Научная статья на тему 'Налоговый потенциал как фактор территориального развития'

Налоговый потенциал как фактор территориального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1359
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / TAXES / TAXATION / TAX CAPACITY / REVENUES OF BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залуцкая Наталья Михайловна

В статье рассмотрены налоговый потенциал территории как фактор социально-экономического развития, основные методологические подходы к оценке налогового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax potential as a factor of territorial development

In the article territorial tax potential as a factor of socio-economic development and the basic methodological approaches to the assessment of tax potential have been considered.

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал как фактор территориального развития»

привлекательность территории;

- обеспечение занятости населения и формирование регионального продукта.

В связи с вышесказанным авторы считают, что социальная инфраструктура региона является частью социально-экономической системы, участвующей в экономической деятельности и обеспечивающей социальную привлекательность региона, а также направленной на формирование и развитие трудовых ресурсов и человеческого

Занятость

капитала региона.

В современных условиях социальная инфраструктура составляет экономическую базу муниципальных образований, обеспечивая сохранение и развитие малых поселений, а также диверсификацию структуры экономики.

По данным исследований авторов, в малых поселениях республики численность занятых в социальной сфере составляет более 45% от общей численности занятых в экономике (табл. 2).

Таблица 2

ия в поселениях РБ

Тип поселений Количество поселений в РБ Доля занятых в социальной сфере в общей численности занятых в экономике поселений

Сельские поселения (сельсоветы, сомоны) 238 45

Поселки городского типа 14 30

Города 6 20

Таким образом, социальная инфраструктура роль как в социальном, так и в экономическом

в настоящее время играет системообразующую развитии региона и имеет рыночный характер.

Литература

1. Гриценко А., Соболев В. Рыночная инфраструктура: сущность, функции, строение // Экономика Украины. 1998. №4.

2. Статистический сборник РБ. 2010 г. // Федеральная служба статистики по Республике Бурятия. Улан-Удэ, 2010.

Беломестнов Виктор Георгиевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» Бурятского государственного университета.

Малыхина Инга Николаевна, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.

Belomestnov Victor Georgievich, doctor of economic sciences, professor, department of state and municipal management, Buryat State University.

Malykhina Inga Nikolaevna, postgraduate student, East-Siberian State University of Technologies and Management.

УДК 336.2 (571.54) З-247 © Н.М. Залуцкая

Налоговый потенциал как фактор территориального развития

В статье рассмотрены налоговый потенциал территории как фактор социально-экономического развития, основные методологические подходы к оценке налогового потенциала.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговый потенциал территории, доходы бюджета.

© N.M. Zalutskaya

Tax potential as a factor of territorial development

In the article territorial tax potential as a factor of socio-economic development and the basic methodological approaches to the assessment of tax potential have been considered.

Keywords: taxes, taxation, tax capacity, revenues of budget.

Безусловно, для России и ее регионов в настоящее время одними из важнейших управленческих задач являются изучение и оценка возможностей аккумулирования налоговых ресурсов на соответствующей территории. С учетом последствий кризисных явлений данная задача становится все более актуальной. В современном обществе, с его постоянно растущими потребностями и расширением функций государства, возникает объективная проблема роста государственных расходов, что требует компенсации их в виде доходных источников, аккумулируемых в бюджетной системе. Основную долю (70-90%) в формировании доходов бюджета любой страны занимают налоги. Они выступают инструментом реализации расходных обязательств государства, а через них - и общественных потребностей.

Налог - это экономическая категория, выражающая объективные отношения, связанные с необходимостью перераспределения созданного общественного продукта (ВВП, ВРП), используемого для удовлетворения растущих социальных, экономических и политических потребностей общества. Посредством институционализации государство придает налоговым отношениям нормативно-правовую форму, учреждает налоговые органы, наделяя их особыми полномочиями, развивает институциональную налоговую среду.

Экономическая природа и результативность налогообложения раскрываются в процессе распределения вновь созданной стоимости, или национального дохода. Вместе с тем конкретные возможности налоговых поступлений в основном предопределены параметрами воспроизводства национального дохода.

Определение роли налогов в воспроизводственном процессе основано на исследовании возможностей аккумулирования налоговых доходов государства и муниципальных образований. Указанные возможности в науке и практике принято называть налоговым потенциалом (или налогоспособностью) территории. От величины налогового потенциала зависит размер доходов соответствующего бюджета, что, в свою очередь, во многом определяет характер социальноэкономического развития территории.

