Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басов И. В.

В данной статье рассматриваются особенности налогового контроля как инструмента борьбы с уклонением от уплаты налогов, анализируется степень его влияния на экономическую безопасность государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTROL AS A TOOL TO COMBAT TAX EVASION AND A COMPONENT OF THE STATE'S ECONOMIC SECURITY

This article examines the features of tax control as a tool to combat tax evasion, analyzes the degree of its impact on the economic security of the state

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА И ТЕХНИКА В XXI ВЕКЕ»

УДК 336.228

Басов И.В.

Студент факультета экономики и финансов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

(Россия, г. Новосибирск)

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности налогового контроля как инструмента борьбы с уклонением от уплаты налогов, анализируется степень его влияния на экономическую безопасность государства

Ключевые слова: налоги, экономическая безопасность, налоговая преступность, налоговый контроль, теневая экономика.

Вопрос об участии налогового контроля в интересах обеспечения экономической безопасности государства актуален в современной науке экономических и налоговых правоотношений. Налоговый контроль представляет собой самостоятельную систему регулирующих отношений в области учета налогоплательщиков, проведения контрольных налоговых проверок. Задача налогового контроля состоит в том, чтобы эффективно и

своевременно обеспечить полноту выполнения налоговых обязательств перед бюджетом.

В современной экономической ситуации появился ряд проблем, который повлек за собой снижению качества налогового контроля. Как следствие из-за снижения качества и подрыва эффективного восполнения бюджетных средств, в современной России, появилась проблема развития теневого сектора экономики, причем на всех ее уровнях.

Теневой экономический сектор образовывается за счет средств, которые были скрыты от государства и налоговых органов и является прямой угрозой, экономической безопасности страны. Теневой сектор экономики является преградой для развития нормальной предпринимательской деятельности, сдерживает развитие малого и среднего бизнеса, тормозит развитие производства, уменьшает шансы на здоровую конкуренцию, лишает консолидированный бюджет большой части доходов и обостряет экономические проблемы.

Можно выделить несколько признаков, обобщающих теневую экономическую деятельность:

1. Наличие признаков экономической деятельности;

2. Нелегальность экономической деятельности (действие в обход или в нарушение законодательства);

3. Противоправность;

4. Отсутствие учета в органах статистики;

5. Деструктивный характер;

6. Сокрытие от субъектов государственного регулирования и контроля.

Теневая экономика формируется за счет совершения экономических

правонарушений. Одним из самых распространенных видов экономических правонарушений является нарушение в сфере налогового законодательства, которое подразумевает под собой уклонение от уплаты налогов с целью получения максимальной финансовой выгоды для лица совершившего данного

преступления. На сегодняшний день, самым эффективным фактором по борьбе с теневым сектором экономики можно выделить налоговый контроль. Именно налоговый контроль выступает механизмом по борьбе с таким действием, как уклонением от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов является одним из главных источников развития теневой экономики. Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля очень трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

Организация контроля на всех уровнях объединяет следующие элементы:

1. Субъекты контроля, т. е. проводящие его органы;

2. Объекты контроля - проверяемые организации и структуры;

3. Правовая база, регулирующая правоотношения между ними;

4. Формы и методы налогового контроля.

Задачами налогового контроля являются:

1. проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах;

2. проверка правильности исчисления и своевременности уплаты

3. налогов и сборов, страховых взносов;

4. препятствие уходу от налогообложения;

5. выявление и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении налоговых правонарушений;

6. устранение причин нарушения законодательства о налогах и сборах.

Меры налогового контроля, применяемые по выявлению экономических

правонарушений можно классифицировать по следующим основаниям:

1. в зависимости от источников:

- документальный (проверяются первичные документы, регистры налогового учета и т.п.);

- фактический (изучается фактическое состояние объекта налогового контроля, т.е. проводится обмер, взвешивание, пересчет; согласно ст. 31 НК РФ, у налоговых органов есть право осматривать любые помещения налогоплательщика и проводить инвентаризацию его имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ);

2. в зависимости от сроков проведения:

- оперативный или внеплановый (например, согласно п. 10 ст. 89 НК РФ может быть проведена повторная выездная налоговая проверка в случае предоставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой сумма налога меньше, чем была заявлена ранее);

