Научная статья на тему 'Направления анализа экономической эффективности субъектов малого предпринимательства'

Направления анализа экономической эффективности субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / MALL BUSINESS / EFFECTIVENESS / DEVELOPMENT EFFECTIVENESS OF SMALL BUSINESS / COMPETITIVENESS ISSUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова Ольга Васильевна

В данное время малое предпринимательство является проблемным сектором современной экономики и испытывает множество трудностей в своем развитии и достижении хороших финансовых результатов. В российской экономике множество предприятий малого бизнеса сталкиваются с непосильными экономическими и организационными проблемами, которые приводят к появлению их неустойчивости. Кроме того, в настоящее время существует слабая поддержка со стороны государства, банковского сектора, а также российских и иностранных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Direction of cost-effectiveness analysis of small businesses

The article is devoted to direction of cost-effectiveness analysis of small businesses. Now small business is problem sector of modern economy and has a set of difficulties in the development and achievement of good financial results. Small business enterprises are colliding with excessive economic and organizational problems existing in the Russian economy, which lead to emergence of their instability. In addition, currently there is little support from the government, the banking sector, as well as Russian and foreign investors, owing to what founders should solve independently all economic problems which they face on all duration of the activity.

Текст научной работы на тему «Направления анализа экономической эффективности субъектов малого предпринимательства»

УДК 658.01

НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

DIRECTION OF COST-EFFECTIVENESS ANALYSIS OF SMALL BUSINESSES

О.В. Крюкова

O.V. Kryukova

Газпром трансгаз Сургут

В данное время малое предпринимательство является проблемным сектором современной экономики и испытывает множество трудностей в своем развитии и достижении хороших финансовых результатов. В российской экономике множество предприятий малого бизнеса сталкиваются с непосильными экономическими и организационными проблемами, которые приводят к появлению их неустойчивости. Кроме того, в настоящее время существует слабая поддержка со стороны государства, банковского сектора, а также российских и иностранных инвесторов.

The article is devoted to direction of cost-effectiveness analysis of small businesses. Now small business is problem sector of modern economy and has a set of difficulties in the development and achievement of good financial results. Small business enterprises are colliding with excessive economic and organizational problems existing in the Russian economy, which lead to emergence of their instability. In addition, currently there is little support from the government, the banking sector, as well as Russian and foreign investors, owing to what founders should solve independently all economic problems which they face on all duration of the activity.

Ключевые слова: малое предпринимательство, эффективность, эффективность развития малого предпринимательства, проблемы конкурентоспособности.

Key words: mall business, effectiveness, development effectiveness of small business, competitiveness issues.

В настоящее время под малым предпринимательством понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

В соответствии с вышеуказанным законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юри-

дического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям (№ 209-ФЗ).

1) для юридических лиц суммарная доля участия государства, сторонних организаций, иностранных граждан и иных физических и юридических лиц в их уставном (складочном) капитале или паевом фонде не должна превышать 25 %;

2) средняя численность всех работников предприятия за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек - для малых предприятий и 15 человек - для микропредприятий;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, не должна превышать установленных Правительством Российской Федерации предельных значений (устанавливаются один раз в 5 лет). В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации то-

© О.В. Крюкова, 2013

варов (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие значения:

- для микропредприятий - 60 млн руб.;

- для малых предприятий - 400 млн руб. [2].

Таким образом, в целом критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства можно охарактеризовать как относительно небольшие масштабы производства, малую численность работников и достаточно самостоятельную организацию и ведение собственного бизнеса.

И хотя каждая отдельно взятая хозяйствующая единица представляет собой относительно небольшой объем производства и оказания услуг, но в целом совокупность субъектов малого предпринимательства в развитии экономики каждой страны играет значительную роль, выполняя множество важных экономических, социальных и личностных функций для развития как самого малого предпринимательства, так и экономики страны в целом, так как малому бизнесу характерны определенные преимущества: более быстрая адаптация к имеющимся условиям хозяйствования; большая самостоятельность действий, а также гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, в частности затраты на управление; большая возможность личностной реализации своих идей и проявления индивидуальных способностей; более низкая потребность в первоначальном капитале и более высокая способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более быстрая оборачиваемость собственного капитала и др. [3].

