Научная статья на тему 'Направления инновационного сотрудничества предприятий России и Чехии'

Направления инновационного сотрудничества предприятий России и Чехии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / ЧЕХИЯ / АВИАТЕХНИКА / АТОМНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА / INNOVATIVE COOPERATION / RUSSIA / THE CZECH REPUBLIC / AVIATION EQUIPMENT / NUCLEAR MECHANICAL ENGINEERING / LOCALIZATION OF PRODUCTION / ECONOMIC BENEFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайер Валерий Викторович

Автор рассматривает различные направления инновационного сотрудничества предприятий России и Чехии, особое внимание уделяется реализации политики локализации. Рассматриваются направления сотрудничества в авиастроении и в атомном энергомашиностроении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Areas of innovation cooperation between Russia and the Czech Republic

The author considers various directions of innovation cooperation between enterprises of Russia and the Czech Republic. Special attention is paid to realization of localization policy. Directions of cooperation in aircraft industry and in nuclear power mechanical engineering are considered.

Текст научной работы на тему «Направления инновационного сотрудничества предприятий России и Чехии»

Направления инновационного сотрудничества предприятий России и Чехии

В.В. Кайер

Россия и Чехия в настоящее время выполняют мно-

жество совместных инновационных проектов в области металлургии, машиностроения, авиастроения, а также

гическом комбинате продолжается строительство универсального рельсобалочного стана для производства высококачественных рельсов, на Ашинском металлургическом заводе ведется реконструкция листопрокатного цеха, а также проходит модернизация производственных мощностей крупнейших российских предприятий. В Липецкой области реализуется совместный проект по созданию фармацевтического завода», - привел примеры Д. Мантуров, Министр промышленности и торговли Российской Федерации.1 «Российская сторона, - подчеркнул Министр, - заинтересована в наращивании двустороннего сотрудничества в высокотехнологичных отраслях промышленности. Наша с вами задача - обеспечить между бизнес-сообществами двух стран тесное взаимодействие и создать комфортные условия для сотрудничества».

Новым направлением сотрудничества в инновационных отраслях можно считать кооперационные проекты, предполагающие чешские инвестиции в сборочные производства на территории России и одновременно (в других отраслях) - российские инвестиции в Чехии также с последующей локализацией. При этом причины локализации в обоих случаях основываются на разных факторах.

В частности, в отношении чешских инвестиций в России такие проекты начали реализовываться в области авиастроения. Объявлено, что одно из предприятий Москов-

1 Мантуров Денис: «У России и Чехии есть серьезный потенциал для расширения сотрудничества в области промышленности// http://www.mashportal.ru/machinery_news-26479.aspx

УДК 338.23:001.895 ББК 65.6 К - 150

фармацевтической и химической промышленности. «С участием чешских компаний на Челябинском металлур-

ской области приступит к развитию малой авиации, а именно конверсией чешских L-410 и сборкой американских самолетов Maule M-9. С этой целью ведутся переговоры о промышленной сборке самолетов с последующей локализацией. Форма партнерства и площадка для сборки находятся в стадии обсуждения.2 Также ведутся переговоры с владельцем чешского завода по производству L-410 - российской Уральской горно-металлургической компанией (УГМК). Предполагается, что площадкой, на базе которой будет проводиться конверсия этого самолета, станет Национальный центр авиастроения в Жуковском. Московская область является его соучредителем. Планируется модернизировать около 20 L-410 в год. Оба самолета планируется использовать на региональных авиалиниях. Стоимость одного Maule M-9 составляет около 6,9 млн руб., а конверсия L-410 обойдется в 70-80 млн руб., но американский самолет вмещает пять пассажиров, а чешский - 19. Первоначально предполагалось, что новый региональный самолет будет строиться в чешском Куновице, на котором в год выпускается около 20 самолетов, большую часть которых покупают для региональных авиалиний в РФ. Однако для российской стороны привлекательнее выглядит схема сборки чешских самолетов в Подмосковье.

Одновременно другой регион - Ульяновская область, выразила намерение организовать сборку другого чешского самолета. Речь идет о новом, инновационном лайнере EV-55 Outback.

Авиастроительный холдинг Evektor в конце 2012 г. объявил о начале практической реализации проекта по созданию в России этих воздушных судов для местных перевозок.3 Предполагаемым местом размещения мощностей для производства самолетов в РФ является единственная в России Портовая особая экономическая зона на базе международного аэропорта «Ульяновск Восточный».4

Во время состоявшегося 26 сентября 2012 г. совещания по развитию гражданской авиации под председательством вице-премьера РФ А. Дворковича эксперты обсудили проблемы российской авиационной промышленности и региональных авиаперевозок. Проект создания серийного сборочного предприятия самолета EV-55 Outback был включен в список наиболее проработанных и близких к реализации проектов создания производств авиационной техники для местных воздушных линий.

