УДК 7.021 БЫСТРОВА Т. Ю.
Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна
Статья определяет соотношение терминов, характеризующих сегодня продукты дизайна, создаваемые в рамках экотренда. Опираясь на подход, сформировавшийся в японском «дизайне с экологической составляющей», автор доказывает невозможность оценки и типологии устойчивого дизайна по традиционным критериям эстетического формообразования, отводя решающую роль проектным концептуальным установкам дизайнера.
Ключевые слова: экодизайн, устойчивый дизайн, зеленый дизайн, концепции дизайна с экологической составляющей.
BYSTROVA T. Y.
TRENDS AND ISSUES OF SUSTAINABLE DESIGN
The article describes the ratio of terms that characterize the products of design today. The author relies on an approach that emerged in the Japanese «design from an environmental component». In this paper we prove the impossibility of assessing and typology of sustainable design for the traditional criteria of aesthetic shaping. The author devotes crucial conceptual design facilities designer.
Keywords: eco-design, sustainable design, green design, the design concept from an environmental component.
Быстрова Татьяна Юрьевна
доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник высшей школы РФ
e-mail: [email protected]
Целью данной статьи является анализ основных понятий, характеризующих решения экодизайнеров на современном этапе и служащих ос-ведении критериев профессиональной оценки продуктов «дизайна с экологической составляющей» (Ясутака Суге). Под дизайном мы будем понимать не любые «решения» или «конструкции» (как это порой происходит в англоязычном контексте), но, сообразно определению ИКСИД, эстетическую формообразующую проектную деятельность по созданию гармоничного предметного мира с использованием промышленных мощностей и технологий. В этом случае глубокое внутреннее противоречие возникает, так сказать, в самом сердце «зеленых» проектов - они создаются в промышленных условиях, но должны быть полезны не только человеку, но и природе, притом на протяжении всего жизненного цикла.
От трактовки базовых понятий зависит последовательность реализации «зеленых» проектных установок, особенности использования материалов, стилевые акценты. Широкая распространенность термина «экодизайн» привела к его определенной девальвации. В последние годы все чаще говорится об устойчивом дизайне, имеющем
более четкие смысловые границы, поднимающем тему соответствия стандартам и т. п.
В теории можно отметить наличие «блуждающих» определений, когда одни и те же характеристики приписываются то устойчивому, то экологическому, то зеленому дизайну (не говоря о более частных видах, типа биодизайна, green дизайна и т. п.). Так, Википедия [6] определяет экодизайн как «направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание защите окружающей среды на всем протяжении жизненного цикла изделия. В расчет берутся, в комплексе, все стороны создания, использования и утилизации изделия». Англоязычная версия статьи про экодизайн содержит определение С. ван дер Рейна (Sim van der Ryn) и С. Коуэна (Stuart Cowan), согласно которому экодизайн - это «любая форма дизайна, которая минимизирует разрушительные воздействия на окружающую среду, интегрируясь с жизненными процессами». «Экодизайн - это интегративная, экологически ответственная дисциплина в дизайне. Она помогает объединить разрозненные усилия в зеленой архитектуре, устойчивом сельском хозяйстве (agriculture), эко-инжиниринге и других сферах». Как видим, говоря о желаемых
Иллюстрация 1. Rocking Wheel-Chair. Дизайнер М. Хеллер Иллюстрация 2. Стол PIKnik. Дизайнер Х. Корнелиссен
результатах, авторы никак не определяют специфики проектного подхода и особенности формы, возникающей в результате его реализации. Такая расширительная трактовка в значительной степени мешает понять дизайнерам, что в экопроектах зависит именно от них, а что от представителей смежных специальностей.
Статьи об устойчивом дизайне в этом, становящемся все более авторитетном и цитируемом источнике пока нет. В другом месте читаем: «Sustainable design (дословно: устойчивый дизайн) - это философия создания отдельных объектов или же комплексное построение среды, основанное на принципах экономической, социальной и экологической устойчивости» [1]. Определения разнятся, но их дальнейшая расшифровка производится с помощью одних и тех же слов: эффективное использование энергии, следование стандартам, использование нетоксичных материалов, учет карбонного следа и т. п. (см., например, [2]). При таком подходе размываются границы представлений о дизайне, его специфических проектных установках.
