ЗАРУБЕЖНЫй ОПЫТ
налоговые системы зарубежных стран
л.В. ПОПОПВА,
доктор экономических наук, профессор И.А. мАСлОВА,
доктор экономических наук, профессор
ю.Д. земляков,
доктор экономических наук, профессор
б.г. маслов,
кандидат экономических наук, доцент И.А. ДРОжжИНА,
кандидат экономических наук, доцент
в.ю. салихова,
кандидат экономических наук, доцент
В Издательском доме «Финансы и Кредит» вышло в свет учебно-методическое пособие «Налоговые системы зарубежных стран». В пособии представлены теоретические положения по действующим налоговым системам зарубежных стран. Основное внимание уделено специфике нормативно-правовой базы, регулирующей порядок налогообложения, взаимодействию органов всех уровней в области налогообложения. Описаны все основные налоги и сборы налоговых систем каждой страны, а также изложены процедуры исчисления отдельных налогов.
Редакция публикует отрывок из данного пособия.
Раздел IV
Особенности налоговых систем
федеративных государств
Тема 8. Налоговая система США
8.1. Особенности налоговой системы США
Бюджетная система США состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В настоящее время насчитывается 50 штатов и около 83 тыс. муниципальных образований.
Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и региональные правительства, в то время как органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой системы США является то, что
в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого уровня. Таким образом, в США отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами.
Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти:
— верхнего (федерального уровня), где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;
— среднего (уровня штатов), где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;
— нижнего (местного уровня — графства, муниципалитеты, округи и другие государственные территориальные образования), где собираются
налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты.
Законодательные органы штатов могут вводить налоги, не противоречащие федеральному законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законами штатов.
Полная классификация американских налогов включает восемь позиций, первые пять видов налогов взимаются в различных пропорциях на всех уровнях, таможенные пошлины поступают только в федеральный бюджет, а налоги последних двух категорий взимаются налоговыми службами штатов и местными органами власти (рис. 8.1).
Современную налоговую систему в Соединенных Штатах в целом характеризуют следующие черты:
1) прогрессивный характер налогообложения;
2) дискретность налоговых начислений — каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;
3) регулярное изменение в законодательном порядке действующих ставок налогообложения;
4) универсальность обложения — при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки;
5) наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;
6) обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;
7) фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению.
С точки зрения использования экономического (стимулирующего) потенциала системы инвес-
тиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:
— применение норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и соответственно снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;
— масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, вплоть до полного освобождения соответствующих затрат и результатов от большинства видов налогообложения;
— специальные налоговые скидки за использование альтернативных видов энергии в производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики, которые могут составлять до 50 % стоимости соответствующих видов оборудования, исключаемых из налогооблагаемой базы.
Практическая реализация фискальной функции в налоговой системе США характеризуется в первую очередь тем, что в ее основе лежит налогообложение физических лиц (населения). При этом основными видами налогов являются:
— подоходный налог, за счет которого формируется более 40 % доходов федерального бюджета и примерно такая же доля налоговых доходов штатов;
— отчисления в фонды социального страхования, которые в равных долях делают наниматель (юридическое лицо — субъект хозяйствования) и рабочие (этот платеж населения составляет более 15 % доходов федерального бюджета).
Шкала федеральных налогов прогрессивна, основное бремя лежит на богатых. При этом широко признаны ее дефекты, искажающие экономическую активность. В то же время налоги штатов и местные налоги имеют плоскую либо регрессивную шкалу — в результате во время рецессий финансовые кризисы дают о себе знать именно на уровне отдельных штатов.
В целом налоги в США почти пропорциональны доходу (для 90 % налогоплательщиков эффективная налоговая ставка — примерно 25 %), с небольшой прогрессивностью, достигающей для наиболее богатых налогоплательщиков примерно 50 %. Полного согласия в обществе
Федеральные налоги
— 1. Подоходный налог
— 2. Налог на прибыль корпораций
~3. Налог на социальное страхование
_4. Акцизы
— 5. Налоги на наследство и дарение
— 6. Таможенные пошлины
Рис. 8.1. Структура нал
система США
Налоги штатов
— 1. Подоходный налог
—2. Налог на прибыль корпораций
—3. Налог на социальное страхование
—4. Акцизы
— 5. Налоги на наследование и дарение
— 6. Налог с продаж
— 7. Поимущественные налоги
— 8. Налог с владельцев автотранспорта
ой системы США
Местные налоги
—1. Подоходный налог
—2. Налог на прибыль корпораций
—3. Налог на социальное страхование
—4. Акцизы
— 5. Налоги на наследование и дарение
— 6. Налог с продаж
— 7. Поимущественные налоги
— 8. Экологические налоги
относительно степени прогрессивности, конечно же, нет; консенсус имеется только относительно ее необходимости, хотя бы в небольшом размере.
