УДК 336.1
налоговый механизм повышения инвестиционной активности организаций
Приведен алгоритм математической модели расчета инвестиционного налогового кредита, который позволяет налогоплательщику обусловить формирование эффективного кредитуемого бизнеса.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность; инвестиционный налоговый кредит; налоговые льготы; налог на прибыль организаций.
An algorithm for a mathematical model of investment tax credit computation is proposed that enables a taxpayer to promote establishment of an efficient leveraged business.
Keywords: investment activity; investment tax credit; tax benefits; corporate profit tax.
Никитин Юрий Михайлович
канд. техн. наук, профессор кафедры «Моделирование экономических и информационных систем» Финансового университета E-mail: [email protected]
Липатова Инна Владимировна
канд. экон. наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета E-mail: [email protected]
налоговые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности
Начиная с конца XX века все большее число развитых стран активно используют различные механизмы налогового стимулирования инновационной
деятельности, что оказалось более эффективным способом поддержки науки и инноваций, нежели прямые субсидии, и обеспечивает значительный приток частных инвестиций в исследования и разработки (табл. 1).
Рассмотрим приведенные в табл. 1 механизмы налогового стимулирования подробнее.
Налоговый исследовательский кредит (НИК) имеет целью повышение общего объема расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также их перераспределение между отдельными статьями расходов и позволяет вычитать из суммы налога на прибыль организаций часть затрат на осуществление инновационной деятельности, определяемую процентной ставкой налогового кредита.
Специальные режимы амортизации основных фондов (капитальных расходов) направлены на стимулирование приобретения капитальных активов. В странах ЕС и в США применяются два варианта специальных режимов амортизации основных фондов: свободная и ускоренная амортизация. Свободная амортизация означает отсутствие какого-либо определенного регламента списания и предполагает возможность одномоментного полного списания всех капитальных расходов, связанных с проведением НИОКР, уже в первый год. Ускоренная амортизация позволяет компании списывать значительные суммы в первые годы службы оборудования и сокращает сроки его списания по сравнению со
Таблица 1
Механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности
Механизм налогового стимулирования Объект стимулирования Страны, использующие данную меру налогового стимулирования
Списание расходов на исследования и разработки Объем инвестиций в исследования и разработки, темпы роста инвестиций в исследования и разработки Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания и др.
Налоговый исследовательский кредит Объем инвестиций в исследования и разработки, сотрудничество между частным бизнесом и исследовательской средой США, Франция, Норвегия, Великобритания, Канада
Специальные режимы амортизации основных фондов Инвестиции в дорогостоящее исследовательское оборудование Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Испания, Ирландия, Португалия, США, Швеция
Инвестиционный налоговый кредит Инвестиции в технологическую модернизацию компаний США
Льготы на доход из иностранного источника Трансфер технологий Страны - члены ОЭСР
Льготы на прибыль от продажи акций Инвестиции в высокорисковые долгосрочные проекты, диффузия инноваций США
Налоговый зарплатный кредит Объем инвестиций, инвестиции в человеческий капитал Голландия
сроком фактического использования. В отличие от свободной амортизации этот метод обладает меньшей гибкостью.
Еще одним инструментом налогового стимулирования инновационной деятельности является инвестиционный налоговый кредит, который по своей сути аналогичен ускоренной амортизации и позволяет компании списывать основную часть стоимости оборудования в первые годы его эксплуатации.
Действенным налоговым стимулом для интернационализации инновационного процесса являются льготы на доход, получаемый от иностранных источников. Если компания открывает подразделение в другой стране, то оно, как правило, использует технологии и патенты, права на которые принадлежат головной организации, за что перечисляется роялти. В таких случаях можно избежать двойного налогообложения посредством заключения двухсторонних соглашений между соответствующими странами. Отсутствие двусторонних соглашений и, как следствие, увеличение налогового бремени негативным образом влияет на трансфер технологий между странами.
Похожим инструментом стимулирования инноваций являются льготы на прибыль от продажи акций, связанных с технологическими активами. Для привлечения инвесторов в высокорисковые инновационные проекты во многих налоговых законодательствах предусмотрены специальные
льготы по налогу на доходы от продажи ценных бумаг, бывших в собственности более одного года, что снижает спекулятивную мотивацию инвесторов и стимулирует вложение средств в долгосрочные проекты.
В частном секторе инновационная деятельность стимулируется посредством сокращения издержек на заработную плату сотрудников, частью которых являются обязательные страховые взносы, а также уменьшения подоходного и социального налогов научных сотрудников. Данная мера налогового стимулирования получила название налогового зарплатного исследовательского кредита (НЗИК), который компенсирует издержки предпринимателя на высококвалифицированный и высокооплачиваемый труд и является мерой двойного стимулирования, так как выгоден как предпринимателю, так и научному сотруднику [1].
