Научная статья на тему 'Налоговый ландшафт макрорегиона Дальнего Востока'

Налоговый ландшафт макрорегиона Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ЛАНДШАФТ / МАКРОРЕГИОН / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ИНВЕСТИЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблев Д. В.

В статье на основе ландшафтного подхода проводится оценка налогового ландшафта Дальневосточного федерального округа, структурных изменений разного вида налогов в ВРП и ВВП и поиск факторов, влияющих на налоговую политику, даны соответствующие предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый ландшафт макрорегиона Дальнего Востока»

УДК 336.87

налоговый ландшафт макрорегиона

дальнего востока

Д. В. КОРАБЛЕВ,

младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики E-mail: korablevdenis2013@yandex. ru Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации

В статье на основе ландшафтного подхода проводится оценка налогового ландшафта Дальневосточного федерального округа, структурных изменений разного вида налогов в ВРП и ВВП и поиск факторов, влияющих на налоговую политику, даны соответствующие предложения.

Ключевые слова: налоговый ландшафт, макрорегион, Дальний Восток, инвестиция.

Доминирующим фактором конкурентоспособности и главным источником устойчивого экономического роста любой национальной экономики является рост инвестиций. Правительством России заявлен курс на модернизацию, переход на инновационный уровень развития и повышение конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности общества.

Инвестиционная модель экономического роста должна изменить положение России в современном мире и способствовать переходу от внешних факторов развития (экспорт ресурсов) к факторам внутреннего развития.

Управление внешними и внутренними факторами развития требует четкого осознания сути уязвимых зон современной российской экономики. Проблема проводимой налогово-бюджетной политики государства в сфере инвестиций и инноваций заключается в недостаточной согласованности налоговой системы и системы формирования источников финансирования инвестиций на уровне организаций.

Налоговый ландшафт макрорегиона является основной категорией территориального деления

и направлен на объект исследования - налоговый потенциал субъектов РФ, входящих в макрорегион, и совокупность финансовых ресурсов, определяющих потенциал.

Построение национальной налоговой системы осуществлялось при опоре на две основные концепции налогообложения:

- маневрирование предельными и средними налоговыми ставками оправдано с целью поддержки хозяйственной и инвестиционной активности;

- государство должно минимизировать налоговое влияние, формируя приоритеты частного сектора при размещении ресурсов.

Структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет в разрезе видов экономической деятельности характеризует табл. 1.

Рост макрорегиона в поступлениях консолидированного бюджета устойчивый, при этом территории имеют устойчивые тенденции увеличения налоговых поступлений. Значительный рост в Сахалинской области - 381,70 %. В январе - марте 2013 г. на долю ДФО приходилось 2,93 % федеральных налогов, 3,98 % региональных, 3,60 % местных и 10,75 % - поступлений, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Проведенный анализ федеральных налогов показал следующее распределение по видам налогов (рис. 1).

Доля макрорегиона по налогу на прибыль увеличилась в 2013 г. до 42,58 %, но при этом доля налога на природные ресурсы уменьшилась до 8,58 %. Значительный рост доли налога на прибыль в

Таблица 1

Динамика налоговых поступлений Дальневосточного федерального округа (ДФО) в консолидированный бюджет России, тыс. руб.

Регион 2006 г. 2012 г. I квартал 2013 г.

Российская Федерация 5 441 025 612 10 952 640 696 2 701 585 598

Дальневосточный федеральный округ 160 368 012* 395 638 472 86 577 964

Доля ДФО в РФ, % 2,95 3,61 3,21

Республика Саха (Якутия) 33 153 227 76 538 807 86 577 964

Приморский край 35 892 405 70 488 496 14 420 267

Хабаровский край 34 022 540 88 177 066 16 724 202

Амурская область 13 142 886 31 766 885 16 320 332

Камчатский край 10 095 089 20 680 110 7 492 174

Магаданская область 4 931 078 13 052 054 4 399 032

Сахалинская область 21 377 762 81 597 151 2 364 085

Еврейская автономная область 2 048 196 4 008 344 22 504 996

Чукотский автономный округ 4 499 632 9 329 559 1 002 095

* Входил Корякский автономный округ - 1 205 197 тыс. руб.