8.2. Налоговые реформы в США
Налоговая система Соединенных Штатов Америки в том виде, в котором она представлена на сегодняшний момент, была не всегда, она прошла долгий и сложный, не всегда удачный, путь реформирования.
В XIX в. федеральный бюджет США формировался главным образом из таможенных пошлин и сборов, акцизных платежей, а также доходов от продажи государственных земель. Таможенные сборы в США — это дополнительные налоговые сборы, взимаемые сверх стандартных таможенных пошлин. К таможенным сборам относятся: марочный сбор при приеме различных деклараций и выдаче квитанций; сбор за сохранность и хранение товаров на таможенных складах; сбор за право вывоза товаров со склада таможен; сбор за пломбирование и штемпелевание почтовых посылок и бандеролей; сборы при осуществлении санитарного контроля; лицензионные сборы при выдаче разрешений на ввоз и вывоз товаров.
Вплоть до начала Гражданской войны 1861 — 1865 гг. федеральный бюджет был в основном сбалансирован и не испытывал серьезных напряжений в ходе формирования доходных статей.
Серьезное превышение расходов над бюджетными поступлениями, возникшее в ходе войны Севера и Юга, привело к тому, что для пополнения федеральной казны было начато использование временного и чрезвычайного федерального подоходного налога, который был принят американскими налогоплательщиками не сразу и с большими трудностями. С момента первого применения этого налога и до начала его постоянного использования прошло более 50 лет, только в 1913 г. после длительной процедуры ратификации специальной 16-й поправки к Конституции США, наряду с большинством промышленно развитых стран того
периода, окончательно ввели в действие единый федеральный подоходный налог.
В XX столетии в США было проведено несколько крупных налоговых реформ и налоговых революций — в 1920-е, 1960-е и 1980-е гг. (рис. 8.2).
В ходе проведенных изменений налогового режима приоритет в функциях налоговых составляющих федерального бюджета попеременно отдавался либо мобилизации финансовых средств для удовлетворения потребностей самого бюджета, связанных, главным образом, с необходимостью уменьшения или ликвидации его дефицита, либо стимулированию развития экономики путем ослабления налоговой нагрузки.
В 1920-е гг., в период безраздельного господства «фискального консерватизма», республиканские администрации президентов США У. Гардинга и
Реформы 60-х гг.
XX в.
Дж. Кенеди, Л. Джонсон
Сокращения налогов
т:
Снижение максимальной ставки индивидуальных подоходных налогов с 91 до 70% и т.д.
Реформы 80-х гг.
XX в.
1981 —Снижение налоговых ставок
(установление верхней границы налоговых ставок в районе 50%)
1982
1984
—Расширение налогооблагаемой базы с помощью удаления или ограничения различных налоговых ставок
I- 1986
-Снижение ставки для налога на прибыль корпораций с максимальным доходом до 28%
|_Расширение налогооблагаемой базы через:
• ликвидацию отчислений в местный бюджет налога с продаж и персональной процентной ставки;
• ограничения начислений на потери от пассивных капитальных вложений
Реформы начала XXI в.
Дж. Буш
Фундаментальная налоговая реформа
—Устранение двойного налогообложения дивидендов .Снижение налоговой ставки для дивидендов до 15%
-Реформы налогового законодательства, _Реформы налога на доходы
А
Реформы 90-х гг.
XX в.
Б. Клинтон
Налоговые преобразования
—На первое место выдвигается задача достижения бюджетной сбалансированности Повышение ставок подоходного налога, налога на прибыли корпораций Расширение кредита подоходного налога Повышение верхнего индивидуального тарифа до 31%
Рис. 8.2. Реформирование налоговой системы США в ХХ — начале XXI вв.
К. Кулиджа последовательно проводили сокращение налогов, стремясь тем самым понизить долю федерального сектора в американской экономике.
Федеральные законы о бюджетных доходах 1921, 1924 и 1926 гг. снизили максимальную ставку индивидуальных подоходных налогов с 73 до 25 %, и на этом низком уровне налоговые ставки продержались до биржевого и финансового кризиса 1929 г.
Налоговые сокращения того периода вошли в историю как «налоговые сокращения Мелло-на» — по имени министра финансов А. Меллона, который так характеризовал значение проведенных в тот период изменений в налоговом законодательстве: «История налогообложения свидетельствует, что чрезмерно высокие налоги не выплачиваются. Высокие налоговые ставки неизбежно вынуждают налогоплательщика выводить свой капитал из производительных сфер и либо инвестировать его в не облагаемые налогом ценные бумаги, либо искать другие законные методы для того, чтобы избежать получения облагаемых налогом доходов. В результате источники налоговых поступлений истощаются; накопления стараются вывести из-под налогообложения; капитал переводится в такие каналы, которые не дают отчислений для правительства и прибыли для людей».
