Научная статья на тему 'Направления анализа предпринимательства в постсоветской философии'

Направления анализа предпринимательства в постсоветской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / НАПРАВЛЕНИЕ АНАЛИЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРАКСИОЛОГИЯ / ПРАКСЕОЛОГИЯ / POST-SOVIET PHILOSOPHY / PHILOSOPHY OF SCIENCE / SOCIAL PHILOSOPHY / TRENDS ANALYSIS OF THE PHENOMENON "BUSINESS" / PRAXIOLOGY / PRAXEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павлович А. А.

Предпринимательство рассматривается как феномен общественный жизни РФ. Постсоветская философия представлена как контекст анализа предпринимательства и как состояние современного русскоязычного философствования. Постсоветская философия отличается не только временным сдвигом по отношению к советской философии, что отражается в ее названии, но и качественно новым содержанием, нарабатываемым преподавателями и ответственными личностями в нынешней философии РФ. Философия науки важный плацдарм для развития постсоветской философии. В статье проводится различение «общей» и «отраслевой» философии науки в РФ. В общей философии науки еще в значительной степени выдерживаются традиции советского философствования, которые, впрочем, для советского периода были относительно передовыми. Однако ее исследовательские возможности для анализа предпринимательства фундаментально ограничены спорадичностью частнособственнического предпринимательства в советский период, а также критического отношения к нему исторического материализма в условиях социализма как ступени перехода к коммунизму. Бóльшими возможностями для анализа предпринимательства обладает отраслевая философия науки, выступающая в философии экономики, социологии, права, истории. Однако каждая из них еще недостаточно развернута в собственном развитии и в тренде постсоветской философии. Философия экономики наиболее результативна в исследовании предпринимательства. В многообразии ее аспектов выделена, в частности, концепция «праксиологии». Социальная философия, качественно отличающаяся от философии социологии, второе направление анализа предпринимательства. Здесь авторский подход представлен в концепции «праксеологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS ANALYSIS OF THE PHENOMENON “BUSINESS” IN POST-SOVIET PHILOSOPHY

“Business” is seen as a phenomenon of social life of the Russian Federation. The post-Soviet philosophy is presented as a context of analysis of “business” and a state of the modern Russian language philosophizing. The post-Soviet philosophy is not only a time offset with respect to the Soviet philosophy, which is reflected in its name, but also qualitatively new content to turn out teachers and responsible persons in the current Russian philosophy. Philosophy of Science is an important base for the development of post-Soviet philosophy. In the article the distinction between "general" and "special" philosophy of science in the Russian Federation is. The general philosophy of science the Soviet tradition of philosophizing is still alive which, however, were relatively advanced for the Soviet period. However, its research opportunities for the analysis of “business” are fundamentally limited by sporadic private ownership of business in the Soviet period, as well as a critical attitude to it of historical materialism in the conditions of socialism as a stage of transition to communism. Greater ability to analyze “business” the special philosophy of science has, which including philosophy of economics, sociology, law, history. However, each of them is still not deployed in their own development and in the trend of post-Soviet philosophy. The philosophy of economics is one of the most productive in the survey of “business”. The concept of "praxiology" is a variety of it. The social philosophy, qualitatively different from the philosophy of sociology, is the second area of analysis of “business”. Here the author's approach is presented in the "praxeology" concept.

Текст научной работы на тему «Направления анализа предпринимательства в постсоветской философии»

Павлович А.А. Направления анализа предпринимательства в постсоветской философии // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. - 2016. - № 3. - С. 56-64.

Pavlovich A.A. Trends analysis of the phenomenon "business" in post-soviet philosophy. Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Culture. History. Philosophy. Law. 2016. No. 3. Pp. 56-64.

УДК 13:658.114.8(470+571)

А.А. Павлович

НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОСТСОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Предпринимательство рассматривается как феномен общественный жизни РФ. Постсоветская философия представлена как контекст анализа предпринимательства и как состояние современного русскоязычного философствования. Постсоветская философия отличается не только временным сдвигом по отношению к советской философии, что отражается в ее названии, но и качественно новым содержанием, нарабатываемым преподавателями и ответственными личностями в нынешней философии РФ. Философия науки - важный плацдарм для развития постсоветской философии.

