Вторичную модернизацию, осуществляемую в рамках кон- Внутренние инвестиции — 57,4%, а иностранные — 42,6%4. Для
вергенционной экономической политики можно назвать новой увеличения доли прямых иностранных инвестиций необходима
ускоренной модернизацией. Новая ускоренная модернизация целенаправленная государственная политика по улучшению
направлена на создание такой экономики, в основе которой ле- инвестиционного климата, достижению политической стабиль-
жит использование инноваций с одновременной разработкой ности и совершенствованию институтов экономической систе-
и внедрением собственных новых технологий. мы. Еще одним важным направлением в сфере привлечения
В отличие от догоняющей модернизации, сущность новой инвестиций является создание условий устойчивости, прозрач-
модернизации заключается не только в заимствовании пере- ности формальных и неформальных институтов на основании
довых технологий, хотя и это необходимо на начальном этапе, общепризнанных мировых стандартов и правил. а дальнейшая разработка и внедрение собственных новых Построение конвергенционной экономики и проведение
проектов, обеспечивающих качественный рост экономики, за новой модернизации потребует от государства пересмотра и
счет высокотехнологических инвестиций. И доля таких инвес- детального планирования экономической политики с упором
тиций должна быть не менее 24% от ВВП [6, с.15].Доля прямых на новые передовые технологии с привлечением инвестиций и
инвестиций в основной капитал в Кыргызской Республике в эффективным их использованием; а от рядовых граждан — но-
2016 году составила 133383,7 млнсом, что равно 29% от ВВП. вого мышления, и понимания необходимости перемен.
Литература
1. Лапин Н.И. Измерение модернизации российских регионов и социокультурные факторы ее стратегии // URL: http://www. isras.ru (дата обращения 11.12.2017)
2. Бровко H.A., Гусева В.И. Проблемы в социальной сфере и экономический рост в Кыргызской Республике // Современные технологии управления. — 2016. — №4 (64). Дата публикации: 2016-04-03. URL: http://sovman.ru/article/6405/ (дата обращения 12.12.2017).
3. Хэ Чуаньци. Введение // Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) /Гл. ред. Хэ Чуаньци; пер. с англ.; под ред. Н.И. Лапина. — М.: Весь мир, 2011. — 560 с.
4. Абрамова М.О, Булатова T.A и др. Проблема модернизации и социокультурной модернизации Томского региона (после 2000-х гг.) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2012. — № 4(20). — Вып. 1. — С.175-196.
5. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 512 с.
6. Акаев A.A. Тенденции развития современной экономики. — СПб. : СПбГУП, 2014. — 36 с. (Избранные лекции Университета. Вып. 159).
1 В Кыргызстане ВВП на душу населения... URL: https://kyrtag.kg/news-of-the-day/v-kyrgyzstane-vvp-na-dushu-naseleniya-v-7-raz-nizhe-chem-v-kazakhstane-i-rossii (дата обращения 27.01.2018)
2 Кыргызстан в цифрах. — Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, 2017.
3 Инфографики: сколько врачей в Кыргызстане в цифрах и сравнениях. // URL https://kaktus.media (дата обращения 20.01.2018)
4 Кыргызстан в цифрах. — Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, 2017.
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН В РОССИИ*
В.Н. Алферов,
доцент Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье предложены направления развития института банкротства граждан в России. Проведены анализ и обобщение зарубежной практики применения процедур несостоятельности граждан. Показана необходимость введения в России дополнительного урегулирования упрощения допуска граждан к институту банкротства.
Ключевые слова: потребительское банкротство, ликвидация задолженности гражданина, реструктуризация задолженности гражданина, тестирование финансового положения, облегчение остаточного бремени задолженности, добровольное банкротство
УДК 347.736 ББК 65.291+67.404
В зарубежных странах, особенно с англосаксонской системой права (США, Великобритания), неплатежеспособный гражданин, в том числе неплатежеспособный заемщик, имеет шанс на новую финансовую жизнь, освободившись от прежних долгов перед кредиторами.
Несмотря на то, что зарубежное законодательство о банкротстве физических лиц, достаточно развито, подходы, цели, процедуры банкротства и функционирование данного законодательства отличаются в зависимости от страны применения, положительный опыт которых может быть использован для развития института банкротства граждан в России.
Анализ и обобщение правоприменительной практики США в сфере несостоятельности граждан.
Банкротство граждан в США регулируется Федеральным Кодексом о банкротстве США, который вступил в силу 01.10.1979 г. (далее — Федеральный Кодекс)) и Законом о борьбе с банкротством и защите прав потребителей 2005 года (далее — ВАРСРА) [1].