В мировой практике используются, как правило, три схемы расчета ассигнований, выделяемых по налоговому исследовательскому кредиту:
• на основе общих ежегодных расходов организации на НИОКР;
• на основе увеличения расходов организации на НИОКР в текущем году по сравнению со среднегодовыми затратами на эти цели за предыдущие годы;
• комбинированный подход: одна часть ассигнований рассчитывается на основе общих ежегодных расходов организации на НИОКР, другая — на основе
увеличения расходов организации на НИОКР в текущем году по сравнению со среднегодовыми затратами на эти цели за предыдущие годы.
В России под налоговым инвестиционным кредитом понимается возможность хозяйствующих субъектов в течение определенного срока уменьшать уплачиваемые в бюджет налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам (по решению органов власти субъектов Российской Федерации или местных органов власти), если организация проводит:
• научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы (НИОКР);
• техническое перевооружение собственного производства, осуществление инновационной деятельности, в том числе совершенствование применяемых технологий;
• создание новых видов сырья или материалов;
• выполнение программ по социально-экономическому развитию региона.
Суть данного механизма заключается в изменении срока уплаты налога. Организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Расчет эффективности использования заемных средств
Решение о предоставлении кредита по уплате федеральных налогов принимается ФНС России, а по уплате региональных и местных налогов — УФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения организации.
Предоставление налогового кредита основывается на принципе возврата заемных средств через рост налоговых отчислений. Налоговый кредит, так же как и банковский кредит, должен удовлетворять трем обязательным условиям: срочности, платности и возвратности денежных средств. Единственное отличие налогового инвестиционного кредита от банковского кредита заключается в размере процентной ставки: ставка налогового инвестиционного кредита должна быть ниже банковской. Налоговый кредит, несмотря на схожесть с банковским кредитом, имеет существенные отличия, среди которых экономическая заинтересованность кредитора
в результатах использования заемных средств, а именно в так называемом последействии использованного кредита. В случае с банковским кредитом последействие отсутствует, так как банк от возросшей эффективности работы кредитуемого предприятия, вызванной использованием взятых под проценты средств, ничего не имеет [3].
В случае же с налоговым кредитом последействие выражается в том, что государство, предоставляющее этот кредит, будет иметь более высокие поступления в бюджет в виде налогов и сборов. Таким образом, налоговый кредит приносит выгоду как предприятию, так и государству. Направление данного вида кредитных средств на расширение и модернизацию производства приводит к росту объемов производства, прибыли предприятия, а следовательно, к росту налоговых отчислений в государственный бюджет. Если же эффективность использования заемных средств окажется такой низкой, что не обеспечит возврата средств к определенному сроку, то недоплаченная сумма будет возмещена из других источников. Таким образом, у кредитора возникнет мощный экономический стимул для максимально эффективного использования предоставляемых средств, так как иначе кредит должен быть погашен с помощью других источников.
В качестве искомой величины выступает время погашения кредита. Для построения модели с целью определения искомой величины, т.е. времени погашения кредита, были взяты следующие переменные: D. — налогооблагаемая прибыль организации в г-м периоде; N. — налоговые отчисления в г-м периоде; Q — полученная сумма налогового кредита; а — налоговая ставка; t — срок погашения налогового кредита; AD — приращение налогооблагаемой прибыли организации от освоения налогового кредита; у — учетная ставка налогового кредита; т — время освоения налогового кредита (время запаздывания).
Рассмотрим динамику роста налоговых поступлений без налогового кредита и возможную динамику роста налоговых отчислений, определяемую результатами использования кредита.
Математическая модель для определения искомой величины включает следующие соображения:
• в качестве базы рассматривается динамика роста налоговых поступлений при отсутствии дополнительных средств, приводящих к росту налоговых отчислений, т.е. без налогового кредита;
• в качестве ожидаемых поступлений — возможная динамика роста налоговых отчислений,
определяемая результатами использования соответствующего кредита.
Обозначим функцию Ш как характеризующую динамику поступлений налоговых отчислений в бюджет Д.) вместе с платой за кредит ф(..), без учета последействия налогового кредита. Функция же Ш показывает динамику аналогичных поступлений, но с учетом упомянутого последействия [3].
Уравнение возврата заемных средств через рост налоговых отчислений записывается в следующем виде:
ш = Шп,
(1)
где
Мл = f ^і^, а^) + ф{@, AD, а, 7, )
^ = F^1, AD,Q, 7, а^, т).
