Научная статья на тему 'Направления и механизмы государственного участия в развитии лесного сектора Российской Федерации'

Направления и механизмы государственного участия в развитии лесного сектора Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
174
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОС. УЧАСТИЕ / ГОС. СЕКТОР / ГОС. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / STATE SECTOR / TIMBER INDUSTRIES CLUSTER / STATE PARTAKING / STATE VENTURE

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Степанов С. В.

Рассматриваются признаки системного кризиса лесного сектора РФ, направления и механизмы его выхода из кризиса. Россия должна проводить самостоятельную, суверенную лесную политику. Государство должно «вернуться в лес» на основе индивидуального планирования и прямого участия в формате государственного предпринимательства. Государство как титульный собственник лесов обязано: участвовать в процессе расширенного воспризводства лесных активов (защита, охрана, лесовосстановление и др.); развивать лесную инфраструктуру (лесные дороги и др.); способствовать кластерному развитию лесной промышленности в формате ГЧП и контролировать значительную долю производства и лесных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article inlights both the symptoms of Timber sector crisis as well as the trends and mechanisms of the crisis way out including state partaking. Russia ought to pursue its own sovereign forest policy. The state ought to «come back to the forest» on the basis of indicative planning and direct partaking in the framework of state venture. Being the forest titular the state ought to: participate in the proses of forest assets extended reproduction (protection, conservation, foresting etc.); develop forest infractructure (forest roads ets.); provide timber industries claster development in the framework of the state, private partnership and to control the significant share of both production and timber markets.

Текст научной работы на тему «Направления и механизмы государственного участия в развитии лесного сектора Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА

2. «Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ispol’zovaniia, okhrany, zashchity i vosproizvodstva lesov v Rossiiskoi Federatsii naperiod do 2030 goda», utverzhdennye rasporiazheniem Pravitel ’stva Rossiiskoi Federatsii ot 26 sentiabria 2013 g. № 1724-r [«The government’s policy basics in the region of forests using, protection and reproduction in the Russian Federation until 2030», approved by RF Government Directive from September 26, 2013 № 1724-p]

3. Moiseev N.A. Lesa Rossii: problemy, resheniia (voprosy ekonomiki i organizatsii upravleniia) [Russian Forests: problems, solutions (questions of economics and organization of management)], Moscow, Vektor-Tis Publ., 2010. 632 p.

4. Moiseev N.A. Dve Rossii - dva mira, dva raznykh vektora razvitiia (razmyshleniia o proshlom, nastoiashchem i budushchem) [Two Russias are two worlds, two different vectors of development (reflections about the past, the present and the future)], Lesnoe khoziaistvo [Forestry sector], 2012, no.2, pp.8-22.

5. M.M. Orlov. Lesa vodookhrannye, zashchitnye i lesoparki. Ustroistvo i vedenie khoziaistva [Water protection, protective forests and forest parks. Device and manage], Moscow, «Forest and prom.» Publ., 1983. 89 p.

6. Piniagina N.B. Lesnoi sektor segodnia: vzgliad biznesa [Forest sector today: business vision], Derevo.ru. [Tree.ru], 2012, no.5, pp.24-27.

7. Prognoz lesnogo sektora Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda [The Russian Federation forest sector Forecast until 2030], Prodovol’stvennaia i sel’skokhoziaistvennaia organizatsiia Ob»edinennykh Natsii [Food and Agriculture Organization of the United Nations], Rome, 2012.

8. Stepanov S.V. Lesnaya doktrina RF: otvet na uslovia VTO. «lesnaya gazeta», 15 dekabria 2012 [Forest Doctrine of the Russian Federation: a response to the conditions of WTO. Forest Newspaper, December 15, 2012].

9. Medvedev N.A., Mikheev U.A. Kriterii optimalnosty pri opredelenii razmerov lesopromyshlennikh predpriatiy [Optimality criteria in determining the size of the timber industry enterprises]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoi Vestnik -2012-№ 5.

10. Burdin N.A. Tekhicheskiy uroven lesnogo sektora Rossiyskoy Federacii sostoyanie, problemy [The technical level of the forest sector of the Russian Federation state, problems]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoi Vestnik -2012-№ 5.

11. Medvedev N.A., Pikalkina M.G. Upravlenie lesamy na rubezhe vekov [Forest management at the turn of the century]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoi Vestnik. 2013. № 4.

НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАЗВИТИИ ЛЕСНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.В. СТЕПАНОВ, проф. каф. финансовМГУЛ, д-р экон. наук

[email protected]

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1, МГУЛ

Рассматриваются признаки системного кризиса лесного сектора РФ, направления и механизмы его выхода из кризиса. Россия должна проводить самостоятельную, суверенную лесную политику. Государство должно «вернуться в лес» на основе индивидуального планирования и прямого участия в формате государственного предпринимательства. Государство как титульный собственник лесов обязано:

- участвовать в процессе расширенного воспризводства лесных активов (защита, охрана, лесовосстановление и др.);

- развивать лесную инфраструктуру (лесные дороги и др.);

- способствовать кластерному развитию лесной промышленности в формате ГЧП и контролировать значительную долю производства и лесных рынков.

Ключевые слова: гос. участие, гос. сектор, гос. предпринимательство, лесопромышленный кластер.

Леса России всегда были и остаются ее национальным достоянием, общенародным богатством, предметом гордости и благополучия поколений. Лесной сектор России является важнейшим активом народного хозяйства. Еще 20 лет назад он за-

нимал устойчивые третье-четвертые места по валютным поступлениям в бюджет после нефти и газа.

В 90-е гг. XX в. территориальные лесопромышленные комплексы необходимо было приватизировать целиком, не разрушая

50

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

ЭКОНОМИКА

производственные и логистические цепочки создания добавленной стоимости. На деле приватизация прошла на уровне отдельных цехов и участков, нарушив все кооперационные связи. Закономерным результатом стал системный кризис лесного сектора РФ, его атомизация, усиление тенденций центробеж-ности и энтропии. Без развитой и диверсифицированной лесной промышленности у России не будет фундамента благополучия в долгосрочной перспективе.

Современное состояние и направления

консолидации лесного сектора

Признаки системного кризиса

На сегодняшний день все попытки оживления лесного сектора не дают желаемого результата по преодолению системного кризиса, включающего дисперсию лесной промышленности на десятки тысяч обособленных товаропроизводителей, исключающую ее эффективное управление; крайнюю изношенность машин и оборудования, высокую долю ручного труда; истощение экономически доступной лесоресурсной базы и лесной инфраструктуры; отсутствие внедрения современных «прорывных» технологий и инновационных проектов в производстве совершенно новых (по потребительским свойствам) продуктов; угрозу потери национального суверенитета в области лесного производства и торговли (а в перспективе и лесных территорий).

Лесной сектор давно перестал быть единым комплексом и не имеет действенных бизнес-структур, способных заменить государство как субъект принятия масштабных организационно-технологических решений. Усугубляет проблему и тот факт, что количество отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций сократилось за 20 лет в 5 раз, численность научных сотрудников - более чем в 50 раз, а средний возраст ведущих научных сотрудников, докторов и кандидатов наук существенно превышает 60 лет. Давность лесоустройства в среднем по стране приближается к 20 годам. Площадь лесов с неприемлемой давностью лесоустройства может увеличиться

к 2020 г. до 80 %, что приведет к недопустимому снижению качества лесного планирования и невозможности предоставления лесов в аренду. Снижение объемов лесоустроительных работ вызвало резкое снижение численности специалистов лесоустройства, количество инженеров-таксаторов - ключевой должности в системе лесоустройства - в этот период сократилась в семь раз. Сегодня в экономически доступных лесах запасы неиспользуемых лесных ресурсов превышают 6 млрд м3. На лесосеках и производственных площадках ежегодно остается до 30 млн м3 низкосортной древесины, сучьев и отходов лесопиления. Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Острой проблемой лесного хозяйства остается усыхание больших площадей лесного фонда в результате повреждений вредителями и болезнями. При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах Российской Федерации к 2020 г. может удвоиться. Для бесперебойного функционирования системы воспроизводства лесов объем страховых фондов должен быть равен трехлетней потребности в семенах (в настоящее время не превышает половины от годовой потребности).

