DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-55 УДК 336.2
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ЭПОХИ ЗАРОЖДАЮЩЕГОСЯ КАПИТАЛИЗМА
Цокова В.А., Кабисова А.Р., Халин А.А.
Одновременно с возникновением государства появляются налоги, чтобы обеспечить финансовые потребности существования самого государства. Ни одно, даже самое тривиальное государство, не может обойтись без системы налогообложения. Реформирование налоговых систем государств всегда исторически бывает связано с изменением формы самого государственного устройства.
В развитии форм и методов налогообложения, по нашему мнению, можно выделить три основных этапа. Во времена проанализированного в статье второго этапа эволюции налоговых систем европейских государств периода Средневековья возникает государственный аппарат, определяющий общие правила налогообложения, сбора и контроля за сбором налогов. Но роль откупщиков в рассматриваемый период была еще очень велика. Государство было не в состоянии организовать эффективную систему сбора налогов.
Первый этап развития налогообложения характеризуется отсутствием налоговых теорий и концепций. Во втором же периоде необходимо отметить теоретические наработки в области налогообложения английских авторов, которые в Новом свете явились основой для теоретического осмысления роли налогов в пополнении бюджета государства.
Таким образом, исторические и теоретические аспекты функционирования налоговых систем европейских государств эпохи капитализма носили следующие специфические черты:
- отмена откупничества - создание системы государственных налоговых органов;
- установление и взимание налогов только с разрешения парламента;
- расширение круга податных сословий - все граждане государства начинают нести налоговое бремя;
- введение подоходного налога.
Ключевые слова: налоговая система; налог; косвенные налоги; прямые налоги; бюджет; принципы налогообложения.
CAPITALISM EMERGING ERA TAX SYSTEMS OF THE EUROPEAN COUNTRIES
Tsokova V.A., Kabisova A.R., Halin A.A.
Three phases should be distinguished in the development of tax systems:
I. The Ancient World and Middle Ages (from the IV - III centuries. BC. till. XVII - XVIII centuries AD).
II. The new time (from the XVII - XVIII centuries till the end of XIX century). - the era of the emerging capitalism.
III. Modern History (from the XX century and up to the present time).
The capitalism emerging era scientific ideas and tax systems research relevance (importance) is caused by the emergence of the main distinct characteristics of any state, that is by the permanently increasing demand of that institution for money. This fact, in its turn, contributes to the formation of the state tax system, and, of course, the evolution of scientific views on taxation.
Nowadays, some theoretical ideas in the field of taxation, clarifying the nature and the role of taxes in the European countries budget formation begin to appear in Europe, especially in the UK.
The development of tax systems in England, France and Germany have been
analyzed; and , basing on the dialectical, historical and logical approaches, and the method of scientific abstraction, the authors identify the following common features of the capitalism emerging era tax systems in the European countries: the taxation on a regular (permanent) basis, the expansion of the tax-payers range - all citizens of the state are becoming tax payers, the introduction of the income tax and the abolishment of the revenue leasing - creation of government agencies system responsible for the administration of taxes, to establishing and collecting taxes only with the Parliament approval and permission.
Classical theoretical and practical approaches to creation of tax systems of the states have been formulated in Europe in the era of nascent capitalism and they haven't lost the relevance yet.
Keywords: tax system; tax; budget; taxation principles.
Прообразы налогов и сами налоги возникли на заре человеческой цивилизации вместе с возникновением государства. Зарождение государства со всеми его институтами является ключевым моментом в формировании систем налогов и налоговых систем, в общем. К проблеме исторического развития налогов и налоговой системы ученые подходят по-разному. Так, например, Парыгина В.А. и Тедеев А.А. выделяют четыре периода развития [4, с. 288]. Первый период охватывал Древний мир, второй - Средние века (с V до XVII -XVIII в.), третий период - Новое время (с XVII - XVIII вв. до конца XIX в.), четвертый - Новейшее время (начиная с XX в. и до наших дней). Профессор Пушкарева В.М. [6, с. 197] и авторы учебника «Теория и история налогообложения» отмечают три периода: первый - Древний мир и Средние века (с IV - III вв. до н. э. до XVI - XVII в.), второй - (с конца XVII - начало XVIII вв. до начала XIX в.), третий - (вторая половина XIX в. по настоящее время) [8, с. 70]. Алиев Б.Х. весь процесс развития налогообложения со времени возникновения и до наших дней подразделяет на три этапа, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое,
более развитое. Это этапы:
1) натуральной формы оплаты налогов;
2) денежной формы оплаты налогов;
3) социально справедливого налогообложения [1, с. 14].