В статье проводится различение «общей» и «отраслевой» философии науки в РФ. В общей философии науки еще в значительной степени выдерживаются традиции советского философствования, которые, впрочем, для советского периода были относительно передовыми. Однако ее исследовательские возможности для анализа предпринимательства фундаментально ограничены спорадичностью частнособственнического предпринимательства в советский период, а также критического отношения к нему исторического материализма в условиях социализма как ступени перехода к коммунизму. Большими возможностями для анализа предпринимательства обладает отраслевая философия науки, выступающая в философии экономики, социологии, права, истории. Однако каждая из них еще недостаточно развернута в собственном развитии и в тренде постсоветской философии. Философия экономики наиболее результативна в исследовании предпринимательства. В многообразии ее аспектов выделена, в частности, концепция «праксиологии». Социальная философия, качественно отличающаяся от философии социологии, - второе направление анализа предпринимательства. Здесь авторский подход представлен в концепции «праксеологии».

Ключевые слова: постсоветская философия, философия науки, социальная философия, направление анализа предпринимательства, праксиология, праксеология.

A.A. Pavlovich

TRENDS ANALYSIS OF THE PHENOMENON "BUSINESS" IN POST-SOVIET PHILOSOPHY

"Business" is seen as a phenomenon of social life of the Russian Federation. The post-Soviet philosophy is presented as a context of analysis of "business" and a state of the modern Russian language philosophizing. The post-Soviet philosophy is not only a time offset with respect to the Soviet philosophy, which is reflected in its name, but also qualitatively new content to turn out teachers and responsible persons in the current Russian philosophy. Philosophy of Science is an important base for the development of post-Soviet philosophy.

© Павлович Александр Александрович - доктор философских наук, профессор кафедры философии и права, ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].

In the article the distinction between "general" and "special" philosophy of science in the Russian Federation is. The general philosophy of science the Soviet tradition of philosophizing is still alive which, however, were relatively advanced for the Soviet period. However, its research opportunities for the analysis of "business" are fundamentally limited by sporadic private ownership of business in the Soviet period, as well as a critical attitude to it of historical materialism in the conditions of socialism as a stage of transition to communism. Greater ability to analyze "business" the special philosophy of science has, which including philosophy of economics, sociology, law, history. However, each of them is still not deployed in their own development and in the trend of post-Soviet philosophy.

The philosophy of economics is one of the most productive in the survey of "business". The concept of "praxiology" is a variety of it. The social philosophy, qualitatively different from the philosophy of sociology, is the second area of analysis of "business". Here the author's approach is presented in the "praxeology" concept.

Keywords: post-Soviet philosophy, philosophy of science, social philosophy, trends analysis of the phenomenon "business", praxiology, praxeology.

Предпринимательство - известное в культурах всех народов явление в условиях производящей экономики. В дореволюционной царской России предпринимательство занимало значительное место в экономике страны. В период НЭПА оно проявило себя важным средством стабилизации народной жизни, формирующаяся административно-командная система СССР минимизировала предпринимательство, так что в постсоветский период пришлось вновь развертывать предпринимательство. При необходимости повышения доли инноваций в современной экономической жизни РФ предпринимательство имеет особое значение как в своей специфической особенности, так и в условиях функционирования. Предпринимательская деятельность должна насыщаться креативностью, иначе она теряется в организационных, формальных отношениях и неопределенности своего будущего (власть, деньги, интересы, способности, цели, надежды). По степени креативности предпринимательство может сопоставляться с видами деятельности, где творчество играет определяющую роль, например искусством и наукой.

Термин постсоветская философия фиксирует состояние философских исследований в России, которые отделены уже четвертью века от бытия советской философии - значимого компонента официальной идеологии СССР. В политической и экономической жизни РФ за эту четверть века произошли революционные изменения. Этого, на наш взгляд, нельзя утверждать, говоря о переходе от советской к постсоветской философии. Имеет место некоторый тренд в данном направлении или определенная эволюция, но не решительный качественный поворот. Советская философия - это марксистко-ленинская философия, преподаваемая в высших учебных заведениях и развернутая на диалектический и исторический материализм. Очевидно, что в контексте современного российского экономического и политического бытия (рынок и многопартийность) «спроса» на советскую философию не должно быть, однако традиции философствования, сохраненные институциальные формы в русскоязычном пространстве достаточно консервативны. Прямых предложений, как следует философствовать в публичном пространстве, общество и властная

элита не формулируют, так как это - непосредственная задача постсоветских философов. Значительным мобилизующим фактором эволюции следует признать замену кандидатского экзамена по «философии» на предмет «история и философия науки». Исследования в сфере философии науки - важный плацдарм развития постсоветской философии.