Остро сказывается отсутствие единого научно-методического центра, определяющего содержание профессионального лесного образования, его уровневую связанность и преемственность. Разрознены и распылены исследовательские ресурсы и инновационный потенциал. Объем бюджетного финансирования в год на одного студента минимален и составляет 68,3 тыс. руб., т.е. столько же, сколько в экономике, юриспруденции и др. направлениях подготовки, не требующих наличия лабораторий, практик на полевых стационарах, учебного демонстрационного и тренировочного оборудования. Затраты бюджетов разного уровня на лесное образование составляли в 2010 г. около 5 млрд руб., т.е. около 0,85 % от ВВП лесного сектора.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

51

ЭКОНОМИКА

Направления системного выхода из системного кризиса

Россия должна проводить самостоятельную, суверенную лесную политику, как бы мало не было у нее для этого возможностей. Эффективно развиваться лесной сектор может только при условии, если государство «вернется в лес» на основе целевого индикативного планирования и прямого участия в формате государственного предпринимательства. Государству необходимо управлять хаосом в лесном секторе, для чего требуется привнести в него элементы планомерности и восстановить госсектор. Без государственного участия отечественный лесной сектор из системного кризиса не вывести и не решить задач его модернизации.

Глобальными тенденциями в мировом лесном секторе являются: тяготение переработки древесины к местам ее произрастания и повышение качества лесопродукции при одновременном снижении себестоимости ее производства. Поэтому государство как титульный собственник лесов обязано:

- участвовать в процессе расширенного воспроизводства лесных богатств (защита, охрана, лесовосстановление и др.);

- развивать лесную инфраструктуру (лесные дороги и др.);

- способствовать кластерному развитию лесной промышленности в формате ГЧП и тем самым контролировать значительную долю лесопромышленной производства и лесных рынков.

Вывод. Необходимо встроить в лесную рыночную стихию государственное управление, государственное планирование и государственное предпринимательство.

Инструменты и механизмы государственного предпринимательства в лесном секторе

Инструменты:

- титульная собственность государства на лесные богатства;

- политическая воля руководства РФ;

- лесные ресурсы, сохранившаяся про-

мышленная и транспортная инфраструктура системы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и Министерства обороны (МО) РФ в лесных регионах;

- трудовые ресурсы системы ФСИН РФ, которые посредством трудового воспитания и лесного образования могут стать важным фактором модернизации лесного сектора;

- административные, социально-экономические, финансовые, информационные и другие ресурсы государства для реализации национально значимых лесных проектов.

Механизмы:

- Консолидация объектов лесозаготовки, переработки, логистики и лесной торговли системы ФСИН и МО РФ в формате государственной корпорации «Леса России».

- Консолидированные, таким образом, лесные активы системы ФСИН и МО РФ становятся центрами формирующихся региональных лесопромышленных кластеров.

- Движущей силой развития кластеров станут различные форматы ГЧП.

Результаты:

- Консолидация лесных активов в формате государственной корпорации означает рост их капитализации, полный национальный контроль над базовой собственностью (лесами), управление ею и присвоение результатов хозяйственной деятельности.

- Разделение труда в системе лесного кластера (специализация, кооперирование и комбинирование) будет удешевлять производство, снижать его издержки, принуждать к модернизации и инновациям.

- Основная часть доходов от торговли лесом будет концентрироваться и капитализироваться на территории России.

- Будучи евразийской структурой, государственная корпорация призвана связать напрямую евро-атлантический и азиатско-тихоокеанский лесные рынки, т.е. гибко реагировать на складывающуюся конъюнктуру и диверсифицировать доходы.

Главные задачи проекта

- Формирование долговременной политики использования лесных ресурсов.

52

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

ЭКОНОМИКА

- Установление размеров расчетной лесосеки на основе экосистемного подхода к лесопользованию.

- Обеспечение баланса производства и использования древесины.

- Осуществление лесовосстановления и улучшения породного состава лесов.

- Развитие стратегии лесозаготовок и лесной промышленности.

- Организация использования древесных отходов.

- Развитие инфраструктуры территории (транспортной, производственной,социа льной).

- Подготовка кадров для всего цикла лесопользования, от лесовыращивания до лесозаготовок и деревопереработки.

Региональный лесной проект на базе системы ФСИН РФ

Региональным лесным проектом в сфере пространственного развития может стать выделение на территории опорных районов лесных инновационных кластеров на базе соответствующего лесного сегмента системы ФСИН РФ. Ключевую роль должно сыграть стратегическое партнерство с МГУЛ (г. Москва), а также независимыми экспертными группами ведущих и признанных лесных специалистов.

Для формирования системы устойчивого лесопользования на базе регионального лесного инновационного кластера в рамках проекта необходимо решить следующие задачи:

1. Создать «точку роста»: модельное учебно-опытное лесное предприятие, функциональный центр инновационно-образовательной системы, обеспечив развитие системы путем развертывания (наращивания полезных функций и компонентов), масштабирования (расширения компонентов по географическому признаку), тиражирование (количественного роста производства продуктов и услуг), улучшения качества продуктов и услуг.