Левая часть исходного уравнения будет следую-
щей:
(2)
i=l
Налоговые отчисления в г-м периоде:
N = aDi,i = 1,?. (3)
Полагая Di = D и подставив (3) в (2), получим:
Мл = aDt + Qt 7 = t(aD + QY).
Для вывода формулы для расчета ^ из правой части (1) рассмотрим последовательность налоговых отчислений во времени:
N1 = а(р - Q) N2 = аР N3 = аР
N = аВ
т
Nт+1 = а(В + АВ) Nт+2 = а(В + АВ)
Nт+, = а(В + АВ)
Т + 5 = І
(4)
т — время освоения налогового кредита; s - время выплаты налогового кредита; t — срок погашения налогового кредита.
Суммирование Ni,1 = \^. из (4) дает:
N = N. + , + £ N
(5)
і=2
і=т+1
С учетом (4), (5) формула приводится к следующему виду:
^=а^^)+^^+а ф+^)
і=2 ї=т+1
или
N =а (D-Q)+a (т-1^+а (t-т) (D+AD). Приравняв первые части Nл и Nn, получим: t(aD+Q7 )=a(D-Q)+a(т-l)D+a(t-т )^+АО). Решение последнего относительно t дает:
Q
і
АБ
1-
АБа
Анализ выражения (6) показывает, что налоговый кредит по принципу возврата заемных средств через рост налоговых отчислений возможен при определенном соотношении входящих в формулу (6) величин.
Действительно, знаменатель формулы (6) не может быть отрицательным, поскольку время есть величина строго положительная. Поэтому ограничение:
(7)
AD а
должно неукоснительно соблюдаться. Добиться этого можно несколькими путями подбора значения величин: Q — суммы налогового кредита; ДО — прироста налогооблагаемой прибыли; ставки налогового кредита — у
Таким образом, в любом случае известными (заданными) рассматриваются три величины, а четвертая рассчитывается из условия (7).
налоги и налогообложение
Ставка нал ога без льгот Лґ'
Льготная ставка налога ►
0 т т+S
Период предоставления Период возврата кредита (льготные ставки) долга
Рис. 1. Период осуществления инвестиционного проекта
п
В результате получаем следующие расчетные соотношения:
При подборе ставка налогового кредита:
ЛD
7 <-----а
При расчете ЛD:
При выборе О:
1
(8)
(9)
(10)
современную стоимость денег, т.е. чистого притока денежных средств от операций.
Чистый дисконтированный доход (МРУ) — это текущая стоимость будущих доходов (разности поступлений и затрат) за вычетом затрат текущего периода, который определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.
Для вычисления МРУ с учетом налога на прибыль организаций используем следующую формулу [5]:
Наиболее важным является первое неравенство с использованием формулы (8). Для оценки предельного значения эффективного использования налогового кредита через прирост налогооблагаемой базы (ДО) весьма полезной будет информация из формулы (9). При оценке эффективности бизнес-плана следует использовать формулу (10), что позволит сделать это в первом приближении.
Исследуем влияние размера ставки налога на прибыль на чистый дисконтированный доход или №У инвестиционного проекта организации. С помощью регулирования ставки этого налога можно значительно повлиять на повышение либо понижение инвестиционной активности организаций.
Для принятия решения о том, стоит ли вкладывать финансовые средства в новый проект, компания должна оценить суммарное дисконтированное значение №У. Так как инвестор принимает решение в настоящий момент, ему необходимо оценить
МРУ = -1„ + £
t=l
(щ (1-Т)+т * А)
(1 + *г )
(2.1)
где I — капитальные вложения в момент ґ = 0;
СҐ - возвратный поток от инвестиции в момент ґ, т. е. величина балансовой прибыли;
А( — сумма амортизационных отчислений в момент ґ;
7 — ставка налога на прибыль организаций;
Іг — ставка дисконтирования;
П — горизонт планирования (срок проекта).
Таким образом, в предложенной формуле чистый приток от операций (чистая прибыль) и амортизационные отчисления дисконтируются к настоящему моменту времени, после чего из них вычитается величина капитальных вложений.
Для решения поставленной задачи рассмотрим следующую модель, состоящую из инвестора (компании) и органа управления. Предположим, что поведение инвестора рационально и у него два варианта действий:
1) осуществление инвестиционного проекта;
2) инвестиции в ценные бумаги [4].
Инвестору предоставляется возможность получения инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций. Будем считать, что он получил положительный ответ на просьбу о предоставлении налогового кредита и все юридические аспекты соблюдены. В этом случае можно выделить три основных периода осуществления проекта (см. рис. 1):
1. Период предоставл ения кредита (ґ - s) — Il ер иод, в течение которого шівест ор уплачивает налог на прибыль организаций по льготным ставкам. В этом случае формула для РУ будет выглядеть следующим образом:
ІИ-Иі™!,
і=1 Iі + Іг)
где Тл — льготная ставка налога на прибыль организаций.