С точки зрения автора, налоговые системы Средневековых государств не отличались от налоговых систем государств Древнего мира. Как и в государствах Древнего мира, плательщиками являлись крепостные крестьяне, высшие сословия налогов не платили. Положение крестьян также усугублялось и церковными поборами в виде церковной десятины. Сбор налогов отдавался на откуп откупщикам. Государственных органов по управлению и контролю над налогами не существовало, как и не существовало самих систем налогов. Налоги не носили системный характер и вводились в соответствии с нуждами государства. Данные факты позволяют высказать мнение, что в историческом развитии налоговых систем необходимо выделять три периода: первый -Древний мир и Средневековье, второй - Новое время, третий - Новейшее время. Проанализируем второй исторический период в эволюции налоговых систем - эпоху капитализма.
На грани средневековья и Нового времени (в конце XVII - начале XVIII вв.) торговый капитализм, зарождающийся в европейских странах, создал материальные условия для формирования административного государства с чиновничьим аппаратом. Денежный строй хозяйства полностью вытеснил натуральный. Вследствие буржуазных революций Англии и Франции в социально-экономической жизни Европы произошли чрезвычайные перемены, потребности государственной казны в денежных средствах сильно возросли. Одной из основных государственных должностей стала должность генерального контролера, т.е. министра финансов. Впервые начинали составляться на каждый год государственные бюджеты. Системы налогов начали носить постоянный, регулярный характер.
В условиях культурного и экономического подъема появилась
настоятельная потребность в сознательном отношении к финансовому хозяйству стран. В связи, с чем появляются научные труды видных государственных деятелей и философов. Так, например, английский философ Т. Гоббс в 1642 г. в работе «Левиафан» писал об абсолютном праве государей облагать подданных налогами, но вместе с тем указывал на необходимость соблюдать умеренность и равномерность в распределении налогов, отдавая предпочтение косвенным налогам [11, с. 46], что стало господствующим мнением в Англии.
Несколько позже другой английский философ - экономист Д. Локк (1632
- 1704) предлагал установление единого поземельного налога [12, с. 258], что и явилось основой для изменения общественного мнения Англии в конце XVII века в сторону прямых налогов. Тогда в Новом свете и началось теоретическое осмысление роли налогов в пополнении бюджета государства. И, конечно же, ушло в прошлое мнение Ж. Бодена, что к налогам следует прибегать только в исключительных случаях, так как налоги опасное средство, ссорящее короля с его подданными, побуждающее их к восстаниям [10, с. 325].
Английский статист, экономист и видный государственный деятель Уильям Петти в своей работе «Трактат о налогах и сборах» (1662) систематизировал накопленные на тот момент данные практики и теоретические подходы к налогообложению. Фактически он собрал воедино налоги европейских стран, функционировавшие в то время, и создал на бумаге систему налогов, охарактеризовав каждый вид налогов, которые были известны в Европе, прямые - поземельный налог, подушный налог, десятина; косвенные
- таможенные пошлины, акцизы и т.д. Сочетая свойства прямых и косвенных налогов, У. Петти не отдавал предпочтения ни одному из них, и, по мнению автора, данный подход к рассмотрению проблематики сочетания прямых и косвенных налогов является верным. Обязательность налогов он обосновывал необходимостью государственных расходов. Трудности взимания налогов он связывал с сомнением народа в праве государя взимать налоги, то есть
указывал на отсутствие законодательных основ налогообложения. У. Петти не называл, но фактически делал попытку определить принципы налогообложения. Он выступал за равномерность и справедливость, за определенность размеров налогообложения, за снижение издержек по взиманию налогов. У. Петти с понятием налога связывал исключительно денежные взносы населения [5, с. 272].
Налоги - это «взносы подданных из их имущества, даваемые при недостаточности доходов от доменов и регалий, на необходимые расходы государства», именно такое определение дает Ф. Юсти в 1766 году в своем первом методическом сочинении «Система финансового хозяйства». Суждения Ф. Юсти о налогах сводятся к основным принципам налогообложения: 1) они не должны вредить свободе, кредиту и промышленности подданных; 2) должны быть равномерны; 3) иметь прочное основание; 4) должны избегать большого числа касс и служащих; 5) взиматься малыми долями и в удобное время. Целью взаимоотношений возникающих между государем и его подданными в связи с уплатой налогов Ф. Юсти называл - взаимное благо.
В 1776 г. в свет вышла книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Именно в этой книге впервые были обозначены основополагающие принципы системы налогообложения, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Суть их заключается в справедливости, определенности, удобности и эффективности. Как и многие теоретики того времени А. Смит был противником косвенного обложения. Он подчеркивал, что введение косвенных налогов на предметы первой необходимости ведет к их удорожанию, снижению спроса, и, как следствие, к падению объемов производства. Однако он осознавал, что без косвенных налогов государство не сможет получить необходимый ему доход [13, с. 146]. В дальнейшем положения трудов А. Смита и Д. Рикардо были положены в основу законодательства о налогах многих европейских стран, которые, тем не менее, имели свои особенности в формировании налоговых систем. Проведем анализ
налоговых систем ведущих европейских стран эпохи капитализма.