2. Организовать региональной лесной кластер на базе лесных активов ФСИН РФ и разработать модель управления комплексом

лесопромышленных продуктов и технологий, разработав концепцию развития и согласовав ее с комплексной программой развития региона.

3. Развернуть инфраструктуру кластера, включая ИКТ-инфраструктуру, технопарк, провести модернизацию капитальных зданий и сооружений, энергетических и биотехнических установок, лабораторного оборудования и машинного парка.

4. Модернизировать и развить образовательно-научные компоненты кластера, разработав и внедрив в учебный процесс новые образовательные программы и учебно-методические комплексы на основе новых информационных технологий.

5. Модернизировать и развить производственно-прикладные компоненты, включая центры сертификации и трансфера технологий, производственные и торговопредпринимательские структуры и центры привлечения венчурного капитала и инвестиций.

6. Интегрировать образовательнонаучные и производственно-прикладные компоненты в единую сеть образовательных, научных, опытно-производственных, промышленных и торгово-предпринимательских структур с согласованными бизнес-процессами и оптимальной системой управления.

Успешное формирование и реализация проекта регионального лесопромышленного кластера (ЛПК) зависит от множества внешних и внутренних факторов, одним из определяющих в которых является эффективный менеджмент, задачами которого станут: выбор стратегии, бизнес-планирование, оценка эффективности, информационное и др. сопровождение лесных проектов в формате ГЧП.

Модель госкорпорации «Леса России»

Модели присущ определенный алгоритм: что надо делать (концептуальный аспект; формулирование генеральной цели); как делать (технологический аспект); делать с использованием каких средств (ресурсный аспект); делать в какие сроки и в какой после-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

53

ЭКОНОМИКА

довательности (временной аспект); кто будет делать (кадровый аспект); какой должна быть организационная структура управления (организационно-управленческий аспект).

Цели создания:

1. Разработка и реализация лесной политики региона, направленная на консолидацию лесного сектора.

2. Достижение устойчивого лесопользования, включающего экономический, социальный, экологический и культурный компоненты.

3. Формирование модельного ЛПК инновационного типа.

4. Проектное управление региональным ЛПК на базе системы ФСИН РФ

Лесное хозяйство

- лесной мониторинг;

- лесной аудит;

- лесное моделирование;

- лесная информатика;

- лесная сертификация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лесное предпринимательство

- анализ проектных рисков и организация работ по управлению рисками;

- проектный анализ ресурсной базы;

- оценка финансовой реализуемости лесного проекта;

- тэо лесного проекта;

- организация финансирования лесного проекта;

- управление лесными проектами;

- корректировка экспортно-импортной политики региона в плане лесной торговли;

- привлечение лесных инновационных технологий;

- налаживание перспективных форм международного сотрудничества в лесном секторе региона.

Механизмы и инструменты устойчивого развития лесного сектора региона

- административный ресурс;

- государственно-частное предпринимательство.

Команда

- ведущие специалисты МГУ леса и др.

ЛПК на базе системы ФСИН РФ представляет собой стратегическое парт-

нерство, которое перекрывает своим составом и подразделениями все элементы научно-внедренческого, технологического и экономического циклов от лесозаготовки до лесопиления, получения высококлассной лесопродукции, ее реализации, самостоятельного и привлеченного финансово-кредитного обеспечения.

Базу ЛПК составят лесопромышленные предприятия из разных районов соответствующей области, вошедшие в кластер на основании договоров о совместной деятельности, хозяйственных договоров. ЛПК тесно сотрудничает с администрациями районов области, с управлениями лесного хозяйства и научно-исследовательскими институтами, лесотехническими вузами (МГУЛ и др.) и др. аффилированными и заинтересованными участниками ЛПК.

Государство в целом и лесной бизнес в частности могут и должны позволить себе иметь долгосрочные сроки окупаемости национальных проектов.

Библиографический список

1. Официальный сайт Федерального агенства лесного хозяйства РФ http://www.rosleshoz.gov.ru/

2. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31.10.2008 г. http://www.zakonprost. ru/content/base/152220

3. Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года. Продовольственная и Сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций. - Рим, 2012.

4. Лесная политика РФ. - Федеральное агенство лесного хозяйства, 2013.

5. Моисеев, Н.А. Методология формирования стратегии лесоуправления и развития лесного сектора экономики / Н.А. Моисеев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2013. - № 4.

