановые и фторкаучуковые уплотнения .
Четвертым направлением является подбор смазочных материалов для редукторов скиповых ле-бедок. Известно, что правильно подобранная марка минерального или синтетического масла существенно повышает срок службы редукторов, снижает расходы на ремонт, стоимость которого может колебаться в условиях доменного цеха от одного до тридцати пяти миллионов рублей и более.
В табл. 1 представлены полученные данные на контактную прочность зубьев редукторов скиповой лебёдки, откуда сделан общий вывод о необходимости проведения дальнейших иссле-дований, направленных на подтверждение выбранных направлений.
На действующем оборудовании провести полные исследования сложно, поэтому необходимо совместить их с исследованиями на специальном разработанном для этих целей лабора-
Таблица 2
Рассчитанные параметры редуктора лабораторного стенда
Наименова- ние Крутящий момент на колесе Мк, Нм Скорость скольжения в зубчатом зацеплении и , м/с Окружное усилие в зубчатом зацеплении Рк, Н Угловая скорость шестерни редуктора га, с-1 ш '
Редуктор лабораторного стенда 122 1,28 1214 138
Направления исследований по повышению ресурса.
Мироненков Е.И., Жиркин Ю.В., Чумиков А.М., Платов С.И.
торном стевде (ЛС).
В табл. 2 представлены рассчитанные параметры редуктора лабораторного стевда.
Расчёты проводили по следующей методике:
1. Расчёт крутящего момента на колесе. Величину крутящего момента Мк на колесе
редуктора ЛС нашли из условия равенства контактных напряжений в зубчатых зацеплениях барабана лебедки и редуктора [1]
Р 2'и 2' А2 ■ Ь
М = тах------------------=
* 7,5 -104(и +1)3 • К
_ 2802 • 22 • 0,162 • 0,04 _
~ 7,5-104(2 +1)31,3 “
= 122-10 6МН • м = 122 Н • м.
2. Расчёт скорости скольжения в зубчатом заце пле нии редуктора ЛС [1].
ß arcsin
=0,951 1 +
30
107
= 74,8;
k = 0,31 • 0,16- 0,95 0,107 +
tg74,8
+0,3 -1,6• 10 3 = 1,16; и, 1,16 • 10^(2 +1) 0,16
2 +1
-• sin 20
70 = 1,28 м/с.
2M„ 2 -122 -103
m ■ z,
3,0 • 67
121=4 H.
M = Q • l
к. p z-'p ц.т
7:50• 0,125 = 93,75 H • m,
где Qp - вес редуктора, Н; їцт - расстояние от
центра тяжести редуктора до оси его вращения, м.
То есть необходимый крутящий момент практически обеспечивается весом редуктора.
Для обеспечения заданного крутящего момента необходим дополнительный момент
МЛ = 122 - 93,75 = 28,25 Нм.
приложения нагрузки Рд к рычагу Л С длиной Ь = 0,875 м
= 281-25 = 32,3 Н. д 0,875
5. Расчёт кинематических характеристик экспериментальной установки.
Расчёт проводили из условия реализации на контакте зубчатого зацепления ЛС масляной плёнки толщиной к, равной толщине масляной плёнки в зацеплении большого редуктора бара -бана лебёдки Толщина плёнки смазочного материала определяется из зависимости [1], справедливой как для подшипников качения, так и для зубчатых заце пле ний
1Л лпґ,, ТТ \0,75 _0,6 л0,4 __—0,15
h0 = 3,17<k • иу), -а , -р ■ • ,
пр & H
(1)
где ц0 - вязкость смазочного материала, Па-с; и^ - суммарная скорость качения на контакте, м/с; а - пьезокоэффициенг вязкости, Па-1; ряр -
приведённый радиус кривизны, м; gH - нагрузка на единицу длины контакта, Н/м.
В соответствии с положениями теории подо -бия [2] представили зависимость (1) в ввде масштабных коэффициентов. Принимая коэффициент толщины масляной плёнки шк = 1 и коэффициент контактных напряжений = 1 (условие однозначности физических условий на контакте):
3. Расчёт необходимого окружного усилия, действующего в зубчатом зацеплении
1 =
, ч0,75 0,6 0
К- müy ) • ma • mp
m
0,15
Ah
(2)
При использовании одного и того же смазоч-ного материала т^ = 1, та = 1, тогда
4. Расчёт крутящего момента, создаваемого весом редуктора.
mvz =
f 0,15 0 75
1 mq '0,75
qH
i^0,4
m
V Р J
rM 1Н 7 Н
(3)
96,j3 • 2,38 • 0,636 90 ~103 • 0,1 • 0,04
0,41.