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы (форма 1-НОМ).

б

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы (форма 1-НОМ).

Рис. 1. Структура федеральных налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов, %: а - 2006 г.: 1 - налог на прибыль; 2 - налог на добавленную стоимость; 3 - акцизы; 4 - налоги и сборы за пользование природными ресурсами; 5 - прочее; б - январь - март 2013 г.: 1 - налог на прибыль; 2 - налог на доходы физических лиц; 3 - налог на добавленную стоимость; 4 - акцизы; 5 - налоги и сборы

за пользование природными ресурсами; 6 - прочее

2006-2013 гг. приходится на Сахалинскую (39,17 %) и Магаданскую (37,04 %) области. Негативные тенденции отмечены в структуре налога на природные ресурсы в Сахалинской области (-24,49 %), Камчатском крае (-16,63 %) и Магаданской области (-5,29 %), что требует детального анализа.

Важнейшим фактором государственной налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации при сохранении неизменности налоговой нагрузки по секторам экономики, где достигнут ее оптимальный уровень, с учетом требований сбалансированности бюджетной системы страны [4].

Проведенный анализ выявил проблемы в формировании налоговых доходов регионов от добычи природных ресурсов, что требует углубленного анализа. Структурный анализ добычи сырья в количественном аспекте показал следующее распределение (табл. 2).

Доля Дальнего Востока растет в совокупном потенциале, но при этом в Сахалинской области снижается добыча нефти, природного горючего газа, что требует мониторинга ситуации, но при этом значительный рост отмечен в Республике Саха (Якутия) по большинству показателей добытых полезных ископаемых.

Отдельно проведен анализ добычи драгоценных металлов (табл. 3).

Высокий потенциал Дальнего Востока сосредоточен в добыче драгоценных металлов, причем доля макрорегиона растет в российских показателях, а доля добычи химически чистого золота в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской области снижается.

Оценка налогового потенциала субъектов Российской Федерации имеет важное значение для развития налоговой системы страны и может стать одним из главных рычагов управления и государс-

Таблица 2

Показатели количества добытых полезных ископаемых в Дальневосточном федеральном округе

Субъект РФ Нефть, тыс. т Природный горючий газ, млн м3 Попутный газ, тыс. м3 Уголь, тыс. т

2006 г. 2012 г. 2006 г. 2012 г. 2006 г. 2012 г. 2006 г. 2012 г.

РФ 453 980 485 433 615 831 577 284 43 739 717 68 964 025 246 540 284 199

ДФО 1 649 8 185 2 301 2 635 153 759 926 415 16 823 24 642

Доля ДФО в РФ, % 0,36 1,69 0,37 0,46 0,35 0,13 6,82 8,67

Республика Саха (Якутия) 81 6 714 1 639 2 000 4 647 624 694 11 706 1 875

Приморский край 103 9 532

Хабаровский край 207 4 608

Амурская область - 3 632

Камчатский край - 10 322 - 29

Магаданская область - 439

Сахалинская область 1 568 1 471 624 286 149 112 301 721 - 4 224

Еврейская автономная область - 7

Чукотский автономный округ - 28 27 - 298

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы (форма 5-НДПИ).

Таблица 3

Показатели количества добытых драгоценных металлов в Дальневосточном федеральном округе

Субъект РФ Химически чистые

золото, кг серебро, кг платина, кг

2006 г. 2012 г. 2006 г. 2012 г. 2006 г. 2012 г.

