УДК 344.6
нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом: проблемы квалификации
в.А. Купцов
Изучены отечественные и зарубежные нормативно-правовые акты, регламентирующие безопасности морского судоходства. Раскрыта сущность морского пиратства в соответствии с современным законодательством. Даны предложения по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за нападения на газовые или нефтяные платформы и иные сооружения в морях и океанах.
Ключевые слова: нападение; судно; пиратство; разбой; уголовное право; международное законодательство; судоходство.
V.A. Kuptsov. ATTACK SEA OR RIVER VESSEL FOR THE APPROPRIATION OF ANOTHER'S PROPERTY: PROBLEMS TRAINING
Studied domestic and foreign laws and regulations governing the safety of maritime navigation. The essence of maritime piracy in accordance with current law. Proposals are given to improve the criminal law governing the liability for attacks on gas or oil platforms and other structures in the seas and oceans.
Keywords: attack; ship; piracy; robbery; criminal law; international law; shipping.
Пиратство или морской разбой известны миру с древних времен. Но в древности пиратство было связано только лишь с морем. Пираты жили на берегах морей и океанов и своими нападениями на суда дезорганизовывали торговлю между государствами, наносили ущерб владельцам перевозимых грузов, физически истребляли команды, топили суда. В прежние времена нередко пираты действовали в сговоре с работорговцами, нередко они находили помощь и покровительство правительств отдельных государств, в частности Англия стала «владычицей морей» благодаря пиратам. Один из самых легендарных капитан Дрейк был удостоен высших знаков отличия английского королевства.
Истории известны случаи, когда военные суда различных государств занимались морским разбоем, например, флоты Германии и Италии нападали на иностранные суда перед началом и во время Второй мировой войны. Подписание Лионского соглашения 1937 г., установившее, что нападение на нейтральное судно должно рассматриваться как пиратство, стало реакцией на подобные разбойные нападения.
Романтическая слава, успехи прошлых времен не дают покоя и современным пиратам, нередко угрожающим безопасности морского судоходства. Современное пиратство характеризуется рядом устойчивых тенденций. Во-первых, оно обретает черты транснациональности. Во-вторых, четко определились зоны
активной пиратской деятельности. Это прежде всего районы, прилегающие к территориальным водам развивающихся стран Азии и в особенности Африки. Одни лишь сомалийские пираты приносят ущерб судовладельцам в 18 млрд долл. в год. В-третьих, акты пиратства тщательно планируются. Нападающие обычно располагают точной информацией о характере перевозимого груза, составе экипажа, имеющейся охране и т.д.
Международные соглашения, призванные обеспечить безопасность морского судоходства, заключенные в прошлые времена, не могут в полной мере выполнить эту задачу. Представители многих государств считают, что «незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства, угрожают безопасности людей и имущества, серьезно нарушают морское сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность морского судоходства».
Создатели Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 18 марта 1988 г. ссылаются на резолюцию 40/61 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1985 г., которая «безоговорочно осуждает, как преступные, все акты, методы и практику терроризма, где бы и кем бы они ни совершались». Здесь же предлагается Международной морской организации (ИМО) «изучить проблему актов терроризма на борту или против морских судов с целью вынесения рекомендаций по принятию соответствующих мер». В резолюции Ассамблеи
64
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. № 2(12)
ИМО от 20 ноября 1985 г содержится призыв к государствам-членам этой организации «разработать меры по предупреждению незаконных актов, угрожающих безопасности судов и безопасности их пассажиров и экипажей».
Положения Конвенции 1988 г. (ст. 1 и 2) применяются только к невоенным надводным судам, эксплуатируемым в коммерческих целях. В ст. 3 перечисляется широкий круг деяний, за которые государства-участники соглашения должны предусмотреть в национальном законодательстве соответствующее наказание (ст. 5). Хотя Конвенция и обязывала предусмотреть в национальных законодательствах наказание за деяние, образующее пиратство, УК РСФСР 1960 г не содержал специальной нормы, предусматривающей ответственность за пиратство.
УК России в ст. 227 определяет пиратство как нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. Данное определение, как справедливо отмечает С. Кочои, отличается от международно-правового определения пиратства, предложенного Конвенцией об открытом море 1958 г. В УК РФ оно больше походит на преступление против собственности, чем преступление против общественной безопасности [2], и скорее является «морским» разбоем. Диспозиция ст. 227 УК позволяет говорить о том, что пиратство всегда должно преследовать корыстную цель - завладение чужим имуществом. А как быть в случае, когда, например, пираты захватывают морское или речное судно, избивают, убивают, насилуют и т.д. пассажиров, берут из числа пассажиров или членов команды заложников или похищают их, топят корабль и при этом не завладевают чужим имуществом?