6. Моисеев, Н.А. Исходное состояние и что надо сделать для наведения должного порядка в лесных делах России / Н.А. Моисеев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2012. - № 9.

7. Степанов, С.В. Лесная доктрина РФ: ответ на условия ВТО / С.В. Степанов // Лесная газета,15 декабря 2012 г.

8. Медведев, Н.А. Критерии оптимальности при определении размеров лесопромышленных предприятий / Н.А. Медведев, Ю.А. Михеев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2012. - № 5.

54

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

ЭКОНОМИКА

9. Бурдин, Н.А. Технический уровень лесного секто- Петров // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2012.

ра Российской Федерации состояние, проблемы / - № 5.

Н.А. Бурдин // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 11. Медведев, Н.А. Управление лесами на рубе-- 2012. - № 5. же веков / Н.А. Медведев, М.Г. Пикалкина //

10. Петров, А.П.Через малый бизнес формируется Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2013. -

класс будущих эффективных собственников / А.П. № 4.

STATE PARTAKING TRENDS AND MECHANISMS IN THE RUSSIAN TIMBER SECTOR PROGRESS

Stepanov S.V. (MSFU)

[email protected] Moscow State Forest University (MSFU) 1st Institutskaya st., 1, 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia

The article inlights both the symptoms of Timber sector crisis as well as the trends and mechanisms of the crisis way out including state partaking. Russia ought to pursue its own sovereign forest policy. The state ought to «come back to the forest» on the basis of indicative planning and direct partaking in the framework of state venture. Being the forest titular the state ought to:

- participate in the proses of forest assets extended reproduction (protection, conservation, foresting etc.);

- develop forest infractructure (forest roads ets.);

- provide timber industries claster development in the framework of the state, private partnership and to control the significant share of both production and timber markets.

Keywords: state partaking, state sector, state venture, Timber industries cluster

References

1. Oficialny sait Federalnogo agenstva lesnogo khoziaistva RF [The official website of the Federal Agency of Forestry RF] http://www.rosleshoz.gov.ru.

2. Strategia razvitia lesnogo kompleksa RF na period do 2020. Utverzhdenaprikazom Minpromtorga i Minselhoza Ros-sii of31.10.2008 [Strategy for the forest sector of the Russian Federation for the period until 2020. Approved by order of the Ministry of Agriculture Ministry of Industry of Russia and Russia from 31.10.2008] http://www.zakonprost. ru/content/base/152220.

3. Prognoz razvitia lesnogo sektora RF do 2030. Prodovolstvennaya i selskokhoziaistvennaya organizacia UN [Forecast of development of the forest sector of the Russian Federation until 2030. Food and Agriculture Organization of the United Nations.]. Roma, 2012.

4. Lesnayapolitika RF.Federalnoe agenstvo Lesnogo khoziaistva,2013 [Forest Policy of the Russian Federation. Federal Agency of Forestry, 2013.].

5. Moiseev N.A. Metodologia formirovania strategii lesoupravlenia I razvitia Lesnogo sectora ekonomiki [Methodology of forest management formation and development of forestsector of economy]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoi Vestnik. 2013. № 4.

6. Moiseev N.A. Iskhodnoe sostoyanie I chto nado sdelat dlya navedenia dolzhnogo poriadka v lesnikh delakh Ros-sii [Current situation and what to do to restore proper order in cases of Russian forest sector]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoi Vestnik. 2012. № 9.

7. Stepanov S.V. Lesnaya doktrina RF: otvet na uslovia VTO. «lesnaya gazeta», 15 dekabria 2012 [Forest Doctrine of the Russian Federation: a response to the conditions of WTO. Lesnaya Gazeta, December 15, 2012].

8. Medvedev N.A., Mikheev U.A. Kriterii optimalnostypri opredelenii razmerov lesopromyshlennikhpredpriatiy [Concentration and specialization in timber production: interaction]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoi Vestnik. 2012. № 5.

9. Burdin N.A. Tekhicheskiy uroven lesnogo sektora Rossiyskoy Federacii sostoyanie, problemy [Technical level forestry sector of the Russian Federation status, challenges]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoi Vestnik. 2012. № 5.

10. Petrov A.P. Cherez maly biznesformiruetsia klass buducshikh effektivnikh sobstvennikov [Through small business the class of future effective owners is formed]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoi Vestnik. 2012. № 5.

11. Medvedev N.A., Pikalkina M.G. Upravlenie lesamy na rubezhe vekov [Forest management at the turn of the century]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoi Vestnik. 2013. № 4.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.