2 Подмосковье займется сборкой американских и чешских самолетов// http://www. mashportal.ru/company_news-26957.aspx

3 Холдинг Evektor основан в 1991 г. Штаб-квартира расположена в международном аэропорте в Куновицы на Юге Моравии недалеко от границы Австрии и Словакии. Специально для целей реализации российской проекта самолетостроения в июне 2012 г. холдинг основал совместную российско-чешскую компанию “Вектор Эн Джи Рус”.

4 В Ульяновской области построят завод по производству самолетов EV-55 Outback// http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20121002062327.shtml

Правительство РФ намерено поддерживать (в т.ч. субсидировать) производство самолетов иностранного производства на территории России с перспективой локализации и последующего закрепления компетенций и технологий на российских производственных площадках. Первый контракт заключен на поставку 29 самолетов EV-55 Outback 27 сентября 2012 г. Заказчиком выступила красноярская авиакомпания ООО «АэроГео», которая подписала соглашение на поставку девяти самолетов в период 2014-2016 гг. с опционом на приобретение порядка 20 самолетов до 2020 г.

Вопрос о переводе производства из Чехии в Россию связан со многими причинами. Для инвестора, это - стремление понизить издержки производства. Так, например, американская компания Gillette ранее перенесла производство лезвий из Чехии в Россию (в Петербург). По мнению американской стороны, реализация данного решения позволит значительно снизить себестоимость лезвий, которые планируется экспортировать в страны Ближнего Востока, Африки и, возможно, в некоторые страны Восточной Европы и США. «Любая международная корпорация постоянно анализирует уровень издержек в разных странах и в соответствии с полученными результатами открывает новые производственные площадки там, где выгодно», - отметил генеральный директор петербургского завода Gillette С. Атвиа. По мнению российских специалистов, в результате перевода производственных процессов из Чехии в Россию американская компания смогла понизить себестоимость продукции приблизительно на 30%. Это было обусловлено, в первую очередь, относительно низким уровнем оплаты труда и дешевыми энергоносителями. 5

Следует отметить, что процесс локализации касается и российских инвестиций в Чехии. Однако в данном случае причиной является возможность поставок продукции именно из Чехии, поскольку это создает имидж высококачественного производства. Кроме того, может быть использован факт нахождении страны в ЕС, что облегчает экспортеру поставлять продукцию на европейские рынки. Для такого направления инновационного сотрудничества хорошим примером является атомное машиностроение. Для конкретизации выработанных планов сотрудничества. в том числе с последующей локализацией, определены «дорожные карты» чешско-российского сотрудничества. Они предусматривают организацию с последующей локализацией производства оборудования для АЭС на находящихся в Чехии предприятиях Vitkovice Power Engineering и Modrany Power. Со стороны чешских компаний документы подписали генеральный директор Vitkovice М. Пецина и генеральный директор Modrany Power П. Брожек, со стороны ЗАО «Русатом Овер-сиз» - директор программ локализации Б. Нуреев. Подготовка «дорожных карт»

5 Gilette вкладывается в Россию // http://businesspress.ru/newspaper/article_ mid 20644 aid 294270.html

является частью реализации положений Меморандумов о взаимопонимании, заключенных между российскими и чешскими компаниями в октябре 2011 года. Целью документов является определение порядка и сроков проведения мероприятий в рамках проекта по локализации производства парогенератора и трубопроводов российского типа в Чешской Республике.6 В соответствии с «дорожными картами», созданы рабочие группы для проведения оценки возможностей и затрат в производстве парогенератора для платформы ВВЭР на заводах Vitkovice и трубопроводов на предприятиях Modrany Power. Также будет определен порядок поддержки российской стороной мероприятий, необходимых для производства данного оборудования в Чехии. «Мы рады подписать дорожные карты взаимодействия с предприятиями, имеющими огромный опыт в производстве энергетического оборудования и являющимися нашими давними, надежными партнерами. Это соглашение в очередной раз подтверждает ключевой принцип Консорциума «МИР.1200» - все, что может быть сделано в Чехии, будет произведено в Чехии. Кроме того, переданные чешским предприятиям технологии существенно укрепят их потенциал и позволят участвовать в проектах Росатома по всему миру», - отметил Б. Нуреев.

Важным направлением развития кооперационных проектов становится активное участие регионов. Главы ряда регионов выезжают в Чехию и налаживают прямые кооперационные связи с представителями чешских предприятий. Так, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области В. Прудской посетил недавно с рабочим визитом министерство промышленности и торговли Чешской Республики. Он побывал в ряде банков, страховых организаций и предприятий этой страны.