Несмотря на некоторую путаницу, в определениях есть позитивный момент. Например, использование слова «философия» применительно к проектированию объектов устойчивого дизайна, имеющее здесь значение некоторой мировоззренческой, ценностно-смысловой основы, направляющей деятельность, влияющую на выбор материалов, форм, технологий. Но журнальные и книжные комментарии, конкурсные и выставочные проекты под грифом «экологический дизайн» сплошь и рядом могут не удовлетворять этим глубинным и серьезным критериям.
Сразу отвергнем версию полной синонимичности трех наиболее часто встречающихся терминов - зеленый дизайн (как вариант: green design), экодизайн и устойчивый дизайн (sunstaitable design). На наш взгляд, здесь есть не просто перевод, но возникающие благодаря присутствию русскоязычного контекста дополнительные смыслы. Как показывает опыт анализа терминов, они могут различаться по объему, времени появления и распространения в профессиональном языке, соотнесенности с другими терминами.
Если проделать такую работу в отношении трех названных слов, получаем - хотя бы как повод для дискуссии - следующее.
По времени появления в русском контексте:
- термин «экодизайн» встречается уже в 1980-е гг. (И. Привалова, О. Вайнштейн, Н. П. Гарин и др.). В это время происходит становление экологического сознания, уже существует бионика как подход к проектированию объектов, но содержание собственно понятия «экология» еще в достаточной мере размыто. Поэтому имплицитно авторы включают в содержание понятия «экодизайн» использование природных материалов, в том числе не очищающихся химическими реактивами; следование формам ранних культур, живших в единстве с природой; создание биоморфных объектов с помощью современных технологий; постулирование тезиса
о ненанесении вреда природе либо человеку и т. п. Прежде основную роль в оценке продуктов дизайнерской деятельности играла «хорошая форма», концептуальная разработка которой не включала в себя пробле-
мы безвредности, большей функциональности изделий, безотходных технологий производства, равно как и проблемы избыточного числа форм и товаров, дублирующих друг друга. Экологические вопросы расширили поле дизайна, не довольствующегося отныне только проективным этапом деятельности [5].
Сегодня прилагательное «экологичный» в отношении продукта дизайна, его материала, особенностей внешней формы становится настолько модным и широко распространенным, что может сопровождать почти любые решения, от дверного звонка, окруженного искусственными фиалками, до энергосберегающих домов. Наиболее спорным и неуместным это слово выглядит при сопровождении мебели, выполненной из цельных кусков дорогой древесины (например, называемое комментаторами «футуристичным» кресло Rocking Whell-Chair, дизайнер М. Хеллер, Иллюстрация 1) или включающей в себя фрагменты земли и травы (например, выглядящий постмодернистской декорацией стол PIKnik, дизайнер Х. Корнелиссен, Иллюстрация 2). В первом случае возникает противоречие между гармонизацией состояния человека посредством воздействия природных материалов и возможным непоправимым уроном, наносимым природе вырубкой деревьев. Если учитывать существующие стандарты, предмет из дерева считается экологичным и устойчивым в случае, когда компания, которая рубит, организует полноценное управление участком леса и его восстановление (основным подтверждением этому служит FSC-сертификация, http://www.fsc.ru/ index.php?mod=page&id=181). Значит,
Иллюстрация 3. Коврик для ванной. Дизайнер Нгуен Ла Чен (Nguyen La Chanh)
если дерево для дорогого футуристичного кресла заготовила FSC-сертифи-цированная компания, то заявление об экологичности справедливо, хотя и ничем не подтверждено именно в форме кресла, непосредственно зависящей от дизайнера. Во втором случае, глядя на траву, растущую из столешницы, люди терзаются вопросом
