Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ УСЛОВИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДВФО'

НАЛОГОВЫЕ УСЛОВИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДВФО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Цепилова Елена Сергеевна

Согласно замыслу Федерального центра Дальневосточный регион планируется превратить в образец новой стратегии развития, направленной на более активную интеграцию России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Презентация данных проектов состоится на Восточном экономическом форуме (сентябре 2015 г.). В статье рассмотрены налоговые и таможенные условия территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР, ТОСЭР) и свободного порта Владивосток (СПВ), а также ожидаемые результаты для региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DEVELOPMENT STRATEGY RUSSIA''S FAR EAST

According to the plan the federal government, the Far East region is planned to bring as an example of a new development strategy aimed at better integration of Russia in the Asia-Pacific Region (APR). The presentation of these projects will taken in the Eastern Economic Forum in September 2015. The article deals with the tax and customs conditions of the territory of advancing socio-economic development (TOR, TOSER) and the free port of Vladivostok (SPV) and the expected results for the region.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ УСЛОВИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДВФО»

Налоговые условия стратегии развития ДВФО

Елена Цепилова

Постановка проблемы

Невнимание федеральных властей к проблемам выравнивания диспропорций регионального развития привело к запустению зауральских территорий и угрозе отпадения их от страны «естественным путём» [1].

Так, Дальневосточный федеральный округ (далее - ДВФО) занимает 36,4% территории России, при этом его население составляет всего лишь 6440,4 тыс. чел. (4,9% населения России) [2].

Это самый малонаселённый район Российской Федерации - с 1991 по 2011 г. он потерял около 22% населения, однако уже за 2014 г. отток населения сократился более чем на четверть [3].

Согласно замыслу Федерального центра, Дальневосточный регион планируется превратить в образец новой стратегии развития, направленной на более активную интеграцию России в Азиатско-Ткхоокеанский регион (АТР),

ЦЕПИЛОВА Елена Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры Регионального управления ИГСУ РАНХ и ГС при Президенте РФ. E-mail: [email protected]; SPIN-код: 1259-3414.

Ключевые слова: Дальневосточный регион, территории опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, налоговые льготы, таможенные льготы.

1 Штоль В. В. Россия - многообразие цивилизаций и собственная цивилизационная проектность // Обозреватель-Observer. 2011. № 6. С. 31.

2 Дальневосточный федеральный округ // URL: http://www.dfo.gov.ru/index.php?id=25

3 Всероссийская конференция «Демографическое развитие Дальнего Востока» / / URL: http: / / minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=3317

за счёт активного международного сотрудничества, привлечения как российских, так и иностранных инвестиций, технологий, лучших управленческих практик, развития схем государственно-частного партнёрства.

Ядро новой стратегии развития составляют:

- возможность бесплатного получения участка земли на Дальнем Востоке;

- территории опережающего социально-экономического развития (ТОР, ТОСЭР);

- свободный порт Владивосток (СПВ).

В исследовании, проведённом ВЦИОМ по заказу Министерства РФ

по развитию Дальнего Востока, в котором приняло участие 20 тыс. чел., протестировано отношение жителей Дальнего Востока к этим государственным инициативам.

Большинство опрошенных сказали, что они приведут к повышению уровня жизни населения региона:

- от бесплатного предоставления участка земли (63%);

- от создания свободного порта Владивосток (66%);

- от создания ТОР (70%).

По последней инициативе опрос респондентов вне ДВФО показал, что 20% опрошенных россиян допускают участие в программе и дальнейший переезд в этот регион.

Налоговые условия для территории опережающего социально-экономического развития

Создание территорий опережающего социально-экономического развития регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», вступившим в силу 30 марта 2015 г.

Соглашение о создании первой территории опережающего развития - ТОР «Хабаровск» - на площадке индустриального парка «Авангард» в Хабаровске было подписано 29 июля 2015 г.

30 июля в Комсомольске-на-Амуре подписано ещё одно соглашение - о создании ТОР «Комсомольск» на территориях муниципальных образований «Город Комсомольск-на-Амуре» и «Город Амурск».

В целом они будут специализироваться на лёгкой и пищевой промышленности, а также

на транспорте и логистике. Частные инвестиции в их инфраструктуру на первом этапе в разы будут превышать бюджетные: 50,48 млрд руб. против 6,2 млрд.

