ЭКОНОМИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА
И ГОСУДАРСТВА
Налоговые правонарушения как потенциальный источник угроз экономической безопасности XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи
Байрамов В.М.
Existence of the steady tendency of increase in scales of a shadow and corruption component in economy, amplification of this component in system of social and economic attitudes and its latent character cause necessity of search of new approaches to the organization ofprocess of counteraction to such negative phenomena in system of the economic attitudes which are carried out by economic subjects — participants of preparation for carrying out international Olympic games, sports university games and other actions connected to them.
Организация и проведение XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи1 является важнейшей составляющей в общей совокупности национальных проектов и программ развития Российской Федерации.
Сфера бюджетно-финансового обеспечения реализации таких проектов и программ имеет специфические особенности по сравнению с другими сегментами экономики и определяет необходимость самостоятельного рассмотрения вопросов выявления вызовов и угроз в данной сфере экономической деятельности. Указанное обстоятельство связано с тем, что масштабы теневой экономической деятельности и ее коррупционной составляющей в России стали сопоставимыми с масштабами, фиксируемыми в самых неблагополучных в этом отношении странах Латинской Америки. По разным оценкам, доля теневой экономики в России составляет от 25 % до 50 % внутреннего валового продукта России, в то время как в мировой практике «допустимой» величиной считается 5—10 %2. Количественный рост объемов теневой экономики в России сопровождается качественными изменениями в системе социально-экономических отношений: за последние два десятилетия произошло закрепление теневого экономического поведения в те или иные организационно устойчивые формы и определенная институционали-зация теневой экономики.
Существование устойчивой тенденции увеличения масштабов теневой и коррупционной составляющей в экономике, усиление этой составляющей в системе социально-экономических отношений и ее латентный характер обуславливают необходимость поиска новых подходов к организации процесса противодействия таким негативным явлениям в системе экономических отношений, осуществляемых экономическими субъектами — участниками подготовки к проведению международных олимпийских и паралим-пийских игр, спортивных универсиад и иных связанных с ними мероприятий.
Подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи связаны с освоением больших объемов средств на относительно небольшой территории и в определенных сферах экономической деятельности. Концентрация капитала в той или иной сфере деятельности всегда порождает такие негативные тенденции, как повышенное внимание со стороны преступности к этим сферам и, соответственно, рост количества финансовых, налоговых и иных правонарушений и преступлений экономической направленности.
Проблема подконтрольности организованным преступным группировкам отдельных сфер экономической деятельности в рамках XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи является весьма острой и
CJ
OI
О CJ
О О
о
Q.
со s
H
о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О О
о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
связана, также и с тем, что субъектам экономической деятельности — исполнителям работ и услуг, осуществляемых в целях организации и проведения спортивных мероприятий, кроме установленных государством налогов и сборов приходится регулярно платить определенные суммы организованным преступным сообществам. Естественно, что такие средства не могут возникать сами по себе из ничего, а формируются либо за счет удорожания стоимости выполняемых работ и услуг, либо за счет снижениях их качества, либо за счет уклонения от постановки на налоговый учет, занижения налогооблагаемой базы, незаконного использования льгот, завышения произведенных расходов, не отражения произведенных хозяйственных операций в бухгалтерских документах и, как следствие, уклонения от уплаты налогов и сборов.
Ситуация в сфере налогообложения экономических субъектов — участников подготовки олимпийских игр в г. Сочи является весьма напряженной, поскольку обстановка в данном регионе, в свете подготовки и проведения олимпиад, характеризуется высокой степенью предпринимательской активности и приложения финансов, в том числе нелегальных, с благоприятными возможностями быстрого их оборота и извлечения высокой прибыли. Все вышеперечисленные причины и условия обуславливают существование для части организаций соблазна к нарушениям законодательства, в том числе налогового, на котором следует остановиться более подробно, поскольку эта сфера непосредственно затрагивает государственные интересы.
В общем случае основными видами противоправных деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность в Уголовном кодексе Российской Федерации 3, являются: > кража (ст. 158 УК РФ);
мошенничество (ст. 159 УК РФ); присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ);
производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ);
легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ);
> > > >
>
> легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления (ст. 174.1 УК РФ);
> приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ);
> уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ);
> неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
> сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ);
> коммерческий подкуп (204 УК РФ);
> подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ);
> изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ст. 327.1 УК РФ) и другие.