РФ 153 423 218 982 872 699 1 288 672 6 447 5 618

ДФО 74 552 113 220 830 992 1 258 824 5 689 4 976

Доля ДФО в РФ, % 48,59 51,70 95,22 97,68 88,24 88,57

Республика Саха (Якутия) 20 038 1 875 1 984 7 871 288 -

Приморский край 42 9 532 45 686 2 200 -

Хабаровский край 16 788 4 608 126 662 190 083 3 261 4 436

Амурская область 14 192 3 632 2 795 25 764 -

Камчатский край 1 292 29 864 1 491 2 140 540

Магаданская область 18 967 437 652 836 840 766

Сахалинская область 253 4 224 25 10

Еврейская автономная область - 7 - 10

Чукотский автономный округ 2 785 298 101 190 629

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы (форма 5-НДПИ).

твенного регулирования экономики, реализуемых через систему налогообложения [1, с. 12-15].

Налоговый потенциал региона как экономическая категория выражает совокупность финансовых отношений, складывающихся по поводу трансформации налоговых ресурсов региона в налоговые доходы бюджета, эффективность которой определяется степенью паритетности фискальной и регулирующей функций налогообложения в условиях достигнутого уровня развития экономической системы и ее институциональной организации [2, с. 197-202].

К показателям, характеризующим уровень налогового потенциала региона, отнесены [5, с. 27]:

- объем налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона, в расчете на одного проживающего в регионе, руб./чел.;

- удельный вес налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона, в составе ВРП, %;

- объем налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона в расчете на 1 руб. основных фондов, руб./руб.;

- задолженность по налоговым платежам в бюджет в расчете на 1 руб. налоговых доходов консолидированного бюджета региона, коп.

Анализ объема налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона, в расчете на од-

1 - 2006

2-2007

3-2008

4 - 2009

Ж

2009 2008 2007 2006

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы (форма 1-НОМ) и Федеральной службы государственной статистики.

Рис. 2. Объем налогов, поступивших в 2007-2011 гг. в консолидированный бюджет региона, в расчете на одного проживающего в регионе, тыс. руб./чел.

ного проживающего в регионе показал следующие результаты (рис. 2).

Проведенный расчет удельного веса налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона, в составе валового регионального продукта позволил выявить следующие тенденции.

Только в Сахалинской области, Хабаровском крае и Чукотском автономном округе отмечен рост удельного веса налогов в ВРП в 2006-2011 гг. Остальные регионы имеют тенденции снижения. Если в целом по России удельный вес налогов в 2011 г. составил 21,50 %, то по ДФО значение данного показателя со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 -2010 6-2011 ставило 14,84%,анаиболь-шее снижение отмечено в Приморском крае.

По износу основных фондов Дальневосточный федеральный округ в 2011 г. занимал первое место в РФ - 29,1 %. При этом удельный вес полностью изношенных основных средств составил 5,3 %, стоимость основных фондов макрорегиона в 20062011 гг. увеличилась в 2,4 раза. Так, в Магаданской области доля изношенных основных средств составила 14,4 %, в Республике Саха (Якутия) - 11,3 % и в Камчатском крае - 10,1 %, что требует разработки системы модернизации капитальной базы организаций регионов.

Анализ объема налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона в расчете на 1 руб. основных фондов, показал следующие результаты (табл. 4).

Общая тенденция по России - снижение налоговых поступлений в расчете на 1 руб. основных фондов. В Дальневосточном федеральном округе отмечена устойчивая тенденция, при этом наибольшая налоговая отдача в Чукотском автономном округе.

В результате налоговая система Дальнего Востока имеет следующие особенности:

Таблица 4

Показатели ДФО по объему налогов, поступивших в консолидированный бюджет регионов в расчете на 1 руб. основных фондов

Регион 2006 г. 2012 г. 2006 г. 2012 г. 2006 г. 2012 г.