ВАРСРА1 стал важным законодательным актом, принятым в 2005 году в США, он нацелен на защиту компаний владельцев кредитных карт, банков и других кредитных агентств, которые жаловались на слишком большое количество дел о банкрот-
* В статье представлены результаты НИР «Разработка направлений совершенствования института банкротства физических лиц в России», выполненной в рамках бюджетного финансирования в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации на 2017 год.
стве граждан по главе 7 Федерального Кодекса, злоупотреблявших существовавшей системой банкротства.
В таблице 1 приведены статистические данные США по банкротству физических лиц и бизнеса за 2005-2016 годы.
Таблица 1
Статистика банкротств США физических лиц и бизнеса за 2005—2016 годы [2, 3].
год Банкротство в целом в т.ч. банкротство компаний банкротство физических лиц
2005 2078415 39201 2039214
2006 717890 19895 697995
2007 851012 28322 822690
2008 1117773 43548 1074225
2009 1473675 60837 1412838
2010 1697081 58282 638799
2011 1410653 47806 1362847
2012 1221092 40076 1181016
2013 1076698 37978 1038720
2014 936795 26983 909812
2015 844496 24736 819056
2016 794960 24114 770189
Анализ, приведенных в таблице 1, данных показывает, что за исследуемый период количество банкротств физических лиц в десятки раз превышает банкротство бизнеса. На количество банкротств физических лиц оказывают влияние правоприменительная практика и финансово-экономические кризисы, затрагивающие экономику США.
Например, в период после мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 годов, наблюдается резких рост (в 2,3 раза) банкротств физических лиц в 2010 году по сравнению с 2006 годом, с последующим снижением в два раза в посткризисный период в 2016 году [3].
В США существуют три типа процедур банкротства граждан, которые отражены в различных главах Федерального Кодекса. В таблице 2 приведена статистика поданных заявлений о банкротстве граждан за 2014-2016 годы.
Таблица 2
Статистика начатых дел о банкротстве не бизнеса (физических лиц, в первую очередь потребительские долги) по 7, 12, 13 главам Федерального кодекса, в течение 12 месяцев, заканчивающихся 31 декабря 2014, 2015 и 2016 годов [4]
Год/ глава Кодекса 2014 2015 2016 Примечание
Глава 7 600885 519130 475332 не бизнеса (физических лиц)
Глава 13 307783 299519 294396 не бизнеса (физических лиц)
Итого 908668 818649 769728
Глава 12 360 407 461 бизнес-заявки (банкротство) семейного фермера или банкротство семейного рыбака
Всего 909028 819056 770189
Представленные в таблице 2 данные показывают, что в течение календарного 2016 года почти 770 000 ходатайств о банкротстве были поданы физическими лицами с долгами, преимущественно преобладающими в природе («потребительские дела»), что на 6 процентов меньше, чем в 2015 году. Приблизительно 61 процент ходатайств, по сравнению с 63 процентами в 2015 году, были поданы в соответствии с главой 7 Федерального Кодекса, в которой активы должника ликвидируются, а средства распределяются среди кредиторов [4].
Около 38 процентов ходатайств, по сравнению с 37 процентами в 2015 году, были поданы в соответствии с главой 13 Федерального кодекса, в которой лица, имеющие регулярный доход и долги ниже установленного законом порога, выплачивают взносы кредиторам по утвержденным судом планам.
По данным административного управления судов США, примерно 870 000 потребительских дел были закрыты в течение 2016 года. Около 60 процентов закрытых потребительских дел, были закрыты в соответствии с главой 7 и 40 процентов — в соответствии с главой 13.
Средний ежемесячный доход, представленный всеми физическими лицами должниками, составлял 2,668 долл. США (на 1 процент больше, чем в 2015 году), а средний показатель ежемесячных расходов составлял 2590 долл. США (около 1 процента выше, чем в 2015 году).
От подачи заявления о банкротстве до его закрытия (по главе 7) потребительские банкротства, прекращенные в 2016 году, имели средний интервал продолжительности 115 дней. В 38 процентах случаев (по главе 13), поданных в течение 2016 года, должники сообщили, что они подали заявку на защиту от банкротства в течение предыдущих восьми лет (то же самое, было и в 2015 году) [3, 4].