В свете изложенного следует отметить, что в ходе подготовки и проведения олимпийских игр в г. Сочи налоговая преступность может быть тесно связана с коммерческим подкупом (ст. 204 УК РФ); злоупотреблением полномочиями (ст. 201 УК РФ); злоупотреблениями должностными полномочиями (ст. 286 УК РФ); получением взятки (ст. 290 УК РФ); дачей взятки (ст. 291 УК РФ). Приведенный перечень противоправных деяний не является исчерпывающим. Как следует из вышеперечисленных статей Уголовного кодекса Российской Федерации, субъектами преступлений могут быть как должностные лица организаций (директор, главный бухгалтер), так и работники предприятий (продавцы, кассиры и др.), а объектами посягательства — имущество, принадлежащее государству или организациям, законные интересы государства, правообладателей, потребителей и т.д.
Распространенную группу нарушений, способствующих уклонению от уплаты налогов, при проведении олимпийских игр в г. Сочи могут образовывать нарушения в области применения контрольно-кассовой техники при расчетах с населением. При этом, сами продавцы товаров, как правило, не будут изобретать сложных схем уклонения: они просто не будут использовать контрольно-кассовую
технику, скрывая, таким образом, свою реальную прибыль и действуя по схеме: нет прибыли — нет налогов.
Серьезной проблемой в системе экономических отношений, реализуемых хозяйствующими субъектами в рамках подготовки и, в особенности, в ходе проведения спортивных игр может стать торговля контрафактной (пиратской) продукцией, т.е. продукцией, изготовленной и реализованной с нарушением авторских прав. Это будет касаться также и практики использования олимпийской символики при реализации товаров и услуг. Возникающие в результате неправомерного использования олимпийской символики и торговли контрафактной продукцией неучтенные наличные денежные средства вместо бюджета государства будут направляться на личное обогащение производителей пиратской продукции, а также на содержание обеспечивающих их противоправную деятельность преступных группировок, на взятки чиновникам и сотрудникам соответствующих контролирующих органов.
Поведению олимпийских игр в г. Сочи, находящемуся в относительно небольшом удалении от Государственной границы Российской Федерации, имеющему выход в море и совой морской порт, производству и реализации контрафактной продукции, будет сопутствовать и контрабанда, и незаконное предпринимательство.
Что касается производства и реализации контрафактной продукции, то характерным признаком этих противоправных видов деятельности является отсутствие у «пиратских» фирм первичных бухгалтерских документов. При этом, при подделке аудио- и видеопродукции, компьютерных и информационных программ нарушаются авторские права создателей предметов интеллектуальной собственности.
Реализаторы контрафактной продукции, как правило, прибегают к различным способам ухода от уплаты налогов, игнорируют установленный законодательством порядок лицензирования своего товара. Контрафактная продукция зачастую приобретается на рынках различных городов и после реализации большая часть документов на ее приобретение уничтожается. При приобретении малых партий контрафактной продукции документы, как правило, вовсе не оформляются, поэтому отследить источники поступления товара очень сложно и, соот-
ветственно, проблематично организовывать эффективное пресечение потоков такой продукции.
Однако, следует отметить, что в деяниях лиц, связанных с оборотом контрафактной продукции, часто содержатся признаки сразу нескольких преступлений, например, преступлений, предусмотренных ст.ст. 171, 171.1, 199, 199.1, 327.1 УК РФ. Так, обычно лица, занимающиеся распространением контрафактной продукции, не платят налоги. Такие действия квалифицируются по ст. 199 УК РФ. Уклонение организаций от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных — явление очень распространенное.
При подготовке и проведении олимпийских игр в г. Сочи будут иметь место кроме вышеперечисленных экономических и налоговых преступлений и другие способы совершения преступлений, которые могут быть сгруппированы по следующим основаниям. 1. Способы, связанные с занижением
сведений о выручке:
а) занижение фактической цены реализации товара (в данном случае в учетных документах указывается намеренно измененная цена, меньше той, по которой товар был реализован фактически). Особое распространение подобные нарушения могут приобрести в самый разгар проведения олимпиады, когда будут иметь место условия, затрудняющие осуществление эффективного контроля за реализацией товаров с лотков, лавок и киосков без контрольно-кассовой техники;
б) занижение объема реализованной продукции. При этом способе в бухгалтерском учете отражается реализация только части партии товара. Как правило, все отражаемые в бухгалтерской документации проводки составляются верно, различие с действительно реализованной продукцией могут проявляться лишь в учитываемых объемах товаров. Часто это нарушение сопровождается наличием неучитываемых партий товара или имитацией производственной деятельности;
в) занижение количества приобретенного товара;
г) заниженное отражение выручки в главной книге и балансе, а также в отчете о прибылях и убытках;
сч
О!
