Мотыжев Виктор Викторович
преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Южного института менеджмента (тел .:88612358506)
Направление и регулирование международных миграционных процессов
Аннотация
Международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия.
Annotation
The international population shift represents the manysided phenomenon influencing all parties of development of a society, whether it be economy or a policy, demographic processes or national relations, ideology or religion.
Ключевые слова: миграционные процессы, эмиграция, иммиграция, трудовые мигранты.
Keywords: migratory processes, emigration, immigration, labour migrants.
Движение населения является источником многочисленных политических, институциональных и социальных взаимосвязей и предполагает существование различных соглашений или договоренностей между различными заинтересованными государствами. Так, следует отметить, что еще в 1951 г. ООН была принята "Конвенция о статусе беженцев". В последствии, развивая положение ООН о беженцах, Совет Европы принял ряд документов, способствующих его развитию. Наиболее важные из них следующие:
1. Европейское соглашение об отмене виз для беженцев (1959г.).
2. Резолюция 14 о предоставлении убежища лицам, находящимся под угрозой преследования (1967г.).
3. Европейское соглашение о передаче ответственности в отношении беженцев (1980г.).
4. Рекомендации о согласовании национальных процедур, касающихся предоставления убежища (1980 г.).
5. Дублинская конвенция (1990 г.).
В современных условиях активную роль в регулировании международных миграционных процессов и защите прав мигрантов играет Международная организация по вопросам миграции /МОМ/, решающая следующие основные задачи: управление организованной и плановой миг-
рацией граждан с учетом потребностей стран эмиграции и иммиграции; содействие перемещению квалифицированных кадров между государствами; организация миграции беженцев и перемещенных лиц, вынужденных оставить свою родину.
Особая роль в вопросах миграции рабочей силы в Западной Европе отводится Межправительственному комитету по вопросам миграции (СИМЕ) - активно участвующему в обеспечении и защите прав трудящихся мигрантов. Важнейшая и определяющая роль в области защиты прав трудящихся мигрантов принадлежит Международной организации труда, принявшей за время своей деятельности более 300 конвенций и рекомендаций в данной области. Во многом благодаря ее деятельности смягчилась и ослабла дискриминация трудящихся - мигрантов. Это произошло, прежде всего, за счет:
1. организации бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;
2. принятия мер против недостоверной информации и пропаганда в отношении вопросов, касающихся иммигрантов и эмиграции граждан;
3. принятия мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов;
4. организации соответствующих медицинских служб;
5. разрешения переводить на родину заработок и сбережения трудящихся мигрантов.
Кроме того, миграционная политика координируется надгосударственными органами, такими как Комиссия ООН по народонаселению, располагающая специальным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений в отношении мигрантов. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения, содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Безусловно, однако, что определяющую роль играют сами принимающие государства, которые стремятся превратить миграционную политику в постоянно действующий фактор государственного регулирования. Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну и из нее. Она подразделяется на: эмиграционную политику; иммиграционную политику.
В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от ее экономического положения. Если взять, к примеру, миграционную политику США, то ее особенностью является ярко выраженный иммиграционный характер. По сути дела, трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. Отсюда повышенное внимание в миграционной политике к иммиграции.
Эмиграционная же политика по сути дела почти не проводится, а понятие "эмигрант" не определяется.
В течение первых 140 лет существования государства иммиграция в США была фактически беспрепятственной. Это понятно: шло освоение территорий, и связанная с ним нехватка рабочей силы. Впоследствии в иммиграционную политику были внесены определенные коррективы. С 1952 г. проводится регламентированная иммиграционная политика, отличительными чертами которой являются: строгая "селекция" въезжающих в страну; относительная свобода выбора места жительства и работы; члены семьи эмигрируют одновременно с главой семьи; весьма значительна доля лиц, иммигрирующих на основе родственных связей; большой процент им-
мигрантов, получающих по истечении 5 лет американское гражданство; значительное число иностранных граждан, которое приобретают статус "беженцев"; огромные масштабы нелегальной иммиграции наряду с контролируемой.
