3. Пакулина И.С. Регулирование развития социальной сферы региона // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Ч. II. С. 44-54.
4. Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса: монография. СПб.: Алетейя, 2008. 559 с.
5. Thurow L. Creating Wealth. The New Rules for Individuals, Companies and Countries in a Knowledge-Based Economy. New York: Harper Collin, 1999. 301 p.
I.S. Pakulina
Creating the rationally functioning system of planning of resources use efficiency in the social sphere
In the article there have been exposed and analyzed the essence of criterion-purpose orientation of social sphere development, the criterion of efficiency, summarizing and partial indexes of the resources use efficiency, characterizing the quantitative sizes of achieving the efficiency of consumption of different types of resources in the current and perspective planning. The methodological approach to creating the rational system of planning of the resources use efficiency in the social sphere has been formulated.
Keywords: Social sphere, resources, public policy, planning, resource providing, efficiency, system.
УДК 658.14.012
Ф.М. Шелопаев, канд. экон. наук, доцент, (4872) 24-17-15, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Рассматриваются понятие налоговых рисков, их место в системе экономической безопасности, формы управления налоговыми рисками.
Ключевые слова: налоговый риск, финансовый риск, уклонение от налогов, управление рисками.
Любая производственно-коммерческая деятельность хозяйствующего субъекта связана с риском. Успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и учета вероятности критических ситуаций.
Особое место в системе предпринимательских рисков занимают финансовые риски, которые связаны с возможностью невыполнения хозяйствующим субъектом своих финансовых обязательств. Они возникают в процессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и
др.). С точки зрения экономической безопасности хозяйствующего субъекта наибольший интерес представляют следующие финансовые риски: налоговые, страховые, валютные, кредитные, процентные, страновые и риски ликвидности.
Под налоговым риском принято понимать опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.
Данное определение подразумевает существование налогового риска не только для налогоплательщиков, но и других участников налоговых правоотношений. Например, для государства в лице государственных органов исполнительной власти налоговый риск состоит в снижении поступления налогов, выступающих основным источником формирования доходной части бюджета. Для налогоплательщика рост налоговых издержек, являющихся разновидностью его предпринимательских издержек, влечет за собой снижение прибыли, и, следовательно, снижение возможностей для решения задач, стоящих перед ним в будущем.
Однако не все налоговые риски можно отнести к финансовым рискам.
Ввиду того что деньги являются материальной основой финансовых отношений, налоговые риски, которые могут быть оценены в денежном выражении, целесообразно относить к финансовым рискам.
Нефинансовыми можно считать налоговые риски, связанные с уголовной ответственностью, которая не может быть законным образом оценена в денежном выражении. Прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.
Одной из главных задач, стоящих перед предпринимателем, является умение оценивать степень риска, не избегать, а управлять им.
Решение этой задачи может быть поставлено на профессиональную основу, т. е. риск может быть профессионально управляем. Управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области налогового, гражданского, административного и уголовного права, анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных решений и многого другого.
Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий. Предпринимателю необходимо найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что, чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации.
В процессе управления риском необходимо учитывать следующие принципы:
- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
- необходимо думать о последствиях риска;
- нельзя рисковать многим ради малого.
Основываясь на этих принципах, выделяются следующие основные приемы управления налоговым риском: избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.
Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Это решение принимается в случае несоответствия указанным выше принципам (если, например, уровень возможных потерь выше уровня ожидаемой прибыли). Отказ от реализации мероприятия позволяет полностью избежать неопределенности и возможных потерь и вместе с тем означает полный отказ от прибыли. Кроме того, отказ от одного вида риска может привести к возникновению других.
Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь. Специалисты в области управления рисками должны разработать и предложить механизм такого снижения для каждого конкретного случая.
Принятие риска означает, что предприниматель оставляет весь или часть риска (в случае передачи части риска кому-то другому) за собой, т. е. на свою ответственность. В этом случае он принимает решение о покрытии возможных потерь собственными средствами.