О СЧ
О
о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О О
о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
д) бартер (оплата товаром);
е) покупка и реализация товара за наличный расчет;
ж) бесфактурный отпуск товарно-материальных ценностей для сокрытия фактического объема выручки, полученной от реализации. При таком виде нарушения в учетных документах не отражается часть хозяйственной деятельности организации (например, фирма реализует товар без оформления накладных, счетов-фактур и др.);
з) неоприходование наличной выручки за продукцию, реализованную через доверенных лиц. Организация предоставляет доверенному лицу товары и необходимые для их реализации подлинные документы (накладные, доверенности и др.). Продав полученный товар, доверенное лицо сдает наличные деньги (выручку) организации. Затем первичные документы, отражающие передачу товара доверенному лицу, уничтожаются (скрывается вся операция) либо подмениваются (в них указывается не полная реализация товаров), а соответствующие денежные средства в кассу не приходуются, оседая в виде «черной» наличности. В подобных случаях в бухгалтерском учете не находит отражения факт реализации продукции или ее части, что приводит к занижению налоговой базы всех налогов, связанных с выручкой или оборотом. Подобные нарушения могут сопровождаться не отражением в бухгалтерском учете фактов получения товарно-материальных ценностей от поставщиков;
и) сокрытие выручки путем подмены или уничтожения накладных и других документов после продажи товара. Суть такого нарушения состоит в том, что юридическое лицо, осуществляя свою деятельность, не полностью отражает в учете факт реализации, происходит подмена или уничтожение первичных документов в целях ликвидации следов существования соответствующей партии товара полностью или ее части;
к) реализация товара через частных лиц в другом регионе;
л) содержание незарегистрированных торговых точек. Данный способ
уклонения от уплаты налогов используется в расчете на недостаточную эффективность работы контролирующих и правоохранительных органов, системы проверок деятельности торговых организаций, наличие зон, где практически не проводятся проверки, на использование фиктивных документов и т. п.
Способы, связанные с завышением
данных о материальных затратах в первичных документах в учете и счетах:
а) завышение себестоимости продукции путем отнесения к ней расходов, подлежащих финансированию за счет чистой прибыли организации;
б) завышение цен на приобретенный товар в накладных документах;
в) фиктивное завышение стоимости ввозимого из-за рубежа основных средств с целью последующего завышения затрат через начисление амортизации по ним;
г) включение расходов будущих периодов в расходы отчетного периода в случае определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения методом начисления;
е) прямое искажение в отчете о прибылях и убытках данных о материальных расходах;
ж) подделка финансово-расчетных документов;
з) использование при проведении коммерческих операций подложных документов;
и) занижение количества или завышение цены приобретаемого товара при составлении акта закупки у частных лиц. Такое нарушение совершается в целях создания у организации неучтенной партии или завышения себестоимости закупаемой продукции. Дальнейшим шагом при занижении количества товара может стать бесфактурный отпуск товара или занижение объема его реализации. В случае завышения цены товара — может быть присвоение подотчетным лицом разницы между реально затраченными и отчетными суммами;
к) включение в расходы сумм, связанных с оплатой по фиктивным закупочным документам и др.
2
3. Способы, связанные с занижением облагаемой прибыли.
Занижение прибыли и отражение ее в виде дебиторской задолженности при реализации продукции по уставной, но не основной деятельности. Суммы, полученные или причитающиеся за реализацию продукции по уставной, но не основной деятельности, отражаются как якобы задолженность партнера, которую еще «предстоит получить». Часто логическим завершением действий по занижению прибыли подобным образом является отнесение этой дебиторской задолженности (по истечении срока исковой давности) на финансовые результаты деятельности организации или за счет фонда резерва по сомнительным долгам, что ведет к повторному занижению налогооблагаемой базы налога на прибыль.