Характерной чертой современного мирового рынка труда является миграция интеллектуального труда, а также миграция высококвалифицированных рабочих и технического персонала. "Погоня за умами" стала одним из определяющих факторов экономического процветания. Лидерство и здесь принадлежит США, которые за последние два с лишим десятилетия привлекли из развивающихся стран 250 тысяч высококвалифицированных специалистов. Активно привлекают иностранных специалистов и страны Западной Европы. Миграция специалистов обусловлена общими причинами. Это, прежде всего: высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, комфортные бытовые условия, лучшее лабораторное оборудование, гражданские права и демократические свободы.
Миграция рабочей силы - часть международных экономических отношений. Она находит косвенное отражение в платежных балансах стран-экспортеров рабочей силы. Обычно считается, что масштабы экспорта рабочей силы характеризуются переводами эмигрантов, выступающими в роли своеобразной платы за экспортируемый товар - рабочую силу. Переводы эмигрантов для некоторых развивающихся государств стали одним из основных источников валютных поступлений. Поступления по статье "Частные переводы" за последние годы у них возрастали наиболее высокими темпами по сравнению с другими поступлениями - около 10 % в год.
Если иммигрант допускается в страну на постоянное проживание с правом работать по найму или вести собственную предпринимательскую деятельность в любом штате страны и правом приобретения американского гражданства через 5 лет проживания в США, то не иммигрант допускается в страну на строго оговоренный срок, на выполнение определенного рода работы. Въезд не иммигрантов в США регулируется с помощью виз, классы которых определяют особый список лиц, которые считаются не иммигрантами. После окончания срока пребывания, иностранец обязан выехать из страны.
Основным регулирующим документом в области перемещения рабочей силы в США является иммиграционное законодательство, регулярно изменяющееся.
Ужесточившаяся в последнее двадцатилетие миграционная политика США привела к резкому
81
увеличению масштабов нелегальной миграции и распространению полурабских форм использования труда иностранцев. Формированию ''черного" рынка труда способствовал целый ряд факторов. Прежде всего это стремление предпринимателей использовать дешевую рабочую силу и экономить на оплате труда, технике безопасности, социальном страховании и т.д. Если, например, в США средний годовой доход определяется: врача - 148 тыс. долл., инженера-электрика -59 тыс. долл., фармацевта - 47,5 тыс. долл., геолога - 50,8 тыс. долл., управляющего-консуль-танта -61,9 тыс. долл., служащего банка - 43 тыс. долл., математика -42,7 тыс. долл., рабочего-стро-ителя - 40,8 тыс. долл., рабочего-слесаря - 35,2 тыс. долл., водителя - 34,8 тыс. долл., то годовой доход иностранных рабочих не превышает 10 тыс. долл. Согласно оценок Э.П. Плетнева ежегодный приток нелегальных иммигрантов в США доходит до 1,2 млн. человек, а общее число подпольных иммигрантов в стране варьирует от 2 до 13 млн. человек.
На сегодняшний день США остается страной-лидером притяжения иностранной рабочей силы. Сюда устремляются целые массы низко- и высококвалифицированной рабочей силы. Первые направляются в основном из близкорасположенных государств, таких как Мексика, Бразилия, Панама и др. Вторые приезжают в США практически из всех стран, включая промышленно развитые государства. Интересно, что 23% членов Национальной академии наук, 33 % лауреатов Нобелевской премии в США - иммигранты [1,с.163].
Прибытие большой массы населения из Латинской Америки и Азии приводит к изменению имеющейся этнической структуры -возрастанию доли "цветных" иммигрантов. Уже за период 1951-1990 гг. процент "цветного" населения увеличился в процентном отношении с 12 до 88. А к 2020 году этнические меньшинства могут насчитывать здесь, согласно прогнозам 91 млн. человек - 34 % всего населения и около 40 % рабочей силы. Уже сейчас в шести штатах США; Калифорнии, Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Иллинойсе и Нью - Джерси, где проживает 37 % коренного населения, сосредоточено 2/3 пришлого, что меняет облик не только целых городов, но и регионов. [2, с.10,42].