В США физические лица в основном подают заявления по главе 7 «Ликвидация» или главе 13 «Финансовая реабилитация граждан» в зависимости от специфики их финансовой ситуации. Федеральные суды должны взимать плату за регистрацию дела о банкротстве в размере 245 долл. США, административный сбор — в размере 75 долл. США и дополнительный сбор в размере 15 долл. США. Неуплата указанных сборов может привести к непринятию заявления судом. Также взымается плата в размере 25 долл. США за конвертацию дела по главе 13 в дело по главе 7 [5]2.
В общем виде ликвидация задолженности путем ее ликвидации (по главе 7) является компромиссом между должником и кредиторами. Необеспеченные долги должника погашаются в обмен на продажу (ликвидацию) любого неиспользуемого имущества.
По общим основаниям данной главы должник может сохранить для своей семьи дом, если он является освобожденным активом. Освобождение может включать также одежду, украшения, инструменты, мебель и многое другое. Ликвидация (по главе 7) доступна тем, у кого мало активов и относительно низкий доход.
С момента принятия ВАРСРА граждане, которым разрешено подавать документы по главе 7, должны сначала подать ходатайство по главе 13. По общим основаниям главы 13 реабилитация дает возможность погасить долги граждан путем реструктуризации долга. Должники осуществляют полный или частичный возврат долгов через план платежей, разработанный должником или его адвокатами и находящийся в ведении суда. Срок погашения может составлять от трех до пяти лет. Чтобы использовать главу 13, физическое лицо (должник) должно иметь достаточный доход.
Физические лица (отдельные лица или супружеские пары) могут подать заявление о банкротстве без адвоката, которое называется подачей заявления о регистрации, при этом они могут воспользоваться стандартной формой, пронумерованной в серии 100 (формы банкротства доступны для общественности бесплатно)3.
Американские юристы настоятельно рекомендуют своим гражданам обратиться за советом к квалифицированному адвокату, поскольку банкротство имеет долгосрочные финансовые и юридические последствия. Они проводят разъяснительную работу, развеивая мифы о банкротстве, которые препятствуют подачи гражданами США заявлений о банкротстве [6].
Важной частью подачи заявления о банкротстве гражданином является, то, что он не может являться должником по главе 7 или любой главе Федерального Кодекса, если в течение 180 дней до подачи заявления не получил кредитную консультацию от утвержденного агентства по предоставлению кредита на индивидуальном брифинге или на групповом брифинге (консультации не предусмотрены российским законодательством).
Гражданин не может получить новое освобождение от обязательств, в соответствии с главой 7, в течение 6 лет после прощения своих долгов (в российском законодательстве в течение 5лет). Кроме того, суд может отклонить дело по главе 7, поданное гражданином, чьи долги являются потребительскими,
если он установит, что предоставление помощи было бы злоупотреблением главой 7 Федерального Кодекса, что связано с его финансовым положением.
Гражданин США может подать заявление о банкротстве в соответствии с главой 7, только если проведет тестирование финансового положения (тестирование не предусмотрено в российском законодательстве). Применяются следующие тесты для определения материального положения гражданина должника:
1. тест медианного показателя доходов, который позволяет:
- определить, превышает ли текущий ежемесячный доход гражданина4 медианный показатель доходов по штату для такой же семьи;
- увидеть, является ли должник или его семья более обеспеченной, чем половина всех других семей штата и имеет ли она право подавать заявление по главе 7;
2. тест проверки материального положения применяется, если тест медианного показателя показывает превышение семьей медианного дохода штата. Данный тест, помогает определить, останется ли из месячного дохода гражданина, после вычитания разумных расходов, достаточное количество денег для того, чтобы необеспеченные кредиторы могли получить значимые суммы при применении главы 7.
Если «текущий ежемесячный доход» гражданина больше, чем медианный доход штата, но излишек меньше, чем сумма, допустимая при проверке материального положения, то ему не может быть отказано в ликвидации долгов в порядке, предусмотренной главой 7 Федерального Кодекса.
Если излишек дохода должника больше суммы, допустимой при тесте проверки материального положения, то есть вероятность злоупотребления и суд может отклонить ликвидацию, при этом гражданин должен подать заявление о банкротстве в порядке главы 13 [5].
Дело о банкротстве (по главе 7) предусматривает продажу неиспользованных активов должника и использование поступления для выплаты кредиторам. Законодательство США определяет типы задолженностей, от которых должник не может быть освобожден, в том числе:
- большая часть налогов — федеральных, штатов и местных;
- кредиты, полученные должником в результате кражи или хищения;
- долги, возникшие в результате порочных действий.
