УДК 336.225.673:005.952.131
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Т.Я. Сильвестрова, Ю.А. Соколова, Д.Г. Назаров
В статье рассмотрено понятие налогового контроля, выявлены его основные формы и методы. Дана характеристика камеральным и выездным налоговым проверкам. Проанализирована оценка основных показателей контрольной работы, осуществляемой ИФНС России по г Чебоксары. На основании проведенного анализа выделены проблемы в контрольной работе инспекции. Проведена оценка эффективности деятельности налогового органа.
Ключевые слова: налоговый контроль; налоговая проверка; камеральная и выездная проверки; налоговый орган; оценка эффективности.
T.Ya. Silvestrova, Yu.A. Sokolova, D.G. Nazarov. TAX CONTROL AND ASSESSMENT OF ITS EFFICIENCY
The article considers the concept of tax control. Its main forms and methods are revealed. The characteristics of desk and field tax audits are given. The assessment of the main indicators of the control work carried out by the Inspectorate of the Federal Tax Service for Cheboksary is analyzed. Based on the analysis, the problems in the control work of the inspection are highlighted. An assessment of the effectiveness of the tax authority is estimated. Recommendations are proposed to improve the effectiveness of tax control.
Keywords: tax control; tax audit; in-office and on-site audit; tax authority; efficiency assessment.
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25.07.1996 г № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ [3].
Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.
Налоговый контроль - это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации, особая форма деятельности налоговых органов, заключающаяся в проведении мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности [1]. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели - обеспечение доходной части государственного бюджета, которая формируется в основном за счет налогов.
Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов является налоговая проверка, как выездная, так и камеральная.
Камеральные налоговые проверки проводятся на основании поступивших в налоговый орган налоговых деклараций и состоят из ряда этапов, начальные из которых осуществляются в автоматизированном режиме и охватывают весь объем деклараций. На основании данных, полученных в результате первичных этапов камеральных налоговых проверок, в случае появления в их процессе сомнений в правильности исчисления налогоплательщиками налоговой базы либо в обоснованности налоговых ставок или льгот, проводятся дополнительные мероприятия по проверке указанных сведений.
В ходе выездной налоговой проверки допускается проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих моменту вынесения решения о проведении проверки.
Осуществлению выездных налоговых проверок, как правило, предшествует целый комплекс мероприятий предпроверочного контроля, в ходе которых производится выбор проверяемых налогоплательщиков и определение основных параметров проведения предполагаемых процедур проверки: срок осуществления проверки; виды налогов, подлежащих проверке; проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
62
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 1(31)
Таблица 1
Динамика показателей по доначисленным и взысканным платежам по результатам налогового контроля по ИФНС России по г. Чебоксары за 2014—2016 гг.
Виды проверок Доначислено Взыскано в 2016 г.
2014 г. 2015 г. 2016 г. сумма, тыс. руб. в % от доначисленной суммы
сумма, тыс. руб. уд. вес,% сумма, тыс. руб. уд. вес,% сумма, тыс. руб. уд. вес,%
Камеральные налоговые проверки 116,19 11,1 100,74 8,3 150,21 12,6 48,67 32,4
Выездные налоговые проверки 930,72 88,9 1118,91 91,7 1038,79 87,4 668,41 64,3
Всего 1046,9 100 1219,65 100 1188,99 100 717,09 60,3
Результативность выездных и камеральных проверок является основным показателем эффективности контрольной работы налоговых органов. В связи с этим целесообразно рассмотреть показатели контрольной работы ИФНС России по г. Чебоксары и ее эффективность.
По данным исследуемой инспекции в ходе проводимой контрольной работы было доначислено в бюджетную систему налогов на общую сумму 1189 млн руб. В ходе камеральных налоговых проверок бюджет дополнительно получил 150 млн руб. и 1038,8 млн руб. в ходе выездных налоговых проверок.
В период с 2014 г. по 2016 г. размер доначислений по выездным налоговым проверкам снизился, а по камеральным налоговым проверкам произошел рост доначислений.