Малые предприятия намного быстрее способны реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и различные нововведения, они поддерживают непосредственную связь с потребителем и, следовательно, активнее подстраиваются к изменениям потребительского спроса и предпочтениям, а также являются гибкими, мобильными и способными к быстрым структурным и техническим сдвигам. Также большое достоинство малых предприятий -возможность создания собственного дела при относительно небольшом начальном капитале, привлечение большого количества населения в активную предпринимательскую деятельность и создание дополнительных рабочих мест для трудоспособного населения.

Но, несмотря на все имеющиеся достоинства, присущие субъектам малого предприни-

мательства, и их значимую роль в экономике любой страны, с точки зрения действующего законодательства чаще всего они оказываются недостаточно защищены в правовом смысле. Субъекты малого бизнеса в своей деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые им не всегда под силу преодолеть, в результате чего их деятельность подвергается различным убыткам, которые могут привести и вовсе к банкротству и ликвидации только что созданного предприятия.

Проблематика эффективного развития малого предпринимательства приобрела в настоящее время значительные масштабы, так как все больше развиваются сетевые предприятия, происходит слияние небольших предприятий с более крупными компаниями и появляются все новые формы кооперационных отношений между субъектами экономических отношений. В связи с этим вновь созданным малым предприятиям бывает достаточно нелегко пробиться на существующий экономический рынок со сложившимися экономическими связями. Для того чтобы руководители малых предприятий могли своевременно выявлять и оценивать все трудности, присущие их деятельности, необходимо определить основные проблемные места в их работе, среди которых можно выделить [4]:

- большую зависимость от крупных компаний, которые представляют собой основной объем производства и оказания услуг и занимают наибольшую нишу в экономическом секторе;

- ошибки в управлении собственным делом, которые обусловлены неопытностью и малой информированностью руководителей в вопросах эффективной организации и ведения бизнеса;

- слабую компетентность руководителей, повышенную чувствительность к изменениям условий хозяйствования, вызванные отсутствием необходимых навыков руководства и неспособностью своевременно оценивать ситуацию и принимать правильные решения;

- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов, сложившиеся из-за высоких кредитных ставок и условий их получения;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров, обусловленные наличием рисков невыполнения договорных обязательств и рисков неплатежей по этим обязательствам;

- высокий уровень риска, который является одним из самых основных факторов, замедляющих развитие малого предпринимательства, и включает в себя все многообразие рисков,

сопутствующих экономической и хозяйственной деятельности [5].

Малому предпринимательству присущи все свойства, которые характеризуют предпринимательскую деятельность в целом, однако его основной и отличительной особенностью от других видов деятельности является высокий уровень риска. Опыт развития всех стран показывает, что игнорирование или недооценка предпринимательского риска при разработке тактики и стратегии экономической политики, принятия конкретных решений неизбежно сдерживает развитие общества и его экономической деятельности. Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования [4].

В настоящее время выделяют множество рисков, влияющих на предпринимательскую деятельность, особенно на малое предпринимательство. К таким рискам относятся как внешние (политические, экономические, природные, национальные, экологические, социальные, финансовые и др.), так и внутренние (организационные, технические, социальные, психологические, информационные и др.). Каждый вид предпринимательского риска в большей или меньшей степени влияет на деятельность субъектов экономики, но в целом влияние такого фактора, как предпринимательский риск, на развитие предпринимательской деятельности очень велико. Оценка и управление каждым отдельно взятым риском должны быть связаны с долей его влияния на деятельность предпринимательства, т. е., к примеру, оценка финансовых и экономических рисков должна проводиться намного интенсивнее и обширнее, чем, предположим, оценка и управление природными и национальными рисками [6]. Иными словами, важность того или иного риска должна быть оценена с учетом индивидуальности субъекта малого предпринимательства и его условий хозяйствования, но недооценивать тот или

иной риск нельзя, так как картина экономической действительности будет неполной, что может привести к возникновению непредвиденных и неучтенных обстоятельств, которые окажут катастрофическое воздействие на дальнейшее ведение бизнеса.

Тем не менее наибольшее внимание следует уделить финансовым рискам, которые оказывают основное влияние на этапе становления и развития предприятия, включая в себя кредитные, процентные, инфляционные, инвестиционные и многие другие подвиды. В свою очередь, на предпринимательский риск, в частности на экономический и финансовый, влияет множество факторов, которые можно подразделить на 5 групп (см. рисунок).

