УДК 338.45:339.5 Евгения Васильевна Кулиш,
канд. экон. наук, Вера Акимовна Телюк,
м.н.с.
Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк
НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН БРИКС
Целью статьи является выявления возможных направлений стратегий развития промышленности Украины на основе анализа посткризисного становления экономик стран БРИКС - Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР. Рассмотрены направления выхода из кризиса, возможности структурного
совершенствования промышленного сектора, характерные для каждой из анализируемых экономик в посткризисный период.
Современный мировой кризис был приведен в действие проблемами, возникшими на рынке ипотечного кредитования США, что предопределялось несколькими факторами: в частности, политикой низких процентных ставок, инвестированием в американские ценные бумаги со стороны Китая (для накопления валютных резервов) и стран Персидского залива (для пополнения нефтяных фондов). Среднегодовые темпы прироста банковского потребительского кредитования в 20032007 гг. были на уровне 5-7%; значительно вырос объем ипотечных кредитов [1].
Развитие ситуации в финансовой сфере США негативно повлияло на реальный сектор экономики: началось снижение ВВП, уменьшился объем задействованных мощностей, снизился индекс деловой активности, резко вырос уровень безработицы.
События в США отразились на фондовых рынках развитых и развивающихся стран. На фондовых рынках развивающихся стран, показывающих в 2007 г. опережающие темпы по сравнению с развитыми странами за счет притока портфельных инвестиций из ведущих экономик, динамика фондового индекса практически повторяла динамику ведущего
американского фондового индекса. Анализ ситуации в мировой экономике уже по итогам 2008г. позволил прогнозировать замедление глобального роста. Так, в целом по странам Европы с развитой экономикой темп роста реального ВВП (относительно предыдущего года) ожидался в 2008 г. 1,5% (в 2007 г. - 2,8%), в целом по странам Европы с экономикой, которая развивается, -5,5% (в 2007 г. - 6,9%), в России - 6,8% (в 2007 г. - 8,1), в Украине соответственно 5,6% (7,3% в 2007 г.) [2].
Последствием финансово-экономического кризиса в 2008 г. стало снижение мирового ВВП на 6,1%; среди стран Евросоюза в наибольшей мере пострадали Болгария, Литва, Польша, Румыния, Чехия, Украина. В 2009 г. экономический кризис расширился почти на все страны Еврозоны, позитивная динамика экономики
сохранилась лишь в Австрии, Бельгии, Люксембурге, Мальте; незначительное падение ВВП было во Франции, Финляндии, на Кипре [3].
Глубокая рецессия в мировом масштабе по итогам 2009 г. представлена основными макроэкономическими
показателями (табл. 1).
В 2009 г. наряду с резким падением ВВП в странах Еврозоны, США, Японии, России и Украине показатели роста сохранили Индия, Китай, Казахстан; незначительное падение ВВП - в Бразилии, Белоруссии. Индекс изменений
промышленного производства повторяет тенденцию роста или уменьшения ВВП, только в большем масштабе. Следует отметить значительное падение объемов промышленного производства в Японии, Украине, России, Великобритании, США и странах Еврозоны; положительные
© Е.В. Кулиш, В.А. Телюк, 2011
показатели развития промышленного производства сохранили Индия и Китай.
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели стран в 2007-2009 гг. (к предыдущему году, %) [4]
Страны Рост (падение) ВВП Рост (падение) промышленного производства
2007 2008 2009 2007 2008 2009
США 1,9 0,0 -2,6 3,2 -4,4 -10,9
Еврозона 2,8 0,6 -4,1 3,7 -1,8 -14,7
Великобритания 2,7 -0,1 -4,9 0,4 -3,0 -10,8
Япония 2,4 -1,2 -5,2 2,8 -3,2 -21,8
Бразилия 5,4 6,0 -0,1 6,0 3,1 -7,4
Индия 9,3 6,3 5,7 9,9 4,4 6,6
Китай 13,0 9,6 9,2 18,5 12,9 11,0
Белоруссия 8,6 10,2 0,2 8,7 11,5 -2,8
Украина 7,9 2,3 -14,8 10,2 -3,1 -21,9
Казахстан 9,0 3,2 1,2 5,1 2,2 1,6
Россия 8,1 5,6 -7,9 6,8 0,6 -9,3
Замедление роста (с 2007 г.) в развитых странах вызвано рядом факторов. К ним можно отнести достижение государствами Запада и Японии высокого уровня среднедушевых расходов,
сопровождаемого моральным устареванием физического и человеческого капитала. Это выразилось в снижении расходов на НИОКР, совокупных расходов на образование. Для развитых стран характерно замедление роста производительности труда в отраслях промышленности вследствие сокращения объемов производства и интенсивного перемещения рабочей силы в сферу услуг. Снизились темпы улучшения технических характеристик в производственных отраслях (за исключением сектора информационных технологий и микробиологии). В то же время наращивание расходов на научные исследования в азиатских странах (Корее, Тайване, Китае, Индии) в условиях активного движения инноваций обеспечило им увеличение доли в мировом производстве знаний.