В первых ТОР будет создано порядка 7 тыс. высокопроизводительных рабочих мест [4].

При этом до 2018 г. ТОР могут появляться исключительно на Дальнем Востоке и в моногородах, в общей сложности их будет девять: по две - в Хабаровском крае, Приморье и Амурской области, по одной - в Якутии, на Камчатке и Чукотке.

В дальнейшем практика создания таких площадок должна распространиться на другие регионы страны.

При выборе места для подобной территории обязательно учитываются экономико-географические ха-

4 Восточный экономический форум / / URL: http://forumvostok.ru/mesto-provedeniya/ o-torakh.html

рактеристики, привлекательность площадок для инвесторов, стоимость необходимой инфраструктуры.

Минимальный объём инвестиций для инвестора составляет 500 тыс. руб. Отраслевая принадлежность проектов, которые могут быть реализованы в ТОР, - промышленное и

сельскохозяйственное производство, добыча и переработка полезных ископаемых (кроме нефти и газа), логистика, развитие туризма.

Для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития предусмотрены налоговые льготы (табл. 1).

Таблица 1

Налоговые льготы, предусмотренные для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития [5]

По налогу на:

прибыль добавленную стоимость добычу полезных ископаемых имущество организаций

В первые 5 лет применяется пониженная ставка не более 5% (в том числе 0% в федеральный бюджет, не более 5% в региональный бюджет). В течение пяти последующих лет применяется налоговая ставка не менее 10% в региональный бюджет Право на возмещение НДС в заявительном порядке Право применения специального коэффициента, характеризующего территорию добычи полезныхо ископаемых и равного 0 в течение 10 лет Освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учёт имущества, созданного или приобретённого для целей ведения бизнеса в ТОР

Создание территорий опережающего развития в стране нельзя считать инновацией, так как в мире действует около 1500 особых экономических зон (ОЭЗ) разного типа (причём около 200 из них расположено в Китае, где 60% экспортной продукции производится на этих территориях) [6].

У ТОР есть ряд преимуществ перед особыми экономическими зонами: они не подразделяются на типы, более выгодна и система налоговых льгот.

Если ОЭЗ базируется на инициативе региональных властей, то ТОР -на интересах инвестора.

5 Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 380-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» / / URL: http://base.consultant.ru

6 Территории опережающего развития: четв"ртая попытка русского Гонконга / / URL: http://club-rf.ru/theme/327

По мнению экспертов, перед запуском ТОР нужно убедиться, что на продукцию их резидентов существует спрос, иначе этот институт постигнет та же участь, что и ОЭЗ. Так

как некоторые ТОР будут создаваться фактически на месте провальных проектов особых экономических зон на Дальнем Востоке, то это внушает скептическое отношение к ТОР.

Свободный порт Владивосток

Что касается порта Владивосток, то планируется, что он должен составить серьёзную конкуренцию зарубежным портам АТР. Этот вопрос обсуждается с весны 2013 г., но практическим началом данного проекта можно считать послание Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию (декабрь 2014 г.), когда он предложил «предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегчённым режимом». Аналогичных портов по таможенным и налоговым условиям в России сегодня не существует, но подобный режим порто-франко достаточно распространён в других морских державах ещё с XVI в. Презентация проекта пройдёт на первом Восточном экономическом форуме во Владивостоке 3-5 сентября 2015 г.

С 12 октября 2015 г. вступит в силу Федеральный закон РФ от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». Эта идея в той или иной форме была уже ранее реализована в императорской России и сыграла свою положительную роль в развитии территории: с 1862 до 1909 г. право на беспошлинный ввоз и вывоз товаров распространялось не только на Владивосток, но и на территорию до Иркутска. В настоящее время порт Владивосток явля-

ется конечным пунктом Транссибирской магистрали и четвёртым по грузообороту и первым свободным морским портом Дальневосточного бассейна. Не вызывает сомнения тот факт, что транспортная инфраструктура является одним из практических механизмов реализации региональной политики государства. Успешное развитие Дальневосточного региона в силу его географической удалённости от Федерального центра может быть достигнуто только за счёт взаимодействия всех видов транспорта и встраивания его в единый транспортный комплекс страны [7].