Федеральный суд может отказать гражданину должнику в
освобождении от долгов, если он обнаружит, что гражданин:
- не смог сохранить или подготовить адекватные книги или финансовые записи;
- не смог удовлетворительно объяснить любую потерю активов;
- если освобождение было получено путем мошенничества с его стороны;
- если гражданин сделал существенное искажение или не представляет документы или другую информацию в связи с аудитом его имущества [5]5.
Глава 13 Федерального Кодекса регламентирует реализацию процедуры финансовой реабилитации (реструктуризации задолженности) физического лица с регулярным доходом и с выплатой по суду, установленных норм задолженности в течение определенного срока, с сохранением собственности. Глава 13 позволяет должнику сохранить ценное имущество и выплачивать долги в течение долгого времени, обычно от трех до пяти лет, с предложением плана погашения задолженности перед кредиторами в рассрочку (аналогичный план в российском законодательстве не более трех лет).
Преимущества главы 13 по сравнению с главой 7 Федерального Кодекса:
- предоставляет отдельным должникам возможность спасти свои дома от потери права выкупа, позволяя им «догнать» просроченные платежи через план платежей;
- позволяет людям перепланировать обеспеченные долги (за исключением ипотеки для их основного места жительства) и продлить их в течение срока действия плана главы 13, что позволит снизить размер платежей;
- физические лица не имеют право иметь прямой контакт с кредиторами, они защищены от их действий в соответствии с главой 13.
Процедура урегулирования долгов физического лица, в соответствии с главой 13 ориентирована на лиц, имеющих регулярный источник дохода. Любое лицо, даже если оно самозанято или работает в бизнесе, имеет право на помощь по главе 13, если необеспеченные долги лица составляют менее 394 725 долл. США, а обеспеченные долги — менее 1 184 200 долл. США.
Анализ и обобщение правоприменительной практики Великобритании в сфере несостоятельности граждан.
Законодательство о несостоятельности граждан Англии и Уэльса, наиболее из всех европейских стран, приближено к законодательству США. Неплатежеспособные физические лица в Англии и Уэльсе, в настоящее время рассматриваются в основном в соответствии с Законом о несостоятельности 1986 года, некоторые части которого были изменены Законом о предпринимательстве 2002 года и другими законодательными актами.
В таблице 3 представлены статистические данные по индивидуальной несостоятельности граждан в Англии и Уэльсе, с 2005 года по 2013 год.
Таблица 3
Статистические данные индивидуальной несостоятельности в Англии и Уэльсе, с 2005 года по 2013 годы [7].
год Всего В т.ч. заявлений о банкротстве Заявлений о списании долга Индивидуальные добровольные договоренности Судебные договорен-ности
2005 67584 47291 - 20293 0
2006 107288 62956 - 4332 0
2007 106645 64480 - 42165 0
2008 106544 67428 - 39116 0
2009 134142 74670 11831 47641 0
2010 135045 59173 25179 50693 0
2011 119941 41876 29009 49056 0
2012 109660 31787 31179 46694 0
2013 101049 24536 27546 48967 0
Количество индивидуальной несостоятельности в Англии и Уэльсе (представлено в таблице 3), хоть и меньше, но сопоставимо с количеством индивидуальных банкротств в США. В законодательстве Англии и Уэльса граждане должники подпадают под определенную защиту от обязательств перед кредиторами, однако в гораздо меньшем масштаб, чем в США. С даты подачи заявления о банкротстве у гражданина должника изымается на продажу в пользу кредиторов все имущество, за исключением самого необходимого (недвижимость самым необходимым не признается). В течение года должник должен соблюдать режим «хорошего поведения», в рамках которого все его действия должны быть направлены на удовлетворение требований кредитора в счет погашения долга. По истечении 12 месяцев режима «хорошего поведения» с гражданина должника автоматически снимаются все обязательства по выплате долгов [8].
В 2007-2009 годах в законодательство о банкротстве Англии и Уэльса внесены изменения по облегчению бремени задолженности, что привело к росту индивидуальных банкротств. Как представлено в таблице 2, в кризисные годы общее количество заявлений о признании банкротства увеличилось в два раза (с 67 604 в 2005 году до 134 142 в 2009 году).
Анализ и обобщение правоприменительной практики стран, входящих в Европейский союз в сфере несостоятельности граждан.
Специфика процедур банкротства граждан в Федеративной Республики Германии несколько похожа на механизм индиви-
дуального банкротства в Англии и Уэльсе, и регулируется Кодексом (правила) несостоятельности (банкротства) от 05.10.1994 (далее — Правила) [9].