о возможности появления насекомых, и их негативные эмоции, вероятно, тоже должны учитываться в общей оценке экологичности дизайнерского решения;
- термин «зеленый дизайн» чаще всего используется в текстах 2000-х гг. и имеет довольно неопределенные смысловые очертания, от буквального включения зеленого и природного (цвета, материала, среды) до корреляции с идеями green-маркетинга, ответственного потребления и т. п. По запросу «green design» поисковая система Google выдает статью Википедии Sustainable Design. Вероятнее всего, аналитики Гугла пришли к выводу, что green и sustainable - это взаимозаменяемые синонимы, основываясь не столько на формальных характеристиках продуктов, сколько на сопутствующих, контекстных словах и продуктах, о которых запрашивают люди. В качестве еще одного примера можно привести книгу «Green design» [8], содержащую широкий ряд продуктов, от вязаных игрушек и «ювелирных» украшений из аптечных резинок (в большей степени handmade, чем дизайн) до настенных часов из вторичных деталей. Лично я считаю наиболее адекватным этому слову коврик в ванную,
сделанный, точнее, состоящий из мха, который подпитывается водой, скатывающейся с человека, и не требует освещения, когда ванная комната закрыта (Иллюстрация 3). Интуитивно либо под влиянием рекламных текстов большинство из нас сопрягает зеленый дизайн с экологически чистым сырьем, возможно, специально выращенным и более дорогостоящим. Именно по причине связи с маркетинговыми технологиями здесь может эксплуатироваться зеленый цвет и обработка внешней формы изделия натуральными материалами, как бы намекающими на некую экологичность. Но если решение в целом не соответствует экологическим стандартам, не предполагает устойчивого жизненного цикла, не нацелено на энергосбережение и т. п., оно представляет собой вариант greenwashing - зеленой «отмывки», подделки под собственно зеленый дизайн;
- термин «устойчивый дизайн» и сегодня редко встречается в текстах глянцевых журналов и рекламных буклетов, но производители, стремящиеся позиционировать себя на рынке определенным образом, используют именно его, притом во все возрастающих масштабах. Его содержание и некоторые направления развития устойчивого дизайна раскрыты ниже.
По связи с формообразованием в дизайне:
- термин «экодизайн» не предусматривает опоры на какие-либо четкие принципы формообразования. Здесь используется практически все,
что прежде обеспечивало разработку формы в дизайне, от художественнообразного метода (ванна, похожая на скорлупу ореха и т. п.) до элементарного учета среды обитания (дом в лесу, ландшафтный дизайн и т. п.). Иногда упоминается опора на бионические формы, но реализация этой установки происходит непоследовательно, порой ограничиваясь внешним подражанием. Это порождает большую размытость эстетической шкалы экодизайна и трудность его комплексной оценки (например, кресло Favela, дизайнеры братья Кампано, Иллюстрация 4);
- термин «зеленый дизайн», особенно в повседневной российской практике, чаще всего предполагает либо присутствие зеленого цвета в решении, либо наличие элементов ландшафтного дизайна. Авторы, реализующие подобные представления, чаще всего не учитывают, что природная составляющая проекта может быть настолько велика (дом, увитый плющом), что говорить об эстетике как следовании замыслу человека и следствии рукотворности не представляется возможным. Подразумевается, что природные компоненты гармоничны, красивы и полезны для человека;
- термин «устойчивый дизайн» связан с идеями ресурсо- и энергосбережения, при этом формообразование никак не поясняется. Потребность в устойчивом дизайне может обеспечиваться абсолютно техническими, рациональными формами (например, техническое обеспечение «умного»
Иллюстрация 4. Кресло Favela.
Дизайнеры бр. Кампано
дома), почти не отличающимися по своей эстетике от функционалистских решений XX в.