На фоне неравномерного экономического подъема начала 20-х гг. ХХ в. это сокращение привело не только к увеличению поступлений в бюджет США от сбора индивидуальных подоходных налогов с 719 млн долл. США в 1921 г. до 1 160 млн долл. США в 1928 г., т. е. более чем на 61 %, но и к сбалансированности федерального бюджета на всем протяжении этого периода.
В 1934 г. подоходные налоги обеспечили всего 14 % федеральных доходов, доля налогов на прибыли корпораций составила 12 %, а почти треть поступлений пришлась на акцизные сборы. В конце Второй мировой войны к 1944 г. в результате стремительного роста экономического потенциала страны на базе развития военного производства и достижения полной занятости трудоспособного населения в США удельный вес индивидуальных подоходных налогов достиг 45 %, налогов на прибыли корпораций — 34 %, акцизов — 11 %, отчислений в фонды социального обеспечения — 8 %.
Успешный опыт налоговых реформ 20-х гг. ХХ в. был продолжен в 60-е гг. ХХ в. при демократических администрациях Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. Выступая на заседании экономического клуба в Нью-Йорке в декабре 1962 г., президент Дж. Кеннеди выделил ключевые принципы, которые должны были послужить основой всей последующей деятельности Национальной ко-
миссии США по экономическому росту и налоговой реформе. Среди них было заключение, что реальный выбор осуществляется между мерами по вращению налогов, с одной стороны, и мероприятиями по избежанию крупного дефицита федерального бюджета, с другой стороны. На тот момент времени в США было очевидно, что экономика, зажатая повышенными налоговыми ставками, никогда не будет давать достаточных отчислений для сбалансированности бюджета, точно так же, как она никогда не будет создавать достаточного числа рабочих мест или достаточной прибыли. Очевидным уроком прошедшего десятилетия было и то, что бюджетные дефициты создаются не отдельными неразумными растратами, а замедленным экономическим ростом и периодическими падениями деловой активности. При этом каждая новая рецессия, как правило, била все предыдущие рекорды размеров дефицита. Таким образом, парадокс заключался в том, что если налоговые ставки в это время были слишком высоки, а налоговые поступления слишком низки, то единственный способ поднять налоговые сборы на длительную перспективу — это снизить налоговые ставки.
Летом 1964 г. было принято новое налоговое законодательство, в результате которого максимальные ставки индивидуального подоходного налога были понижены с 91 % в 1963 г. до 70 % к 1965 г. В результате в период между 1963 и 1966 гг. сборы от подоходных налогов в федеральный бюджет выросли более чем на 16 %. Однако примерно через два года стимулирующий эффект от снижения налогов сошел на нет. Развертывание администрацией Л. Джонсона большого числа социальных программ, а также эскалация военных действий во Вьетнаме в совокупности привели к значительной по тем временам бюджетной несбалансированности. Ставка на дополнительный прирост доходов в результате частичного и бессистемного снижения налоговых ставок, а также дополнительных административных мер по обеспечению фискальной дисциплины не оправдалась. Более того, в 1968 г. в экстренном порядке Конгресс США был вынужден повысить подоходные налоги на 10 %, и только эта мера позволила добиться сбалансированности федерального бюджета в 1969 финансовом году — в последний раз на протяжении последующих 30 лет.
Росту оппозиции «налоговым экспериментам» в этот период, возможно, способствовало и то обстоятельство, что, прежде всего, возросла доля подоходных налоговых поступлений от наиболее обеспеченной части населения. Объем налогов, собранных среди налогоплательщиков с размером дохода свыше 50 тыс. долл. в год, с 1963 по 1966 г.
вырос на 57 %, тогда как налоговые сборы, поступившие от семей и лиц с доходами ниже 50 тыс. долл. в год, увеличились только на 11 %. В результате доля наиболее состоятельных налогоплательщиков в общем объеме поступлений в федеральный бюджет подоходных налогов за указанный период возросла с 11,6 до 15,1 %.
В начале 1980-х гг. республиканская администрация Р. Рейгана в США попыталась воспроизвести налоговые реформы А. Меллона в условиях несбалансированного бюджета, который она унаследовала от предшествующей правительственной команды президента Дж. Картера. По инициативе президента Р. Рейгана в США было принято два основных блока налогового законодательства (в 1981 и 1986 гг.), которые снизили максимальную ставку индивидуального подоходного налога с 70 % в 1980 г. до 28 % к 1988 г.
В начале 80-х гг. XX в. в США этой стратегии налоговых преобразований было придано мощное научно-идейное обоснование в виде так называемой кривой Лаффера, макроэкономический смысл которой сводился к тому, что снижение налоговых поступлений в бюджет на первых этапах реформы должно быть с лихвой перекрыто в дальнейшем благодаря ускорению темпов экономического роста.