Несмотря на указанные факторы и трудности, с которыми столкнулись развитые страны в период кризиса, они сохраняют высокую конкурентоспособность, обладают благоприятными условиями для технологических инноваций и
восстановления экономического роста.
В отличие от развитых стран, глобализация способствовала успешному посткризисному росту экономик
развивающихся стран, прежде всего Восточной и Южной Азии. Предпосылками этого явились высокий уровень развития рыночного хозяйства, наличие сравнительно дешевой и дисциплинированной рабочей силы, взвешенная государственная политика, обеспечивающая включение национальных экономик в международные цепочки создания стоимости.
Более высоких и устойчивых темпов хозяйственного роста добиваются развивающиеся страны, которые сочетают экспортноориентированную экономику с защитой внутреннего рынка. По свидетельству исследователей [5, 11], быстрый экономический рост в странах Восточной и Юго-Восточной Азии на треть определялся сравнительно высокими темпами роста экспорта, наполовину -масштабным накоплением физического и человеческого капитала и на одну пятую -более умеренным, чем в других регионах, уровнем дифференциации доходов.
Существенное различие в темпах экономического роста в развитых и развивающихся странах проявилось в значительном замедлении роста валового продукта и производительности в развитых странах, что в определенной мере
предопределило возникновение глобального кризиса. И хотя эти страны по показателям ВВП на душу населения, развитию технологий, качеству социального обеспечения намного превосходят развивающиеся, в период кризиса и после него наблюдаются заметные сдвиги в пользу последних.
Китай, Индия, страны южно-азиатского региона в условиях глобализации существенно продвинулись в росте промышленного производства, экспорте
высокотехнологичных изделий, приросте ВВП, повысив на этой основе уровень международной конкурентоспособности.
После общемирового экономического спада в 2008-2009гг. международные институты - Международный валютный фонд (МВФ), Организация объединенных наций (ООН), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прогнозируют рост мировой экономики на уровне свыше 4%.
Таблица 2
Темпы роста (снижения) ВВП крупнейших экономик мира и Украины в 2009-2012 гг. [6]
(% к предыдущему году)
Страны 2009 г. 2010 г. Прогноз
2011 г. 2012 г.
Мировой ВВП -0,6 4,8 4,2 4,5
США -2,6 2,6 2,3 3,0
Еврозона (16 стран) -4,1 1,7 1,5 1,8
Япония -5,2 2,8 1,5 2,0
Китай 9,2 10,5 9,6 9,6
Германия -4,7 3,3 2,0 2,0
Франция -2,5 1,6 1,6 1,8
Великобритания -4,9 1,7 2,0 2,3
Италия -5,0 1,0 1,0 1,4
Бразилия -0,1 7,5 4,1 4,1
Индия 5,7 9,7 8,4 7,8
Россия -7,9 3,9 4,3 4,4
Украина -4,8 3,7 4,5 4,8
Экономика США - крупнейшая в мире, замедлив рост экономики в 2011 г., в 2012 г. достигнет роста 3-3,1%. Основные меры -государственная поддержка предпринимательских и банковских структур посредством снижения безработицы и других стимулирующих факторов.
Вторая крупнейшая в мире экономика Китая показала высокие темпы роста ВВП в 2009-2010гг. и продолжит, согласно прогнозу, стремительное развитие, хотя темпы увеличения ВВП несколько снизятся. Основами роста китайской экономики являются широкий внутренний спрос и экспортная ориентация основных отраслей хозяйства при упорядоченном
государственном регулировании финансовой и банковской сфер.
Японская экономика после снижения ВВП в 2009 г. на 5,2% поднимется в 2011-
2012 гг. на 1,5-20%. Эксперты ОЭСР отмечают, что по мере уменьшения влияния стимулирующих мер расширению экономики будет способствовать сильный частный спрос и высокая корпоративная прибыльность.
Медленные темпы восстановления государств Еврозоны (после падения экономики в 2009 г. на 4,1%) связаны с необходимостью уменьшения дефицитов бюджетов стран путем сокращения государственных расходов, зарплаты в госсекторе и других мер.