По идеологическому наполнению, с учетом существующих определений:
- экодизайн — отсылка на нена-несение вреда человеку (чаще, чем природе). Например, проходящая раз в два года в Санкт-Петербургском политехническом университете конференция по экодизайну в 2011 г. формулировала свои цели как привлечение внимания к ключевым проблемам охраны окружающей среды и экологической безопасности региона; демонстрация возможностей дизайна в формировании экологического сознания и экологической культуры; обсуждение гуманитарных проблем дизайна [3]. При таком подходе дизайн превращается скорее в инструмент медиа по донесению «зеленых» идей, чем в носителя собственных экологических характеристик;
- зеленый дизайн - акцент на «сделанность» из природного вещества или материала в русскоязычных текстах; связь с идеями консьюмеризма и green-маркетинга в англоязычных источниках. Контекстом для этого термина чаще служат маркетинговые и PR-материалы, благодаря чему зеленый дизайн превращается в инструмент продвижения продуктов с коммерческими целями;
- устойчивый дизайн — акцент на ненанесение ущерба окружающей среде, «работающий» на экономическую, социальную и собственно экологическую устойчивость. Согласно
Иллюстрация 5. Велосипед Biomega. Дизайнер Р. Лавгроув
взглядам сторонников устойчивого дизайна, продукт должен быть экономически оправданным, социально необходимым и востребованным, экологически безопасным. Границы последнего неуклонно расширяются: так, в 1990-е гг. господствовала концепция «от рассвета до заката» -Cradle-to-Grave, ставящая акцент на безвредности продукта на протяжении его жизненного цикла; в 2000-х ее сменяет концепция «от рассвета до рассвета» Cradle-to-Cradle (автор William Mc‘Donough), предполагающая развитие темы перерождения вещей или материалов, как например, в коллекции одежды из органического хлопка, льна и перерабоатнного полиэстра у H&M (2011).
Оговариваются возобновляемость природных ресурсов, нетоксичность материалов и их пригодность к переработке, энегрозатраты, пригодность для коммерческого ресайклинга (книжные полки из использованных велосипедных покрышек от System Design Studio) и т. п. В ряде случаев (например, статья о небольшой дизайнерской фирме K ln-Jakarta RecyclingDesign [7]) подчеркиваются условия справедливой оплаты работников в третьих странах, отказ от использования детского труда (Fair Trade). При все расширяющемся круге социально- и экологически-положительных моментов эстетика проектов может выглядеть наивной, несерьезной, лишенной статусности и т. п., к чему не привыкло большинство потребителей дизайнерской продукции (указанная выше компания производит светиль-
ники из трубочек для коктейля). Потребитель словно бы предварительно соглашается на некоторые условия игры в ecofriendly: «Плачу за остроумие и гуманизм, как это выглядит и сколько прослужит, - второстепенно». Вместе с тем невозможно не признать определенный креативный эффект (так называемая «отрицательная эвристика») в случае, если дизайнер отказывается от материалов животного происхождения, токсичных красителей, признает только натурально обработанное сырье, предполагает разложение материала в естественных условиях и т. п.
По объему понятий и их логическому взаимодействию:
- представляется, что наиболее общим понятием должно быть словосочетание устойчивый дизайн, в том числе в силу проработанности ценностно-мировоззренческой, в том числе этической, составляющих. Тогда зеленый дизайн может даже частично не входить в содержание представлений об устойчивом дизайне, поскольку окрашивание в зеленый цвет, равно как и активизация потребления товаров, не в полной мере соответствуют принципам устойчивости. «Экодизайн» - термин, имеющий слишком разное толкование в теоретических текстах и повседневной профессиональной речи, что затрудняет рассуждение.
Переходя к анализу практических решений, хотелось бы упомянуть доклад японского индустриального дизайнера Ясутака Суге (Yasutaka Soge) на конференции «Экодизайн
Иллюстрация 6. Книжная полка. Дизайнер К. Джордан
2002» — «Дизайн изделий с экологической составляющей». Такая формулировка позволяет представить весь спектр подходов к экопроектированию, притом с учетом целей проекта и способов реализации исходных установок.
Не перечисляя все десять концепций «дизайна с экологической составляющей», обозначенных тогда Ясутака Суге, укажем на достаточно нехарактерные, как бы не укладывающиеся в представления об экодизайне на уровне обыденного сознания, но перекликающиеся со сказанным выше.