- периодический или плановый (согласно плану проверок, составленному в налоговом органе);

3. в зависимости от методов:

- сплошной (предполагает проверку всех документов, связанных с уплатой проверяемого налога);

- выборочный (проверяется только часть документов; при обнаружении в выбранных документах нарушений выборочный контроль может трансформироваться в сплошной);

4. в зависимости от времени осуществления:

- предварительный (постановка на учет в налоговом органе, цель которой профилактика налоговых правонарушений);

- текущий (камеральная налоговая проверка, носит оперативный характер);

- последующий (выездная налоговая проверка, цель которой —

проверка исполнения требований, установленных налоговым

законодательством, и предписаний налоговых органов);

5. в зависимости от объема проверяемой информации:

- комплексный (проверяется исчисление и уплата всех налогов за определенный период времен);

- тематический (проверяется правильность исчисления и уплаты отдельных налогов за определенный период времени);

- целевой (осуществляется в отношении отдельных операций налогоплательщика, например, определенной сделки купли-продажи; может быть в виде истребования документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках на основании ст. 93.1 НК РФ).

К формам налогового контроля относятся:

1. налоговая проверка;

2. получение объяснений обязанных лиц (налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых

3. взносов);

4. проверка данных учета и отчетности;

5. осмотр территорий, помещений, используемых для извлечения дохода или прибыли;

6. иные.

К иным формам налогового контроля можно отнести налоговый мониторинг (разд. У.2 НК РФ), положения о котором вступили в силу с 01.01.2015.

Следует отметить, что ответственность за налоговые правонарушения зависит от ряда факторов, оценить которые необходимо при вынесении решения о наказании, применяемом к налогоплательщику. Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности по НК РФ, КоАП РФ и УК РФ определено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

Полный перечень налоговых правонарушений существует в НК РФ, КоАП РФ и УК РФ. В таблице 1 приведены основные виды правонарушений и штрафы, которые установлены НК РФ, КоАП РФ и УК РФ.

Таблица 1 - Основные виды налоговых правонарушений

Виды налогового правонарушения Статья Штраф

просрочка при подаче заявления о постановке на учет в ФНС п.1 ст.116 НК РФ п.1 ст.15.3 КоАП РФ 10 000 рублей от 500 до 1 000 рублей

ведение бизнеса без регистрации в ФНС п.2 ст.116 НК РФ п.2 ст.15.3 КоАП РФ 10% от дохода, но не менее 40 000 рублей от 2 000 до 3 000 рублей

Продолжение таблицы 1

непредставление декларации в срок п.1 ст.119 НК РФ ст.15.5 КоАП РФ 5% от неуплаченной суммы налога, но не менее 1 000 рублей от 300 до 500 рублей

подача бумажной декларации в замен электронной ст.119.1 НК РФ 200 рублей

грубое нарушение учета дохода и расходов (отсутствие первичных документов, неправильное отражение операций на счетах бухгалтерского учета) ст.120 НК РФ 10 000 рублей, если нарушения совершены в одном отчетном периоде 30 000 рублей, если нарушения совершенны в более чем одном периоде 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, если из-за грубого нарушения занижена налоговая база

неуплата налогов (в том числе частичная) ст.122 НК РФ 20% от неуплаченной суммы, если деяние неумышленное 40% от неуплаченной суммы, если есть злой умысел

неисполнение обязанности налогового агента (например, неуплата НДФЛ за сотрудников) ст.123 НК РФ 20% от неуплаченного налога

непредставление документов по запросу налоговиков ст.126 НК РФ 200 рублей за каждый документ от 500 000 до 1 000 000 рублей за документы из п.5 ст. 25.15 НК РФ при непредставлении расчётов по НДФЛ сотрудников - 1 000 рублей за каждый месяц просрочки

предоставление документов с недостоверными сведениями ст.126.1 НК РФ 500 рублей за каждый документ

нераскрытые налоговой службе сведений по запросу ст.129.1 НК РФ 5 000 рублей за первое нарушение в году 20 000 рублей за повторное

непредставление истребуемых документов п.1 ст.15.6 КоАП РФ от 100 до 300 рублей для физических лиц от 300 до 500 рублей для должностных лиц