Замедление экономического роста будет общемировой тенденцией. Однако на этом фоне выделяются прогнозные показатели роста ВВП не только Китая, но и Индии, Бразилии, а также России. Развивающиеся страны и страны с транзитивной экономикой останутся
наиболее привлекательными для
инвестирования. Широкие возможности для восстановления потоков прямых
иностранных инвестиций представляют реструктуризированные во время
глобального экономического кризиса отрасли и отдельные компании.
Среди факторов, определяющих особенности экономики Украины, можно выделить сырьевую направленность основных секторов промышленности, зависимость от внешнего рынка при наличии достаточных ресурсов и возможностей инновационного развития. Положительные показатели темпов роста ВВП в Украине основаны на прогнозировании динамичного восстановления инвестиционного рынка, начиная с 2011г. Этому должны способствовать стабилизация
макроэкономической ситуации, окончание периода выборных процессов и снятие политической напряженности в стране [7].
Экономический кризис 2008-2009 гг. убедительно показал, что характерной особенностью современного мирового хозяйства, построенного на модели глобализации и предполагающего интенсивное межстрановое хозяйственное взаимодействие, является быстрое распространение локальных сбоев на другие государства и регионы мира. Степень влияния глобальных кризисов на те или иные страны определяется не только масштабами вовлеченности их в мирохозяйственные отношения, но и моделью их социально-экономического развития на момент вступления в кризис. Изучение факторов стратегического значения в условиях глобализованного мирового хозяйства необходимо для определения основных тенденций развития национальной экономики и формирования промышленной стратегии.
На фоне разрастающегося мирового экономического кризиса Китай являлся наиболее динамично развивающейся страной, обладающей внутренними факторами роста. К таким факторам можно отнести следующие.
Китай за годы, предшествующие кризису, целенаправленно проводил политику форсированного экономического роста с ориентацией на внешние рынки
сбыта; при фонде накопления, превышающем 40% ВВП (среднемировой показатель - 20%) среднегодовые темпы прироста внешней торговли составляли около 30%, ее доля в ВВП приближалась к 70% [8].
Китай являлся крупнейшим среди активно развивающихся стран реципиентом иностранного капитала: на начало 2008 г. на долю компаний с участием зарубежных инвесторов приходилось 29% общего объема добавленной стоимости и 11% занятых в промышленности; накопленные инвестиции китайских компаний за рубежом были размещены в 172 странах мира. Доля экономики Китая в 2007 г. составила 7% мирового объема [9].
Страна вышла на неплохие позиции в сфере высоких технологий: продукция обрабатывающей промышленности в этой сфере составила 4,6% общего ВВП страны.
Китай оказался государством, наиболее подготовленным к финансовому кризису; крупнейший в мире золотовалютный резерв позволил предпринимать шаги по борьбе с кризисом и планировать посткризисное развитие.
Благодаря системным связям с мировыми товарными и финансовыми рынками китайская экономика имела серьезные преимущества в динамике и качестве экономического роста. Однако резкое снижение платежеспособного спроса на рынках США и Европы в конце 2008 г. проявилось потерей одной из эффективных составляющих Китая - снижением экспорта. Резкое торможение китайского экспорта бытовой электротехники, готовой одежды и других товаров привело к закрытию многих предприятий и снижению экспорта в целом за 2008г. до уровня, минимального за предыдущие10 лет.
Централизованная система управления экономикой позволила китайским властям поставить задачу обеспечения высоких темпов роста посредством, прежде всего, активизации внутреннего потребления и расширения платежеспособного спроса. В соответствии с этим был разработан пакет антикризисных мер, предполагающий использование средств центрального и местного бюджетов, внебюджетных фондов и кредитов крупных государственных банков
для всестороннего стимулирования внутреннего спроса.
Конкретными направлениями этого пакета были смягчение денежно-кредитной политики, активизация бюджетно-финансовой политики, реструктуризация в промышленном секторе. Среди
инструментов антикризисного пакета следует отметить меры по обеспечению доступа заемщиков к кредитным ресурсам (в том числе и для малого бизнеса), по использованию стимулирующих
понижающих нормативов на добавленную стоимость и на прибыль, по расширению расходов государственного бюджета для стимулирования внутреннего спроса и повышению расходов национальных потребителей. Значительная часть антикризисного фонда предназначена для финансирования программ по возведению социального жилья, развитию
инфраструктуры в сельских районах, транспорта, образования и здравоохранения, поддержке инновационных направлений, развитию высоких технологий.