Главная цель поездки - налаживание взаимодействия между промышленным сектором Южного Урала и финансовыми структурами Чехии в вопросах экспортного финансирования и стимулирования инвестиций в инновационные технологии и их внедрение в регионе. «Одним из итогов поездки станет подписание ряда соглашений о сотрудничестве между правительством Челябинской области и ОАО «Экспортное гарантийное и страховое общество» (EGAP), Чехословацким торговым банком ^SO, Czech Export Bank, UniCredit Bank Czech Republic) и рядом других компаний, - сообщил Валерий Прудской. - Соглашения направлены на поддержку инвестиционных проектов и программ по модернизации производства и в сфере инновационной деятельности».

В августе 2010 года во время визита чешских инвесторов на Южный Урал обсуждалась возможность вложения значительных финансовых средств в развитие Медведевского ГОКа. По словам заместителя генерального директора Czech Export Bank М. Бакайса, завод на базе Медведевского месторождения может стать

6 ЗАО «Русатом оверсиз» подписало с Viykovice Power Engineering и Modrany Power «дорожные карты» о сотрудничестве в сфере локализации производства// http://www.mash-portal.ru/company_news-26786.aspx

первым в России инновационным производством оксида титана, широко используемого в различных отраслях - от авиастроения до фармацевтической промышлен-ности.7

Крупнейшими предприятиями-экспортерами являются ММК, ЧМК, Ашинский металлургический завод, «ЧТЗ-Уралтрак», южноуральский завод «Кристалл». Кыштымский медеэлектролитный завод. Среди предприятий-импортеров выделяются ЗАО «Троицкий завод минераловатных плит», ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод», ООО «Частная пивоварня «Спиридонов», ЗАО «Завод «Анкер» и ОАО «ЧТПЗ».

Развитие тесного инновационного сотрудничества несет существенные выгоды как российским, так и чешским предприятиям. Так, чешская компания АКАКО, вошедшая в состав ОАО «Атомэнергомаш» - машиностроительного отделения Го -скорпорации «Росатом» объявила о значительном росте своих бизнес-показателей. Об этом заявил директор по производству АЯАКО Я. Петржковски в рамках 30-го Международного конгресса по химическому машиностроению, биотехнологиям и защите окружающей среды, открывшегося в г. Франкфурт-на-Майне (Германия). По мнению Я. Петржковски, с момента приобретения российским холдингом контрольной доли АЯАКО в 2007 г. началось наиболее активное развитие чешской компании. «До вхождения в состав российского машиностроительного холдинга мы были компанией, занимавшейся поставками узкого объема номенклатуры для АЭС, с персоналом из 180 человек и выручкой около 170 млн крон (7 млн евро). Начиная с 2008 г. выручка АЯЛКО выросла на 115% и составила 450 млн крон (порядка 19 млн евро). Прибыль в 2011 г. составила 32 млн крон (1,3 млн евро). Среднегодовой рост чистой прибыли в 2008-2010 гг. составил 70%. Количество персонала за четыре года увеличилось на 40%. Средняя заработная плата рабочего АЯАКО выросла на 50% и составляет сейчас порядка 1000 евро (25 тыс. крон)», - отметил Я. Петржковски. За 2011 г. объем заказов АЯАКО в тепловой энергетике составил 1,7 млн евро, в газонефтехимии - 1,5 млн евро, - добавил он.8 Ныне продукция АРАКО поставляется на все строящиеся АЭС в России: Ленинградскую АЭС-2, Калининскую АЭС, Ростовскую АЭС, Нововоронежскую АЭС-2. В перспективе, по мнению Я. Петржковски, компания сможет занять до 50% российского рынка трубопроводной арматуры малых диаметров, объем которого оценивается в 50 - 100 млн долл. в год и имеет тенденцию к росту. По мнению чешских бизнесменов, у России и Чехии похожие стандарты, «поэтому для чешских предприятий энергетического машиностроения выгодно получение заказов именно со стороны российских компаний», - считает Я. Петржковски. В настоя-

7 Чехия профинансирует Челябинскую область// http://chel.dkvartal.ru/news/chexiya-profinansiruet-chelyabinskuyu-oblast-118516815 // 11.11.2010

8 Чешская компания АЯАКО объявила о значительном росте бизнес-показателей благодаря поддержке Росатома // http://www.mashportal.ru/company_news-24883.aspx

щий момент на заводе реализуется рассчитанная на два года программа модернизации станочного парка и другого оборудования завода общей стоимостью 6,7 млн евро. 70% из них под гарантии «Росатома» финансирует чешский банк. В результате за два года будет радикально обновлена вся линейка оборудования. Это позволит компании ARAKO повысить производительность и снизить себестоимость с тем, чтобы обеспечить все потребности больших строек, как в России, так и за рубежом. Благодаря этому, считает Я. Петржковски, удастся закрепить и расширить позиции в производстве оборудования для АЭС по российскому дизайну.