грубое нарушение при ведении бухучета ст.15.11 КоАП РФ от 5 000 до 10 000 рублей за первое нарушение от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация за повторное

Продолжение таблицы 1

уклонение физлица от уплаты налогов в крупном размере (сокрыто более 900 тысяч рублей налогов за три года) ст.198 УК РФ от 100 000 до 300 000 рублей принудительные работы на срок до 1 года арест до 6 месяцев лишение свободы до 1 года

уклонение физлица от уплаты налогов в особо крупном размере (сокрыто более 4 миллионов рублей налогов за три года) ст.198 УК РФ от 200 000 до 500 000 рублей принудительные работы или лишение свободы на 3 года

уклонение юридического лица от уплаты налогов в крупном размере (сокрыто от 5 миллионов рублей налогов за три года) ст.199 УК РФ от 100 000 до 300 000 рублей принудительные работы на 2 года лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет арест на 6 месяцев лишение свободы на 2 года

уклонение юридического лица от уплаты налогов в особо крупном размере (сокрыто от 15 миллионов рублей налогов за три года) ст.199 УК РФ от 200 000 до 500 000 рублей принудительные работы на 5 лет лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет лишение свободы на 6 лет

неисполнение обязанностей налогового агента в крупном размере ( от 5 миллионов рублей налогов за три года) ст.199.1 УК РФ от 100 000 до 300 000 рублей принудительные работы на 2 года лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет арест на 6 месяцев лишение свободы на 2 года

неисполнение обязанностей налогового агента в крупном ст.199.1 УК РФ от 200 000 до 500 000 рублей принудительные работы на 5 лет

размере ( от 15 миллионов лишение права занимать

рублей налогов за три года) определенные должности или

заниматься определенной

деятельностью до 3-х лет

лишение свободы на 6 лет

Уклонение от уплаты налогов и сборов представляет большую опасность для бюджета страны и граждан, непосредственно посягает на экономическую безопасность государства, влечет за собой недополучение бюджетами разных уровней налоговых доходов, что может привести к приостановке реализации некоторых государственных программ, задержке заработной платы работникам бюджетных организаций и другим негативным последствиям. Кроме того, уклонение от уплаты налогов может привести к серьезным экономическим последствиям в виде нарушения конкуренции, является «экономическим базисом» налоговых правонарушений и экономической преступности, поскольку большая часть сокрытых доходов оседает в криминальном, теневом секторе экономики.

Уклонение от уплаты налогов - форма занижения налоговых платежей посредством непредставления налоговых деклараций и иных документов, и включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений. Так же можно сказать, что уклонение от уплаты налогов определяется как нелегальный путь занижения налоговых обязательств. Это сознательно использованный метод сокрытия учета дохода и имущества от налогового органа, данный метод сопутствует всем видам теневой деятельности, а для большинства экономических субъектов оно является основным побудительным мотивом участия в теневой экономике.

Так же существуют другие распространенные способы по уходу от уплаты налогов:

1. Оформление своих сотрудников как самозанятых или ИП. При данной схеме предприниматель просит сотрудников уволиться,

зарегистрироваться в качестве самозанятых или ИП с использованием УСН, а потом приступить к своим прежним обязанностям, но на новых условиях. С ними заключаются договора подряда (сотрудники не получают зарплату) и сотрудники сами выплачивают проценты от своих доходов и страховые взносы, т.е. становятся налоговыми агентами. Данную схему налоговый орган может раскрыть посредством проведения любой из проверок: как камеральной, так и выездной. Налоговый проверяющий проанализирует все документы сотрудников, проведет процедуру допроса и докажет, что фактически сотрудники состояли с работодателем в трудовых отношениях.

2. Сокрытие дохода. Предприниматели скрывают денежные поступления, не отражая их в отчетности и на счетах бухгалтерского учета с целью не платить с них налоги. Данная схема может быть раскрыта путем применения камеральной налоговой проверки, налоговые инспектора докажут факты реализации товара или оказания услуги, получение дохода, но отсутствие фактов отражения поступления доходов в первичной документации и соответственно ни в одном из дальнейших отчетов.