С позиции науки предпринимательская деятельность первоначально исследовалась в рамках экономической теории. Ирландский экономист Р. Кан-тильон (1680-1734) в работе «Очерк о природе торговли вообще» вводит термин «предприниматель» и обосновывает особую роль предпринимателей в условиях европейского становления капитализма. Такой анализ позволил обнаружить в предпринимательстве экономические составляющие: действие частной собственности, необходимость поисков инноваций товаров и услуг в условиях рыночных отношений, личностную активность и креативность.

В РФ по классификации ВАК (по номенклатуре специальностей 2009 года) в специальность 08.00.05 экономических наук входит подраздел «экономика предпринимательства». В социологических науках отраслевой подраздел «предпринимательская социология» называется «социальная структура, социальные институты и процессы» (специальность 22.00.04). В юридических науках «предпринимательское право» входит в номенклатуру специальностей научных работников под шифром 12.00.03. Современное предпринимательство в определенной части связано с развитием науки и техники, и в этом качестве оно исследуется историческими науками (07.00.10 - история науки и техники), а также историей экономических учений. В философских науках предпринимательство может исследоваться в разделах «философия науки и техники» (09.00.08) и «социальная философия» (09.00.11). Кроме этого, предпринимательская деятельность анализируется в психологии, педагогике, этике.

Итак, постсоветская философия имеет широкие возможности (в частности, в плане защиты диссертаций) для изучения предпринимательства в РФ. Эти исследования безусловно актуальны для общественной жизни России, для реформирования экономики, права, обыденной жизни граждан. Однако проблемы исследования предпринимательства значимы и для характеристики состояния постсоветской философии. В условиях социализма предпринимательская деятельность была минимизирована и почти вытеснена в сферу криминала, за исключением периода НЭПа и перестройки 80-х годов. В советском обществе предпринимательство не было юридически узаконено и не имело положительного идеологического осмысления и поддержки. Соответственно, советская философия рассматривала предпринимательство под углом зрения истматовской теории борьбы классов и смены формаций.

Наиболее результативным направлением анализа предпринимательства в постсоветской философии, по нашей оценке, является философия науки и техники. Ее успешность обусловлена, в частности, тем, что предпринимательство

исследуется в экономических, юридических, социологических и исторических науках. Таким образом накапливается значительный фактический материал, разрабатываются теоретические построения, свойственные данным наукам. Однако и то и другое для постсоветской философии может быть лишь объектом интереса и предметом исследования. Философские разработки специфичны, поскольку включают собственные концепции науки и техники, а также термины, понятия, категории, принципы исследования. Постсоветские философские исследования не должны брать термины, понятия, концепции отраслевых наук в том виде, как они определяются и разрабатываются, но использовать критическую и методологическую рефлексию в отношении фактического и теоретического «материала» наук. Например, постсоветские философы не могут заниматься проблемами «постиндустриального общества», концепции которого используют некоторые экономисты и социологи, так как это означало бы непосредственное участие в социологических, экономических, исторических, психологических исследованиях, учитывая их язык и институциальные построения, простой перенос понятий из одних теорий в другие. Философы могут реализовать свой интерес к данным проблемам в рамках концепций философии науки, истории и социальной философии. И вот здесь и заключена главная трудность: исследование проводится в парадигме советского философствования (с его специфическими понятиями, теориями) или в тренде постсоветской философии. Термины, понятия, теории советской философии можно и необходимо исследовать в рамках «истории философии» - важнейшего раздела мировой философии, но не напрямую использовать в актуальных работах постсоветской философов, анализирующих общественную жизнь РФ.

Философия техники опосредует связи технических наук с философской культурой. В предпринимательской деятельности технические и технологические изобретения являются важным средством для успешности предпринимательского бизнеса. Предприниматели в этой сфере действуют самостоятельно и в конкуренции с фирмами и компаниями - относительно устойчивыми институциональными образованиями.