Со вступлением в силу в 1999 году Правил, гражданам должникам стало возможным освободиться от обязательств6. У гражданина должника возникла возможность больше не платить долги через шесть лет после открытия производства по делу о несостоятельности. Если по завершению процедуры неплатежеспособности по-прежнему остаются обязательства, должник может быть освобожден от этого через процедуру, так называемую, «облегчение остаточного бремени задолженности».
В таблице 4 представлены статистические данные потребительского банкротства в Германии с 2005 года по 2016 год.
Таблица 4
Статистические данные по несостоятельности компаний и граждан в Германии, с 2005 года по 2016 год [10]
год Банкротство в целом в т.ч. банкротство компаний потребительское банкротство (неплатежеспособность потребителей)
2005 136554 36843 66945
2006 161430 34137 94389
2007 164597 29160 103085
2008 155202 29291 95730
2009 162907 32687 98776
2010 168485 31998 106290
2011 159418 30099 101069
2012 150298 28297 97608
2013 141332 25995 91200
2014 134871 24085 86298
2015 127438 23101 92746
2016 122514 21618 89679
Общее количество банкротств с 1999 года до 2005 год (представлено в таблице 4) выросло в 4 раза, потребительское банкротство — более чем в 40 раз. С 1 июля 2014 года (со дня вступления в силу второй реформы законодательства о несостоятельности) количество потребительского банкротства выросло еще на 38 процентов. Процедура «облегчение бремени остаточной задолженности» стала возможна по истечение трех лет после открытия дела о банкротстве при условии, что расходы на разбирательство и 35 процентов заявленных требований кредиторов гражданином будут выплачены. В это время гражданин должен «хорошо себя вести», то есть платить текущие налоги (не предусмотрены в российском законодательстве).
В Германии процедура «облегчение бремени остаточной задолженности» возможна только для честного должника. По просьбе кредитора, подавшего заявление о банкротстве, гражданину должнику отказывают в освобождении от остатков задолженности, в частности, если гражданин должник:
- был осужден за нарушение уголовного законодательства;
- делал ложные заявления в течение предыдущих трех лет до подачи заявления о несостоятельности;
- нарушил информацию или обязательства по сотрудничеству в ходе производства по делу о несостоятельности;
- в течение трех лет до подачи заявления о несостоятельности или после этого, намеренно или грубо или по неосторожности давал неточную или неполную информацию о своем финансовом положении;
- за последние десять лет до подачи заявления о несостоятельности или после подачи заявления уже предоставлялась процедура «остаточное облегчение долгового обязательства» и ряд других требований.
Произошедшие изменения условий реализации потребительского банкротства привели к снижению коэффициента покрытия требований кредиторов. В ходе производства по делам о несостоятельности граждан в Германии (за исключением Бремена), которые были открыты в 2011 году и прекращены к
концу 2015 года, коэффициент покрытия требований кредиторов составил всего 1,5%. В целом, кредиторы потеряли почти 3,7 млрд евро [10].
Стоимость судебных издержек при подаче заявления о банкротстве граждан в Германии зависит от стоимости имущества гражданина должника, которые обычно составляют от 300 евро до 500 евро.
В Германии осуществляется обязательное бесплатное консультирование по вопросам несостоятельности потребителей в соответствии с законодательством о несостоятельности государственными органами (бесплатное государственное консультирование не предусмотрено в российском законодательстве).
Несколько схожая с Германией ситуация наблюдается с банкротствами физических лиц во Франции. Здесь также большое внимание уделяется досудебному разрешению конфликта между кредитором и заемщиком. В случае, если сторонам не удалось договориться самостоятельно, их вопрос рассматривается в специальной комиссии по долгам домохозяйств (далее — Комиссия), создаваемой при Центральном банке Франции. Комиссия предпринимает меры по заключению соглашения между должником и кредиторами. Если не достигнута договоренность между сторонами, то судом вводится период «персонального восстановления» должнику.
Режим «персонального восстановления» подразумевает продажу в пользу кредитора имущества гражданина должника, за исключением того, которое обеспечивает его первоочередные нужды, а также определенный режим выплат с доходов. Процедура «персональное восстановление» может длиться не более 10 лет, хотя на практике суд назначает срок не более пяти. По истечении режима «персонального восстановления» должник освобождается от всех неоплаченных долгов.
В отличии от Англии и Франции в Испании в рамках дела банкротства гражданина, освобождение его от долгов не предусмотрено. Спор должника и кредитора решается в суде, где после оценки активов гражданина может быть принято решение — либо о снижении размера долга (до половины от первоначальной суммы), либо об увеличении срока выплат (максимально до пяти лет). Продажа имущества гражданина должника применяется очень редко. Судебное решение дает ему возможность рассчитаться с кредитором. Количество банкротств граждан минимально и составляет всего несколько сотен в год [8].