Концепция «Экономия» (Saving) подтверждается у Суге примерами унитаза, совмещенного с фонтанчиком для мытья рук (скорее конструктивное, нежели собственно дизайнерское решение); рулона туалетной бумаги с квадратной сердцевиной, снижающего потребление бумаги, а также расходы на упаковку и хранение (то же самое); трансформируемых бутылок из-под минеральной воды, становящихся вазами, с критической оговоркой «вряд ли мне нужна в доме больше, чем одна ваза для цветов. Тем более из пластика» [4, 16]. Этот последний пример больше соответствует идее ресайклинга (recyding) и может оговариваться как особое направление развития устойчивого дизайна. В качестве иллюстраций можно привести одноразовую посуду из листьев либо с добавлениями злаков, семечек и пр., разлагающуюся после использования. Интересен ход, предусматривающий замену металла или пластика растительным материалом, как в велосипеде Biomega от Р. Лавгроува (R. Lovegrove) или скейтбордах от BambooSK8, выполненных
с применением бамбука, являющегося по сути неисчерпаемым источником древесины (Иллюстрация 5).
Сама идея экономичного потребления за счет изменения конструкции или материала перекликается с проектными установками классического рационалистического дизайна первой половины XX в. Как ни странно, в благополучные периоды дизайн подобной направленности не пользовался спросом, тогда как сложная экономическая ситуация делает его актуальным для многих людей, старающихся экономить на мелочах. Добавка этой цели не лишает экономичный дизайн его экологической направленности.
Подход «Удаление» (Removal) предполагает, прежде всего, учет свойств материалов. Суге призывает не использовать винилхлорид, горящий с выделением диоксинов, переходить на клей без сульфатов и т. п., не иллюстрируя свои тезисы конкретными примерами. Тем самым в значительной степени стирается граница между техническим конструированием и дизайн-проектированием, поскольку ни о каких формальных качествах изделия речи не идет.
Еще один подход, «Простота» (Simplicity), обозначается Суге как «сердце экологии»: «Создавайте продукцию, чем проще, тем лучше. Отсекайте ненужные элементы, чтобы получить в перспективе эстетически выверенные продукты» [4, 20]. Здесь мы находим едва ли не единственное упоминание об эстетике, причем впечатление такое, будто японский дизайнер постоянно имел это качество в виду, но читатель, не погруженный, к примеру, в японскую культурную традицию, может этого не увидеть.
В качестве примера Суге приводит складную лестницу из алюминия, имеющую в сложенном состоянии толщину 40 мм.
Удивление (но и признание правомерности подхода) вызывают проекты с длинными «цепочками» предпроектных размышлений и, соответственно, экологических последствий реализации той или иной концепции. «...Новый поезд в Токио весит всего 65 % по сравнению с предыдущим благодаря использованию новых материалов и новой конструкции. Сутью этого проекта было использование меньшего количества материалов. И благодаря новому подходу к решению конструкции, новым технологиям в производстве этого поезда затраты на поезд сократились вдвое. (...) Считается, что раньше поезд можно было использовать в течение 30 лет, но новый поезд можно использовать гораздо меньше. Нужно было прикладывать большие усилия, чтобы поддерживать предыдущую модель поезда в надлежащем состоянии.» [4, 21-22]. Понятно, что сокращение расходов на производство и сокращение жизненного цикла поезда приводят к ненужности изготовления запчастей, их доставки и складирования, а облегчение конструкции тоже способствует экономии энергоресурсов. Суге упоминает и о человеческих ресурсах, затратах труда. Однако выделить в этом описании то, что относится собственно к дизайну (например, проектирование интерьера вагона, позволяющего с комфортом разместиться большему количеству пассажиров, или поиск динамичной - и потому выразительной - внешней формы, увеличива-
ющей скорость или снижающей вес вагона), чрезвычайно сложно.
Из примеров видно, что дифференциация подходов в японском «дизайне с экологической составляющей» происходит не столько по материалам или формообразующим признакам, не по типам изделий, а по исходным концептуальным проектным установкам дизайнеров. Это вполне продуктивно в ситуации поиска, становления, которая продолжается и теперь.