В связи с обсуждением этой тематики обратим внимание на работу В.З. Черняк «История и философия техники: пособие для аспирантов» [1]. В ней, как заявлено в аннотации, предложено историческое и философское осмысление необходимости и «совершенствования» орудий техники и технологической деятельности людей на всех этапах развития человечества. Работа предназначена для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата технических наук, студентов технических вузов и факультетов, преподавателей, а также всех, кто интересуется историей развития техники. В этом ряду «История предпринимательства: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям» В.З. Черняк и Н.Д. Амаглобели [2]. В ней освещаются различные аспекты истории предпринимательства в европейских странах и в

России. Рассматриваются основные его этапы: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Особое внимание уделяется истории российского предпринимательства. Эти работы интересны богатым фактическим материалом, обращением к истории предпринимательства, нацеленностью на установление связи между техническими и экономическими науками, так как без них современное предпринимательство не может быть адекватно понято. Однако термин «философия» в названии пособия носит скорее рекламный характер, так как автор не использует концептуальное содержание философствования. Работа инспирирована кандидатским экзаменом по «Истории и философии науки», необходимым ныне в РФ. Философия техники - составная часть философии науки, так как ее объектом являются технические науки, имеющие собственную специфику бытия и взаимосвязанные с другими отраслями наук.

В постсоветской философии науки следует различать два относительно самостоятельных, но взаимосвязанных направления. С одной стороны, это «общая» (или «просто») философия науки. В ней анализируются проблемы бытия науки, эпистемологии и методологии научного познания, научной деятельности и организации ее институтов, культурного и цивилизационного контекста, форм историко-философского развития. Такая тематика относительно «обща» для представителей разных наук, обращающихся к философии. С другой стороны, разрабатывается «отраслевая» («региональная») философия науки, как-то: философия физики, философия математики, философия химии, философия биологии, философия техники, философия экономики, философия права, философия истории, философия социологии и т.д.

Отметим, что и советская философия активно интересовалась проблемами науки и техники и участвовала в разработке таких дисциплин ХХ века, как «наука о науке», «науковедение», сближавших ее с западной наукой, в то время как западная философия решительно отбрасывалась, критиковалась.

В целом в постсоветской философии разработки по общей философии науки, если судить по количеству трудов, преобладают над отраслевой философией науки. Может быть, это обусловлено тем, что в философии отраслевых наук надо быть компетентным специалистом в соответствующих дисциплинах. По нашей оценке, «современная» российская философия науки еще заполнена советскими схемами философского анализа. Так, курс лекций С.А. Лебедева начинается с лекции, посвященной взаимосвязи философии и науки, где выделяются четыре концепции - «трансценденталистская», «позитивистская», «ан-тиинтеракционистская» и «диалектическая концепция взаимосвязи философии и науки». Как видно, «западные» течения философии науки включены в общую систему рассмотрения, что является прогрессом относительно советской философии, однако последняя, четвертая, концепция, по нашей оценке, выстроена в парадигме советской философии. Автор пишет: «Наиболее оправданные претензии на универсальное решение проблемы взаимосвязи философии и конкретных

наук имеет, на наш взгляд, лишь диалектическая концепция их соотношения, которая в итоге сохраняет все положительные стороны рассмотренных выше концепций и в то же время максимально избегает их абсолютизации и ограничений» [3, с. 24-26]. Если предпринимательство есть специфическая деятельность, особое институциальное образование и ценность, то как помогут в ее анализе абстрактные принципы диалектики и материализма, если исходить из тренда постсоветской философии?