Проект федерального закона за три месяца подготовил Минвостокразвития, и его активно обсуждали на различных экспертных площадках (Минэкономразвития, Общественная палата РФ, ДВФУ, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, представители научного сообщества и бизнеса и др.); в разработку пакета законов по порту было вовлечено более 700 экспертов.

Закон во многом базируется на тексте закона о ТОР, но, несмотря на схожесть льгот, в СВП не предусмотрено инфраструктурное обеспечение, тогда как в ТОР оно осуществляется за счёт бюджетных средств.

Предполагается, что первый российский свободный порт будет дей-

7 Горбунов А. Транспорт - механизм развития региона // Обозреватель-Observer. 2014. № 7. С. 78.

ствовать 70 лет, но при необходимости этот срок может быть продлён либо режим господдержки может быть досрочно прекращён. Это можно сделать только на основании федерального закона, если это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Под свободным портом Владивосток (СПВ) понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

В состав свободного порта Владивосток войдут 15 муниципалитетов вдоль границы с Китаем и Северной Кореей и по берегу Японского моря площадью более 28 тыс. кв. км и населением 1,4 млн чел.:

- городские округа (Артёмовский, Владивостокский, Большой Камень, Находкинский, Партизанский, Спасск-Дальний, Уссурийский);

- муниципальные районы (Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Ольгинский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Хан-кайский);

- территории и акватории морских портов, расположенные на территориях этих муниципальных образований, аэропорт Кневичи.

За пределами свободного порта останутся:

- закрытый военный городок Фокино;

- военные объекты, на территории которых базируется Тихоокеанский флот;

- территории, на которых созданы особая экономическая зона, зона территориального развития или территория опережающего социально-экономического развития.

Коллегиальным органом управления СПВ является Наблюдательный совет, состав которого утверждается Правительством РФ. Он определяет виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых не применяются отдельные меры государственной поддержки.

Чтобы стать резидентом свободного порта Владивосток, необходимо заключить соглашение об осуществлении деятельности и быть включённым в реестр резидентов. Отдельно отметим, что заявителю может быть отказано в приобретении статуса резидента свободного порта Владивосток, в том числе и по налоговым основаниям:

- наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица недоимки по налогам и сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;

- задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности за последний отчётный период.

Отдельно в законе выделены возможности ведения деятельности на территории свободного порта Владивосток иностранными медицинскими и образовательными организациями с получением ими статуса резидента.

Для резидентов свободного порта Владивосток с 2016 г. предусмотрены следующие налоговые льготы (табл. 2).

Таблица 2

Налоговые льготы, предусмотренные для резидентов свободного порта Владивосток [8]

По налогу на:

прибыль добавленную стоимость имущество организаций по земельному налогу

В первые 5 лет применяется пониженная ставка не более 5% (в том числе 0% в федеральный бюджет, не более 5% в региональный бюджет). В течение пяти последующих лет применяется налоговая ставка не менее 12% (в том числе 2% в федеральный бюджет, не менее 10% в региональный бюджет) Ускоренная процедура возмещения НДС в течение 10 дней (начиная с 1 октября 2015 г.) Освобождение от уплаты налога Освобождение от уплаты налога

Данные льготы схожи с льготами, предоставляемыми резидентам территорий опережающего развития.

Идентичны и требования, предъявляемые к ним:

1. Государственная регистрация юридического лица осуществлена соответственно на ТОР либо на территории свободного порта Владивосток.

2. Организация не имеет в своём составе обособленных подразделений, расположенных за пределами соответственно ТОР либо территории свободного порта Владивосток.

3. Организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ.

4. Организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. Организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным

пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией.

6. Организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа.

7. Организация не является участником региональных инвестиционных проектов.

8. Доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности соответственно на ТОСЭР либо на территории СПВ, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

9. Налогоплательщиком ведётся раздельный учёт доходов (расходов), полученных (понесённых) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности соответственно на ТОСЭР либо на территории СПВ, и доходов (расходов), полученных (понесённых) при осуществлении иной деятельности.

8 Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток"» // URL: http:// base.consultant.ru

Активно обсуждавшаяся идея введения нового специального налогового режима - гл. 26.6 «Система налогообложения для резидентов свободного порта Владивосток (единый налог свободного порта Владивосток)» так и не нашла пока своего воплощения.