4. Способы, связанные с сокрытием прибыли в сговоре:
а) создание коммерческих структур на базе головной организации без разделения финансово-хозяйственной деятельности;
б) осуществление финансовых операций с использованием счетов других организаций по взаимной договоренности. Суть данного наиболее распространенного способа уклонения от уплаты налогов заключается в следующем: организация по взаимной договоренности с другими юридическими лицами осуществляет определенную часть своей деятельности, используя чужие расчетные счета, и добивается тем самым занижения оборотов по своему расчетному счету, что позволяет скрывать подлинные объемы торговой деятельности. Само по себе действие не приводит к занижению какого-либо конкретного налога (объекты обложения у каждого налога не тождественны оборотам по расчетному счету), но, являясь в какой-то степени признаком налоговых нарушений, создает предпосылки и условия для сокрытия облагаемой базы налогов. Эта часть деятельности организации может не отражаться в бухгалтерском учете;
в) проведение финансовых операций с использованием других, кроме расчетного, счетов в коммерческих банках;
г) сокрытие дохода от обложения путем заключения договора о предоставлении кредита;
д) отнесение финансовых санкций за счет балансовой прибыли и др.
5. Способы, связанные с неправомерной
самоликвидацией и имитацией преступлений 4:
а) ликвидация предприятия без объявления;
б) хищение имущества;
в) хищение бухгалтерских документов.
Доходы, получаемые за счет наценок
или скидок с розничной цены, предоставляемых фирмами-изготовителями, остаются одним из распространенных источников хищений корпоративной и частной собственности. Более того, возможности таких злоупотреблений возрастают.
В условиях рыночной экономики торговые организации учитывают товары одновременно уже не в двух (покупная и продажная), а в трех оценках (покупная стоимость, предполагаемая продажная, и стоимость товара по ценам фактической продажи). Возможность маневрирования в учете разными оценками одного и того же товара здесь заметно возрастает. С использованием торговых скидок (наценок) чаще создаются не излишки товара, а нереальная кредиторская задолженность в пользу поставщиков (комиссионеры, другие торговые фирмы, корпорации и т. п.). Перечисленные якобы в погашение фиктивной задолженности денежные суммы изымаются и похищаются совместно всеми участниками преступления. В состав преступной группы, кроме бухгалтера организации, могут входить представители другой фирмы или любое частное лицо, которое выступает в качестве фиктивного кредитора.
Приведенные результаты анализа потенциально возможных противоправных действий в налоговой сфере позволяют сделать вывод, что в ходе подготовки и проведения олимпийских игр в г. Сочи в структуре налоговых преступлений, совершаемых участниками данных мероприятий, могут преобладать способы, связанные с полным сокрытием финансово-хозяйственной деятельности и с сокрытием отдельных операций от налоговых и правоохранительных органов.
В общем случае мотивация налоговых преступлений чаще всего корыстная и предполагает наличие желаемого результата, заключающегося в уклонении от конституционной обязанности уплачи-
сч
О!
О СЧ
О О
о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О О
о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
вать государству денежные суммы в виде налогов и сборов. Перечисленные способы уклонения от уплаты налогов, так или иначе, носят скрытый характер, так как организации пытаются сохранить в тайне стремление уклониться от уплаты налогов и сборов. Общественная опасность преступлений, связанных с уклонением уплаты налогов при осуществлении экономической деятельности в рамках подготовки и проведения международных спортивных мероприятий определяется тем, что подобные преступления могут причинить существенный ущерб экономической безопасности XXII Олимпийских зимних в г. Сочи и препятствуют плановому поступлению налогов и сборов в бюджет, чем наносят ущерб функционированию государственной экономики в целом.
Изложенная классификация потенциально возможных способов совершения налоговых преступлений при проведении олимпийских игр в г. Сочи имеет ориентирующее значение для сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих выявление налоговых правонарушений. Характеризуя налоговую преступность, следует остановиться на составах преступлений, наиболее часто совершаемых по совокупности с налоговыми, а также тех, которые выявляются в процессе борьбы с уклонением от уплаты налогов.
Одним из наиболее распространенных «сопутствующих» налоговым преступлениям составом является незаконное предпринимательство (ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Криминальный бизнес и деятельность, противоречащая основам правопорядка и нравственности, хотя и носят характер систематичности и имеют цель — незаконное извлечение сверхприбыли, не являются предпринимательской деятельностью, ибо они незаконны по своему содержанию и осуществляются в нелегальном секторе экономики.
Согласно диспозиции ст. 171 УК РФ, условием наступления уголовной ответственности является извлечение дохода в определенном законом размере. Под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. При исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить
из общей суммы дохода, извлеченного всеми его участниками. Подтверждает это и судебная практика (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18.11.04 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»5).
Уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ наступает при нарушении правил регистрации; представлении в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения; либо осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, в случаях, когда такая лицензия обязательна; либо при нарушении лицензионных требований и условий, если такое деяние причинило крупный ущерб.
Незаконное предпринимательство, хотя и преследует цель уклонения от уплаты налогов, тем не менее, доход, полученный от такой преступной деятельности, налогообложению не подлежит, а должен в полном объеме обращаться в доход государства. Если в результате незаконной предпринимательской деятельности был получен доход, а лицом, совершившим данное преступление, с него были уплачены налоги, то данная незаконная предпринимательская деятельность требует дополнительной квалификации по ст.ст. 198 и 199 УК РФ.
Налоговое преступление может быть выявлено наряду с незаконным предпринимательством в случае, если лицо помимо незаконного предпринимательства осуществляло законную деятельность и при этом уклонялось от уплаты налогов. Результаты анализа практики выявления налоговых правонарушений свидетельствует о том, что уклонению от уплаты налогов достаточно часто сопутствует изготовление и использование поддельных документов. Использование сфальсифицированных документов в целях получения, например, налоговых льгот, влекущее за собой уклонение от уплаты налогов, квалифицируется по совокупности статьи, предусматривающей ответственность за уклонение от уплаты налогов (ст.ст. 198, 199 или 199.1 УК РФ) и ст. 327 УК РФ — подделка, изготовление или сбыт поддельных документов.
Для совершения налоговых преступлений все чаще используются подставные юридические лица, зарегистрированные по поддельным или утерянным паспортам,
а также юридические лица, у которых в пакете документов, предоставляемых для регистрации, преобладают поддельные документы. Такие предприятия («фирмы однодневки») создаются, как правило, не для ведения финансово-хозяйственной деятельности, а для составления фиктивных договоров, используемых для минимизации налогообложения. В настоящее время деятельность коммерческих структур, созданных без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, приобрела масштабы, угрожающие экономической безопасности, как отдельных регионов России, так и всей страны в целом6. Лжепосредники используются в различных схемах уклонения от налогообложения, вывода средств из официального оборота предприятий в целях личного обогащения их руководителей, установления коррупционных связей в органах исполнительной власти и т.п. Контролируются лжепосреднические фирмы подчас самими руководителями промышленных предприятий либо их близкими родственниками и доверенными лицами. Анализ материалов, получаемых правоохранительными органами в ходе пресечения налоговых преступлений, свидетельствует о том, что действующее уголовное законодательство не оказывает должного профилактического воздействия на лиц, специализирующихся на оказании услуг по регистрации анонимных структур. Фактически законодатель предусматривает одинаковую меру ответственности по ст. 327 УК РФ, как за подделку проездного билета, так и за подделку пакета документов на коммерческую структуру.
Следующим, сопутствующим налоговому, преступлением является нарушение авторских, смежных прав, изобретательских и патентных прав, незаконное использование товарных знаков и знаков соответствия (ст. 146, 147 УК РФ). Серьезной проблемой в настоящее время стало производство и реализация контрафактной (пиратской) продукции, т.е. продукции, изготовленной и реализованной с нарушением авторских прав.
Характерными особенностями производства и реализации контрафактной продукции является отсутствие у «пиратских» фирм первичных документов. Контрафактная продукция по судебному решению подлежит обязательной конфискации, утилизации (переработке) или уничтожению за счет нарушителя прав владельца товарного знака за исключением случаев передачи их владельцу товар-
ного знака и обладателю права на наименование места происхождения товара по его заявлению в счет возмещения убытков либо обращения в доход государства.
При подготовке и в ходе проведения олимпийских игр в г. Сочи, учитывая значительный рыночный потенциал данного мероприятия, наряду с производством и реализацией контрафактной продукцией широкое распространение может получить производство и реализация фальсифицированной продукции. В общем случае вред, наносимый фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп, это:
> ущерб экономике государства в виде
не поступления налоговых и иных
платежей в бюджет государства;
> подрыв инвестиционного климата;
> ущерб владельцам авторских прав;
> ущерб здоровью потребителей.
Фальсифицированная продукция, это
продукция, реализуемая под видом известных потребителей торговых марок, вводящая потребителей в заблуждение относительно ее качества и потребительских свойств, произведенная с нарушением санитарных и иных норм и технологии производства, наносящая ущерб добросовестному производителю и потребителям7.