РФ 0,11 0,12 0,11 0,08 0,08 0,09

ДФО 0,06 0,07 0,07 0,06 0,07 0,06

Республика Саха (Якутия) 0,07 0,07 0,07 0,07 0,08 0,08

Приморский край 0,08 0,07 0,07 0,06 0,06 0,04

Хабаровский край 0,07 0,08 0,07 0,06 0,08 0,07

Амурская область 0,03 0,03 0,04 0,04 0,05 0,05

Камчатский край 0,10 0,08 0,07 0,07 0,08 0,08

Магаданская область 0,05 0,05 0,06 0,05 0,06 0,08

Сахалинская область 0,07 0,10 0,09 0,07 0,06 0,07

Еврейская автономная область 0,03 0,03 0,03 0,03 0,03 0,03

Чукотский автономный округ 0,17 0,08 0,18 0,15 0,12 0,16

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы (форма 1-НОМ) и Федеральной службы государственной статистики.

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения ' 35

1) выраженная сегментация фактически действующих налоговых режимов для отдельных видов деятельности;

2) доминирование в налоговой системе различных по форме и степени регрессивных налогов;

3) зависимость налоговых доходов бюджетной системы от конъюнктуры внешних рынков, в первую очередь сырьевых;

4) низкие восприимчивость отечественной экономики к инновациям, уровень инновационной активности и соответствующие проблемы в рамках налоговой системы.

Рост показателей к 2011 г. в регионах обусловлен увеличением налоговых поступлений и снижением численности населения. В Чукотском автономном округе данный показатель составил 256 029 руб. на 1 чел., наименьшее значение в Еврейской автономной области - 21 062 руб. /чел. При среднем темпе роста объема налогов в 1,8 раза в 2006-2011 гг. ДФО увеличил его в 2,4 раза, а Сахалинская область - в 4 раза. Это положительная тенденция, но в совокупности с демографическим ростом населения субъектов Российской Федерации.

Анализ статистических данных налогового ландшафта Дальнего Востока позволяет сделать выводы о проблемах в налоговых поступлениях ряда регионов и сложности выполнения государственной программы развития макрорегиона. Для повышения его налогового потенциала необходимо проводить мониторинг экономических и законодательных факторов, определяющих каркас налогового ландшафта.

Стратегические проблемы формирования налоговых доходов Дальнего Востока обусловлены высокой миграцией, низким уровнем институционального развития реального сектора, качества жизни населения и эффективности использования бюджетных средств.

В масштабах государства принимается ряд мер; так, создано специальное министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока [7], которое координирует реализацию государственных и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ; управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и

стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации) и пр.

Одной из задач федеральной целевой программы развития Дальнего Востока [6] было повышение налоговой базы субъектов Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа. Проведенный анализ показал незначительный рост.

Уровень общеэкономического развития макрорегиона также следует считать недостаточным. Дальневосточный федеральный округ занимает последнее место среди округов по большинству ключевых экономических показателей: стоимости основных фондов, объемам отгруженных товаров обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, вводу жилья на 1 тыс. населения, налоговым поступлениям в федеральный бюджет и пр. [3].

Планируется к 2025 г. увеличение налоговой базы субъектов макрорегиона и доведение доли макрорегиона в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации до 4,5 %. С учетом проведенного исследования данный показатель возможно достичь за счет диверсификации экономики и ввода новых производственных мощностей.

Список литературы

1. Генгина А. В. Сравнительная оценка налогового потенциала регионов // Налоговая политика и практика. 2012. № 1-1.

2. Игонина Л. Л. Развитие налогового потенциала регионов в детерминантах модернизационных процессов // Налоги и финансовое право. 2012. № 3.

3. Об утверждении государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=144415.

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

5. Попова Г. Л. Налоговый потенциал регионов: финансово-экономический анализ и классификация // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 16.

6. Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года: федеральная целевая программа в ред. постановления Правительства РФ от 15.04.2013 № 343.

7. URL: http://minvostokrazvitia.ru/about/ministry.

php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.