Думается, что диспозиция статьи должна быть приведена в соответствие с международно-правовым понятием пиратства. В частности, считаем необходимым исключение из статьи корыстной цели и конкретизации действий, образующих понятие «нападение». Последнее, ввиду особенностей предмета нападения, нельзя понимать в смысле, заложенном в ст. 162 УК «разбой», который предполагает активные, внезапные для потерпевшего агрессивные действия, соединенные с насилием или угрозой применения насилия (т.е. действия одного физического лица против другого физического лица). Механическое переложение данного определения на пиратство означает, что нападение на судно может быть осуществлено только другим (пиратским) судном. Но пират-
ство можно совершить не только нападением на судно, но и путем насильственного отстранения от управления судном капитана и его команды, например, пиратами, проникшими на судно в качестве пассажиров и взявшими судно под свой контроль. В этом случае отсутствует объективная сторона, образующая «нападение на судно», указанная в диспозиции ст. 227 УК, хотя наличествует захват судна, за что ответственность не предусматривается.
При пиратстве нападение осуществляется на судно, и члены команды представляют интерес для пиратов постольку, поскольку они могут оказывать им сопротивление. Поэтому непосредственными объектами пиратства выступает общественная безопасность в сфере обеспечения морского или речного судоходства, жизнь и здоровье граждан (например, членов экипажа и пассажиров судна), отношения собственности, интересы в области экономической деятельности, а также свобода открытого моря (свобода судоходства).
Предметом данного преступления выступает морское или речное судно (отечественное или иностранное, государственное либо частное, военное, торговое, научное или иное), находящееся за пределами государственной границы (в открытом море или в другом месте, вне юрисдикции какого бы то ни было государства). Если же нападение на судно осуществляется в территориальных или иных водах, находящихся под юрисдикцией какого-либо государства, то содеянное может образовать разбой, бандитизм, грабеж и т.д., но никак не пиратство.
Применение насилия при нападении на судно означает умышленное причинение вреда здоровью различной тяжести (кроме тяжкого), связывание, истязание, побои, незаконное лишение свободы и т.п. Все они охватываются признаками ст. 227 УК, и дополнительной квалификации по совокупности с соответствующими статьями против личности не требуется, равно как и угроза их применения. Угроза применения насилия - разновидность психического принуждения, содержащего реальную возможность причинения потерпевшему физического вреда (запугивание убийством, причинение вреда здоровью различной тяжести). Вместе с тем случаи нападения, сопряженные с умышленным убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах, требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 227 УК РФ, содержит формальный состав, так
как содеянное считается оконченным уже с момента нападения независимо от того, удалось пиратам достичь поставленной цели или нет.
Совершенно излишними являются квалифицированные виды пиратства. Трудно себе представить этот вид преступной деятельности без применения преступниками оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 227 УК), или нападение на судно не организованной группой (ч. 3 ст. 227 УК) [1].
Продолжая исследование обозначенной темы, необходимо отметить, что сегодня нападают в морях и океанах не только на торговые, научные, промысловые суда, но и на различные производственные сооружения. Например, 17 сентября 2013 г. в Печорском море активисты «Гринписа» в количестве тридцати человек напали на российскую буровую платформу «Приразломная» и при помощи «кошек» и «концов» предприняли попытку проникнуть на платформу. Некоторые из них намеренно таранили пограничные катера, тем самым посягая
на жизнь и здоровье представителей власти. В отношении данных лиц возбуждено уголовное дело по ст. 227 УК РФ.
В данном случае, на наш взгляд, отсутствует объективная сторона, образующая «нападение на судно», указанная в диспозиции ст. 227 УК. Адвокаты, защищающие активистов «Гринписа», ссылаются именно на пробелы в уголовном законодательстве и требуют освобождения их подзащитных.
В действительности, по поводу нападений на газовые или нефтяные платформы и иные сооружения в морях и океанах законодателю следует срочно внести соответствующие дополнения в уголовное законодательство.
список литературы
1. Дикаев С.У., Диваева И.Р. Уголовная ответственность за преступления террористического характера: учеб. пособие. М., 2005.
2. Кочои С. Разбой (некоторые вопросы квалификации) // Уголовное право. 2010. № 2. С. 30.
КУПЦОВ Владимир Александрович - кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
KUPTSOV, Vladimir Aleksandrovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of Criminal Law and Justice. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 349.222.1
историко-правовые аспекты развития института коллективного договорного регулирования
с.н. Матросов, А.в. смирнова
Исследовано развитие института коллективно-договорного регулирования в историко-право-вом аспекте, охватывающем период с начала XIX в. до 90-х гг. XX в. в России. Проанализированы этапы становления коллективно-договорных отношений в период перехода к рыночной экономике.
Ключевые слова: коллективный договор; коллективно-договорные отношения; работодатель; наемный работник; трудовые отношения; социальное партнерство; соглашение.
S.N. Matrosov, A.V. Smirnova. HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF COLLECTIVE CONTRACT MANAGEMENT INSTITUTE
Investigated the development of the institution of collective-bargaining regulation in the historical and legal perspective, covering the period from the beginning of the XIX century 1990-s of XX century in Russia. The stages of formation of collective bargaining relationships in the transition to a market economy.
Keywords: collective bargaining agreement; the collective-contractual relations; employer; employee; labor relations; social partnership; agreement.
Коллективные договоры впервые возни- в ходе классовой экономической борьбы в на-кли в Англии вслед за профсоюзами рабочих чале XIX в. Затем они появились в США и не-