Анализ и обобщение правоприменительной практики Австралии в сфере несостоятельности граждан.
В Австралии гражданин может вступить в добровольное банкротство (что называется ходатайством должника). Также возможно, что кредитор, может подать заявление о банкротстве гражданина, при этом гражданин признается банкротом только в рамках судебного процесса (что называется ходатайством кредитора).
Важное значение при банкротстве гражданина играет Австралийский орган финансовой безопасности (далее — АРБА) [11]7, который может назначить по заявлению гражданина доверенного управляющего (специалист в сфере банкротства) (далее — доверенный управляющий), который оказывает помощь и управляет банкротством гражданина.
Обычно доверенный управляющий это сотрудник АРБА [12]8. Гражданин также может выбрать и назначить зарегистрированного в Национальном индексе персональной несостоятельности доверительного управляющего [11].
В Австралии перед подачей ходатайства о банкротстве гражданином распространено его обращение к финансовым консультантам. Финансовые консультанты помогают гражданам, и доступны на территории содружества. Их услуги бесплатны, независимы и конфиденциальны. Найти финансового консультанта можно позвонив в Национальную службу доверия (данный орган в российском законодательстве не предусмотрен).
Гражданин может подать ходатайство о банкротстве, если он отвечает двум требованиям:
- не может оплатить свои долги, когда они подлежат уплате (является неплатежеспособным);
- находится в Австралии, или имеет жилое помещение или деловые отношения, связанные с Австралией.
В Австралии плата за подачу ходатайства не взимается и не существует минимальной суммы долга или дохода, который нужен для подачи ходатайства.
В Австралии банкротство гражданина — это всего лишь один из официальных вариантов, доступных гражданину в соответствии с Законом о банкротстве 1966 года [13]. Всего существует четыре официальных варианта, каждый из которых имеет определенные последствия.
1. Декларация о намерении гражданина. Представляет ходатайство (заявление) должника гражданина о банкротстве. Этот вариант предоставляет гражданину временное облегчение от преследования кредиторов, когда он обращаетесь за помощью в суд.
2. Добровольное банкротство гражданина длится 3 года и 1 день. В конце этого периода гражданин освобождается от большинства своих долгов. Доверительный управляющий может подать ходатайство в АРБА, чтобы продлить банкротство на срок до восьми лет.
3. Долговые соглашения — это обязательные соглашения между гражданином и его кредиторами, которые позволяют гражданину должнику заплатить сумму, которую он может позволить себе заплатить кредиторам.
4. Личные соглашения о несостоятельности—это соглашения между гражданином и кредиторами для оплаты согласованной суммы в рассрочку или единовременную выплату.
Основные последствия добровольного банкротства гражданина в Австралии [12]:
1. при подаче ходатайства о банкротстве гражданин должен предоставить доверительному управляющему информацию о своих долгах, доходах и активах, включая изменения в имуществе и обязательствах, в том числе предоставить домовые книги, банковские выписки и другие документы;
2. доверенный управляющий управляет банкротством гражданина и может продать определенные активы гражданина, чтобы помочь ему оплатить долги. Гражданин может сохранить за собой только обычные хозяйственные товары, инструменты, используемые для получения дохода и транспортного средства до установленной суммы;
3. банкротство гражданина освобождает его от большинства долгов, но оно не покрывает следующие долги: судебные штрафы; по поддержке и обслуживанию детей; государственные студенческие кредиты, которые возникнут после банкротства гражданина; непогашенные долги (например, задолженность, когда гражданин и его кредитор еще не определили сумму);
4. данные о банкротстве гражданина будут постоянно отображаться в Национальном личном индексе несостоя-тельности9.
С учетом опыта реализации в России реабилитационных процедур гражданина должника, ряд положений зарубежного законодательства могут быть использованы российским законодателем для введения упрощения допуска и защиты интересов гражданина при потребительском банкротстве.
Одним из недостатков Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ является неинформированность населения о вопросах банкротства физических лиц. В зарубежном законодательстве предусмотрено регулирование проблем по консультированию граждан по вопросам несостоятельности, кредитного консультирования гражданина должника и разъяснительная работа среди граждан при подаче заявления о банкротстве. Граждане могут бесплатно получить консультирование от государственных органов, общественных организаций и платную помощь от адвокатов, но по низкой цене. При этом в ряде стран гражданин обязан проходить собеседование с кредитным консультантом до подачи заявления о банкротстве.