Другой страной, которая проводит активную иммиграционную политику, является Канада. Характерные черты современной иммиграционной политики Канады, определяемой в настоящее время Законом об иммиграции 1977 года, следующие: воссоединение семей; гуманное отношение к беженцам; отсутствие дискримина-
ции к въезжающим, представителями какой бы страны они не являлись, какой бы расы, национальности, веры ни были; достижение социальных, экономических, демографических и культурных целей Канады.
Характерная особенность иммиграционной политики Канады - удовлетворение в первую очередь собственного рынка в рабочей силе. Закон об иммиграции разграничивает всех въезжающих в страну на две категории: "визитеров" и "въехавших в страну". Переход из первого статуса во второй запрещен законом.
"Въехавшие" иммигранты разделяются на следующие группы; семейные, беженцы и "независимые" иммигранты. Воссоединение семей касается ближних родственников, при отсутствии у них серьезных заболеваний, пристрастия к наркотикам и алкоголю. В отношении беженцев канадское иммиграционное законодательство руководствуется как их потребностями в защите, так и их потенциальными способностями обеспечить себя в стране. Что касается "независимых" иммигрантов, то здесь четко прослеживается государственная линия в отношении эффективного решения трудовых и демографических проблем Канады. В этой группе особым преимуществом пользуются граждане, обладающие капиталом, способным внести определенный вклад в развитие экономики.
Современная иммиграционная политика Австралии координируется министерством по делам иммиграции и этнических групп, консультативным иммиграционным советом, Австралийским советом по народонаселению и этническим вопросам, комитетом по экономическому развитию Австралии и некоторыми другими организациями. Такой спектр заинтересованных организаций свидетельствует о большом внимании к фактору иммиграции, его жизненной важности для страны.
Хотя, по большому счету иммиграционная политика Австралии аналогична политике США и Канады, в ней присутствует одна характерная черта - особый приоритет демографического фактора. Здесь преимущественное право при прочих равных условиях при допуске в страну имеют женщины и молодые семьи с детьми.
Согласно закону об иммиграции среди желающих выехать в Австралию выделяют четыре группы: семейные, беженцы, "общие" и "специальные" иммигранты. К семейным относятся те, у кого есть близкие родственники среди граждан Австралии. Что касается беженцев, то здесь в качестве таковых считаются лица, попадающие под действие международных конвенций. "Специальные" иммигранты - это лица, пользующие-
82
ся льготным режимом въезда в страну: жители Новой Зеландии; граждане Великобритании; лица, прямые потомки которых родились в Австралии; бизнесмены, обладающие значительным капиталом. К "общим" иммигрантам относятся лица, являющиеся специалистами, профессии которых представляют для экономики Австралии особую ценность. В настоящее время в стране используется примерно 200 тысяч иностранных работников, в большинстве своем выходцев из Восточной и Юго-Восточной Азии, Восточной и Центральной Европы. [3, с.15]
Все иммигранты после двух лет пребывания в стране могут обращаться с ходатайством о предоставлении им австралийского гражданства, хотя это зависит и от ряда других причин.
Важнейшим центром притяжения иностранной рабочей силы является Западная Европа, на которую приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивался на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, здесь создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами ЕС и унификацию трудового законодательства.
В этом регионе основным импортером рабочей силы является ФРГ, где живет в настоящее время 7,4 млн. иностранцев. Сюда приезжает рабочая сила непосредственно из стран ЕС, а также Югославии, Польши, Турции, СНГ, Восточной Европы и даже других континентов.