Ориентация на реструктуризацию и модернизацию в промышленности представлена поддержанием оптимальных темпов развития десяти ведущих отраслей, на долю которых приходится более 30% ВВП: автомобиле- и судостроение, нефтехимия, черная и цветная металлургия, машиностроение, легкая и текстильная промышленность, информационные
технологии. Механизмы поддержки структурной перестройки различны, при этом расширение и совершенствование производственных мощностей связано с целевым субсидированием спроса в определенных сегментах рынка, снижением тарифов на энергетические затраты, предоставлением налоговых льгот.
Дальнейшее расширение в Китае внутреннего рынка как одной из ведущих антикризисных мер, означает активное развитие сферы высоких технологий (так называемой «экономики знаний»), основанной на передовых научных достижениях. Государственной программой развития науки и техники, рассчитанной до 2020 г., предполагается достижение прорыва на десяти приоритетных направлениях, среди которых: космические и информационные
технологии, производство современных материалов, энергетика, ресурсы, сельское хозяйство, океанология, защита здоровья населения и окружающей среды.
Эффект от выполнения программы антикризисных мер должен проявиться, начиная с 2010 г.
Мощное государственное воздействие на национальную экономику с целью расширения внутреннего инвестиционного и потребительского спроса сопряжено с попытками заложить основы упрочения позиций Китая в посткризисном мире. Среди внешнеэкономических шагов - расширение страхования китайских экспортеров от рисков неплатежей, снижение таможенных пошлин (в соответствии с соглашениями о свободной торговле), финансовые рычаги укрепления экспорта [10].
Новейший опыт подтверждает эффективность действий властей в обновлении и усилении страны, успешно преодолевшей мировой финансово-экономический кризис. По итогам 2010 г. рост экономики Китая составил 10,3%, что превысило прогнозные ожидания (в 2009 г. он составил 9,2%). В 2011-2012 гг. Китай намерен использовать такие инструменты, как проведение жесткой монетарной и денежно-кредитной политики, борьба с инфляцией, контроль потребительских цен для поддержания внутреннего рынка [10].
Среднегодовой рост ВВП Индии составил за 2005-2009 гг. 8,5% [11]. Индия имеет мощную промышленную базу и развитое сельское хозяйство, разнообразную минерально-сырьевую базу, растущий научно-технический потенциал и быстро развивающийся сектор услуг, включая информационные технологии,
телекоммуникации, финансово-банковское дело, транспорт, строительство, аутсорсинг бизнес-процессов.
Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, экономика Индии в 2009-2010 финансовом году выросла на 7,2%. В ближайшие годы страна рассчитывает выйти на темпы ежегодного роста на уровне 9-10%. Для достижения поставленных целей реализуются
долгосрочные государственные программы по развитию энергетической, нефтегазовой, металлургической, химической,
транспортной отраслей, автомобилестроения, производства полупроводников. Создаются специальные экономические зоны, в том числе специализированные в сфере нефтехимии, информационных технологий, пищевой и текстильной промышленности.
Правительство Индии последовательно либерализирует промышленную политику, что проявляется в устранении ограничений в области инвестирования, облегчении доступа к иностранным технологиям. Укреплению позиций страны в мировой торговле товарами и услугами способствуют ее конкурентные преимущества: значительные трудовые ресурсы, выгодное географическое положение, достижения в развитии информационных технологий, атомной энергетики и космических технологий, фармацевтики, производстве нефтепродуктов и автокомпонентов, обработке алмазов и др.
На международной арене Индия поддерживает конструктивные отношения со всеми странами, стремится к развитию региональной интеграции. Развитие стратегического партнерства с США включает расширение товарооборота, инвестирование в расширение на территории Индии производства легковых автомобилей, энергетического оборудования, микросхем и электронной техники, программных продуктов, проведение НИОКР. Имея статус стратегического партнера ЕС, Индия предполагает увеличение взаимных инвестиций, сокращение таможенных тарифов, снижение уровня технических барьеров и проч. Одним из главных партнеров остается Китай, несмотря на опасения Индии в экспансии дешевых китайских товаров, вовлечении в соглашение о статусе свободной торговли. Развивается сотрудничество Индии с Южной Кореей, Канадой и Японией, странами Африки. Индийско-российские взаимоотношения активно реализуются в направлении долгосрочного сотрудничества в основных отраслях экономики Индии.