Очевидно, что налоговые льготы приведут к сокращению доходной части регионального и местных бюджетов, соответственно, возникает вопрос компенсации выпадающих доходов. Стоит заметить, что ряд

отечественных налоговедов рассматривает налоговые льготы не как некие преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, а как налоговые расходы [9].

По страховым взносам с 2016 г. для юридических лиц и предпринимателей, которые получили статус резидента территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, установлены пониженные тарифы страховых взносов (табл. 3).

Таблица 3

Тарифы страховых взносов для резидентов территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток

Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

6% на финансирование страховой пенсии (для лиц 1966 г. р. и старше) или по выбору на страховую или накопительную пенсию (для лиц 1967 г. р. и моложе) 1,5% 0,1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов - резидентов свободного порта Владивосток компенсируются за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Совершенно справедливо, что снижение различных льгот по мере развития каждого проекта необходимо будет снижать, но не резко, а по экспоненте, чтобы максимально снять социальную напряжённость со стороны субъектов предпринимательской деятельности [10].

В связи с принятием указанных законов были внесены 24 изменения

9 Налоговые льготы. Теория и практика применения / под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

10 Вылкова Е.С., Красавин В.И. Проблемные вопросы регулирования налогообложения субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах и пути их решения // Известия ИГЭА. 2012. № 5. С. 25.

в Налоговый, Земельный и Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания, миграционное законодательство, так как для свободного порта нужны таможенный и налоговый режимы, которые были бы не менее выгодны, чем в таких экономических центрах АТР, как

Сингапур и Гонконг, иначе азиатские инвесторы и грузы сюда не пойдут.

Всего в мире насчитывается более 400 зон порто-франко. Главнейшими из них принято считать Сингапур, Гонконг, Далянь и Макао. Рассмотрим те из них, которые составляют конкуренцию свободному порту Владивосток (табл. 4).

Таблица 4

Характеристика налогово-таможенных условии зарубежных свободных портов АТР

Далянь (Китай) Макао (Китай) Гонконг Южная Корея Сингапур

Отсутствие Отсутствие Отсутствие 100% отмена в Таможенной

таможенных таможенных таможенных течение трёх пошлиной

пошлин; пошлин; пошлин; лет налога на облагается

ставка налога налог на при- ставка налога операционные только импорт

на прибыль быль корпора- на прибыль доходы, 50% в транспортных

корпораций - ций - 9-12%; корпораций - течение двух средств, алко-

15% налог на дохо- 17,6% последующих гольных на-

ды физических лет с возмож- питков, табач-

лиц - 7-12% ностью про- ных изделий,

лонгации; нефтепродук-

100% отмена тов;

по налогу на акцизами

импорт капи- облагаются

тала в течение только алко-

пяти лет; гольные на-

100% отмена питки, табач-

по налогу на ные изделия,

имущество в нефтепродукты

течение трёх

лет, 50% в

течение двух

последующих

лет с возмож-

ность пролон-

гации

На территории свободного порта Владивосток будет применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории

Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г., т.е. беспошлинный и безналоговый ввоз и вывоз иностранных товаров, а также их хранение на территории свободного порта.

Особо следует отметить введение режима «единого окна» при прохождении контроля на границе и перевод с октября 2016 г. пунктов пропуска на круглосуточный режим работы.

В Законе о свободном порте Владивосток предусмотрено создание на его территории /тввроН - специальной деятельности по оказанию услуг, связанных с хранением товаров, стоимость единицы товара которых превышает 500 тыс. руб., включая предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат, и совершением иных операций по предпродажной подготовке, включая демонстрацию таких товаров потенциальным покупателям (ст. 30). Режим /тввроН действует в ряде стран мира, в частности в Люксембурге, Швейцарии и Сингапуре, где арендовать место под хранение ценностей (не только ячейку, но и целые помещения) может гражданин любой страны. Фактически это хорошая база для организации торговли ценностями, в том числе аукционной.

Таким образом, на протяжении первых 10 лет резидент пользуется достаточно серьёзными льготами по

налогу на прибыль, но существует вероятность, что с истечением льготного периода предприниматели будут уходить из региона. Однако, как полагают разработчики закона, к этому времени бизнес должен выйти на проектную мощность и достигнуть целевых финансовых показателей. По замыслу разработчиков закона, максимальную выгоду от работы на территории свободного порта получат пищевая и рыбоперерабатывающая промышленность, производство машин и оборудования, лесопе-реработка и строительство, а также туристическая отрасль.