Налоговый потенциал - многогранное системное явление, зависящее от региональных особенностей и условий хозяйствования, от ресурсносырьевого, демографического, инновационного, производственного и других потенциалов.

Качественное выражение налогового потенциала территории (НПТ) заключается в способности совокупной налоговой базы в пределах данной территории обеспечивать бюджетные налоговые доходы. Количественное выражение НПТ можно представить как максимально возможные налоговые поступления в регионе в рамках конкретного периода времени.

В зарубежной и российской экономической литературе рассмотрено немало подходов к определению и количественной оценке НПТ, поскольку в настоящее время данный вопрос является актуальным в ходе формирования доходов бюджетов всех уровней. Правильная оценка величины налогового потенциала административнотерриториального образования играет важную роль при разработке эффективной региональной бюджетно-налоговой политики и совершенствовании системы налогообложения.

Следует отметить, что в мировой финансовой практике под налоговым потенциалом принято понимать потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при использовании единых на всей территории страны условий налогообложения, то есть путем стандартизации налоговых баз и ставок. Выделяя из совокупности налогооблагаемых ресурсов или источников бюджетных доходов часть, относящуюся к бюджетной компетенции определенных органов власти, можно говорить о доходном (налоговом) потенциале бюджетов соответствующих уровней власти. Понятие налогового потенциала территории предполагает учет максимально возможного числа налогооблагаемых ресурсов данной территории [1, с. 29].

В отечественной экономической литературе вопросы определения и оценки налогового потенциала территории рассмотрены такими специалистами, как О.В. Богачева, И.В. Горский, А.Л.

Коломиец, А.Д. Мельник (Москва), А.П. Свинцо-ва (Ямало-Ненецкий АО), Л.Г. Черногор (Астраханская область), М.Н. Шалюхина (Новосибирская область) и др. Авторы предлагают несколько определений явления «налоговый потенциал региона», а также несколько методик стоимостной его оценки. Наиболее распространенными являются следующие методики: оценка налогового потенциала на основе валового регионального продукта (метод ВРП) и оценка налогового потенциала с использованием репрезентативной налоговой системы (метод РНС). Все методики расчета НПТ являются альтернативными, и региональные органы власти при оценке возможных доходов региональных и местных бюджетов вправе использовать тот метод, который, по их мнению, лучше решает конкретную поставленную задачу. На наш взгляд, методика оценки налогового потенциала в первую очередь должна быть достаточно простой, понятной и удобной при использовании в конкретных условиях на практике.

По мнению экономиста И.В. Горского, налоговый потенциал территории можно рассматривать в следующих аспектах [2, с. 27]:

1) с точки зрения налоговой компетенции разных уровней власти, как это предлагается в определении Всемирного банка, т.е. можно ставить вопрос о региональном потенциале налогов, устанавливаемых федеральными (региональными, местными) органами власти.

2) с точки зрения фактического поступления налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Речь здесь идет о потенциале налогов (или их распределяемых долей) в качестве источника дохода конкретных бюджетных звеньев на территории данного региона. Например, «налоговый потенциал федерального бюджета на территории Республики Бурятия». Иными словами, налоговый потенциал территории (НПТ) представляет собой сумму налоговых потенциалов федерального и регионального бюджетов. Отсюда:

НПТ = НПФб + НПРб, где

НПТ - налоговый потенциал территории;

НПФб - налоговый потенциал федерального бюджета;

НПРб - налоговый потенциал консолидированного бюджета региона.

3) с точки зрения совокупного потенциала региона, то есть суммарного потенциала в смысле пункта 1 или пункта 2, которые равны между собой.

Точки зрения всех ученых и специалистов-практиков в конечном итоге сводятся к тому, что

налоговый потенциал характеризуется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами. В свою очередь, обеспеченность налогооблагаемыми ресурсами определяется величинами налоговых баз отдельных налоговых платежей: суммой налогооблагаемой прибыли, полученной налогоплательщиками; величиной доходов физических лиц; размером стоимости, добавленной в процессе производства продукции, оказания услуг, выполнения работ; величиной среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества и т.п.