Несмотря на воздействие мирового экономического кризиса, экономика страны имеет положительную динамику. За 5 лет до 2009 г. сектор услуг вырос на 8,5% и составил 54,7% экономики, промышленное производство увеличилось на 10,8% (в настоящее время - 28,2%), сельское
хозяйство занимает 17,1%. Основными факторами воздействия мирового кризиса явились: снижение заказов на экспортные поставки, снижение притока иностранных инвестиций, усложнение зарубежных коммерческих займов, вывод из страны иностранных портфельных инвестиций. В наибольшей мере мировой кризис затронул экспортные отрасли экономики (текстильная, химическая и ювелирная промышленность, металлургия, машиностроение, производство нефтепродуктов), строительство и транспорт.
Ухудшилось состояние банковской системы вследствие кризиса доверия к ней населения и предпринимательских структур. В связи с этим правительством Индии были приняты меры по повышению ликвидности финансово-банковской системы (снижение нормы обязательного
резервирования средств для коммерческих банков, базовой учетной ставки, выделение наличных денег на списание долгов и проч.).
В целом в течение 2008-2009 гг. правительством Индии было одобрено три пакета антикризисных мер:
1) снижение федерального налога на добавленную стоимость на отдельные виды продукции;
2) выделение средств на текущее финансирование наиболее важных инфраструктурных объектов, создание специального фонда для финансовой поддержки небанковских компаний, предоставление кредитов экспортерам и проч.;
3) снижение базовой ставки акцизного сбора на большинство реализуемых на внутреннем рынке товаров и услуг [11].
Положительные тенденции развития индийской экономики во второй половине 2009-2010 финансового года выразились в росте ВВП, увеличении объема экспорта, притока иностранных инвестиций и обеспечили благоприятные среднесрочные перспективы роста. Несмотря на это, сохранилось сложное финансовое положение (высокий консолидированный долг, дефицит бюджета), что привело к некоторому свертыванию антикризисных мер. Одновременно правительство предполагает реализовать адресную поддержку экспортоориентированных секторов
экономики. Начиная с октября 2009 г.
индийский экспорт начал расти (после почти годового падения из-за снижения спроса в США и Евросоюзе, на долю которых приходится 60% экспортных поставок из Индии). Однако полностью восстановить экспорт ряда товаров не удалось, к ним относится оборудование, электроника, продукция частных промыслов.
Негативное влияние на развитие промышленности Индии оказывают хроническая зависимость от импорта сырой нефти, ограниченность ресурсов
коксующегося угля, низкое качество энергетического угля, дефицит
электроэнергии.
В Южно-Африканской Республике начата индустриализация, в основе которой -развитие национальной промышленности [12]. В ходе мирового экономического кризиса выявлена неэффективность развития «потребляющих» отраслей - банковского сектора, розничной торговли в ущерб росту горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. Правительство выделяет основные «прорывные» направления в Плане действий в области индустриализации. Во-первых, планируется изменить систему госзаказов в направлении ускоренного развития промышленной инфраструктуры -строительства объектов энергетики (электро, тепловых и атомных электростанций), шоссейных и железных дорог, аэропортов и морских портов. Основным принципом этого направления должно стать увеличение доли оборудования, произведенного южноафриканской промышленностью. Для более эффективного использования собственных запасов минеральных ресурсов (железной руды, титановых руд) намечено ускоренное развитие сталелитейной промышленности, что позволит увеличить переработку ресурсов внутри страны. В случае предоставления лицензий на разработку полезных ископаемых иностранным компаниям предполагается создание ими мощностей по переработке внутри страны.
Во-вторых, одним из прорывных элементов плана индустриализации является льготное финансирование проектов промышленного развития и преодоление тенденции первоочередного кредитования банками сферы потребления. Предполагается
применять систему введения специальных налогов на цели индустриализации и преодоление высокого уровня безработицы.
В-третьих, для ограничения вывоза ресурсов, не прошедших обработку, необходимо введение дополнительных тарифов на экспорт сырья. Такая мера затрагивает интересы ЕС и других стран, однако она необходима для восстановления промышленного сектора ЮАР. Тарифная политика должна быть гибкой и способной поддерживать состояние отраслей, требующих особого внимания в определенный период развития.
В-четвертых, одним из ведущих принципов промышленного развития должно стать повышение качества продукции до мирового уровня и отказ от импорта в ЮАР иностранных товаров низкого качества и вредных для здоровья населения.
Интеграции в мировое хозяйство должно способствовать вхождение ЮАР в группу БРИКС, в которой особый интерес для страны представляют торговые отношения с Бразилией и Индией на основе взаимовыгодных таможенных условий. Вхождению в группу БРИКС способствуют как уровень развития ЮАР (ВВП страны составляет более 39% ВВП всех африканских государств к югу от Сахары), так и активная позиция на пути становления рыночной экономики.