В России, по мнению специалистов, существует много организационных сложностей для граждан при подаче заявления о банкротстве, в частности, сложно собрать необходимый пакет документов для обращения в арбитражный суд.
За рубежом, кроме консультирования граждан по вопросам несостоятельности, предусмотрена доступность подачи заявления о банкротстве без дополнительной юридической помощи (официальные бланки и формы заявлений о банкротстве доступны в магазинах канцелярских товаров и в интернете).
В России срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года, в зарубежных странах он составляет в основном пять лет, а во Франции процедура «персональное восстановление» может длиться до десяти лет.
Литература
1. Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005 (BAPCPA) (Pub.L. 109-8, 119 Stat. 23, enacted April 20, 2005) https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-109publ8/html/PLAW-109publ8.htm
2. Алферов B.H., Петижев А.Д. Потребительское кредитование и банкротство граждан: состояние и перспективы. Стратегии бизнеса. 2015;(4):2. D0I:10.17747/2311-7184-2015-4-2
3. Статистика Административного управления судов США. http://www.abi.org/newsroom/bankruptcy-statistics
4. Report F-5A. U.S. Bankruptcy Courts Business and Nonbusiness Bankruptcy County Cases Commenced, by Chapter of the Bankruptcy Code, During the 12- Month Period Ending December 31, 2014 — 2016. http://www.uscourts.gov/sites/default/files/data_tables/bf_f5a_
5. Сайт федеральных судов США по делам о банкротстве. http://www.uscourts.gov/about-federal-courts/types-cases/bankruptcy-cases
6. Американская ассоциация юристов. https://www.americanbar.org/ aba.html
7. Individual insolvencies in England and Wales, 1960 to present. http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20140716212200/http:// www.insolvencydirect.bis.gov.uk/
8. Герхард M. Режим банкротства потребителей и кредитный дефолт в США и Европе. Сравнительное исследование. Рабочий документ CTPS №318 / июль 2009 года. https://www.financite.be/sites/default/ files/references/files/727/
9. Законы Германии/ http://www.drjv.org/index.php/dgesetze....
10. Федеральное статистическое управление. https://www.destatis.de/ DE/UeberUns/ UnsereAufgaben/ Aufgaben.html; jsessionid/.....
11. Алферов B.H. Практика функционирования государственных органов по банкротству зарубежных стран и саморегулирования в арбитражном управлении // Вестник ИЭАУ.-2016.-№13, http://www.ieay.ru/nauka-v-ieau/vestnik-ieau/publikacii-zhurnala-vestnik-ieau/vestnik-ieau-n-13/alferov-v.n.-praktika-funkcionirovaniya-gosudarstvennyh-organov-po-bankrotstvu-zarubezhnyh-stran-i-samoregulirovaniya-v-arbitrazhnom-upravlenii/
12. Австралийский орган финансовой безопасности (Australian Financial Security Authority (AFSA)) https://www.afsa.gov.au/ glossary/registered-trustee/..
13. Закон о банкротстве Австралии 1966 года. https://www.afsa.gov.au/glossary/ bankruptcy-act-1966.
1 Закон ВАРСРА вступил в силу 17 октября 2005 года и начал действовать с 1 января 2006 года.
2 Специфика банкротства физических лиц в США, размещена на портале CreditCards.com (14 ключевых факторов при рассмотрении вопроса о банкротстве) http://www.creditcards.com/....
3 Официальные бланки можно приобрести в магазинах канцелярских товаров или загрузить из Интернета по адресу: www.uscourts. gov/bkforms/index.html.
4 «Текущий ежемесячный доход», полученный должником, является определенным термином в Федеральном Кодексе и означает средний ежемесячный доход, полученный за шесть календарных месяцев до начала дела о банкротстве, включая регулярные взносы в расходы домашних хозяйств от неторговых сделок, в том числе доходы от супруга должника, если ходатайство представляет собой совместное ходатайство. Однако не включает доход по социальному страхованию или определенные платежи, совершенные в связи с тем, что должник является жертвой определенных преступлений.
5 Для определения того, возникает ли презумпция злоупотребления, все индивидуальные должники, в основном имеющие потребительские долги, которые подают заявление по главе 7 Федерального кодекса, должны заполнить официальную форму банкротства B22A, озаглавленную «Ведомость текущих ежемесячных доходов и рассчитывать расчеты расходов — для использования в главе 7».
6 Освобождение от долга — это возможность, предусмотренная в правовых постановлениях многих стран об освобождении должников от долгов через несколько лет, которые ими не могут быть выплачены.