Наиболее результативно предпринимательство анализируется в философии экономики. В 2012 году в РФ была издана «Философия экономики. Антология» под редакцией Д. Хаусмана (в переводе с английского). В ней представлены идеи выдающихся экономистов, относящихся к экономике как науке, но использующих и понятийный философский аппарат [4]. Предпринимательство анализируется в различных аспектах, в рамках разных экономических школ и философских направлений. Открывается сложная картина предпринимательской реальности, которая должна анализироваться усилиями не только экономистов, но и философов. Обратимся к одному из аспектов предпринимательства, а именно как определенной деятельности. В работе Л. Мизеса «Человеческая деятельность: трактат по экономической теории» деятельностная проблематика представлена всесторонне и весьма по-философски. Введение начинается с «Экономической теории и праксиологии», где он утверждает, что «из политической экономии классической школы возникла общая теория человеческой деятельности - праксиология» [5, с. 7]. Экономисты ХХ века именно через праксиологию предпринимательской деятельности обнаружили важнейший источник инноваций в рыночной экономике. Как отмечает Л. Ми-зес, предприниматель «имеет дело с неопределенными обстоятельствами будущего», а источником, из которого возникает предпринимательская прибыль, «является его способность лучше, чем другие, прогнозировать будущий спрос потребителей» [5, с. 274]. Праксиологическая социальная институализация предпринимательской деятельности обнаруживается в различении мелкого, среднего и крупного бизнеса. Каждый из них находит определение в юридических нормах и экономических предписаниях по численности персонала и по уплате налогов. Эти практики в современной российской экономике описаны и классифицированы. Интересно, что чем меньше масштаб бизнеса, тем выше удельный вес праксиологии предпринимательства.

Что касается предметного поля предпринимательской деятельности, то в нем можно выделить объективную и субъективную составляющие. В объективную составляющую входят ориентация на предпринимательский доход и на инновационность материальных и идеальных компонентов товаров и услуг. Усилия предпринимателя могут быть направлены на все артефакты культурного поля общества, но с нацеленностью на новизну. Ограничивающими факторами выступают культурные традиции и правовые нормы. С субъективной

стороны предпринимательская деятельность весьма подвижна. Она может втягивать в свою сферу индивида не на всем протяжении его жизни. Она, пожалуй, даже не составляет особой профессии, а лишь грань ее или «предпринимательскую функцию» в условиях современной рыночной экономики, как полагает Й. Шумпетер [6, с. 170]. Предпринимательство в обыденности может подчас приводить его субъекта в противоречие с семейными, профессиональными и культурными организациями. Это требует от предпринимателя духовного напряжения и волевых усилий, чтобы добиться желаемых результатов. С этой стороны социальная институализация предпринимательства выступает в системе символов и желаний, что может быть определенно и непосредственно выражено психологией и искусством.

По нашей оценке, в тренде постсоветской философии, и даже флагманскими по рассматриваемой тематике, следует назвать работы В.А. Канке. В 2014 году он опубликовал учебники для магистров «История, философия и методология социальных наук» [7] и «История, философия и методология техники и информатики» [8]. В них оригинально представлены философия социологии, экономики, политологии, юриспруденции, истории, технических теорий и информатики; они интерпретируются в рамках основных философских направлений современности. Разработки этих отраслевых философий науки важны для анализа предпринимательства.

Наряду с философией науки предпринимательство должно исследоваться в проблемном поле социальной философии. Однако именно в данном направлении анализа предпринимательства в постсоветской философии имеются относительно меньшие успехи. И причина не только в том, что не преодолены традиции исторического материализма, не проведена достаточная его критика, но еще мал удельный вес новых концепций социальной философии, позволяющей анализировать современную общественную жизнь РФ. Социальная философия постсоветского периода еще не обновила концептуальный аппарат исследования сторон общественной жизни и бытия современной России и не выстроила новые концепции в целостную систему. Повторение в преподавании и в научных публикациях схем и концепций исторического материализма лишь тормозит тренд постсоветской философии. Кроме того, социальная философия в собственном развертывании должна соотноситься с системой постсоветской философии - онтологией, эпистемологией, методологией, антропологией, аксиологией, историей философии. Здесь еще предстоит большая работа для современных российских философов.

Что касается предпринимательства, то существенную его черту с позиции социальной философии выражает концепция праксеологии [8, 9]. В деятельности предпринимателя сочетаются материальное и идеальное, но так, что ни одно из них не преобладает, если исходить из праксиологического подхода и ценностей. Создаваемое предпринимателем богатство, хотя его можно выразить в денежной форме, не будет производством только товарной массы, но

это и услуги, и ценности - личностные и общественные. Рассудительность, целеустремленность, находчивость, инициативность, коммуникабельность, способность идти на риск входят в идеал предпринимательского творчества. Они составляют ценности предпринимательской деятельности. Эти ценности мотивируют и стимулируют предпринимательскую деятельность, расширяют сферу общественных ценностей.