Размер взысканных по камеральным налоговым проверкам доначислений в 2016 г. составил 717,1 млн руб., что составляет 60,3 % от всей суммы доначислений; по выездным проверкам -668,4 млн руб., что составляет 64,3 % от доначисленной суммы. Таким образом, перед инспекцией стоит задача - активизировать работу в плане взыскания сумм, выявленных в результате выездных и камеральных налоговых проверок.
Далее проведем оценку контрольной работы налогового органа по видам налоговых проверок в разрезе налогоплательщиков, результаты оформим в виде табл. 2.
Как свидетельствуют данные табл. 2, в
2016 г. было проведено 147 выездных налоговых проверок, в том числе 114 - по юридическим лицам и 33 - по физическим лицам. Общее количество выездных проверок относительно 2015 г. сократилось на 18,3 %, что является закономерной тенденцией в деятельности всех налоговых органов Российской Федерации.
Важное место в контрольной работе налоговых органов занимают и камеральные налоговые проверки. Проведем оценку эффективности данной работы в анализируемом нами налоговом органе. Анализ и оценка результатов контрольной работы по камеральным налоговым проверкам приведены в табл. 3.
В 2016 г. ИФНС России по г. Чебоксары проведены 165662 камеральные проверки, в 9978 из них были выявлены нарушения, что составляет 6 % от общего количества проведенных проверок. При этом следует отметить повышение эффективности камеральных налоговых проверок в связи с ростом всех анализируемых показателей. Доначисления по результатам камеральных налоговых проверок в 2016 г. в 1,7 раза превысили данные 2015 г.
Результативность и эффективность налогового контроля характеризуется не только уровнем поступления налогов и сборов в бюджетную систему, но и полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением недоимок и задолженности по налогам и сборам, снижением числа судебных
Таблица 2
Оценка показателей контрольной работы по выездным налоговым проверкам в разрезе налогоплательщиков по данным ИФНС России по г. Чебоксары за 2015-2016 гг.
Налогоплательщики Количество проверок, ед. Темп изм., % Доначислено, млн руб. Темп изм., %
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
сумма на 1 проверку сумма на 1 проверку
Юридические лица 143 114 79,7 1077,74 7,54 863,90 7,58 86,4
Физические лица 37 33 89,2 41,16 1,11 174,88 5,3 в 4,2 р.
Таблица 4
Расчет показателей эффективности контрольной работы ИФНС России по г. Чебоксары за 2014—2016 гг.
Таблица 3
Показатели ИФНС России по г. Чебоксары по проведенным камеральным налоговым проверкам за 2014-2016 гг.
Показатели Годы Темп изм., %
2014 г. 2015 г. к 2014 г. 2015 г. к 2014 г. 2015 г. к 2014 г. 2016 г. к 2015 г.
1. Количество КНП всего, ед. 128914 128012 165662 99,3 129,4
2. Количество проверок выявивших нарушения, ед. 7863 7407 9978 94,2 134,7
3. В % к общему количеству камеральных налоговых проверок 6,1 5,8 6,0 - -
4. Доначислено по результатам камеральных налоговых проверок - всего млн руб. 260,37 327,02 499,91 125,6 в 1,7 р.
5. Доначислено на 1 проверку, тыс. руб. 12,5 13,6 15,1 108,8 в 1,7 р.
Показатели Годы Темп изм., %
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. к 2014 г. 2016 г. к 2015 г.
1. Доначислено всего, включая пени, в том числе, тыс. руб.: 1046910 1219650 1188996 116,5 97,5
- по ВНП 930717 1118910 1038787 120,2 92,8
- по КНП 116193 100740 150209 86,7 149,1
2. Взыскано всего, в том числе, тыс. руб. 471306 812125 717091 340819 88,3
- по ВНП 382821 746064 668417 363243 89,6
- по КНП 88485 66061 48674 -22424 73,7
3. Эффективность контрольной работы всего, в том числе, %: 45,0 66,6 60,3 21,6 -
- по ВНП 41,1 66,7 64,3 25,6 -
- по КНП 76,2 65,6 32,4 -10,6 -
разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия и бездействие налоговых и других органов. В связи с этим целесообразно будет рассмотреть результаты проведения контрольной работы ИФНС России по г. Чебоксары по налоговым проверкам и определить их эффективность (табл. 4).