м: • dHk • ¿
m = —k—k------------
qH Mf • dk ■ bM
Приведённ^1Й радиус кривизны в полюсе зацепления [1]
d ■ и ■ sin а
о =------^-----------.
ир 2(и +1) • cos Р
Масштабный коэффициент приведённого ра-
Этот момент может быть обеспечен за счёт диуса кривизны
dш ' u^ ' (u +1)'cos Р
m ш_______і____ ______*
р абш • u6 • (u^ +1) • cos р^ _ 0,1 • 2• (5,96 +1) • cos30 ~ 0,4• 5,96• (2 +1)• cos22,6
= 0,19.
f 0,15 0 75
1 mq '0,75
qH
■**.0,4
m
VP J
V 0,190,4 J
1
f 0 410,15 ^ 075
1=97.
Суммарная скорость качения в полюсе зацепления
иz = dm-шш • sinа ;
С -ш?
d6 -шб
Тогда
эу
mT]
d6-&б
ш __ш
= 1,97-
d^
ш
0,4 • 2,92 • 5,96
Тогда масштабный коэффициент суммарной скорости качения
0,1
= 138 с_1.
Выбираем электродвигатель 4А 90L6Y3 N = 2,2 кВт, n = 1425 об/мин, кп.д. - 80%,
cos ф = 0,83 [3].
Таким образом, используя положения теории подобия, через полученные значения масштабных коэффициентов рассчитали угловую скорость шестерни редуктора лабораторного стевда, выбрали электродвигатель и получили возможность проведения полных исследований, направленных на повышение ресурса узлов трения в приводах скиповых лебедок доменного цеха ОАО «ММК».
Библиографический список
1. Коднир, Д.С. Эластотдродинамический расчет деталей машин [Текст] / Д.С. Коднир, Е.П. Жильников, Ю.И. Байборо-дов. М.: Машиностроение, 1988. 166 с.
2. Веников, В.А. Теория подобия и моделирования [Текст] / В.А. Веников, Г.А. Веников. М.: Высш. шк., 1984. 439 с.
3. Длоугий, В.В. Приводы машин: Справочник [Текст] / В.В. Длоугий, Т.И. Муха, А.П. Цупиков, Б.В. Януш; Под общ. ред.
В.В. Длоугого. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1982. 383 с.
4. Жиркин, Ю.В. Надежность, эксплуатация и ремонт металлургических машин: Учебник [Текст] / Ю.В. Жиркин. Магнито-
горск, МГТУ, 2002. 330 с.
5. Жиркин, Ю.В. Основы теории трения и изнашивания: Учеб. пособие [Текст] / Ю.В. Жиркин. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2007. 95 с.
УДК 669.18.046.518:621.746.27М Пиксаев В.А.
ВОЗМОЖНЫЙ ПРИНЦИП МОДЕРНИЗАЦИИ мнлз
В России в настоящее время в большом количестве производятся непрерывно литые заготовки для трубного штрипса и автомобильного листа, наличие прокатных дефектов на поверхности которых недопустимо. Наиболее серьезной, из-за невозможности устранения, причиной появления данных дефектов являются внутренние (гнездообразные и перпендикулярные) тре-щины, которые в основном образуются в процес-се распрямления заготовки Нами произведен анализ внутренней структуры темплетов, отобранных от заготовок из сталей трубных марок, произведенных на отечественной криволинейной МНЛЗ ОАО «ММК». В результате анализа обнаружено, что 93,9 и 92,7% заготовок поражено при их распрямлении соответственно гнездооб-
разными и перпендикулярным и трещинами [1].
Базовым принципом проектирования отечественных МНЛЗ является подавление процесса образования высокотемпературных (залечивающихся) трещин в зоне, примыкающей к фронту кристаллизации заготовки. Для реализации данного принципа профиль криволинейного участка принимают таким, чтобы деформация от распрямления по фронту кристаллизации заготовки распределялась равномерно. Известно, что при этом в слоях, равноудаленных от геометрической оси заготовки, та же деформация распределяется неравномерно с максимумом в конце участка распрямления. Аналогично распределяется плотность потенциальной энергии распрямления в теле заготовки, что, вероятно, является причиной