Однако на практике этим теоретическим выкладкам не было суждено реализоваться. Основная причина роста бюджетной несбалансированности США в 1980-е гг. коренилась в общей потере управляемости системы федеральных финансов, на фоне которой, в частности, был резко (почти в 2 раза за 5 лет) увеличен военный бюджет. Администрации Рейгана также не удалось сократить в запланированных объемах и социальные расходы. В результате спустя 10 лет после кумулятивного нарастания относительных и абсолютных объемов дефицитного финансирования администрация президента Дж. Буша летом 1990 г. была вынуждена пойти на повышение как подоходных налогов, так и налогов на прибыли корпораций, что в немалой степени способствовало возникновению и развитию экономической рецессии 1990 — 1991 гг.
В 1990-е гг., при администрации президента Б. Клинтона, в США возобладал принципиально иной подход к политике налоговых реформ, суть которого состояла в том, что теперь на первое место была выдвинута задача достижения бюджетной сбалансированности, и только после ее реализации следовало определяться с перспективами использования различных компонентов федерального бюджета, таких как профицит, доходы и расходы, взятых в комплексе, а не по одному из всего набора его составляющих, в том числе подоходных нало-
гов. Поэтому, например, повышение подоходных налогов и налогов на прибыли корпораций, проведенное администрацией Клинтона летом 1993 г., не имело больших негативных последствий для экономического роста США в 1990-е гг. Необходимо также иметь в виду и то обстоятельство, что федеральная налоговая система США представляет собой весьма сложный механизм, в рамках которого стимулирующие эффекты сокращения ставок подоходных налогов могут перекрываться пропорциональным характером воздействия поступлений от налоговых взносов в фонды социального обеспечения или регрессивностью акцизных сборов.
Таким образом, начиная с 1980 финансового года, структура федеральной налоговой системы США отличалась определенной стабильностью, при которой наблюдались сравнительно небольшие вариации и взаимозамещения отдельных видов сборов.
В конце 1990-х гг. под влиянием самого длительного экономического подъема за весь послевоенный период доля федеральных подоходных налогов практически вернулась к уровню начала 80-х гг., составив в 1999 финансовом году 46,3 %. Доля налогов на прибыли корпораций в годы пребывания у власти администрации Клинтона также постепенно поднялась до значений начала 1980-х гг Доля налоговых взносов в фонды социального обеспечения оставалась стабильной примерно на уровне 35 %, что выше показателя 1980 г. Необходимо иметь в виду, что эти поступления в федеральный бюджет отличаются особой стабильностью, поскольку все социальные налоги, равные в настоящее время 15,3 %, являются пропорциональными и содержат крайне незначительное число изъятий и освобождений от уплаты.
Вместе с тем в 90-е гг. ХХ в. в США администрация Клинтона предприняла определенные усилия, чтобы не допустить повышения нагрузки этих налогов на американскую экономику, в частности за счет сохранения неизменными их ставок во время всего срока своего пребывания у власти. На протяжении последнего десятилетия сравнительно стабильной оставалась и доля акцизных налогов, хотя в целом в конце 90-х гг. она была меньше, чем в начале 80-х.
В целом, необходимо отметить, что начиная с 2000 г. в США не проводились реформы, которые бы содержали глобальные изменения. Однако Джордж Буш намерен пересмотреть налоговое законодательство США. Реформа, предложенная Дж. Бушем, призвана упростить налоговую систему США и приблизить ее к модели налоговой системы, уже используемой в более чем 120 странах, включая Францию, Канаду, Сингапур, Японию и Австралию (рис. 8.3).
Стимулирование сбережений инвестиционной активности
Рис. 8.3. Реформа налоговой системы, предложенная Джорджем Бушем
Более справедливая в социальном смысле
Для создания плана реформы в настоящее время учреждается комиссия. В настоящее время известны лишь основные принципы и направления реформирования: упрощение налоговой системы, которая должна быть более справедливой в социальном смысле, и стимулирование сбережений и инвестиционной активности.
Кроме того, необходимо уменьшить число пробелов и лазеек, хотя налоговые стимулы для лиц, приобретающих жилье и жертвующих на благотворительные цели, должны быть сохранены. Согласно оценкам, само выполнение своих обязанностей обходится налогоплательщикам более чем в 100 млрд долл. США в год, что составляет больше 10 % поступлений от налогов на доходы. Налоговый кодекс, являющийся главным инструментом государственной социальной политики, причиняет налогоплательщикам огромные затруднения.