Налоговый потенциал территории (НПТ), независимо от способа его определения, характеризуется свойством аддитивности, то есть общий налоговый потенциал территории складывается из потенциалов отдельных налогов. Следовательно, практически для определения величины налогового потенциала территории необходимо сложить показатели потенциалов всех действующих в данном регионе отдельных налогов. При этом потенциал конкретного налога представляет собой максимально возможную за определенный период сумму поступлений в бюджетную систему по данному налогу исходя из установленных федеральным (субфедеральным) законодательством налоговых баз и налоговых ставок. Привязка к конкретному законодательству зависит от целей оценки НПТ. Так, если рассматривать показатель НПТ как элемент расчета финансовой основы межбюджетных отношений, оценивать и сопоставлять потенциалы нескольких субъектов РФ, то привязка к федеральному законодательству позволяет сделать расчеты, методическое единство которых обеспечит достаточно объективную сравнительную оценку потенциалов разных регионов. Если же цель расчетов заключается в оценке величины НПТ, выражающей некую максимальную сумму налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях конкретной региональной налоговой системы, то допустима привязка к субфедеральному законодательству.

Налоговый потенциал региона можно рассматривать с точки зрения гипотетически возможных сумм налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Речь здесь идет о потенциале налогов (или их распределяемых долей) в качестве источника дохода конкретных бюджетных звеньев на территории данного региона в условиях действующего бюджетно-налогового законодательства РФ. Отдельно можно выделить налоговый потенциал консолидированного бюджета региона

Г.Т. Найданов, Н.Г. Даримаева. Изменение условий труда промышленных рабочих за период с 2005 по 2010 г. в Республике Бурятия

и налоговый потенциал федерального бюджета на территории региона. Общий налоговый потенциал территории представляет собой сумму налоговых потенциалов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ.

Практически доступным в применении, на наш взгляд, является метод репрезентативной налоговой системы, который предполагает оценку величины налогового потенциала на основе применения стандартных налоговых ставок к соответствующим налоговым базам. Результатом оценки по данному методу является объем возможных налоговых доходов, который получал бы регион в случае, если бы он применял на своей территории типичную (репрезентативную) налоговую систему. При этом налоговый потенциал оценивается отдельно по каждому виду налоговых доходов ис-

ходя из соответствующей налоговой базы и применяемой налоговой ставки. Затем полученные стоимостные величины складываются, в результате получается общий налоговый потенциал.

Итак, в основе налогового потенциала находится главный фактор - налоговая база, и налоговый потенциал территории пропорционален совокупной налоговой базе данной территории.

Таким образом, налоговый потенциал территории предполагает максимальную величину налоговых поступлений, которые могут быть собраны на территории отдельного региона в бюджеты всех уровней исходя из компетенции субфеде-ральных органов власти, а также декларированных налогоплательщиками и выявленных налоговыми органами налоговых баз и применяемых налоговых ставок.

Литература

1. Богачева О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы. - 2000. - №2. - С. 29.

2. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. - 1999. - №6.

- С. 28-30.

3. Горский И.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы. 2004. - № 2. - С. 22-25.

4. Истомина Н.А., Одинокова Т.Д. Оценка налогового потенциала по бюджетообразующим налогам // Налоговая политика и практика. - 2008. - № 1.

5. Коломиец А.Л., Мельник А.Д. О понятиях налогового и финансового потенциала региона // Налоговый вестник. - 2000. - № 1. - С. 3.

6. Пикман Л. Устойчивость бюджетов субъектов РФ // Бюджет. - 2008. - №12. - С. 17-18.

7. Шалюхина М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования // Налоговый вестник. - 2001. - №1. - С. 31-34.

Залуцкая Наталья Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», Улан-Удэ, Россия.

Zalutskaya Natalya Mikhailovna, candidate of economic sciences, associate professor, department of economics, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia.

УДК 338.45 © Г.Т. Найданов, Н.Г. Даримаева

Изменение условий труда промышленных рабочих за период с 2005 по 2010 г. в Республике Бурятия

Статья посвящена анализу условий труда промышленных рабочих, занятых на вредном производстве, и компенсационной выплате в отраслевом разрезе. Рассмотрены текущее состояние основных фондов и их взаимосвязь с охраной труда на предприятиях.

Ключевые слова: условия труда, анализ условий труда, работоспособность, вредные и опасные условия труда, компенсационные выплаты, аттестация рабочих мест.

G.T. Naidanov, N.G. Darimaeva The change in working conditions of industrial workers for the period from 2005 to 2010 in the Republic of Buryatia

The article is devoted to the analysis of working conditions of industrial workers employed in hazardous production and to the compensation payment to them taking into consideration branches of industry. The current state of as-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.