Бразильская экономика преодолела первые этапы мирового кризиса достаточно легко. Этому способствовала действовавшая национальная программа ускоренного развития, предусматривавшая значительные инвестиции в развитие транспорта, энергетики, строительство гидросооружений и жилья. Реальное влияние кризиса усилило потребности в государственных
инвестициях, нацеленных на снижение экономического роста, происшедшее в конце 2008 г. Усугубил ситуацию процесс оттока из страны капиталов международных промышленных групп. В этих условиях была пересмотрена программа государственной поддержки в направлении увеличения инвестиций в сектор логистики, в нефтедобычу, для финансирования производственного сектора, а также для
остановки падения кредитов на внутреннем рынке. Был введен режим плавающего валютного курса, что в совокупности со снижением объемов цен на сырьевые товары, экспортируемые страной, и сокращением линий внешнего кредитования
приостановило рост дефицита платежного баланса. В результате предпринятых мер экономика Бразилии в начале кризисного этапа оказалась в лучшем положении, чем США и страны Западной Европы.
Рост экономики Бразилии в 2010 г. был обеспечен за счет двух основных факторов: высокий спрос потребителей внутри страны и расширение экспорта продукции. Кроме того, аналитики объясняют мощный экономический подъем увеличением объема инвестиций: норма капиталовложений в 1 квартале 2010 г. повысилась до 18% (против 16,3% за аналогичный период 2009 г.). По итогам 2010 г. Бразилия практически удвоила объем привлечения ПИИ и стала мировым лидером по этому показателю. Промышленное производство в январе-марте 2010 г. увеличилось на 17,2% в годовом выражении [13]. Однако высокие темпы роста ВВП в начале 2010 г. создают опасения, связанные с возможным перегревом бразильской экономики. Ожидается, что бурный рост экономики Бразилии замедлится после повышения базовой процентной ставки и ликвидации налоговых льгот.
Объем промышленного производства восстановился до докризисного уровня в мае 2010 г., а затем его рост прекратился. Данные последних лет показывают, что изменения в структуре экономики Бразилии
свидетельствуют о росте сырьевой зависимости и деиндустриализации экономики. По сравнению с 2000 г. доля промышленных товаров высокой степени переработки в экспорте (оборудование, транспортные средства и потребительские товары) упала с 37 до 21% в 2010 г. Вклад промышленности в ВВП страны за этот период снизился на 1,8 п.п., а за счет роста доходов и курса национальной валюты начала активно развиваться сфера услуг (доля ВВП увеличилась на 1,8 п.п.) [14].
Последствия мирового экономического кризиса в России проявились достаточно
болезненно: по оценке Росстата, в 2009 г. ВВП сократился на 7,8%, индекс промышленного производства составил 90,7%, инвестиции в основной капитал -83,9% [15]. По прогнозным оценкам, среднегодовые темпы роста ВВП в 20082012гг. составят скромную величину - 0,7%, что соответствует стагнации или слабому росту экономики [16].
Причинами повышенной уязвимости России к кризису являются следующие. Во-первых, низкая степень диверсификации, усилившаяся с конца 1990-х годов и выразившаяся на макроуровне в ориентации на экспорт сырья, топлива и продуктов первичной переработки; на более низких экономических уровнях от кризиса пострадали территориальные образования, в которых преобладает производство продукции оборонно-промышленного
комплекса, металлургии, транспортного машиностроения.
Во-вторых, правительством не была учтена необходимость принятия
решительных мер по изменению сложившегося положения, переосмыслению государственной политики относительно социально-экономического развития страны в целом и специфики отдельных регионов. Принятые меры регулирования кризиса запаздывали или оказались неэффективными. В отличие от других стран, прогресс в области диверсификации экономики является для России важнейшим критерием успешного выхода из кризиса. Антикризисные программы ведущих стран мира ориентированы не только на выход из рецессии, но и на изменение структуры экономики в пользу менее ресурсоемких, более экологически чистых и эффективных производств, которые составляют шестой экономический уклад. В российской антикризисной программе доля затрат на модернизацию энергетической и
транспортной инфраструктуры, развитие альтернативной энергетики и связанных с этим НИОКР не превышает 1,5% совокупных расходов на антикризисные меры.