Налоговые кредиты — это основное средство государственной поддержки бедных слоев. Когда политическое руководство хочет стимулировать приобретение жилья, приобретение полисов медицинского страхования, получение высшего образования либо просто поддержать проблемную отрасль, оно прибегает к налоговым каникулам. Все это делает радикальную налоговую реформу маловероятной. Конечно, некоторые изменения произойдут благодаря так называемому альтернативному минимальному налогу. Это введенное в 1969 г. дополнение к подоходному налогу должно гарантировать полную уплату налога состоятельными гражданами и препятствовать необоснованному использованию налоговых вычетов. Альтернативный минимальный налог предусматривает всего несколько вычетов: вычет суммы процентов по ипотеке, сумм пожертвований на благотворительные цели и несколько других. Предусматриваются две ставки, 26 и 28 %, которые начисляются на доход,
превышающий определенный лимит (для супружеской пары он уже длительное время составляет 45 тыс. долл. США).
Согласно современному законодательству, американцы обязаны уплачивать либо подоходный налог, либо альтернативный минимальный налог в зависимости от того, сумма какого из них больше.
В 2000г. всего 1,3 млн граждан заплатили альтернативный минимальный налог. Поскольку не облагаемая альтернативным минимальным налогом сумма не индексируется и поскольку предпринимаемое Джорджем Бушем сокращение налоговых платежей заметно уменьшает платежи по подоходному налогу, число плательщиков альтернативного минимального налога растет и в течение ближайших лет существенно увеличится. В настоящее время таких налогоплательщиков уже 3млн. К 2010г. их станет почти 30млн.
Большинство политиков расценивают процесс увеличения количества плательщиков альтернативного минимального налога как негативное явление: то обстоятельство, что 30 млн американцев будут вынуждены дважды делать расчет по налогу на доходы, и то, что они лишатся многих популярных льгот (на детей, например), однозначно нежелательно в политическом смысле. Лимит для ограничения лиц, не обязанных уплачивать альтернативный минимальный налог, был временно поднят до 58 тыс. долл. США; это приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет на 400 млрд долл. США.
Теоретически целесообразнее перейти на национальный налог с продаж, налог с квартирной платы или иной налог с потребления, чем стараться создать новую налоговую систему с использованием старого альтернативного минимального налога. Однако по практическим соображениям преимущества альтернативного минимального налога могут быть использованы для модернизации подоходного налога. Альтернативный минимальный налог может быть сделан более прогрессивным, а большинство популярных вычетов — сохранено.
План реформирования, предложенный Дж. Бушем, подразумевает полное преобразование американской налоговой системы. Планируется создание такого налогового кодекса, который бы обеспечивал экономический рост и увеличение сбережений в стране.
8.3. Федеральные налоги США На федеральном уровне налоговой системы Соединенных Штатов Америки собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет США. Шкала федеральных налогов в США прогрессивна: основное налоговое бремя лежит на богатых. При этом широко признаны ее дефекты, искажающие экономическую активность.
В настоящее время федеральные налоги в США выполняют три основные функции, представленные на рис. 8.4.
К федеральным налогам в США относятся следующие налоги:
— федеральный подоходный налог с населения;
— федеральный налог на прибыли корпораций;
— налоговые отчисления в фонды социального страхования;
— федеральный налог на наследования и дарения;
— федеральные акцизы;
— таможенные пошлины.
Анализ основных элементов федеральных налогов США представлен в табл. 8.1.
Федеральный подоходный налог с населения составляет основную часть доходов федерального бюджета (более 40 %). Он взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предприятий и партнерств, не имеющих статуса юридического лица. Каждый налогоплательщик — физическое лицо имеет свой налоговый статус. В зависимости от принадлежности к той или иной группе налогоплательщик имеет право на налоговые льготы.
Характерная особенность налоговой политики США состоит в том, что далеко не все американцы должны полностью платить установленные налоги на физических лиц. Параллельно с основными налоговыми ставками в стране существует сложная система налоговых исключений и льгот, которая частично или полностью освобождает миллионы семей от налоговых платежей. Наиболее распространены следующие виды налоговых льгот (рис. 8.5).