Таким образом, экономическая ситуация на рынке подвержена влиянию различных экономических факторов, которые, в свою очередь, оказывают влияние на повышение предпринимательского риска и ухудшение условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства. К ним относятся:

- факторы рыночного равновесия (спрос, предложение, цена), под влиянием которых складывается экономическая ситуация на рынке и которые обусловливают стабильность и сбалансированность экономической среды хозяйствования малых предприятий, поэтому большинство предприятий ставят своей целью достижение рыночного равновесия и наиболее оптимального соотношения спроса и предложения, а также установления при этом приемлемых цен;

- факторы времени, которые характеризуются повышением уровня инфляции и, как следствие, обесцениванием денег, а также скоростью обращения денежных средств во времени, а значит, и получаемой от этого величины дохода, что нельзя не учитывать при определении договорных условий в части сроков и порядка оплаты, штрафных санкций для повышения скорости оплаты, снижения риска неплатежей и дальнейшего использования денежных средств;

Экономические факторы, оказывающие влияние на предпринимательский риск

- факторы эластичности спроса и предложения, напрямую характеризующие величину коммерческого риска и обоснованность выбранной политики в области ценообразования, которую необходимо постоянно держать под контролем для своевременной корректировки цен и получения наиболее оптимального объема спроса на реализуемую продукцию или оказываемые услуги;

- факторы налогообложения, которые обусловлены повышением налоговых ставок и их частыми корректировками, что говорит о необходимости постоянного мониторинга изменений в законодательстве в области налогообложения и оценки налоговых рисков;

- факторы, определяющие инвестиционную привлекательность бизнеса, которые влияют напрямую на объем инвестиций со стороны иностранных предприятий и банковского сектора, а также на инвестиционный риск, что в настоящее время является очень важным ввиду снижения объема инвестиций в малый бизнес и повышения инвестиционного риска.

В связи с этим для получения наибольшей эффективности малого бизнеса необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы и отслеживать их изменение, а также составлять и постоянно обновлять рисковый портфель в соответствии с особенностями ведения бизнеса и спецификой рыночной ситуации, что значительно снизит появление непредвиденных обстоятельств и даст уверенность в положительных перспективах на будущее.

Отдельной и очень весомой является проблема конкурентоспособности, которая заключается в необходимости производства и продажи на внутреннем и внешнем рынках таких товаров, которые будут более привлекательны по цене и качеству, чем товары иностранных и российских конкурентов. Существует достаточно серьезное отставание по качеству продукции, ее дизайну, используемым в производстве технологиям, а также высокому уровню затрат на производство, что связано с эксплуатацией морально устаревших основных фондов с высоким уровнем износа, неполной загрузкой производственных мощностей, экстенсивными и ресурсоемкими способами производства. Особенно ощутимыми оказались недостатки в маркетинговой сфере современных российских предприятий, когда потребители продукции и услуг продолжают оставаться вне внимания бизнеса, несмотря на то что все производство и оказание услуг, направленное на получение максимальной прибыли, возможно только при удовлетворении потребительского спроса.

Проблема конкурентоспособности стоит очень остро в сфере малого предпринимательства, так как для успешного развития и увеличения объемов производства и оказания услуг необходимо, чтобы товары и услуги были высокого качества и могли свободно конкурировать на рынке с продукцией, ввозимой из-за рубежа. Проблема конкурентоспособности обусловлена рядом факторов, среди которых выделяют [5; 6; 7]:

1) относительно небольшое количество малых предприятий в России по сравнению с развитыми странами, что показывает их достаточно скромное участие в современной российской экономике, слабую устойчивость и отсутствие крепких взаимоотношений и взаимодействий с другими участниками рыночной экономики;

2) проблемы финансирования предприятий, которые возникли по причине дороговизны заемных финансовых ресурсов, так как сложившийся уровень ставок по кредитам является относительно дорогим для малых предприятий, и это не только не способствует, а, скорее, препятствует массовому развитию малого бизнеса в нашей стране. Еще одной весомой причиной является тот факт, что в сложившейся экономической действительности банки предпочитают кредитовать уже существующий и эффективный средний и крупный бизнес, в том числе и по причине его большей прозрачности, пока большинство малых предприятий по стране находится «в тени»;

