Научная статья на тему 'Налоговый паспорт как инструмент повышения качества налогового планирования'

Налоговый паспорт как инструмент повышения качества налогового планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ПАСПОРТ / НАЛОГИ / НАЛОГОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / TAX PLANNING / TAX CERTIFICATE / TAX / TAX FORECASTING / THE TAX BASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стагниева Светлана Игоревна

В статье рассматривается налоговый паспорт как инструмент планирования поступлений в бюджет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый паспорт как инструмент повышения качества налогового планирования»

Tax passport as a tool to improve the quality of tax planning Stagnieva S. (Russian Federation) Налоговый паспорт как инструмент повышения качества налогового планирования

Стагниева С. И. (Российская Федерация)

Стагниева Светлана Игоревна /Stagnieva Svetlana - соискатель, кафедра налогов и налогообложения, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет), республика

Северная Осетия, г. Владикавказ

Аннотация: в статье рассматривается налоговый паспорт как инструмент планирования поступлений в бюджет.

Abstract: the article discusses the tax certificate as a planning tool revenues.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговый паспорт, налоги, налоговое прогнозирование, налоговая база.

Keywords: tax planning, tax certificate, tax, tax forecasting, the tax base.

УДК 336.2

Основным инструментом, позволяющим повысить качество прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему, является Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации. Паспорт находит широкое применение в практике налогового администрирования УФНС субъектов РФ. Этот документ был разработан в рамках реализации «Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг.» [1].

Налоговый паспорт Российской Федерации, налоговые паспорта федерального округа Российской Федерации и субъекта Российской Федерации стали использоваться в практической работе с 2001 года. Эти документы содержат такие сведения, как объем промышленной продукции, уровень инфляции, объем сельскохозяйственной продукции и другое. Первоначально налоговый паспорт состоял из 7 разделов, отражающих набор таких показателей, как:

- общая характеристика региона;

- основные показатели, используемые для расчета налоговой базы;

- выпадающие доходы;

- финансово-кредитные учреждения;

- структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики;

- задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему;

- задолженность по налогам и сборам, основные показатели налоговой нагрузки.

В 2008 и в 2009 годах налоговый паспорт содержал 13 разделов, а в 2010 содержал уже 11 разделов, были исключены 2 раздела: «Поступления администрируемых доходов в государственные внебюджетные фонды и фонды» и «Поступления единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в структуре основных видов экономической деятельности».

Целесообразность использования тех или иных показателей, включенных в соответствующие разделы Паспорта, апробировались налоговыми органами. В настоящее время показатели, используемые в каждом из разделов Паспорта, построены с учетом их динамики за последние три года, что позволяет выявить определенную тенденцию для последующего анализа влияния значимости отдельных факторов на налоговые характеристики региона. Также указан способ или источник определения каждого показателя (данные статистической отчетности, налоговой отчетности, расчеты и др.).

Методическое руководство по разработке его структуры, прогнозов и планов налоговых поступлений осуществляет ФНС России.

Налоговый паспорт содержит информацию о социально-экономической обстановке в регионе, а также сведения о налоговых поступлениях в бюджетную систему, способствует повышению качества налогового планирования и помимо прочего дает возможность более обоснованно подходить к определению индикативных показателей по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет [2, с.158].

Налоговый паспорт - это комплексный документ, содержащий сведения о налоговом потенциале. В нем дается оценка налоговой базы региона, определяется налоговая составляющая как в целом, так и по отдельным налогам в динамике, что позволяет разрабатывать прогноз поступлений налогов и сборов на среднесрочную перспективу как с учетом действующего законодательства, так и с учетом возможного изменения.

Важным этапом в развитии и совершенствовании бюджетно-налогового планирования и прогнозирования, отражающих тенденции развития макроэкономической ситуации в регионе, а также воздействие отраслевых и региональных факторов на состояние налоговой базы и перспективу ее развития, по мнению автора, является разработка и использование ее в практической работе с 2001 г.

По мнению автора, налоговый паспорт, в первую очередь, ориентирован на нужды государственных органов власти федерального и регионального уровней. Он позволяет объективно оценивать ситуацию в

экономико-налоговой сфере страны и принимать соответствующие решения, направленные на повышение собираемости налогов и сборов. Кроме того, он может быть интересен и налогоплательщикам с точки зрения оценки финансового и инвестиционного потенциала региона.

Использование Налогового паспорта вносит определенность в систему межбюджетных отношений. Она становится открытой и прозрачной для ее участников. Создается динамично развивающаяся информационно-аналитическая база для формирования более обоснованной системы нормативов и правовой базы для реализации принципов межбюджетных отношений.

Практическое внедрение налоговых паспортов регионов означает начало качественно нового этапа в работе налоговых органов Российской Федерации в плане проведения рациональной налоговой политики и обеспечения требуемых налоговых поступлений в бюджетную систему. Наличие такой информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового и налогового потенциалов и соответствующих показателей по Российской Федерации в целом.

Автор считает, что Налоговый паспорт региона можно рассматривать в качестве эффективного инструмента как для организации планирования и прогнозирования налоговых поступлений, так и для реализации иных аспектов социально-экономической политики органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 30июля 1998г. № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2000 годах».

2. Александров И.М. Налоги и налогообложение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2011. С. 296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.