Так, например, к изъятию из обложения определенных видов доходов можно отнести изъятие заработной платы за работу сотрудников американских фирм за рубежом или денежного
Рис. 8.4. Основные функции федеральных налогов США
сравнительный анализ основных элементов федеральных налогов в сША
Таблица 8.1
Вид налога Объект налогообложения субъект налогообложения Налоговая база Налоговая ставка, %
Подоходный налог с населения Личный доход Физические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия и партнерства, не имеющие юридического лица Валовой доход за вычетом разрешенных законодательством видов льгот и вычетов 15 - 39,6
Налог на прибыли корпораций Валовой доход Корпорация Чистая прибыль 15 - 35
Налог на социальное страхование: — по старости; — по безработице Заработная плата Юридическое лицо (работодатель) и физическое лицо (рабочий) Работодатель Фонд заработной платы 7,65 (6,2 + 1,45) 0,8
Налог на наследство и дарение Наследство (все виды собственности) Физические лица Стоимость собственности 18 - 55
Акцизы Табачные изделия, спиртные напитки, Отдельные виды товаров и продуктов, дороги, воздушные перевозки Юридические лица Цена товаров и услуг Определенное количество, вес, объем товаров и стоимость услуг В процентах Натуральные денежные единицы
Таможенные пошлины Экспорт и импорт товаров, работ и услуг Юридические и физические лица Стоимость товаров, работ, услуг Различны
Рис. 8.5. Наиболее распространенные виды налоговых льгот по подоходному налогу с населения в США
довольствия военнослужащих в периоды ведения боевых действий. Вычеты из суммы налога в форме налогового кредита могут быть, например, в случаях покрытия за счет поступающего дохода убытков прошлых лет. Также помимо указанных налоговых льгот может применяться и такая налоговая льгота, как полное освобождение отдельных лиц от уплаты некоторых налогов.
В США подоходный налог уплачивается с мирового дохода своих граждан, независимо от их места жительства. США стремятся защитить своих граждан в любой стране мира, и граждане имеют право вернуться в США, когда они этого пожелают, и участвовать в экономической жизни страны.
Объектом налогообложения является личный доход. Супруги облагаются вместе или отдельно по желанию, а нетрудовые доходы детей до 14 лет облагаются через родителей.
Условно подсчет налоговой базы каждым налогоплательщиком подоходного налога в США выполняется в три этапа:
1) подсчитывается валовой доход;
2) определяется скорректированный валовой доход путем вычитания из валового дохода разрешенных видов льгот (обычных скидок);
3) рассчитывается налогооблагаемый доход (НОД) путем исключения из скорректированного валового дохода классифицированных или стандартных вычетов (специальных скидок). Данные вычеты могут производиться в размере не более 5 % скорректированного валового дохода, а оставшиеся 50 % могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет (рис. 8.6).
Необлагаемый минимум по федеральному подоходному налогу с населения составляет 2 тыс. долл. США, а стандартная скидка для одинокого лица составляет 2 тыс. долл., для семейных пар — 5 тыс. долл. США, для главы семьи — 4,7 тыс. долл. США.
Вычеты не должны превышать 50 % дохода после вычета льгот.
Законодательные изменения размеров предельных ставок за длительный промежуток времени в определенной степени отражают эволюцию взглядов американских правящих кругов на важнейшие вопросы экономической и социальной политики.
Главная тенденция на протяжении последних лет состояла в том, что предельная высшая ставка подоходного налога на богатейшие слои американцев непрерывно снижалась: в 1954 — 1962гг. она составляла 91 %, в 1962 — 1981 гг. — 70 %, с 1981г. — 50 %>.
В настоящее время максимальная ставка индивидуального подоходного налога составляет 39,6 %, минимальная — 15 %. В 1990-е гг. число интервалов доходов, подлежащих налогообложению, сократилось до пяти. В начале десятилетия для большей части налогоплательщиков максимальная ставка налогообложения в 39,6 % применялась к доходам более 250 тыс. долл. в год. Сегодня эта граница несколько повышена. Ставки и интервалы действующих сегодня шкал подоходных налогов приводятся в табл. 8.2.
Таким образом, можно сделать вывод, что современную систему индивидуального подоходного налогообложения в Соединенных Штатах Америки в целом характеризуют семь отличительных черт:
1) прогрессивный характер налогообложения;
2) дискретность налоговых начислений — каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;
Валовой доход
Обычные скидки
—Заработная плата
Виды жалования _ Торговые или производственные затраты
— Пенсии
—Алименты — Убытки отпродажи
—Доходы по ценным ценных бумаг
бумагам
—Вознаграждения — Затраты с получением
—Бонусы, рента, роялти, ренты или роялти
—Призы, награды _ Пенсионные взносы
— Фермерский доход
— Социальные пособия — Алименты
— Стипендии — Авансовые взносы
—Доходы от недвижимости — идр.
1—и др.
Специальные
скидки
НОД
- Необлагаемый минимум
• Необлагаемый минимум на иждивенца налогоплательщика
- Стандартная скидка
• Дополнительная скидка на престарелых и инвалидов
- Расходы по переезду к новому месту жительства
- Убытки врезультате стихийных бедствий
- Расходы на медицинские цели, повышение квалификации, благотворительные цели
Рис. 8.6. Расчет налогооблагаемого дохода по федеральному подоходному налогу с населения в США
3) регулярное изменение в законодательном порядке действующих ставок налогообложения;
4) универсальность обложения — при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки;
5) наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;
6) обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;
7) фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению.