При анализе предпринимательства, исходя из нашего концептуального подхода, стоит «закрепить» термин «праксиология» за философией науки, а термин «праксеология» - за социальной философией. Соответственно, предпринимательство как частнособственническую, инновационную, творческую, ценностную деятельность, не нарушающую этические и правовые практики в обществе, мы предлагаем в «концентрированном», концептуальном виде анализировать в направлениях праксиологии и праксеологии.

Оценим системно вклад направлений анализа предпринимательства в тренде постсоветской философии. Возьмем шкалу в пять уровней, начиная с низшего. Общей философии науки мы бы выставили один балл, отраслевой философии науки - три балла, социальной философии - один балл.

Итак, определены направления исследования в «философии предпринимательства». Необходимо сформулировать актуальные проблемы, обозреть новые концепции, сконцентрировать усилия. Но это - совместная работа постсоветских философов. Она требует сознательного и целенаправленного выбора философствующих личностей, а не движения по инерции, по накатанной в период СССР колее. Основаниями развития постсоветской философии являются личностно освоенная культура мировой философии и включенность философов в видение исторических и актуальных проблем современной России.

Список литературы

1. Черняк В.З. История и философия техники: пособие для аспирантов. -М.: КНОРУС, 2015. - 572 с.

2. Черняк В.З. История предпринимательства: учеб. пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607 с.

3. Лебедев С.А. Курс лекций по философии науки: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. - 318 с.

4. Философия экономики. Антология / под ред. Дэниела Хаусмана; пер. с англ. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012. - 520 с.

5. Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / пер. с 3-го испр. англ. изд. А. В. Куряева. - Челябинск: Социум, 2005. - 878 с.

6. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - 355 с.

7. Канке В.А. История, философия и методология социальных наук: учебник для магистров. - М.: Юрайт, 2014. - 572 с.

8. Канке В. А. История, философия и методология техники и информатики: учебник для магистров. - М.: Юрайт, 2014. - 409 с.

9. Павлович А.А. Очерки праксеологии философии / Перм. гос. техн. ун-т. -Пермь, 1999. - 186 с.

10. Павлович А.А. Концепция философской праксеологичности в социальной философии: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Пермь, 2000. - 43 с.

References

1. Cherniak V.Z. Istoriia i filosofiia tekhniki [History and philosophy of technology: a handbook for graduate students]. Moscow: Knorus, 2015. 572 p.

2. Cherniak V.Z. Istoriia predprinimatel'stva [History of business: a textbook for students of economics]. Moscow: IuNITI-DANA, 2012. 607 p.

3. Lebedev S.A. Kurs lekcij po filosofii nauki: uchebnoe posobie [Lectures on the philosophy of science: a textbook]. Moskovskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. N. Je. Baumana, 2014. 318 p.

4. Filosofija jekonomiki [Philosophy of economics]. Moscow: Izdatel'stvo instituta Gajdara, 2012. 520 p.

5. Mizes Ljudvig fon. Chelovecheskaja dejatel'nost': traktat po jekonomi-cheskoj teorii [Human action: a treatise on economic theory]. Cheljabinsk: Socium, 2005. 878 p.

6. Shumpeter J.A. Teoriia jekonomicheskogo razvitiia [The theory of economic development]. Moscow: Progress, 1982. 355 p.

7. Kanke V.A. Istoriia, filosofiia i metodologiia social'nyh nauk [History, philosophy and methodology of social science: the textbook for graduate]. Moscow: Jurait, 2014. 572 p.

8. Kanke V.A. Istorija, filosofiia i metodologiia tehniki i informatiki [History, philosophy and methodology of engineering and computer science: the textbook for graduate]. Moscow: Jurajt, 2014. 409 p.

9. Pavlovich A.A. Ocherki prakseologii filosofii [Essays praxiology of philosophy]. Permskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 1999. 186 p.

10. Pavlovich A.A. Koncepciia filosofskoi prakseologichnosti v social'noi filosofii [The concept of philosophical praxiology in social philosophy]. Abstract Doctors degree thesis. Perm', 2000. 43 p.

Получено 07.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.