В августе 2012 г. делегация ОАО «Атомэнергомаш» во главе с Генеральным директором А. Никипеловым в ходе визита в Чехию посетила с рабочим визитом дочернее предприятие холдинга ARAKO spol s.r.o. (г. Опа-ва), специализирующееся на производстве трубопроводной арматуры для атомной и традиционной энергетики. Ранее глава делегации посетил главный офис и производственные площадки другого дочернего общества ОАО «Атомэнергомаш» - чешского производителя градирен Chladici veze.9 В ходе совещания компания ARAKO заявила о двукратном росте объема ежемесячного выпуска продукции - результат, который стал возможен благодаря реализуемой с января 2011 г. при поддержке ОАО «Атомэнергомаш» и Госкорпорации «Росатом» инвестиционной программе стоимостью 7,5 млн евро. Объем выпуска увеличился с 1200 до 2200 единиц продукции в месяц. «Программа модернизации позволила приобрести высокотехнологичные обрабатывающие центры и печи, современные станки с ЧПУ, измерительное оборудование и сварочную технику. Это позволило нам не только существенно увеличить выпуск продукции, но и упрочить конкурентные преимущества компании на рынке промышленной арматуры для различных секторов энергетики, том числе для атомных электростанций», -добавил директор ARAKO Р.Р. Аббасов. «Мы также активно внедряем Производственную систему Росатом и за счет продолжения инвестпрограммы и перекомпоновки производства рассчитываем получить и снижение себестоимости и освоить новую продукцию как на российском рынке, так и на рынках Европы».

Благодаря активной маркетинговой политике и поддержке ОАО «Атомэнер-гомаш», продукция ARAKO пользуется растущим спросом в России, Восточной Европе и на других международных рынках. Портфель номенклатуры продукции ARAKO с 2007 г. вырос в 2-3 раза, объем выручки к 2011 г. более чем удвоился до почти 500 млн крон. Компания АRАKО выполняет заказы для строящихся блоков Белоярской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2, Ленинградской АЭС-2, Ростовской АЭС-2, а также планирует осуществлять поставки для Балтийской АЭС. На рынке тепловой энергетики АRАKО сотрудничает с крупнейшими производителями

9 ARAKO вдвое увеличила выпуск продукции благодаря инвестиционной программе Атомэнергомаша// http://www.mashportal.ru/company_news-25654.aspx

электроэнергии - компаниями ОАО «ОГК-4», ОАО «ОГК-5», ОАО «Мосэнерго». Среди постоянных международных заказчиков АRАKО - компании Siemens, Transmark, Avintos, Schwietzke, AVA Alms, SHELL, TYSSEN KRUPP.

Компания АRАKО - один из наиболее динамично развивающихся зарубежных инновационных активов Атомэнергомаша, - отметил А. Никипелов. - Реализуемая при поддержке российской атомной отрасли инвестиционная программа позволила достичь хороших результатов - как по финансовым показателям, так и по росту заработной платы и созданию новых рабочих мест. У предприятия есть хороший потенциал для дальнейшего развития и укрепления позиций на рынках атомной и традиционной энергетики в России и мире».

В целом можно сделать заключение об успешности российско-чешского инновационного сотрудничества. Стороны исходят из конкретных интересов отдельных предприятий, используют различные факторы обеспечения конкурентоспособности продукции на рынке, но в целом это позитивно отражается на торгово-экономических отношениях двух стран.

БИБЛИОГРАФИЯ:

В Ульяновской области построят завод по производству самолетов EV-55 Outback// http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20121002062327.shtml

Денис Мантуров: «У России и Чехии есть серьезный потенциал для расширения сотрудничества в области промышленности// http://www.mashportal.ru/machinery_news-26479.aspx

ЗАО «Русатом оверсиз» подписало с Viykovice Power Engineering и Modrany Power «дорожные карты» о сотрудничестве в сфере локализации производства// http://www.mashpor-tal.ru/company_news-26786.aspx

Подмосковье займется сборкой американских и чешских самолетов// http://www. mashportal.ru/company_news-26957.aspx

Чехия профинансирует Челябинскую область// http://chel.dkvartal.ru/news/chexiya-profinansiruet-chelyabinskuyu-oblast-118516815 // 11.11.2010

Чешская компания ARAKO объявила о значительном росте бизнес-показателей благодаря поддержке Росатома // http://www.mashportal.ru/company_news-24883.aspx

ARAKO вдвое увеличила выпуск продукции благодаря инвестиционной программе Атомэнергомаша// http://www.mashportal.ru/company_news-25654.aspx

Gilette вкладывается в Россию // http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_20644_ aid_294270.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.