Англия - первая страна, где взимание налогов производилось только с разрешения парламента (1648 г.). Во время революции вследствие роста государственных расходов происходило постоянное увеличение прямых и косвенных налогов (на холостяков, покойников, соловьев). В 1689 г. был введен единый поземельный налог, который платили все землевладельцы (даже королева). На протяжении XVIII в. государство увеличивало налоги, и к концу столетия поступления в бюджет составляли 50 млн ф. ст. против 2,5 млн ф. ст. в начале. Значительная часть поступивших сумм использовалась для погашения внутреннего государственного долга. Перераспределение налогов через бюджет наполняло карманы предпринимателей [2, с. 57].
В построении системы налогообложения раннекапиталистической Англии большую роль играла борьба интересов буржуазии и землевладельцев, поскольку расширение сферы косвенных налогов (особенно акцизов) снижало прибыль предпринимателей. Направляющая идея преобразований налоговой системы заключалась в установлении приоритета прямых налогов, введении пропорционального (прогрессивного) налога на доходы. При этом происходил переход от откупной системы налогообложения к государственной, создавалась система налоговых органов [3, с. 176]. В 1842 г. при условии ликвидации многих косвенных налогов в Англии был введен прогрессивный подоходный налог. Данная мера позволила увеличить поступления в казну, что способствовало освобождению 430 видов товаров, ввозимых в Англию, от таможенных пошлин. Также это привело к освобождению индустриальных отраслей от обременительных косвенных налогов. В дальнейшем Англии потребовалась более 40 лет, чтобы перейти к подоходному налогу как фундаменту фискальной системы [3, с. 219].
Налоговая система Франции носила ярко выраженный феодальный характер. Основным прямым налогом была талья, неустранимым пороком которой являлась репутация «крестьянского налога». В результате от
обложения уходили самые богатые, и тем сильнее оно давило на бедняков [7, с. 282]. Главным косвенным налогом Франции того времени можно назвать габель. Налоги составляли 55 - 60% доходов лиц третьего сословия, величина их зависела от интендантов. Как прямые, так и косвенные налоги носили множественный характер. Сбор косвенных налогов был на откупе у молодой буржуазии, от чего государство выигрывало, получая единовременно, без задержек всю сумму причитаемого налога, а откупщик наживался, произвольно взвинчивая установленную государством цену. При короле Генрихе IV был упорядочен сбор налогов. Жак Тюрго, являясь генеральным контролером финансов Франции, провел в 1774 - 1776 годах ряд реформ, ликвидируя систему налоговых откупов, которая порождала безмерное казнокрадство. Ж. Тюрго снижал бремя налогов на промышленников и торговцев, чтобы дать им возможность оживить экономику [9, с. 213]. Физиократы, чья школа сформировалась под влиянием идей Просвещения, считали, что основное налоговое бремя должны нести земельные собственники-дворяне. Все это привело к тому, что управленцы страны всех уровней признавали необходимость реформирования системы налогообложения [3, с. 187].
Единая налоговая система Германии вплоть до середины XIX в. отсутствовала. Германию XVII - XVIII вв. раздирали династические войны, из которых она выбиралась по несколько десятков лет. Помимо этого, главной причиной экономического отставания явилось длительное сохранение в стране тяжелейших форм феодально-крепостнических отношений. Таким образом, до франко-прусской войны 1870-го года Германия оставалась политически раздробленной страной. Политическим итогом победы явилось создание германского государства с единой для всей Германии сетью железных дорог, установлению единой денежной и налоговой системы, проведению общегерманской экономической политики.
Таким образом, налоговые системы европейских государств эпохи капитализма носили следующие специфические черты:
- отмена откупничества - создание системы государственных налоговых органов;
- установление и взимание налогов только с разрешения парламента;
- расширение круга податных сословий - все граждане государства начинают нести налоговое бремя;
- введение подоходного налога.
Список литературы
1. Алиев Б.Х. Теория и история налогообложения. М., Вузовский учебник. 2011. 375 с.
2. Бобович И.М., Семенов А.А. История экономики. Учебник. М.: ООО «ТК Велби». 2002. 576 с.
3. Кузнецова О.Д. Экономическая история. М., Юрайт. 2010. 360 с.
4. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие. М.:Изд-во «Эксмо», 2005. 478 с.
5. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. М.: Финансы и статистика, 2003. 346 с.
6. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. 389 с.
7. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. Издание 4-е переработанное и дополненное. М.: ИНФРА-М, 2011. 563 с.
8. Теория и история налогообложения: учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин. М.: Дело и Сервис, 2011. 379 с.
9. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. 513 с.
10. Боден Ж. Шесть книг о республике. М., 1967. 325 с.
11. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. 346 с.
12. Локк Д. Сочинения, тт. 1-3. М., 1985. 576 с.
13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М.: Соцэкгиз, 1935. 245 с.
References
1. Aliyev B.H. Teorija i istorija nalogooblozhenija [Theory and history of taxation]. M., А university textbook. 2011. 375 р.
2. Bobovich I.M., Semenov A.A. Istorija jekonomiki [Economic history]. Moscow: OOO "TK Welby", 2002. 576 р.
3. Kuznetsova O. Jekonomicheskaja istorija [Economic history]. M. Yurayt, 2010. 360 р.
4. Parygina V.A., Tedeev A.A. Nalogi i nalogooblozhenie v shemah i tablicah s kommentarijami [Taxes and taxation in diagrams and tables with comments]. M.: Publishing house "Eksmo", 2005. 478 р.
5. Pushkarevа V.M. Istorija mirovoj i russkoj finansovoj nauki i politiki [The history of the world and Russian financial science and policy]. Moscow: Finance and Statistics, 2003. 346 р.
6. Pushkarevа V.M. Istorija finansovoj mysli i politiki nalogov [The history of financial thought and tax policy]. Moscow: Finance and Statistics, 2005. 389 р.
7. Rumyantsevа E.E. Novaja jekonomicheskaja jenciklopedija [New economic encyclopedia]. 4th edition revised and enlarged. Moscow: INFRA-M, 2011. 563 р.
8. Popov L., Drozhzhina I., Maslow I.A., Korostelkin M.M. Teorija i istorija nalogooblozhenija [Theory and history of taxation]. M.: Business and Services, 2011. 379 р.
9. Timoshina T.M. Jekonomicheskaja istorija zarubezhnyh stran [The economic history of foreign countries] / Ed. prof. Chepurina M.N. M.: Legal House "Yustitsinform", 2000. 513 р.
10. Boden G. Shest' knig o respublike [Six Books of the Republic]. Moscow, 1967. 325 р.
11. Thomas Hobbes. Leviafan, ili Materija, forma i vlast' gosudarstva cerkovnogo i grazhdanskogo [Leviathan, or the Matter, Form and Power of the state of the church and civil]. Moscow, 1936. 346 р.
12. Locke D. Sochinenija [Works]. Moscow, 1985. 576 р.
13. Smith A. Issledovanie o prirode iprichinah bogatstva narodov [An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations]. Vol. 1. Moscow: Sotsekgiz, 1935. 245 р.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Цокова Виктория Александровна, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, кандидат экономических наук, доцент
Северо-Кавказский Ордена Дружбы Народов горно-металлургический институт (Государственный Технологический Университет) ул. Николаева, д. 44, г. Владикавказ, РСО-Алания, 362021, Россия Кабисова Арина Руслановна, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, кандидат экономических наук, доцент
Северо-Кавказский Ордена Дружбы Народов горно-металлургический институт (Государственный Технологический Университет) ул. Николаева, д. 44, г. Владикавказ, РСО-Алания, 362021, Россия Халин Александр Александрович, аспирант
Северо-Кавказский Ордена Дружбы Народов горно-металлургический институт (Государственный Технологический Университет) ул. Николаева, д. 44, г. Владикавказ, РСО-Алания, 362021, Россия vika_halina@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Tsokova Viktoria Aleksandrovna, assistant professor of accounting and auditing, PhD, Associate Professor
North-Caucasian Order of Friendship of Peoples of the mining-metallurgical Institute (State University of Technology)
44, Nikolayev str., Vladikavkaz, North Ossetia-Alania, 362021, Russia
Kabisova Arina Ruslanovna, assistant professor of accounting and auditing, PhD,
Associate Professor
North-Caucasian Order of Friendship of Peoples of the mining-metallurgical Institute (State University of Technology)
44, Nikolayev str., Vladikavkaz, North Ossetia-Alania, 362021, Russia Halin Alexander Aleksandrovich, a graduate student
North-Caucasian Order of Friendship of Peoples of the mining-metallurgical Institute (State University of Technology)
44, Nikolayev str., Vladikavkaz, North Ossetia-Alania, 362021, Russia vika_halina@mail. ru
Рецензент:
Позднякова Т.А., зав. кафедрой «Налоги и налогообложение», доктор экономических наук, профессор, Северо-Кавказский Ордена Дружбы Народов горно-металлургический институт (Государственный Технологический Университет)