7 Australian Financial Security Authority (AFSA).
8 Доверительный управляющий — лицо, зарегистрированное в AFSA по Национальному индексу персональной несостоятельности, которому разрешено осуществлять контроль за банкротствами, личными соглашениями о несостоятельности по части X или долговыми соглашениями в соответствии с частью IX Закона о банкротстве 1966 года (по аналогии с российским законодательством — финансовый управляющий). Национальный личный индекс несостоятельности является общедоступным регистром, в котором публикуются данные о несостоятельности граждан в Австралии.
9 Национальный личный индекс несостоятельности является общедоступным регистром, в котором публикуются данные о несостоятельности граждан в Австралии.
ЛЕСНОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ВЬЕТНАМА: ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Нгуен Тхи Нян,
аспирант Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова
В статье рассматриваются особенности «новой индустриализации», специфика и особенности, пути модернизации и совершенствования государственной политики в области лесного сектора экономики Вьетнама. На базе прогноза последствий на лесной сектор предложен ряд конкретных мероприятий, которые позволят избежать наиболее серьезного негативного влияния на состояние природных ресурсов. Среди них: изменение институциональной системы управления лесными, водными и пространственными ресурсами; разработка мер по ликвидации сезонной занятости в лесном хозяйстве за счет широкого использования кооперативных форм хозяйствования. Предлагаются меры помощи государства по изживанию черт традиционной занятости и традиционного быта, переходу к модернизации сельского пространства.
Ключевые слова: Вьетнам, лесной сектор экономики, лесное хозяйство, экологический налог, новая индустриализация, природные ресурсы
УДК 630 ББК 49
По отношению к лесному хозяйству, как и вообще к деревенскому пространству, по нашему глубокому убеждению, неправомерен ни узко-статистический, ни узкоотраслевой подходы. Их недостатком является недоучет главной жизнеобеспечивающей энергии леса: чистота воздушного и водного бассейнов, достижение душевного равновесия, укрепление и восстановление физического здоровья. Эти функции леса не имеют полноценной, комплексной стоимостной оценки. Но от этого важность леса в жизни человека и, тем более, современного человека, окруженного техносферой, умалить невозможно.
Значит, к проблеме модернизации лесного сектора в условиях «новой индустриализации» нужно подходить комплексно, учитывая ещё и фактор человеческого ресурса, проживающего и трудящегося в деревенском пространстве, в котором лес — это очень важная составляющая жизни этих людей.
То, что «новая индустриализация» захватит и изменит жизненные и социальные условия жизни этих людей, сомневаться не приходится, если обратиться к опыту и истории стран, уже прошедших индустриальную стадию.
Вьетнаму необходимо сформулировать такой путь модернизации лесного сектора и деревенского пространства в целом, который бы ввёл в это пространство возможности индустриального преображения страны, сразу показав положительные возможности стратегии «новой индустриализации», а, с другой стороны, не спешить с преобразованиями и новшествами, дать время привыкнуть к ним. [1] Сельское население всегда и во всех странах отличалось настороженным, недоверчивым отношением к тем изменениям, которые приходят в их жизнь в связи с прогрессом производительных сил.
Лесное хозяйство и сельское хозяйство находятся издавна во взаимном противостоянии. Но, одновременно их объединяет два главных компонента: обе отрасли существуют и действуют как системные элементы природы и второе качество: обе эти отрасли существуют в одном пространстве: сельском, деревенском, с особым миром сосуществования семейных сообществ, объединенных разнообразными родственными связями, жизнью «по соседству», совместными интересами и возможностями.
Модернизация, т.е. адаптация, приспособление к новым, зачастую жёстким условиям современной жизни, даёт результат при политике, которая сразу способна обеспечивать позитивные изменения в жизни сельского населения.
Итак, модернизация сельской жизни пойдёт успешно, если будут обеспечены:
- электрификация всех сельских поселений;
- газификация жилых строений;
- устройство водопроводов и нормального водоснабжения;
- локальная канализация (канализация в масштабе сельских поселений с единым очистным сооружением для всех землевладений);
- всеобщая телефонизация.
Технически такая задача вполне решаема, но все такие мероприятия затратны, даже если учесть все удешевляющие факторы Вьетнама. Значит, все улучшения такого рода коснутся лишь более благополучных поселков, население которых не зависит от занятий в низкооплачиваемом лесном секторе.
Значит, проблема состоит в такой модернизации лесного хозяйства, которая приведет к росту доходов занятых в нём.