3) общий уровень конкурентоспособности российского бизнеса, который в последнее время достаточно снизился, что отрицательно повлияло и на экономику в целом, и на малый бизнес в том числе;

4) слабое применение новейших технологий и современных средств производства, в то время как во многих развитых странах делается упор на облегчение доступа малого бизнеса к современным научным исследованиям и технологиям, поскольку он является очень мобильным и может быстро реагировать на любые изменения конкурентной среды. Как показывает современная экономическая действительность, затраты на инновации малых предприятий России по-прежнему относительно скромны, хотя и наблюдается их рост;

5) относительно высокие входные барьеры, что обусловливает слабую вовлеченность российских граждан в малое предпринимательство, которое уже на начальном этапе сталкивается с множеством проблем при открытии бизнеса и с достаточно сомнительными пер-

спективами его развития. Кроме того, значительный процент ликвидируемых предприятий связан с отсутствием стратегии и навыков ведения конкурентной борьбы. На начальном этапе организации бизнеса возникает множество проблем, из которых можно выделить:

> отсутствие необходимого стартового капитала;

^ сложности в регистрации предприятия;

> боязнь высокой конкуренции со стороны крупных компаний;

> возможные проблемы, связанные с бухгалтерской отчетностью предприятия, а также слабая доступность экономических консультаций, которая также тормозит рост количества малых предприятий [4].

Все эти проблемы являются нерешенными в настоящее время. Сложность при создании, развитии и расширении малого бизнеса становится слишком явной проблемой для современных российских предпринимателей, и часто вновь созданные предприятия закрываются, не выдерживая конкуренции и не справляясь с изменениями рыночной конъюнктуры. В совокупности все вышеперечисленные причины становятся серьезным тормозом на пути эффективного развития малого предпринимательства в нашей стране.

Для того чтобы малый бизнес развивался намного интенсивнее, необходимо постоянно проводить эффективные мероприятия по выявлению новых путей решения возникающих проблем, осуществлять постоянный анализ экономической деятельности и уровня конкуренции, комплексно оценивать предпринимательские риски и производить активные действия по их снижению, грамотно определять основные направления в работе предприятия и его дальнейшие перспективы, постоянно повышать интеллектуальный уровень и информационную обеспеченность, а также следует проанализировать зарубежный опыт по данному вопросу на примере наиболее развитых стран. Так, например, в европейских странах решение проблем, касающихся малого предпринимательства, происходит по следующим основным направлениям: обучение и повышение квалификации предпринимателей; улучшение законодательства и регулирования; облегчение налоговых и финансовых мер; создание условий для наиболее де-

шевого и быстрого создания малого предприятия; использование успешных интернет-бизнес-моделей и поддержка малого бизнеса на высоком уровне; выход за пределы единого рынка; улучшение электронной связи с малым бизнесом с помощью Интернета; усиление технологических возможностей малых предприятий; развитие более сильной и эффективной системы представления интересов малых предприятий на уровне Европейского союза в целом и на национальных уровнях в частности.

Все эти меры позволят субъектам малого предпринимательства стать более осведомленными, более развитыми и эффективными, повысят уровень конкурентоспособности продукции и самого предприятия. Малые предприятия получат большую уверенность в будущих перспективах своих проектов, станут намного успешнее и увереннее, что приведет к увеличению доли малого бизнеса в современной экономике, а также укрепит его стабильность на внутреннем и внешнем рынках.

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 г.). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Горфинкель В. Я. и др. Малый бизнес : учеб. пособие / под ред. В. Я. Горфинкеля. -М. : КНОРУС, 2009. - 336 с.

4. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство : учебник. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 685 с.

- (Высшее образование).

5. Казакова Н. А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски : учеб. пособие. - М. : ИНФРА-М, 2011.

- 208 с. - (Высшее образование).

6. Фомичев А. Н. Риск-менеджмент : учебник. - М. : Дашков и Ко, 2008. - 376 с.

7. Валигурский Д. И. Организация предпринимательской деятельности : учебник. -М. : Дашков и Ко, 2005. - 740 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.