исторические науки и археология
УДК 94(470) (571.6)
Н.Н. Абабкова
канд. ист. наук, старший преподаватель, кафедра истории и архивоведения, ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
НАНАЙСКАЯ театральная культура на ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В ПЕРИОД РАДИКАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СТРАНЕ (1985-2005 гг.)
Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты нанайской театральной культуры на юге Дальнего Востока в период проведения радикальных реформ. В контексте государственной политики показаны проблемные стороны в деятельности национальных театров и их попытки выхода из кризисной ситуации.
Ключевые слова: театральная культура, общественная трансформация, культурная традиция, национальная культура, театр.
N.N. Ababkova, Komsomolsk-on-Amur state technical University
NANAI THEATRICAL CULTURE IN THE SOUTH OF THE RUSSIAN FAR EAST IN THE PERIOD OF SOCIAL TRANSFORMATION IN THE COUNTRY (1985 to 2005)
Abstract. The article describes the main aspects of the Nanai Teatrino culture in the South of the Far East in the period of radical reforms. In the context of public policy shows the problematic part in the activities of the national theatres and their attempts to exit the crisis.
Keywords: theatrical culture, social transformation, cultural tradition, national culture, theatre.
Своеобразие и уникальность дальневосточной театральной культуры во многом состоит в том, что она развивается и обогащается в процессе многостороннего взаимовлияния художественных традиций разных народов, наций, этносов, разместившихся на обширной российской территории [1, с. 191].
В развитии театральной культуры Дальнего Востока особое место занимает история национальных театров. Наибольший интерес у исследователей национальной культуры вызывает нанайский театр, чье творчество в конце ХХ - начале XXI вв. обогатило и расширило театральное пространство дальневосточного региона. Активизации национального театрального искусства на юге Дальнего Востока способствовал пересмотр государством национальной политики в отношении коренных малочисленных народов в постсоветский период. Перестройка стала началом общественной активности, связанной с культурным и этническим возрождением в стране.
С 1990-х гг. национальная и этнокультурная политика в нашей стране стала предметом правового регулирования. Правовые основания для сохранения культурного наследия и развития культурной деятельности отдельных этнических групп определил Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». На правительственном уровне было начато решение вопроса, который долгое время оставался без должного внимания власти.
В период общественной трансформации общества культура нанайского народа, как и большинства представителей малочисленных народностей, испытывала трудности в своем развитии. Под угрозой исчезновения оказалось историческое национальное наследие, которое накапливалось не одним поколением. С распадом Советского Союза обострилась проблема сохранения национального нанайского языка. Языки малочисленных народов как письменная и устная культура появилась со времен освоения Дальнего Востока русскими людьми. Поэтому родной язык является памятью поколений, и его потеря ведет к утрате традиционной культуры этого народа. В связи с этим актуализировался вопрос о возрождении культурных традиций на родном языке, в том числе и театральных.
Театральная национальная культура всесторонне отображала этническую специфику.
Музыкальное сопровождение, танцы, элементы костюма, национальный язык и другие составляющие элементы театрального представления делали спектакль неповторимым.
Одним из ярких представителей национальной театральной культуры на юге Дальнего Востока России в период радикальных преобразований стал нанайский театр «Айсима хосикта» («Золотая Звезда») в г. Комсомольск-на-Амуре. Театр был создан при управлении культуры Комсомольского района - на базе национального нанайского ансамбля «Гивана» («Рассвет»). Огромный вклад в реализацию идеи создания первого в Хабаровском крае национального нанайского театра внесла С. Куршева (Куршева С. - заслуженный работник культуры России. С 1984 по 2000 г. возглавляла управление культуры Комсомольского района. С 2001 по 2003 г. -заместитель министра культуры Хабаровского края. Трагически погибла в 2003 г.), которая была не только идейным вдохновителем проектов, связанных с национальным искусством, но и сама непосредственно участвовала в творческом процессе.
Открытие театра «Айсима хосикта» состоялось в 1988 г. в один день с открытием Дворца культуры «Кристалл» межрайонного национального центра культуры, досуга и этнографии (впоследствии стал называться центром досуга, культуры и этнографии «Родник»). Появление в г. Комсомольск-на-Амуре этнографического центра стало важным событием в культурной жизни коренных малочисленных народов Хабаровского края. К данному событию было приурочено проведение фестиваля «Жемчужина Севера», в котором приняли участие национальные коллективы из разных районов Хабаровского края. О значимости этого мероприятия свидетельствует внимание к нему со стороны органов государственной власти. На фестивале присутствовал специалист Министерства культуры России Г.Л. Зуева, председатель комитета по культуре и искусству Хабаровского края А.Н. Бочарников и другие официальные лица [2]. В качестве почетного гостя на фестиваль была приглашена вдова известного на всю страну певца Кола Бельды О.А. Бельды.
Театральное искусство фестиваля было представлено кукольным театром районного центра нанайской культуры и этнографии, национальным экологическим театром из с. Нижние Халбы. Коллектив труппы представил зрителям спектакль «Железная птица Кори», полностью исполненный на нанайском языке. Выступление на фестивале театра «Айсима хосикта» было дебютным. Первой работой коллектива стала постановка режиссера Л.И. Светлова «Никанская невеста» по мотивам нанайских сказок. Необычность спектакля заключалась в том, что актеры играли на двух языках (на русском и нанайском).