За последние 40 лет в ФРГ переселилось более 30 млн. человек (за тот же период отсюда уехало 21 млн. человек). Около 70 % иностранного населения проживают в четырех западных землях; Баден-Вюртенберге, Баварии, Гессене и Северной Рейн-Вейфалии.
Привлекательности ФРГ способствуют следующие причины: наличие высокого уровня политической стабильности; высокий уровень оплаты труда; высокий уровень социальной защиты для легальных мигрантов; выгодное географическое положение.
На европейском континенте выделяются и другие крупные импортеры рабочей силы. Это, прежде всего, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Норвегия и Австрия.
Здесь характерной чертой иностранного населения стало преобладание в его структуре поселенцев, имеющих постоянный вид на жительство. В ФРГ 2/3, а в Австрии и Швейцарии, например, 3/4 иностранцев имеют статус постоянных жителей. Средняя продолжительность пребывания иностранцев в Западной Европе превышает 10
лет, причем в Германии 1/4 их проживает более 20 лет. В настоящее время в ЕС находится 13 млн. мигрантов и членов их семей.
Как и в США, особенностью иностранного населения Западной Европы стало возрастание доли "цветного" населения. Доля приезжающих из Азии и Африки в общем потоке иммигрантов возросла с 26 % в 1976 до 63 % в 1991 г.
Совершенно особенным центром притяжения трудовых ресурсов является нефтяной регион Персидского залива. Его спецификой является наличие огромных запасов нефти в таких государствах, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, имеющих как небольшую численность населения, так и желание его изменить свой образ жизни. Как следствие - увеличение притяжения иностранной рабочей силы каждым из отмеченных государств, причем не только в сфере нефтедобычи, но и в других сферах. Так, например, в середине 90-х гг. в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудящихся мигрантов, а во всем регионе около 10 млн.
Политика нефтедобывающих стран в отношении притяжения рабочей силы направлена на привлечение прежде всего арабов и мусульман из таких стран, как Египет, Сирия, Турция, Пакистан, Малайзия, Индия и др. Специфика этого региона проявляется и в том, что доля иностранной рабочей силы в некоторых государствах составляет большую часть занятых в народном хозяйстве. Так, доля иностранной рабочей силы в Кувейте составляет 70 %, в Катаре -80%, в Объединенных Арабских Эмиратах - 90 %.
Следующим, относительно недавно сформировавшимся центром притяжения иностранной рабочей силы являются новые индустриальные страны, такие как Сингапур, Макао, Таиланд, Индонезия. В связи с бурным развитием данного региона сюда увеличился поток иностранных рабочих, нанимающихся на временные работы [3, С. 24]. Велика роль в притяжении иностранной рабочей силы и других соседних государств Юго-Восточной Азии - Бангладеш, Бирмы, Филиппин, Шри-Ланки и др. Общее число иностранных рабочих в этом регионе - около 4 млн. человек. В больших количествах импортируют рабочую силу новые индустриальные страны Латинской Америки. Здесь особо следует выделить Бразилию, Мексику, Аргентину, Венесуэлу, Чили, притягивающих рабочую силу из соседних государств. Здесь в настоящее время насчитывается около 8 млн. трудящихся-мигрантов.
Особый центр притяжения иностранной рабочей силы сложился в Южно-Африканской Республике. Здесь поставщиками рабочей силы
83
выступают территориально близко расположенные государства - Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Мозамбик, Лесото, Свазиленд и др.
Общее количество работающей здесь иностранной рабочей силы составляет около 1 млн. человек.
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных соглашений между ними.
1. Воловин Е. "Глобализация экономики и ее влияние на национальные бюджеты. Проблемы теории и практики управления", 2005 г.
2. Прудникова Т.А. Международно-правовое регулирование трудовой миграции //Вестник Московского университета МВД России. 2007. №1.
3. Прудникова Т.А. Трудовая миграция как массовое явление в современном мире // Вестник Московского университета МВД России. 2006. №1.
______________________________________84
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 2