Основным вектором действия правительственных структур России в ходе выхода из кризиса явилось сохранение «социальной модели», при которой в
условиях 30%-ного дефицита бюджета государство оставило за собой социальные обязательства. В период начала кризиса экономика базировалась на тотальных дотациях, т.е. существовала за счет девальвации и заниженного курса рубля, временного снижения налогов, прямых субсидий из бюджета, инфляции, которая завышает реальную рентабельность предприятий, взносов бюджетных средств в уставные капиталы отдельных предприятий. Дотации фактически сдерживают модернизацию, препятствуют сокращению избыточных издержек.
Развитие экономического кризиса убедительно подчеркнуло необходимость для российской экономики сосредоточить усилия на поддержании проектов с современной производительностью труда и ориентацией на внутренний рынок.
Соотношение темпов внутреннего и внешнего спроса оказало решающее влияние на характер посткризисного развития экономики в 2010 г. С четвертого квартала 2009 г. восстановилась положительная
Складывающаяся ситуация предопределяет необходимость настройки внутренней экономики на самые жесткие правила международной конкуренции.
Решающее влияние на развитие экономической ситуации в 2009 г. оказал рост потребительского спроса. В результате снижение ВВП за 2009 г. составило 7,9%, последующий 2010 г. был характерен постепенным ростом. Основными двигателями экономического роста стали секторы, ориентированные на внутренний рынок: обрабатывающая промышленность, производство и распределение
электроэнергии, газа и воды, розничная торговля, транспорт и связь По данным Росстата, в 2010 г. инвестиции в основной капитал увеличились на 6,1%, положительную тенденцию показали данные о развитии промышленности (табл. 3).
динамика экспорта, на протяжении 2010 г. постепенно рос внутренний рынок. Динамика ВВП по компонентам внутреннего и внешнего спроса в 2008-2010 гг. показана на рисунке.
Таблица 3
Индексы основных макроэкономических показателей России в 2009-2011гг., в % [17; 18]
Показатели 2009 2010* 2011 (прогноз)
Валовый внутренний продукт 92,1 104,0 104,6
Инвестиции в основной капитал 83,8 106,4 111,7
Объем промышленной продукции 89,2 108,2 105,1
Добыча полезных ископаемых 99,4 103,6 Х
Обрабатывающие производства 84,8 111,8 Х
Производство электроэнергии, газа и воды 96,1 104,1 Х
* Данные предварительные
• Внутренний рынок
I-1 Внешний спрос (экспорт)
-ВВП
Рисунок. Изменение динамики ВВП по компонентам внутреннего и внешнего спроса в 2008-2010 гг., в % к соответствующему кварталу предыдущего года [17]
Среди секторов экономики
наибольший рост в 2010 г. показали обрабатывающие производства (111,8% к уровню 2009 г.), однако резкий спад выпуска продукции машиностроения в 2009 г. (68,5%
относительно 2008 г.) оказал негативное влияние на уровень деловой активности сопряженных производств - по выпуску конструкционных материалов и других видов промежуточных товаров (табл. 4).
Таблица 4. Индексы производства по отдельным видам деятельности обрабатывающих производств в 2009-2010 гг. [17] (в % к предыдущему году)
Виды деятельности обрабатывающих производств 2009 г. 2010 г.
Обрабатывающие производства Из них: 84,8 111,8
производство кокса и нефтепродуктов 99,4 105,0
Химическое производство 93,1 114,6
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 85,3 112,4
производство машин и оборудования 68,5 112,2
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 67,8 122,8
Производство транспортных средств и оборудования 62,8 132,2
В экономике продолжают
превалировать факторы, обусловившие быстроту и глубину спада во время кризиса: по отдельным видам обрабатывающих производств падение в 2009 г. составило более 30%. Однако динамика инвестиций в
основной капитал, рост в 2010 г. инвестиционных видов обрабатывающих производств, а также рост строительства и выпуск строительных материалов
свидетельствуют о возможном
восстановлении инвестиционного комплекса.
Негативными факторами, определяющими скорость восстановления, являются: конъюнктура мировых цен на сырьевой экспорт, низкий внутренний спрос, «вялое» освоение отечественными производителями перспективных рынков потребительских, инвестиционных и промежуточных товаров, отсутствие в экономике долгосрочных финансовых вложений.
Выводы
Разработанные антикризисные
программы свидетельствуют о возможности преодоления локальных сбоев в условиях современного мирового хозяйства, построенного на модели глобализации. Основные позиции антикризисных программ стран БРИКС основаны на активной государственной политике, что предполагает использование средств государственного и региональных бюджетов, внебюджетных фондов и кредитных ресурсов государственных банков. Конкретные направления антикризисных пакетов могут быть использованы при разработке программы стратегического развития промышленности Украины. Прежде всего, активизация бюджетно-кредитной политики должна быть направлена на развитие внутреннего потребления и расширение производственного спроса. В соответствии со спецификой национальной экономики должны быть определены меры по реструктуризации в промышленности, направленные на поддержание конкретных отраслей. Выявление важнейших блоков отраслей должно отвечать цели ускоренного выпуска продукции, согласно потребностям внутреннего рынка и имеющей высокую долю добавленной стоимости.
