Научная статья на тему 'Налоговые риски государства'

Налоговые риски государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1983
743
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ГОСУДАРСТВА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ ГОСУДАРСТВА / ОПТИМИЗАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ / TAX RISKS / TAX REVENUE / FACTORS OF EMERGENCE OF TAX RISKS / OPTIMIZATION / MONITORING / INTERNATIONAL MANAGEMENT STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ежова Е. А.

В статье рассматриваются вопросы определения и управления налоговыми рисками государ ства. Проведен анализ понятия «налоговые риски государства», рассмотрена их классификация. Приведены мнения различных авторов. Также освещены общие аспекты управления налоговыми рисками. Приведены примеры предлагаемых направлений оптимизации налоговых рисков государства. Обозначены основные вопросы эффективного управления налоговыми рисками государства в соответствии с международными стандартами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the definition and tax risk-management of government. The article gives analysis of government tax risks, shows the classification of these risks. It is reported the opinions of different authors. Also it draws our attention to general aspects of tax risk management. The examples of the proposed directions of optimization of the government tax risks are given. The paper gives valuable information about main problems of effective government tax risk management in accordance with international standard

Текст научной работы на тему «Налоговые риски государства»

УДК 336.2

налоговые риски государства

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения и управления налоговыми рисками государства. Проведен анализ понятия «налоговые риски государства», рассмотрена их классификация. Приведены мнения различных авторов. Также освещены общие аспекты управления налоговыми рисками. Приведены примеры предлагаемых направлений оптимизации налоговых рисков государства. Обозначены основные вопросы эффективного управления налоговыми рисками государства в соответствии с международными стандартами.

Ключевые слова: налоговые риски государства; налоговые поступления; факторы возникновения налоговых рисков государства; оптимизация; мониторинг; международные стандарты управления.

Abstract. The article presents the definition and tax risk-management of government. The article gives analysis of government tax risks, shows the classification of these risks. It is reported the opinions of different authors. Also it draws our attention to general aspects of tax risk management. The examples of the proposed directions of optimization of the government tax risks are given. The paper gives valuable information about main problems of effective government tax risk management in accordance with international standard.

Keywords: tax risks; tax revenue; factors of emergence of tax risks; optimization; monitoring; international management standards.

Ежова Е.А.,

?_„ Д студентка магистратуры

Финансового университета Ы [email protected]

цё т

В настоящее время понятие «налоговые риски» законодательно не закреплено, но в научной литературе оно часто встречается. В подавляющем большинстве случаев речь идет о налоговых рисках организации, т. е. налогоплательщика. Изучаются и предлагаются их классификация, факторы возникновения, меры по снижению уровня риска и способы его предотвращения.

Применение данного понятия относительно остальных субъектов налоговых правоотношений в последнее время встречается все чаще. В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются не только налогоплательщики, но и налоговые агенты, налоговые и таможенные органы [1]. Следовательно, должны рассматриваться налоговые риски каждого субъекта. В связи с тем что на данный момент не существует единого мнения по вопросу определения понятия «налоговый риск», дать единственно верное толкование такому понятию, как «налоговый риск государства», не представляется возможным.

Каждый автор в рамках своего исследования выделяет специфические черты налоговых рисков государства, отличающие их от других видов. Так, М. Р. Пинская считает, что налоговый риск с точки зрения государства в лице его уполномоченных органов - вероятность (угроза) недополучения налогов в бюджет и в государственные внебюджетные фонды из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве [2].

В. Г. Пансков характеризует налоговый риск государства как вероятность сокращения поступления налогов и сборов в связи с не до конца обоснованными изменениями налогового законодательства, неэффективной работой налоговых и таможенных органов по контролю за уплатой налогов и сборов, а также возвратом налогоплательщикам поступивших в распоряжение государства финансовых ресурсов вследствие неправомерных

По мнению одних специалистов, факторами возникновения налоговых рисков государства являются недостатки в налоговом законодательстве, другие рассматривают еще и неэффективность работы контролирующих органов

Научный руководитель: Гончаренко Л.И., доктор экономических наук, профессор.

налоговые риски государства

действий должностных лиц контролирующих органов [3, с.76].

По мнению М. И. Мигуновой, налоговый риск государства представляет собой возможность недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов [4].

не существует системного подхода к определению налогового риска государства, т.е. риска на макроуровне, в отличие от микроуровня, уровня фирмы, где имеется как теоретическая, так и практическая база

Н. А. Пименов определяет налоговый риск государства как угрозу потерь (снижения) налоговых доходов в результате деятельности участников налоговых правоотношений [5]. По мнению Л. И. Гон-чаренко, налоговые риски государства можно определить следующим образом: во-первых, как снижение (невыполнение плана) налоговых поступлений в бюджетную систему страны, в том числе вследствие применения налогоплательщиками «легальных» схем минимизации налоговых платежей; во-вторых, как системное сужение налоговой базы вследствие сокращения объемов отечественного и иностранного бизнеса и инвестиций; уход налогоплательщика «в тень»; снижение конкурентоспособности национальной налоговой системы [6].