Федеральные взносы в фонды социального страхования являются самостоятельными платежами и обеспечивают функционирование федеральной системы пенсионного обеспечения по старости и системы страхования по безработице, действующей на уровне федерации и штатов.
Взносы на социальное страхование по старости вносятся работниками и работодателями в равной доле за каждого работника: 6,2 % в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45 % на бесплатную медицинскую помощь. Общая комбинационная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3 %. Кроме того с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8 % от фонда заработной платы. Исчисляемые взносы поступают в доверительные фонды,
специально созданные для этих целей.
Налог на прибыли корпораций претерпел существенные изменения в результате налоговых реформ 1980 — 90-х гг. Хотя фискальная роль данного налога не столь значительна по сравнению с подоходным налогом, он представляет собой важный финансовый инструмент, который правительство использует для влияния на соотношения и пропорции в экономике с целью обеспечения стабильных темпов ее развития.
Термин «корпорация» так, как он понимается в налоговом праве США, не является синонимом любого юридического лица, получающего в результате своей деятельности доход, подлежащий налогообложению. Прежде всего, нужно различать понятие «corporation» и «partnership». Товарищество (partnership) представляет собой объединение двух или более лиц для совместной деятельности с целью получения прибыли.
С точки зрения их налогообложения можно выделить несколько основных различий товарищества и корпорации:
1) товарищество не уплачивает налога с дохода, полученного в результате своей деятельности. Доход товарищества распределяется между его участниками, каждый из которых уплачивает налог самостоятельно;
2) корпорация непосредственно уплачивает налог на прибыль, полученную в результате своей деятельности, а в дополнение к этому с распределенной в форме дивидендов прибыли корпорации подоходный налог уплачивают и ее акционеры. Таким образом, имеет место двойное налогообложение. Чтобы свести к минимуму этот недостаток налоговой системы, законодательство предусматривает возможность выбора налогового режима для корпораций, работающих в среднем и малом бизнесе. В
Таблица 8.2
современные ставки федерального подоходного налога с населения
Налогооблагаемый доход, долл. сША Налоговые ставки,%
супружеская пара (совместные доходы) или овдовевшие члены семьи супружеская пара (раздельные доходы) Одинокий глава семьи Одинокий человек
До 43 050 До 21 525 До З4 550 До 25 750 15
43 051 - 104 050 21 526 - 52 025 З4 551 - 89 150 25 751 - 62 450 28
104 051 - 158 550 52 026 - 79 275 89 151 - 144 400 62 451 - 1З0 250 З1
158 551 - 283 150 79 276 - 141 575 144 401 - 28З 150 1З0 251 - 28З 150 З6
Свыше 283 150 Свыше 141 575 Свыше 28З 150 Свыше 28З 150 З9,6
Валовой доход
—Выручка от реализации товаров и услуг с учетом вычетов издержек —Поступления рентных платежей
-Роялти
-Доход от прироста капитала —Дивиденды —идр.
подглаве «S» Кодекса внутренних доходов предусматривается льготный порядок налогообложения, сравнимый с налоговым режимом товариществ (partnership). Однако не любая корпорация может выбрать налоговый режим, предусмотренный подглавой «S» Кодекса внутренних доходов. S-корпорациями не могут быть кредитные и строительные организации, страховые компании и банки. Законодательство предусматривает ряд условий, которым должна соответствовать корпорация, рассчитывающая на налоговый режим в соответствии с подглавой «S»;
3) корпорация должна быть американской;
4) число акционеров не может превышать 35 человек;
5) все акционеры должны быть гражданами США или резидентами;
6) каждый из акционеров должен соответствовать требованиям, предусмотренным подглавой «S»;
7) корпорация не может быть филиалом других корпораций;
8) корпорация может выпускать только один вид акций и может владеть не более 80 % акций какой-либо другой корпорации.
Корпорации, которые не соответствуют этим условиям, подлежат обложению общим налогом на прибыль и называются S-корпорациями, так как соответствующий режим налогообложения предусмотрен подглавой «S» Кодекса внутренних доходов. Большинство крупных корпораций США, насчитывающих тысячи акционеров, многие из которых не являются резидентами или американскими гражданами, функционируют как S-корпорации и не пользуются льготным налоговым режимом. Вместе с тем законодательство предусматривает в рамках общего режима налогообложения обычные и специальные налоговые скидки.
Обычные скидки
— Заработная плата
— Расходы на ремонт и амортизацию Безнадежные долги Рентные платежи
— Уплаченные местные налоги и налоги штатов
— Проценты за кредит
— Расходы на рекламу
— Взносы в пенсионные фонды
• Благотворительные взносы
- идр.
Специальные
скидки
НОД
— Операционные убытки
— Организационные расходы
- Расходы на НИОКР
- Расходы на капитальный ремонт и реставрацию зданий
■ Авансовые налоговые платежи и др.