По предварительной оценке экспертов, в результате создания свободного порта Владивосток ожидается:

- существенный рост валового регионального продукта (ВРП) Приморского края - в 2,2 раза к 2025 г. (до 1,4 трлн руб.) и в 3,4 раза к 2034 г. (до 2,1 трлн руб.);

- прирост ВРП Дальневосточного федерального округа к 2025 г. может составить 1,97 трлн рублей;

- количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 84,7 тыс. чел. - к 2021 г., 108 тыс. чел. - к 2025 г., 468,5 тыс. чел. -к 2034 г. [4].

Сравнение ТОР и СПВ, ожидаемые результаты для региона

Сравнивая условия, предлагаемые для проектов ТОР и свободного порта Владивосток, отметим сходство целей и налоговых условий. К числу наиболее существенных отличий можно отнести то, что в СПВ не предусмотрено государственное инфраструктурное обеспечение, тогда как в ТОР оно осуществляется за счёт бюджетных средств. Режим свободного порта потребует интенсивнее привлекать к вложениям в инф-

раструктуру частных инвесторов по схеме государственно-частного партнёрства. Также резиденты ТОР не могут работать в СПВ, но резиденты СПВ могут работать в ТОР, созданных на территории свободного порта Владивосток. Кроме того, ТОР создаются под уже имеющиеся конкретные проекты, тогда как СПВ образуется как база, на которой в будущем резиденты могут реализовывать различные проекты.

Свободный порт Владивосток в предлагаемом варианте - это не классический вариант порто-франко, который полностью вынес бы весь юг Приморья за пределы таможенной границы России, а режим с отдельными льготами и преференциями. Развитие СПВ должно проходить за счёт его способности конкурировать за инвестиции не с создаваемыми в этом же регионе территориями опережающего социально-экономического развития и другими российскими регионами, а с другими азиатскими странами, т.е. свободный порт Владивосток должен быть встроен не только в российскую экономику, но и в экономику АТР. Только в этом случае можно будет говорить о создании здесь самостоятельной точки экономического роста.

От создания территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток получат преференции и жители региона:

- приход новых компаний приведёт к созданию новых рабочих мест;

- наиболее предприимчивые получат возможность открыть свой собственный бизнес, став резидентом и получив уникальные для России налоговые льготы;

- введение для иностранцев возможности получать 8-дневную визу прямо на границе по прибытии в СПВ даст толчок развитию въездного туризма, стимулируя создание новых предприятий в сфере обслуживания и индустрии развлечений;

- в случае ожидаемого создания в СПВ новых иностранных медицинских клиник и иностранных образовательных учреждений жители региона получат доступ к этим услугам.

Стоит отметить и ожидаемые недостатки от подобных нововведений:

- в свободный порт придут импортные товары, «облегчённые» на сумму таможенных платежей, что в разы усилит конкуренцию местным производителям, особенно аграриям;

- угроза контрабанды, исключить которую возможно, только огородив всю зону свободной торговли и установив по внешней границе дорог таможенные пункты;

- таможенное послабление может привести к росту экспорта необработанного сырья (природных ресурсов Дальнего Востока и Сибири);

- Владивосток может не справиться с таким стремительным ростом экономики, так как неизбежно проявятся инфраструктурные и экологические проблемы;

- порто-франко - это территория, требующая существования особого режима въезда в эту зону с проверкой документов и таможенным досмотром;

- нечётко прописано взаимодействие свободного порта с существующими ОЭЗ и создаваемыми ТОР.

Как показывает опыт применения различных режимов свободной торговли в мировой практике, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации существующих недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при современных масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы далеко не главный стимул для притока в зону иностранно-

го капитала. Существеннее в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур [11].

Современная налоговая система России позиционируется как конкурентное преимущество страны, основанное прежде всего на низких налоговых ставках. Однако Россия проигрывает многим государствам не столько по количественным показателям нормы налогообложения, сколько по качественным критериям транспарентности и предсказуемости [12].

Воплощение всех или большей части предложенных мер, вкупе с ориентацией на примеры «азиатских тигров», теоретически может превратить Дальний Восток в совершенно особую по налоговому и административному статусу территорию и сделает её российским аналогом китайского Гонконга.