В качестве инструментов
антикризисных мер целесообразно использовать: расширение и
совершенствование производственных
мощностей, связанных с увеличением внутреннего спроса; использование стимулирующих нормативов на прибыль и добавленную стоимость; предоставление налоговых льгот; развитие производственной инфраструктуры при поддержке
специальных государственных фондов; контроль потребительских цен для
поддержания внутреннего рынка; создание специальных фондов для финансовой поддержки небанковских компаний.
Как свидетельствует опыт
развивающихся стран, основным принципом реструктуризации в промышленности должно быть стремление к ускоренному развитию отраслей, использующих местные сырьевые ресурсы и рабочую силу; возможно предоставление лицензий иностранным компаниям на разработку полезных ископаемых и создание внутри страны мощностей по их переработке. Среди рычагов развития внешнеэкономической деятельности следует отметить меры по регулированию таможенных пошлин, использованию финансовых рычагов укрепления экспорта.
Одним из ведущих принципов промышленного развития во всех национальных программах названо увеличение доли продукции высокой степени переработки, что соответствует
необходимости перехода на жесткие условия международной конкуренции. Необходима разработка мер по увеличению собственных и иностранных инвестиций в секторах экономики, выпускающих товары
инновационного значения.
Литература
1. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию / А. Кудрин // Вопросы экономики. - 2009. - № 1. - С. 927.
2. Науменкова С.В. Проблеми подолання негативного впливу глобальних диспропорцш та формування нового геофшансового мехашзму / С.В. Науменкова, С.В. Мщенко // Фшанси Украши. - 2009. -№ 3.-С. 23-37.
3. Дорошенко 1.В. Причини й наслщки кризи еврозони: уроки для Украши / 1.В. Дорошенко // Фшанси Украши. - 2010. -№ 12.-С. 59-68.
4. Основные макроэкономические показатели стран мира // Центр макроэкономических исследований Сбербанка России. - М., 2011. - 24-30 янв. -С. 13.
5. Мельянцев В. Сдают ли развитые страны развивающимся свои позиции? / В. Мельянцев // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 12. -С. 3-18.
6. Мировой инвестиционный прогноз на 2010-2012 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.inventure.com. иа/тат/апа1уйс8/апа1у818/шкоуоьтуе8^оппу1 - prognoz-na-2010-2012gg.
7. Геец В. Формирование и развитие финансового кризиса 2008-2009 годов в Украине / В. Геец // Экономика Украины. -2010.-№4.- С. 5-15.
8. Новоселова Л. КНР: инвестиции в преодоление кризиса (о концепции и направлениях реализации китайской антикризисной политики) / Л. Новоселова // Российский экономический журнал. - 2009. -№ 1-2.-С. 61-73.
9. Китайский ответ мировому кризису [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.1uxurynet.ru/wor1d-market/3874/htm1.
10. Обзор мировой экономики январь 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ereport.ru/reviews/rev 201101.htm.
11. Обзор экономики и внешнеэкономических связей Индии в 2009/10 финансовом году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://b1ogs/ruvr.ru/users/vedanta т^Ш1941990.
12. Министр промышленности ЮАР: Приватизацию мы сворачиваем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svpressa.ru/world/article/30009/.
13. Бразильская экономика бьет рекорды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .ukrrudprom/com/digest/Brazils-kaya_ekonomika_bet_rekordi.html?print.
14. Карнавала не будет? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://icss.ac. ru/blog/carnival -would-not-be/.
15. Мониторинг об итогах социально-экономического развития Российской федерации в 2010 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www/ekonomiq.qov.ru/minic/main.
16. Порфирьев Б.Н. Экономический кризис: проблемы управления и задачи инновационного развития / Б.Н. Порфирьев // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 5. -С. 20-26.
17. Ральный сектор экономики РФ: факторы и тенденции (январь 2011г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metaltd.ru/news?obj=1012.
18. Девятов А. Перспективы российской экономики. В 2011г. посткризисное восстановление экономики продолжится / А. Девятов, О. Стерина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.investpalata.ru/?p=26185.
Представлена в редакцию 29.08.2011 г.