Если идти по подобному пути, но учитывать еще и эстетическую природу дизайна, то, на наш взгляд, нужно:
1 Четко разделять коммерческие и некоммерческие проекты с экологической составляющей. Понятно, что рынок требует «очевидности» присутствия экотренда во внешней форме изделия, а не только разъяснений о качестве клея или конструкции. В свою очередь, это накладывает отпечаток на эстетическую составляющую проекта, выражающийся в броскости, оригинальности, парадоксальности, чрезмерной художественности решения, как например, книжная полка от Колина Джордана (Coleen Jordan), не имеющая ничего общего с соблюдением экологических требований и стандартов, по крайней мере, в сопровождающих ее текстах (Иллюстрация 6).
2 Соразмерять эстетику с неподготовленностью (неинформиро-ванностью) больших групп потребителей, которым сам дизайнер может дополнительно указать на экологичность продукта. Так, про ноутбук вряд ли скажут, что это продукт устойчивого дизайна. Но легче поверят этому ярлычку, если электронное устройство облачится в деревянный футляр. Значит, дизайнеру требуются дополнительные средства доказательства принадлежности его проекта к сфере экологии.
3 Учитывать социокультурные особенности эстетической шкалы. К примеру, представитель культуры с протестантскими корнями легче и проще воспримет идею упрощения или ограничения формы, чем носитель русской ментальности, на подсознательном уровне стремящийся к яркости или чрезмерности формы, вдобавок при этом порой отождествляемыми со статусностью.
4 Понимать, что стиль как один из критериев оценки продукта дизайна - явление сугубо культурное. Тогда нарастание присутствия
природного начала в каком-то объекте либо уводит от стильности в ее традиционном понимании, либо порождает некий новый стиль, критерии которого еще не обсуждены научным и профессиональным сообществом.
Проблема усугубляется тем, что ни одно из имеющихся определений и перечней не содержит в себе, хотя бы в скрытом виде, эстетических и стилевых рекомендаций или принципов. Невнимание к этой стороне дизайна чревато утратой гармонии и целостности среды обитания человека, нарочитым «сползанием» в природность. На наш взгляд, необходимо пересмотреть существующие определения и соотнести между собой экологические и эстетические характеристики продуктов дизайна начала XXI в.
Заключение
Анализ основных терминов, поясняющих сегодня дизайн с экологической составляющей, показывает, что размытость понятий оборачивается неопределенностью критериев оценки продуктов дизайна. Распространение продуктов устойчивого дизайна, особенно в российских социокультурных и климатических условиях, возможно только при наличии новой ценностной шкалы, последовательно доводимой до потребителей. Одним из важнейших элементов этой шкалы должна быть эстетичность формы, о которой пока не упоминается в большинстве проектов.
Список использованной литературы
1 Устойчивый дизайн. URL: http:// lowfatwear.com/?page_id=81 (дата обращения: 30.01.2012).
2 Экодизайн - естественная кра-
сота // Interior Design News. URL: http://interior.eds.co.ua/
ekodizajn.php (дата обращения:
29.01.2012).
3 ЭкоДизайн 2011. Лес и парки : 4-я Междунар. конф. Мониторинг глобальных экологических проблем средствами медиа- и графического дизайна. URL: http://www. ecodesign.spbstu.ru/about/ru (дата обращения: 09.02.2012).
4 Дизайн. Документы-3 : сб. материалов. Тюмень, 2003.
5 Курьерова Г. Г. Экологическая ориентация в современной проектной культуре Западной Европы. М., 1987.
6 Sustainable design. URL: http:// en.wikip edia.org/wiki/Sustainable_ design (дата обращения:
15.01.2012).
7 Kln-Jakarta. Recycling-Design, или Немного о дружбе народов. URL: http://thegreenville.ru/blog/ ko_j/2011-03-05-357 (дата обращения: 12.04.2011).
8 Green design. Mark Batty Publisher, 2006.