В судебной и следственной практике нет единообразия в квалификации действий лиц, которые в целях обогащения изготавливают фальсифицированный продукт и реализуют его, используя товарные знаки предприятий, занимающихся выпуском данной продукции на законных основаниях. Действия таких лиц часто квалифицируется как незаконное предпринимательство, что не совсем правомерно, так как на изготовление и реализацию фальсифицированной продукции государством не могли быть выданы разрешение либо лицензия. Такая деятельность является уже не предпринимательской, а противозаконной.
Учитывая характер и особенности подготовки и проведения олимпийских игр в г. Сочи, масштабность таких мероприятий и большие объемы привлекаемых средств на относительно небольшой территории в определенных сферах экономической деятельности можно прогнозировать что не менее актуальными будут проблемы мошенничества (ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации) связанные со сферой налогообложения. Основными субъектами такого мошенничества могут быть, в первую очередь, лже-
сч
О!
О СЧ
О
о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О О
о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
экспортеры, практикующие имитирующие экспорт товаров. Основными способами осуществления такого «лжеэкспорта» могут являться следующие.
1. Реально существующий товар оформляется как экспорт, однако таможенной границы не пересекает.
2. Экспортируемый товар существует только на бумаге, т.е. фактически является воздухом (происходит фальсификация документов). Результатом рассматриваемого вида
мошенничества может быть не только искажение отчетности, но и хищение, присвоение, растрата материальных активов. Предметом такого мошенничества будет являться сумма незаконно возмещаемого государством налога на добавленную стоимость (НДС). Обман при совершении мошенничества в области незаконного возмещения НДС выражается в ложном утверждении, например, того, что юридическое лицо имеет право на применение экспортной льготы по НДС. Преступным действиям по незаконному возмещению НДС, как правило, может сопутствовать использование подложных или поддельных документов. Изготовление поддельного документа является приготовлением к хищению. Если не удалось использовать поддельный документ в целях хищения, ответственность может наступать за приготовление к мошенничеству и подделку документа по совокупности. При оконченном преступлении содеянное может квалифицироваться по совокупности как подделка и мошенничество (ст.ст. 327 и 159 УК РФ).
Если предприниматель при попытках незаконного возмещения НДС, стремился получить налоговые послабления, то содеянное может квалифицироваться по ст.ст. 198, 199 УК РФ. Если же предприниматель стремился получить из бюджета наличные деньги, а получил зачет по налогам, то содеянное квалифицируется как покушение на мошенничество. Если мошеннику без-
различно решение налогового органа, то содеянное может квалифицироваться по фактически наступившим последствиям.
Таким образом, на основе изложенных результатов можно заключить, что при подготовке и проведении XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи в 2014г., сопровождаемых концентрацией больших объемов привлекаемых для этого средств, может в значительной степени проявиться существующая крайне негативная тенденция увеличения масштабов теневой и коррупционной составляющей в соответствующем секторе экономики и, прежде всего в налоговой сфере. Усиление этой составляющей в ходе подготовки и проведения олимпийских игр, ее латентный характер обуславливают необходимость поиска новых подходов к организации процесса противодействия негативным явлениям в системе экономических отношений, осуществляемых экономическими субъектами — участниками подготовки к проведению международных олимпийских и паралим-пийских игр, спортивных универсиад и иных связанных с ними мероприятий. При разработке комплекса мер противодействия теневым экономическим процессам в ходе проведения таких мероприятий наряду с мерами, направленными на изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, необходимо предусмотреть и комплекс мероприятий по повышению контроля (наблюдаемости) над планируемой для реализации экономической деятельности. Необходимым условием обеспечения такой наблюдаемости представляется принятие на государственном уровне денежно-кредитной политики, направленной на снижение доли наличного денежного обращения, поскольку в силу своей природы именно наличные деньги являются идеальным инструментом для совершения мошенничества и иных теневых экономических операций.
Литература и примечания
1. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.12.2007 г. № 49. Ст. 607.
2. Сенчагов В.К. и др. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчаго-ва; 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ.1996. № 25. Ст. 2954.
4. Хакимова Э.Р. Присвоение и растрата: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф. дисс. ...к.ю.н. М.: Московский университет МВД России, 2009. 26 с.
5. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18.11.2004 г. № 23 // Российская газета. 2004. № 271. 7 декабря.
6. Экономические и финансовые преступления / О.Ш. Петросян и др.; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юни-ти-Дана: Закон и право, 2010. 311 с.
7. Тамбовцев Б. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник МГУ, сер. 6. Экономика, 2009.