В 2016 г. ИФНС России по г. Чебоксары по результатам контрольной работы в бюджеты всех уровней дополнительно было мобилизовано 1189 млн руб., из которых 1038,8 млн руб. - по результатам выездных налоговых проверок, 150,2 млн руб. - по камеральным налоговым проверкам. За анализируемый налоговый период ИФНС России по г. Чебоксары взыскано в бюджет 717 млн руб., по результатам ВНП - на сумму 668,4 млн руб., по КНП - 48,7 млн руб.
Таким образом, работа должностных лиц ИФНС России по г. Чебоксары связана не только с проведением контрольной работы, но и с непосредственным взысканием дополнительно начисленных сумм налогов и сборов по результатам выездных и камеральных налоговых проверок. Проведенный нами анализ позволил установить, что на протяжении рассматриваемого периода 2014-2016 гг. суммы допол-
нительных начислений налогов и сборов по результатам камеральных и выездных налоговых проверок возрастали. Несмотря на данный фактор, количество взысканий за 2014-2016 гг. имели тенденцию к снижению, и, как следствие, снижалась эффективность контрольной работы ИФНС России по г. Чебоксары.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340.
3. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 31, ст. 3696.
4. Богданова Е.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: МФПА, 2010. 432 с.
5. Иванов М.Д. Нарушение правил налогового контроля // Бухгалтерский учет. 2013. № 22. С.11-16.
64
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 1(31)
6. Сайт Управления ФНС России. URL: http:// зация налогового контроля // Налоговый вестник. www.nalog.ru. 2013. № 2. С. 22-24.
7. Сашичев В.В. Малые предприятия: органи-
СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@ rucoop.ru.
СОКОЛОВА Юлия Александрова - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@ rucoop.ru.
НАЗАРОВ Дмитрий Геннадьевич - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@ rucoop.ru.
SILVESTROVA, Tamara Yakovlevna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor, Head of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru.
SOKOLOVA, Yulia Alexandrova - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru.
NAZAROV, Dmitry Gennadyevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru.
УДК 336.2
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
М.Я. Смирнова, С.К. Николаева, А.Н. Белогорская
В статье рассмотрен понятийный аппарат налогового менеджмента. Предложена авторская трактовка понятия «налоговый менеджмент». Рассмотрены особенности формирования налогового менеджмента на разных этапах развития налоговой системы России. Систематизированы основы налогового менеджмента и проанализированы этапы его развития в теории и практике. Изучены изменения и современное состояние налогового менеджмента в Российской Федерации.
Ключевые слова: налоговый менеджмент; налоговое планирование; налоговая оптимизация; налоговая политика; налоговая выгода; этапы налогового менеджмента.
M.Ya. Smirnova, S.K. Nikolaeva, A.N. Belogorskaya. FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE TAX MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION
The article considers the conceptual framework of tax management. The author's interpretation of the concept of «tax management» is offered. The peculiarities of formation of tax management for different stages of the Russian tax system development are considered. The basis of tax management are systematized and the stages of development in the theory and practice of tax management are analyzed. The changes and current status of tax management in the Russian Federation are investigated.
Keywords: tax management; tax planning; tax optimization; tax policy; tax benefit; stages of tax management.
Ежегодно государством для налогоплательщиков вводятся новые изменения в законодательство, которые все больше отражаются на работе организаций. Увеличение пеней при превышении просрочки от 30 календарных дней, появление новых штрафов за нарушение правил сдачи электронной отчетности, штра-
фов за опоздание сдачи отчетности и блокирование счетов, переход на онлайн-кассы - это не весь перечень изменений, произошедших в 2017 г. Все эти изменения приводят к увеличению налогового бремени и требуют высокого профессионализма работников финансового отдела. В связи с этим возникает необходи-