3. Замена договоров. Незаконный способ ухода от уплаты НДС -заменить один договор на другой. К примеру, договор купли-продажи - на договор лизинга, чтобы провести рассрочку как лизинговый платеж и быстрее списать стоимость объекта в расходы. Для раскрытия данной незаконной схемы ухода от уплаты налогов достаточно провести налоговую проверку и сверить документы.

4. Замена части зарплаты компенсацией или социальным пакетом. Работодатели пытаются компенсировать зарплату сотрудников, которая обременена страховыми взносами и НДФЛ различными видами социальных пакетов (обедами, путевками, занятиями в спорт зале и т.д.). Данные нарушения пресекает статья 270 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сокращение поступления обязательных платежей в бюджет, фактически ведет к увеличению социальной напряженности и политической нестабильности

страны. А также недостаток выделенных денежных средств с бюджета на содержание армии, финансирование социальной сферы населения, развития приоритетной отрасли экономики и т.д.

Важно рассмотреть такую проблему, как низкая налоговая культура граждан. В нашем государстве не до конца сформировалось политическое осознание - вся важность налогов и их уплата. Граждане осознанно понимают, что уклонения от уплаты налогов не столь большая угроза для экономического развития государства и для общества в целом. Проблема недоверия государству и налоговым органам. Формирование налоговой культуры должно обеспечить, как и изменениями принципов в работе налоговых органов, так и сменить восприятие у налогоплательщиков. У общества практически нет доверия к государству, у них складывается стереотип, который подрывает экономику государства.

Проблема теневой экономики в стране. Теневая экономика - как негативное политическое явление, которое порождает в свою очередь усиления ресурсного обеспечения коррупции, увеличения роли теневых структур в политической жизни, роста угроз экономической и политической изоляции государства. Специалисты проанализировали, что чем выше уровень экономического развития страны, тем ниже неформальная занятость. Неформальные трудовые отношения больше всего распространены в странах Латинской Америки, Африки и Южной Азии. С этой точки зрения можно сказать, что эффективной мерой борьбы с неформальной занятостью - это повышение темпов экономического роста.

Во-первых, снизить неформальную занятости возможно, только тогда, когда экономический рост будет происходить именно в тех секторах, где присутствует неформальная занятость. Если рынок труда сегментирован и мобильность работников крайне низкая, то экономический рост не решит проблемы неформальных трудовых отношений.

Во-вторых, экономический рост в секторах с низкой производительностью труда, напротив, приводит к увеличению неформальной занятости. Есть исследования, которые показывают, что изменение величины неформальной занятости проциклично. Это возможно объяснить объясняться шоками спроса на не торгуемые товары, производители которых часто вовлечены в теневую деятельность. Но неформальную занятость вряд ли возможно искоренить полностью, существуют меры, которые способны стимулировать ее сокращение.

Выявление преступных схем ухода от уплаты налогов, проведение проверок подозрительных налогоплательщиков, взимание задолженностей по налогам и сборам - это основные составляющие налоговой безопасности государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования

01.07.2020) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения

09.06.2021);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. Закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ: (ред. от 26.05.2021) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL:

http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 09.06.2021);

Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. Закон. от 13.06.1996 N 63-Ф3: (ред. от 05.04.2021) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 09.06.2021);

Мантусова В.Б. Экономическая безопасность: учебник. / Мантусова В.Б., Эриашвили Н.Д. - Москва: Юнити, 2018. - 568 с;

Лизина О.М. Концептуальные подходы к исследованию теневой экономики и ее структуры / Лизина О.М. // Контентус. - 2019. - №82. - С. 8-21; Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Кузнецова Е.И. - Москва: Юрайт, 2018. - 294

Basov I.V.

Student of the Faculty of Economics and Finance Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION SIBERIAN INSTITUTE OF MANAGEMENT -

BRANCH OF RANEPA (Russia, Novosibirsk)

TAX CONTROL AS A TOOL TO COMBAT TAX EVASION AND A COMPONENT OF THE STATE'S ECONOMIC SECURITY

Abstract: this article examines the features of tax control as a tool to combat tax evasion, analyzes the degree of its impact on the economic security of the state

Keywords: taxes, economic security, tax crime, tax control, shadow economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.