Предприниматель должен принять решение о том, как он планирует управлять рисками. Возможно, будут использованы только те приемы, при которых риски не возникают. Либо фирма предпочтет перекладывать риски на других (путем включения в контракты оговорок, не разрешенных у нас налоговым законодательством, но разрешенных Гражданским кодексом РФ, или требуя гарантий от своих контрагентов). Еще один вариант: проведение одних видов сделок вместо других (например, лизинг вместо покупки оборудования за счет кредита). Во всех случаях предприниматель должен точно оценить, сколько будет стоить качественное управление налоговыми рисками с тем, чтобы ответить на вопрос: какой ценой дается экономия.
Предпринимателю не следует скрывать информацию от налоговых органов, поскольку риском быть пойманным управлять практически невозможно. Для того чтобы предприятие оценило свой налоговый риск, оно должно представить, что скрываемую запись о сделке все же обнаружили, и решить, сможет ли оно защитить свои позиции от налоговых органов или нет. Бизнесу с долгосрочными перспективами не стоит рассчитывать на то, что налоговики не выявят нарушений налогового законодательства.
В любом случае оптимизацию налоговых платежей следует отличать от ухода (уклонения) от налогов. Законного способа ухода от налогов не существует, так как уклонение от налогов всегда связано с противоправ-
ными действиями. При всем их многообразии способы уклонения делятся на криминальные и некриминальные. Некриминальные действия налогоплательщиков связаны с уклонением от налогов путем нарушения гражданско-правового и налогового законодательства (неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переформирование договоров и изменение их содержания после их исполнения, занижение стоимости ввозимых через таможню товаров, ошибки исполнителей при исчислении налоговых платежей). Криминальные действия связаны с нарушением норм налогового и уголовного права.
Существует достаточно много способов ухода от налогов.
Самый простой и распространенный, но в то же время самый криминальный способ — неоприходование выручки в целях сокрытия объекта налогообложения (объема реализации или внереализационного дохода). Уклонение от уплаты налогов путем неотражения выручки может осуществляться в нескольких формах:
- неоприходование наличных денежных средств, поступивших от покупателей в оплату товаров (работ, услуг). Может производиться путем неиспользования (неполного использования) контрольно-кассовых машин при расчетах с физическими лицами; неотражения наличных денежных средств, поступивших от юридических лиц (как правило, с нарушением предельного размера расчетов между юридическими лицами, установленного действующим законодательством) и т. д.;
- неотражение выручки, причитающейся налогоплательщику, но поступившей на расчетные счета в учреждениях банков других лиц (расчеты через третьих лиц);
- неотражение выручки, полученной безденежным путем (путем обмена продукцией, путем проведения зачета встречных однородных требований, путем получения векселя третьего лица и т. д.).
Все эти методы требуют ведения двойной бухгалтерии (внесения в бухгалтерские документы заведомо ложных данных о размерах объектов налогообложения).
Уменьшение налогов посредством данного метода в случае его выявления неминуемо влечет за собой применение к предпринимателю налоговых или уголовно-правовых санкций (в зависимости от размера ущерба, причиненного общественным интересам действиями налогоплательщиками). Так, в соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РФ сокрытие объекта налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неупла-
ченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
Определение оптимизации налогообложения вытекает из принципов, на которых строятся взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами:
- необходимо платить налоги в соответствии с действующим законодательством;
- необходимо платить минимум налогов, не нарушая закон;
- необходимо платить налоги в последний день установленного срока.
Для соблюдения отмеченных выше принципов необходим профессиональный подход к разработке системы внутрифирменного налогового планирования и контроля. Мировая практика свидетельствует о том, что такая система создается при тесном взаимодействии юридической и финансовой служб организации с использованием услуг внешнего консультанта, специализирующегося в соответствующей области налогообложения. В Российской Федерации такой практики пока не существует, и руководители многих российских предприятий плохо представляют себе, с какими налоговыми рисками они могут столкнуться в ближайшее время, преступая сегодня налоговое законодательство.
Итак, управлять налоговыми рисками необходимо, но это управление во многом зависит от доступности информации о вероятности наступления налоговых рисков и величине их последствий, выраженной стоимостными показателями.
Для обоснованного решения в области воздействия на параметры налогообложения необходимо точно оценить все последствия принимаемого решения. В условиях полной неопределенности необходимо провести работу по поиску достаточной информации с тем, чтобы свести этот вариант к вероятностному и получить возможность анализа последствий таких решений.