ставки федерального налога на прибыли корпораций в сША
Размер налогооблагаемого Налоговые
дохода, долл. сША ставки,%
До 50 000 15
50 001 - 75 000 25
75 001 - 100 000 34
100 001 - 335 000 39
335 001 - 10 000 000 34
10 000 001 - 15 000 000 35
15 000 001 - 18 333 333 38
Свыше 18 333 333 35
Рис. 8.7. Расчет налогооблагаемого дохода по федеральному налогу на прибыли корпораций в США
Федеральный налог на прибыли корпораций в США взимается из чистой прибыли, т. е. с валового дохода за исключением разрешенных льгот (скидок). Законодательством США установлены ставки в интервале от 15 до 35 % в зависимости от суммы налогооблагаемого дохода (прибыли). Текущие ставки федерального налога на прибыли корпораций указаны в табл. 8.3.
Налоговый период — календарный год. Расчет налогооблагаемого дохода по налогу на прибыли корпораций в США осуществляется в три этапа:
1) подсчитывается валовой доход;
2) определяется скорректированный валовой доход путем вычитания из валового дохода разрешенных видов льгот (обычных скидок);
3) рассчитывается налогооблагаемый доход (НОД) путем исключения из скорректированного валового дохода специальных скидок.
Схема подсчета налогооблагаемого дохода по налогу на прибыли корпораций в США приведена на рис. 8.7.
Налоговые льготы касаются налогового кредита на исследования и разработки в размере 20 % превышения соответствующих затрат в среднем на три предыдущих года, кредита на низкодоходные дома, который дается на 10 лет в общей сумме 70 % стоимости нового дома, не дотируемого федеральным правительством, или 30 % стоимости старого дома или нового субсидируемого дома. Целевой налоговый кредит могут получить наниматели на заработную плату определенной группы работников, выполняющих экономически невыгодные работы. Специальный энергетический инвестиционный кредит возможен для инвестиций в солнечное, геотермальное, океанотермальное оборудование.
Амортизация зданий может начисляться только по прямолинейному методу без ограничений с учетом периода эксплуатации — период 27,5 (личное имущество) или 31,5 года (хозяйственное имущество). Для остального имущества возможно применение метода регрессивного баланса с
Таблица 8.3
На товары
На услуги
На топливо
Транспортные
начальным двукратным списанием при сроке службы до 20 лет и полуторным — при сроке службы свыше 20 лет. По желанию можно переходить на прямолинейный метод для максимизации списания. Ускоренная амортизация определяется также тем, что оборудование делится на группы в зависимости от типа и назначения имущества по срокам службы. Неосязаемые активы списываются в США по линейному методу за 15 лет.
Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах государственного бюджета. Виды акцизов представлены на рис. 8.8.
Ставки акцизов могут устанавливаться в двух видах: в процентах к цене товаров и услуг и в долларах (центах) по отношению к определенному количеству, весу, объему товаров, а также к стоимости услуг. Федеральные акцизы установлены из товаров — на алкогольные и табачные изделия, из услуг—на дороги и воздушные перевозки, на топливную продукцию
— бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, на промышленные изделия — автомобильные шины, снаряжение для спортивного рыболовства и охоты, медицинские вакцины и активные препараты. К особой группе акцизных сборов относятся транспортные и коммуникационные налоги, а также природоохранные сборы, включаемые в стоимость реализации различной товарной продукции, в состав которой входят химические активные вещества, способствующие ускоренному разрушению защитного озонового слоя земной атмосферы.
Налоги с наследства и дарений платят физические лица по ставке от 18 до 55 % в зависимости от стоимости имущества и степени родства (всего 17 шкал).
Виды акцизов
<
Алкогольные изделия Табачные изделия Дороги
На промышленные изделия
Воздушные перевозки Бензин
Авиационный керосин
у* Автомобильные шины Медицинские вакцины
<,
Коммуникационные
Природоохранные
сборы
Рис. 8.8. Основные виды акцизов
Наследство как объект налогообложения для граждан США и резидентов включает все виды собственности вне зависимости от места ее нахождения. Нерезиденты уплачивают налог только с переходящей в порядке наследования собственности, находящейся на территории США.
Таможенные пошлины устанавливаются на экспорт и импорт товаров, работ и услуг. Таможенные пошлины взимаются с юридических и физических лиц при перемещении ими товаров через таможенную границу США. Таможенные пошлины регулируются законодательством и постановлениями правительства.
Используя налоги, правительство США может не только регулировать поступление в бюджет, но и решать различные социально-экономические задачи. В зависимости от поставленной цели, повышению налогов сопутствует расширение налоговых льгот и, наоборот, снижению налогов соответствует ликвидация налоговых преференций.
(Продолжение следует)