Остаётся надеяться, что новая экономическая стратегия развития Дальнего Востока станет драйвером развития региона и прироста его населения. Но не забудем также «особенности» нашей бюрократии, в исполнении которой «свободный порт» может вполне обернуться строкой из песни Высоцкого: «Открыт закрытый порт Владивосток».

Библиография

Восточный экономический форум // URL: http://forumvostok.ru/mesto-provedeniya/o-torakh.html

[Vostochnyj jekonomicheskij forum // URL: http://www.dfo.gov.ru/index.php?id=25] Всероссийская конференция «Демографическое развитие Дальнего Востока» // URL:

http: / / minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=3317 [Vserossijskaja konferencija «Demograficheskoe razvitie Dal'nego Vostoka» // URL: http://

minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=3317] Вылкова Е.С., Красавин В.И. Проблемные вопросы регулирования налогообложения субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах и пути их решения // Известия ИГЭА. 2012. № 5. С. 25. [Vylkova E.S., Krasavin V.I. Problemnye voprosy regulirovanija nalogooblozhenija sub#ektov predprinimatel'skoj dejatel'nosti v osobyh jekonomicheskih zonah i puti ih reshenija / / Izvestija IGJeA. 2012. № 5. S. 25] Горбунов А. Транспорт - механизм развития региона // Обозреватель-Observer. 2014. № 7. С. 78-83.

[Gorbunov A. Transport - mehanizm razvitija regiona // Obozrevatel'-Observer. 2014. № 7. S. 78-83]

Дальневосточный федеральный округ // URL: http://www.dfo.gov.ru/index.php?id=25 [Dal'nevostochnyj federal'nyj okrug / / URL: http://www.dfo.gov.ru/index.php?id=25]

11 Красильникова А. Введение во Владивостоке режима свободного порта может вернуть «грабли» столетней давности // Дальневосточный капитал. 2015. Январь.

12 Лабынцев Н.Т., Поролло Е.В., Цепилова Е.С. Налоговый учёт и налоговый контроль: российский и международный опыт. Монография. Ростов-на-Дону: Азовпечать, 2012. С. 121.

Красильникова А. Введение во Владивостоке режима свободного порта может вернуть

«грабли» столетней давности / / Дальневосточный капитал. 2015. Январь. [Krasil'nikova A. Vvedenie vo Vladivostoke rezhima svobodnogo porta mozhet vernut' «grabli»

stoletnej davnosti / / Dal'nevostochnyj kapital. 2015. Janvar'] Налоговые льготы. Теория и практика применения / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б.Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. [Nalogovye l'goty. Teorija i praktika primenenija / pod red. I.A.Majburova, Ju.B.Ivanova. M.: JUNITI-DANA, 2014]

Проблемные вопросы регулирования налогообложения субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах и пути их решения // Известия ИГЭА. 2012. № 5.

[Problemnye voprosy regulirovanija nalogooblozhenija sub#ektov predprinimatel'skoj dejatel'nosti v osobyh jekonomicheskih zonah i puti ih reshenija / / Izvestija IGJeA. 2012. № 5]

Территории опережающего развития: четвертая попытка русского Гонконга // URL:

http://club-rf.ru/theme/327 [Territorii operezhajushhego razvitija: chetvertaja popytka russkogo Gonkonga // URL:

http://club-rf.ru/theme/327] Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 380-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» / / URL: http:base.consultant.ru [Federal'nyj zakon ot 29 nojabrja 2014 g. № 380-FZ «O vnesenii izmenenij v chast' vtoruju Nalogovogo Kodeksa Rossijskoj Federacii v svjazi s prinjatiem Federal'nogo zakona «O territorijah operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija v Rossijskoj Federacii» / / URL: http:base.consultant.ru] Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток» // URL: http :base. consultant. ru [Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 13 ijulja 2015 g. № 214-FZ «O vnesenii izmenenij v chast' vtoruju Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svjazi s prinjatiem Federal'nogo zakona «O svobodnom porte Vladivostok» / / URL: http:base.consultant.ru] Штоль В.В. Россия - многообразие цивилизаций и собственная цивилизационная про-

ектность // Обозреватель-Observer. 2011. № 6. С. 17-32. [Shtol' V.V. Rossija - mnogoobrazie civilizacij i sobstvennaja civilizacionnaja proektnost' // Obozrevatel'-Observer. 2011. № 6. S. 17-32]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.