2. Период возврата долга [(т + 1) — (т + «)] риод, в течение которого инвестор возвращает основную сумму инвестиционного налогового кредита и проценты за использование. Инвестор выплачивает налоги по нынешним ставкам и возвращает оставшиеся проценты за пользование кредитом по
ставкам, указанным в кредитном договоре. В данном периоде №У будет рассчитываться по следующей формуле:
от Н И (і-г)сг * а )-N )1 с р) /1 (23)
Т н )1 с К) • ■
где Т — «обычная» ставка налога на прибыль; р — ставка процента за пользование льготой налога на прибыль;
ґ — время, за которое необходимо выплатить кредит;
N — общая недоплаченная сумма, так как налоговая ставка была уменьшена:
N = НСР,(Т-Г,). (2.4)
І=1
3. Период (т + s + 1) - п — период, за который инвестор вернул основную сумму долга и проценты и уплатит налог на прибыль организаций по ныне действующим ставкам:
" (с- (1-г)+г * а, )
^ = Н (1+,)—- (2.5)
i=s+t+1 ^ ^ 1т)
s
Таким образом, целевая функция инвестора имеет следующий вид:
NPV = -I0 + PV1 + PV2 + PV3 ® max (2.6)
Важно отметить, что инвестор будет вкладывать финансовые средства в НИОКР при условии, что NPV проекта будет не меньше, чем NPV от вложения тех же денежных средств в ценные бумаги:
^ CF CFm
£ (їн) - (1+Ь ■ <2'7)
Из вышеприведенного следует, что повышение ставки налога на прибыль организаций увеличивает инвестиционную привлекательность проекта. Наибольшая выгода для инвестора наблюдается при нелинейной амортизации. Оптимальная налоговая ставка при использовании обоих методов амортизации находится в интервале от 60 до 70%. Дальнейшее увеличение ставки налога снижает инвестиционную привлекательность проекта.
В целях дальнейшего исследования практической направленности представленных выше формул рассчитаем на примере степень влияния налога на прибыль организаций на чистый дисконтированный доход (NPV) проекта.
Пример.
Для реализации проекта «Создание и внедрение информационно-аналитической системы управления производственными и логистическими затратами» ЗАО «Крок Инкорпорейтед» заключает договор с органами управления о предоставлении инвестиционного кредита на первые четыре года разработки.
Приобретение бизнеса предполагается финансировать за счет собственных средств организации. Первоначальные инвестиции составляют 12,0 млн руб. Амортизационный период — 10 лет. Амортизация начисляется линейным методом по норме 0,83%. Учетная ставка составляет 6%, а норма дисконта — 22%.
Для оценки влияния ставки налога на прибыль организаций на NPVинвестиционного проекта будем изменять ее в пределах от 10 до 90%.
Используя вышеприведенные формулы, вычислим значение NPVдля каждой ставки и построим график зависимости NPVот ставки налога на прибыль организаций (табл. 2).
Рис. 2 свидетельствует о том, что снижение ставки налога на прибыль организаций увеличивает
Таблица 2
NPV проекта
T NPV
90% -4241,46
80% -2778,75
70% -1286,69
60% 234,7161
5 О 1785,481
40% 3365,6
30% 4975,073
20% 6613,899
10% 8282,08
NPVи, как следствие, инвестиционную привлекательность проекта.
Инвестиции в НИОКР отличаются повышенным риском. Как только допускается возможность неполной отдачи инвестиций в НИОКР, налоговые нагрузки становятся чрезвычайно высокими. Это прежде всего отражает тот факт, что приведенная стоимость прибыли на инвестиции в течение жизни актива для частичного провала значительно меньше, чем в случае успешного проекта.
Литература
1. Налоговое стимулирование инновационных процессов / отв. ред. Н.И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 160 с.
2. Гончаренко Л. И., Бывших В. А., Михалева М. Ю. Исследование влияния налоговых льгот на процентную политику коммерческого банка // Управленческий учет. 2009. № 12. С. 15-20.
3. Ованесян С. С., Кисловец И. С. Обоснование предельной ставки налогового кредита в управлении инновациями. Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии, 2011. С. 2.
4. Безрукова Н.А. Математическая модель влияния инвестиционного налогового кредита на привлечение инвестиций на межрегиональном уровне / Вестник ТвГ. Тверь, 2007. С. 3.
5. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты. СПб.: Питер, 2001. 432 с.
6. Налоговое стимулирование развития инновационной экономики России: монография / под ред. Л. И. Гончаренко. М.: Финака-демия, 2008. 178 с.