создание механизма, позволяющего своевременно выявлять, оценивать риск и управлять им, является важной задачей для государства

Несмотря на различия в трактовке рассматриваемого понятия, авторы первостепенно все же определяют налоговый риск как угрозу, возможность недопоступления налоговых доходов. Что же касается причин возникновения данного риска, этот вопрос остается дискуссионным. По мнению одних специалистов, факторами возникновения налоговых рисков государства являются недостатки в налоговом законодательстве, другие рассматривают еще и неэффективность работы контролирующих органов. Некоторые авторы, считая, что

перечень факторов возникновения налоговых рисков государства, заложенных в самом определении данного понятия, недостаточно полон, в своих работах предлагают их различные классификации. Например, В.Г. Пансков подразделяет факторы на две группы: внутренние и внешние. К внутренним относится проводимая государством налоговая политика. К внешним - формирование и функционирование международных офшорных зон; использование налогоплательщиками схем минимизации и ухода от налогообложения; функционирование теневой экономики; мировая конъюнктура цен на энергоносители и связанные с ней колебания рубля по отношению к мировым валютам [3, с.77]. Л. И. Гончаренко выделяет следующие причины, носящие общий характер для всех субъектов налоговых правоотношений:

1) несимметричность налогового и гражданского законодательства (в некоторых случаях и иных отраслей права);

2) изменения, внесенные в зарубежное или отечественное законодательство, в том числе в порядке корректировки экономической и налоговой политики страны;

3) несовершенство норм российского законодательства о налогах и сборах, включая внутренние противоречия между нормами различных глав НК РФ; 4) ошибки в экономическом управлении и планировании;

5) действия (в том числе неправомерные) других субъектов налоговых правоотношений или уполномоченных органов власти и управления;

6) некомпетентность собственных работников.

Отсутствие единого мнения по данному вопросу может быть обусловлено его относительной новизной и сложностью изучения. В настоящее время в России недостаточно исследована данная область. Не существует системного подхода к определению налогового риска государства, т. е. риска на макроуровне, в отличие от микроуровня, уровня фирмы, где имеется как теоретическая, так и практическая база. Сложность изучения налоговых рисков государства связана с тем, что государству всегда приходится иметь дело с большим числом переменных и более сильным влиянием субъективного фактора, чем организациям или бизнесу. Также государство всегда должно учитывать интересы всех субъектов правоотношений в силу существующих между ними связей. Несмотря на все это, необходимость изучения налоговых рисков государства сложно переоценить. Создание механизма, позволяющего своевременно выявлять, оценивать риск и управлять им, является важной задачей для

государства. К сожалению, существующие на данный момент механизмы учета и анализа объемов налоговых поступлений в бюджет не позволяют прогнозировать их значение в будущем периоде с высокой точностью.

В научной литературе некоторые авторы уже предлагают ряд мер, которые, по их мнению, по -зволят оптимизировать налоговые риски государства. Например, О. Н. Савина считает, что одним из важных направлений оптимизации налоговых рисков государства является разработка эффективного мониторинга рисков.

В основе организации и проведения мониторинга лежит механизм, реализующий на практике принципы налоговой политики в условиях необходимости повышения эффективности управления налогами в масштабе всей страны и отдельных ее территорий. Мониторинг налоговых рисков государства не тождественен контролю налоговых органов за налоговыми поступлениями в бюджетную систему. Мониторинг как система деятельности гораздо шире [7].

В настоящее время предлагаемые различными авторами меры не нашли своего применения на практике, что может быть обусловлено сложностью их внедрения и возможной «неготовностью» системы к такого рода новшествам. Для того чтобы понять сложность и масштаб необходимых нововведений, обратимся к международному опыту.

В рамках международных стандартов управления рисками выделяют основные вопросы общего характера, которым государство должно уделить особое внимание для эффективного управления риском:

1) что может случиться (выявление потенциального риска). В каждой сфере требуется регулярное изучение реальной ситуации, включая строгую научную оценку имеющихся тенденций, возможностей, опасностей, вероятности их возникновения и ожидаемого воздействия;

2) что важно (оценка). Установив, что может случиться, государство должно сформировать оценочные суждения о желательности или нежелательности различных результатов, учитывая, например, важность обеспечения надежной работы службы, преимущества, которые принесет та или иная инновация, или место рассматриваемой деятельности в рамках общественного договора между государством и его гражданами;

3) что можно сделать (действия). Установив, что является важным, государство должно составить план того, каким образом избежать, смягчить, предусмотреть или иным образом проконтролиро-

вать потенциальный риск, учитывая в этом плане и фактор неопределенности. В некоторых случаях важно иметь запасной план на случай непредвиденного развития событий. В других следует выделить ресурсы и возможности для решения возможных непредвиденных проблем;

4) что произошло (анализ). Предприняв какие-либо действия на начальном этапе, государство должно проанализировать, был ли достигнут ожидаемый эффект, следует ли внести поправки в существующую оценку риска и нужно ли предпринимать дальнейшие действия. Все это должно сопровождаться эффективным обменом информацией как с теми, кто может пострадать в связи с рассматриваемым риском, так и с теми, кто может помочь справиться с ним [8].

Мониторинг налоговых рисков государства не тождественен контролю налоговых органов за налоговыми поступлениями в бюджетную систему

Ознакомившись с международными рекомендациями по управлению рисками в самых общих чертах, можно сделать вывод о том, что для создания механизма, позволяющего своевременно выявлять, оценивать риск и эффективно управлять им, требуется разработка необходимого инструментария, а также время на реализацию или внедрение. В настоящее время в России процесс создания такого механизма как в теории, так и на практике находится на начальной стадии.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявление//Финан-сы. 2009. № 2.

3. Пансков В.Г. Налоговые риски: проявления и возможные пути минимизации//Экономика.Налоги.Право. 2013. № 4.

4. Мигунова М.И. Основы налогового планирования и прогнозирования: учеб.пособие. Красноярск, 2009.

5. Пименов Н. А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятия и государства//Налоги. 2010. № 4.

6. Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. № 2.

7. Савина О.Н. Мониторинг налоговых рисков государства как механизм повышения эффективности управления налоговой системой/международный бухгалтерский учет. 2014. № 1.

8. Международные стандарты управления рисками: учебно-методическое пособие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.