На основе имеющейся информации можно использовать следующие способы управления налоговыми рисками: лимитирование (нормирование) концентрации рисков и диверсификация.
Нормирование налоговых рисков подразумевает установление допустимых для данной организации потерь от налоговых рисков, что возможно только при достаточности информации о характеристиках риска.
Применение диверсификации затруднено сложностью рассредоточения налоговых рисков во времени или по отдельным видам налогов, ввиду их специфичности для каждого конкретного случая.
Управление налоговыми рисками, как и любой вид управляющего воздействия, целесообразно осуществлять в виде реализации ряда последовательных этапов:
1) выявление вида и предполагаемого срока выхода конкретного риска за пределы приемлемого (оптимального) уровня (доверительного интервала);
2) оценка его реального или ожидаемого уровня;
3) анализ факторов, оказывающих большое влияние на его уровень;
4) выбор методов управления риском, приводящих к достижению его оптимального уровня для конкретной ситуации;
5) применение выбранных методов;
6) оценка полученных результатов и при необходимости введение оперативных или упреждающих корректировок.
Специфика прохождения перечисленных этапов управления налоговыми рисками будет зависеть от формы управления налоговым риском (таблица).
Формы управления налоговыми рисками
Название формы Характеристики управляющего воздействия по
времени содержанию результатам эффекту
Активная предшествует использование минимизация максималь-
возникновению всей информа- налоговых рисков ный
риска ции и средств воздействия
Адаптивная в период несе- адаптация нало- предотвращение средний
ния риска говых решении к сложившейся обстановке части неблагоприятных последствий
Консерватив- с момента рис- нейтрализация локализация рас- минимальный
ная кового события влияния риска и ущерба на другие события пространения ущерба
Возможен и другой подход к детализации способов управления налоговыми рисками с точки зрения их разрешения. В соответствии с этим подходом в их составе могут быть выделены четыре способа:
- избежание — простое уклонение от мероприятия, связанного с риском;
- удержание риска — оставление риска за налогоплательщиком, то есть на его ответственности;
- передача риска — налогоплательщик передает ответственность за налоговый риск кому-то другому налогоплательщику, изменяя условия оформления сделки;
- снижение степени риска — сокращение вероятности и объема возможных потерь, связанных с проявлением налогового риска.
При выборе способа управления налоговым риском предприниматель должен исходить из следующих принципов предосторожности:
- необходимо заранее оценивать возможные последствия риска;
- нельзя рисковать слишком сильно, подвергая свой бизнес существенным штрафным санкциям и другим негативным последствиям, которые могут поставить под угрозу успешность самого бизнеса;
- не стоит рисковать добрым именем и успешностью функционирования бизнеса ради призрачной налоговой экономии в случае сомнительности предполагаемых решений, ведь всегда есть возможность не рисковать, а желание сэкономить обозначает больший риск.
Таким образом, назрела необходимость разработки для экономической безопасности российского предпринимательства системы внутрифирменного налогового планирования и контроля, а также управления налоговыми рисками.
F.M. Shelopaev
Tax risks in the system of economic security
Discusses the concept of tax risks, their place in the system of economic security, the form of tax risk management.
Key words: tax risk, financial risk, tax avoidance, risk management.
УДК (336.7:336.221):332.142
И.В. Сычева, д-р экон. наук, проф., (Россия, Тула, ТулГУ);
И.А. Прокофьев, аспирант, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ
Выполнен анализ состояния воздействия факторов макросреды на деятельность коммерческих банков и установлена статистическая взаимосвязь между ними.
Ключевые слова: коммерческие банки, метод главных компонент, конкуренция.
Банковский сектор в последние годы демонстрировал впечатляющие темпы роста: совокупные активы в среднем росли на 25 % и на конец 2011 г. составили 38,9 трлн руб. В этом же году рост объема собственных средств составил 14 %, портфеля кредитов юридических лиц — 28 %, физических лиц более 38 % [6]. Тем не менее благоприятная среда для открытия новых банковских организаций так и не была создана. Напротив, общее число банков неуклонно снижалось: по состоянию на 01.05.2002 г. их насчитывалось 1934, по состоянию на 01.01.2010 г. — 1124, по состоянию на 01.05.2012 г. — 1039. Таким образом, за 10 лет произошло уменьшение