Уникальность театра «Айсима хосикта» состояла в том, что он синтезировал в своей работе все творческие направления «Гиваны» - танцевальное, фольклорное, театральное. Все действия на сцене сопровождались нанайскими песнями, написанными для постановок известными в нанайском творческом круге А. Ходжер, Г. Бельды, К. Бельды, П. Киле. Стихи нанайской поэтессы Р. Барановой стали неотъемлемым спутником творчества театра «Айсима хосикта».
«Во время сильного ветра как листок меня сдуло, и долго носила судьба по свету. И только к старости я понял, что тоскую по Амуру. Амур - мой отец. Тайга - моя мать. Мы, нанайцы, - листья большого дерева...» [3]. Позднее на эти стихи была положена музыка.
В июле 1999 г. в рамках Всероссийского фестиваля «Северное сияние» театр «Айсима хосикта» провел успешные гастроли в г. Москве со спектаклем «Никанская невеста». Наиболее интересными работами театра стали спектакли «Серебряный браслет» и «Золотая пудин», режиссерами которого выступили С. Куршева и Р. Баранова.
С 1999 г. начинается творческий союз театра «Айсима хосикта» с артистом Комсомоль-ского-на-Амуре драматического театра В.Т. Солодуненко. Взяв на себя функции режиссера, В.Т. Солодуненко предпринял попытку расширить сферу творческих планов театра «Айсима хосикта», направить театр на иной профессиональный уровень. Первой совместной работой театра и нового режиссера стал спектакль для детей «Айога», который был представлен на детском фестивале «Вслед за солнцем» в г. Хабаровске осенью 1999 г.
Начало XXI в. было отмечено значительным подъемом этнического самосознания
[4, с. 151], следствием чего стало возникновение в ряде дальневосточных городов национальных центров культуры. Театральный коллектив «Айсима хосикта» вышел на качественно новый уровень мастерства. В этот период театром была представлена постановка по произведению В. Шульжика «Азмун - Серебряное копье». Данная постановка неоднократно была включена в программу традиционного краевого фестиваля «Бубен дружбы».
Несмотря на положительные аспекты деятельности нанайского театра «Айсима хосикта», в его работе оставалось много проблем, ключевой из которых было незнание коллективом национального языка. Механическое заучивание текста песен и монолога актеров не решали существующей проблемы. Важно отметить, что в театре служили и люди, которые в совершенстве владели нанайским языком (например, поэтесса Р.А. Жоджер). Однако таких людей было очень мало, и в силу большой творческой загруженности они не могли решить на своем уровне проблему обучения участников коллектива нанайскому языку.
С 2003 г. в театре стали ощущаться финансовые проблемы, поставив под угрозу сценическую деятельность театра. Уход из жизни С.В. Куршевой стал началом заката творчества театра «Айсима хосикта». Администрация Комсомольского района не была заинтересована в его дальнейшей работе. Только благодаря энтузиазму коллектива, театр просуществовал еще несколько лет.
К 2006 г. театр «Айсима хосикта» оказался неспособен решить финансовые проблемы, что стало главной причиной его закрытия. Почти десятилетнее творчество нанайского театра осталось яркой страницей в истории национального театрального творчества на юге Дальнего Востока нашей страны. Благодаря творчеству театра, нанайская культура по-другому стала восприниматься жителями региона, став более понятной несведущим в специфике культуры нанайского народа. Используя различные театральные приемы, коллектив театра вывел нанайское творчество за рамки традиционных обрядовых и культовых направлений.
История становления и развития «Айсимы хосикты» подтверждает ведущую роль государства в деле сохранения и развития национальной культуры и свидетельствует о возможных трагичных последствиях равнодушия и незаинтересованности властных структур в решении национальных вопросов.
В настоящее время на юге Дальнего Востока России продолжают функционировать национальные ансамбли различных жанров и направлений. Тем не менее национальных театров уровня «Айсима хосикта» на юге Дальнего Востока на сегодняшний день нет. Это является большим упущением в деле сохранения и развития национальной культуры данного региона.
Таким образом, основной задачей нанайского национального театрального искусства было сохранение культурного наследия. Национальные театры выражали дух нации, ее гражданскую позицию. Однако в условиях радикальных общественных изменений национальные театры оказались неспособными противостоять рыночным отношениям, что привело к потере самостоятельного курса их развития.
Список литературы:
1. Дмитриевский В.Н. Театр и город в контексте культурной политики (современность, будущее) // Город и искусство. - М., 1996. - С. 188-196.
2. Лекомцева В. Волшебная сила «Жемчужины Севера» // Предприниматель. -1998. - 12 апр.
3. Солнцева Е. С днем рождения, Айсима! // Словесница искусств. - 2000. - № 4.
4. Ахметова А.В. Власть и этнос: социальная политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов Дальнего Востока (1925-1985 гг.): монография. -Владивосток: Дальнаука, 2013. - 169 с.